Рыбный Мурман. 1953 г. Ноябрь.
№ 70, 25 ноября 1953 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Н а с т о й ч и в о совершенствовать т е х н и к у с е л ь д я н о г о п р о м ы с л а В постановлении Совета Минист ров СССР и ЦК КПСС «О расшире нии производства продовольствен- 1 ных товаров и улучшении их каче ства» уделяется самое серьезное( внимание дальнейшему развитию рыбной промышленности. Достаточ но указать, что в 1956 году общий вылов рыбы должен быть доведен до ■ 36 миллионов центнеров, и из этого ] количества свыше 7 миллионов сель ди. В решении этой серьезной зада чи немалую роль должны сыграть мурманские рыбаки, в том числе и моряки «Мурмансельди». Повышение производительности труда, внедрение новых способов и орудий лова, механизация процессов добычи сельди — вот мероприятия, без которых немыслимо успешное решение задачи максимального вы лова сельди. Однако на судах «Мурмансельди» в этом отношении делается очень мало. Явно недостаточно уделяется внимания тому, чтобы на каждом судне были применены простые, на первый взгляд, приспособления, об легчающие труд моряков, позволяю щие улучшить промысловый режим и уменьшить износ промыслового вооружения. Далеко не все корабли оборудова ны оградителями, предохраняющими от намотки на винт сетей и друго го промыслового вооружения. На многих судах нет еще валиков для выметки сетей. Такое простое при способление, как вращающийся рол для отцепки рыбы при тряске сетей применяется только на некоторых судах. Многие капитаны упорно предпо читают применять устаревший метод перетаскивания сетей с одного бор та на другой через неподвижную жердь. А ведь куда проще под стрелой носовой мачты установить рол на подшипниках, который зна чительно облегчит это перетаскива ние сетей и значительно уменьшит их износ. На среднем рыболовном траулере «Орочен», капитаном которого яв ляется тов. Семенов, автор ряда ра ционализаторских предложений, и W работает рационализатор-дриф- мейстер тов. Белко, применив ряд простейших приспособлений, доби лись досрочного выполнения годового плана. Здесь успешно борются за до бычу 1 0 . 0 0 0 центнеров сельди и имеют значительную экономию про мыслового вооружения, что, несом ненно, содействует снижению себе стоимости продукции и улучшению ряда других экономических показа телей. Большую роль в увеличении до бычи сельди может и должно сыг- j рать расширение поля деятельности сельдяного флота, освоение новых районов лова и внедрение наиболее эффективных орудий. В первом квартале мы обычно имеем некоторый спад добычи сельди в Северной Атлантике. Но в то же время располагаем хорошей сырьевой базой нерестовой сельди в районе Лофатенских и Фаррерских островов и на банках Северного мо ря. Однако эту сырьевую базу мы до сих пор не использовали. В 1954 году мы должны организовать про мысел сельди в этих районах. Учитывая, что сельдь здесь дер жится у дна, следует применить для оглова нерестовых концентраций сельди трал. Опыт работы траулеров «Новороссийск» и «Сталинград» в Северном море показал, что грал при определенных условиях являет ся высоко эффективным орудием ло- ьа сельди. Работы по освоению лова сельди тралом надо провести орга низованно и на высоком техниче ском уровне. В этом нам обязан помочь Полярный научно-исследова тельский институт рыбного хозяйст ва. На траловый лов сельди должны быть выделены мощные суда, команды их должны быть укомплек тованы опытными специалистами, хорошо знающими технику трало вого лова. В будущем году, также совместно с ПИНРО, должна быть решена за дача применения пелагических тра лов в Северной Атлантике. Особен но в тот период, когда сельдь дер жится в поверхностных слоях воды разреженными стайками. В осенне-зимнее время, и даже в отдельные периоды весенне-летнего промысла, необходимо более широко применять лов с верхним положе нием вожака. Управление «Мурман сельди» обязано снабдить промыс ловиков хорошими сетями, поводцами и кухтылями, а также необходимым количеством грузиков для сетей. В прошлом году и в начале ны нешнего года не все суда применя ли способ соединения кухтылей с помощью так называемого «провод ника», предложенный дрифмейсте- ром тов. Плаховым. В нынешнем ПервЬій рейс т ан к е р а «УрЖуд\» году с переходом флота на глубин ный лов «проводник» должен быть внедрен на всех судах. В нынешнем году большое внима ние уделялось контролю за качест вом ремонта резиновых камер, при меняемых в качестве плава. Были изготовлены две установки для ре монта этих камер с помощью горя чей вулканизации. Эти установки в ближайшее время будут поставлены на плавбазах. Таким образом, ока жется возможным производить ре монт резиновых камер непосредст венно на лову, что в значительной мере устранит перебои в снабжении судов камерами, особенно в тот пе риод, когда в дрифтерных порядках будет находиться наибольшее коли чество сетей. В повышении производительности труда большое значение имеет пра вильная организация работ при вы- метке и выборке сетей. Передовые дрифмейстеры тт. Белко, Сыщенко, •Чуров, Старков, Богомолов на са мые ответственные участки работ ставят опытных, наиболее растороп ных матросов, в. результате чего выборка порядка идет быстрее, а при выметке полного дрифтерного порядка затрачивается не более 25— 30 минут. Необходимо как можно полнее изучать опыт передовых моряков сельдяного флота я широко распро странять этот опыт, лучшие приемы работы с дрифтерными сетяіми, про мыслового судовождения на все ко рабли. Большую іроль в этом обяза ны сыграть наставники-капитаны и дрифмейстера. Необходимо разра ботать план внедрения этих пере довых методов и передового опыта и организовать систематический конт роль за ходом этой важной работы с тем, чтобы подтянуть весь флот до уровня передовых судов. Проведение этих мероприятий по может морякам «Мурмансельди» уже в нынешнем году добиться значи тельного увеличения вылова сельди. Этим самым они внесут свой вклад в реализацию постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС и бу дут содействовать созданию обилия рыбных товаров в нашей стране. И. АХЛЫНОВ. Начальник производственно технического отдела управле ния сельдяного флота. Коммунистическая партия, Совет ское правительство постоянно забо тятся о расширении рыболовного флота. Не так давно флот «Мурман сельди» пополнился новой едини цей. Для обеспечения средних рыбо ловных траулеров топливом, маслом и водой в открытом океане сельдя ному флоту передан танкер «Ур жум». 2 2 октября танкер, имея на своем борту 850 тонн топлива, 30 тонн масла и 230 тонн 'воды, отошел от причалов Мурманского порта, взяв курс на Северную Атлантику. Команду танкера возглавлял опыт ный капитан тов. Быстров. Учиты вая трудности предстоящей работы, капитан на переходе организовал техническую учебу матросов. Штур манский состав разъяснил им, как нужно будет работать в открытом океане. Погода встретила танкер штор мом. Ветер достигал 8 — 9 баллов. Когда танкер подошел к назначен ному месту, к нему со .всех сторон потянулись средние рыболовные траулеры за топливом и за водой. За рейс были обеспечены топливом и водой десятки траулеров. Пе ред уходом в порт танкер сдал сто тонн топлива на плавбазу «Онега». Успех в работе решила дружная работа экипажа. Старший помощ ник капитана тов. Сниккер лично участвовал во всех операциях. При мер стойкости в работе показывал боцман Балдибай Каражданов. По мимо четкого выполнения своих прямых обязанностей, как боцмана, он стоял на* руле, помогал матросам. Хорошо работали в рейсе матросы коммунисты тт. Смирнов и Морозов. С частью выполнив свой долг, экипаж танкера досрочно на 4 су ток прибыл в порт и готовится сей час к следующему рейсу. Б. НЕЛЮБИН. Ц ех —п а с ын о к На посолзаводе существует цех высших сортов. Он должен дообраба- тывать доставляемый траулерами по луфабрикат — соленую рыбу и клшіфиск, а также заниматься обес- шкуриванием и дообработкой зубат ки. Если в какой-то мере наш цех и справляется с выпуском высших сор тов соленой рыбы и клипфиска, то с обработкой зубатки дело обстоит из рук вон плохо. Это в значительной степени объяс няется тем, что наш цех существует в посолзаводе на положении пасын ка. Цех не имеет постоянного хоро шо оборудованного помещения. Ра ботниц этого цеха гоняют с одного места на другое, нередко отвлекают на другие работы. Только этим можно объяснить, что мы не выполнили план по съему шкур с зубатки. При задании в 75 тысяч шкур мы дали пока немногим более 10 тысяч. Было ли у нас сырье? Да, было. Трало- I вый флот за 1 0 месяцев нынешнего года выловил около 80 тысяч цент неров зубатки. Этого количества вполне достаточно для того, чтобы по меньшей мере в пять— шесть раз выполнить задание по съему шкур, тем более, что работницы нашего це ха очень опытные и при наличии { сырья дают по две и больше нормы за смену. Равнодушное отношение руковод ства нашего посолзавода к дообра- ботке зубатки недопустимо. Прежде всего мы лишаем возможности коп тильный завод нашего комбината вы рабатывать из зубатки деликатесные копченые товары, пользующиеся большой популярностью у потреби телей. А затем мы недодаем пред приятиям, товаров широкого потреб ления — ценное сырье для изготов ления кожано-галантерейных това ров. Вот и сейчас к нам приехал пред ставитель одного из латвийских предприятий за шкурами зубатки, ’ из-за отсутствия которых это пред приятие не может нормально рабо- I тать. I Недавно нашему цеху отвели ма- ! ленькое помещение в приемном цехе. .Но стоит только траловому флоту j увеличить доставку рыбы, как нас I снова лишат этого помещения. I Необходимо, чтобы руководители посолзавода (директор тов. Алексеев) и рыбокомбината (и. о. директора тов. Морозов) уделяли больше внимания нашему цеху и создали бы все усло вия для его нормальной работы. Мы обязаны выполнять задачи, постав ленные перед нами партией и прави тельством, и в полной мере обеспе- чивать полуфабрикатом коптильный ( завод для того, чтобы он мог расши- . рить производство копченых товаров из зубатки и поставку ценного сырья для кожано-галантерейной промышленности. О. ПЕВЦОВА. Мастер посолзавода рыбо комбината. СЛОВО СДЕРЖ АЛИ Уходя в очередной рейс, экипаж траулера «Пикша» решил посвя тить его великому празднику — 36-й годовщине Великого Октября— и к этой знаменательной дате закон чить выполнение плана четвертого квартала и выполнить и перевы полнить очередное рейсовое задание. На решение этой задачи и была на правлена вся партийно-политиче- окая и агитационно-массовая работа. Этому вопросу было посвящено и комсомольское собрание, которое об судило задачи комсомольской орга низации в обеспечении максималь ного вылова рыбы и выпуска высо кокачественной продукции. Собра ние вскрыло все недостатки в рабо те корабля и приняло решение, на правленное на выполнение намечен ной задачи. Этому была посвящена также и наглядная агитация. Ло зунги призывали моряков перевы полнить рейсовое задание, выпол нить план четвертого квартала к 36-й годовщине Октября. Воодушевленные ^ октябрьскими призывами ЦК КПСС,* стремлением встретить великий праздник новы- ми трудовыми победами, моряки на чали промысел. Рейс, как никогда, оказался труд,- ным. Когда мы пришли в район промысла, на Мурманское мелко водье, рыбы там не оказалось, да к тому же началась штормовая погода. Подходило уже 1 ноября, а рыбы в трюме было немногим, более 1 0 тонн. Грозила опасность срыва рей сового задания и нашего обязатель ства. Как только погода стихла, командование корабля решило идти к берегам в район Харлова. Рыба там была, но только очень мелкая. Однако промысел у берегов требует от судоводительского и тралмейстер- ского состава большого опыта и исключительного умения, так как в прибрежных районах дно-весьма не ровное, грунт очень неудобен для работы с тралом. Часты задевы трала. Но опыт и уменье нашлись и у нашего судоводительского состава во главе с капитаном тов. Скребцо- вым и у тралмейстерского состава, руководимого тов. Ложкиным. Мы пришли к выводу, что на верстать упущенное время и вы- Iполнить поставленные задачи можно Iтолько за счет повышения режима Iтраления. Требовалось как можно больше держать трал в воде, делать как можно больше тралений. По этому пути мы и пошли. Мы тралили, несмотря на плохой грунт, по два часа. Это рекорд для прибрежных районов и небывалое еще явление в нашей работе. Трал находился у нас в воде по 15— 16 часов в сутки, но серьезных по вреждений орудий лова не было. На палубу мы поднимали за одно тра ление до трех тонн рыбы, правда, очень мелкого размера. Палубная команда не успевала одна убирать рыбу, ибо за недо статком матросов работа была ор ганизована на две вахты. Тогда на помощь матросам приходили все свободные от вахт моряки. Это позволяло нам своевременно убирать рыбу. В последние дни рейса, перед са мым праздником, нами была полу чена правительственная телеграмма, в которой сообщалось, что ^ за до стигнутые успехи в третьем квар тале по итогам Всесоюзного социа листического соревнования нашему траулеру присуждены почетный вымпел и первая премия. Это еще больше воодушевило моряков. Сорев нование развернулось с новой си лой. Партийная организация повсе дневно вела агитационную работу, мобилизовала коллектив на преодо ление трудностей. Благодаря на стойчивости и упорству моряков, слаженности всего коллектива и стремлению внести свой вклад в дело создания обилия продовольст венных товаров в нашей стране, мо ряки комсомольско-молодежного траулера одержали новую трудовую победу в предпраздничном соревно вании. 6 ноября, в канун великого празд ника, экипаж завершил выполнение плана четвертого квартала, а к кон цу рейса, который был завершен 9 ноября, было успешно выполнено и перевыполнено рейсовое задание. Вместо 60 тонн в порт доставлено 90 тонн рыбы. На нашем счету сейчас более 34 тысяч центнеров рыбы при годовом плане 31 .500 центнеров. Весь экипаж в этом рейсе про явил высокую сознательность, свою готовность преодолеть любые труд ности. Особенно хорошо потрудились в этом рейсе матросы комсомольцы тт. Матыскин, Тимошин, Безменов, Богапов, матрос Бызгаев, тралмей стер Ложкин и его помощники Афанасьев и Фомин и другие. Немалый вклад в обеспечение по ставленных задач сделала машинная команда во главе со старшим меха ником коммунистом Петуховым. Она обеспечила бесперебойную работу всех механизмов. Еще в рейсе кол лектив машинной команды решил следующую стоянку в порту сделать безремонтной, что явится большим вкладом в дело увеличения добычи рыбы. За осуществление этой зада чи и боролась в рейсе машинная команда. Все неисправности меха ники устраняли своими силами. Как-то в рейсе вышел из строя стопор жома траловой лебедки. Этот случай грозил срывом промысла. Но, борясь за безремонтную стоян ку, старший механик Петухов и .третий механик Луков устранили jэту неисправность своими силами в течение трех часов. В результате отпала необходимость сдачи этого механизма в ремонт заводу и таким образом была обеспечена безремонт ная стоянка. В порту на борту корабля со стоялся митинг, посвященный вру чению переходящего Красного зна мени облисполкома и обкома партии за достигнутые успехи в третьем квартале. В ответ на эту награду и на заботу партии и правительства о рыбаках рыбного Мурмана моря ки заявили о своей решимости ра ботать еще лучше, производитель нее, не жалея сил на благо нашей любимой Родины, во имя мира во всем мире. П. МИРОНОВ. Помполит траулера «Пикша».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz