Рыбный Мурман. 1953 г. Ноябрь.
№ 62, 4 ноября 1953 г Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 ОПЫТ Р А Б О ТЫ Э К И П А Ж А ТРАУЛЕРА „КАСАТКА" — ВСЕМ ПРОМЫСЛОВИКАМ 2. Как мЬі эксплуатируем промЬісловое в о о р уже н и е ПОДГОТОВКА К РЕЙСУ Успех работы траулера іна про мысле во многом зависит от того, как корабль подготовлен к очеред ному рейсу. Готовиться к нему мы начинаем еще на пути следования в порт. Тралмейстер тщательно прове ряет наличие о-ставшихся материа лов и записывает остатки в имею щуюся у него тетрадь учета прихо да и расхода промыслового снабже ния. Затем, судя по тому, в какой район предстоит траулеру пойти, выписывает заявку на дополни тельное снабжение. После окончания промысла тща тельно промеряем ваера, слизываем их. перебиваем марки. Тралы, прежде чем подвязать, тщательно приводим ® полный по рядок. Это очень (важно: ведь в зимнее время рваный подвязанный трал замерзает и его трудно чинить, а в случае свежей погоды подчас я вовсе невозможно. В порту для большей оператив ности по подготовке судна к отхо ду весь командный состав (капи тан,' помполит, старший механик, старший помощник, тралмейстер, рышастер, консервный мастер и боцман) ежедневно к 12 часам дня являются на судно. Капитану до кладывают о выполнении работ, на меченных на этот день. Таким обра зом, капитан имеет возможность опе ративнее руководить подготовкой судна к отходу в море. Командный состав получает конкретные указа ния — кому что делать. Это избав ляет всех от непроизводительной траты времени. Поступающее снаряжение прове ряется не тогда, когда подписывает ся акт о его получении, а в про цессе доставки материалов на ко рабль. Бели что-либо из снаряжения запаздывает, немедленно ставим в известность отдел снабжения. Таким образом траулер выходит в море снабженным всем необходимым для успешной раіботы. УХОД ЗА ОРУДИЯМИ ЛОВА Для того, чтобы орудия лова бы ли в полной исправности, за ними нужен тщательный уход. После перехода с трала на трал нерабочий трал мы сразу же подни маем на борт, таік как при ходе судна трал трется о борт и быстрее изнашивается. В помощь тралией- стерокому составу выделяется под- вахта, которая расправляет трал, помогает тралмейстеру обнаружи вать дефекты. Если нет рыбы и уловы незначительные, то помогает устранять дефекты и вахтенные матросы. Если же на палубе много рыбы, то в помощь тралмейстерам выделяется два человека с вахты. Трал внимательно перебирается, просматривается и промеряется. При обнаружении порывов сетного по лотна эти части вырезаются и за меняются новыми. Приведенный в полный порядок трал подвешивает ся для просушки. Если позволяет погода, то трал раскладывают на планшире, оттяжки заводятся и крепятся, а сети расправляются так, чтобы при переходе на этот трал не было задержки при спуске. При переходе с одного трала на другой производим одновременно и спуск трала. Два матроса и засоль щик переводят кабели, а остальные матросы и помощник тралмейстера вываливают мешок за борт. Когда с вахтой работает и подвахта, то под- вахта в это время поднимает другой трал на борт. Это позволяет обеим вахтам сразу же после спуска трала заниматься обработкой рыбы. За исправностью орудий лова Следят не только вахтенный помощ ник и тралмейстер, но и матросы. Обязательно один—даза раза в сут ки, если не производим переход с ТРала на трал, приподнимаем крылья для их просмотра. Это ис ключает возможность работы тралом с оборванными цепками. С трала на трал переходим через 10 — 15 тралений, а при плохом грунте — чаще. В случае обильных Уловов переходим с трала на трал два — три раза в сутки. Ваера проверяются обязательно при переходе в порт и, кроме того, в Море, при первой возможности. Пос ле задева сразу же промеряем трал. Ва промером ваеров следит подвах тенный помощник капитана. Каждый помощник капитана умеет у нас высчитать разницу ва еров, старший и второй помощники могут 'промерять ваера сами. При работе на плохих грунтах, когда очень часто рвутся крылья трала, на их чинку время не теря ем, а привязываем на привязках вставки из старого полотна. При переходе же на хороший грунт крылья приводим в полный поря док. РАБОТА С ТРАЛОМ Очень часто корабли бывают в пролове, когда переходят из района с тяжелыми грунтами в район с хо рошими грунтами, так как не меня ют вооружения нижней подборы. При смене районов с различными грунтовыми условиями мы меняем вооружение этой подборы. На а пло хих грунтах заменяем утяжеленную подбору на новую (запасную), бо лее легкую, вооруженную большими бобинцами с меньшим количеством катушек. По футропу между цепка ми привязываем металлические кѵх- тыли: по 7 — 8 штук к центру и семь штук по крыльям. Подборы мы не перебиваем (они у нас хранятся в запасе), поэтому задержки на их перебивку не бы вает. На хороших грунтах кухтыли с футропов снимаем, а центральную подбору заменяем на подбору с мел кими бобинцами и увеличенным ко личеством чушек. Что мы применяем у себя нового для более удобной и лучшей работы: 1. Работая 35-метровым тралом, мы по крайним крыловым грунтро- пам набиваем бобжщев только на трех метрах и по три метра грун- тропов оставляем голыми. Это соз дает удобство при переходе с трала на трал, особенно в зимнее время. 2. Футроп по центральному груя- трону крепим к нижней подборе цепками неодинаковой длины, а с укорочением по центру и удлине нием по концам. Практика показала, что такое расположение избавляет от порывов в конусах, не стягивает посадку. 3. Как известно, при подъеме трала, чтобы поднять мешок на па лубу, требуется перебирать его стропиками. Мы эти стропики при шиваем к верхней пласти мешка и избавляамся от подачи их матроса ми. Делается это так: выше удавно- го стропа на верхней пласти мешка пришивается небольшое кольцо с продернутым в него строииком. Кольца крепятся к легким прожили нам длиной полметра. Второй стро- пик пришивается в зависимости от расстояния от планширя до блока сушилки, с таким расчетом, чтобы после того, как мешок поднят за первый строп, под планширем пока зался второй. 4. Для того, чтобы при попадании камней и губки рыба не перахо- дила в однорядный мешок, вшиваем в Iдвухрядный мешок горло, имею щее вид усеченного конуса. Когда рыбы попадает больше, чем вмещает двухрядный мешок, горло не меша ет дележке. Ведь иод давлением ры бы горло выворачивается и рыба перепускается в однорядный мешок, Когда же куток с уловом в воде, горло не позволяет перейти рыбе в однорядный мешок. Для предохранения мешка от подтирания внутри мешка приши ваем по 24 металлических кухты- ля. Некоторые промысловики слиш ком увлекаются большим количест вом шкур и фартуков. Мы считаем, что это вредно, так как мешок ста новится тяжелым и быстрее про тирается. Работая в прибрежных . районах, на грунтах, где очень сильно под тираются мешки, мы, кроме кухты- лей, привязываем по две шкуры и по два фартука: один — для пре дохранения подтирания мешка де- лежным стропом, другой — от под тирания привязок шкур. Для удобства чинки трала и его ітросушки мы изготовили крючья, которые надеваются в отверстия планширя и на которые и насажи вается сетное полотно. ЭКОНОМИЯ ОРУДИЙ ЛОВА Тралмеистерекий состав, руково димый тралмейстером тов. Турун- таевым, очень много внимания уде ляет экономии орудий лова, В тече ние второго и третьего кварталов 1953 года, четвертого квартала 1952 года и первого квартала 1953 года мы добились значительной экономии орудий лова. Каким же образом наш тралмейстерекий состав добивается экономии? Во-первых, тросы используются до полното износа. Сначала трос расходуют на более важные участ ки, затем на другие, менее ответ ственные. Например, носовой джиль- сон находится в эксплуатации в течение трех— четырех рейсов, ва- тем мы из него изготовляем месен- жер, (в качестве которого он эксплу атируется еще четыре рейса. Затем этот трос используется на грунт- репы. Кабель после своего срока экс плуатации также используется на изготовление грунтропов. Носовой патент находится в экс плуатации четыре рейса, после че го добавляется на месенжер, часть идет на лапки, дележные стропа, на сушилку. Кормовые джилвсбны находятся в эксплуатации шесть — семь рейсов, после чего из них могут быть из готовлены сушилка, гужижи и про чее. Из тросов, обрезанных от ста рых тралов, изготовляются ивар- тропы, удавные линии, стропики. Все это позволяет нам экономить 50 — 60 процентов всех тросов 'Мы также попользуем старые се ти. При постановке нового трала все сетное полотно старого трала, более или менее ценное, вырезает ся. Из сквера, если он целый, дела ем три 'нижних крыла. Верхняя пласть идет на вставки. Разрезан ное сетное полотно старого трала просушивается, а затем идет на вставки на менее ответственных участках трала. Мы добиваемся то го, чтобы трал и мешок полностью выдерживали свой срок даже на плохом 'грунте. Между деревянными бобинцами ставим резиновые, которые предо храняют первые от (раскалывания, и от быстрого стирания поверхности. Кили у траловых досок системати чески содержим в рабочем состоя нии, периодически наваривая лис ты полосового железа. Доски всегда имеют свой обычный вес и хорошо работают. * * * Не только судоводительский и трахмейстерский состав нашего ко рабля, но и каждый морж прекра сно знает, что от состояния орудий лова, от работы с ними во многом зависит успех промысла. Вот поче му весь экипаж траулера проявля ет постоянную заботу о промысло вом вооружении, совершенствует методы работы с ним, добиваясь тем самым увеличения добычи рыбы. Капитан В. ЗАКУРДАЕВ. Инженерно-технические работники рыбного Мурмана работа ют над созданием новшеств, облегчающих труд рыбаков. На снимке: старший инженер экспериментальной базы А. Г. ЯЗВИН и молодой конструктор тралового флота М. Г. МО НАСТЫРСКИЙ за разработкой нового приспособления. Лучше организовать промысел в осенне-зимний период С наступлением осенне-зимнего периода обстановка на промысле на много усложнилась. В море очень часто разыгрываются штормы, а штилевой погоды мало. В этих усло виях необходимо организовать про мысел так, чтобы меньше растрачи валось времени на дрейфы, лучше облавливалась рыба, чтобы суда быстро переключались в районы с хорошей концентрацией рыбы. Однако практика показывает, что на промысле в Баренцевом море тра ловый флот плохо выполняет эти за дачи. Плохо выполняет их и про мысловая разведка. Казалось бы, в штормовую погоду, которая является сейчас преобладающей, каждый ка питан корабля должен использовать малейшую возможность для промыс ла. Надо работать до тех пор, пока действительно станет невозможным продолжать траление и обрабатывать улов из-за большой волны. Но наб людается обратное. Многие корабли, едва начнется шторм в шесть— семь баллов, ложатся в дрейф. Работают в это время только отдельные суда. И их опыт показывает, что большая часть флота может успешно промыш лять в семи— восьмибальный шторм без всякой опасности для корабля и людей. Требуется только особенно высокая бдительность от судоводите лей, высокая слаженность всего эки пажа. Именно на эти вопросы и дол жно быть обращено внимание и ка питанов кораблей, и капитанов-на- ставников, и руководителей про мысла. Необходимо очень быстро переклю чать флот в те места, где открывает ся наилучшая сырьевая база. Но и этого пока что нет. Наш траулер «Акула» работал в последнем рейсе сначала на Мурманском мелководье. После 11 дней промысла рыба «от казала». Нужно было идти куда-то в другой район. Куда — мы не зна ли. В это время поисковый траулер обнаружил концентрацию трески в Центральном районе. Капитан-флаг ман тов. Латон проявил нереши тельность, но все же послал туда корабли. Большая часть их быстро перешла в Центральный район и имела успех. Когда траулер «Акула», оказавшись без рыбы, направился в Центральный район, оттуда сообщи ли, что рыба начинает «отказы вать». В этот момент мы были юж нее основной группы на 10 миль. Зная, что в случае резкого похолода ния, которое как раз наблюдалось, рьгба двигается на юг, мы решили начать лов, не подходя к основной группе в Центральном районе. В пер вый же день было выловлено 16 тонн. На другой день мы спустились на 8 миль южнее, догнали косяк и выловили 13 тонн. На следующий день мы спустились за косяком еще на 10 миль и взяли 12 тонн. На четвертый день, проделав тот же маневр, взяли 22 тонны. Короче го воря, за 5 дней промысла было вы ловлено 80 тонн рыбы. 30 процен тов улова составляла крупная тре ска, а остальные 70 процентов была рыба ровная. Работали мы на глуби нах 140— 260 метров. • Но на следующий день рыба и здесь «отказала». Мы взяли всего за рейс 148 тонн рыбы, но другие суда потерпели неудачу. Это неуди вительно, так как рыба в одном и том же месте то появлялась, то ис чезала, а руководители промысла не успевали оперировать кораблями. Напрашивается вопрос, каким же образом нужно действовать нам, про мысловикам, в подобной обстановке? Пожалуй, никто из нас не даст пра вильного ответа на этот вопрос. Нам должна помочь наука, работники НИНРО обязаны сказать нам, куда уходит рыба, почему она «отказы вает» и появляется снова в одном и том же районе.. Этого ответа пока что нет, в результате корабли должны действовать, только опираясь на опыт прошлых лет. В случаях, если рыба «отказала», капитан начинает гадать, появится она снова или нет, идти в новый район или не идти, куда идти? Если бы каждый из ка питанов хорошо знал жизнь рыб Ба ренцева моря, течения, все особен ности промысловой обстановки в осенне-зимний период, — не было бы подобного гадания на кофейной гуще. Гораздо активнее должна действо вать сейчас промысловая разведка. До сих пор поисковые корабли, най дя рыбу, не следят за ее продвиже нием. Они не пытаются «оседлать» косяк и сопровождать его, пока он не будет обловлен. Именно поэтому получаются частые перебежки ко раблей из района в район, именно отсюда нерешительность и капита нов кораблей и флагманов. Опыт прошлых лет говорит, что в ноябре рыба должна концентриро ваться в районе Гусиной банки. Следовательно, уже сейчас там дол жны веоти усиленную разведку по исковые траулеры с тем, чтобы при обнаружении сырьевой базы флот быстро переключился сюда. Кроме того, руководителям промысла необ ходимо покончить с колебаниями и нерешительностью, если рыба об наружена. Тогда корабли успеют хоть частично обловить появившиеся косяки до того, как они «откажут». Условия осенне-зимнего периода требуют от всех нас особо высокой оперативности и решительности. Тогда мы сможем преодолеть труд ности этого периода и повысить уловы. В. ПЯТКОВ. Капитан траулера «Акула».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz