Рыбный Мурман. 1953 г. Декабрь.
№ 75, 9 декабря 1953 г. Р Ы Б Н Ы Й М У Р М А Н БОЛЬШЕ РЫБЫ И ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННЫХ РЫБНЫХ П РОД УК ТО В Д Л Я НАСЕЛЕНИЯ Б ольш ая п о б е д а коллектива СРТ— 8 4 4 Из Северной Атлантики воавра- ры воды. Благодаря частой оосерва- ] промысле широко развернулось со- т т е я в порт средний рыболовный ции штурманы всегда знали место- циалистическое соревнование. После траулер № 844 . Экипаж, возглав-1 нахождение своего судна, ляемый опытным промысловиком, ка- сдачи каждого груза на базу подво дились итоги, имена лучших мо- л т, Выметку сетей обычно производили, •■ питаном Федором Владимировичем в 8 qacoffi а> ^ j ряков заносились на судовую До- Люоченко, за пять с половинои меся; К орм ьш і лнчно р у ш щ р л ц0Ста. ' ску почета. В авангарде коллек цев успешно выполнил годовой I ножой ГЩ)адіка. Вместе с помощни- >тива шли старший помощник ка‘ план по вылову сельди. Всего на R0JI он даран€е та>тез1ь т м - счету команды ^ ь м К ^ е , оружал орудия лова’ Вьшетку с<5* чвшнйх за с в ш н т ш о копоткий тей пР°113Водили преимуществен- жипаж за сравнительно короткий н() <<хадом>> Вожаі. шел п0 вер. W. Порядок в 120 сетей выметыва ли за 15 минут. Для того, чтобы из бежать намотки сетей на винт, поль- срок сумел выловить такое большое количество сельди? 23 мая после длительного ремонта греднии траулер вышел на промы- повались оградителем. При обильных уловах, когда на сетку попадало от 100 килограммов до 1 тонны сельди, обработка пропз- оыла организована техническая уче- ВОдИлась следующим образом. Первые оа. Штурмшшии состав провел за нятия с матросами по основам .рыбо- еел. Большинство матросов шло на сельдяной промысел впервые. По инициативе капитана на переходе ловного дела. К обучению молодых моряков были примечены дрифмей- стер тов. Корольков и рыбмастер то®. З вяігин . Старый моряк, боцман трау лера Михаил Павлович Тюрдеев, имеющий за своими плечами 28- летний стаж работы на флоте, так же был привлечен к обучению матро сов. пять сетей переносили через стрелу и одновременно производили тряску рыбы. Потом несколько сетей подни мались на борт и уже затем присту пали к уборке сельди. В уборке рыбы участвовали все члены ѳкипажа. На мостике оста вался один капитан, а в ма шинном отделении — старший ме- Jханик. Все, вплоть до пова- _ . ра, занимались уборкой улова. „ Ва переходе за каждым матросом . Посол сельди производился исключи- иыло закреплено строго определенное . на рыбоделе. Благодаря друж ной работе команда успевала от место. Были проведены опытные дрейфы, во время которых матросам были привиты практические навыки. Ког да команда сработалась, дело пошло хорошо. 'Судоводительский состав, благода ря хорошему опыту, точно прокла дывал курс корабля, безошибочно выходил на концентрацию рыбы. При поиске косяков учитывались сила и направление течения, движе ние косяка и изменение температу- дрейфадодрейфаубиратьдо30 тон сельди.Поистечени сутоквсебоч кисзасоленойсельдьювскрывали ипроизводиласьдокладка. Все это позволило полностью использовать емкостьбочкотарыивсегдасдавать набазыполныйгруз. Бочки, пред назначеныедляпосола, предвари тельнозаливалисьводой.Производи ласьоеадка обручей, проверялась исправностьдоньев. На среднем траулере М! 844 на питана тов. Забродин, вто рой механик тов. Куликов, дриф- мейстер тов. Корольков, его по мощник тов. Ставничий, моторист тов. Пашкювский, матросы тт. Гейбо- вич, Елагин, Эгипти, юнга тов. Шк ловская и другие. За время плавания второй помощ ник капитана комсомолец тов. Гу- бинский провел большую полит- масоовую работу. В кружке по изу чению истории КПСС занималось больше половины команды. Сліуша- тели изучали документы историче ского XIX съезда КПСС, речь товарища И. В. Сталина на XIX съезде. Было проведено четыре за нятия по программе политшколы Агитаторы тт. Еаминир, Эгипти и Пашковский путем громких чи ток и личных бесед ознакомили каждого члена экипажа с реше ниями пятой сессии Верховного Совета СССР, материалами сен тябрьского Пленума ЦК КПСС о мерах дальнейшего подъема сельско го хозяйства в нашей стране, поста новлениями партии и правительства об увеличении выпуска продовольст венных товаров и улучшении их ка чества и т. д. Благодаря умелому руководству капитана тов. Ф. В. Любченко и дружной работе экипаж среднего траулера добился замечательной тру довой победы. Сейчас команда горит желанием скорее снова выйти на промысел. Б. ЛЮБИН. Почему корабли работают не одинаково? Такой вопрос ежедневно всплы вает у флагманов на промысловом совете капитанов в море. И действи тельно, анализируя сводки, можно одного хорошего подъема, постоянно наблюдать, что^при рабо-1 Немалую роль в этом сыграло те в одном и том же районе, даже также и несоблюдение ими реко- ны таких судов, как «Минск», «Неп тун» не прислушались к советам, не перевооружили трала, и в тече ние почти семи суток не имели ни у одного буя, показатели работы траулеров разные. У плохо работа- мендованных курсов и глубин. Я, например, несколько раз и на со в е - ' ющих флатман требует объяснений 1щании и специальной радиограммой и улучшения работы, дает советы и 1объяснял, на каких курсах и глуби- указания. Капитаны хорошо рабо тающих судов рекомендуют курсы, глубины, рассказывают к ак воору жены тралы и т. п. Однако зача стую положение остается по-старо- му, работа не улучшается. Это объясняется только лишь тем, что отдельные капитаны и их помощни ки не знают своих орудий лова, или же просто относятся к делу безраз лично, не желают прислушиваться к советам других, более опытных товарищей. Вот, например, характерный слу чай из последнего рейса. Мы обна ружили хорошую концентрацию оку ня в районе Норвежского жолоба. Подъемы достигали до двух и более тонн за час траления. Всем извест но, что в этом районе плохой грунт, что здесь требуется особое вооруже ние трала. Здесь надо нижнюю под- нах надо ловить, указав даже точки координат, где имеется большое скопление окуня и между которыми нужно тралировать, но именно те суда, которые не имели успеха, это го совета не выполняли, а ходили своими курсами и на других глуби нах, ходили там, где окуня не было. Не менее характерен был ход промысла в районе работы траулера «Водник» на облове пикши. Там условия требуют, наоборот, воору жения трала мелкими бобинцами с таким расчетом, чтобы как можно ниже посадить нижнюю подбору к грунту. Однако ряд капитанов не учел этою обстоятельства. Пестрота в уловах наблюдается ежедневно, но падение уловов у од них бывает временным, зависящим от перемещения рыбы, а у других, наоборот, улучшение уловов являет- бору вооружить крупными бобинца- ся временным и случайным. Такая Больше сельди отличного начества Коммунистическая партия и С о -|рает 35— 40 тысяч !бочек с сельдью, ветское правительство поставили | Также поступают и другие плавба- перед рыбной промышленностью за д ач у— увеличить добычу рыбы и производство рыбных товаров. В 1956 году общая добыча рыбы должна быть доведена в стране до 36 миллионов центнеров, в том числе необходимо выловить 7,2 миллиона центнеров сельди. Добыча значительной части этой сельди падает на долю Мурманского бассейна, иначе говоря на моряков сельдяного флота Главмурманрыб- прома. Добыча сельди судами «Мурман- сельди» из года в год увеличивает ся. В нынешнем году «Мурман- сельдь» досрочно справилась с го сударственным заданием добычи сельди и выловила сверх плана уже свыше 45 тысяч центнеров. Ряд су дов добыл уже по 7— 9 тысяч центнеров сельди и больше. Но такой уровень добычи мог нас удовлетворять вчера, а сегодня, тем более завтра, удовлетворить не может, особенно в свете задач, по ставленных сейчас перед моряками флота. У нас имеются огромные ре зервы повышения производительно сти. Их надо вскрывать смело и ре шительно. Мириться с вопиющими недостатками в организации про мысла дальше нельзя. А этих не достатков немало. В августе нынешнего года более -г0 судов промыслового флота поте ряли немало времени у острова Ян-Майнена в ожидании бочек. В течение этого времени суда могли выловить не менее 20— 25 тысяч центнеров высококачественной на гульной сельди. Это произошло по тому, что руководство сельдяной экспедицией не продумало вопросы работы плавбаз, в особенности пла номерного снабжения промысловых судов тарой для сельди. Так, на пример, плавбаза «Памяти Ильича», уходя из порта на промысел, берет с собой для снабжения СРТ 30 тысяч зы. В результате на промысле ока зался разрыв в бочковой таре в размере около 30— 35 тысяч бочек, что и привело к простою промысло вых судов. Эту ошибку необходимо учесть при планировании работы в 1954 году. Плавбазы должны доставлять на промысел такое количество по рожней тары, чтобы разрыва не об разовывалось, чтобы у промысловых судов всегда имелся достаточный запас бочек. Опыт работы в нынешнем году показал, что мы еще недостаточно боролись за качество продукции, доставляли много крепкосоленой сельди. Да и среднесоленая сельдь имела повышенную соленость, дохо дившую до 13— 14 процентов. Это является следствием того, что мы получаем очень много нестандарт ной заливной тары, т. е. такой, ко торая не держит тузлука. Рыбмасте- ра средних рыболовных траулеров вкладывают в такие бочки поли- хлорвиниловые вкладыши (мешки) и, страхуя себя от порчи сельди, увеличивают дозировку соли, доводя ее до 25 и более процентов. Нередко рыбмастера увеличивают дозировку соли и в тех случаях, когда укладка сельди происходит во вполне добро качественную заливную тару. Суда «Мурмансельди» имеют пол ную возможность давать потребите лям малосольные сельдяные товары, соленостью не свыше 10 процентов. Для этого необходимо убирать сельдь в хорошую заливную тару, держащую тузлук, производить обвалку сельди в соли на рыбодё- лах. Дозировка соли не должна пре вышать 16 процентов. В аппарате «Мурмансельди» имеются отрядные специалисты, в частности инструктора-рыбообработ чики. В обязанности этих инструк торов входит помощь рыбмастерам промысловых судов, изучение и ба за качество продукции. Однако отрядные инструктора крайне мало занимаются вопросами повышения сортности и выпуска малосольных товаров. Отдел рыбообработки сель дяного флота (начальник отдела тов. Щербаков) слабо руководит ими и недостаточно требователен. Необ ходимо усилить требовательность к отрядным специалистам, заставить их контролировать работу рыбмасте- ров промысловых судов и оказывать больше помощи им с тем, чтобы выпуск малосольных сельдяных товаров был всемерно увеличен. Нередко н а плавбазы поступает сельдь выловленная и обработанная является всего за два— три дня до сдачи ее на эти базы. Из такой сельди могут быть приготовлены высокосортные ми, верхней подборе дать больше плаву и к двухрядному мешку, для избежания подтирания, подвязать 20— 24 штуки металлических кух- тылей. Но никто из капитанов присланных к нам кораблей над этим вопросом не задумался, тралы не перевооружили, и успеха, конеч но, не имели. На совещании флагман обратил их внимание на это дело. После пе ределки трала траулер «Полярный» сейчас же начал поднимать по 1,5— 2 ,0 тонны и имел суточный вылов до 15 тонн. Траулер «Слава», придя в этот район, сразу же стал хорошо ловить, добывая также до 15 тонн за сутки. Однако капита- организация промысла на ряде су дов хорошего ничего в будущем не обещает, а будет тянуть и тянуть флот назад. Поэтому промысловому отделу флота необходимо в дальней шем узаконить для судовых команд систему вооружения трала в зави симости от района работы и облав ливаемой рыбы. В период аттестаций главному к а питану необходимо серьезней произ водить проверку знаний судоводи телями промыслового дела и орудий лова и считать этот раздел одной из главных дисциплин, подлежащих проверке. ' А. ЕДЕМСКИИ. Капитан траулера «Сом». Усилить борьбу с авариями о „ гл ----- -- IV J! x x J KJ І Ш Ь Л Ч j *1 оочек, а с промысловых судов заби- ‘ внедрение передового опыта и борь- орудии лова Траловый флот уже несколько эти сборники многие судоводители лет подряд не выполняет государст- не видят, так как они издаютея венные планы добычи рыбы. Одним малым тиражом, а кроме того, ка- из главных резервов флота, который питаны часто или забывают, или не помог бы ликвидировать недолов, считают нужным знакомить с ними улучшение промыслового своих помощников, режима. I Траловым флотом издана неболь- Что же мешает улучшению про- шая брошюра «Устройство трала мыслового режима? Мешают большое и работа с ним». (Наставления для товары, как, например, сельдь пря- количество аварий орудий лова и матросов I— II классов). Кроме ного посола. Однако на плавбазах целый ряд задержек при работе с того, промысловый отдел рассылает переработка этой сельди не ведется тралом, ошибки в вооружении о р у - : по судам инструкции. Но и брошю- из-за отсутствия людей. Поэтому дий лова. ^ 'р а и инструкции не могут пол- необходимо на каждой плавбазе і Большинство аварий орудий лова ностью удовлетворить ни тралмей- иметь бригаду из 3— 4 человек для происходит из-за неопытности судо- стеров, ни судоводителей, так как приготовления высших сортов. j водительского и тралмейстерского 0ни не всегда могут найти в них Давно установлено, что высокока-1составов. Это и неудивительно, так ответы на интересующие их во- чественные сельдяные товары п о - ' как в последние годы траловый просы. лучаются в том случае, если при флот пополнился большим количест- j Давно назрела необходимость из- посоле сельди применяются естест- ;вом новых людей, которые еще не дания такой книги, в которой мож- венные тузлуки. Однако ни на про-'успели приобрести достаточных Но было бы не только прочесть под- мысловых судах, ни на плавбазах, Iпрактических навыков в работе с робно об устройстве трала, но и о да и на рыбокомбинате естествен- Jорудиями лова. Ни в мореходных , разнообразных приемах работы с ные сельдяные тузлуки не сохра-; училищах, ни в школе усовершенст- і ним: в ТИхую и свежую погоду, няются, что, безусловно, ведет к . вования командного состава Глав- і особенности работы в прибрежных снижению качества продукции. . мурманрыбпрома, ни в бывшем ■районах, при больших уловах окуня Усиление борьбы за качество j учебно-курсовом комбинате, слуша- и т. д. В этой книге необходимо продукции должно стать первейшей телями которых пополняются в боль-. осветить также целый ряд вопросов шей части кадры комсостава трало- .промысловой работы, как, например, вого флота, работе с тралом почти . работа в группе судов, при нали- не учат. j чип буя, особенности работы при Литературы, посвященной орудиям . постоянном или отливно-приливном лова и работе с ними, почти течении, о различных причинах нет. Поэтому приходится учиться, завертов и т. д. Было бы очень по или приглядываясь к работе старых >лезно включить в эту книгу и судоводителей, или на собственном [материалы, ранее издававшиеся по «горьком опыте», который дорого обмену опытом, и статьи опытных обязанностью всех рыбообработчи ков сельдяного флота. Эта борьба должна вестись как на промысловых судах, так и на плавбазах. Факты показывают, что уже сейчас, при настоящих условиях, рыбаки «Мур мансельди» имеют возможность зна чительно улучшить качество про дукции и давать потребителям вы сококачественные сельдяные това ры. Эти возможности должны быть использованы полностью. Ф. ЗАМОРОВ. Технолог плавбазы «Онега». обходится траловому флоту. Ежегодно издаются «аварийные сборники», но в них включают только наиболее крупные и наибо лее характерные аварии. Однако и капитанов флота о работе передовых кораблей. С. НОГИН. Старший помощник капитана траулера «Лосось».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz