Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.
№ 76, 11 декабря 1953 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ П о б ед а з а в о ё в ы в а е т с я упорнЬіл\ т р у д о м На каждом промысловом траулере порт? Нет, этого нельзя 'было допу- есть люди, которые не принимают стать, необходимо было найти вы- прямого участия в добыче и обр а -1ход из этого тяжелого положения, ботке рьгбы. Однако от их работы за- [ И выход ібыл найден: механики сво- висит успех корабля. Это — машин- ими силами из подручного материа- ная команда. И если машинная ла изготовили стяжные болты, план- команда заботливо ухаживает за м е - ' ки и сумели перекрыть трещину в ханизмами, содержит их в полной корпусе насоса, исправности, если она по сигналу I Одновременно с ѳтим, радиограм- машинного телеграфа с мостика в мой были заказаны такие планки и любую минуту дает нужный ход — болты больших размеров заводу. корабль может промышлять ус пешно. Именно такая команда и имеется на траулере «Одесса». Ее возглав ляет старший механик Яков Василь евич Тюриков, который с любовью относится к своей работе и такое же чувство любви к своему .кораблю, ответственности за порученное дело воспитал у членов своего немного численного коллектива. Немало трудностей встречается в работе машинной команды. На иных кораблях перед этими трудностями отступают. Но не так на «Одессе». Здесь упорно борются с трудностями, преодолевают их, находят выход из любого положения, но во чтобы то ни стало обеспечивают бесперебой ную работу механизмов. Был такой случай. Траулер «Но вороссийск» готовился к экспери ментальному рейсу - в Северную Ат лантику на траловый лов сельди.. Перед самым выходом в . рейс на «Новороссийске» вышел из строя топливный насос. Ремонт этого аг регата должен был занять много времени и рейс мог быть сорван. Поэтому технический отдел тралово го флота решил снять исправный топливный насос с «Одессы» и по ставить его на «Новороссийск», а снятый с «Новороссийска» насос от ремонтировать и затем поставить на траулер «Одесса». Машинная команда траулера «Одесса» около месяца была вынуж дена ждать окончания ремонта Мур манской судоверфью этого механиз- После захода в Тюва-губу, куда эти детали были доставлены, насос был укреплен настолько, что мог рабо тать бесперебойно весь рейс. Каждый член машинной команды; болеет душой за порученное дело, вносит посильный вклад в общий труд. Более трех месяцев назад на собрании машинной команды было принято социалистическое обяза тельство, охватывающее самые н а сущные вопросы трудовой деятель ности 'коллектива. Бдительное несе ние вахты машинным отделением, экономия топлива и смазочных мате риалов, своевременный ремонт меха низмов — все эти важные звенья труда постоянно находятся в цент ре внимания механиков и мотори стов. Поэтому социалистиче.жое обязательство успешно выполняется. В этом дружном коллективе, где каждый стремится внести свой вклад в общий труд, думают не только о точном выполнении определенных требований инструкции, но и про являют творческий подход к делу, инициативу. Третий механик тов. Тупотилов решил устранить дымность утили зационного котла и добился этого, изменив конус распыла форсунки. Улучшилось сгорание топлива, котел стал работать экономичнее. Вопрос полного использования мощности главного двигателя (волно вал механиков давно. Тов. Тюриков решил с помощью всей машинной команды выявить и устранить при чины ненормальной работы двига теля. После того, как была снята ма. Подучив насос из ремонта, меха- круговая диатрамма газораспределе- ники убедились, что ремонт п р о - ! ния двигателя, выявилось, что он изведен неудовлетворительно. ПриШ- [ работает в половину проектной мощ- лось механикам корабля трое суток дости. В выявлении этого дефекта потратить на устранение всех д е - 1большая заслуга принадлежит элек- фѳктов, допущенных ^ судоверфью: 1тромеханику тов. Иликову. Сейчас была произведена переборка насоса,1.ведется работа по устранению этого притерты клапаны и заменены недостатка. плунжеры. Чистку каналов насоса ; каждая работа, выполняемая си ня судоверфи во время ремонта от- Лами машинной команды, требует казались сделать, и поэтому меха- определенной сноровки, навыков. никам с большим трудом иришлось произвести эту работу самим. Траулер ушел на промысел. Но Члены машинной команды обладают этими качествами. Второй механик тов. Утенков, например, отлично уже на четвертые сутки промысла | справляется с токарными работами, оказалось, что трещина в корпусе | подчас изготовляя довольно сложные насоса, заваренная на заводе, вновь и точные детали, расходится. I Активное участие в работах при- Что было делать, возвращаться в нимает четвертый механик комсо молец Иросвиряков, моторист Ру денко и другие члены машинной команды. Старший механик тов. Тюриков заботится н об облегчении труда механиков и мотористов. С этой целью им предложено, например, при осмотре и подгонке мотылевых подшипников применять небольшие хват-тали, которые уже заказаны на судоремонтном заводе Главмур- манрыбпрома. Машинная команда проявляет за боту не только о вверенных ей меха низмах, но и о быте всей команды корабля. Шд руководством тов. Тю- рикова, коллектив машинной коман ды работает над тем, чтобы обеспе чить экипажу возможность пользо ваться пресной водой круглосуточно в течение всего трехмесячного рей са. Для этого на корабле уже постав лены ограничители на водопровод ных кранах. Пар от отопления и ав токлавов ранее уходил наружу. Сейчас он отводится в резервуары, где и конденсируется. Теперь эта вода может быть использована для хозяйственных нужд экипажа. До сих пор, уходя в рейс, корабль принимал 280 тонн пресной воды. Оказалось, что при заполнении всех водопроводов и емкостей можно при нять дополнительно еще 40 тонн. Все это подчинено одной задаче: сэкономить для промысла время, которое сейчас теряется на заход в Тюва-губу для пополнения запасов пресной воды. Успешной работе машинной команды траулера способствует си стематическая политическая и тех ническая учеба. Большое значение в выявлении и устранении* недостатков в работе машинной команды сыграли произ водственные совещания. Вся работа коллектива машинного отделения траулера «'Одесса» наце лена на сбережение государствен ных средств, отпускаемых на ре монт, на обеспечение нормальной ра боты всех судовых механизмов. Кро потливый труд уже дал свои первые плоды: проработав год без ремонта, машинная команда недавно получила разрешение Государственного Реги стра на эксплуатацию механизмов еще в течение такого же срока. В этом машинная команда трау лера «Одесса» значительно обогна ла своих товарищей по работе на однотипных траулерах, становящих ся ежегодно на ремонт. Проплавать три года без ремонта, сохранив механизмы в исправном состоянии, — такова цель машинной команды траулера «Одесса». П. БЫСТРОУМОВ. Судам сельдяного флота доброкачественное вооружение У с т р а н и т ь п о м е х и Увеличение выпуска высококаче ственных и разнообразных рыбных консервов по Мурманскому бассейну до 25 миллионов банок в 1954 и до 50 миллионов — в 1956 годах возлагает на консервный завод Мур манского рыбокомбината большие за дачи как по расширению ассорти мента, так и увеличению количе ства выпускаемой продукции. При достаточной нагрузке, используя имеющееся оборудование, мы можем дать стране не менее 8 миллионов банок в год. Но этого мало. Уже сейчас мы получаем и осваи ваем новое высокопроизводительное оборудование, изготовленное на оте чественных заводах. Кроме того, ра ционализаторы нашего бассейна по могли нам в облегчении некоторых производственных операций. Так, например, экспериментальной мас терской комбината изготовлена су шильная камера для просушки кон сервных банок. Это только начало. Мы имеем все возможности зна чительно расширить ассортимент консервов, и выпускать такую про дукцию, которая пользуется широ ким спросом покупателей. Но дело .зашло в тупик, казалось бы, из-за ’немногого: нет полного комплекта 1 ' технической документации на неко- J j торые виды продукции, как, на- I пример: на консервы «сельдь в ;масле» по типу сардин, «палтус на- I туральный», «печень трески в ' томате с овощным гарниром» и т. д. И несмотря на то, что образцы этих видов продукции одобрены, мы не можем выпускать их. Начали мы изготавливать консервы «сельдь- тушка пряного посола», но первые десять тысяч банок не дошли до покупателей: на этот вид продук ции не оказалось цен. Сейчас мы можем начать выпуск консервов в стеклянной таре. Но нет этикеток. И когда они будут, никто опреде ленно сказать не может. Имеется один очень серьезный (нерешенный вопрос — о складах. Складирование сырья и готовой про дукции консервного завода давно ведется так, что мы лишены воз можности вести контроль за качест вом, создаются ненормальные условия работы. Сырье хранится в углу приемочного цеха, но порой, когда уловы наиболее высоки, мы лишаем ся и этой «складской» площади. Ящики с готовой продукцией не скольких смен загромождают прохо ды, складываются всюду, где только это возможно. Вместе с расширением производ ства консервов встает неизбежно вопрос об увеличении выпуска продукции коптильным заводом, так как уже сейчас то количество полу фабриката, которое мы получаем от него, не может обеспечить нас в полной мере. Все эти вопросы требуется немед ленно разрешить и тем самым соз дать все условия для быстрой ликвидации отставания рыбной промышленности нашего бассейна. Е. ШУМИЛОВА. Мастер консервного завода Мурманского рыбокомбината. В 1952 году затраты на дриф терные сети составили свыше 10 процентов себестоимости сельди, выловленной в Северной Атлантике. При том объеме вылова сельди, ко торый запланирован на нынешний год, уменьшение расхода сетей все го на 5 процентов могло бы дать «Мурмансельди» экономию в полто ра миллиона рублей. Таким образом, вопрос о промысловом вооружении и об орудиях лова для сельдяного промысла играет немалую роль в вопросах рентабельности этого про мысла и снижения себестоимости продукции. Хлопчатобумажные сети, упо требляемые для дрифтерного лова, легко подвергаются разрушительно- і му действию бактерий и плесневых грибков, в результате чего сети быстро выходят из строя. Средством защиты сетей от гние- j ния, наряду с правильным хране нием их, является обработка сетей консервирующими веществами (дуб ление с закреплением, крашение с закреплением и т. д.). При этом на волокне прядена закрепляются танниды, соли хрома и меди, кото рые являются для микробов ядом. Обычно при получении сетей в мастерской Тюва-губы производится повторное консервирование дубле ных сетей, чтобы придать им более темную окраску. Однако мастерская оборудована плохо. Водопровод не подведен. Поэтому при консервиро вании часто применяется морская вода, в результате чего не происхо дит плотного соединения красителя с волокном и на промысле этот краситель быстро смывается с се тей. Контроля за качеством кон сервирования в мастерской не ве дется. В результате при таком «консервировании» происходит сни жение прочности сетей, примерно, на 10 процентов. Сейчас на промысле используют ся сети, окрашенные в синий и ко ричневый цвета, а также дубленые — светло-желтой окраски. Наблю дения за уловистостью сетей, в за висимости от цвета окраски, дали следующие результаты: наиболее уловистыми оказались сети, окра шенные в синий цвет, а менее уло вистыми — дубленые со светло- желтой окраской и сети, окрашен ные в черный цвет. Содержание консервирующих ве ществ на сетях фабричного консер вирования, закрепленных на во локне, значительно меньше, чем положено по нормативам (хрома в среднем 0 ,2 процента вместо 0,5 процента, меди — 0,17 процента вместо 0 ,4 процента). Почти пол ностью отсутствуют консервирую щие вещества в сетях повторного консервирования, проводимого в мастерской Тюва-тубы. Для удлинения срока службы се тей необходим целый ряд мероприя тий. Во-первых — правильно кон сервировать сети, руководствуясь инструкцией по консервированию сетематериалов. Во-вторых — уха живать за сетями и хранить их так, чтобы они не подвергались губительному действию бактерий; во время стоянок у плавбаз или продолжительных переходов просу шивать сети или хотя бы переби рать их систематически, чтобы из бежать согревания. В-третьих — периодически проветривать и просу шивать сети, хранящиеся в трюмах. Не менее важным фактором, влияющим на продолжительность работы дрифтерных сетей, является механический износ. Значительная деформация и порыв сетей происхо дят ' в результате того, что длина сетей не стандартна и колеблется от 25 до 30 метров. Несоответствие длины сетей расстоянию между марками на вожаке, которое равно 28— 29 метрам, приводит к разры ву подбор и сетного полотна. При подсекании сетей вожаком сетная часть накручивается на вожак и при выборке дрифтерного порядка рвется. В зависимости от направления хода рыбы, она при тряске сетей может быть снизу или сверху сет ного полотна: в первом случае влияние больших уловов на механи ческий износ сетей сказывается во много раз меньше, чем во втором случае. Дяя устранения причин механи ческого износа сетей необходимо провести следующие мероприятия. Разработать единые технические (условия на постройку дрифтерных j сетей для сельдяного промысла в іСеверной Атлантике. Усилить тех нический контроль в мастерских с !тем, чтобы на промысел поступали .сети строго стандартных размеров, Iс точным указанием паспортных [ данных сетей и процента их год ности. Для устранения подсекания сетей вожаком надо перейти при глуби н а х свыше трех метров на работу Iпорядком с верхним положением вожака. При постройке сетей обязательно 'проверять прочность подбор. I Для устранения перенапряжения j сетей при тряске рыбы необходим 1переносный механический рол с тем, ; чтобы устанавливать его на левом j или правом борту в зависимости от того, с какой стороны попала рыба. Своевременно ремонтировать сети, т. к. натяжение нити сетного по- 1лотнаі пропорционально шагу ячеи и 1чем больше дыра сетного полотна, !тем большее напряжение возникает в кромке дыры, вызывая ускорен ный разрыв сетного полотна. Все эти мероприятия будут со действовать уменьшению расхода сетематериалов при лове сельди, а следовательно, повысят рентабель ность промысла. Е. ОВЧИННИКОВА. В. ФЕДОРЙОВА. Научные сотрудники ПИНРО. Больше внимания молодым работницам I Я воспитанница школы ФЗУ Мурманского рыбокомбината. Уже третий год работаю на посолочном заводе в качестве бракера-укладчи- цы, имею пятый разряд. В течение двух лет мне пришлось работать в разных сменах, у разных мастеров. Нужно сказать, что боль шинство мастеров очень хорошо от носились к нам, начинающим работ ницам, и помогали нам осваивать на практике наши специальности. Од нако имеются и такие мастера, ко торые нам не помогают, относятся пренебрежительно, свысока. Так, например, 2 декабря мастер тов. Тарасова, в чьей смене я рабо таю, направила меня и еще трех молодых работниц на разборку сель ди к мастеру тов. Авчук. Когда мы явились к ней, тов. Авчук обвела нас взглядом и сказала, что мы ни чего не понимаем в сельди, и по требовала, чтобы нас убрали с этой работы. Почему же тов. Авчук решила, что я не разбираюсь в сельди? Толь ко потому, что 30 ноября во время работы я обратилась к тов. Авчук с вопросом: «Куда пойдет сельдь, у которой оборвана голова — отнести ее к сельди с механическими по вреждениями, или к «технической рвани?» На это тов. Авчук мне отве тила: «Безразлично»; Едва ли можно считать отношение мастера тов. Авчук правильным от ношением к нам, молодым работни цам. В. ШАХОВА. Работница посолзавода,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz