Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.

БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Больш е забо ты о качестве прод укции Работники посолочного зааода Мур­ манского рыбокомбината с большим подъемом откликнулись на постанов­ ление партии и правительства «О расширении производства, продоволь­ ственных товаров и улучшении их качества». Во всех сменах посолоч­ ного завода рабочие, работницы и инженерно-тахничесжие работники горячо приветствовали это постанов­ ление и намечали мероприятия, на­ правленные на увеличение выпуска продукции, расширение ассортимен­ та, окончательное устранение брака и улучшение качества продукции. Некоторые смены, как , например, смена мастера тс®. Колесниковой, до­ бились значительного увеличения выпуска продукции. Однако, не­ смотря на перевыполнение плана от­ дельными сменами, посолочный завод в общем со своей программой справ­ ляется неудовлетворительно. Годовой план за 11 месяцев выполнен на 83 ,6 процента в натуральном выра­ жении. и на 91 ,6 процента в опто­ вых ценах. По ассортименту план также не выполняется. В чем же причины неудовлетвори­ тельного выполнения программы? Во-первых, в организации труда еще много недостатков, слаба трудо­ вая дисциплина. Имеется свыше 185 случаев прогулов с потерей 654 че­ ловеко-дней. Во-вторых, ©се еще до­ пускается брак в работе, вызываю­ щий необходимость переработки про­ дукции или ведущий к снижению сортности продукции. В-третьих, план по ассортименту не выполняет­ ся, частично по причинам, завися­ щим от поставщиков, т. е. от трало­ вого флота и «Мурмансельди», а ча­ стично по вине самого посолочного завода, слабо использующего имею­ щееся у него сырье. Пооолочный завод в четвертом квартале стал вырабатывать атлан­ тическую сельдь пряного посола. Уже выпущено такой продукции 3 .357 центнеров вместо 700 центне­ ров по плану. Можно было бы вы­ пустить гораздо больше этого вида сельди. Однако в течение предыду­ щих трех кварталов пряную сельдь мы совсем не вырабатывали. Объяс­ няется это отсутствием специального помещения для выдержки сельди, т. к. сельдь пряного посола будет действительно вкусной лишь после достаточной выдержки, в результате которой она приобретает специфиче­ ский «букет». Поэтому такую про­ дукцию мы выпускаем только тог­ да, когда на посолочный завод по­ ступает от «Мурмансельди» незначи­ тельное количество полуфабриката, в результате чего у завода освобож­ дается часть помещений. В нашей программе предусмотрено, что мы в течение нынешнего года должны были снять 240 тысяч шкур эубаткп, которая является замеча­ тельным сырьем для кожно-галанте­ рейной промышленности. Однако мы выпустили до сих пор едва третью часть этого количества. Объясняется это также тем, что у нас нет спе­ циального помещения для цеха съем­ ки шкур. Работа производится в уголке одного из окладов. Таким об­ разом, значительная часть ценного сырья пропадает. . Обычно среди поступающего на посолзавоід полуфабриката встречает­ ся немало сельди с механическими повреждениями. Из такого полуфаб­ риката мы сейчас вырабатываем сельдь-тушку хорошего качества. Выработка этого вида продукции зна­ чительно облегчилась благодаря при­ менению сконструированной работ­ никами рыбокомбината специальной машины. Посолочный завод мог бы расши­ рить ассортимент продукции за счет выпуска рыбы тресковых пород выс­ шим сортом. К сожалению, траловый флот доставляет нам мало полуфаб­ риката, предназначенного для этой ! цели. Однако надо признать, что да- jже то количестве полуфабриката, ко­ торое мы получаем, не всегда ис- Iпользуется полностью, так как у нас нет места для обработки доставлен- 1ного полуфабриката. Нередко мы вы­ нуждены отгружать первыми сорта- ! ми треску, принятую от тралового флота высшим сортом, только пото­ му, что не сумели ее дообработать. ! Так, например, от тралового флота принято было 4668 центнеров тре- I ски высшего сорта, а отгружено выс- I шим сортом лишь 366 центнеров. IРуководству рыбокомбината давно іпора позаботиться о предоставлении !специального помещения как для j цеха съемки шкур, та® и для цеха высших сортов. Советский потребитель законно требует от нас, чтобы наша продук­ ция была вкусной, отличного качест­ ва. Для этого такая продукция, как сельдь, должна обязательно выдер­ живаться. Мы же нередко выпуска­ ем и отгружаем полярную и атланти­ ческую сельдь даже средней соле­ ности сразу же после выгрузки ее с судов. Эта сельдь не выдержана, не !имеет «букета», присущего созрев­ Улучшить обработку атлантической сельди шей сельди. Неудивительно, что го­ сударственная рыбная инспекция не принимает от нас такую продукцию, требует ее дообработки, так как оельдь имеет запах сырости и по­ краснение мяса у позвоночника. До­ вести же ее до полного созревания мы не можем, так как посолочный завод не имеет специального склада для выдержки сельди. Управлению рыбокомбината и тор­ гово-заготовительной конторе давно пора позаботиться о постройке тако­ го склада. Это дало бы возможность значительно улучшить качество сель­ ди бочкового и пряного посола. Мы могли бы выпускать и такую ценную продукцию, к ак сельдяная икра. Так, например, из всей перера­ ботанной на тушку сельди в коли­ честве 891 центнера мы получили около 200 центнеров икры. Однако она была направлена на утилиза­ ционный завод. А почему бы эту ик ­ ру не отгружать потребителю? Про­ исходит это только потому, что тор­ гово-заготовительная контора и рыб- сбыт, якобы, не могут найти места для сбыта этой икры. Мы глубоко уверены, что если бы работники сбы­ та проявили больше инициативы и настойчивости, то сбыт икры мог бы быть обеспечен, как он обеспе­ чен, например, для тарамы. Посолочный завод дает недоста­ точно сельди и высшего сорта. Объясняется это тем, что плавбазы «Мурмансельди» доставляют сельдь повышенной солености, достигающей нередко 20 и более процентов. Из такого полуфабриката высшие сорта сельди, конечно, выработать нельзя. Вместе с тем и работники посолоч­ ного завода нередко допускают нару­ шения технологического процесса, плохо разбракеровывают сельдь, до­ пускают пересортицу. Так, напри­ мер, в октябре было задержано 23 партии сельди, предназначенной к отгрузке. Большое количество забракованной продукции объясняется и тем, что был ослаблен отдел технического контроля, вде вместо 5 человек рабо­ тало всего три контролера, а затем И дш<. У посолочного завода есть все воз­ можности даже при существующем положении, расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучпщть ее качество. Эти возможности долж­ ны быть использованы полностью. В. ЦВЫЛЕВА. Техконтролер посолочного завода. Атлантическая сельдь — новый вид продукции, появившийся в пос­ ледние годы в результате развития океанического сельдяного промысла на Мурмане и освоения новых рай­ онов лова. Обладая приятными вкусовыми качествами, атлантическая сельдь получила отличную оценку и поль­ зуется широким спросом советских потребителей. Технологический процесс приго­ товления соленых рыботоваров из атлантической сельди достаточно прост и не требует от рыбмастеров средних рыболовных траулеров осо­ бенно больших знаний. Высокое ка­ чество продукции из атлантической сельди обеспечивается точным со­ блюдением технолошческих ин­ струкций при обработке. За последние два — три года от­ дел рыбообработки управления «Мур- мансельдь», казалось бы, мег нако­ пить достаточный опыт обработки атлантической сельди и ■ выпуска высококачественной продукции и распространить этот опыт на все су­ да сельдяного флота. Но отдел обра­ ботки сконцентрировал все свое вни­ мание только на одіном вопросе — на ликвидации утиля, т. е. прямого брака, и забыл о других не менее важных сторонах своей работы — о повышении качества продукции, о выпуске малосольных и среднесоле­ ных сельдяных товаров. Сдача сельди утилем объяснялась тем, что суда получали в значитель­ ном проценте тару, не держащую тузлук. Чтобы не допустить порчи рыбы, отдел рыбообработки управле­ ния «Мурмансельдь» пошел по пути увеличения дозировки соли при по­ соле сельди до 20— 30 процентов. Это мероприятие, безусловно, способ­ ствовало снижению брака на судах, но вместе с этим оно привело и к снижению вкусовых качеств сельди. При такой дозировке соли (а подчас она бывает и выше) сельдь стано­ вится сухой, горькой, неприятной на вкус и фактически не созревает, т. е. не приобретает специфического сельдяного «букета», лишена аро­ мата. Однако суда сельдяного флота в основном сейчас получают хорошую заливную тару. Используя эту тару и давая не свыше 15 процентов со­ ли, суда могли бы вырабатывать замечательную высококачественную продукцию. Между тем многие рыб- мастера промысловых судов не ис­ пользуют этой возможности, а, ча­ стично перестраховываясь, частично работая по одному стандарту, про­ должают употреблять ту же завы­ шенную дозировку соли и при посо­ ле сельди в хорошие бочки, держа­ щие тузлук. Работники отдела обработки не ведут с этим борьбы и слабо руково­ дят работой рыбных мастеров непо­ средственно на промысле. Мало этого, технологи плавбаз не только не помогают рыбмастерам й не только не способствуют улучше­ нию их работы, а, наоборот, при приемке сельди от судов системати­ чески занижают сортность, вынуж­ дая этим экипажи кораблей умыш­ ленно увеличивать и без того боль­ шую дозировку соши. Наблюдается и такой факт. С целью экономии бочкотары на про­ мысле, промысливши зачастую обез­ главливают свежую оельдь перед по­ солом. Это также приводит к ухуд­ шению качества сельди. Многие корабли сельдяного флота, включаясь в социалистическое со­ ревнование, обязались значительно повысить выпуск сельди высших сортов против плана. Но эти обяза­ тельства, как и плановые задания по высшим сортам, не выполняются по той простой причине, что плав­ базы отказываются принимать от промысловых судов сельдь высшим сортом даже в тех случаях, когда она соответствует техническим ус­ ловиям. Постановление партии и прави­ тельства об увеличении выпуска продовольственных товаров и улуч­ шении их качества поставило перед работниками сельдяного флота зада­ чу всемерного улучшения качества продукции и .в первую очередь уве- j личения выпуска малосольных сель­ дяных товаров. Уже сейчас, даже при 'существующих условиях, рыбо­ обработчики «Мурмансельди» могут значительно улучшить качество про­ дукции и организовать выработку высококачественных малосольных товаров. Для этого необходимо уси­ лить контроль за обработкой сельди непосредственно на промысловых су­ дах, оказать необходимую помощь рыбмастерам, шире распространять опыт передовых рыбообработчиков, улучшить снабжение промысловых кораблей заливной тарой, организо­ вать более тщательную приемку сельди плавбазами, не допускать за­ нижения сортности и обезлички. В. ШИБАЕВ. Северная Атлантика. Борт СРТ-182 . У ч е б а на т р а у л е р а х Траловый флот все время попол­ няется новыми кадрами командного и рядового составов. Командный со­ став приходит на траулер со школь­ ной скамьи, имея специальное обра­ зование, а рядовой состав пополняет­ ся за счет вербовки и самотека. При этом в большинстве случаев ни те, ни другие не имеют никаких прак­ тических навыков. Естественно, что отсутствие прак­ тических навыков у вновь посту­ пающих на флот тормозит работу кораблей и, чем скорее эти навыки будут приобретены, тем лучше. Кроме практических навыков, каждый специалист — будь то матрос или штурман — должен усвоить известный минимум техниче­ ских и теоретических знаний, повы­ шающих культурное отношение к выполняемой работе, а, следователь­ но, и производительность труда. Вообще говоря, и начальствующий и рядовой состав должны знать и уметь много такого, без чего нельзя успешно ловить рыбу, хорошо рабо­ тать тралом, правильно обрабатывать улов. Следовательно, орудия лова, морской театр (районы, отдельные банки, квадраты), жизнь промысло­ вых рыб, сам корабль и его устрой­ ство, его эксплуатация и обслужи­ вание и, наконец, Устав службы на судах — все это вещи, без знания которых не может быть речи о куль­ туре труда рыбаков, о порядке на корабле, об успешном промысле. Надо прямо сказать, что техниче­ ская учеба на большинстве наших судов поставлена слабо или даже плохо, и не обеспечивает приобрете­ ния личным составом необходимого минимума знаний в короткие сроки. В течение 1952 — 1953 гг. мне пришлось побывать в море на не­ скольких траулерах: «А. Брадов», «Капитан Демидов», «Кировск». На некоторых траулерах учеба формаль­ но существует: составляется на каждый рейс план учебы и, как будто, план этот выполняется. Но.. итоги учебы из рук вон плохи. Сравнительно благополучнее об­ стоит дело на поисковом траулере «Капитан Демидов», так как личный состав этого корабля «стабилизиро­ вался» и не менялся, или мало ме­ нялся командный состав. Новички рядового состава, обычно, довольно скоро приобретают необхо­ димые практические навыки для ра­ боты у трала и на обработке рыбы, но общие «морские» знания, как правило, стоят при этом на предель­ но низком уровне. Очень часто матрос, проплававший на траулере девять — десять месяцев, хорошо знает свои обязанности при работе с тралом, обрабатывает по 10— 12 рыбин в минуту, может выполнять обязанности рулевого. Но если на­ чать спрашивать его о самых про­ стых вещах, касающихся корабель­ ных устройств или простейшей мор­ ской терминологии, то оказывается, что он не знает, что такое киль, как устроен руль, сколько ірадусов на картушке компаса означают восток или запад, в каком море он плавает, каким тралом работает и т. п. Занятия с рядовым составом ведут штурманы и механики, каждый со своей вахтой. Как правило, занятия ведутся нерегулярно, к тому же слу­ шатели имеют разную подготовку. Если проследить записи в журнале технической подготовки, то легко можно убедиться в том, что темы за­ нятий все время повторяются: «устройство компаса», «рулевое уст­ ройство», «Устав службы». Занятия на эти темы уже надоели,, а знаний по этим вопросам все равно почти нет, так как нет проверки усвояе­ мости. Занятия проводятся, а что на этих занятиях усвоено — неизвест­ но, так как лекции очень часто про­ водятся по принципу— «отзвонил и с колокольни долой». Отсутствует индивидуальный под­ ход к слушателям. Продолжительные, по часу и больше, «лекции», сухое мертвое изложение материала без по- каэа, без примеров из практики де­ лают занятия скучными, неинтерес­ ными, неудобоваримыми. Практика показала, что любой ма­ териал усваивается легко, если за­ нятие длится не больше 30 — 40 минут и если оно проводится прямо на месте, о котором идет речь (на­ пример: у шлюпки, у компаса, у штурвала или рулевой машины и т. п.) и если все названия частей, вообще -вся терминология записы­ вается слушателями в специальные тетради, которые надо выдавать слу­ шателям, и они аккуратно ведут записи в них. Не следует загромождать предмет сложными цифрами и названиями, которые все равно будут забыты и только затрудняют усвоение сути предмета. Самое же главное, что н уж ­ но для успешного преподавания, это — безусловное знание преподавате­ лем его предмета. Общеизвестно, что для всего лич­ ного состава флота совершенно необ­ ходимо знание «Устава службы на судах промыслового флота». Однако изучение Устава рядовым составом (да и командным тоже) идет крайне медленно и неудовлетворительно. Ма­ ло того, некоторые лица склонны рас­ сматривать многие статьи Устава как необязательные, «лишние». К таким статьям Устава относятся, на­ пример, статьи о форменной одежде, о ■взаимоотношениях между лицами разного служебного положения и т. п. Медленное внедрение и неудов­ летворительное выполнение устав­ ных положений объясняется непра­ вильным методом изучения Устава. Приходилось наблюдать, как штур­ ман, сидя за столом вместе со всею вахтой, монотонно зачитывает статьи Устава одну за другою. Что толку, спрашивается, от таких «за­ нятий»? Что остается при этом в памяти у того, кто слушает, и у того, кто читает? Ничего! Каждая статья Устава требует по­ яснений и примеров. Нельзя изу­ чать Устав подряд. Надо обяза­ тельно разбивать его на темы — на­ пример: «Внутренняя жизнь на ко­ рабле», «Стоянка в порту», «Обя­ занности вахтенного помощника ка­ питана и матроса в порту», «0 взаи­ моотношениях», «0 местах общего пользования» и т. п. Из 'Всего сказанного видно, что ус­ пешная учеба на наших кораблях зависит от того, насколько серьезно и добросовестно относится к ней командный состав, так как именно он является рассадником техниче­ ских знаний, именно он обязан пере­ давать эти знания подчиненным, раз­ вивать у них вкус к морскому делу и прививать им морскую культуру. Капитан Г. ПОПОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz