Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.

№ 75, 9 декабря 1953 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ П РОД УК ТО В Д Л Я НАСЕЛЕНИЯ Б ольш ая п о б е д а коллектива СРТ— 8 4 4 Из Северной Атлантики воавра- ры воды. Благодаря частой оосерва- ] промысле широко развернулось со- т т е я в порт средний рыболовный ции штурманы всегда знали место- циалистическое соревнование. После траулер № 844 . Экипаж, возглав-1 нахождение своего судна, ляемый опытным промысловиком, ка- сдачи каждого груза на базу подво­ дились итоги, имена лучших мо- л т, Выметку сетей обычно производили, •■ питаном Федором Владимировичем в 8 qacoffi а> ^ j ряков заносились на судовую До- Люоченко, за пять с половинои меся; К орм ьш і лнчно р у ш щ р л ц0Ста. ' ску почета. В авангарде коллек цев успешно выполнил годовой I ножой ГЩ)адіка. Вместе с помощни- >тива шли старший помощник ка‘ план по вылову сельди. Всего на R0JI он даран€е та>тез1ь т м - счету команды ^ ь м К ^ е , оружал орудия лова’ Вьшетку с<5* чвшнйх за с в ш н т ш о копоткий тей пР°113Водили преимуществен- жипаж за сравнительно короткий н() <<хадом>> Вожаі. шел п0 вер. W. Порядок в 120 сетей выметыва­ ли за 15 минут. Для того, чтобы из­ бежать намотки сетей на винт, поль- срок сумел выловить такое большое количество сельди? 23 мая после длительного ремонта греднии траулер вышел на промы- повались оградителем. При обильных уловах, когда на сетку попадало от 100 килограммов до 1 тонны сельди, обработка пропз- оыла организована техническая уче- ВОдИлась следующим образом. Первые оа. Штурмшшии состав провел за­ нятия с матросами по основам .рыбо- еел. Большинство матросов шло на сельдяной промысел впервые. По инициативе капитана на переходе ловного дела. К обучению молодых моряков были примечены дрифмей- стер тов. Корольков и рыбмастер то®. З вяігин . Старый моряк, боцман трау­ лера Михаил Павлович Тюрдеев, имеющий за своими плечами 28- летний стаж работы на флоте, так­ же был привлечен к обучению матро­ сов. пять сетей переносили через стрелу и одновременно производили тряску рыбы. Потом несколько сетей подни­ мались на борт и уже затем присту­ пали к уборке сельди. В уборке рыбы участвовали все члены ѳкипажа. На мостике оста­ вался один капитан, а в ма­ шинном отделении — старший ме- Jханик. Все, вплоть до пова- _ . ра, занимались уборкой улова. „ Ва переходе за каждым матросом . Посол сельди производился исключи- иыло закреплено строго определенное . на рыбоделе. Благодаря друж­ ной работе команда успевала от место. Были проведены опытные дрейфы, во время которых матросам были привиты практические навыки. Ког­ да команда сработалась, дело пошло хорошо. 'Судоводительский состав, благода­ ря хорошему опыту, точно прокла­ дывал курс корабля, безошибочно выходил на концентрацию рыбы. При поиске косяков учитывались сила и направление течения, движе­ ние косяка и изменение температу- дрейфадодрейфаубиратьдо30 тон сельди.Поистечени сутоквсебоч­ кисзасоленойсельдьювскрывали ипроизводиласьдокладка. Все это позволило полностью использовать емкостьбочкотарыивсегдасдавать набазыполныйгруз. Бочки, пред­ назначеныедляпосола, предвари­ тельнозаливалисьводой.Производи­ ласьоеадка обручей, проверялась исправностьдоньев. На среднем траулере М! 844 на питана тов. Забродин, вто­ рой механик тов. Куликов, дриф- мейстер тов. Корольков, его по­ мощник тов. Ставничий, моторист тов. Пашкювский, матросы тт. Гейбо- вич, Елагин, Эгипти, юнга тов. Шк­ ловская и другие. За время плавания второй помощ­ ник капитана комсомолец тов. Гу- бинский провел большую полит- масоовую работу. В кружке по изу­ чению истории КПСС занималось больше половины команды. Сліуша- тели изучали документы историче­ ского XIX съезда КПСС, речь товарища И. В. Сталина на XIX съезде. Было проведено четыре за­ нятия по программе политшколы Агитаторы тт. Еаминир, Эгипти и Пашковский путем громких чи­ ток и личных бесед ознакомили каждого члена экипажа с реше­ ниями пятой сессии Верховного Совета СССР, материалами сен­ тябрьского Пленума ЦК КПСС о мерах дальнейшего подъема сельско­ го хозяйства в нашей стране, поста­ новлениями партии и правительства об увеличении выпуска продовольст­ венных товаров и улучшении их ка­ чества и т. д. Благодаря умелому руководству капитана тов. Ф. В. Любченко и дружной работе экипаж среднего траулера добился замечательной тру­ довой победы. Сейчас команда горит желанием скорее снова выйти на промысел. Б. ЛЮБИН. Почему корабли работают не одинаково? Такой вопрос ежедневно всплы­ вает у флагманов на промысловом совете капитанов в море. И действи­ тельно, анализируя сводки, можно одного хорошего подъема, постоянно наблюдать, что^при рабо-1 Немалую роль в этом сыграло те в одном и том же районе, даже также и несоблюдение ими реко- ны таких судов, как «Минск», «Неп­ тун» не прислушались к советам, не перевооружили трала, и в тече­ ние почти семи суток не имели ни у одного буя, показатели работы траулеров разные. У плохо работа- мендованных курсов и глубин. Я, например, несколько раз и на со в е - ' ющих флатман требует объяснений 1щании и специальной радиограммой и улучшения работы, дает советы и 1объяснял, на каких курсах и глуби- указания. Капитаны хорошо рабо­ тающих судов рекомендуют курсы, глубины, рассказывают к ак воору­ жены тралы и т. п. Однако зача­ стую положение остается по-старо- му, работа не улучшается. Это объясняется только лишь тем, что отдельные капитаны и их помощни­ ки не знают своих орудий лова, или же просто относятся к делу безраз­ лично, не желают прислушиваться к советам других, более опытных товарищей. Вот, например, характерный слу­ чай из последнего рейса. Мы обна­ ружили хорошую концентрацию оку­ ня в районе Норвежского жолоба. Подъемы достигали до двух и более тонн за час траления. Всем извест­ но, что в этом районе плохой грунт, что здесь требуется особое вооруже­ ние трала. Здесь надо нижнюю под- нах надо ловить, указав даже точки координат, где имеется большое скопление окуня и между которыми нужно тралировать, но именно те суда, которые не имели успеха, это­ го совета не выполняли, а ходили своими курсами и на других глуби­ нах, ходили там, где окуня не было. Не менее характерен был ход промысла в районе работы траулера «Водник» на облове пикши. Там условия требуют, наоборот, воору­ жения трала мелкими бобинцами с таким расчетом, чтобы как можно ниже посадить нижнюю подбору к грунту. Однако ряд капитанов не учел этою обстоятельства. Пестрота в уловах наблюдается ежедневно, но падение уловов у од­ них бывает временным, зависящим от перемещения рыбы, а у других, наоборот, улучшение уловов являет- бору вооружить крупными бобинца- ся временным и случайным. Такая Больше сельди отличного начества Коммунистическая партия и С о -|рает 35— 40 тысяч !бочек с сельдью, ветское правительство поставили | Также поступают и другие плавба- перед рыбной промышленностью за­ д ач у— увеличить добычу рыбы и производство рыбных товаров. В 1956 году общая добыча рыбы должна быть доведена в стране до 36 миллионов центнеров, в том числе необходимо выловить 7,2 миллиона центнеров сельди. Добыча значительной части этой сельди падает на долю Мурманского бассейна, иначе говоря на моряков сельдяного флота Главмурманрыб- прома. Добыча сельди судами «Мурман- сельди» из года в год увеличивает­ ся. В нынешнем году «Мурман- сельдь» досрочно справилась с го­ сударственным заданием добычи сельди и выловила сверх плана уже свыше 45 тысяч центнеров. Ряд су­ дов добыл уже по 7— 9 тысяч центнеров сельди и больше. Но такой уровень добычи мог нас удовлетворять вчера, а сегодня, тем более завтра, удовлетворить не может, особенно в свете задач, по­ ставленных сейчас перед моряками флота. У нас имеются огромные ре­ зервы повышения производительно­ сти. Их надо вскрывать смело и ре­ шительно. Мириться с вопиющими недостатками в организации про­ мысла дальше нельзя. А этих не­ достатков немало. В августе нынешнего года более -г0 судов промыслового флота поте­ ряли немало времени у острова Ян-Майнена в ожидании бочек. В течение этого времени суда могли выловить не менее 20— 25 тысяч центнеров высококачественной на­ гульной сельди. Это произошло по­ тому, что руководство сельдяной экспедицией не продумало вопросы работы плавбаз, в особенности пла­ номерного снабжения промысловых судов тарой для сельди. Так, на­ пример, плавбаза «Памяти Ильича», уходя из порта на промысел, берет с собой для снабжения СРТ 30 тысяч зы. В результате на промысле ока­ зался разрыв в бочковой таре в размере около 30— 35 тысяч бочек, что и привело к простою промысло­ вых судов. Эту ошибку необходимо учесть при планировании работы в 1954 году. Плавбазы должны доставлять на промысел такое количество по­ рожней тары, чтобы разрыва не об­ разовывалось, чтобы у промысловых судов всегда имелся достаточный запас бочек. Опыт работы в нынешнем году показал, что мы еще недостаточно боролись за качество продукции, доставляли много крепкосоленой сельди. Да и среднесоленая сельдь имела повышенную соленость, дохо­ дившую до 13— 14 процентов. Это является следствием того, что мы получаем очень много нестандарт­ ной заливной тары, т. е. такой, ко­ торая не держит тузлука. Рыбмасте- ра средних рыболовных траулеров вкладывают в такие бочки поли- хлорвиниловые вкладыши (мешки) и, страхуя себя от порчи сельди, увеличивают дозировку соли, доводя ее до 25 и более процентов. Нередко рыбмастера увеличивают дозировку соли и в тех случаях, когда укладка сельди происходит во вполне добро­ качественную заливную тару. Суда «Мурмансельди» имеют пол­ ную возможность давать потребите­ лям малосольные сельдяные товары, соленостью не свыше 10 процентов. Для этого необходимо убирать сельдь в хорошую заливную тару, держащую тузлук, производить обвалку сельди в соли на рыбодё- лах. Дозировка соли не должна пре­ вышать 16 процентов. В аппарате «Мурмансельди» имеются отрядные специалисты, в частности инструктора-рыбообработ­ чики. В обязанности этих инструк­ торов входит помощь рыбмастерам промысловых судов, изучение и ба за качество продукции. Однако отрядные инструктора крайне мало занимаются вопросами повышения сортности и выпуска малосольных товаров. Отдел рыбообработки сель­ дяного флота (начальник отдела тов. Щербаков) слабо руководит ими и недостаточно требователен. Необ­ ходимо усилить требовательность к отрядным специалистам, заставить их контролировать работу рыбмасте- ров промысловых судов и оказывать больше помощи им с тем, чтобы выпуск малосольных сельдяных товаров был всемерно увеличен. Нередко н а плавбазы поступает сельдь выловленная и обработанная является всего за два— три дня до сдачи ее на эти базы. Из такой сельди могут быть приготовлены высокосортные ми, верхней подборе дать больше плаву и к двухрядному мешку, для избежания подтирания, подвязать 20— 24 штуки металлических кух- тылей. Но никто из капитанов присланных к нам кораблей над этим вопросом не задумался, тралы не перевооружили, и успеха, конеч­ но, не имели. На совещании флагман обратил их внимание на это дело. После пе­ ределки трала траулер «Полярный» сейчас же начал поднимать по 1,5— 2 ,0 тонны и имел суточный вылов до 15 тонн. Траулер «Слава», придя в этот район, сразу же стал хорошо ловить, добывая также до 15 тонн за сутки. Однако капита- организация промысла на ряде су­ дов хорошего ничего в будущем не обещает, а будет тянуть и тянуть флот назад. Поэтому промысловому отделу флота необходимо в дальней­ шем узаконить для судовых команд систему вооружения трала в зави­ симости от района работы и облав­ ливаемой рыбы. В период аттестаций главному к а ­ питану необходимо серьезней произ­ водить проверку знаний судоводи­ телями промыслового дела и орудий лова и считать этот раздел одной из главных дисциплин, подлежащих проверке. ' А. ЕДЕМСКИИ. Капитан траулера «Сом». Усилить борьбу с авариями о „ гл ----- -- IV J! x x J KJ І Ш Ь Л Ч j *1 оочек, а с промысловых судов заби- ‘ внедрение передового опыта и борь- орудии лова Траловый флот уже несколько эти сборники многие судоводители лет подряд не выполняет государст- не видят, так как они издаютея венные планы добычи рыбы. Одним малым тиражом, а кроме того, ка- из главных резервов флота, который питаны часто или забывают, или не помог бы ликвидировать недолов, считают нужным знакомить с ними улучшение промыслового своих помощников, режима. I Траловым флотом издана неболь- Что же мешает улучшению про- шая брошюра «Устройство трала мыслового режима? Мешают большое и работа с ним». (Наставления для товары, как, например, сельдь пря- количество аварий орудий лова и матросов I— II классов). Кроме ного посола. Однако на плавбазах целый ряд задержек при работе с того, промысловый отдел рассылает переработка этой сельди не ведется тралом, ошибки в вооружении о р у - : по судам инструкции. Но и брошю- из-за отсутствия людей. Поэтому дий лова. ^ 'р а и инструкции не могут пол- необходимо на каждой плавбазе і Большинство аварий орудий лова ностью удовлетворить ни тралмей- иметь бригаду из 3— 4 человек для происходит из-за неопытности судо- стеров, ни судоводителей, так как приготовления высших сортов. j водительского и тралмейстерского 0ни не всегда могут найти в них Давно установлено, что высокока-1составов. Это и неудивительно, так ответы на интересующие их во- чественные сельдяные товары п о - ' как в последние годы траловый просы. лучаются в том случае, если при флот пополнился большим количест- j Давно назрела необходимость из- посоле сельди применяются естест- ;вом новых людей, которые еще не дания такой книги, в которой мож- венные тузлуки. Однако ни на про-'успели приобрести достаточных Но было бы не только прочесть под- мысловых судах, ни на плавбазах, Iпрактических навыков в работе с робно об устройстве трала, но и о да и на рыбокомбинате естествен- Jорудиями лова. Ни в мореходных , разнообразных приемах работы с ные сельдяные тузлуки не сохра-; училищах, ни в школе усовершенст- і ним: в ТИхую и свежую погоду, няются, что, безусловно, ведет к . вования командного состава Глав- і особенности работы в прибрежных снижению качества продукции. . мурманрыбпрома, ни в бывшем ■районах, при больших уловах окуня Усиление борьбы за качество j учебно-курсовом комбинате, слуша- и т. д. В этой книге необходимо продукции должно стать первейшей телями которых пополняются в боль-. осветить также целый ряд вопросов шей части кадры комсостава трало- .промысловой работы, как, например, вого флота, работе с тралом почти . работа в группе судов, при нали- не учат. j чип буя, особенности работы при Литературы, посвященной орудиям . постоянном или отливно-приливном лова и работе с ними, почти течении, о различных причинах нет. Поэтому приходится учиться, завертов и т. д. Было бы очень по­ или приглядываясь к работе старых >лезно включить в эту книгу и судоводителей, или на собственном [материалы, ранее издававшиеся по «горьком опыте», который дорого обмену опытом, и статьи опытных обязанностью всех рыбообработчи­ ков сельдяного флота. Эта борьба должна вестись как на промысловых судах, так и на плавбазах. Факты показывают, что уже сейчас, при настоящих условиях, рыбаки «Мур­ мансельди» имеют возможность зна­ чительно улучшить качество про­ дукции и давать потребителям вы­ сококачественные сельдяные това­ ры. Эти возможности должны быть использованы полностью. Ф. ЗАМОРОВ. Технолог плавбазы «Онега». обходится траловому флоту. Ежегодно издаются «аварийные сборники», но в них включают только наиболее крупные и наибо­ лее характерные аварии. Однако и капитанов флота о работе передовых кораблей. С. НОГИН. Старший помощник капитана траулера «Лосось».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz