Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.
№ 50, 7 октября 1953 г. РЫБ НЫЙ М У Р М А Н % Школа передового опыта газеты „Рыбный Мурман* Как мы обеспечиваем рентабельность Занятие в т о р о е нашего траулера Из доклада капитана траулера „Киров" П. И. БАЕВА Советский народ, воодушевленный исторически ми решениями XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза и пятой сессии Верхов* ного Совета СССР, борется за успешное осу ществление задач пятой пятилетки. Рыбаки Мур- мана, претворяя в жизнь решения партии и пра вительства, стремятся наиболее активно участво вать в борьбе за создание обилия рыбных това ров для населения страны. Социалистическое соревнование, начатое по инициативе экипажа траулера «Касатка», на мно гих кораблях приносит свои положительные ре зультаты. Среди передовиков соревнования по стоянно находится коллектив траулера «Киров», командует которым капитан, депутат Верховного Совета РСФСР тов. Баев. Опыт работы траулера «Киров» является по учительным во многих отношениях. На передо вом корабле хорошо организовано социалисти ческое соревнование, партийно-политическая и агитационно-массовая работа, ведется настойчи вая борьба за улучшение всех показателей. Вся многообразная работа, проводимая коман дованием траулера, паіртийной и профсоюзной организациями, направлена на дальнейшее повы шение рентабельности корабля. Моряки стремят ся с наименьшими затратами средств и материа лов сделать больше, чем планируется. В резуль тате за прошедшее время экипаж корабля до бился высоких показателей на всех ведущих участках работы. Глубоко сознавая свой патрио тический :долг перед Родиной, моряки «Кирова» настойчиво борются за досрочное завершение своих годовых социалистических обязательств. На днях в техническом кабинете Главмурман- рыбпрома состоялось занятие школы передового опыта, организованное главком и редакцией га зеты «Рыбный Мурман». Капитан корабля тов. Баев рассказал об опыте борьбы экипажа за по вышение рентабельности. Ниже публикуются материалы школы. Под руководством Коммунистиче ской партии и Советского прави тельства наш народ -самоотверженно трудится над осуществлением задач, поставленных XIX съездом КПСС и пятой сессией Верховного Совета СССР. В пятой пятилетке должен быть обеспечен крутой подъем всех отраслей народного хозяйства и подъем производства продукции на родного потребления. Глубоко понимая всю важность проводимых партией и правительст вом мероприятий, сознавая свой долг, моряки траулера «Киров» стремятся активно помогать делу создания изобилия продуктов пита ния для трудящихся нашей великой Родины. . Вся хозяйственная, партийная и профсоюзная работа на нашем ко рабле направлена на то, чтобы сде лать как можно лучше, добиваясь высоких экономических показателей, систематически снижая -себестои мость продукции и повышая рента бельность нашего предприятия — траулера «Киров». Повышение вылова р ы б ы Понятно,-что предприятие может быть рентабельным, в первую оче редь, только тогда, когда оно вы полняет план по основным видам продукции. Но задача заключается в том, чтобы не только выполнять, но и перевыполнять план и тем самым создать условия для снижения себе стоимости и для дальнейшего роста прибыльности. Поэтому экипаж траулера «Жиров», поддержав в на чале года патриотический почин коллектива траулера «Касатка», взял обязательство перекрыть годо вое задание по всем главнейшим ви дам продукции. Нам было заплани ровано: выловить рыбы — 35,5 тысячи центнеров, изготовить кон сервов — 85 тысяч банок, рыбье го жира — 702 центнера, рыбной муки — 1430 центнеров. Подсчитав все возможности, моряки обязались: выловить рыбы — 40,5 тысячи центнеров, изготовить консервов — 90 тысяч банок, рыбьего жира — 750 центнеров и рыбной муки — 1500 центнеров. Чтобы повысить вылов рыбы, мы делаем следующее. Во-первых, мы позаботились об улучшении 1 режима траления. С этой целью на корабле велась и ведется непрерывная борьба за сокращение затрат времени на спуск и подъем трала. В среднем на каждой такой операции у нас сберегается 7 ми нут. Значит, сделав за 8 месяцев 1 1 2 2 траления, мы увеличили про мысловое время на 131 час или на 50 тралений, что позволило выло вить дополнительно 1600 центне ров рыбы. Во-вторых, тралмейстерским со ставом корабля во главе с тов. Го- родиловым была обеспечена постоян ная «готовность тралов к работе. Это позволило нам держать их в воде, т. е. непосредственно ловить рыбу, по 15 часов в сутки, вместо плано вых 13,9 часа. Всего за 8 месяцев мы должны были тралить 2027,6 часа, фактически тралили 2368,1 чаюа. Так как средний улов на час траления составил у. нас 16 цент неров, то мы, за счет улучшения суточного режима траления на 340 часов, получили возможность вы ловить и выловили дополнительно 5,5 тысячи центнеров рыбы. B-трегьих, коллектив корабля при нимал все меры, чтобы сократить затраты времени на обработку ры бы, на стоянку в порту, на перехо-. ды в море и обратно, на переходы при смене района лова. Каждый час, сбереженный в этих случаях, затра чивался ншокаредстверно на про мысловую работу. В итоге комплексной борьбы за высвобождение времени непосредст венно для промысла, вылов на про мысловые сутки у нас поднялся от заданных 188,9 центнера до 239,5 центнера. Это позволило экипажу уже к концу августа выловить 38 тысяч центнеров рыбы, т. е. пере крыть годовое задание за 5 меся цев до конца года. Выработка консервов, рыбьего жира и муки Консервы, рыбий жир, рыбная мука являются производными от ос новной продукции — рыбы. Но это совсем не значит, что они не влия ют на рентабельность траулера. На оборот. В этом хорошо убеждаются те командиры кораблей, которые, стремясь только к повышению выло ва рыбы, забывают, одновременно с этим, повышать выпуск вторичных продуктов. И у нас в траловом фло те немало таких кораблей, которые, хорошо промышляя, все же имеют самые плачевные экономические по казатели потому, что не выполняют задания * по выработке консервов, жира в муки. На траулере «Киров» выработке этих ценных продуктов уделяется такое же внимание, как и вылову рыбы. Так как экипаж добывает рыбы больше, чем планируется, создает ся возможность больше вырабаты вать и вторичных продуктов. Вы сокие уловы дают много сырья и для консервов, и для жира., и для рыбной муки. Дело заключается единственно в том, чтобы полностью собрать и переработать это сырье. Для этого у нас проводятся следую щие мероприятия. На палубе в про цессе обработки улова действует взаимоконтроль. Каждый матрос следит, чтобы его товарищи не вы брасывали тресковую печень, мел кую рыбу, чтобы при уборке палубы рыбьи головы и мелкая рыба не смывались за .борт. Кроме того, сбор этого сырья контролируется вахтен ным штурманом, а сверх всего — работают специальные контрольные посты. Они, выполняя свои обязан ности, вносят также конкретные предложения по ликвидации недо статков в этом деле. Далее, мы стремимся в течение всего промысла не прекращать ни на час работу консервного цеха и рыбомучной установки. Известно, что в море приходится делать до вольно частые переходы из района в район. Иногда эти переходы ва- .нимают 10— 12 и более часов. Что делать в это время консервному ма стеру с помощниками и машинисту рыбомучиой установки? Простаи вать? Нет, мы загружаем их рабо той, для чего создаем в последний момент перед переходом необходимый запас сырья. В результате постоянной борьбы за полное использование тресковой печени и отходов рыбообработки, -ма стер тов. Колесников и его помощ ник тов. Кощеев уже заготовили j 80.800 -банок консервов и 750 цент неров рыбьего жира, а машинист рыбомучной установки тов. Барак- шин дал свыше 1 . 1 0 0 центнеров рыбной муки. Эти данные говорят о том, что у нас выполнение плана по консервам, рыбьему жиру и муке, идет с опере жением, что социалистические обя зательства по этим видам продук ции будут выполнены и даже пере выполнены. Значит, рентабельность траулера повысится и с этой сто роны. Вопросы качества 'Советский народ с каждым днем предъявляет все более высокие тре бования к качеству продукции. Мы, промысловики, даем пищевую про дукцию и потому должны относить ся к вопросам качества ее с особой ответственностью. Кроме того, сле дует помнить, что повышение каче ства продукции ведет прямо к по вышению рентабельности предприя тия. Борьба за высокое качество рыбы, консервов, жира, рыбной муки ор ганизационно оформлена у нас так. Во-первых, этот вопрос постоянно контролируется со стороны командо вания, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Мы до биваемся, чтобы на каждом участ ке, от которого зависит сортность продукции, строго соблюдались тех нологические правила. Обсуждая общее социалистическое обязательство, моряки берут обяза тельства индивидуальные. В них указывается, каким путем каждый из моряков будет способствовать по вышению качества продукции. Су довой комитет профсоюза, каждую пятидневку обсуждая итоги сорев нования по вахтам, строго учитыва-! ет, как моряки обрабатывали рыбу, j как они забртились о сортностиі На корабле организованы конт - 1 рольные посты, которые следят за качеством обработки и засолки ры бы. Заготовку рыбы высшего сорта ведут опытные -матросы. Системати чески проводятся занятия по тех нологии обработки и хранения улова. Эти занятия лежат на обя занности мастера по рыбообработке коммуниста тов. Хабарова. Широкая борьба за повышение сортности всей заготовляемой на траулере продукции позволила нам избежать технологических потерь, сократить выпуск продукции второ го сорта и на 0,7 процента увели чить количество продукции первого сорта. Все консервы сданы первым и высшим сортами, рыбий жир — первым сортом, 6 6 процентов заго товленной рыбной муки сдано выс шим и 34 процента — первым сортом, т. е. заданные показатели по качеству рыбной муки значи тельно улучшены. Само собой разумеется, что хоро шие результаты шл главным состав ным частям рентабельности — по количеству продукции и ее качест ву — обеспечивают траулеру проч ное финансовое положение, высокую его прибыльность. Экономить везде и во всем Экономное, расчетливое расходо вание средств и материалов, отпу скаемых на производство продук ции, является важнейшим условием поднятия рентабельности предприя тия. Чем меньше средств и материа лов будет затрачено на добычу каж дого центнера рыбы, на выработку каждой банки консервов, на произ водство центнера рыбьего жира и рыбной муки, тем ниже будет себе стоимость продукции, тем больше выгоды получит государство от ко рабля. На траулере «Киров» весь экипаж стремится во всем проводить стро жайший режим экономии. Вопросы расходования материалов находятся под повседневным контролем капи тана, партийной и профсоюзной ор ганизаций. Что мы экономим? Все, что идет на обеспечение работы в рейсе: топливо, смазочные материалы и траловое снаряжение, лед, соль, во ду, пар, инструменты, спецодежду, различный инвентарь, : средства, предназначенные на ремонт меха низмов. Как экономим? Сбережение тралов и снаряжения к ним достигается: правильным вооружением их в за висимости от грунтовых условий района промысла (трал вооружен правильно — меньше рвани), свое временным ремонтом орудий лова, полным использованием, годных ча стей износившихся тралов для ре монта тех, которые эксплуатируют ся, соблюдением правил хранения орудий лова в нерабочее время. Соблюдая все эти условия, трал- мейстерский состав корабля сокра тил расход сетематериалов за 8 ме сяцев на 3.172 килограмма. Машинная команда «Кирова» ве дет борьбу за сокращение объема заводского междурейсового ремонта. Механики не раз в эчх>м году выпол няли работы, которые должен был выполнить завод. Средства, пред назначенные для этою, остались у государства. Обеспечивая исправность всех ме ханизмов, команда тем самым доби вается полного использования пара, а значит 'помогает кочегарам эконо мить топливо. Общими усилиями механиков и кочегаров расход топ лива сокращен на 40 тонн. Загляните в машинное 'отделение j траулера — там всегда полный по- , рядок: инструмент вычищен, сма зан, собран в строго определенном месте; на настиле нет масляных лу жиц, как это бывает на некоторых кораблях, где не заботятся о сбере жении смазочных материалов. В ко чегарке нет разбросанного топлива, нет исковерканного инструмента... На палубе каждая доска, каждый штропик находятся на учете. Есте ственно, что хозяйское отношение к имуществу сберегает нам немало средств, которые вливаются в общую сумму экономии. ’ И т о г и Проведенные мероприятия сказа- лись на рентабельности корабля по ложительно. Все 8 месяцев, в тече ние которых траулер вел промысло вую работу, мы систематически вы полняли задания по накоплениям. Кроме того, мы дали 200.000 руб лей сверхплановых накоплений. Каждый центнер рыбы;- добытый мо ряками «Кирова», обошелся государ ству на 13,5 процента дешевле, чем планировалось. Все это значит, что траулер «Киров» — предприя тие прибыльное. Итоги говорят нам о необходимо сти настойчиво продолжать работу по дальнейшему повышению рента* бельности корабля. Кроме того, они наглядно раскрывают нам наши сла бые места. Я останавливаюсь на них потому, что они присущи не только траулеру «Киров», но мно гим другим кораблям. Прежде всего, расходование вре мени. За прошедший период мы по теряли 62 часа промыслового време ни из-за того, что в некоторых слу чаях не управлялись убирать ры бу, и 10,5 часа—из-іза неисправно сти механизмов. В общей сложности потеряно трое суток, т. е. 800 цент неров рыбы. Это — не мелочь, этим нельзя пренебрегать. Однако многие наши капитаны растрачивают про мысловое время, что называется, без оглядки, не понимая всего значения каждого лишнего промыслового ча са. Следовательно, путь повышения рентабельности всех наших трауле ров — это активная, настойчивая и непрерывная борьба за высвобожде ние времени непосредственно для промысла. Второй вывод, который вытекает тоже из опыта: надо усилить борьбу ж комплексную экономию всего, что дается на траулер для нормальной •работы. Мы допустили нерациональ ное расходование некоторых мате риалов, главным образом, консерви рующих. Правда, не всегда перерас- ход соли и льда получался по на шей вине. Известно, что нынче ас сортимент рыбы мелкий, при обра ботке ее требуется больше льда и | соли. Но, как бы там ни было, мы j обязаны были найти возможность сберегать консервирующие материа лы и в этом случае. Третье. Корабли должны полу чать доброкачественное промысловое снаряжение и полностью. У нас этого нет. Нехватка снаряжения, его низкое качество приводят к пере- расходованию его, к снижению уло вов, к убыткам. Возможности повышать прибыль ность имеются на каждом трауле ре флота. Надо использовать эти возможности, делом доказать наше стремление выполнить задачи, по ставленные XIX съездом Коммуни стической партии Советского Союза и пятой сессией Верховного Совета СССР. Сейчас, после ремонта, траулер «Киров» снова ушел на промысел. Моряки корабля включились в пред октябрьское соревнование и решили завершить к знаменательной дате свое годовое социалистическое обя зательство и затем до конца года дать дополнительно еще 6 тысяч центнеров рыбы, 16,5 тысячи ба нок консервов, 2 0 тонн рыбьего жира, улучшить качество продукции и добиться нового снижения себе стоимости продукции. Учитывая не достатки и выправляя их, коллектив траулера «Киров» обеспечит высо кие экономические показатели по всем статьям.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz