Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.

4 Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н № 81, 23 декабря 1953 г БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ ТРИБУНА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА МОРЯКОВ ТРАЛОВОГО ФЛОТА ☆ ☆ ☆ Мой опыт работы в прибрежных районах Из доклада капитана траулера „Большевик" Моиіина Н. М. 12 декабря состоялось очередное занятие шко­ лы передового опыта, организованное промысло­ вым отделом тралового флота совместно с редак­ цией газеты «Рыбный Мурман». На занятии вы­ ступил капитан тов. Мошин Н. М. с докладом на тему «Опыт работы траулера «Большевик» в _________^ ■ ■ _ ^ = * * районах Мурманского побережья». Присутствую­ щие на занятии капитаны, штурманы и тралмей­ стеры ряда траулеров, а также работники управ­ ления флотадополнили доклад тов. МошинаН.М. своими выступлениями, сделали ряд критических замечаний в адрес руководства флота. ★ * ----------- --------------- -------- --= = Известно, что успех каждого про­ мыслового ірейса в большой мере за­ висит от качества подготовки самого траулеіра и его промыслового снаря­ жения к очередному плаванию. В особенности это имеет большое зна­ чение для промысла в прибрежных районах моря, «где имеются тяжелые груінты и множество задевов. В тяжелых грунтовых условиях іфішрежных районов мы вооружали грунтропы тралов следующим обра­ зом. На центральный грунтрон тра­ ла одного борта ставили два шести­ сотмиллиметровых стальных бобин­ ца, а между ними — два шестисот­ миллиметровых кюмбиниро®аягных. Трал второго борта полностью воору­ жали комбинарованными шестисот- миллиметровыми бобинцами. По крыльям стаівиім четырехсотмилля- метровые бобинцы (по 5 штук на перемене направления вещра, а так­ же при усилении волнения уловы уменьшаются, рыба уходит на боль­ шие глубины. Многие траулеры по уменьшении подъемов спешат перейти в другой район. В таких случаях нужно проя­ вить выдержку, поискать рыбу на больших глубинах. Как известно, по всему Мурман­ скому берегу действует приливо-от- ливное течение с изменяющимися скоростями направления. В отдель­ ных местах «скорость течения дости­ гает полутора— двух узлов. Тралим мы со скоростью около трех узлов (относительно грунта), регулируя ее оборотами при ходе по течению и против течения. Работая и этих районах, мы, как правило, располагаем курсы трале­ ния по направлению течения, а ни каждое крыло), причем предпочитаем ? коем CJry4ae не под У™м и ’ в °rjh бѳняости, не поперек течения, так как при этом раскрытие трала шаровые стальные бобинцы. На первом крыловом грунтроле ставим три четырексотмиллиметро- вьгх бобинца, а на втором — два бо­ йница того же диаметра (один на се­ редине, а второй — в конце). Жела­ тельно, чтобы концевой бобинец был стальным шаровым. При работе в районах от мыса Териберского до Святого Носа мы стремимся макси­ мально облегчить нижнюю подбору трала, для чего снимаем с нее все чугунные катушки, за исключе­ нием четырех штук, поставленных на центральном грунтропе, для нейтрализации пловучести сталь­ ных шестисотмиллиметровых бобин- цев. Квартропы делаем длиной по 25 метров, чтобы они обтягивали сетной мешок трала втугую и не имели слабины. Многие траулеры, работая в прибрежных районах, делают квар- тіропы длиной 28 — 30 метров, в результате чего слабина их попадает под бобинцы или зацепляется за грунтовые препятствия, а это приво­ дит к обрыву верхней подборы, к порыву сетей и порче квартропов. Так как кваріропы у нас натяги­ ваются івтугую по сети, то отдавать их и подавать на лебедку трудно. Для этого мы применили опыт трау­ лера «Слава», ввели глаіголь-гаки, вместо квартропныіх пряжек, и до­ полнительные концы с гаками на конце для присоединения к детлям квартропов и проводки их на турач- ки траловой лебедки. В случае порыва крыльев мы их ке чиним, а переставляем сборочный трос ближе к скверу и на этом до­ стигаем большой экономии времени. Уменьшения улова при укорочении крыльев мы не замечали. Эти меро­ приятия, несмотря на некоторые от­ клонения нашего вооружения от ин­ струкций, позволили нам в значи­ тельной мере снизить аварийность орудий лова, сэкономить большое ко­ личество сетематериалов и тросов. Как правило, интенсивный про­ мысел в прибрежной зоне, к восто­ ку от Кольского меридиана, имеет место «с марта по ноябрь, т. е. в тот период, когда у берегов много пищи для рыбы и мало веоров северного направления. По нашим наблюдени­ ям наиболее плотные и устойчивые концентрации рыбы у берегов встречаются при южных ветрах. При уменьшается, ваера идут узко, дро­ жат, уловы снижаются. При трале­ нии по течению подъамы значитель­ но лучше, чем против течения, раз­ ница в уловах доходит до 50 процен­ тов. Поэтому мы, пройдя с тралом по той или иной площадке по тече­ нию, поднимаем трал, а затем без трала заходим к началу площадки, откуіда начинали траление. Такая со стопора траулер разворачивается силой течения поперек его. При этом сопротивление корпуса судна на­ столько увеличивается, что трал при выборке ваеров сдвигается с ме­ ста и подтягивается к борту, в то время, как обычно трал при выбор­ ке действует как якорь, а судно медленно подтягивается к нему. По­ скольку после отдачи стопора доски трала не работают, сеть раскрыта плохо, и поэтому при тяге трала во время вьгборш на течение сеть обычно рвется, особенно нажние крылья и мотня. Для того, чтобы избежать всего этого и сохранить орудия лова, мы стали подрабатывать машиной на течение, что дает возможность тра­ лу оставаться на месте, вплоть до момента отрыва его от грунта. Аналогичную картину мы наблю­ дали при лове окуня на Норвежском жолобе: пойдешь по течению — улов лучше, губки нет; пойдешь на тече­ н и е— трал порван. Считаю, что причина заключается именно в спо­ собе выборки ваеров. Район Мурманского поібережья изу­ чен еще недостаточно, еще не все задевы нанесены на планшет, поэ­ тому при тралении мы стараемся стопора держать слабо. В случае за- дева сразу же останавливаем ход, отдаем ваера со стопора и выбираем АКТИВНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИБРЕЖНЫЕ РАЙОНЫ Из выступления капитана траулера «Эреван» МАКЛАКОВА А. Я. потеря времени себя оправдывает, | примерно половину ваеров. Затем, тем более, что при тралении против | потравливая ваера, поворачиваем течения орудия лова рвутся больше. Несмотря на наличие многочислен­ ных береговых ориентиров, мы уде­ ляем большое внимание постановке промысловых буев, причем, ввиду наличия течения, мы увеличиваем лловучесть буев и количество вы­ травляемого буйлиня. Даже работая в одиночку, мы часто ограждаем границы выбранной площадки двумя буями и тралим от буя до буя. Нуж­ ный момент окончания траления мы" определяем не по продолжительности траления, а по предметным ориенти. рам, ибо ориентировка по времени менее точна, и траулер может вый­ ти за пределы пригодной для трале­ ния площадки, что повлечет за со­ бой аварию или потерю орудия лова. Судоводительский состав исполь­ зует всякую возможность для уточ­ нения места судна по береговым предметам, с помощью угломерных инструментов. Этим способом мы предпочитаем, но не пренебрегаем и пеленгованием. С этой целью для уточнения показаний компаса нами была составлена таблица поправок его на разных углах, в зависимости от положения передней рабочей стрелы. I Точное определение места судна особенно важно перед спуском трала, чтобы начать траление в намерен­ ной точіке промысловой площадки. Некоторые судоводители этим пре­ небрегают и не знают точно своего места, не делают заход без трала на течение к началу площадки, что вы­ зывает аварийность тралов и про- лов, т. к. за время выборки ваеров и подъема трала с рыбой судно мо­ жет быть отнесено от площадки траления на 2— 3 мили. Нами замечено, что во многих случаях повреждения тралов случа­ ются при выборке ваеров на течение. Дело в том, что после отдачи ваеров траулер на обратный курс и идем малым ходом, тока трал не сойдет с задева. За период работы нашего траулера в прибрежных районах, в течение 1952 — 1953 года, мы добились значительной экономии орудий лова. Это было достигнуто, во-первых, бла­ годаря тому, что судоводительский состав держался на заданных кур­ сах и глубинах, во-вторых— при­ менением для чинки трала старых сетей и тросов от тралов, вышедших из строя. За время работы в прибрежных районах мы, с помощью главного капитана тов. Епарина, составили два промысловых планшета с подроб­ ными указаниями по каждой, при­ годной для траления, площадке. Эти планшеты охватывают район от ме- Проведение сегодняшнего совеща­ ния по обмену опытом работы в при­ брежных райоінах считаю очень цен­ ным. Мы знаем, что трайлер «Боль­ шевик», работая в течение длитель­ ного периода в трудных условиях прибрежных районов, значительно улучшил свои показатели и вышел из отстающих в передовые. Раньше я, как и друпие капита­ ны, опасался промышлять в этих районах и неохотно шел туда. Од­ нако, когда после успехов траулера «Большевик» нам пришлось значи­ тельное время промышлять в при­ брежных районах, то оказалось, что трудности вполне преодолимы. Ра­ ботать здесь, конечно1, сложнее. Тре­ буется большое внимание судоводи­ телей. Однако, коіда в берегах было большое скопление рыбы, то флот много потерял из-за боязни и неже­ лания капитанов илти на промысел в прибрежные районы. Оказалось, что имеются места, вде успешно промышляло много траулеров, а так­ же немало площадок, где могут сво­ бодно работать от 3 до 10 трауле­ ров. Поэтому я считаю, что в буду­ щем траловый флот должен более ак­ тивно использовать прибрежные районы. Идя туда, нужно. более тщательно готовить промысловое вооружение, облегчить ншонюю подбору, увели­ чить пловіучесть верхней подборы. Мешки тралов нужно вооружать кух- тылями — до 1'8 штук. Для умень­ шения рвани сетей однорядного меш­ ка мы привязывали к нижней пла­ стине его 5 — 6 кухтылей на рас­ стоянии 70 сантиметров от нижнего гужа. Если бы руководство флота снабжало траулер «Большевик» следует забывать, что при приливе рыба подходит к бере<гу, а при отли­ ве наоборот — отходит от берега. Были случаи, когда многие трауле­ ры, судя о результатах работы трау­ лера «Большевик» по сводке, лезли вслед за ним ближе к берегу, а в действительности время уже прошло, прилив кончился и делать это было бекшшеано. Поэтому у нас н а трау­ лере в штурманской рубке вывеши­ валась таблица приливов и отливов, что помогало нам более правильно и сознательно ориентироваться на про­ мысле. Очень важно ограждение района буями. Какими бы хорошими ни бы­ ли береговые ориентиры, уш ек лова при наличии буев всегда будет больше. Во многих случаях порывы тралов получаются п щ спуске трала и при его выборке. Например, на многих траулерах перед подъемом трала не подбирается или мало подбирается носовой ваер, носовая доска приходит намного позже кормовой, трал идет в растянутом по верхней подборе по­ ложении и рвется. При спуске трала мы практикуем выравнивание ваеров еще н а мессенжере, не дожидаясь взятия на стопор. Снимаясь с вадева на больших глубинах, отдаем ваера со стопора и разворачиваемся на обратный курс. На малых глубинах подбираем ваера (но не до апанера), а после этого ло­ жимся на обратный курс. Для работы ©прибрежных районах необходимо создать специальный трал с уменьшенными размерами, чтобы сократить потери времени на ремонт орудий лова. Разница в поправке гоомпаса, при более качественным вооружением, то переводе стрелы с .борта на борт, у его успехи были ібы еще выше. Заде - ' нас достигала 12 градусов, а есть вов-топляков в этих районах немно­ го, больше всего грунтовых естест­ венных задевов, поэтому правиль­ ное промысловое вооружение осо­ бенно важно. _Тралить нужно по течению, но не траулеры, вде она еще больше, но эту поправку судоводители часто не учитывали и поэтому делали боль­ шие ошибки в определении места ко­ рабля, и в результате теряли ору­ дия лова. ВЫШЕ КАЧЕСТВО СУДОВОЖДЕНИЯ Из выступления капитана траулера «Камчатка» БАСАЛАЕВА В. Н. Мы, судоводители, часто ленимся | наших траулерах,' хотя бы раз в год, специально производилось определе­ ние величины поправок компаса на определять координаты задевистых мест с целью нанесения их н а план­ шеты. С этим нужно решительно (бо­ роться, чтобы планшеты как можно точнее отражали действительную об­ становку в том или ином промысло­ вом районе. Необходимо, чтобы на разных курсах, в зависимости от расположения промыслового оборудо­ вания, ибо отсутствие таких данных часто является причиной задевов орудий лова из-за ошибок в курсе. БОЛЬШЕ ПРОМЫСЛОВЫХ ПОСОБИЙ Из выступления капитана траулера «Киев» ЛОБАНОВА И. В. Промышлять можно1 везде, но для этого судоводителям нужно внима- F w Z 2 ° МѲРВДИгШа тельно относиться к с в ^ м “обшанио- Ьвятого Носа и включают такие ха- стям, тщательно выполнять прави­ ла промыслового судовождения. Это позволит снизить аварийность тра­ лов. За последние годы у нас издано ! немало ценных пособий для промыс­ ловиков, в частности таких, как «Промысловые бюллетени». На ста­ рых кораблях они еще сохранились, но на многих новых судах ничего рактеряые площадки, как: губа Опа- сова, к северу от Порчнихи над о. Оленьим, р-н Рынды, м. Кабани, Захребетная, Восточная Лица, район Харлова. На планшетах по каждому промысловому участку даны указа­ ния о курсах, поворотах, длительно­ сти траления, глубинах, грунтах, вооружении тралов. В летние и сбенние месяцы мы, как и другие траулеры, имели не­ производительные затраты времени на уборку мелкой рыбы. Чтобы со­ кратить их до минимума, мы стави­ ли один рыбодел под ростры, что позволяло подвахте работать там все время, даже и при спуске и подъеме настку грунтрошв трала и, в пер- этого нет, что затрудняет как веде­ ние промысла, так и работу по по­ вышению .квалификации молодых специалистов. Управление флота должно возобновить выпуск промы­ словых пособий и дать их на суда. Считаю нужным обратить внима­ ние судоводителей на то, что при тралении на течение нужно увели­ чивать обороты машины. Когда это­ го не делают, то уловы меньше и трал больше рвется, так как плохо расплавляется. ХОРОШО ОСНАЩАТЬ ТРАЛ Из выступления тралмейстера траулера «Урал» ЕЛИСЕЕВА А. А. Для работы в прибрежных райо­ нах очень важно иметь хорошую ос- трала. Сперва мы, завалив рыбой один борт, переходили на трал дру­ гого борта, но впоследствии решили, что лучше работать одним бортом, чтобы не терять времени на переход с трала на трал. К уборке рыбы привлекали почти весь личный со­ став. вую очередь, стальные бобинцы. А наше руководство .вот уже несколько ствие различных повреждении тра­ лов, а следовательно и меньше ловим рыбы. Работая на траулере «Слава», мы применяли постановку бобинца с осью на конце (нижней подборы. лет никак не может обеспечить нас ; Это давало хорошие результаты. Но этими деталями вооружения. Поэто- Jвот на траулере «Урал» этого не му мы теряем много времени вслед- применяется. Редактор М. С. ЦЕЛ0УС0В. Адрес редакции: г. Мурманск. Рыбный порт. Телефоны: редактор — 2-75, зам. редактора и отв. секретарь — 3-96, промышленный отдел и отдел культуры и быта — 4-33 . Типография «Полярная правда». Зак. 6017 Тир. 2 .500 ПН 06789

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz