Рыбный Мурман. 1953 г. Ноябрь.

№ 62, 4 ноября 1953 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ОПЫТ Р А Б О ТЫ Э К И П А Ж А ТРАУЛЕРА „КАСАТКА" — ВСЕМ ПРОМЫСЛОВИКАМ 2. Как мЬі эксплуатируем промЬісловое в о о р уже н и е ПОДГОТОВКА К РЕЙСУ Успех работы траулера іна про­ мысле во многом зависит от того, как корабль подготовлен к очеред­ ному рейсу. Готовиться к нему мы начинаем еще на пути следования в порт. Тралмейстер тщательно прове­ ряет наличие о-ставшихся материа­ лов и записывает остатки в имею­ щуюся у него тетрадь учета прихо­ да и расхода промыслового снабже­ ния. Затем, судя по тому, в какой район предстоит траулеру пойти, выписывает заявку на дополни­ тельное снабжение. После окончания промысла тща­ тельно промеряем ваера, слизываем их. перебиваем марки. Тралы, прежде чем подвязать, тщательно приводим ® полный по­ рядок. Это очень (важно: ведь в зимнее время рваный подвязанный трал замерзает и его трудно чинить, а в случае свежей погоды подчас я вовсе невозможно. В порту для большей оператив­ ности по подготовке судна к отхо­ ду весь командный состав (капи­ тан,' помполит, старший механик, старший помощник, тралмейстер, рышастер, консервный мастер и боцман) ежедневно к 12 часам дня являются на судно. Капитану до­ кладывают о выполнении работ, на­ меченных на этот день. Таким обра­ зом, капитан имеет возможность опе­ ративнее руководить подготовкой судна к отходу в море. Командный состав получает конкретные указа­ ния — кому что делать. Это избав­ ляет всех от непроизводительной траты времени. Поступающее снаряжение прове­ ряется не тогда, когда подписывает­ ся акт о его получении, а в про­ цессе доставки материалов на ко­ рабль. Бели что-либо из снаряжения запаздывает, немедленно ставим в известность отдел снабжения. Таким образом траулер выходит в море снабженным всем необходимым для успешной раіботы. УХОД ЗА ОРУДИЯМИ ЛОВА Для того, чтобы орудия лова бы­ ли в полной исправности, за ними нужен тщательный уход. После перехода с трала на трал нерабочий трал мы сразу же подни­ маем на борт, таік как при ходе судна трал трется о борт и быстрее изнашивается. В помощь тралией- стерокому составу выделяется под- вахта, которая расправляет трал, помогает тралмейстеру обнаружи­ вать дефекты. Если нет рыбы и уловы незначительные, то помогает устранять дефекты и вахтенные матросы. Если же на палубе много рыбы, то в помощь тралмейстерам выделяется два человека с вахты. Трал внимательно перебирается, просматривается и промеряется. При обнаружении порывов сетного по­ лотна эти части вырезаются и за­ меняются новыми. Приведенный в полный порядок трал подвешивает­ ся для просушки. Если позволяет погода, то трал раскладывают на планшире, оттяжки заводятся и крепятся, а сети расправляются так, чтобы при переходе на этот трал не было задержки при спуске. При переходе с одного трала на другой производим одновременно и спуск трала. Два матроса и засоль­ щик переводят кабели, а остальные матросы и помощник тралмейстера вываливают мешок за борт. Когда с вахтой работает и подвахта, то под- вахта в это время поднимает другой трал на борт. Это позволяет обеим вахтам сразу же после спуска трала заниматься обработкой рыбы. За исправностью орудий лова Следят не только вахтенный помощ­ ник и тралмейстер, но и матросы. Обязательно один—даза раза в сут­ ки, если не производим переход с ТРала на трал, приподнимаем крылья для их просмотра. Это ис­ ключает возможность работы тралом с оборванными цепками. С трала на трал переходим через 10 — 15 тралений, а при плохом грунте — чаще. В случае обильных Уловов переходим с трала на трал два — три раза в сутки. Ваера проверяются обязательно при переходе в порт и, кроме того, в Море, при первой возможности. Пос­ ле задева сразу же промеряем трал. Ва промером ваеров следит подвах­ тенный помощник капитана. Каждый помощник капитана умеет у нас высчитать разницу ва­ еров, старший и второй помощники могут 'промерять ваера сами. При работе на плохих грунтах, когда очень часто рвутся крылья трала, на их чинку время не теря­ ем, а привязываем на привязках вставки из старого полотна. При переходе же на хороший грунт крылья приводим в полный поря­ док. РАБОТА С ТРАЛОМ Очень часто корабли бывают в пролове, когда переходят из района с тяжелыми грунтами в район с хо­ рошими грунтами, так как не меня­ ют вооружения нижней подборы. При смене районов с различными грунтовыми условиями мы меняем вооружение этой подборы. На а пло­ хих грунтах заменяем утяжеленную подбору на новую (запасную), бо­ лее легкую, вооруженную большими бобинцами с меньшим количеством катушек. По футропу между цепка­ ми привязываем металлические кѵх- тыли: по 7 — 8 штук к центру и семь штук по крыльям. Подборы мы не перебиваем (они у нас хранятся в запасе), поэтому задержки на их перебивку не бы­ вает. На хороших грунтах кухтыли с футропов снимаем, а центральную подбору заменяем на подбору с мел­ кими бобинцами и увеличенным ко­ личеством чушек. Что мы применяем у себя нового для более удобной и лучшей работы: 1. Работая 35-метровым тралом, мы по крайним крыловым грунтро- пам набиваем бобжщев только на трех метрах и по три метра грун- тропов оставляем голыми. Это соз­ дает удобство при переходе с трала на трал, особенно в зимнее время. 2. Футроп по центральному груя- трону крепим к нижней подборе цепками неодинаковой длины, а с укорочением по центру и удлине­ нием по концам. Практика показала, что такое расположение избавляет от порывов в конусах, не стягивает посадку. 3. Как известно, при подъеме трала, чтобы поднять мешок на па­ лубу, требуется перебирать его стропиками. Мы эти стропики при­ шиваем к верхней пласти мешка и избавляамся от подачи их матроса­ ми. Делается это так: выше удавно- го стропа на верхней пласти мешка пришивается небольшое кольцо с продернутым в него строииком. Кольца крепятся к легким прожили­ нам длиной полметра. Второй стро- пик пришивается в зависимости от расстояния от планширя до блока сушилки, с таким расчетом, чтобы после того, как мешок поднят за первый строп, под планширем пока­ зался второй. 4. Для того, чтобы при попадании камней и губки рыба не перахо- дила в однорядный мешок, вшиваем в Iдвухрядный мешок горло, имею­ щее вид усеченного конуса. Когда рыбы попадает больше, чем вмещает двухрядный мешок, горло не меша­ ет дележке. Ведь иод давлением ры­ бы горло выворачивается и рыба перепускается в однорядный мешок, Когда же куток с уловом в воде, горло не позволяет перейти рыбе в однорядный мешок. Для предохранения мешка от подтирания внутри мешка приши­ ваем по 24 металлических кухты- ля. Некоторые промысловики слиш­ ком увлекаются большим количест­ вом шкур и фартуков. Мы считаем, что это вредно, так как мешок ста­ новится тяжелым и быстрее про­ тирается. Работая в прибрежных . районах, на грунтах, где очень сильно под­ тираются мешки, мы, кроме кухты- лей, привязываем по две шкуры и по два фартука: один — для пре­ дохранения подтирания мешка де- лежным стропом, другой — от под­ тирания привязок шкур. Для удобства чинки трала и его ітросушки мы изготовили крючья, которые надеваются в отверстия планширя и на которые и насажи­ вается сетное полотно. ЭКОНОМИЯ ОРУДИЙ ЛОВА Тралмеистерекий состав, руково­ димый тралмейстером тов. Турун- таевым, очень много внимания уде­ ляет экономии орудий лова, В тече­ ние второго и третьего кварталов 1953 года, четвертого квартала 1952 года и первого квартала 1953 года мы добились значительной экономии орудий лова. Каким же образом наш тралмейстерекий состав добивается экономии? Во-первых, тросы используются до полното износа. Сначала трос расходуют на более важные участ­ ки, затем на другие, менее ответ­ ственные. Например, носовой джиль- сон находится в эксплуатации в течение трех— четырех рейсов, ва- тем мы из него изготовляем месен- жер, (в качестве которого он эксплу­ атируется еще четыре рейса. Затем этот трос используется на грунт- репы. Кабель после своего срока экс­ плуатации также используется на изготовление грунтропов. Носовой патент находится в экс­ плуатации четыре рейса, после че­ го добавляется на месенжер, часть идет на лапки, дележные стропа, на сушилку. Кормовые джилвсбны находятся в эксплуатации шесть — семь рейсов, после чего из них могут быть из­ готовлены сушилка, гужижи и про­ чее. Из тросов, обрезанных от ста­ рых тралов, изготовляются ивар- тропы, удавные линии, стропики. Все это позволяет нам экономить 50 — 60 процентов всех тросов 'Мы также попользуем старые се­ ти. При постановке нового трала все сетное полотно старого трала, более или менее ценное, вырезает­ ся. Из сквера, если он целый, дела­ ем три 'нижних крыла. Верхняя пласть идет на вставки. Разрезан­ ное сетное полотно старого трала просушивается, а затем идет на вставки на менее ответственных участках трала. Мы добиваемся то­ го, чтобы трал и мешок полностью выдерживали свой срок даже на плохом 'грунте. Между деревянными бобинцами ставим резиновые, которые предо­ храняют первые от (раскалывания, и от быстрого стирания поверхности. Кили у траловых досок системати­ чески содержим в рабочем состоя­ нии, периодически наваривая лис­ ты полосового железа. Доски всегда имеют свой обычный вес и хорошо работают. * * * Не только судоводительский и трахмейстерский состав нашего ко­ рабля, но и каждый морж прекра­ сно знает, что от состояния орудий лова, от работы с ними во многом зависит успех промысла. Вот поче­ му весь экипаж траулера проявля­ ет постоянную заботу о промысло­ вом вооружении, совершенствует методы работы с ним, добиваясь тем самым увеличения добычи рыбы. Капитан В. ЗАКУРДАЕВ. Инженерно-технические работники рыбного Мурмана работа­ ют над созданием новшеств, облегчающих труд рыбаков. На снимке: старший инженер экспериментальной базы А. Г. ЯЗВИН и молодой конструктор тралового флота М. Г. МО­ НАСТЫРСКИЙ за разработкой нового приспособления. Лучше организовать промысел в осенне-зимний период С наступлением осенне-зимнего периода обстановка на промысле на­ много усложнилась. В море очень часто разыгрываются штормы, а штилевой погоды мало. В этих усло­ виях необходимо организовать про­ мысел так, чтобы меньше растрачи­ валось времени на дрейфы, лучше облавливалась рыба, чтобы суда быстро переключались в районы с хорошей концентрацией рыбы. Однако практика показывает, что на промысле в Баренцевом море тра­ ловый флот плохо выполняет эти за­ дачи. Плохо выполняет их и про­ мысловая разведка. Казалось бы, в штормовую погоду, которая является сейчас преобладающей, каждый ка­ питан корабля должен использовать малейшую возможность для промыс­ ла. Надо работать до тех пор, пока действительно станет невозможным продолжать траление и обрабатывать улов из-за большой волны. Но наб­ людается обратное. Многие корабли, едва начнется шторм в шесть— семь баллов, ложатся в дрейф. Работают в это время только отдельные суда. И их опыт показывает, что большая часть флота может успешно промыш­ лять в семи— восьмибальный шторм без всякой опасности для корабля и людей. Требуется только особенно высокая бдительность от судоводите­ лей, высокая слаженность всего эки­ пажа. Именно на эти вопросы и дол­ жно быть обращено внимание и ка­ питанов кораблей, и капитанов-на- ставников, и руководителей про­ мысла. Необходимо очень быстро переклю­ чать флот в те места, где открывает­ ся наилучшая сырьевая база. Но и этого пока что нет. Наш траулер «Акула» работал в последнем рейсе сначала на Мурманском мелководье. После 11 дней промысла рыба «от­ казала». Нужно было идти куда-то в другой район. Куда — мы не зна­ ли. В это время поисковый траулер обнаружил концентрацию трески в Центральном районе. Капитан-флаг­ ман тов. Латон проявил нереши­ тельность, но все же послал туда корабли. Большая часть их быстро перешла в Центральный район и имела успех. Когда траулер «Акула», оказавшись без рыбы, направился в Центральный район, оттуда сообщи­ ли, что рыба начинает «отказы­ вать». В этот момент мы были юж­ нее основной группы на 10 миль. Зная, что в случае резкого похолода­ ния, которое как раз наблюдалось, рьгба двигается на юг, мы решили начать лов, не подходя к основной группе в Центральном районе. В пер­ вый же день было выловлено 16 тонн. На другой день мы спустились на 8 миль южнее, догнали косяк и выловили 13 тонн. На следующий день мы спустились за косяком еще на 10 миль и взяли 12 тонн. На четвертый день, проделав тот же маневр, взяли 22 тонны. Короче го­ воря, за 5 дней промысла было вы­ ловлено 80 тонн рыбы. 30 процен­ тов улова составляла крупная тре­ ска, а остальные 70 процентов была рыба ровная. Работали мы на глуби­ нах 140— 260 метров. • Но на следующий день рыба и здесь «отказала». Мы взяли всего за рейс 148 тонн рыбы, но другие суда потерпели неудачу. Это неуди­ вительно, так как рыба в одном и том же месте то появлялась, то ис­ чезала, а руководители промысла не успевали оперировать кораблями. Напрашивается вопрос, каким же образом нужно действовать нам, про­ мысловикам, в подобной обстановке? Пожалуй, никто из нас не даст пра­ вильного ответа на этот вопрос. Нам должна помочь наука, работники НИНРО обязаны сказать нам, куда уходит рыба, почему она «отказы­ вает» и появляется снова в одном и том же районе.. Этого ответа пока что нет, в результате корабли должны действовать, только опираясь на опыт прошлых лет. В случаях, если рыба «отказала», капитан начинает гадать, появится она снова или нет, идти в новый район или не идти, куда идти? Если бы каждый из ка­ питанов хорошо знал жизнь рыб Ба­ ренцева моря, течения, все особен­ ности промысловой обстановки в осенне-зимний период, — не было бы подобного гадания на кофейной гуще. Гораздо активнее должна действо­ вать сейчас промысловая разведка. До сих пор поисковые корабли, най­ дя рыбу, не следят за ее продвиже­ нием. Они не пытаются «оседлать» косяк и сопровождать его, пока он не будет обловлен. Именно поэтому получаются частые перебежки ко­ раблей из района в район, именно отсюда нерешительность и капита­ нов кораблей и флагманов. Опыт прошлых лет говорит, что в ноябре рыба должна концентриро­ ваться в районе Гусиной банки. Следовательно, уже сейчас там дол­ жны веоти усиленную разведку по­ исковые траулеры с тем, чтобы при обнаружении сырьевой базы флот быстро переключился сюда. Кроме того, руководителям промысла необ­ ходимо покончить с колебаниями и нерешительностью, если рыба об­ наружена. Тогда корабли успеют хоть частично обловить появившиеся косяки до того, как они «откажут». Условия осенне-зимнего периода требуют от всех нас особо высокой оперативности и решительности. Тогда мы сможем преодолеть труд­ ности этого периода и повысить уловы. В. ПЯТКОВ. Капитан траулера «Акула».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz