Рыбный Мурман. 1953 г. Октябрь.

№ 50, 7 октября 1953 г. РЫБ НЫЙ М У Р М А Н % Школа передового опыта газеты „Рыбный Мурман* Как мы обеспечиваем рентабельность Занятие в т о р о е нашего траулера Из доклада капитана траулера „Киров" П. И. БАЕВА Советский народ, воодушевленный исторически­ ми решениями XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза и пятой сессии Верхов* ного Совета СССР, борется за успешное осу­ ществление задач пятой пятилетки. Рыбаки Мур- мана, претворяя в жизнь решения партии и пра­ вительства, стремятся наиболее активно участво­ вать в борьбе за создание обилия рыбных това­ ров для населения страны. Социалистическое соревнование, начатое по инициативе экипажа траулера «Касатка», на мно­ гих кораблях приносит свои положительные ре­ зультаты. Среди передовиков соревнования по­ стоянно находится коллектив траулера «Киров», командует которым капитан, депутат Верховного Совета РСФСР тов. Баев. Опыт работы траулера «Киров» является по­ учительным во многих отношениях. На передо­ вом корабле хорошо организовано социалисти­ ческое соревнование, партийно-политическая и агитационно-массовая работа, ведется настойчи­ вая борьба за улучшение всех показателей. Вся многообразная работа, проводимая коман­ дованием траулера, паіртийной и профсоюзной организациями, направлена на дальнейшее повы­ шение рентабельности корабля. Моряки стремят­ ся с наименьшими затратами средств и материа­ лов сделать больше, чем планируется. В резуль­ тате за прошедшее время экипаж корабля до­ бился высоких показателей на всех ведущих участках работы. Глубоко сознавая свой патрио­ тический :долг перед Родиной, моряки «Кирова» настойчиво борются за досрочное завершение своих годовых социалистических обязательств. На днях в техническом кабинете Главмурман- рыбпрома состоялось занятие школы передового опыта, организованное главком и редакцией га­ зеты «Рыбный Мурман». Капитан корабля тов. Баев рассказал об опыте борьбы экипажа за по­ вышение рентабельности. Ниже публикуются материалы школы. Под руководством Коммунистиче­ ской партии и Советского прави­ тельства наш народ -самоотверженно трудится над осуществлением задач, поставленных XIX съездом КПСС и пятой сессией Верховного Совета СССР. В пятой пятилетке должен быть обеспечен крутой подъем всех отраслей народного хозяйства и подъем производства продукции на­ родного потребления. Глубоко понимая всю важность проводимых партией и правительст­ вом мероприятий, сознавая свой долг, моряки траулера «Киров» стремятся активно помогать делу создания изобилия продуктов пита­ ния для трудящихся нашей великой Родины. . Вся хозяйственная, партийная и профсоюзная работа на нашем ко­ рабле направлена на то, чтобы сде­ лать как можно лучше, добиваясь высоких экономических показателей, систематически снижая -себестои­ мость продукции и повышая рента­ бельность нашего предприятия — траулера «Киров». Повышение вылова р ы б ы Понятно,-что предприятие может быть рентабельным, в первую оче­ редь, только тогда, когда оно вы­ полняет план по основным видам продукции. Но задача заключается в том, чтобы не только выполнять, но и перевыполнять план и тем самым создать условия для снижения себе­ стоимости и для дальнейшего роста прибыльности. Поэтому экипаж траулера «Жиров», поддержав в на­ чале года патриотический почин коллектива траулера «Касатка», взял обязательство перекрыть годо­ вое задание по всем главнейшим ви­ дам продукции. Нам было заплани­ ровано: выловить рыбы — 35,5 тысячи центнеров, изготовить кон­ сервов — 85 тысяч банок, рыбье­ го жира — 702 центнера, рыбной муки — 1430 центнеров. Подсчитав все возможности, моряки обязались: выловить рыбы — 40,5 тысячи центнеров, изготовить консервов — 90 тысяч банок, рыбьего жира — 750 центнеров и рыбной муки — 1500 центнеров. Чтобы повысить вылов рыбы, мы делаем следующее. Во-первых, мы позаботились об улучшении 1 режима траления. С этой целью на корабле велась и ведется непрерывная борьба за сокращение затрат времени на спуск и подъем трала. В среднем на каждой такой операции у нас сберегается 7 ми­ нут. Значит, сделав за 8 месяцев 1 1 2 2 траления, мы увеличили про­ мысловое время на 131 час или на 50 тралений, что позволило выло­ вить дополнительно 1600 центне­ ров рыбы. Во-вторых, тралмейстерским со­ ставом корабля во главе с тов. Го- родиловым была обеспечена постоян­ ная «готовность тралов к работе. Это позволило нам держать их в воде, т. е. непосредственно ловить рыбу, по 15 часов в сутки, вместо плано­ вых 13,9 часа. Всего за 8 месяцев мы должны были тралить 2027,6 часа, фактически тралили 2368,1 чаюа. Так как средний улов на час траления составил у. нас 16 цент­ неров, то мы, за счет улучшения суточного режима траления на 340 часов, получили возможность вы­ ловить и выловили дополнительно 5,5 тысячи центнеров рыбы. B-трегьих, коллектив корабля при­ нимал все меры, чтобы сократить затраты времени на обработку ры­ бы, на стоянку в порту, на перехо-. ды в море и обратно, на переходы при смене района лова. Каждый час, сбереженный в этих случаях, затра­ чивался ншокаредстверно на про­ мысловую работу. В итоге комплексной борьбы за высвобождение времени непосредст­ венно для промысла, вылов на про­ мысловые сутки у нас поднялся от заданных 188,9 центнера до 239,5 центнера. Это позволило экипажу уже к концу августа выловить 38 тысяч центнеров рыбы, т. е. пере­ крыть годовое задание за 5 меся­ цев до конца года. Выработка консервов, рыбьего жира и муки Консервы, рыбий жир, рыбная мука являются производными от ос­ новной продукции — рыбы. Но это совсем не значит, что они не влия­ ют на рентабельность траулера. На­ оборот. В этом хорошо убеждаются те командиры кораблей, которые, стремясь только к повышению выло­ ва рыбы, забывают, одновременно с этим, повышать выпуск вторичных продуктов. И у нас в траловом фло­ те немало таких кораблей, которые, хорошо промышляя, все же имеют самые плачевные экономические по­ казатели потому, что не выполняют задания * по выработке консервов, жира в муки. На траулере «Киров» выработке этих ценных продуктов уделяется такое же внимание, как и вылову рыбы. Так как экипаж добывает рыбы больше, чем планируется, создает­ ся возможность больше вырабаты­ вать и вторичных продуктов. Вы­ сокие уловы дают много сырья и для консервов, и для жира., и для рыбной муки. Дело заключается единственно в том, чтобы полностью собрать и переработать это сырье. Для этого у нас проводятся следую­ щие мероприятия. На палубе в про­ цессе обработки улова действует взаимоконтроль. Каждый матрос следит, чтобы его товарищи не вы­ брасывали тресковую печень, мел­ кую рыбу, чтобы при уборке палубы рыбьи головы и мелкая рыба не смывались за .борт. Кроме того, сбор этого сырья контролируется вахтен­ ным штурманом, а сверх всего — работают специальные контрольные посты. Они, выполняя свои обязан­ ности, вносят также конкретные предложения по ликвидации недо­ статков в этом деле. Далее, мы стремимся в течение всего промысла не прекращать ни на час работу консервного цеха и рыбомучной установки. Известно, что в море приходится делать до­ вольно частые переходы из района в район. Иногда эти переходы ва- .нимают 10— 12 и более часов. Что делать в это время консервному ма­ стеру с помощниками и машинисту рыбомучиой установки? Простаи­ вать? Нет, мы загружаем их рабо­ той, для чего создаем в последний момент перед переходом необходимый запас сырья. В результате постоянной борьбы за полное использование тресковой печени и отходов рыбообработки, -ма­ стер тов. Колесников и его помощ­ ник тов. Кощеев уже заготовили j 80.800 -банок консервов и 750 цент­ неров рыбьего жира, а машинист рыбомучной установки тов. Барак- шин дал свыше 1 . 1 0 0 центнеров рыбной муки. Эти данные говорят о том, что у нас выполнение плана по консервам, рыбьему жиру и муке, идет с опере­ жением, что социалистические обя­ зательства по этим видам продук­ ции будут выполнены и даже пере­ выполнены. Значит, рентабельность траулера повысится и с этой сто­ роны. Вопросы качества 'Советский народ с каждым днем предъявляет все более высокие тре­ бования к качеству продукции. Мы, промысловики, даем пищевую про­ дукцию и потому должны относить­ ся к вопросам качества ее с особой ответственностью. Кроме того, сле­ дует помнить, что повышение каче­ ства продукции ведет прямо к по­ вышению рентабельности предприя­ тия. Борьба за высокое качество рыбы, консервов, жира, рыбной муки ор­ ганизационно оформлена у нас так. Во-первых, этот вопрос постоянно контролируется со стороны командо­ вания, партийной, профсоюзной и комсомольской организаций. Мы до­ биваемся, чтобы на каждом участ­ ке, от которого зависит сортность продукции, строго соблюдались тех­ нологические правила. Обсуждая общее социалистическое обязательство, моряки берут обяза­ тельства индивидуальные. В них указывается, каким путем каждый из моряков будет способствовать по­ вышению качества продукции. Су­ довой комитет профсоюза, каждую пятидневку обсуждая итоги сорев­ нования по вахтам, строго учитыва-! ет, как моряки обрабатывали рыбу, j как они забртились о сортностиі На корабле организованы конт - 1 рольные посты, которые следят за качеством обработки и засолки ры­ бы. Заготовку рыбы высшего сорта ведут опытные -матросы. Системати­ чески проводятся занятия по тех­ нологии обработки и хранения улова. Эти занятия лежат на обя­ занности мастера по рыбообработке коммуниста тов. Хабарова. Широкая борьба за повышение сортности всей заготовляемой на траулере продукции позволила нам избежать технологических потерь, сократить выпуск продукции второ­ го сорта и на 0,7 процента увели­ чить количество продукции первого сорта. Все консервы сданы первым и высшим сортами, рыбий жир — первым сортом, 6 6 процентов заго­ товленной рыбной муки сдано выс­ шим и 34 процента — первым сортом, т. е. заданные показатели по качеству рыбной муки значи­ тельно улучшены. Само собой разумеется, что хоро­ шие результаты шл главным состав­ ным частям рентабельности — по количеству продукции и ее качест­ ву — обеспечивают траулеру проч­ ное финансовое положение, высокую его прибыльность. Экономить везде и во всем Экономное, расчетливое расходо­ вание средств и материалов, отпу­ скаемых на производство продук­ ции, является важнейшим условием поднятия рентабельности предприя­ тия. Чем меньше средств и материа­ лов будет затрачено на добычу каж­ дого центнера рыбы, на выработку каждой банки консервов, на произ­ водство центнера рыбьего жира и рыбной муки, тем ниже будет себе­ стоимость продукции, тем больше выгоды получит государство от ко­ рабля. На траулере «Киров» весь экипаж стремится во всем проводить стро­ жайший режим экономии. Вопросы расходования материалов находятся под повседневным контролем капи­ тана, партийной и профсоюзной ор­ ганизаций. Что мы экономим? Все, что идет на обеспечение работы в рейсе: топливо, смазочные материалы и траловое снаряжение, лед, соль, во­ ду, пар, инструменты, спецодежду, различный инвентарь, : средства, предназначенные на ремонт меха­ низмов. Как экономим? Сбережение тралов и снаряжения к ним достигается: правильным вооружением их в за­ висимости от грунтовых условий района промысла (трал вооружен правильно — меньше рвани), свое­ временным ремонтом орудий лова, полным использованием, годных ча­ стей износившихся тралов для ре­ монта тех, которые эксплуатируют­ ся, соблюдением правил хранения орудий лова в нерабочее время. Соблюдая все эти условия, трал- мейстерский состав корабля сокра­ тил расход сетематериалов за 8 ме­ сяцев на 3.172 килограмма. Машинная команда «Кирова» ве­ дет борьбу за сокращение объема заводского междурейсового ремонта. Механики не раз в эчх>м году выпол­ няли работы, которые должен был выполнить завод. Средства, пред­ назначенные для этою, остались у государства. Обеспечивая исправность всех ме­ ханизмов, команда тем самым доби­ вается полного использования пара, а значит 'помогает кочегарам эконо­ мить топливо. Общими усилиями механиков и кочегаров расход топ­ лива сокращен на 40 тонн. Загляните в машинное 'отделение j траулера — там всегда полный по- , рядок: инструмент вычищен, сма­ зан, собран в строго определенном месте; на настиле нет масляных лу­ жиц, как это бывает на некоторых кораблях, где не заботятся о сбере­ жении смазочных материалов. В ко­ чегарке нет разбросанного топлива, нет исковерканного инструмента... На палубе каждая доска, каждый штропик находятся на учете. Есте­ ственно, что хозяйское отношение к имуществу сберегает нам немало средств, которые вливаются в общую сумму экономии. ’ И т о г и Проведенные мероприятия сказа- лись на рентабельности корабля по­ ложительно. Все 8 месяцев, в тече­ ние которых траулер вел промысло­ вую работу, мы систематически вы­ полняли задания по накоплениям. Кроме того, мы дали 200.000 руб­ лей сверхплановых накоплений. Каждый центнер рыбы;- добытый мо­ ряками «Кирова», обошелся государ­ ству на 13,5 процента дешевле, чем планировалось. Все это значит, что траулер «Киров» — предприя­ тие прибыльное. Итоги говорят нам о необходимо­ сти настойчиво продолжать работу по дальнейшему повышению рента* бельности корабля. Кроме того, они наглядно раскрывают нам наши сла­ бые места. Я останавливаюсь на них потому, что они присущи не только траулеру «Киров», но мно­ гим другим кораблям. Прежде всего, расходование вре­ мени. За прошедший период мы по­ теряли 62 часа промыслового време­ ни из-за того, что в некоторых слу­ чаях не управлялись убирать ры­ бу, и 10,5 часа—из-іза неисправно­ сти механизмов. В общей сложности потеряно трое суток, т. е. 800 цент­ неров рыбы. Это — не мелочь, этим нельзя пренебрегать. Однако многие наши капитаны растрачивают про­ мысловое время, что называется, без оглядки, не понимая всего значения каждого лишнего промыслового ча­ са. Следовательно, путь повышения рентабельности всех наших трауле­ ров — это активная, настойчивая и непрерывная борьба за высвобожде­ ние времени непосредственно для промысла. Второй вывод, который вытекает тоже из опыта: надо усилить борьбу ж комплексную экономию всего, что дается на траулер для нормальной •работы. Мы допустили нерациональ­ ное расходование некоторых мате­ риалов, главным образом, консерви­ рующих. Правда, не всегда перерас- ход соли и льда получался по на­ шей вине. Известно, что нынче ас­ сортимент рыбы мелкий, при обра­ ботке ее требуется больше льда и | соли. Но, как бы там ни было, мы j обязаны были найти возможность сберегать консервирующие материа­ лы и в этом случае. Третье. Корабли должны полу­ чать доброкачественное промысловое снаряжение и полностью. У нас этого нет. Нехватка снаряжения, его низкое качество приводят к пере- расходованию его, к снижению уло­ вов, к убыткам. Возможности повышать прибыль­ ность имеются на каждом трауле­ ре флота. Надо использовать эти возможности, делом доказать наше стремление выполнить задачи, по­ ставленные XIX съездом Коммуни­ стической партии Советского Союза и пятой сессией Верховного Совета СССР. Сейчас, после ремонта, траулер «Киров» снова ушел на промысел. Моряки корабля включились в пред­ октябрьское соревнование и решили завершить к знаменательной дате свое годовое социалистическое обя­ зательство и затем до конца года дать дополнительно еще 6 тысяч центнеров рыбы, 16,5 тысячи ба­ нок консервов, 2 0 тонн рыбьего жира, улучшить качество продукции и добиться нового снижения себе­ стоимости продукции. Учитывая не­ достатки и выправляя их, коллектив траулера «Киров» обеспечит высо­ кие экономические показатели по всем статьям.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz