Рыбный Мурман. 1953 г. Ноябрь.
№ 61, 1 ноября 1953 г РЫБНЫЙ МУРМАН 3 ВСЕ СИЛЫ Н А ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛ АН А ТРЕТЬЕГО Г О Д А ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ ОПЫТ МОРЯКОВ „АСТАРЬГ—ВСЕМ ПРОМЫСЛОВИКАМ „МУРМАНСЕЛЬДИ" ☆ ☆ ☆ ☆ Наш опЬіш седЬдяного промЫсда Ведущая сила четырех с половиной месяцев был использован каждый день, мы мог ли бы выловить около 7 тысяч центнеров сельди. То, что мы успели сделать за три месяца, говорит о 'больших возмож ностях дальнейшего повышения уловов сельди в Северной Атланти ке. Наш экипаж провел 76 дрейфов. Каждый дрейф давал сельдь, ни од ного пустого дрейфа у нас не было. Мы никогда не ставили сети до тех пор, пока точно не устанавливали наличие сельди. Таким образом, главное, о чем мы всегда заботи лись, был поиск косяков. Мой личный опыт говорит, что есть очень много различных дан ных, по которым можно безошибочно определить не только наличие ры бы, но и мощность и направление движения косяка. Эти данные, ко нечно, не случайные, они основаны на знании жизни моря. Если к этим знаниям, к практике прило жить еще показатели приборов, то можно всегда иметь хорошую сырьевую базу для промысла. Мы убедились, что наличие сель ди надо определять не только по ращать на район Шпицбергена не меньшее внимание, чем на южные районы. Найдя сельдь, мы ставили поря док. Необходимо было проводить эту операцию возможно быстрее, чтобы сделать на этом косяке как можно бслыпе дрейфов. Но, чтобы быстро поставить порядок, нужна очень высокая слаженность экипажа. Эки паж среднего траулера «Астара» умеет быстро и четко выполнять все операции при постановке по рядка и за 15— 18 минут выметы вает 120 сетей. Судно в это время движется, машина дает около 170 оборотов. При средних и высоких уловах порядок мы обрабатывали за 12 — 17 часов. Во время выборки сетей и обработки улова мы одновременно готовились метать уже освободив шиеся сети. Таким образом, полу чался конвейерный дрейф: сети с сельдью предыдущего дрейфа еще выбираются,'а новые, пустые, уже ставятся. Так что дрифтерный по рядок работал, можно сказать, круглосуточно. Это, конечно, в том случае, если сырьевая база была в всей команды в оораоотке сетей не обходимо и потому, что иначе с помощью 'соревнования моряки (на шего среднего траулера «Астара» С начала года средний траулер сбился с косяка и ушел в другой которые должны быть в машинном Социалистическое соревнование «Астара» был на тресковом про- 'район. Мы работали у Шпицбергена отделении и На мостике. Участие ведущая сила в труде. Именно мысле. Мы выловили 4.220 цент- ' два месяца. И все это время уловы неров трески, а затем переключи- ; у нас были отличные. Это говорит лись в Северную Атлантику на jo том, что о Шпицбергене наши сельдь. Всего пробыли там четыре моряки забыли без всяких оенова- с половиной месяца. Из них зани-|ний. Правда, работать там гораздо мались непосредственно ловом не труднее, чем на юге, потому что более трех месяцев. Остальное вре-' очень сильные течения, иногда мя у нас ушло на переходы, на 'за сутки нас уносило на 40 ожидание баз для сдачи уловов, на Jмиль, но опытным морякам это не ожидание тары, сетей и т. д. Мы •страшно. Эти трудности можно подсчитали, что если бы из этих преодолеть, и следует в будущем об- нельзя будет своевременно подгото-! добились серьезного успеха, выло вить сети к новому дрейфу и в ы - . в®8 немногим менее 10.000 центне- метать их еще тогда, когда большая Р°® рыбы. часть порядка еще не обработана. Теперь уже все убедились, что в штормовую погоду необходимо иметь очень прочные вожаковые тросы. От этого будет зависеть успех про мысла в осенне-зимний период, когда сельдь идет на большой глу бине и нагрузка на вожаковый трос очень большая. Пока что мы не имеем хорошего троса. Не имеем мы многого другого, без чего невоз можно брать высокие уловы. Так, Откликнувшись на призыв эки пажей траулера «Касатка» и сред- сельдяньіх косяках, точно определя ли место корабля, своевременно принимали мары к ускорению дрей фа и т. д. Все это позволяло каж дому из моряков выполнять свои обязательства. Мы систематически обсуждали ход соревнования, вскрывали недо статки, принимали меры для ликви- него траіулера «Оірочея», мы реши- дации их. Капитан корабля тов. ли к 21 декабря завершить годовой Кузнецов систематически информи- план и дать сверх него 500 центне ров рыбы. И на траловом промысле, и на сельдяном среди экипажа шло боевое социалистическое соревнование за совершенствование методов труда и повышение производительности, за качество продукции. Соревнование у нас нет карт морских течений в шло и за экономию сетвматериалов, топлива и т. д. Каждый моряк имел тех районах, где, в основном, рабо тала и работает сельдяная экспеди ция. Именно по этой причине про мысловики теряют косяки и после индивидуальное обязательство, кото рое бралось, исходя из общих задач и с целью повысить производитель- дрейфов долго разыскивают и х . ность тРУДа своем участке. Ком- Когда есть возможность определить . сомольская организация, руководи- место нахождения судна астрономи- j мая старшим механиком тов. Авра- ческим путем — отсутствие карт не ховым, возглавляла соревнование. температуре воды, но и по цвету „ . ее. Очень часто бывало так что НаМ Нв термометры показывают нам как раз ту температуру воды в океане, которая благоприятна для сельди. Но цвет воды — темный. В такой надо было искать косяк. В течение всего рейса мы вни мательно следили за изменениями метеорологической обстановки. Если воде сельди быть не может, так как наступало похолодание, бесполезно в ней нет пищи для сельди. Там, | было ставить сети на ту глубину, где эта пища есть, цвет воды будет на которой 0110 стояли до похоло- инои, гораздо светлее. При внима тельном наблюдении такие места найти легк : . Известно, что весной сельдь дви жется на север, а осенью она на чинает спускаться к югу. Можно, в каких-то более или менее точных границах, установить и пути дви жения сельди. Эти пути постоян ные. И вот, когда мы только что вышли из порта, штаб экспедиции приказал нам двигаться на юг. Мы, получив промысловую сводку, уста новили, что флот, находящийся на юге, не ловит почти ничего. Спро сив разрешение, мы поднялись на север к Шпицбергену и там начали промысел. С первого же дрейфа мы подняли очень богатый улов, затем сделали еще несколько дрейфов и за короткое время сдали на базу два полных груза сельди. Рядом с дания. Хотя и на небольшую глуби ну, но сельдь опускалась, и мы не медленно удлиняли поводцы и тоже опускали сети глубже. Как правило, несколько первых сетей мы всегда считали контрольными. Едва поста вив их, мы проверяли эти контроль ные сети и тем самым еще раз устанавливали, насколько правиль но поставлен порядок и насколько густой косяк. Контрольные сети поз воляли нам, в случае надобности, быстро перестраиваться, изменять направление постановки порядка, направление дрейфа. При потеплении мы снова, опре делив температуру воды, переходи ли на поводцы той длины, которая применялась до похолодания. Обработку сетей мы производили ходом. Этот способ гораздо продук тивнее всех других. Но он требует нами работал средний траулер! участия в работе всей команды за 223. Однакс из-за тумана он исключением двух— трех человек, осооенно сказывается, но если ту ман, видимости нет и определение невозможно,— косяк будет навер няка потерян. Следовательно, руко водители сельдяного промысла обя заны позаботиться о том, чтобы каждый корабль был снабжен таки ми картами. Морякам экспедиции очень важно знать прогноз погоды. Гидрометеоро логическая служба плохо помогает морякам в Северной Атлантике. Иногда она дает такие прогнозы, что не знаешь, какую же погоду ожидать — шторм или штиль, по холодание или потепление. И при ходится гадать, на какую глуби ну ставить сети, сколько их ста вить, как вооружать порядок, какой вожаковый трос брать и, вообще, стоит ли начинать дрейф. Руково дителям гидрометеорологической службы в Северной Атлантике надо решительно улучшить качество своей работы. Как известно, сельдь очень чувствительна к малейшим температурным колебаниям и необ ходимо поэтому давать морякам наиболее точные прогнозы. Сейчас, с наступлением периода осенних штормов, надо позаботить ся, чтобы все корабли сельдяной экспедиции своевременно перешли на работу с вожаковым тросом по верху, с длинными поводцами. Надо также обеспечить усиленную раз ведку районов, лежащих на путях отходов сельди с севера к югу. Флот «Мурмансельди» имеет все возможности каждые сутки перевы полнять задания. Сырьевая база в Северной Атлантике и летом и зи мой очень богата. Все дело только в том, чтобы точно установить, в какое время года и на каких глу бинах сельдь держится. Капитан С. КУЗНЕЦОВ. Судовой комитет профсоюза и командование корабля позаботились, чтобы труд моряков был организо ван наиболее продуктивно. Люди расставлялись по своим местам с учетом знаний и опыта. Все про мысловое хозяйство содержалось в исправности. Были приняты меры, чтобы наши судоводители также не чинили никаких помех промысловой работе — хорошо держали судно на ровал экипаж о ходе промысла, ука зывал, что надо предпринять, какие мероприятия надо провести для по вышения уловов. Итоги соревнова ния подводились каждый раз при подходе к базе для сдачи очеред ного груза сельди. При этом мы указывали каждому моряку на его недостатки и затам контролировали, чтобы он устранил их. В результате соревнования ма стерство наших моряков поднялось еще выше, у них накопилось еще больше опыта. А это позволило им проявлять творческую инициативу, совершенствовать трудовые процес сы. Особенно отличались тт. Цимля- ков, Сурков, Черемухин. Сейчас на нашем счету — 9.716 центнеров рыбы. Это наш подарок Великому Октябрю. После короткой стоянки в рамоінте мы пойдем на траловый промысел. Экипаж средне го траулера «Астара» и здесь добьется таких же высоких показате лей, как и на сельдяном лову. П. ЦЫБУЛЬСКИИ. Председатель судкома. Совершенствовать методы труда Средний рыболовный траулер , ди, попадавшей в большем количе- «Астара» вышел в Северную Атлан тику в середине июля. Решая мно гочисленные задачи, мы стремились добиться, чтобы каждая производст венная операция занимала наимень шее количество времени. Мне, как дрифмейстеру, тоже нужно было ре шать эту задачу. При работе с дрифтерным поряд ком я расставлял людей, учитывая способности и опытность каждого. Мы предусмотрели все до мелочей, сделали так, чтобы нам ничто не мешало во время постановки и вы борки дрифтерного порядка. Тща тельно готовилось снаряжение, про верялась добротность его. Контроль за всем дрифтерным хозяйством поз волял нам избегать задержек. Очень важно быстро и своевре менно обрабатывать дрифтерный по рядок. Особенно это важно тогда, когда улов богатый. Чтобы в тече ние суток успеть сделать дрейф, об работать сети и снова поставить их, стве. Так, в последнее время мы применяли сети с ячеей 32— 34 миллиметра. Работа с дрифтерным порядком требует инициативы и слаженности от каждого моряка. Малейшая не исправность, малейший недосмотр могут привести к серьезным послед ствиям. Так, на многих кораблях долгое время не могли понять, по чему происходит разрыв сетей. Мы выяснили, что разбивать вожак на части по 28 метров не следует. Луч ше всего длину каждой части, от марки до марки, делать 26— 27 метров. Дело в том, что новый вожак вначале укорачивается, но после длительной эксплуатации удлиняет ся, и если сетки устанавливать по маркам 28— 29 метров, они неиз бежно будут разорваны. В процессе работы мы заботимся о том, чтобы добыть сельди как мож но больше и израсходовать как мож но меньше сетей. На корабле был В а ж н о е у с л о в и е Одним из важных условий для успешного промысла в Северной Атлантике является бесперебойная работа всех корабельных механиз мов. В начале этого года на нашем судне механизмы находились в за пущенном состоянии, моряки теряли много времени на переходы, корабль с трудом «тянул» в свежую погоду. Машинной команде пришлось нема ло потрудиться, чтобы привести свое хозяйство в полный порядок. Профилактический ремонт и регу лировка главного и замена одного из вспомогательных двигателей была произведена своими силами. Мы также доделали многое из того, что не довели до конца судоремонтники. В море мы беспрерывно и очень внимательно следили за работой каждой части машины, каждого винтика. Механики тт. Хрусталев и Джулай, моторист тов. Муравьев очень тщательно осматривали меха низмы, своевременно предупреждали поломки и аварии. И не было слу чая, чтобы наш корабль простоял из-за аварий в машине, чтобы ме ханики не обеспечили ему нужный ход. С начала года главный двига тель нашего корабля отработал 3.900 часов. Мы добились также экономной работы машины, в ре зультате чего сберегли 7 процентов горючего и 4 процента масел. Кроме выполнения своих прямых обязанностей, машинная команда активно помогала морякам обраба тывать улов. Отдел снабжения и технический отдел «Мурмансельди» должны об ратить очень серьезное внимание на обеспечение всех судов экспедиции необходимыми запасными частями и инструментом. Не секрет, что из-за отсутствия запасных частей и ин струментов машинные команды не которых кораблей не могут произ вести тот или иной ремонт, и кораб ли вынуждены сниматься с про мысла. Машинная команда среднего траулера «Астара» в дальнейшем закрепит достигнутые успехи и создаст со своей стороны морякам все условия для бесперебойного промысла. Старший механик Ф. АВРАХОВ. мы применяли способ беспрерывноі о 0деспечен своевременный ремонт се- использования дрифтерного порядка. Делалось это так. Выбрав 40— 60 сетей и зная, что улов богатый и об работать весь порядок до начала дрейфа будет невозможно, мы снова выметывали обработанные сети. Устанавливались они или с того ме ста, где была закончена их обработ ка (в этом случае мы продолжали выборку и обработку сетей с уловом с другого конца порядка) или уста новка начиналась с противополож ного конца. Как правило, дрифтерный порядок мы располагали ступенями — на разной глубине устанавливали опре деленное количество сетей и тем са мым добивались наиболее активного облова сельдяного косяка. Поставив большую часть сетей на глубину, где сельдь идет наиболее густо, мы в то же время устанавливали дру гие сети с целью контроля, на раз ные глубины. Но следует заметить, что в летний период мы большей частью работали на глубинах 3— 5 метров. Сети подбирали с ячеей, ко торая соответствовала размеру сель- теи, просушка их, жаждая сетка у нас работала до полного износа. В результате за четыре с половиной месяца промысла мы израсходовали только 200 сеток, при норме 164 сетки на три месяца. Хорошие сети — своевременно отремонтированные и прочные — давали хорошие уло вы. Мы обеспечивали такую поста новку их и так вооружали дрифтер ный порядок, чтобы каждая сетка работала. В итоге за период экспе диции мы выловили 5.180 центне ров сельди, справившись досрочно с планом и с годовым и предпразднич ным социалистическими обязатель ствами. Дрифтерный промысел в Северной Атлантике с каждым днем активи зируется. Сельди сейчас очень мно го. Надо добиться, чтобы каждый ко рабль лучше использовал промысло вое время, чаще делал дрейфы и добивался совершенствования прие мов работы с сетями. Это поможет еще выше поднять уловы. Дрифмейстер А. КАРЯГИН,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz