Рыбный Мурман. 1953 г. Июль.
№ 13, 15 июля 1953 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н 3 Школа передового опыта газеты „Рыбный Мурман“ Как я добиваюсь высокой выработки консервов Занятие пер вое N Из доклада консервного мастера траулера „Жемчуг" И. А. Ефременкова С октября 1952 года я плаваю консервным мастерам на траулере «Жемчуг». В 1953 году траулер «Жемчуг» должен выработать 147.000 банок консервов из треско вой печени. За полгода надо было сдать 73.500 банок консервов. Фак тически за полгода (на 10 июня с. г.) выработано и сдано рыбоком бинату 81.776 банок. Выпуск консервов из рейса в рейс увеличивается. В первых рей сах мы изготавливали в среднем по 10— 11 тысяч банок, несмотря на большие трудности с сырьем, в то время ловилась мелкая рыба. За тем стали вырабатывать по 12 тысяч банок. В майском рейсе до вели выработку до 15 тысяч банок. А в начале июня доставили из рейса 18.100 банок консервов. Я хочу рассказать как мне уда лось добиться такой большой выра ботки консервов. ПОДГОТОВКА К РЕЙСУ Тщательная и серьезная подго товка к рейсу имеет огромное зна чение для выработки консервов. Что упустишь в порту, то уже трудно наверстать в море. Вот почему мы серьезно относимся к приемке бан- котары на борт, проверяем ее каче ство, требуем, чтобы обязательно было качественным удостоверение (сертификат) на выдаваемые нам банки. Проверяем опеции — соль, лавровый лист, перед горький и душистый и остальной материал. Банки сразу укладываем в кладо вую. На переходе начинаем подготовку к работе. Вместе со своими помощ никами (учеником и мастером по жиротоплению) перебираю лавровый лист, отделяю его от веток, стебель ков и посторонних‘примесей, затем промываю в кипятке. Перебираем и промываем перец, сушим и просеи ваем соль. Банки моем и сушим. Когда получаем банки в картонной таре, то мы заранее нарезаем шпа гат для обвязки ящиков с продукци ей на куски нужного размера. Это делается для того, чтобы во время укладки стерилизованных консервов в ящики не терять лишнего времени на важную операцию. Если получаем банкотару в дере вянной таре, то мы также на пере ходе вскрываем ящики с банками на первые два автоклава и вносим их в консервное помещение. Регулирую закаточный станок я на переходе. При регулировке стан ка обращаю особое внимание на правильность фланца верхнего шва, на ролики первой и второй опера ции. Станок работает у меня хорошо в течение всего рейса. ЗАГОТОВКА ПЕЧЕНИ Заготовку печени мы начинаем сразу же после подъема первого трала. Для следующего дня заго товка печени идет накануне с вече ра, после окончания выработки вто рой партии консервов. Для успеш ного сбора печени нужно иметь до статочное количество хорошей тары — заранее промытых корзин и бо чек. У стамп должны быть приде ланными по центру ручки. Это об легчает труд матросов в тот мо мент, когда они пересыпают печень из стампы в бочку. Для сбора печени мы ставим на палубе две бочки-трещанки. Если рыба подрезана, то печень склады вается в отдельную бочку, если же рыба не подрезается, то печень за готавливается вся вместе. Печень от подрезанной рыбы идет у нас на выработку консервов высшего сор та. Да и вообще обрабатывать пе чень подрезанной и обескровленной рыбы легче, так как не приходится удалять кровяные сгустки и жилки, и печень имеет лучший товарный вид. Чистку печени мы производим следующим. образом. Я вместе с мастером по жиротоплению с 4 ча сов утра приступаю к разбраковке печени на консервы и на жир. Ту печень, которая неі годится для вы работки консервов и которую можно использовать на жир, мой помощник начинает загружать в жиротопенные котлы. В это время я продолжаю заниматься сортировкой печени. За тем всю печень промываю. Отобранную и промытую печень заносим в салогрейку и складываем в обрез с водой. Рядом с обрезом стоят два — три бидона, также с чистой забортной водой. В них мы складываем чистую печень, осво божденную от пленки и сгустков крови, и уже после промывки в последней воде складываем печень в специальные баки. Неотсортирован ную печень мы в жиротопенные котлы не загружаем. Заготавливаем сырье сразу на два автоклава, т. е. на 500— 600 банок, иногда и на 800 банок. Чистку печени производим втроем (в этой опера ции участвует и ученик), затем приступаем к расфасовке. Расфасовка идет у меня конвейе ром — мой помощник раскладывает заранее промытые в горячей воде банки, а я вместе с учеником рас кладываю специи по банкам. Спе циями заполняем сразу все банки, подготовляемые для зарядки авто клавов. В отношении дозировки спе ций мы точно придерживаемся ин струкции: в одну банку укладываем шесть граммов соли, один лавровый лист, одну горошину горького перца и одну душистого. После заполнения специями всех 600— 800 банок начинаем рас фасовку печени. Производится это так: ученик заполняет банки белой печенью до шести ястыков для выс шего сорта и до двенадцати ясты ков для первого сорта с таким расчетом, чтобы печень была уло жена спиралью. Разбраковка печени по сортам производится при чистке печени, а при расфасовке обращает ся внимание на размеры и цвет ястыков. Мастер по жиротоплению стоит у весов, хорошо прикреплен ных к столу, и взвешивает каждую банку, не допуская переполнения или легковеса. Каждую взвешенную банку он передает мне, я накры ваю ее крышкой, намаркированной еще на переходе. Как правило, маркировку крышек мы производим заранее, накануне того дня, когда ставим их на банки. Когда маркируем крышки, то обращаем внимание на обрезинов- ку. Эта резина служит прокладкой для придания закатанной банке герметичности. Часто бывают слу чаи, когда крышки попадают без резины или с «птичками». Эти крышки мы совершенно не пускаем в производство. ЗАКАТКА БАНОК Для закатки банок существует специальный станок. Он у нас за ранее проверен, отрегулирован. Пе ред началом работы я надеваю на станок щиток, чтобы при закатке не забрызгаться. Закатку нужно производить ак куратно и очень тщательно, потому что это самая серьезная и ответст венная операция. Взвешенные банки мне подает мой помощник — мастер по жиро топлению. Левой рукой я беру бан ку, накрываю крышкой, закатываю, и тут же складываю в ящик. После того, как будет закатано 40— 50 банок, выключаю станок, встаю и эту партию закатанных банок укла дываю в автоклав. Таким образом расфасовка и закатка также идет конвейером^ ученик раскладывает печень, мой помощник взвешивает, а я закатываю и складываю в авто клав. В автоклав закатанные банки я укладываю вниз маркировкой для того, чтобы при стерилизации соль постепенно распространялась по всей печени. Так укладывается вся партия. На расфасовку, закатку и укладку банок в автоклав мы за трачиваем один час. Этот конвейер ный способ значительно лучше, прак тичнее, чем тот, который применяет ся на других судах. Там вначале за катывается вся партия в 500— 600 банок. При этом помещение загро мождается ящиками с закатанными банками и требуется немало допол нительного времени, чтобы уложить всю партию в автоклав. СТЕРИЛИЗАЦИЯ КОНСЕРВОВ Уложив банки в автоклав, мы приступаем к стерилизации консер вов. Я закрываю крышку автоклава, завинчиваю барашки, ставлю на место термометр, открываю клапан конденсатора и постепенно пускаю свежий пар. Процесс стериализации проходит по утвержденной формуле: 15— 60— 20 минут: 15 минут — подъем пара, 60 минут — процесс собственно стерилизации и 20 минут — спуск пара. Стерилиза ция протекает при температуре 112°С (при давлении 0,6 атмосфе ры). В это время мои помощники отбирают на палубе и заносят в по мещение печень для следующей партии, т. е. снова на 500— 600 банок. Чистку печени производим так же, как и для первой партии. За то время, пока стерилизуется первая партия, мы успеваем на чистить печени еще на 600 банок. По окончании стерилизации спу скаю пар в течений 20 минут, что бы давление пара постепенно уменьшалось в автоклаве. Затем открываю крышку автоклава и на чинаем горячую разбраковку банок для определения термического бом- бажа. Вздутые банки считаются хорошими, т. е. герметичными. Разгрузку автоклава мы произво дим так. Мой помощник и ученик укладывают хорошие банки из авто клава в ящик.! Я забиваю ящики, а если банки укладываются в картон ные ящики, то обвязываю их шпа гатом и спускаю в кладовую. Тут же поднимаю и вскрываю ящики с пустой тарой для следующей пар тии. Банки промываем, раскладываем в них готовые специи и приступаем к расфасовке и закатке следующей партии. Вторую партию готовим точно так, как и первую. После закатки банки с продукцией я укладываю в автоклав, закрываю крышку авто клава и начинаю стерилизацию второй партии. Во время стерилизации второй партии я начинаю маркировку крышек для следующего дня в ко личестве 1100— 1200 штук, а мой помощник и ученик в это время ве дут заготовку печени: промывают ее чистой водой, складывают в молоч ные бидоны. В прохладное время года бидоны оставляют на палубе, в теплое — спускают в трюм и ставят на лед. Спустив забитые ящики в кладо вую, мы одновременно достаем ящики с банками на следующий день для первой партии и оставляем их в консервном помещении. На этом мы свой рабочий день закан чиваем. УХОД ЗА ОБОРУДОВАНИЕМ Качество продукции и высокая выработка консервов зависит от того, в каком состоянии находится консервное и жиротопенное оборудо вание. Закаточный станок мы содер жим всегда в .чистоте, все тру щиеся части своевременно смазыва ем: тарелки, закаточные ролики, втулку нижней тарелки и педаль смазываем машинным маслом, а верхний шпиндель и нижнюю ко нусную часть верхнего шпинделя тавотом. Тщательно следим за состоянием и исправностью автоклава, особенно змеевика. Надо иметь в виду, что через загрязненные змеевики пар в автоклав поступает гораздо медлен нее и на подъем пара в этом случае тратится значительно больше вре мени, что отрицательно влияет на качество консервов. Содержим в полной исправности и жиротопенные котлы. Здесь также решающую роль играют змеевики, через которые поступает овежий пар в котлы. Если змеевики загряз нены, то пар поступает не во все отверстия и выгрев жира идет пло хо. Поэтому при малейшем загрязне нии змеевика мы начинаем чистить их. Наливаем в котел пресную воду, подмешиваем соду и кипятим. Воды наливаем столько, чтобы она закры вала змеевики, и затем пускаем пар. Сода под действием пара объедает всю грязь и накипь. Также тщательно мы следим за состоянием воздушных труб. Если эти трубы засорены, то пар выходит очень медленно и под большим дав лением, что грозит взрывом жиро- топенного котла. Во избежание это го мы после каждого выгрева про мываем воздушные трубы водой. Із * * * Свою работу в каждом рейсе мы строим так, чтобы ежесуточно выра батывать по 1200 банок консервов, независимо от того, какая рыба ловится — мелкая или крупная. В тех случаях,"когда из-за штормовой погоды или из-за отсутствия сырья мы не вырабатываем 1200 банок, принимаем все меры к тому, чтобы в последующие дни наверстать упу щенное и обеспечить безусловное выполнение установленного рейсово го задания в 12.000 банок. Выполнение рейсового задания для нас является священным дол гом. Например, в седьмом рейсе нам нехватало до выполнения плана вто рого квартала 17.000 банок. Поэто му я взял в рейс более 18.000 ба нок, выработав со своим помощни ком 18.100 банок консервов. Мы сознаем, что государственный план— это закон и его надо выпол нять во что бы то ни стало. Свою работу мы строим всегда так, что бы в первые дни плавания выраба тывать по 1.200— 1.300 банок с тем. чтобы в последние дни рейса можно было заготовить и свежую печень для доставки в порт. Мы прилагаем все усилия к то му, чтобы в 1953 году не только до срочно завершить годовой план вы работки консервов и выгрева рыбь его жира, но и перевыполнить наше социалистическое обязательство. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛНОСТЬЮ РЕЗЕРВЫ ПРОИЗВОДСТВА Из выступления консервного мастера траулера «Северный полюс» тов. ИВАНОВА В организации производства у консервного мастера тов. Ефремен кова есть много такого, что следует применить у себя и другим консерв ным мастерам. Так, в частности, следует широко использовать его опыт конвейерной работы при рас фасовке, закатке банок и загрузке автоклавов. Его конвейерный метод позволяет сократить по меньшей ме ре один час, а то и больше при вы работке каждой партии консервов, а при выработке двух партий эгосоз дает в сутки большой резерв време ни. Сэкономленное время можно с успехом использовать на заготовку печени для следующего дня работы. Я каждый рейс вырабатываю по восемь тысяч банок. Нужно сказать, что можно было бы вырабатывать значительно больше, так как и сырья и времени у меня достаточно. Так, например, в минувшем рейсе я закончил выработку восьми тысяч банок уже к 1 июля и до 6 июля мне делать было нечего — отсутст вовали банки. Дело в том, что кладо вая на нашем корабле вмещает толь ко 5.000 банок. Остальные 3Q00 банок приходится хранить в трюме. Это создает большие неудобства. Как только начинаются хорошие уловы, так мне приходится банки убирать из трюма и хранить их то на рострах, то в других неподходя щих местах. Это трудно делать, тем более, что отдел снабжения не дает нам даже старого брезента, чтобы укрывать эти банки. Надо обяза тельно расширить кладовую не только на нашем корабле, но и на других судах нашего типа. Во втором квартале я выработал 34.000 банок. Из них 32.000 банок сданы высшим сортом. Такой высо кой выработки консервов высшего сорта я добился благодаря самой деятельной поддержки капитана тов. Турянского, который всегда следит за тем, чтобы подрезывалось и обе скровливалось как можно больше рыбы немедленно после подъема улова на палубу. КОНВЕЙЕРНЫЙ СПОСОБ СЕБЯ ОПРАВДЫВАЕТ ПОЛНОСТЬЮ Из выступления консервного маете ра траулера «Рига» тов. ТЕРЕНТЬЕВА Я в минувшем рейсе применил конвейерный способ тов. Ефременко ва при выработке консервов. Расфа совка, закатка и укладка банок в автоклав идет одновременно. Это со кратило затраты времени по сравне нию с тем, как было раньше. Нужно широко применять этот метод на кораблях тралового флота. ✓
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz