Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.

№ 76, 11 декабря 1953 г Р Ы Б Н Ы Й м у р м а н 3 БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ П о б ед а з а в о ё в ы в а е т с я упорнЬіл\ т р у д о м На каждом промысловом траулере порт? Нет, этого нельзя 'было допу- есть люди, которые не принимают стать, необходимо было найти вы- прямого участия в добыче и обр а -1ход из этого тяжелого положения, ботке рьгбы. Однако от их работы за- [ И выход ібыл найден: механики сво- висит успех корабля. Это — машин- ими силами из подручного материа- ная команда. И если машинная ла изготовили стяжные болты, план- команда заботливо ухаживает за м е - ' ки и сумели перекрыть трещину в ханизмами, содержит их в полной корпусе насоса, исправности, если она по сигналу I Одновременно с ѳтим, радиограм- машинного телеграфа с мостика в мой были заказаны такие планки и любую минуту дает нужный ход — болты больших размеров заводу. корабль может промышлять ус­ пешно. Именно такая команда и имеется на траулере «Одесса». Ее возглав­ ляет старший механик Яков Василь­ евич Тюриков, который с любовью относится к своей работе и такое же чувство любви к своему .кораблю, ответственности за порученное дело воспитал у членов своего немного­ численного коллектива. Немало трудностей встречается в работе машинной команды. На иных кораблях перед этими трудностями отступают. Но не так на «Одессе». Здесь упорно борются с трудностями, преодолевают их, находят выход из любого положения, но во чтобы то ни стало обеспечивают бесперебой­ ную работу механизмов. Был такой случай. Траулер «Но­ вороссийск» готовился к экспери­ ментальному рейсу - в Северную Ат­ лантику на траловый лов сельди.. Перед самым выходом в . рейс на «Новороссийске» вышел из строя топливный насос. Ремонт этого аг­ регата должен был занять много времени и рейс мог быть сорван. Поэтому технический отдел тралово­ го флота решил снять исправный топливный насос с «Одессы» и по­ ставить его на «Новороссийск», а снятый с «Новороссийска» насос от­ ремонтировать и затем поставить на траулер «Одесса». Машинная команда траулера «Одесса» около месяца была вынуж­ дена ждать окончания ремонта Мур­ манской судоверфью этого механиз- После захода в Тюва-губу, куда эти детали были доставлены, насос был укреплен настолько, что мог рабо­ тать бесперебойно весь рейс. Каждый член машинной команды; болеет душой за порученное дело, вносит посильный вклад в общий труд. Более трех месяцев назад на собрании машинной команды было принято социалистическое обяза­ тельство, охватывающее самые н а ­ сущные вопросы трудовой деятель­ ности 'коллектива. Бдительное несе­ ние вахты машинным отделением, экономия топлива и смазочных мате­ риалов, своевременный ремонт меха­ низмов — все эти важные звенья труда постоянно находятся в цент­ ре внимания механиков и мотори­ стов. Поэтому социалистиче.жое обязательство успешно выполняется. В этом дружном коллективе, где каждый стремится внести свой вклад в общий труд, думают не только о точном выполнении определенных требований инструкции, но и про­ являют творческий подход к делу, инициативу. Третий механик тов. Тупотилов решил устранить дымность утили­ зационного котла и добился этого, изменив конус распыла форсунки. Улучшилось сгорание топлива, котел стал работать экономичнее. Вопрос полного использования мощности главного двигателя (волно­ вал механиков давно. Тов. Тюриков решил с помощью всей машинной команды выявить и устранить при­ чины ненормальной работы двига­ теля. После того, как была снята ма. Подучив насос из ремонта, меха- круговая диатрамма газораспределе- ники убедились, что ремонт п р о - ! ния двигателя, выявилось, что он изведен неудовлетворительно. ПриШ- [ работает в половину проектной мощ- лось механикам корабля трое суток дости. В выявлении этого дефекта потратить на устранение всех д е - 1большая заслуга принадлежит элек- фѳктов, допущенных ^ судоверфью: 1тромеханику тов. Иликову. Сейчас была произведена переборка насоса,1.ведется работа по устранению этого притерты клапаны и заменены недостатка. плунжеры. Чистку каналов насоса ; каждая работа, выполняемая си­ ня судоверфи во время ремонта от- Лами машинной команды, требует казались сделать, и поэтому меха- определенной сноровки, навыков. никам с большим трудом иришлось произвести эту работу самим. Траулер ушел на промысел. Но Члены машинной команды обладают этими качествами. Второй механик тов. Утенков, например, отлично уже на четвертые сутки промысла | справляется с токарными работами, оказалось, что трещина в корпусе | подчас изготовляя довольно сложные насоса, заваренная на заводе, вновь и точные детали, расходится. I Активное участие в работах при- Что было делать, возвращаться в нимает четвертый механик комсо­ молец Иросвиряков, моторист Ру­ денко и другие члены машинной команды. Старший механик тов. Тюриков заботится н об облегчении труда механиков и мотористов. С этой целью им предложено, например, при осмотре и подгонке мотылевых подшипников применять небольшие хват-тали, которые уже заказаны на судоремонтном заводе Главмур- манрыбпрома. Машинная команда проявляет за ­ боту не только о вверенных ей меха­ низмах, но и о быте всей команды корабля. Шд руководством тов. Тю- рикова, коллектив машинной коман­ ды работает над тем, чтобы обеспе­ чить экипажу возможность пользо­ ваться пресной водой круглосуточно в течение всего трехмесячного рей­ са. Для этого на корабле уже постав­ лены ограничители на водопровод­ ных кранах. Пар от отопления и ав­ токлавов ранее уходил наружу. Сейчас он отводится в резервуары, где и конденсируется. Теперь эта вода может быть использована для хозяйственных нужд экипажа. До сих пор, уходя в рейс, корабль принимал 280 тонн пресной воды. Оказалось, что при заполнении всех водопроводов и емкостей можно при­ нять дополнительно еще 40 тонн. Все это подчинено одной задаче: сэкономить для промысла время, которое сейчас теряется на заход в Тюва-губу для пополнения запасов пресной воды. Успешной работе машинной команды траулера способствует си­ стематическая политическая и тех­ ническая учеба. Большое значение в выявлении и устранении* недостатков в работе машинной команды сыграли произ­ водственные совещания. Вся работа коллектива машинного отделения траулера «'Одесса» наце­ лена на сбережение государствен­ ных средств, отпускаемых на ре­ монт, на обеспечение нормальной ра­ боты всех судовых механизмов. Кро­ потливый труд уже дал свои первые плоды: проработав год без ремонта, машинная команда недавно получила разрешение Государственного Реги­ стра на эксплуатацию механизмов еще в течение такого же срока. В этом машинная команда трау­ лера «Одесса» значительно обогна­ ла своих товарищей по работе на однотипных траулерах, становящих­ ся ежегодно на ремонт. Проплавать три года без ремонта, сохранив механизмы в исправном состоянии, — такова цель машинной команды траулера «Одесса». П. БЫСТРОУМОВ. Судам сельдяного флота доброкачественное вооружение У с т р а н и т ь п о м е х и Увеличение выпуска высококаче­ ственных и разнообразных рыбных консервов по Мурманскому бассейну до 25 миллионов банок в 1954 и до 50 миллионов — в 1956 годах возлагает на консервный завод Мур­ манского рыбокомбината большие за­ дачи как по расширению ассорти­ мента, так и увеличению количе­ ства выпускаемой продукции. При достаточной нагрузке, используя имеющееся оборудование, мы можем дать стране не менее 8 миллионов банок в год. Но этого мало. Уже сейчас мы получаем и осваи­ ваем новое высокопроизводительное оборудование, изготовленное на оте­ чественных заводах. Кроме того, ра­ ционализаторы нашего бассейна по­ могли нам в облегчении некоторых производственных операций. Так, например, экспериментальной мас­ терской комбината изготовлена су­ шильная камера для просушки кон­ сервных банок. Это только начало. Мы имеем все возможности зна­ чительно расширить ассортимент консервов, и выпускать такую про­ дукцию, которая пользуется широ­ ким спросом покупателей. Но дело .зашло в тупик, казалось бы, из-за ’немногого: нет полного комплекта 1 ' технической документации на неко- J j торые виды продукции, как, на- I пример: на консервы «сельдь в ;масле» по типу сардин, «палтус на- I туральный», «печень трески в ' томате с овощным гарниром» и т. д. И несмотря на то, что образцы этих видов продукции одобрены, мы не можем выпускать их. Начали мы изготавливать консервы «сельдь- тушка пряного посола», но первые десять тысяч банок не дошли до покупателей: на этот вид продук­ ции не оказалось цен. Сейчас мы можем начать выпуск консервов в стеклянной таре. Но нет этикеток. И когда они будут, никто опреде­ ленно сказать не может. Имеется один очень серьезный (нерешенный вопрос — о складах. Складирование сырья и готовой про­ дукции консервного завода давно ведется так, что мы лишены воз­ можности вести контроль за качест­ вом, создаются ненормальные условия работы. Сырье хранится в углу приемочного цеха, но порой, когда уловы наиболее высоки, мы лишаем­ ся и этой «складской» площади. Ящики с готовой продукцией не­ скольких смен загромождают прохо­ ды, складываются всюду, где только это возможно. Вместе с расширением производ­ ства консервов встает неизбежно вопрос об увеличении выпуска продукции коптильным заводом, так как уже сейчас то количество полу­ фабриката, которое мы получаем от него, не может обеспечить нас в полной мере. Все эти вопросы требуется немед­ ленно разрешить и тем самым соз­ дать все условия для быстрой ликвидации отставания рыбной промышленности нашего бассейна. Е. ШУМИЛОВА. Мастер консервного завода Мурманского рыбокомбината. В 1952 году затраты на дриф­ терные сети составили свыше 10 процентов себестоимости сельди, выловленной в Северной Атлантике. При том объеме вылова сельди, ко­ торый запланирован на нынешний год, уменьшение расхода сетей все­ го на 5 процентов могло бы дать «Мурмансельди» экономию в полто­ ра миллиона рублей. Таким образом, вопрос о промысловом вооружении и об орудиях лова для сельдяного промысла играет немалую роль в вопросах рентабельности этого про­ мысла и снижения себестоимости продукции. Хлопчатобумажные сети, упо­ требляемые для дрифтерного лова, легко подвергаются разрушительно- і му действию бактерий и плесневых грибков, в результате чего сети быстро выходят из строя. Средством защиты сетей от гние- j ния, наряду с правильным хране­ нием их, является обработка сетей консервирующими веществами (дуб­ ление с закреплением, крашение с закреплением и т. д.). При этом на волокне прядена закрепляются танниды, соли хрома и меди, кото­ рые являются для микробов ядом. Обычно при получении сетей в мастерской Тюва-губы производится повторное консервирование дубле­ ных сетей, чтобы придать им более темную окраску. Однако мастерская оборудована плохо. Водопровод не подведен. Поэтому при консервиро­ вании часто применяется морская вода, в результате чего не происхо­ дит плотного соединения красителя с волокном и на промысле этот краситель быстро смывается с се­ тей. Контроля за качеством кон­ сервирования в мастерской не ве­ дется. В результате при таком «консервировании» происходит сни­ жение прочности сетей, примерно, на 10 процентов. Сейчас на промысле используют­ ся сети, окрашенные в синий и ко­ ричневый цвета, а также дубленые — светло-желтой окраски. Наблю­ дения за уловистостью сетей, в за­ висимости от цвета окраски, дали следующие результаты: наиболее уловистыми оказались сети, окра­ шенные в синий цвет, а менее уло­ вистыми — дубленые со светло- желтой окраской и сети, окрашен­ ные в черный цвет. Содержание консервирующих ве­ ществ на сетях фабричного консер­ вирования, закрепленных на во­ локне, значительно меньше, чем положено по нормативам (хрома в среднем 0 ,2 процента вместо 0,5 процента, меди — 0,17 процента вместо 0 ,4 процента). Почти пол­ ностью отсутствуют консервирую­ щие вещества в сетях повторного консервирования, проводимого в мастерской Тюва-тубы. Для удлинения срока службы се­ тей необходим целый ряд мероприя­ тий. Во-первых — правильно кон­ сервировать сети, руководствуясь инструкцией по консервированию сетематериалов. Во-вторых — уха­ живать за сетями и хранить их так, чтобы они не подвергались губительному действию бактерий; во время стоянок у плавбаз или продолжительных переходов просу­ шивать сети или хотя бы переби­ рать их систематически, чтобы из­ бежать согревания. В-третьих — периодически проветривать и просу­ шивать сети, хранящиеся в трюмах. Не менее важным фактором, влияющим на продолжительность работы дрифтерных сетей, является механический износ. Значительная деформация и порыв сетей происхо­ дят ' в результате того, что длина сетей не стандартна и колеблется от 25 до 30 метров. Несоответствие длины сетей расстоянию между марками на вожаке, которое равно 28— 29 метрам, приводит к разры­ ву подбор и сетного полотна. При подсекании сетей вожаком сетная часть накручивается на вожак и при выборке дрифтерного порядка рвется. В зависимости от направления хода рыбы, она при тряске сетей может быть снизу или сверху сет­ ного полотна: в первом случае влияние больших уловов на механи­ ческий износ сетей сказывается во много раз меньше, чем во втором случае. Дяя устранения причин механи­ ческого износа сетей необходимо провести следующие мероприятия. Разработать единые технические (условия на постройку дрифтерных j сетей для сельдяного промысла в іСеверной Атлантике. Усилить тех­ нический контроль в мастерских с !тем, чтобы на промысел поступали .сети строго стандартных размеров, Iс точным указанием паспортных [ данных сетей и процента их год­ ности. Для устранения подсекания сетей вожаком надо перейти при глуби­ н а х свыше трех метров на работу Iпорядком с верхним положением вожака. При постройке сетей обязательно 'проверять прочность подбор. I Для устранения перенапряжения j сетей при тряске рыбы необходим 1переносный механический рол с тем, ; чтобы устанавливать его на левом j или правом борту в зависимости от того, с какой стороны попала рыба. Своевременно ремонтировать сети, т. к. натяжение нити сетного по- 1лотнаі пропорционально шагу ячеи и 1чем больше дыра сетного полотна, !тем большее напряжение возникает в кромке дыры, вызывая ускорен­ ный разрыв сетного полотна. Все эти мероприятия будут со­ действовать уменьшению расхода сетематериалов при лове сельди, а следовательно, повысят рентабель­ ность промысла. Е. ОВЧИННИКОВА. В. ФЕДОРЙОВА. Научные сотрудники ПИНРО. Больше внимания молодым работницам I Я воспитанница школы ФЗУ Мурманского рыбокомбината. Уже третий год работаю на посолочном заводе в качестве бракера-укладчи- цы, имею пятый разряд. В течение двух лет мне пришлось работать в разных сменах, у разных мастеров. Нужно сказать, что боль­ шинство мастеров очень хорошо от­ носились к нам, начинающим работ­ ницам, и помогали нам осваивать на практике наши специальности. Од­ нако имеются и такие мастера, ко­ торые нам не помогают, относятся пренебрежительно, свысока. Так, например, 2 декабря мастер тов. Тарасова, в чьей смене я рабо­ таю, направила меня и еще трех молодых работниц на разборку сель­ ди к мастеру тов. Авчук. Когда мы явились к ней, тов. Авчук обвела нас взглядом и сказала, что мы ни­ чего не понимаем в сельди, и по­ требовала, чтобы нас убрали с этой работы. Почему же тов. Авчук решила, что я не разбираюсь в сельди? Толь­ ко потому, что 30 ноября во время работы я обратилась к тов. Авчук с вопросом: «Куда пойдет сельдь, у которой оборвана голова — отнести ее к сельди с механическими по­ вреждениями, или к «технической рвани?» На это тов. Авчук мне отве­ тила: «Безразлично»; Едва ли можно считать отношение мастера тов. Авчук правильным от­ ношением к нам, молодым работни­ цам. В. ШАХОВА. Работница посолзавода,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz