Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.
БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Больш е забо ты о качестве прод укции Работники посолочного зааода Мур манского рыбокомбината с большим подъемом откликнулись на постанов ление партии и правительства «О расширении производства, продоволь ственных товаров и улучшении их качества». Во всех сменах посолоч ного завода рабочие, работницы и инженерно-тахничесжие работники горячо приветствовали это постанов ление и намечали мероприятия, на правленные на увеличение выпуска продукции, расширение ассортимен та, окончательное устранение брака и улучшение качества продукции. Некоторые смены, как , например, смена мастера тс®. Колесниковой, до бились значительного увеличения выпуска продукции. Однако, не смотря на перевыполнение плана от дельными сменами, посолочный завод в общем со своей программой справ ляется неудовлетворительно. Годовой план за 11 месяцев выполнен на 83 ,6 процента в натуральном выра жении. и на 91 ,6 процента в опто вых ценах. По ассортименту план также не выполняется. В чем же причины неудовлетвори тельного выполнения программы? Во-первых, в организации труда еще много недостатков, слаба трудо вая дисциплина. Имеется свыше 185 случаев прогулов с потерей 654 че ловеко-дней. Во-вторых, ©се еще до пускается брак в работе, вызываю щий необходимость переработки про дукции или ведущий к снижению сортности продукции. В-третьих, план по ассортименту не выполняет ся, частично по причинам, завися щим от поставщиков, т. е. от трало вого флота и «Мурмансельди», а ча стично по вине самого посолочного завода, слабо использующего имею щееся у него сырье. Пооолочный завод в четвертом квартале стал вырабатывать атлан тическую сельдь пряного посола. Уже выпущено такой продукции 3 .357 центнеров вместо 700 центне ров по плану. Можно было бы вы пустить гораздо больше этого вида сельди. Однако в течение предыду щих трех кварталов пряную сельдь мы совсем не вырабатывали. Объяс няется это отсутствием специального помещения для выдержки сельди, т. к. сельдь пряного посола будет действительно вкусной лишь после достаточной выдержки, в результате которой она приобретает специфиче ский «букет». Поэтому такую про дукцию мы выпускаем только тог да, когда на посолочный завод по ступает от «Мурмансельди» незначи тельное количество полуфабриката, в результате чего у завода освобож дается часть помещений. В нашей программе предусмотрено, что мы в течение нынешнего года должны были снять 240 тысяч шкур эубаткп, которая является замеча тельным сырьем для кожно-галанте рейной промышленности. Однако мы выпустили до сих пор едва третью часть этого количества. Объясняется это также тем, что у нас нет спе циального помещения для цеха съем ки шкур. Работа производится в уголке одного из окладов. Таким об разом, значительная часть ценного сырья пропадает. . Обычно среди поступающего на посолзавоід полуфабриката встречает ся немало сельди с механическими повреждениями. Из такого полуфаб риката мы сейчас вырабатываем сельдь-тушку хорошего качества. Выработка этого вида продукции зна чительно облегчилась благодаря при менению сконструированной работ никами рыбокомбината специальной машины. Посолочный завод мог бы расши рить ассортимент продукции за счет выпуска рыбы тресковых пород выс шим сортом. К сожалению, траловый флот доставляет нам мало полуфаб риката, предназначенного для этой ! цели. Однако надо признать, что да- jже то количестве полуфабриката, ко торое мы получаем, не всегда ис- Iпользуется полностью, так как у нас нет места для обработки доставлен- 1ного полуфабриката. Нередко мы вы нуждены отгружать первыми сорта- ! ми треску, принятую от тралового флота высшим сортом, только пото му, что не сумели ее дообработать. ! Так, например, от тралового флота принято было 4668 центнеров тре- I ски высшего сорта, а отгружено выс- I шим сортом лишь 366 центнеров. IРуководству рыбокомбината давно іпора позаботиться о предоставлении !специального помещения как для j цеха съемки шкур, та® и для цеха высших сортов. Советский потребитель законно требует от нас, чтобы наша продук ция была вкусной, отличного качест ва. Для этого такая продукция, как сельдь, должна обязательно выдер живаться. Мы же нередко выпуска ем и отгружаем полярную и атланти ческую сельдь даже средней соле ности сразу же после выгрузки ее с судов. Эта сельдь не выдержана, не !имеет «букета», присущего созрев Улучшить обработку атлантической сельди шей сельди. Неудивительно, что го сударственная рыбная инспекция не принимает от нас такую продукцию, требует ее дообработки, так как оельдь имеет запах сырости и по краснение мяса у позвоночника. До вести же ее до полного созревания мы не можем, так как посолочный завод не имеет специального склада для выдержки сельди. Управлению рыбокомбината и тор гово-заготовительной конторе давно пора позаботиться о постройке тако го склада. Это дало бы возможность значительно улучшить качество сель ди бочкового и пряного посола. Мы могли бы выпускать и такую ценную продукцию, к ак сельдяная икра. Так, например, из всей перера ботанной на тушку сельди в коли честве 891 центнера мы получили около 200 центнеров икры. Однако она была направлена на утилиза ционный завод. А почему бы эту ик ру не отгружать потребителю? Про исходит это только потому, что тор гово-заготовительная контора и рыб- сбыт, якобы, не могут найти места для сбыта этой икры. Мы глубоко уверены, что если бы работники сбы та проявили больше инициативы и настойчивости, то сбыт икры мог бы быть обеспечен, как он обеспе чен, например, для тарамы. Посолочный завод дает недоста точно сельди и высшего сорта. Объясняется это тем, что плавбазы «Мурмансельди» доставляют сельдь повышенной солености, достигающей нередко 20 и более процентов. Из такого полуфабриката высшие сорта сельди, конечно, выработать нельзя. Вместе с тем и работники посолоч ного завода нередко допускают нару шения технологического процесса, плохо разбракеровывают сельдь, до пускают пересортицу. Так, напри мер, в октябре было задержано 23 партии сельди, предназначенной к отгрузке. Большое количество забракованной продукции объясняется и тем, что был ослаблен отдел технического контроля, вде вместо 5 человек рабо тало всего три контролера, а затем И дш<. У посолочного завода есть все воз можности даже при существующем положении, расширить ассортимент выпускаемой продукции и улучпщть ее качество. Эти возможности долж ны быть использованы полностью. В. ЦВЫЛЕВА. Техконтролер посолочного завода. Атлантическая сельдь — новый вид продукции, появившийся в пос ледние годы в результате развития океанического сельдяного промысла на Мурмане и освоения новых рай онов лова. Обладая приятными вкусовыми качествами, атлантическая сельдь получила отличную оценку и поль зуется широким спросом советских потребителей. Технологический процесс приго товления соленых рыботоваров из атлантической сельди достаточно прост и не требует от рыбмастеров средних рыболовных траулеров осо бенно больших знаний. Высокое ка чество продукции из атлантической сельди обеспечивается точным со блюдением технолошческих ин струкций при обработке. За последние два — три года от дел рыбообработки управления «Мур- мансельдь», казалось бы, мег нако пить достаточный опыт обработки атлантической сельди и ■ выпуска высококачественной продукции и распространить этот опыт на все су да сельдяного флота. Но отдел обра ботки сконцентрировал все свое вни мание только на одіном вопросе — на ликвидации утиля, т. е. прямого брака, и забыл о других не менее важных сторонах своей работы — о повышении качества продукции, о выпуске малосольных и среднесоле ных сельдяных товаров. Сдача сельди утилем объяснялась тем, что суда получали в значитель ном проценте тару, не держащую тузлук. Чтобы не допустить порчи рыбы, отдел рыбообработки управле ния «Мурмансельдь» пошел по пути увеличения дозировки соли при по соле сельди до 20— 30 процентов. Это мероприятие, безусловно, способ ствовало снижению брака на судах, но вместе с этим оно привело и к снижению вкусовых качеств сельди. При такой дозировке соли (а подчас она бывает и выше) сельдь стано вится сухой, горькой, неприятной на вкус и фактически не созревает, т. е. не приобретает специфического сельдяного «букета», лишена аро мата. Однако суда сельдяного флота в основном сейчас получают хорошую заливную тару. Используя эту тару и давая не свыше 15 процентов со ли, суда могли бы вырабатывать замечательную высококачественную продукцию. Между тем многие рыб- мастера промысловых судов не ис пользуют этой возможности, а, ча стично перестраховываясь, частично работая по одному стандарту, про должают употреблять ту же завы шенную дозировку соли и при посо ле сельди в хорошие бочки, держа щие тузлук. Работники отдела обработки не ведут с этим борьбы и слабо руково дят работой рыбных мастеров непо средственно на промысле. Мало этого, технологи плавбаз не только не помогают рыбмастерам й не только не способствуют улучше нию их работы, а, наоборот, при приемке сельди от судов системати чески занижают сортность, вынуж дая этим экипажи кораблей умыш ленно увеличивать и без того боль шую дозировку соши. Наблюдается и такой факт. С целью экономии бочкотары на про мысле, промысливши зачастую обез главливают свежую оельдь перед по солом. Это также приводит к ухуд шению качества сельди. Многие корабли сельдяного флота, включаясь в социалистическое со ревнование, обязались значительно повысить выпуск сельди высших сортов против плана. Но эти обяза тельства, как и плановые задания по высшим сортам, не выполняются по той простой причине, что плав базы отказываются принимать от промысловых судов сельдь высшим сортом даже в тех случаях, когда она соответствует техническим ус ловиям. Постановление партии и прави тельства об увеличении выпуска продовольственных товаров и улуч шении их качества поставило перед работниками сельдяного флота зада чу всемерного улучшения качества продукции и .в первую очередь уве- j личения выпуска малосольных сель дяных товаров. Уже сейчас, даже при 'существующих условиях, рыбо обработчики «Мурмансельди» могут значительно улучшить качество про дукции и организовать выработку высококачественных малосольных товаров. Для этого необходимо уси лить контроль за обработкой сельди непосредственно на промысловых су дах, оказать необходимую помощь рыбмастерам, шире распространять опыт передовых рыбообработчиков, улучшить снабжение промысловых кораблей заливной тарой, организо вать более тщательную приемку сельди плавбазами, не допускать за нижения сортности и обезлички. В. ШИБАЕВ. Северная Атлантика. Борт СРТ-182 . У ч е б а на т р а у л е р а х Траловый флот все время попол няется новыми кадрами командного и рядового составов. Командный со став приходит на траулер со школь ной скамьи, имея специальное обра зование, а рядовой состав пополняет ся за счет вербовки и самотека. При этом в большинстве случаев ни те, ни другие не имеют никаких прак тических навыков. Естественно, что отсутствие прак тических навыков у вновь посту пающих на флот тормозит работу кораблей и, чем скорее эти навыки будут приобретены, тем лучше. Кроме практических навыков, каждый специалист — будь то матрос или штурман — должен усвоить известный минимум техниче ских и теоретических знаний, повы шающих культурное отношение к выполняемой работе, а, следователь но, и производительность труда. Вообще говоря, и начальствующий и рядовой состав должны знать и уметь много такого, без чего нельзя успешно ловить рыбу, хорошо рабо тать тралом, правильно обрабатывать улов. Следовательно, орудия лова, морской театр (районы, отдельные банки, квадраты), жизнь промысло вых рыб, сам корабль и его устрой ство, его эксплуатация и обслужи вание и, наконец, Устав службы на судах — все это вещи, без знания которых не может быть речи о куль туре труда рыбаков, о порядке на корабле, об успешном промысле. Надо прямо сказать, что техниче ская учеба на большинстве наших судов поставлена слабо или даже плохо, и не обеспечивает приобрете ния личным составом необходимого минимума знаний в короткие сроки. В течение 1952 — 1953 гг. мне пришлось побывать в море на не скольких траулерах: «А. Брадов», «Капитан Демидов», «Кировск». На некоторых траулерах учеба формаль но существует: составляется на каждый рейс план учебы и, как будто, план этот выполняется. Но.. итоги учебы из рук вон плохи. Сравнительно благополучнее об стоит дело на поисковом траулере «Капитан Демидов», так как личный состав этого корабля «стабилизиро вался» и не менялся, или мало ме нялся командный состав. Новички рядового состава, обычно, довольно скоро приобретают необхо димые практические навыки для ра боты у трала и на обработке рыбы, но общие «морские» знания, как правило, стоят при этом на предель но низком уровне. Очень часто матрос, проплававший на траулере девять — десять месяцев, хорошо знает свои обязанности при работе с тралом, обрабатывает по 10— 12 рыбин в минуту, может выполнять обязанности рулевого. Но если на чать спрашивать его о самых про стых вещах, касающихся корабель ных устройств или простейшей мор ской терминологии, то оказывается, что он не знает, что такое киль, как устроен руль, сколько ірадусов на картушке компаса означают восток или запад, в каком море он плавает, каким тралом работает и т. п. Занятия с рядовым составом ведут штурманы и механики, каждый со своей вахтой. Как правило, занятия ведутся нерегулярно, к тому же слу шатели имеют разную подготовку. Если проследить записи в журнале технической подготовки, то легко можно убедиться в том, что темы за нятий все время повторяются: «устройство компаса», «рулевое уст ройство», «Устав службы». Занятия на эти темы уже надоели,, а знаний по этим вопросам все равно почти нет, так как нет проверки усвояе мости. Занятия проводятся, а что на этих занятиях усвоено — неизвест но, так как лекции очень часто про водятся по принципу— «отзвонил и с колокольни долой». Отсутствует индивидуальный под ход к слушателям. Продолжительные, по часу и больше, «лекции», сухое мертвое изложение материала без по- каэа, без примеров из практики де лают занятия скучными, неинтерес ными, неудобоваримыми. Практика показала, что любой ма териал усваивается легко, если за нятие длится не больше 30 — 40 минут и если оно проводится прямо на месте, о котором идет речь (на пример: у шлюпки, у компаса, у штурвала или рулевой машины и т. п.) и если все названия частей, вообще -вся терминология записы вается слушателями в специальные тетради, которые надо выдавать слу шателям, и они аккуратно ведут записи в них. Не следует загромождать предмет сложными цифрами и названиями, которые все равно будут забыты и только затрудняют усвоение сути предмета. Самое же главное, что н уж но для успешного преподавания, это — безусловное знание преподавате лем его предмета. Общеизвестно, что для всего лич ного состава флота совершенно необ ходимо знание «Устава службы на судах промыслового флота». Однако изучение Устава рядовым составом (да и командным тоже) идет крайне медленно и неудовлетворительно. Ма ло того, некоторые лица склонны рас сматривать многие статьи Устава как необязательные, «лишние». К таким статьям Устава относятся, на пример, статьи о форменной одежде, о ■взаимоотношениях между лицами разного служебного положения и т. п. Медленное внедрение и неудов летворительное выполнение устав ных положений объясняется непра вильным методом изучения Устава. Приходилось наблюдать, как штур ман, сидя за столом вместе со всею вахтой, монотонно зачитывает статьи Устава одну за другою. Что толку, спрашивается, от таких «за нятий»? Что остается при этом в памяти у того, кто слушает, и у того, кто читает? Ничего! Каждая статья Устава требует по яснений и примеров. Нельзя изу чать Устав подряд. Надо обяза тельно разбивать его на темы — на пример: «Внутренняя жизнь на ко рабле», «Стоянка в порту», «Обя занности вахтенного помощника ка питана и матроса в порту», «0 взаи моотношениях», «0 местах общего пользования» и т. п. Из 'Всего сказанного видно, что ус пешная учеба на наших кораблях зависит от того, насколько серьезно и добросовестно относится к ней командный состав, так как именно он является рассадником техниче ских знаний, именно он обязан пере давать эти знания подчиненным, раз вивать у них вкус к морскому делу и прививать им морскую культуру. Капитан Г. ПОПОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz