Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.

№ 51, 9 октября 1953 г. РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ З а л о г у с п е х а Наш траулер «Ваер» «сделал в этом году 12 рейсов. Двенадцать раз мы возвращались с моря и всег­ да выполняли задания по вылову рыбы. Несколько раз траулер до­ ставлял в порт полный груз. •Каким образом нам удается обес­ печивать ритмичную работу кораб­ ля? Дело здесь, в первую очередь, заключается в том, что на траулере правильно организован труд на всех участках работы — среди палубной команды, судоводительского состава, в трюме и в машинном отделении. Коллектив корабля сцементирован сознательной, крепкой дисципли­ ной. У нас во время промысла, как правило, не бывает случаев задер­ жек в работе из-за недисциплини­ рованности кого-либо, или из-за неумения моряков выполнять пору­ ченное дело. Высокая организация труда не может быть достигнута, если люда корабля плохо знают свое дело, ес­ ли они слабо обучены. На траулере «Ваер» каждый моряк отлично зна­ ет и умеет выполнять производст­ венные операции, ему порученные. Характерно, что когда мы ведем промысел, капитану, вахтенным штурманам, тралмейстеру почти не приходится отдавать распоряжения. На некоторых других кораблях в процессе работы вахты беспрерывно раздаются команды, командиры нервничают, подчиненные тоже нервничают. А дело все в том, что моряки слабо знают свое дело и не приучены добросовестно относиться к нему. У нас же во время работы не нужно указывать в каждом слу­ чае, что надо делать и как делать. Каждый моряк знает свои обязанно­ сти и сам стремится выполнить их к ак можно скорее *и лучше. Известно, что на траулерах одним из самых трудоемких процессов яв ­ ляется обработка рьгбы. Причем, очень важно не только правильно разделать каждую рыбу и обеспе­ чить высокую сортность, но очень важно успеть убрать весь улов от трала до трала. Если произойдет за­ держка, то будет нарушен весь тру­ довой процесс. Это повлечет за со­ бой перерасход времени и, следова­ тельно, снижение улова, срыв су­ точного задания, нарушение ритма. А когда ритм нарушен, восстанав­ ливать его очень трудно. На трау­ лере «Ваер» явления подобного ха­ рактера очень редки. Мы принима­ ем все меры к тому, чтобы управ­ ляться с уборкой рыбы в любых случаях. Даже товда, когда уловы обильные и надо стремиться дер­ жать трал как можно больше в воде и вести траление беспрерывно, па­ лубная команда корабля обеспечи­ вает разделку улова. Достигается это только потому, что каждый матрос умеет очень быстро и хорошо обрабатывать ры­ бу. Почти все моряки палубной команды разделывают по 10— 14 рыбин в минуту без особых усилий. Конечно, без постоянной и напори­ стой учебы, без постоянного совер­ шенствования этих, на первый взг­ ляд, простых навыков, невозможно добиться высоких результатов. На нашем корабле нет такого положе­ ния, чтобы передовым опытом вла­ дели только отдельные люди. Все новое, что рождается в процессе труда, немедленно становится до­ стоянием коллектива через практи­ ческий показ, через стенную печать. Слаженность всех звеньев на ко­ рабле дает нам возможность наибо­ лее рационально использовать про­ мысловое время, отдавать каждую минуту на добычу рыбы. Вот ре­ зультаты этого. План восьми меся­ цев был выполнен экипажем на 105 ,5 процента. В сентябре промы­ сел шел также успешно. Перевыпол­ нены задания по выработке консер­ вов, рыбной муки, рыбьего жара. Достигнута экономия топлива, льда, инвентаря, спецодежды и т. д. Сей­ час на нашем счету более 36 .0 0 0 центнеров рыбы. План третьего квартала был завершен еще 11 сен­ тября. Разумеется, что социалистическое соревнование постоянно и верно помогает нам в промысловой работе. На каждый рейс моряки берут на себя индивидуальные обязательства. Исходя из общей задачи экипажа, они, обычно, намечают новое повы­ шение производительности труда на своих участках. Каждый день специальные сводки показывают ход соревнования и всю работу экипажа в целом. Каждый моряк может ви­ деть, каівой режим тралирювания вы ­ держивался на корабле за . прошед­ шие сутки, как обрабатывался улов, сколько времени затрачивалось на выполнение той или иной операции и т. д. Такое систематическое отра­ жение работы помогает коллективу лучше видеть недосталки, правиль­ но оценивать свой труд, быстрее принимать меры к устранению не­ дочетов и подтягиванию отстающих участков. После каждого рейса судо­ вой комитет профсоюза обязательно подводит итоги соревнования. При этом первенство отдается той вахте, где не только выше, чем у других, производительность труда, но где крепче трудовая дисциплина, где лучше качественные показатели. •Социалистическое соревнование позволяет коллективу наращивать темпы труда. Например, в одиннад­ цатом рейсе, когда экипаж брал обя­ зательство досрочно выполнить за­ дание третьего квартала и выло­ вить сверх этого 1000 центнеров рыбы, коллектив корабля трудился особенно энергично, хотя мы рабо­ тали в трудных условиях прибреж­ ных районов. Тралмейстер тов. Пры- гов не допустил ни одной задержки из-за неисправности орудий лова. Он всегда своевременно и правиль­ но оснащал трал в зависимости от грунтовых условий, обеспечивал бы­ стрый ремонт тралов. Моряки на па­ лубе справлялись с обработкой двух с половиной — трех тонн рыбы от трала до трала. Одновременно заго­ тавливалась продукция высшего сорта, обеспечивалась беспрерывная работа консервной и рыбомучной установок. В результате свое обяза­ тельство моряки выполнили и по количеству и по качеству. Задание по консервам было выполнено на 120 процентов. Машинист рыбомуч- ной установки тов. Лобанов выра­ ботал 129 центнеров рыбной Імуки при задании 80 центнеров. При этом он сдал 50 центнеров муки высшим сортом. Сейчас экипаж траулера «Ваер» развернул социалистическое сорев­ нование за достойную встречу 36-й годовщины Великого Октября. Он обязался еще выше поднять темпы промысла, усилить борьбу за улуч­ шение экономических показателей. Нет сомнения, что всенародный праздник моржи траулера «Ваер» встретят новыми успехами в про­ мысловой работе; будут способство­ вать быстрейшему решению задачи создания изобилия продуктов пита­ ния в нашей стране. П. ЗАДОРИН, — капитан траулера «Ваер». И. КЛЕПЧА, помполит. В. ЛОБАНОВ, машинист ути­ лизационной установки. Отстающие поневоле Четвертый отряд средних трау­ леров «Мурманеельди» работает крайне неравномерно. Одни суда перевыполняют задания, другие — серьезно отстают. Например, уже 20 сентября задание третьего квартала было выполнено моряками средних траулеров М М 432 , 180 , 179 , 434 и других. В то же время сред­ ние траулеры М М 438 , 431 , 427 отстают. Неравномерная работа отряда объясняется тем, что здесь не были созданы необходимые условия всем кораблям, чтобы промышлять успеш­ но, Скажем, средние траулеры М М 437 , 147 , 146 и 123 ремон­ тировались очень долго. Они выш­ ли на промысел с большим опозда­ нием и, конечно, уже не могли на­ верстать упущенное. В результате у этих судов выполнение годового плана составляет 16— 33 процента. Они тянут назад весь отряд. Вторая причина, которая меша­ ет успешной работе отряда, — от­ сутствие отрядных специалистов. Здесь, например, второй год числит­ ся флагманским капитаном тов. Едемский, а механиком-наставни- ком тов. Ролле, но они не осуще­ ствляют руководства судами отряда и не помогают им ни организацион­ но, ни практически. Тов. Ролле все время исполнял обязанности глав­ ного механика экспедиции, а капи­ тан-флагман тов. Едемский уже полтора года вообще не появлялся на промысле в Северной Атланти­ ке.. Нередко отрываются от своего отряда и политработники. Например, тов. Кузьмин более трех месяцев пробыл на базе «Онега», а кораб­ лями своего отряда заниматься не мог. На судах отряда происходила беспрерывная смена капитанов, штурманов, механиков. На средних траулерах М М 220 и 431 смени­ лось, например, по четыре капита­ на. Это значит, что здесь отсутст­ вовала какая бы то ни было от­ ветственность за выполнение плана, корабли были обезличены. Повинны в этом руководители флота и его от­ делов. Здесь плохо подбирали кад­ ры. Так, на средний траулер М 431 был назначен капитаном тов. Куже- ло, но он не оправдал доверия, сам начал нарушать дисциплину. Ко­ нечно, пришлось заменить этого горе - руководителя, усугубившего отставание судна. 27 августа приказом М 338 по управлению сельдяного флота был укомплектован штат отрядных спе­ циалистов, однако к исполнению своих обязанностей эти специали­ сты приступили только в конце сентября. Назначенный флагманом капитан среднего траулера М 837 тов. Земісков отказался выполнять свои обязанности. Отряд, таким об­ разом, остался без общего руковод­ ства. Понятно, что подобное положе­ ние не способствует улучшению работы судов. Многие капитаны нуждаются в серьезной практиче­ ской помощи непосредственно на промысле, и в организации труда на судне, и в овладении практикой ло­ ва. Но этой помощи получить им не от кого. Подобное же положение очень долго было с инструкторами по ры­ бообработке и промысловому делу. Запросы моряков отряда удовлет­ воряются плохо. Нынче на сельдя­ ном лову наблюдается общая болезнь — нехватает резиновых камер, тары , крашеных сетей. До­ ставленный краситель был распре­ делен между небольшим количест­ вом судов, в результате чего моряки не имели возможности красить се­ ти и тем самым повышать уловы. Все это тормозит работу кораблей четвертого отрада. У моряков есть большое желание работать как мож­ но лучше, выполнять и перевыпол­ нять задания, но они поневоле вы­ нуждены трудиться не в полную силу. Руководители управления «Мур- мансельдь» обязаны более серьезно подходить к решению вопросов, свя­ занных с организационным и хо­ зяйственным укреплением отрядов флота, полностью и оперативно удовлетворять нужды экипажей. На­ до добиться, чтобы каждый отряд судов работал отлично. А. ДОЛГОВ. Помполит отряда судов сель­ дяного флота. ДЬідювая завеса шов. Маевского Обеспечить условия для внедрения новшеств Рационализаторы тралового флота и коллектив экспериментальной базы в меру своих сил работают над со­ вершенствованием промысловых ме­ ханизмов, орудий лова и промыслово­ го оборудования. Они стремятся об­ легчить труд моряков, ускорить про­ изводственный процесс, способство­ вать повышению уловов. <0днако вся эта важная работа тормозится тем, что механические 'предприятия без­ ответственно относятся к выполне­ нию заказов -по рационализаторским предложениям. И судоверфь, и завод междурейсового ремонта затягивают выполнение этих заказов на месяцы. Так, на завод междурейсового ре­ монта (директор тов. Тарабарин) за­ каз на изготовление приспособления для испытания кухтылей различ­ ных конструкций был сдан 3 апре­ ля, а выполнен только 8 августа. На всю эту работу требовалось не более 3— 5 дней. Задержка крайне услож­ нила испытания различных видов гидродинамических кухтылей для трала, предложенных рационализато­ рами флота. А ведь известно, что но­ вые кухтыли , обладающие большой подъемной силой, могли бы значи­ тельно повысить уловистость трала. Еще в конце 1951 года траловый флот получил литье на 114 стопор- блоков. После ряда усовершенствова­ ний и испытаний стопор-блоки ре­ шено было применить для оснаще­ ния тралов. Стопор-блоки позволили бы сократить затраты времени на спуск и подъем трала, улучшить технику безопасности гари взятии и отдаче ва еров со стопора. Заказ на изготовление серии стопор-блоков был передан на судоверфь в начале августа, но там до сего дня к этой работе еще не приступали. Уже два года коллектив экспери­ ментальной базы в содружестве с рационализатором тов. Монастыр­ ским работает над автоматизацией включения и выключения траловой доски. И 'вот, когда этот вопрос уже почти решен и заказ на изготовле­ ние двух головных образцов автома­ та дан, вновь началась волокита. Ди­ ректор судоверфи тов. Фомин отка­ зался принять его. Автоматизация процесса включе­ ния и выключения траловой доски позволяет сократить время, затра­ чиваемое на спуск и подъем трала, а главное — облегчит и сделает безопасной эту ответственную опера­ цию. Но, вероятно, директор судо­ верфи тов. Фомин никак не может понять эту 'Простую истину. Только после вмешательства горкома КПСС судоверфь приняла эту работу. Аналогичная картина и с 'изго­ товлением на судоверфи различных ! типов гидродинамических кухтылей : и новых бобинцев с вращающимися осями, предложенных тралмейстером ' тов. Тарунтаевым. Эти заказы не- ! сколько раз возвращались руководи­ телями судоверфи, и даже после при­ нятия заказов они все еще не могут попасть в производственные цеха. Предыдущие годы руководители су ­ доверфи объясняли затягивание и з ­ готовления опытных образцов и но­ вой техники тем, что эти работы яв ­ ляются неплановыми. Нынче мини­ стерство отпустил» 7 5 .0 0 0 рублей на выполнение заказов, но положение не ‘изменилось. Совершенно очевидно, что подоб­ ная обстановка дальше нетерпима. Надо^ добиться, чтобы все заказы по новой технике и рационализации вы ­ полнялись как можно быстрее. Было бы хорошо с этой целью создать в Мурманске экспериментальные ма­ стерские, которые выполняли бы по­ добную работу для всех предприя­ тий. Кстати, технический совет Главмурманрыбпрома еще в марте нынешнего года обсудил и одобрил проект экспериментальных мастер­ ских. Министерство разрешило соз­ дание таких мастерских, но техни­ ческий совет главка не интересует­ ся дальнейшей судьбой этого дела. Строительство экспериментальных мастерских отложено в долгий ящик. Технический совет главка обязан коренным образом изменить свое от­ ношение к постановке дела экспери­ ментальных работ. В. МАКШЕЕВ. Начальник Мурманской экс­ периментальной базы. 27 сентября в газете «Рыбный Мурман» была опубликовала коррес­ понденция старшего инженера про­ мысловой разведки по добыче тов. Суханова — «Вот они, резервы тра­ лового флота». Автор глубоко вскры ­ вал те крупные недостатки в орга­ низации работы флота, которые и привели к резкому отставанию фло­ та, к огромной задолженности перед государством. В корреспонденции прямо указывалось, что в отстава­ нии, в провалах в работе виноваты, в первую очередь, сами руководите­ ли флота. Ответил газете и ее читателям на корреспонденцию заместитель на­ чальника управления тралового фло­ та тов. Маевский. Можно представить, как, едва взглянув на заголовок корреспонден­ ции, тов. Маевский* досадливо помор­ щился: — Опять критикуют! Старо! На­ доело читать одно и то же! Снисходительно признав справед­ ливость корреспонденции, тов. Ма­ евский ту т же дает понять, что она, т. е. корреспонденция и содержа­ щаяся в ней критика , ни к чему. Это, мол, тем более верно, что «затрону­ тые в заметке вопросы не являются новыми и постоянно находятся в центре внимания руководителей флота». И далее: «Борьба с непроиз­ водительными затратами времени ведется н а флоте повседневно путем направления в море наставников и осуществления контроля з а работой 1каждого корабля в управлении фло­ т а на ежедневных оперативных со­ вещаниях». Итак, по мнению заместителя на­ чальника флота, нет никакой надоб­ ности публично говорить о крупней­ ших недостатках в организации про­ мысла, о слабой роли управления флота в деле обеспечения выполне­ ни я государственного плана добычи рыбы. Руководителям флота все из­ вестно, все учтено ими и все, что нужно, делается. Но... напрашивает­ ся вопрос тов. Маевекому: — А какой толк из того, что ру­ ководители флота видят недостатки и постоянно держая1 их «в центре внимания»? В самом деле: все видят, знают, держат в центре 'внимания, контро­ лируют, борются, — а толку нет. Флот отстает, государственный го­ довой план по вылову рыбы не вы ­ полняется. Где уж тут, тов. Маев­ ский, говорить о каком-то «центре внимания»! Красивые слова о контроле и борьбе с недостатками понадобились тов. Маевекому для того, чтобы по­ ставить дымовую завесу и за ней скрыть упущения руководителей флота, и свое личное примиренческое отношение к недостаткам. Следует ли говорить, что подобное игнорирование критики, какое до­ пускает заместитель начальника флота, не должно иметь места. Надо, наконец, покончить с примиренчест­ вом к недостаткам, которое прижи­ лось в управлении тралового флота и которое с энергией, достойной луч ­ шего применения, защищается тов. Маевским.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz