Рыбный Мурман. 1953 г. Июнь.

І № 4. 25 июня 1953 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ МОШКИ СЕЛЬДЯНОГО ФЛОТА! НЕУКЛОНО НАРЩИВАЙТЕ ТЕМПЫ ПРОМЫСЛА! ☆ ☆ ☆ ☆ ☆ Р е з е р в ы д о л ж н ы б ы т ь п р и в е д е ны в д е й с т в и е Освоив круглогодичный лов сель-! центнер, выполнив план на 122,/ ди в водах Северной Атлантики, мо- процента. ряки сельдяного флота по призыву экипажа СРТ-189 «Орочен» в нача­ ле года приняли на себя социали­ стические обязательства. На собра­ ниях моряков, где обсуждалось пат­ риотическое начинание моряков траулера «Касатка», были выявле­ ны резервы и пересмотрены прежние обязательства. Ряд кораблей ведет настойчивую борьбу за вылов 1 0 . 0 0 0 центнеров сельди на каждое судно. План первого квартала нынешнего года суда, работающие на сельдяном лову, успешно перевыполнили. Благоприятная промысловая об­ становка позволяла выловить сельди гораздо больше. Но этого не слу­ чилось только потому, что плав­ базы не были достаточно снабжены бочковой тарой для посола сельди. Недостаток бочек для посола сельди мешает и сейчас развертыванию сельдяного промысла на полную мощность. Штормовые погоды в апреле не давали возможности держать в дриф­ терных порядках нормальное коли­ чество сетей. Флот поэтому находил­ ся в пролове. С 20 апреля погода улучшилась. Поисковым СРТ-187 «Коряк» была обнаружена сельдь в юго-западном районе. Эту сельдь флот четырех сельдяных флотилий облавливает ^по настоящее время. Этот новый район, в котором рабо­ тает ныне весь флот, начиная с 2 0 апреля, в прошлые годы нам был не­ известен. В это время сельдяной флот обычно промышлял в северном рай­ оне. Из результатов работы поискового СРТ «Кораблестроитель», под коман­ дованием флагмана поискового отря­ да тов. Дмитриева, можно сделать заключение, что сельдь имеется и на севере, где это судно 13 июня имело улов за дрейф на 40 сетей 200 центнеров сельди. Майский план все суда, работаю­ щие на лову сельди, перевыполнили, но в уловах имелась значительная пестрота. Например, СРТ-189 за май выловил 1439 центнеров сельди, выполнив месячный план на 259,3 процента, а работавший в том же районе СРТ-228 выловил только 681 Такие суда, как СРТ — 189, 835, 833, выставляют по 130— 120 се­ тей в порядке, но есть немало кораб­ лей, которые не выполняют уста­ новленного норматива обработки се­ тей (в количестве ста штук). Они мотивируют это тем, что не имеют достаточного количества камер — буйков. Доставляемые на лов каме­ ры, особенно бывшие в ремонте, низ­ кого качества. Как правило, 50— 60 процентов этих камер пропускают воздух и не могут быть использова­ ны по своему назначению. На тех судах, где капитаны тща­ тельно изучают промысловые свод­ ки, участвуют в совещаниях, на ко­ торых уточняется промысловая об­ становка и даются советы и указа­ ния, выясняют благоприятные усло­ вия, проверяют температуру воды, устанавливают наличие температур­ ного скачка, наличие пищи (планк­ тона), выявляют границы цветения в данном районе и с учетом этих ус­ ловий ставят сети, там всегда име­ ются хорошие уловы. В настоящее время флот продол­ жает работать ’в юго-западном рай­ оне. Благоприятная промысловая об­ становка позволяет выполнять и пе­ ревыполнять суточные задания. Немалую роль играет и то обстоя­ тельство, что на лову сельди нахо­ дится на 23 корабля меньше, чем полагается по плану. Поисковых су­ дов в море должно быть десять. Фак­ тически же здесь находится семь, из который два корабля вынуждены ид­ ти в порт для производства ремонта. Следовательно, поисковую работу бу­ дут вести всего пять судов, что явно не может обеспечить высоких ре­ зультатов. А ведь, кроме того, необ­ ходимо вести и перспективную раз­ ведку в отдаленных районах севера. Много разговоров было по вопро­ су окраски сетей. По наблюдениям капитанов установлено, что синий цвет окраски сетей является самым лучшим. Сеть, окрашенная в этот цвет, приносит ежедневно улов в 3— 4 раза больше, чем сеть, окра­ шенная в другой цвет. Много образ­ цов таких сетей отправлялось с про­ мысла в порт. Об этом известно ру­ ководству управления «Мурман- сельдь» и Главмурманрыбирому, но до сих пор окраска сетей не налаже­ на. Моряки получают сети, окрашен­ ные попрежнему в коричневый цвет. В 1952 году на промысел был до­ ставлен синий краситель, и моряки у себя на судне производили окрас­ ку сетей. Результат был хорошим. Мне лично пришлось быть свидете­ лем, как на СРТ-176 «Вьюга» произ­ водилась эта операция. В течение 40— 50 минут были окрашены 20 сетей. После окраски сети были на­ браны в порядок и выметаны вместе с остальными сетями. На второй день было установлено, что эти сети да­ ли богатый улов. Окраска производилась в бочке, где пресная вода доводилась до кипе- = Полугодовая программа завершена =— ^ Экипажи передовых судов управления «Мурмансельдь» на­ стойчиво борются за досрочное выполнение установленных пла­ нов, за успешную реализацию взятых на себя социалистических обязательств. Они умело используют промысловую обстановку, орудия лова, приводят в действие все резервы для увеличения добычи рыбы. С моря приходят радостные вести. Команда среднего рыбо­ ловного траулера № 834, возглавляемая капитаном тов. Квасова- ровым, промышляя в Северной Атлантике, досрочно выполнила полугодовой план вылова сельди. Успешно работает в этом же районе экипаж среднего траулера № 838, которым руководит ка­ питан тов. Домбалев. Он также раньше установленного срока за­ вершил программу первого полугодия. Продолжая тресковый лов, высоких результатов добились экипажи средних траулеров № 426 (капитан тов. Борисенко), № 432 (капитан тов. Едемский), № 441 (капитан тов. Груздев). Они также выполнили полугодовые задания. В числе передовиков управления «Мурмансельдь» идут мо­ ряки комсомольско-молодежного корабля «Комсомолец». Под ру­ ководством молодого капитана тов. Некрасова они досрочно реа­ лизовали план шести месяцев. Е. ПЕТРОВА. Экономист планового отдела управления «Мурмансельдь». Нетерпимая медлительность Наступил самый ответственный период сельдяного промысла. Косяки ния при помощи пара, подведенного отнерестовавшей сельди вышли для через гофрированный шланг. В бочку закладывали 0,5 килограмма краси­ теля, растворяли его в воде и погру­ жали в бочку 2 сети. После несколь­ ких минут выдержки сети вынима­ лись из красителя и набирались в порядок. Работа не представляет ни­ каких трудностей и легко выполни­ ма на каждом СРТ. Таким образом, промысловики име­ ют в своих руках немалый резерв повышения уловов. Этот резерв дол­ жен быть использован. Для этого нужно дать пловучим базам доста­ точный запас красителя. Необходимо быстро переключить суда, занимающиеся траловым ло­ вом, на сельдяной промысел, обеспе­ чить их достаточным количеством бочковой тары, правильно организо­ вать поисковую работу, выполнять и перевыполнять нормативы поста­ новки сетей, работать вдумчиво и инициативно. Тогда вылов сельди увеличится и рыбаки сельдяной флотилии, безус­ ловно, обеспечат выполнение госу­ дарственного плана и социалистиче­ ских обязательств. Г. КОРОЛЬКОВ. Заместитель начальника сельдяной экспедиции по разведке. Н а с е л ь д я н о м л о в у Промысел сельди в Северной Ат­ лантике экипаж нашего корабля на­ чал вести в первый числах февраля. Концентрация рыбы в это время там была значительная. Хорошая подго­ товка к рейсу позволила сразу же брать довольно крупные уловы. Отсутствие на корабле таких важ­ ных приборов как эхолот и радио­ пеленгатор в некоторой степени за­ ве со старшим механиком тов. Ко-]среднего траулера № 640 — треть- валевым. Благодаря дружным усилиям всего экипажа план первого квартала был выполнен на 127 процентов. Однако в апреле нас постигла неуда­ ча. Находясь в северном районе, мы брали очень незначительные уловы. Поэтому при первой возможности мы перешли туда, где была более значи- трудняло работу. Но тщательный тельная концентрация сельди. Капи­ тан тов. Шаповалов и все члены экипажа приложили много сил, что­ бы наверстать упущенное. Если в анализ промысловых сводок, точное счисление, использование каждой возможности для астрономической обсервации позволило нам удержи­ ваться на косяках. Среди моряков широко разверну­ лось социалистическое соревнование. Каждый стремился работать как можно лучше, чтобы досрочно вы­ полнить государственный план. Наш капитан Николай Харитоно­ вич Шаповалов — опытный промыс­ ловик, хорошо знающий районы сельдяного лова. Он возглавил борь­ бу экипажа за высокие уловы. Во время особенно хороших уло­ вов на обработку сельди выходили все свободные от вахты моряки. Мно­ го инициативы в рейсе проявлял рыбный мастер тов. Ромазанов. Сельдь всегда убиралась и обрабаты­ валась во время. Ни одного перебоя в работе не до­ пускала машинная команда во гла- зимнее время порядок у нас состоял из 80 сетей, то теперь число сетей в порядке было увеличено до 100— 110 штук. Постановка поряд­ ка производилась с учетом движения рыбы, течения и ветра. Профорг корабля второй механик тов. Карпушенко много внимания уделил развертыванию боевого социа­ листического соревнования. Все это принесло положительные результаты. К концу рейса мы, за 18 дней, в течение которых было сделано 18 дрейфов, взяли. 1 2 0 тонн сельди. В этот период использова­ лись исключительно пятнадцатимет­ ровые поводцы, так как на коротких поводцах рыба не ловилась. При полугодовом плане добычи сельди в 274 тонны мы выловили уже 307 тонн сельди. Хочется отметить передовиков его помощника капитана комсомоль­ ца тов. Гордеева, матросов тт. Те­ рехова и Круглика. Хорошо работал в рейсе и повар тов. Ильин. Он своевременно готовил вкусную и разнообразную пищу. Моряки с пох­ валой отзываются о своем поваре. Необходимо сделать несколько критических замечаний в адрес ру­ ководства управления «Мурман­ сельдь». Прежде всего, оно плохо снабжает корабли резиновыми буя­ ми, которые к тому же низкого каче­ ства, пропускают воздух. Сети доставляются в районы лова не тех размеров, которые необходи­ мы. Поэтому они лежат мертвым грузом на плавбазах. Суда совер­ шенно не обеспечиваются планктон­ ными сетками. Отрицательно сказывается на вы­ полнении плана и слабая организа­ ция поисковой работы в Северной Атлантике. Необходимо также разработать конкретные мероприятия, обеспечи­ вающие оперативность в пеленгова­ нии судов и выходе их на дрейф с сетями. Устранение всех этих недостатков позволит значительно увеличить вы­ лов сельди. А. КОСТЕНКО. Первый помощник капитана СРТ-640. откорма с мест нереста на просторы Северной Атлантики. Сейчас ре­ шается судьба выполнения государ­ ственного плана. В это время на лову должно нахо­ диться как можно больше судов. Однако на промысле сельди в Север­ ной Атлантике меньше кораблей, чем предусмотрено планом. Неудиви­ тельно после этого, что большие воз­ можности для увеличения добычи сельди не используются. Повинны в этом береговые орга­ низации Мурмана, которые задержи­ вают переключение судов «Мурман- ссльди» на сельдяной промысел. Прежде чем выйти на экспедицион­ ный лов, корабли, которые до сего времени облавливали косяки трески, должны сдать все свое траловое во­ оружение, затем пройти профилакти­ ческий ремонт, потом получить сельдяные дрифтерные сети и сна­ ряжение. Первое затруднение встречается уже при снятии вооружения для трескового промысла — тралов, за­ пасных частей, • распорных досок, ваеров, заборочных досок и т. д. От­ дел снабжения управления «Мур­ мансельдь» (начальник тов. Ники­ форов) не торопится разоружать су­ да, ссылаясь на то, что рыбный порт не обеспечивает автомашинами. Не­ достаток автотранспорта мешает и своевременной погрузке на суда сельдяной тары. Судоремонтные предприятия явно не справляются в срок с ремонтом кораблей, предназначенных для экспедиционного лова сельди. Так, судоремонтный завод Главмурман- рыбпрома задержал отход СРТ-220, СРТ-434. Несвоевременно ушли СРТ-460, СРТ-412, СРТ-439. Затя­ нулось переобрудование плавбазы «Яна», где подрядчики меняются один за другим, а дело не двигается. Низкие темпы ремонта также задер­ живают переключение судов на про­ мысел сельди: корабли вынуждены или простаивать у причалов в ожи­ дании ремонта или снова итти в рейс на лов трески. Некоторые суда простаивают в ожидании крышек к цилиндрам дви­ гателей, которые должна дать судо­ верфь. Вопрос об изготовлении этих крышек..тянется уже с зимы, но верфь никак не может наладить их выпуск. Потребность в этих деталях все время будет увеличиваться, но пока нет никакой ясности, когда «Мурмансельдь» сможет их полу­ чить. Отдел снабжения Главмурманрыб- прома давно знал, что судам нужны кислотные аккумуляторы, но не по­ заботился о их своевременном полу­ чении. Не обеспечил он промыслови­ ков и необходимым количеством сте­ кол Клингера. Неожиданно большим камнем преткновения оказались «мелочи» резиновые камеры-буи, поводцы, грузики кошелькового типа для ра­ боты порядком с верхним положени­ ем вожака и поверхностные термо­ метры. Вопрос о резиновых камерах- буях был поднят еще в октябре прошлого года. Тогда начальник от­ дела снабжения Главмурманрыбпро- ма тов. Смолич уверял, что беспо­ койство излишне, что все будет в надлежащее время. Но слова тов. Смолича разошлись с делом. Камер нехватает и в ожидании их поступ­ ления простаивает много кораблей. Так, в последние дни по этой при­ чине потеряли драгоценное время экипажи средних рыболовных трау­ леров №№ 682, 155, и 434. Кстати сказать, еще в прошлом году капитан СРТ-839 тов. Яковлев предложил новую конструкцию ка­ меры-буя из прорезиненного брезен­ та. Изготовить ее нетрудно, в обра­ щении она более удобна, чем обыч­ ные камеры. Представитель бывшего Министерства рыбной промышлен­ ности тов. Филиппов увез с собой об­ разец и чертежи и дальше дело не сдвинулось. Ценное предложение так и не внедрено в производство. Грузики кошелькового типа, за­ казанные Кандалакшскому механи­ ческому заводу, крайне не сложны в изготовлении. Завод, однако, упорно нарушает сроки поставок, а отдел снабжения Главмурманрыбпрома не принимает решительных мер к нера­ дивому поставщику. Очень плохо обстоит дело и со снабжением судов поверхностными термометрами, без которых эффек­ тивность промысла сельди'в летнее время резко снижается. Неудовлетворительно • обеспечи­ ваются промысловые корабли и та­ рой — бочками для посола сельди. Качество бочек, поставляемых Нагор- новским бондарным заводом, остав­ ляет желать много лучшего. Эти бочки не соответствуют стандарту. Они имеют течь укупорочного дна, задир между клепками остова, течь в уторах, гнилые уторы, ломанные клепки. Все это ведет к тому, что тузлук в бочках не держится, и ка­ чество сельди снижается. Только из-за этого плавбаза «Онега» вы­ нуждена была сдать 1 2 тонн сельди третьим сортом. Неудовлетворитель­ ную тару поставляет и Мурманский бондарный завод. Часть изготовлен­ ных здесь бочек также не держит тузлук. Все эти недочеты в подготовке судов к сельдяному промыслу и к переключению кораблей с тресково­ го на экспедиционный лов хорошо известны отделам Главмурманрыб­ прома, но решительных мер к улуч­ шению положения не принимается. Необходимо, не теряя ни одного дня, сделать все для того, чтобы пе­ реключение судов шло без малей­ шей задержки. Богатая сырьевая база должна быть полностью исполь­ зована, темпы вылова сельди долж­ ны неуклонно наращиваться. В. КОВАЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz