Рыбный Мурман. 1952 г. Март.

2 я РЫ Б НЫ Й М У Р М А Н № 1 1 (31) 11 марта 1952 г ОБМЕН ПЕРЕДОВЫМ ОПЫТОМ 1.0способах постановкидрифтерного порядка Флот «Мурмансельди» быстро 1имеет и поступательное движение, | При постановке порядка ' этим растет, пополняется молодыми усиливающееся при постановке.способом сети ложатся уступом, кадрами, не имеющими необходи- паруса. Боковое перемещение суд- Метание сетей по ветру значи­ мых промысловых навыков. Учи- на создает завихрения воды у тельно ускоряет процесс поста- тывая накопленный промыслови-;подводной части судна, которые новки порядка: за 50 минут мож- затягивает сети под корпус в его но выметать 10 0—110 сетей, кормовой части. Несмотря на то, , Кроме того, этот способ избавляет ками «Мурмансельди» опыт, необходимо освещать в печати от­ дельные, проверенные на практи- что промысловики всегда стремят- jот опасности намотать сети на ке методы работы в море — приемы выметки и выборки по­ рядка, поимки сетей в случае об­ рыва вожака, способы поиска по­ рядка при его утере, методы^ сох­ ранения сетей при штормовой по­ годе, способы счисления во время промыслового дрейфа. Большой интерес для судоводителей пред­ ставляют также способы опреде­ ления наличия рыбы в районе, избранном для промысла, расста­ новка людей при выполнении раз­ личных промысловых работ и то­ му подобные вопросы. Разработка этих практических вопросов явилась бы ценным до­ полнением к существующему «На­ ставлению по сельдяному про­ мыслу». Наставление это уже не удовлетворяет моряков, так как далеко не исчерпывает задач, . с которыми нам приходится встре­ чаться в море, и содержит ряд устаревших положений, * * * В одних и тех же условиях промысла капитаны средних тра­ улеров производят выметку по­ рядка различными способами. Одни мечут сети лагом — под прямым углом к линии ветра или близко к этому, используя парус; другие не применяют парус, но время от времени подрабатывают машиной; третьи выметывают се­ ти по ветру. В конечном итоге порядки, вы­ метанные этими тремя способами, через 2—3 часа под влиянием ветра и течения располагаются в одном направлении. Какой же из трех упомянутых выше способов выметки сетей яв­ ляется наиболее удобным и безо­ пасным? Разберем каждый из них в отдельности. Выметка сетей лагом с по­ мощью паруса при наличии ветра кажется, на первый взгляд, самым легким и безопасным способом. Но практика промысла показы­ вает иное. Лежа в дрейфе рабочим бортом к ветру, промысловое судно на­ ряду с боковым перемещением ся в этот момент держать сети винт. втугую, полотно сети, подборы, а | Во время выметки сетей по иногда и поводцы задевают з а ;ветру судно идет с некоторой лопасти винта и руль. Это вача- скоростью только вперед, не имея стую приводит к обрыву сетей и сколько-нибудь значительного бо- создается опасность намотки се-, кового перемещения, и, следова- тей на винт. Для того, чтобы из- тельно, тех завихрений вокруг бежать намотки на винт, некото- подводной части корпуса, которые рым капитанам приходится обре- jобразуются при. двух первых спо- зать сети. собах постановки сетей. В силу Все это влечет за собой преж­ девременную порчу дорогостояще­ го промыслового вооружения, длительную выметку порядка, за­ тягивающуюся на 2—3 часа. Постановка сетей по этому спо­ собу схематично изображена на рис. 1. Г * , РИС. I При выброске сетей без пару­ са, но при наличии ветра полу­ чается следующее: Некоторое время порядок нахо­ дится почти перпендикулярно к рабочему борту судна и выметка сетей происходит чрезвычайно медленно. Для того, чтобы уско­ рить ее, приходится прдаигать судно толчками вперед. Как толь­ ко сети подходят к корме, маши­ на стопорится. Выметка продол­ жается по .инерции. Сети идут вдоль борта, но под влиянием за­ вихрения, вызванного боковым пе­ ремещением (дрейфом) судна, за­ тягиваются под кормовую часть корпуса. Это также влечет за со­ бой опасность намотки сетей на винт. Кроме того, трудно заме­ тить момент, когда нужно засто­ порить машину, да и винт про­ должает вращаться еще некоторое время после того, . как машина остановлена. этого порядок идет ровно вдоль борта и сети под корпус не затя­ гиваются. С выходом за борт последней сети следует положить руль на борт в сторону порядка — для быстрейшего разворота и выхода судна на вожак. После выметки сетей таким способом нет необходимости рас­ тягивать порядок или изменять его направление. Выметка сетей по этому спосо­ бу изображена на рис.- 2. % марта 1 9 5 2 тода после тя­ желой и продолжительной болезни скончался один из старейших ра­ ботников рыбной промышленности Мурманска начальник строитель­ ной конторы управления «Мур- •мансельдь» Николай Григорьевич Бацких. Родился Николай Григорьевич в 1901 году в селе Ново-Клён- ское, Мичуринского района, Там­ бовской области. Трудовая жизнь Н. Г. Бацких началась в 19 1 6 году. В 1 9 1 8 году Николай Гри­ горьевич вступил добровольцем в ряды1 Красной Армии. Ленинградском строительном ин­ ституте тов. Бацких работал на руководящих должностях в строи­ тельных организациях Севгосрыб- треста и об*единения «Мурман- рьгба». С начала Великой Отечествен­ ной войны Н. Г. Бацких — офи- іцер Северного флота. После де­ мобилизации он вернулся в об’е- динение «Мурманрыба», где ра­ ботал начальником отдела капи­ тального строительства. Правительство высоко оценило труд Николая Григорьевича Бац- тготтттп„ іпоуі ™ и.гтллтгпч, них. Он награжден орденом Крас- Начиная с 1 9 2 4 года, Николаи іной Звезды и двумя медаляМи Григорьевич работал в различных строительных организациях сперва в Тамбове, затем в Ленин­ граде, а с 1 9 3 0 года — в Мур­ манске. С 1 9 3 3 года — после* учебы в Моряки сельдяного промысла потеряли в лице Н. Г. Бацких энергичного работника и хорошего товарища. Группа товарищей. ПО СЛіВДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Зажимщик критики РИС.2 Следует отметить, что поста­ новка порядка таким способом требует особого внимания от ру­ левого и хорошей натренирован­ ности всего личного состава. * Я* ❖ Эти три способа постановки j сетей рассмотрены здесь только ' тов. ^Бочкова, при наличии ветра, значительной волны и зыби. В штилевую пого­ ду приходится принимать в рас- чет течение и направление движе­ ния сельди. В этом случае поря­ док можно располагать в любом требуемом направлении, подраба­ тывая машиной с таким расчетом, чтобы судно не теряло инерции, во время выметки. В. ЗЕМСКОВ. Капитан СРТ-837. Газета «Рыбный Мурман» неодно­ кратно помещала ш своих страни­ цах материалы, (критикующие недо­ статки в работе производственного отдела управления «Мурмансельдь». Так, © «номере 5 была помещеаа кюррешоодениря главного технолога экспедиции тов. Образцова «Школа» то©. іБочкоіва», рассказывающая о том, что производственный отдел плохо организовывает техническую учебу судоводетелей-дромыісло^иков. В ‘номере 7. кашей газеты была, опубликована корреспонденция мас­ тера по обработке ірыбы тов. Баты­ гина под названием, «Изменить стиль работы 'Производственного от­ дела», в которой подвергаются де­ ловой критике методы руководства промыслом «со стороны производст­ венного отдела и -его начальника- 2. Набор и вЬіічешка с е т е й (Из опыта! работы экипажа СРТ «Аксай») Техника набора сетей и расста­ новка людей имеет большое зна­ чение для успешной и безопасной постановки порядка. Организация этой операции на нашем судне от- ;мейстера, выкидывает работана с достаточной четкостью подборы. верхние происходит. По окончании вымет­ ки сетей порядок располагается в воде вертикально. Выметка сетей, произведенная таким образом, занимает сравни­ тельно мало времени. В тихую таким образом, что постановка порядка проходит быстро и без помех. Набор сетей производится че­ рез стрелу к левому фальшборту. Первые сети (т. е. те, которые бу­ дут выметаны в последнюю оче­ редь) складываются в половину их высоты. Поводцы обязательно сворачиваются заранее в бухточ­ ки, чтобы при выбрасывании сети за борт не было никаких задер­ жек. После того, как таким образом набраны 15—20 сетей в полови­ ну полотна, мы кладем следую­ щие сети по всей их высоте. Под­ боры также сворачиваются в бух­ ты і(скайливаются). Вожаковый канат, свернутый в бухту, помещается в одном из Первых чердаков носового трюма. Все неровности на планшире и фальшборте левого борта заранее удаляются, чтобы при выметке порядка не задерживалась работа и не рвались сети. Во время выметки сетей люди расстанавливаются следующим об разом: дрифмейстср подвязывает нижние поводцы к вожаку. Один из опытных матросов выбрасывает нижние подборы сетей за борт, другой, обычно, помощник дриф- Двое матросов готовят кухтыли (погоду при слабом волнении и и третий матрос подвязывает их ■к поводцам. На эту последнюю {операцию ставится один из наибо­ лее опытных моряков, так как она требует быстроты и сноровки. Следующая пара матросов следит за ходом вожака и предупреждает дрифмейстера о сростах вожако- вого троса. Когда работает ма­ шина и вращается винт, двое мат­ росов стоят у борта и специаль^ ными шестами отталкивают сетное полотно от борта для того, чтобы избежать повреждения сетей и намотки их на винт. При выметке сетей вожак из клюза идет свободно, огибая же­ лезный стержень, который встав­ ляется на это время в специаль­ ное отверстие в планшире. Поводцы нижней подборы гото­ вятся заранее. Они подвязывают­ ся к вожаку в тот момент, когда верхняя подбора уже закончена выметкой. Ходом вожакового ка­ ната петли поводцов захлестыва­ ются и вожак как бы вырывает поводцы из рук дрифмейстера. Сети и вожак идут за 'борт од­ новременно, но обязательно выше уровня расположения гребного винта. Поэтому намотки сетного полотна на винт, как правило, не ветре не более 4-х баллов поста­ новка порядка из 100 сетей про­ должается 15—20 минут. При этих метеорологических ус­ ловиях положенйе судна относи­ тельно направления ветра практи­ чески не имеет значения. При ветре большей силы мы мечем сети по ветру. При сильном ветре и малой волне наиболее удобное положение для постановки поряд­ ка — носом на ветер; в этом слу­ чае, после окончания выброски сетей необходимо обойти порядок и стать на противоположный ко­ нец вожака — для того, чтобы не перепутать сети. А. ЖУКОВ. Капитан СРТ «Аксай». * * От редакции: Публикуя сегодня статьи капитана СРТ-837 тов. Земскова — «(О способах поста­ новки дрифтерного порядка» и ка­ питана СРТ «Аксай» тов. Жуко­ ва — «Набор и выметка сетей» редакция газеты просит судоводи­ тельский состав и дрифмейстеров, капитанов-наставников и каіпита- нов-флагманов промыслового фло­ та «Мурмансельди» дать свои от­ зывы о напечатанных статьях. Можно было ожидать, что тов. Боч­ ков не оставит без внимания сигна­ лы газеты, обсудит помещенные © ней корреспонденции вместе & со­ трудниками отдела и наметит меры для того, чтобы улучшить работу. Однако вм<есто этого начальник, производственного отдела, івстал ш неправильный, в корне порочный путь зажима, критики. На следую­ щий день после опубликования -в газете «статьи «Изменить стиль ра­ боты производственного отдела» тов. Бо-чков обратился к аівтору статьи, своему подчиненному то®. Барыгину с грубым выговором и угрозами ва то, что Вары-гш «посмел» крити­ ковать в печати его, Бочкова, ра- бюту. Общественность управления «Мур­ мансельдь», несомненно, сурово осу­ дит попытку тов. Бочкот оажать критику в ивой адрес, попытку, по­ зорящую руководителя. П И С Ь М А В Р Е А А К Ц И Ю Почему простаивал „Аксай“ 27 февраля средний траулер «Аксай» вернулся в порт после ус­ пешного промыслового рейса. Сразу же по возвращении на базу старший механик «Аксая» тов. Малетин зая­ вил групповому механику тов. Один­ цову, что машина не развивает нуж­ ного числа оборотов и это затрудня­ ет промысловую работу. Вместо того, чтобы помочь машин­ ной команде «Аксая» найти и устра-! нить причины ненормальной работы двигателя, то®. Одинцов ограничился ни к чему не обязывающими «сове­ тами» и- за. ©се время стоянки «Ак- тов. Одинцов) потеряно .более трех сая» в порту — на протяжении 8 суток драгоценного промыслового суток — не смог івыбрать івремя для .времени. того, чтобы 'проверить •машину вра-і Г. ПЕРУНОВ, бочем состоянии^ | Помполит группы судов. Когда будут выданы расчетные книжки? Работа, расчетной части управде- j ные «об’ективные» причины, пре­ ния «Мурмансельдь» вызывает мно- пятствующие их {введению, го справедливых нареканий со сто -1 Обязательное применение расчет- роны моряков. Здесь зачастую задер- ных книжек при выдаче зарплаты Тов. Одинцов появился на судне только тогда, когда срок междурей­ совой стоянки «Аксая» прошел. 6 марта-, т. е. в день, назначенный для выхода в море, начались поспешные поиски причин неисправности двига­ теля. Обнаружение и устранение дефек­ тов в работе главного двигателя с успехом м-ожно было провести во время междурейсовой стоянки, не за­ тягивая пребывания в порту стаха­ новского корабля. По вине техниче­ ского отдела (групповой механик живают выдачу зарплаты, расчеты грешат многочисленными ошибками. Моряк, получающий зарплату, ли­ шен возможности проверить правиль­ ность ее начисления, так как ни расчетных листков, ни расчетных книжек бухгалтерия не выдает. Вопрос о расчетных листках ставился много раз. Руководители бухгалтерии неоднократно обещали выполнить это законное требование, но до сих пор все их обещания не претворены в жизнь. Всякий раз, когда заходит разговор о расчетных книжках, обнаруживаются различ- иредусмотрено советским трудовым законодательством. В то же время введение этих документов предот­ вратит много недоразумений при расчетах с промысловиками^ Глав­ ный бухгалтер тов. Алферов и его подчиненные должны изыскать спо­ собы для того, чтобы удоівлетворить законные требования моряков «Мур- мансельди» — ввести ікак можно скорее расчетные книжки. В. МАТИЙНО. Ученик-моторист СРТ-222. И. о. редактора Л. Я. СОБОЛЕВ. Адірес редакции: г. Мурманск, Рыбный иорт, 15-й /причал, 2-й этане. Тел.: Рыси. 0 - 4 2 , О тм ч а т ам о в типографии «Полярная лравда». Зак. 1 3 5 8 Тир. 8 0 0 ;ПН 0 3 9 9 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz