Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.
4 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 81, 23 декабря 1953 г БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРИБУНА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА МОРЯКОВ ТРАЛОВОГО ФЛОТА ☆ ☆ ☆ Мой опыт работы в прибрежных районах Из доклада капитана траулера „Большевик" Моиіина Н. М. 12 декабря состоялось очередное занятие шко лы передового опыта, организованное промысло вым отделом тралового флота совместно с редак цией газеты «Рыбный Мурман». На занятии вы ступил капитан тов. Мошин Н. М. с докладом на тему «Опыт работы траулера «Большевик» в _________^ ■ ■ _ ^ = * * районах Мурманского побережья». Присутствую щие на занятии капитаны, штурманы и тралмей стеры ряда траулеров, а также работники управ ления флотадополнили доклад тов. МошинаН.М. своими выступлениями, сделали ряд критических замечаний в адрес руководства флота. ★ * ----------- --------------- -------- --= = Известно, что успех каждого про мыслового ірейса в большой мере за висит от качества подготовки самого траулеіра и его промыслового снаря жения к очередному плаванию. В особенности это имеет большое зна чение для промысла в прибрежных районах моря, «где имеются тяжелые груінты и множество задевов. В тяжелых грунтовых условиях іфішрежных районов мы вооружали грунтропы тралов следующим обра зом. На центральный грунтрон тра ла одного борта ставили два шести сотмиллиметровых стальных бобин ца, а между ними — два шестисот миллиметровых кюмбиниро®аягных. Трал второго борта полностью воору жали комбинарованными шестисот- миллиметровыми бобинцами. По крыльям стаівиім четырехсотмилля- метровые бобинцы (по 5 штук на перемене направления вещра, а так же при усилении волнения уловы уменьшаются, рыба уходит на боль шие глубины. Многие траулеры по уменьшении подъемов спешат перейти в другой район. В таких случаях нужно проя вить выдержку, поискать рыбу на больших глубинах. Как известно, по всему Мурман скому берегу действует приливо-от- ливное течение с изменяющимися скоростями направления. В отдель ных местах «скорость течения дости гает полутора— двух узлов. Тралим мы со скоростью около трех узлов (относительно грунта), регулируя ее оборотами при ходе по течению и против течения. Работая и этих районах, мы, как правило, располагаем курсы трале ния по направлению течения, а ни каждое крыло), причем предпочитаем ? коем CJry4ae не под У™м и ’ в °rjh бѳняости, не поперек течения, так как при этом раскрытие трала шаровые стальные бобинцы. На первом крыловом грунтроле ставим три четырексотмиллиметро- вьгх бобинца, а на втором — два бо йница того же диаметра (один на се редине, а второй — в конце). Жела тельно, чтобы концевой бобинец был стальным шаровым. При работе в районах от мыса Териберского до Святого Носа мы стремимся макси мально облегчить нижнюю подбору трала, для чего снимаем с нее все чугунные катушки, за исключе нием четырех штук, поставленных на центральном грунтропе, для нейтрализации пловучести сталь ных шестисотмиллиметровых бобин- цев. Квартропы делаем длиной по 25 метров, чтобы они обтягивали сетной мешок трала втугую и не имели слабины. Многие траулеры, работая в прибрежных районах, делают квар- тіропы длиной 28 — 30 метров, в результате чего слабина их попадает под бобинцы или зацепляется за грунтовые препятствия, а это приво дит к обрыву верхней подборы, к порыву сетей и порче квартропов. Так как кваріропы у нас натяги ваются івтугую по сети, то отдавать их и подавать на лебедку трудно. Для этого мы применили опыт трау лера «Слава», ввели глаіголь-гаки, вместо квартропныіх пряжек, и до полнительные концы с гаками на конце для присоединения к детлям квартропов и проводки их на турач- ки траловой лебедки. В случае порыва крыльев мы их ке чиним, а переставляем сборочный трос ближе к скверу и на этом до стигаем большой экономии времени. Уменьшения улова при укорочении крыльев мы не замечали. Эти меро приятия, несмотря на некоторые от клонения нашего вооружения от ин струкций, позволили нам в значи тельной мере снизить аварийность орудий лова, сэкономить большое ко личество сетематериалов и тросов. Как правило, интенсивный про мысел в прибрежной зоне, к восто ку от Кольского меридиана, имеет место «с марта по ноябрь, т. е. в тот период, когда у берегов много пищи для рыбы и мало веоров северного направления. По нашим наблюдени ям наиболее плотные и устойчивые концентрации рыбы у берегов встречаются при южных ветрах. При уменьшается, ваера идут узко, дро жат, уловы снижаются. При трале нии по течению подъамы значитель но лучше, чем против течения, раз ница в уловах доходит до 50 процен тов. Поэтому мы, пройдя с тралом по той или иной площадке по тече нию, поднимаем трал, а затем без трала заходим к началу площадки, откуіда начинали траление. Такая со стопора траулер разворачивается силой течения поперек его. При этом сопротивление корпуса судна на столько увеличивается, что трал при выборке ваеров сдвигается с ме ста и подтягивается к борту, в то время, как обычно трал при выбор ке действует как якорь, а судно медленно подтягивается к нему. По скольку после отдачи стопора доски трала не работают, сеть раскрыта плохо, и поэтому при тяге трала во время вьгборш на течение сеть обычно рвется, особенно нажние крылья и мотня. Для того, чтобы избежать всего этого и сохранить орудия лова, мы стали подрабатывать машиной на течение, что дает возможность тра лу оставаться на месте, вплоть до момента отрыва его от грунта. Аналогичную картину мы наблю дали при лове окуня на Норвежском жолобе: пойдешь по течению — улов лучше, губки нет; пойдешь на тече н и е— трал порван. Считаю, что причина заключается именно в спо собе выборки ваеров. Район Мурманского поібережья изу чен еще недостаточно, еще не все задевы нанесены на планшет, поэ тому при тралении мы стараемся стопора держать слабо. В случае за- дева сразу же останавливаем ход, отдаем ваера со стопора и выбираем АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИБРЕЖНЫЕ РАЙОНЫ Из выступления капитана траулера «Эреван» МАКЛАКОВА А. Я. потеря времени себя оправдывает, | примерно половину ваеров. Затем, тем более, что при тралении против | потравливая ваера, поворачиваем течения орудия лова рвутся больше. Несмотря на наличие многочислен ных береговых ориентиров, мы уде ляем большое внимание постановке промысловых буев, причем, ввиду наличия течения, мы увеличиваем лловучесть буев и количество вы травляемого буйлиня. Даже работая в одиночку, мы часто ограждаем границы выбранной площадки двумя буями и тралим от буя до буя. Нуж ный момент окончания траления мы" определяем не по продолжительности траления, а по предметным ориенти. рам, ибо ориентировка по времени менее точна, и траулер может вый ти за пределы пригодной для трале ния площадки, что повлечет за со бой аварию или потерю орудия лова. Судоводительский состав исполь зует всякую возможность для уточ нения места судна по береговым предметам, с помощью угломерных инструментов. Этим способом мы предпочитаем, но не пренебрегаем и пеленгованием. С этой целью для уточнения показаний компаса нами была составлена таблица поправок его на разных углах, в зависимости от положения передней рабочей стрелы. I Точное определение места судна особенно важно перед спуском трала, чтобы начать траление в намерен ной точіке промысловой площадки. Некоторые судоводители этим пре небрегают и не знают точно своего места, не делают заход без трала на течение к началу площадки, что вы зывает аварийность тралов и про- лов, т. к. за время выборки ваеров и подъема трала с рыбой судно мо жет быть отнесено от площадки траления на 2— 3 мили. Нами замечено, что во многих случаях повреждения тралов случа ются при выборке ваеров на течение. Дело в том, что после отдачи ваеров траулер на обратный курс и идем малым ходом, тока трал не сойдет с задева. За период работы нашего траулера в прибрежных районах, в течение 1952 — 1953 года, мы добились значительной экономии орудий лова. Это было достигнуто, во-первых, бла годаря тому, что судоводительский состав держался на заданных кур сах и глубинах, во-вторых— при менением для чинки трала старых сетей и тросов от тралов, вышедших из строя. За время работы в прибрежных районах мы, с помощью главного капитана тов. Епарина, составили два промысловых планшета с подроб ными указаниями по каждой, при годной для траления, площадке. Эти планшеты охватывают район от ме- Проведение сегодняшнего совеща ния по обмену опытом работы в при брежных райоінах считаю очень цен ным. Мы знаем, что трайлер «Боль шевик», работая в течение длитель ного периода в трудных условиях прибрежных районов, значительно улучшил свои показатели и вышел из отстающих в передовые. Раньше я, как и друпие капита ны, опасался промышлять в этих районах и неохотно шел туда. Од нако, когда после успехов траулера «Большевик» нам пришлось значи тельное время промышлять в при брежных районах, то оказалось, что трудности вполне преодолимы. Ра ботать здесь, конечно1, сложнее. Тре буется большое внимание судоводи телей. Однако, коіда в берегах было большое скопление рыбы, то флот много потерял из-за боязни и неже лания капитанов илти на промысел в прибрежные районы. Оказалось, что имеются места, вде успешно промышляло много траулеров, а так же немало площадок, где могут сво бодно работать от 3 до 10 трауле ров. Поэтому я считаю, что в буду щем траловый флот должен более ак тивно использовать прибрежные районы. Идя туда, нужно. более тщательно готовить промысловое вооружение, облегчить ншонюю подбору, увели чить пловіучесть верхней подборы. Мешки тралов нужно вооружать кух- тылями — до 1'8 штук. Для умень шения рвани сетей однорядного меш ка мы привязывали к нижней пла стине его 5 — 6 кухтылей на рас стоянии 70 сантиметров от нижнего гужа. Если бы руководство флота снабжало траулер «Большевик» следует забывать, что при приливе рыба подходит к бере<гу, а при отли ве наоборот — отходит от берега. Были случаи, когда многие трауле ры, судя о результатах работы трау лера «Большевик» по сводке, лезли вслед за ним ближе к берегу, а в действительности время уже прошло, прилив кончился и делать это было бекшшеано. Поэтому у нас н а трау лере в штурманской рубке вывеши валась таблица приливов и отливов, что помогало нам более правильно и сознательно ориентироваться на про мысле. Очень важно ограждение района буями. Какими бы хорошими ни бы ли береговые ориентиры, уш ек лова при наличии буев всегда будет больше. Во многих случаях порывы тралов получаются п щ спуске трала и при его выборке. Например, на многих траулерах перед подъемом трала не подбирается или мало подбирается носовой ваер, носовая доска приходит намного позже кормовой, трал идет в растянутом по верхней подборе по ложении и рвется. При спуске трала мы практикуем выравнивание ваеров еще н а мессенжере, не дожидаясь взятия на стопор. Снимаясь с вадева на больших глубинах, отдаем ваера со стопора и разворачиваемся на обратный курс. На малых глубинах подбираем ваера (но не до апанера), а после этого ло жимся на обратный курс. Для работы ©прибрежных районах необходимо создать специальный трал с уменьшенными размерами, чтобы сократить потери времени на ремонт орудий лова. Разница в поправке гоомпаса, при более качественным вооружением, то переводе стрелы с .борта на борт, у его успехи были ібы еще выше. Заде - ' нас достигала 12 градусов, а есть вов-топляков в этих районах немно го, больше всего грунтовых естест венных задевов, поэтому правиль ное промысловое вооружение осо бенно важно. _Тралить нужно по течению, но не траулеры, вде она еще больше, но эту поправку судоводители часто не учитывали и поэтому делали боль шие ошибки в определении места ко рабля, и в результате теряли ору дия лова. ВЫШЕ КАЧЕСТВО СУДОВОЖДЕНИЯ Из выступления капитана траулера «Камчатка» БАСАЛАЕВА В. Н. Мы, судоводители, часто ленимся | наших траулерах,' хотя бы раз в год, специально производилось определе ние величины поправок компаса на определять координаты задевистых мест с целью нанесения их н а план шеты. С этим нужно решительно (бо роться, чтобы планшеты как можно точнее отражали действительную об становку в том или ином промысло вом районе. Необходимо, чтобы на разных курсах, в зависимости от расположения промыслового оборудо вания, ибо отсутствие таких данных часто является причиной задевов орудий лова из-за ошибок в курсе. БОЛЬШЕ ПРОМЫСЛОВЫХ ПОСОБИЙ Из выступления капитана траулера «Киев» ЛОБАНОВА И. В. Промышлять можно1 везде, но для этого судоводителям нужно внима- F w Z 2 ° МѲРВДИгШа тельно относиться к с в ^ м “обшанио- Ьвятого Носа и включают такие ха- стям, тщательно выполнять прави ла промыслового судовождения. Это позволит снизить аварийность тра лов. За последние годы у нас издано ! немало ценных пособий для промыс ловиков, в частности таких, как «Промысловые бюллетени». На ста рых кораблях они еще сохранились, но на многих новых судах ничего рактеряые площадки, как: губа Опа- сова, к северу от Порчнихи над о. Оленьим, р-н Рынды, м. Кабани, Захребетная, Восточная Лица, район Харлова. На планшетах по каждому промысловому участку даны указа ния о курсах, поворотах, длительно сти траления, глубинах, грунтах, вооружении тралов. В летние и сбенние месяцы мы, как и другие траулеры, имели не производительные затраты времени на уборку мелкой рыбы. Чтобы со кратить их до минимума, мы стави ли один рыбодел под ростры, что позволяло подвахте работать там все время, даже и при спуске и подъеме настку грунтрошв трала и, в пер- этого нет, что затрудняет как веде ние промысла, так и работу по по вышению .квалификации молодых специалистов. Управление флота должно возобновить выпуск промы словых пособий и дать их на суда. Считаю нужным обратить внима ние судоводителей на то, что при тралении на течение нужно увели чивать обороты машины. Когда это го не делают, то уловы меньше и трал больше рвется, так как плохо расплавляется. ХОРОШО ОСНАЩАТЬ ТРАЛ Из выступления тралмейстера траулера «Урал» ЕЛИСЕЕВА А. А. Для работы в прибрежных райо нах очень важно иметь хорошую ос- трала. Сперва мы, завалив рыбой один борт, переходили на трал дру гого борта, но впоследствии решили, что лучше работать одним бортом, чтобы не терять времени на переход с трала на трал. К уборке рыбы привлекали почти весь личный со став. вую очередь, стальные бобинцы. А наше руководство .вот уже несколько ствие различных повреждении тра лов, а следовательно и меньше ловим рыбы. Работая на траулере «Слава», мы применяли постановку бобинца с осью на конце (нижней подборы. лет никак не может обеспечить нас ; Это давало хорошие результаты. Но этими деталями вооружения. Поэто- Jвот на траулере «Урал» этого не му мы теряем много времени вслед- применяется. Редактор М. С. ЦЕЛ0УС0В. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33 . Типография «Полярная правда». Зак. 6017 Тир. 2 .500 ПН 06789
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz