Рыбный Мурман. 1953 г. Ноябрь.

№ 61, 1 ноября 1953 г РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ Н А ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛ АН А ТРЕТЬЕГО Г О Д А ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ОПЫТ МОРЯКОВ „АСТАРЬГ—ВСЕМ ПРОМЫСЛОВИКАМ „МУРМАНСЕЛЬДИ" ☆ ☆ ☆ ☆ Наш опЬіш седЬдяного промЫсда Ведущая сила четырех с половиной месяцев был использован каждый день, мы мог­ ли бы выловить около 7 тысяч центнеров сельди. То, что мы успели сделать за три месяца, говорит о 'больших возмож­ ностях дальнейшего повышения уловов сельди в Северной Атланти­ ке. Наш экипаж провел 76 дрейфов. Каждый дрейф давал сельдь, ни од­ ного пустого дрейфа у нас не было. Мы никогда не ставили сети до тех пор, пока точно не устанавливали наличие сельди. Таким образом, главное, о чем мы всегда заботи­ лись, был поиск косяков. Мой личный опыт говорит, что есть очень много различных дан­ ных, по которым можно безошибочно определить не только наличие ры­ бы, но и мощность и направление движения косяка. Эти данные, ко­ нечно, не случайные, они основаны на знании жизни моря. Если к этим знаниям, к практике прило­ жить еще показатели приборов, то можно всегда иметь хорошую сырьевую базу для промысла. Мы убедились, что наличие сель­ ди надо определять не только по ращать на район Шпицбергена не меньшее внимание, чем на южные районы. Найдя сельдь, мы ставили поря­ док. Необходимо было проводить эту операцию возможно быстрее, чтобы сделать на этом косяке как можно бслыпе дрейфов. Но, чтобы быстро поставить порядок, нужна очень высокая слаженность экипажа. Эки­ паж среднего траулера «Астара» умеет быстро и четко выполнять все операции при постановке по­ рядка и за 15— 18 минут выметы­ вает 120 сетей. Судно в это время движется, машина дает около 170 оборотов. При средних и высоких уловах порядок мы обрабатывали за 12 — 17 часов. Во время выборки сетей и обработки улова мы одновременно готовились метать уже освободив­ шиеся сети. Таким образом, полу­ чался конвейерный дрейф: сети с сельдью предыдущего дрейфа еще выбираются,'а новые, пустые, уже ставятся. Так что дрифтерный по­ рядок работал, можно сказать, круглосуточно. Это, конечно, в том случае, если сырьевая база была в всей команды в оораоотке сетей не­ обходимо и потому, что иначе с помощью 'соревнования моряки (на­ шего среднего траулера «Астара» С начала года средний траулер сбился с косяка и ушел в другой которые должны быть в машинном Социалистическое соревнование «Астара» был на тресковом про- 'район. Мы работали у Шпицбергена отделении и На мостике. Участие ведущая сила в труде. Именно мысле. Мы выловили 4.220 цент- ' два месяца. И все это время уловы неров трески, а затем переключи- ; у нас были отличные. Это говорит лись в Северную Атлантику на jo том, что о Шпицбергене наши сельдь. Всего пробыли там четыре моряки забыли без всяких оенова- с половиной месяца. Из них зани-|ний. Правда, работать там гораздо мались непосредственно ловом не труднее, чем на юге, потому что более трех месяцев. Остальное вре-' очень сильные течения, иногда мя у нас ушло на переходы, на 'за сутки нас уносило на 40 ожидание баз для сдачи уловов, на Jмиль, но опытным морякам это не ожидание тары, сетей и т. д. Мы •страшно. Эти трудности можно подсчитали, что если бы из этих преодолеть, и следует в будущем об- нельзя будет своевременно подгото-! добились серьезного успеха, выло­ вить сети к новому дрейфу и в ы - . в®8 немногим менее 10.000 центне- метать их еще тогда, когда большая Р°® рыбы. часть порядка еще не обработана. Теперь уже все убедились, что в штормовую погоду необходимо иметь очень прочные вожаковые тросы. От этого будет зависеть успех про­ мысла в осенне-зимний период, когда сельдь идет на большой глу­ бине и нагрузка на вожаковый трос очень большая. Пока что мы не имеем хорошего троса. Не имеем мы многого другого, без чего невоз­ можно брать высокие уловы. Так, Откликнувшись на призыв эки­ пажей траулера «Касатка» и сред- сельдяньіх косяках, точно определя­ ли место корабля, своевременно принимали мары к ускорению дрей­ фа и т. д. Все это позволяло каж­ дому из моряков выполнять свои обязательства. Мы систематически обсуждали ход соревнования, вскрывали недо­ статки, принимали меры для ликви- него траіулера «Оірочея», мы реши- дации их. Капитан корабля тов. ли к 21 декабря завершить годовой Кузнецов систематически информи- план и дать сверх него 500 центне­ ров рыбы. И на траловом промысле, и на сельдяном среди экипажа шло боевое социалистическое соревнование за совершенствование методов труда и повышение производительности, за качество продукции. Соревнование у нас нет карт морских течений в шло и за экономию сетвматериалов, топлива и т. д. Каждый моряк имел тех районах, где, в основном, рабо­ тала и работает сельдяная экспеди­ ция. Именно по этой причине про­ мысловики теряют косяки и после индивидуальное обязательство, кото­ рое бралось, исходя из общих задач и с целью повысить производитель- дрейфов долго разыскивают и х . ность тРУДа своем участке. Ком- Когда есть возможность определить . сомольская организация, руководи- место нахождения судна астрономи- j мая старшим механиком тов. Авра- ческим путем — отсутствие карт не ховым, возглавляла соревнование. температуре воды, но и по цвету „ . ее. Очень часто бывало так что НаМ Нв термометры показывают нам как раз ту температуру воды в океане, которая благоприятна для сельди. Но цвет воды — темный. В такой надо было искать косяк. В течение всего рейса мы вни­ мательно следили за изменениями метеорологической обстановки. Если воде сельди быть не может, так как наступало похолодание, бесполезно в ней нет пищи для сельди. Там, | было ставить сети на ту глубину, где эта пища есть, цвет воды будет на которой 0110 стояли до похоло- инои, гораздо светлее. При внима­ тельном наблюдении такие места найти легк : . Известно, что весной сельдь дви­ жется на север, а осенью она на­ чинает спускаться к югу. Можно, в каких-то более или менее точных границах, установить и пути дви­ жения сельди. Эти пути постоян­ ные. И вот, когда мы только что вышли из порта, штаб экспедиции приказал нам двигаться на юг. Мы, получив промысловую сводку, уста­ новили, что флот, находящийся на юге, не ловит почти ничего. Спро­ сив разрешение, мы поднялись на север к Шпицбергену и там начали промысел. С первого же дрейфа мы подняли очень богатый улов, затем сделали еще несколько дрейфов и за короткое время сдали на базу два полных груза сельди. Рядом с дания. Хотя и на небольшую глуби­ ну, но сельдь опускалась, и мы не­ медленно удлиняли поводцы и тоже опускали сети глубже. Как правило, несколько первых сетей мы всегда считали контрольными. Едва поста­ вив их, мы проверяли эти контроль­ ные сети и тем самым еще раз устанавливали, насколько правиль­ но поставлен порядок и насколько густой косяк. Контрольные сети поз­ воляли нам, в случае надобности, быстро перестраиваться, изменять направление постановки порядка, направление дрейфа. При потеплении мы снова, опре­ делив температуру воды, переходи­ ли на поводцы той длины, которая применялась до похолодания. Обработку сетей мы производили ходом. Этот способ гораздо продук­ тивнее всех других. Но он требует нами работал средний траулер! участия в работе всей команды за 223. Однакс из-за тумана он исключением двух— трех человек, осооенно сказывается, но если ту­ ман, видимости нет и определение невозможно,— косяк будет навер­ няка потерян. Следовательно, руко­ водители сельдяного промысла обя­ заны позаботиться о том, чтобы каждый корабль был снабжен таки­ ми картами. Морякам экспедиции очень важно знать прогноз погоды. Гидрометеоро­ логическая служба плохо помогает морякам в Северной Атлантике. Иногда она дает такие прогнозы, что не знаешь, какую же погоду ожидать — шторм или штиль, по­ холодание или потепление. И при­ ходится гадать, на какую глуби­ ну ставить сети, сколько их ста­ вить, как вооружать порядок, какой вожаковый трос брать и, вообще, стоит ли начинать дрейф. Руково­ дителям гидрометеорологической службы в Северной Атлантике надо решительно улучшить качество своей работы. Как известно, сельдь очень чувствительна к малейшим температурным колебаниям и необ­ ходимо поэтому давать морякам наиболее точные прогнозы. Сейчас, с наступлением периода осенних штормов, надо позаботить­ ся, чтобы все корабли сельдяной экспедиции своевременно перешли на работу с вожаковым тросом по верху, с длинными поводцами. Надо также обеспечить усиленную раз­ ведку районов, лежащих на путях отходов сельди с севера к югу. Флот «Мурмансельди» имеет все возможности каждые сутки перевы­ полнять задания. Сырьевая база в Северной Атлантике и летом и зи­ мой очень богата. Все дело только в том, чтобы точно установить, в какое время года и на каких глу­ бинах сельдь держится. Капитан С. КУЗНЕЦОВ. Судовой комитет профсоюза и командование корабля позаботились, чтобы труд моряков был организо­ ван наиболее продуктивно. Люди расставлялись по своим местам с учетом знаний и опыта. Все про­ мысловое хозяйство содержалось в исправности. Были приняты меры, чтобы наши судоводители также не чинили никаких помех промысловой работе — хорошо держали судно на ровал экипаж о ходе промысла, ука­ зывал, что надо предпринять, какие мероприятия надо провести для по­ вышения уловов. Итоги соревнова­ ния подводились каждый раз при подходе к базе для сдачи очеред­ ного груза сельди. При этом мы указывали каждому моряку на его недостатки и затам контролировали, чтобы он устранил их. В результате соревнования ма­ стерство наших моряков поднялось еще выше, у них накопилось еще больше опыта. А это позволило им проявлять творческую инициативу, совершенствовать трудовые процес­ сы. Особенно отличались тт. Цимля- ков, Сурков, Черемухин. Сейчас на нашем счету — 9.716 центнеров рыбы. Это наш подарок Великому Октябрю. После короткой стоянки в рамоінте мы пойдем на траловый промысел. Экипаж средне­ го траулера «Астара» и здесь добьется таких же высоких показате­ лей, как и на сельдяном лову. П. ЦЫБУЛЬСКИИ. Председатель судкома. Совершенствовать методы труда Средний рыболовный траулер , ди, попадавшей в большем количе- «Астара» вышел в Северную Атлан­ тику в середине июля. Решая мно­ гочисленные задачи, мы стремились добиться, чтобы каждая производст­ венная операция занимала наимень­ шее количество времени. Мне, как дрифмейстеру, тоже нужно было ре­ шать эту задачу. При работе с дрифтерным поряд­ ком я расставлял людей, учитывая способности и опытность каждого. Мы предусмотрели все до мелочей, сделали так, чтобы нам ничто не мешало во время постановки и вы­ борки дрифтерного порядка. Тща­ тельно готовилось снаряжение, про­ верялась добротность его. Контроль за всем дрифтерным хозяйством поз­ волял нам избегать задержек. Очень важно быстро и своевре­ менно обрабатывать дрифтерный по­ рядок. Особенно это важно тогда, когда улов богатый. Чтобы в тече­ ние суток успеть сделать дрейф, об­ работать сети и снова поставить их, стве. Так, в последнее время мы применяли сети с ячеей 32— 34 миллиметра. Работа с дрифтерным порядком требует инициативы и слаженности от каждого моряка. Малейшая не­ исправность, малейший недосмотр могут привести к серьезным послед­ ствиям. Так, на многих кораблях долгое время не могли понять, по­ чему происходит разрыв сетей. Мы выяснили, что разбивать вожак на части по 28 метров не следует. Луч­ ше всего длину каждой части, от марки до марки, делать 26— 27 метров. Дело в том, что новый вожак вначале укорачивается, но после длительной эксплуатации удлиняет­ ся, и если сетки устанавливать по маркам 28— 29 метров, они неиз­ бежно будут разорваны. В процессе работы мы заботимся о том, чтобы добыть сельди как мож­ но больше и израсходовать как мож­ но меньше сетей. На корабле был В а ж н о е у с л о в и е Одним из важных условий для успешного промысла в Северной Атлантике является бесперебойная работа всех корабельных механиз­ мов. В начале этого года на нашем судне механизмы находились в за­ пущенном состоянии, моряки теряли много времени на переходы, корабль с трудом «тянул» в свежую погоду. Машинной команде пришлось нема­ ло потрудиться, чтобы привести свое хозяйство в полный порядок. Профилактический ремонт и регу­ лировка главного и замена одного из вспомогательных двигателей была произведена своими силами. Мы также доделали многое из того, что не довели до конца судоремонтники. В море мы беспрерывно и очень внимательно следили за работой каждой части машины, каждого винтика. Механики тт. Хрусталев и Джулай, моторист тов. Муравьев очень тщательно осматривали меха­ низмы, своевременно предупреждали поломки и аварии. И не было слу­ чая, чтобы наш корабль простоял из-за аварий в машине, чтобы ме­ ханики не обеспечили ему нужный ход. С начала года главный двига­ тель нашего корабля отработал 3.900 часов. Мы добились также экономной работы машины, в ре­ зультате чего сберегли 7 процентов горючего и 4 процента масел. Кроме выполнения своих прямых обязанностей, машинная команда активно помогала морякам обраба­ тывать улов. Отдел снабжения и технический отдел «Мурмансельди» должны об­ ратить очень серьезное внимание на обеспечение всех судов экспедиции необходимыми запасными частями и инструментом. Не секрет, что из-за отсутствия запасных частей и ин­ струментов машинные команды не­ которых кораблей не могут произ­ вести тот или иной ремонт, и кораб­ ли вынуждены сниматься с про­ мысла. Машинная команда среднего траулера «Астара» в дальнейшем закрепит достигнутые успехи и создаст со своей стороны морякам все условия для бесперебойного промысла. Старший механик Ф. АВРАХОВ. мы применяли способ беспрерывноі о 0деспечен своевременный ремонт се- использования дрифтерного порядка. Делалось это так. Выбрав 40— 60 сетей и зная, что улов богатый и об­ работать весь порядок до начала дрейфа будет невозможно, мы снова выметывали обработанные сети. Устанавливались они или с того ме­ ста, где была закончена их обработ­ ка (в этом случае мы продолжали выборку и обработку сетей с уловом с другого конца порядка) или уста­ новка начиналась с противополож­ ного конца. Как правило, дрифтерный порядок мы располагали ступенями — на разной глубине устанавливали опре­ деленное количество сетей и тем са­ мым добивались наиболее активного облова сельдяного косяка. Поставив большую часть сетей на глубину, где сельдь идет наиболее густо, мы в то же время устанавливали дру­ гие сети с целью контроля, на раз­ ные глубины. Но следует заметить, что в летний период мы большей частью работали на глубинах 3— 5 метров. Сети подбирали с ячеей, ко­ торая соответствовала размеру сель- теи, просушка их, жаждая сетка у нас работала до полного износа. В результате за четыре с половиной месяца промысла мы израсходовали только 200 сеток, при норме 164 сетки на три месяца. Хорошие сети — своевременно отремонтированные и прочные — давали хорошие уло­ вы. Мы обеспечивали такую поста­ новку их и так вооружали дрифтер­ ный порядок, чтобы каждая сетка работала. В итоге за период экспе­ диции мы выловили 5.180 центне­ ров сельди, справившись досрочно с планом и с годовым и предпразднич­ ным социалистическими обязатель­ ствами. Дрифтерный промысел в Северной Атлантике с каждым днем активи­ зируется. Сельди сейчас очень мно­ го. Надо добиться, чтобы каждый ко­ рабль лучше использовал промысло­ вое время, чаще делал дрейфы и добивался совершенствования прие­ мов работы с сетями. Это поможет еще выше поднять уловы. Дрифмейстер А. КАРЯГИН,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz