Рыбный Мурман. 1953 г. Июль.

№ 17, 2 4 июля 1 9 5 3 г. РЫБНЫЙ МУРМАН ВСЕ СИЛЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА ТРЕТЬЕГО ГОДА ПЯТОЙ ПЯТИЛЕТКИ М О Р Я К И С Е Л Ь Д Я Н О Г О Ф Л О Т А ! Б О Л Ь Ш Е С Е Л Ь Д И С Т Р А Н Е ☆ ☆ Преодолевая трудности Трудности начались с первого дня нашего рейса. Мы вышли из порта 20 марта. Сразу же до выходе ко­ рабля в рейс были обнаружены крупные недоделки и неисправности. Отдельные части двигателя вышли из строя и пришлось их на ходу исправлять. Как же могло получиться, что пос­ ле того, как средний траулер Л? 221 простоял в ремонте четыре месяца, на нем оказались такие крупные неисправности и состояние судна не только не улучшилось, а, наоборот, ухудшилось? Это произошло, прежде всего, по­ тому, что ход ремонта никто не контролировал, на судне, и особенно в машинном отделении, не поддер­ живался элементарный порядок. Во время ремонта старший механик от­ сутствовал, а замещавший его вто­ рой механик Бердников халатно от­ несся к своим обязанностям, запу­ стил механизмы. И, как это ни странно, Бердников, вместо того, чтобы понести наказание, получил повышение. В таких условиях очень труд­ но было вести промысел в суровых условиях Северной Атлантики на ко­ рабле при том состоянии, в каком оказался наш траулер. Однако команда не спасовала, решила во что бы то ни стало справиться с за­ данием. И, хотя мы находились на промысле всего лишь три месяца, за это время выловили 2900 цент­ неров сельди, т. е. выполнили полу­ годовой план. В мае месячная про­ грамма была перекрыта почти в два' с половиной раза. А ведь результаты работы могли быть гораздо лучше. Не говоря уже о плохом ремонте корабля, нам меша­ ли на промысле и многие другие причины. На среднем траулере J6 221. от­ сутствуют эхолот и другие приборы. Это значительно затрудняет навига­ ционную работу и поиски сельди. И все же мы ни разу не метали дриф­ терный порядок вслепую. Надо ска­ зать, что капитан тов. Клочков рабо­ тал в тесном контакте со своими с помощниками, всегда советовался ними. Чтобы брать наиболее высокие уловы, мы использовали в порядке по 125 сетей вместо 100 сетей по нормативу, метали его в любом на­ правлении, так как судно было обо­ рудовано оградителем. Если рыба опускалась на глубину, то переход с коротких на длинные иоводцы осу­ ществлялся за 40 минут. Много ини­ циативы и находчивости проявил в рейсе помощник дрифмейстера тов. Ефременко. Особенно большие трудности встретились при обработке сельди. Пловучая база «Памяти Ильича» до­ ставила из Клайпеды негодную та­ ру — бочки не держали тузлука. Моряки сельдяного флота выска­ зывают законные нарекания в адрес поисковых судов. Эти корабли недо­ статочно занимаются своим основ­ ным делом, а много времени работа­ ют на лову в группах промысловых траулеров. Такая порочная практика вошла в систему и с ней надо реши­ тельно покончить. Цадо сказать, что в Северной Ат­ лантике нет четкой организации промысла. Суда, как правило, рабо­ тают кучно. Это создает беспорядок, путаницу. А наш корабль, находясь вдали от основной группы, брал в мае уловы более высокие, чем боль­ шинство других средних траулеров. Претензий у промысловиков к руководству флота очень много. Если сети нам дают удовлетворительные, то кухтыли мы получаем низкого качества. Нехватает рукавиц. Оставляет желать лучшего и снаб­ жение продуктами. Сейчас* экипаж нашего корабля горит желанием быстрее выйти в очередной рейс. Мы обращаемся с просьбой к судоремонтникам уско­ рить ремонт судна, провести его высококачественно. В этом рейсе наша команда решила не только вы­ полнить годовой план, но и дать Ро­ дине дополнительно 1700 центнеров сельди. М. ЖУРАВЛЕВ. Старший помощник капитана СРТ-221. ☆ - = Месячный план — завершен Используя благоприятную про­ мысловую ' обстановку и хоро­ шую сырьевую базу, устраняя недостатки и вскрывая новые резервы, моряки сельдяного флота усиливают темпы лова сельди в Северной Атлантике. Выловив за четвертую пяти­ дневку июля 300 центнеров сельди, экипаж среднего рыбо­ ловного траулера № 132 успеш­ но завершил выполнение месяч­ ного плана. Самоотверженная работа мо­ ряков средних рыболовных трау­ леров №№ 228, 174, 422, 431 в четвертой пятидневке так же позволила экипажам этих судов досрочно справиться с июльской программой. Всего досрочно выполнили июльское задание добычи сель­ ди уже 26 кораблей сельдяного флота, моряки которых добы­ вают сейчас сельдь в счет ав­ густовской программы. Успешное начало Первого июля Кольский госрыб- трест, по примеру _ прошлого года, направил группу своих судов в Се­ верную Атлантику для лова сельди. В первое время рыбаки этих судов должны ловить сельдь дрифтерными сетями, а впоследствии, когда сельдь начнет сбиваться в густые косяки, облавливать их кошельковыми нево­ дами, которые посланы им на плав-( базах «Тамбов» и «Онега». 11 ию­ ля в Северную Атлантику вышла и вторая группа в составе четырех судов. Экипажи этих кораблей укомп­ лектованы опытными рыбаками, хо­ рошо знающими промысел сельди. 7 июля был выметан первый дрифтерный порядок. Уловы с каж­ дым днем возрастают. 20 июля до­ быто 50 тонн, 21 июля — 48,6 тонны. За тринадцать суток этими судами Кольского госрыбтреста вы­ ловлено уже 179 тонн сельди. ☆ ☆ О неудачном эксперименте и потере ценного времени Средний траулер № 416 является поисковым кораблем. Перед его эки­ пажем стоит ответственная задача — обеспечивать суда сельдяного фло­ та хорошей сырьевой базой. В Северную Атлантику мы вышли в феврале. Первоначально нам пред­ стояло вести экспериментальную работу с сельдяным тралом. Надо сказать, что руководство управления «Мурмансельдь» и .прежде всего на­ чальник производственного отдела т. Ахлынов подошли к этому делу несерьезно. Перед отходом в рейс сельдяной трал погрузили на судно, дали схему орудий лова, и ётим івсе ограничилось. Подробного инструк­ тажа о работе с сельдяным тралом мы не получили. Инструктор пере­ сел к нам в море лишь тогда, когда время для экспериментов, по сути дела, было потеряно. Испытание сельдяного трала мы получили возможность начать только с 5 марта. А ведь известно, что это орудие лова можно эффективно ис­ пользовать в момент нереста сельди. В марте же рыба поднялась в верх­ ние слои воды. Если еще учесть, что СРТ Л» 416 не приспособлен к промыслу сельдяным тралом из-за слабого, хо­ да, то станет ясным, что поручать экспериментальную работу экипажу нашего корабля не было смысла. Ведь мы потеряли на «опытах» полтора месяца. Это время можно было бы использовать более полезно. К поискам сельди мы приступили только с 15 апреля. Сначала рабо­ тали в районе Лофотенских островов. Все время применяли ступенчатый порядок, сети в котором находились как на длинных, так и на коротких поводцах. Постоянные наблюдения за темпе­ ратурой воды, данные, полученные от использования эхолота, планктон­ ных сетей, а также наблюдения за птицей и морским зверем— все это позволило нам найти косяки сельди. Они были обнаружены в районе юж­ ной части Лофотенских островов. В мае поиски велись в. юго-запад­ ном направлении от Фарерских ост­ ровов. Здесь нашли два косяка. На обнаруженных концентрациях промысловые корабли добивались значительных уловов, брали до 400 килограммов сельди на сетку. Всего в течение рейса экипаж ко­ рабля обнаружил восемь косяков, из них три крупных, . Контрольными сетями/было добыто 1500 центнеров сельди. Но результаты нашей работы могли быть гораздо лучше, если бы руководство «Мурмансельди» более разумно использовало суда. Сейчас мы готовимся к новому экспериментальному рейсу. Предсто­ ит провести испытание кошельково­ го невода в условиях Северной Ат­ лантики. Каждый экспериментальный рейс должен приносить реальную пользу. А это в значительной мере зависит от руководства управления «Мур- мансельдь». м. сонолов. Капитан СРТ-416. 0 п е р е ж а я ‘ з а д а н и е Моряки «Мурмансельди», исполь­ зуя хорошую сырьейую базу, продол­ жают вести успешный промысел в Северной Атлантике. Почти каждый дрейф приносит богатый улов сель­ ди. Задание четвертой пятидневки июля выполнено на 107 процентов. Первое место в июле по вылову сельди занял экипаж среднего ры­ боловного траулера № 460, которым командует ^капитан тов. Сухоруков. За двадцать дней июля моряки это­ го корабля выловили 1460 центне­ ров сельди при плане в 860 цент­ неров. Моряки среднего рыболовного тра­ улера № 189 под командованием капитана тов. Семенова добыли 1.175 центнеров сельди, выполнив план на 138 процентов. Полностью использовать резервы сельдяного промысла в Северной Атлантике Для освоения и расширения сель­ дяного промысла в Северной Атлан­ тике, а также в северо-западных районах Баренцова моря в 1949 году т решению Центрального Ко­ митета партии и Советского прави­ тельства было специально создано управление сельдяного флота — «Мурмансельдь». Со дня организации управления прошло сравнительно немного вре­ мени, но показатели работы сельдя­ ного флота из года в год быстро по­ вышались. Росла добыча сельди. Флот пополнялся новыми судами, ос­ нащенными передовой техникой. Если добычу сельди в 1950 году принять за 100 процентов, то в 1952 году она составляла уже 455 процентов. Перед моряками «Мурмансельди» стоит задача дальнейшего увеличе­ ния добыта сельди и использования для этой цели .всех своих резервов. Однако показатели работы сельдя­ ного флота в первом полугодии ны­ нешнего года говорят о том, что мы работаем еще неудовлетворительно, используем еще далеко не полностью имеющиеся возможности. Этим и объясняется, что флот в «Мурман­ сельди» в настоящее время задол­ жал государству свыше 35 тысяч центнеров рыбы. Более трети кораб­ лей не сумело справиться с планом первого полугодия. Это означает, что флот работает неравномерно, что наряду с передовыми судами име­ ются и отстающие, подтягиванию которых до уровня передовиков уде­ ляется нами еще недостаточно вни­ мания. В текущем году по.почину эки­ пажа среднего рыболовного траулера «Орочен» среди рыбаков «Мурман­ сельди» широко / развернулось со­ ревнование за досрочное выполнение плана нынешнего года, за добычу в 1953 году каждым судном десяти тысяч центнеров сельди. В этом со­ ревновании первое место занимают его инициаторы — моряки «Оро- чена», выполнившие почти на 70 процентов свой годовой план добычи сельди. Успешно работают средние рыболовные траулеры №№ 838, 837, 834, 460, 682, каждый из которых реализовал уже от 52 до 60 процентов годового плана. Успех моряков этих кораблей объясняется тем, что здесь сумели правильно организовать работу, мо­ билизовать экипажи на преодоле­ ние трудностей и поставить все ре­ зервы на службу выполнения плана и обязательств. Всем известно, что чем больше сетей будет поставлено в порядке, тем выше окажется улов. Экипажи передовых судов не только успешно справляются с нормативами по об­ работке сетей, но и перевыполняют их. Так, например, моряки средних рыболовных траулеров «Орочен», 833, 831, 420 и другие держат в порядках до 135 сетей при норме в 100 сетей. Моряки передовых кораблей ши­ роко применяют скоростные рейсы и этим путем добиваются значи­ тельных успехов в освоении и рас­ ширении сельдяного промысла. Так, например, экипажи «Орочена» и СРТ-161 с 1 июля по 13 июля сде­ лали по два скоростных рейса, каж­ дый раз сдавая на плавбазы полный груз сельди. Особенно умело работают на сельдяном промысле моряки траулера «Орочен». Сдав 5 июля с. г. очеред­ ной улов на плавбазу «Памяти Ильича», моряки «Орочена», не те­ ряя ни минуты, направились к ме­ сту промысла. Капитан тов. Семе­ нов, внимательно изучив промысло­ вые сводки, уточнил район лова, а подойдя к нему, тщательно измерил температуру воды, «прощупал» по­ ложение косяка, определил направ­ ление и силу течения и в результа­ те такой подготовки за два дрейфа снова взял полный груз сельди.. Однако опыт передовиков мало изучается экипажами остальных су­ дов. Капитаны-флагманы недо­ статочно оказывают морякам по­ мощь в налаживании промысловой работы, мало помогают обобщать и распространять опыт передовиков на отстающие корабли. Поэтому у нас есть еще такие суда, — наЬример, средние рыболовные траулеры №№ 839, 832, 228, 222 и другие, — которые не справляются не только со своими социалистиче­ скими обязательствами, но и с пла­ новыми заданиями. У нас есть и такие капитаны, ко­ торые еще до сих пор считают, что успешный промысел зависит от «удачи» или от «счастливых слу­ чайностей». Так думает, например, капитан тов. Дубенский, который в последнем рейсе затратил много вре­ мени на перебежки, не считался с опытом передовиков, не прислуши­ вался к их голосу, метал дрифтер­ ный порядок наудачу, и в результа­ т е рейсовое задание не выполнил. Как правило, на отстающих ко­ раблях нет действенного социалисти^ ческого соревнования, плохо органи­ зован труд, не используется опыт передовиков, не выполняются суточ­ ные нормативы обработки сетей. Серьезным недостатком в работе флота «Мурмансельди» является также наличие сверхнормативных простоев судов как в порту, так и у плавбаз. В мае — июне у плав­ баз в ожидании разгрузки простоя­ ли средние рыболовные траулеры: N5 834 — 3,5 суток, № 682 — 5 суток, № 838 — 6,2 суток и т. д. Эти простой происходят как по вине командования баз, так и по вине отдельных руководителей промысла, которые направляют суда на раз­ грузку / без учета загруженности баз. Много времени теряется и в пор­ ту. Вина за это ложится на судо­ ремонтный завод, допускающий брак- в работе и задержку кораблей сверх графика. Задерживают выполнение наших заказов и Абрам-мысские ма­ стерские. Так, например, из-за не­ своевременного выполнения заказа на дрифтерные ролы задержались выходом на лов сельди средние ры­ боловные траулеры 156 и 240. Нечетко работают и отделы уп­ равления «Мурмансельдь»* такие, например, как технический, произ­ водственный и отдел снабжения. В результате задерживается оформле­ ние документов, составление де­ фектных ведомостей, получение обо­ рудования и материалов. Это также отражается на своевременном выходе судов на промысел. Отдел снабжения Главмурманрыб- прома мало заботится о снабжении нас нужными материалами, из-за чего у нас создалось напряженное положение с обеспечением сельдяно­ го флота крайне нужными резино­ выми камерами, чехлами к ним и поверхностными термометрами. Однако устранить все эти недо­ статки в наших силах. Поэтому пе­ ред моряками, инженерно-техниче­ скими работниками управления «Мурмансельдь» стоит задача — мобилизовать все силы на устране­ ние недостатков, на вскрытие и использование всех резервов про­ мысла, на широкое обобщение и рас­ пространение передового опыта, на ликвидацию отставания и на подтя­ гивание отстающих кораблей до уровня передовых. Все силы на безусловное выпол­ нение плана и социалистических обязательств по всем показателям! И. ДУГЛАДЗЕ. Начальник управления сель­ дяного флота «Мурман­ сельдь».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz