Рыбный Мурман. 1953 г. Ноябрь.

№ 70, 25 ноября 1953 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Н а с т о й ч и в о совершенствовать т е х н и к у с е л ь д я н о г о п р о м ы с л а В постановлении Совета Минист­ ров СССР и ЦК КПСС «О расшире­ нии производства продовольствен- 1 ных товаров и улучшении их каче­ ства» уделяется самое серьезное( внимание дальнейшему развитию рыбной промышленности. Достаточ­ но указать, что в 1956 году общий вылов рыбы должен быть доведен до ■ 36 миллионов центнеров, и из этого ] количества свыше 7 миллионов сель­ ди. В решении этой серьезной зада­ чи немалую роль должны сыграть мурманские рыбаки, в том числе и моряки «Мурмансельди». Повышение производительности труда, внедрение новых способов и орудий лова, механизация процессов добычи сельди — вот мероприятия, без которых немыслимо успешное решение задачи максимального вы­ лова сельди. Однако на судах «Мурмансельди» в этом отношении делается очень мало. Явно недостаточно уделяется внимания тому, чтобы на каждом судне были применены простые, на первый взгляд, приспособления, об­ легчающие труд моряков, позволяю­ щие улучшить промысловый режим и уменьшить износ промыслового вооружения. Далеко не все корабли оборудова­ ны оградителями, предохраняющими от намотки на винт сетей и друго­ го промыслового вооружения. На многих судах нет еще валиков для выметки сетей. Такое простое при­ способление, как вращающийся рол для отцепки рыбы при тряске сетей применяется только на некоторых судах. Многие капитаны упорно предпо­ читают применять устаревший метод перетаскивания сетей с одного бор­ та на другой через неподвижную жердь. А ведь куда проще под стрелой носовой мачты установить рол на подшипниках, который зна­ чительно облегчит это перетаскива­ ние сетей и значительно уменьшит их износ. На среднем рыболовном траулере «Орочен», капитаном которого яв­ ляется тов. Семенов, автор ряда ра­ ционализаторских предложений, и W работает рационализатор-дриф- мейстер тов. Белко, применив ряд простейших приспособлений, доби­ лись досрочного выполнения годового плана. Здесь успешно борются за до­ бычу 1 0 . 0 0 0 центнеров сельди и имеют значительную экономию про­ мыслового вооружения, что, несом­ ненно, содействует снижению себе­ стоимости продукции и улучшению ряда других экономических показа­ телей. Большую роль в увеличении до­ бычи сельди может и должно сыг- j рать расширение поля деятельности сельдяного флота, освоение новых районов лова и внедрение наиболее эффективных орудий. В первом квартале мы обычно имеем некоторый спад добычи сельди в Северной Атлантике. Но в то же время располагаем хорошей сырьевой базой нерестовой сельди в районе Лофатенских и Фаррерских островов и на банках Северного мо­ ря. Однако эту сырьевую базу мы до сих пор не использовали. В 1954 году мы должны организовать про­ мысел сельди в этих районах. Учитывая, что сельдь здесь дер­ жится у дна, следует применить для оглова нерестовых концентраций сельди трал. Опыт работы траулеров «Новороссийск» и «Сталинград» в Северном море показал, что грал при определенных условиях являет­ ся высоко эффективным орудием ло- ьа сельди. Работы по освоению лова сельди тралом надо провести орга­ низованно и на высоком техниче­ ском уровне. В этом нам обязан помочь Полярный научно-исследова­ тельский институт рыбного хозяйст­ ва. На траловый лов сельди должны быть выделены мощные суда, команды их должны быть укомплек­ тованы опытными специалистами, хорошо знающими технику трало­ вого лова. В будущем году, также совместно с ПИНРО, должна быть решена за­ дача применения пелагических тра­ лов в Северной Атлантике. Особен­ но в тот период, когда сельдь дер­ жится в поверхностных слоях воды разреженными стайками. В осенне-зимнее время, и даже в отдельные периоды весенне-летнего промысла, необходимо более широко применять лов с верхним положе­ нием вожака. Управление «Мурман­ сельди» обязано снабдить промыс­ ловиков хорошими сетями, поводцами и кухтылями, а также необходимым количеством грузиков для сетей. В прошлом году и в начале ны­ нешнего года не все суда применя­ ли способ соединения кухтылей с помощью так называемого «провод­ ника», предложенный дрифмейсте- ром тов. Плаховым. В нынешнем ПервЬій рейс т ан к е р а «УрЖуд\» году с переходом флота на глубин­ ный лов «проводник» должен быть внедрен на всех судах. В нынешнем году большое внима­ ние уделялось контролю за качест­ вом ремонта резиновых камер, при­ меняемых в качестве плава. Были изготовлены две установки для ре­ монта этих камер с помощью горя­ чей вулканизации. Эти установки в ближайшее время будут поставлены на плавбазах. Таким образом, ока­ жется возможным производить ре­ монт резиновых камер непосредст­ венно на лову, что в значительной мере устранит перебои в снабжении судов камерами, особенно в тот пе­ риод, когда в дрифтерных порядках будет находиться наибольшее коли­ чество сетей. В повышении производительности труда большое значение имеет пра­ вильная организация работ при вы- метке и выборке сетей. Передовые дрифмейстеры тт. Белко, Сыщенко, •Чуров, Старков, Богомолов на са­ мые ответственные участки работ ставят опытных, наиболее растороп­ ных матросов, в. результате чего выборка порядка идет быстрее, а при выметке полного дрифтерного порядка затрачивается не более 25— 30 минут. Необходимо как можно полнее изучать опыт передовых моряков сельдяного флота я широко распро­ странять этот опыт, лучшие приемы работы с дрифтерными сетяіми, про­ мыслового судовождения на все ко­ рабли. Большую іроль в этом обяза­ ны сыграть наставники-капитаны и дрифмейстера. Необходимо разра­ ботать план внедрения этих пере­ довых методов и передового опыта и организовать систематический конт­ роль за ходом этой важной работы с тем, чтобы подтянуть весь флот до уровня передовых судов. Проведение этих мероприятий по­ может морякам «Мурмансельди» уже в нынешнем году добиться значи­ тельного увеличения вылова сельди. Этим самым они внесут свой вклад в реализацию постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС и бу­ дут содействовать созданию обилия рыбных товаров в нашей стране. И. АХЛЫНОВ. Начальник производственно­ технического отдела управле­ ния сельдяного флота. Коммунистическая партия, Совет­ ское правительство постоянно забо­ тятся о расширении рыболовного флота. Не так давно флот «Мурман­ сельди» пополнился новой едини­ цей. Для обеспечения средних рыбо­ ловных траулеров топливом, маслом и водой в открытом океане сельдя­ ному флоту передан танкер «Ур­ жум». 2 2 октября танкер, имея на своем борту 850 тонн топлива, 30 тонн масла и 230 тонн 'воды, отошел от причалов Мурманского порта, взяв курс на Северную Атлантику. Команду танкера возглавлял опыт­ ный капитан тов. Быстров. Учиты­ вая трудности предстоящей работы, капитан на переходе организовал техническую учебу матросов. Штур­ манский состав разъяснил им, как нужно будет работать в открытом океане. Погода встретила танкер штор­ мом. Ветер достигал 8 — 9 баллов. Когда танкер подошел к назначен­ ному месту, к нему со .всех сторон потянулись средние рыболовные траулеры за топливом и за водой. За рейс были обеспечены топливом и водой десятки траулеров. Пе­ ред уходом в порт танкер сдал сто тонн топлива на плавбазу «Онега». Успех в работе решила дружная работа экипажа. Старший помощ­ ник капитана тов. Сниккер лично участвовал во всех операциях. При­ мер стойкости в работе показывал боцман Балдибай Каражданов. По­ мимо четкого выполнения своих прямых обязанностей, как боцмана, он стоял на* руле, помогал матросам. Хорошо работали в рейсе матросы коммунисты тт. Смирнов и Морозов. С частью выполнив свой долг, экипаж танкера досрочно на 4 су­ ток прибыл в порт и готовится сей­ час к следующему рейсу. Б. НЕЛЮБИН. Ц ех —п а с ын о к На посолзаводе существует цех высших сортов. Он должен дообраба- тывать доставляемый траулерами по­ луфабрикат — соленую рыбу и клшіфиск, а также заниматься обес- шкуриванием и дообработкой зубат­ ки. Если в какой-то мере наш цех и справляется с выпуском высших сор­ тов соленой рыбы и клипфиска, то с обработкой зубатки дело обстоит из рук вон плохо. Это в значительной степени объяс­ няется тем, что наш цех существует в посолзаводе на положении пасын­ ка. Цех не имеет постоянного хоро­ шо оборудованного помещения. Ра­ ботниц этого цеха гоняют с одного места на другое, нередко отвлекают на другие работы. Только этим можно объяснить, что мы не выполнили план по съему шкур с зубатки. При задании в 75 тысяч шкур мы дали пока немногим более 10 тысяч. Было ли у нас сырье? Да, было. Трало- I вый флот за 1 0 месяцев нынешнего года выловил около 80 тысяч цент­ неров зубатки. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы по меньшей мере в пять— шесть раз выполнить задание по съему шкур, тем более, что работницы нашего це­ ха очень опытные и при наличии { сырья дают по две и больше нормы за смену. Равнодушное отношение руковод­ ства нашего посолзавода к дообра- ботке зубатки недопустимо. Прежде всего мы лишаем возможности коп­ тильный завод нашего комбината вы­ рабатывать из зубатки деликатесные копченые товары, пользующиеся большой популярностью у потреби­ телей. А затем мы недодаем пред­ приятиям, товаров широкого потреб­ ления — ценное сырье для изготов­ ления кожано-галантерейных това­ ров. Вот и сейчас к нам приехал пред­ ставитель одного из латвийских предприятий за шкурами зубатки, ’ из-за отсутствия которых это пред­ приятие не может нормально рабо- I тать. I Недавно нашему цеху отвели ма- ! ленькое помещение в приемном цехе. .Но стоит только траловому флоту j увеличить доставку рыбы, как нас I снова лишат этого помещения. I Необходимо, чтобы руководители посолзавода (директор тов. Алексеев) и рыбокомбината (и. о. директора тов. Морозов) уделяли больше внимания нашему цеху и создали бы все усло­ вия для его нормальной работы. Мы обязаны выполнять задачи, постав­ ленные перед нами партией и прави­ тельством, и в полной мере обеспе- чивать полуфабрикатом коптильный ( завод для того, чтобы он мог расши- . рить производство копченых товаров из зубатки и поставку ценного сырья для кожано-галантерейной промышленности. О. ПЕВЦОВА. Мастер посолзавода рыбо­ комбината. СЛОВО СДЕРЖ АЛИ Уходя в очередной рейс, экипаж траулера «Пикша» решил посвя­ тить его великому празднику — 36-й годовщине Великого Октября— и к этой знаменательной дате закон­ чить выполнение плана четвертого квартала и выполнить и перевы­ полнить очередное рейсовое задание. На решение этой задачи и была на­ правлена вся партийно-политиче- окая и агитационно-массовая работа. Этому вопросу было посвящено и комсомольское собрание, которое об­ судило задачи комсомольской орга­ низации в обеспечении максималь­ ного вылова рыбы и выпуска высо­ кокачественной продукции. Собра­ ние вскрыло все недостатки в рабо­ те корабля и приняло решение, на­ правленное на выполнение намечен­ ной задачи. Этому была посвящена также и наглядная агитация. Ло­ зунги призывали моряков перевы­ полнить рейсовое задание, выпол­ нить план четвертого квартала к 36-й годовщине Октября. Воодушевленные ^ октябрьскими призывами ЦК КПСС,* стремлением встретить великий праздник новы- ми трудовыми победами, моряки на­ чали промысел. Рейс, как никогда, оказался труд,- ным. Когда мы пришли в район промысла, на Мурманское мелко­ водье, рыбы там не оказалось, да к тому же началась штормовая погода. Подходило уже 1 ноября, а рыбы в трюме было немногим, более 1 0 тонн. Грозила опасность срыва рей­ сового задания и нашего обязатель­ ства. Как только погода стихла, командование корабля решило идти к берегам в район Харлова. Рыба там была, но только очень мелкая. Однако промысел у берегов требует от судоводительского и тралмейстер- ского состава большого опыта и исключительного умения, так как в прибрежных районах дно-весьма не­ ровное, грунт очень неудобен для работы с тралом. Часты задевы трала. Но опыт и уменье нашлись и у нашего судоводительского состава во главе с капитаном тов. Скребцо- вым и у тралмейстерского состава, руководимого тов. Ложкиным. Мы пришли к выводу, что на­ верстать упущенное время и вы- Iполнить поставленные задачи можно Iтолько за счет повышения режима Iтраления. Требовалось как можно больше держать трал в воде, делать как можно больше тралений. По этому пути мы и пошли. Мы тралили, несмотря на плохой грунт, по два часа. Это рекорд для прибрежных районов и небывалое еще явление в нашей работе. Трал находился у нас в воде по 15— 16 часов в сутки, но серьезных по­ вреждений орудий лова не было. На палубу мы поднимали за одно тра­ ление до трех тонн рыбы, правда, очень мелкого размера. Палубная команда не успевала одна убирать рыбу, ибо за недо­ статком матросов работа была ор­ ганизована на две вахты. Тогда на помощь матросам приходили все свободные от вахт моряки. Это позволяло нам своевременно убирать рыбу. В последние дни рейса, перед са­ мым праздником, нами была полу­ чена правительственная телеграмма, в которой сообщалось, что ^ за до­ стигнутые успехи в третьем квар­ тале по итогам Всесоюзного социа­ листического соревнования нашему траулеру присуждены почетный вымпел и первая премия. Это еще больше воодушевило моряков. Сорев­ нование развернулось с новой си­ лой. Партийная организация повсе­ дневно вела агитационную работу, мобилизовала коллектив на преодо­ ление трудностей. Благодаря на­ стойчивости и упорству моряков, слаженности всего коллектива и стремлению внести свой вклад в дело создания обилия продовольст­ венных товаров в нашей стране, мо­ ряки комсомольско-молодежного траулера одержали новую трудовую победу в предпраздничном соревно­ вании. 6 ноября, в канун великого празд­ ника, экипаж завершил выполнение плана четвертого квартала, а к кон­ цу рейса, который был завершен 9 ноября, было успешно выполнено и перевыполнено рейсовое задание. Вместо 60 тонн в порт доставлено 90 тонн рыбы. На нашем счету сейчас более 34 тысяч центнеров рыбы при годовом плане 31 .500 центнеров. Весь экипаж в этом рейсе про­ явил высокую сознательность, свою готовность преодолеть любые труд­ ности. Особенно хорошо потрудились в этом рейсе матросы комсомольцы тт. Матыскин, Тимошин, Безменов, Богапов, матрос Бызгаев, тралмей­ стер Ложкин и его помощники Афанасьев и Фомин и другие. Немалый вклад в обеспечение по­ ставленных задач сделала машинная команда во главе со старшим меха­ ником коммунистом Петуховым. Она обеспечила бесперебойную работу всех механизмов. Еще в рейсе кол­ лектив машинной команды решил следующую стоянку в порту сделать безремонтной, что явится большим вкладом в дело увеличения добычи рыбы. За осуществление этой зада­ чи и боролась в рейсе машинная команда. Все неисправности меха­ ники устраняли своими силами. Как-то в рейсе вышел из строя стопор жома траловой лебедки. Этот случай грозил срывом промысла. Но, борясь за безремонтную стоян­ ку, старший механик Петухов и .третий механик Луков устранили jэту неисправность своими силами в течение трех часов. В результате отпала необходимость сдачи этого механизма в ремонт заводу и таким образом была обеспечена безремонт­ ная стоянка. В порту на борту корабля со­ стоялся митинг, посвященный вру­ чению переходящего Красного зна­ мени облисполкома и обкома партии за достигнутые успехи в третьем квартале. В ответ на эту награду и на заботу партии и правительства о рыбаках рыбного Мурмана моря­ ки заявили о своей решимости ра­ ботать еще лучше, производитель­ нее, не жалея сил на благо нашей любимой Родины, во имя мира во всем мире. П. МИРОНОВ. Помполит траулера «Пикша».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz