Рыбный Мурман. 1952 г. Март.
2 я РЫ Б НЫ Й М У Р М А Н № 1 1 (31) 11 марта 1952 г ОБМЕН ПЕРЕДОВЫМ ОПЫТОМ 1.0способах постановкидрифтерного порядка Флот «Мурмансельди» быстро 1имеет и поступательное движение, | При постановке порядка ' этим растет, пополняется молодыми усиливающееся при постановке.способом сети ложатся уступом, кадрами, не имеющими необходи- паруса. Боковое перемещение суд- Метание сетей по ветру значи мых промысловых навыков. Учи- на создает завихрения воды у тельно ускоряет процесс поста- тывая накопленный промыслови-;подводной части судна, которые новки порядка: за 50 минут мож- затягивает сети под корпус в его но выметать 10 0—110 сетей, кормовой части. Несмотря на то, , Кроме того, этот способ избавляет ками «Мурмансельди» опыт, необходимо освещать в печати от дельные, проверенные на практи- что промысловики всегда стремят- jот опасности намотать сети на ке методы работы в море — приемы выметки и выборки по рядка, поимки сетей в случае об рыва вожака, способы поиска по рядка при его утере, методы^ сох ранения сетей при штормовой по годе, способы счисления во время промыслового дрейфа. Большой интерес для судоводителей пред ставляют также способы опреде ления наличия рыбы в районе, избранном для промысла, расста новка людей при выполнении раз личных промысловых работ и то му подобные вопросы. Разработка этих практических вопросов явилась бы ценным до полнением к существующему «На ставлению по сельдяному про мыслу». Наставление это уже не удовлетворяет моряков, так как далеко не исчерпывает задач, . с которыми нам приходится встре чаться в море, и содержит ряд устаревших положений, * * * В одних и тех же условиях промысла капитаны средних тра улеров производят выметку по рядка различными способами. Одни мечут сети лагом — под прямым углом к линии ветра или близко к этому, используя парус; другие не применяют парус, но время от времени подрабатывают машиной; третьи выметывают се ти по ветру. В конечном итоге порядки, вы метанные этими тремя способами, через 2—3 часа под влиянием ветра и течения располагаются в одном направлении. Какой же из трех упомянутых выше способов выметки сетей яв ляется наиболее удобным и безо пасным? Разберем каждый из них в отдельности. Выметка сетей лагом с по мощью паруса при наличии ветра кажется, на первый взгляд, самым легким и безопасным способом. Но практика промысла показы вает иное. Лежа в дрейфе рабочим бортом к ветру, промысловое судно на ряду с боковым перемещением ся в этот момент держать сети винт. втугую, полотно сети, подборы, а | Во время выметки сетей по иногда и поводцы задевают з а ;ветру судно идет с некоторой лопасти винта и руль. Это вача- скоростью только вперед, не имея стую приводит к обрыву сетей и сколько-нибудь значительного бо- создается опасность намотки се-, кового перемещения, и, следова- тей на винт. Для того, чтобы из- тельно, тех завихрений вокруг бежать намотки на винт, некото- подводной части корпуса, которые рым капитанам приходится обре- jобразуются при. двух первых спо- зать сети. собах постановки сетей. В силу Все это влечет за собой преж девременную порчу дорогостояще го промыслового вооружения, длительную выметку порядка, за тягивающуюся на 2—3 часа. Постановка сетей по этому спо собу схематично изображена на рис. 1. Г * , РИС. I При выброске сетей без пару са, но при наличии ветра полу чается следующее: Некоторое время порядок нахо дится почти перпендикулярно к рабочему борту судна и выметка сетей происходит чрезвычайно медленно. Для того, чтобы уско рить ее, приходится прдаигать судно толчками вперед. Как толь ко сети подходят к корме, маши на стопорится. Выметка продол жается по .инерции. Сети идут вдоль борта, но под влиянием за вихрения, вызванного боковым пе ремещением (дрейфом) судна, за тягиваются под кормовую часть корпуса. Это также влечет за со бой опасность намотки сетей на винт. Кроме того, трудно заме тить момент, когда нужно засто порить машину, да и винт про должает вращаться еще некоторое время после того, . как машина остановлена. этого порядок идет ровно вдоль борта и сети под корпус не затя гиваются. С выходом за борт последней сети следует положить руль на борт в сторону порядка — для быстрейшего разворота и выхода судна на вожак. После выметки сетей таким способом нет необходимости рас тягивать порядок или изменять его направление. Выметка сетей по этому спосо бу изображена на рис.- 2. % марта 1 9 5 2 тода после тя желой и продолжительной болезни скончался один из старейших ра ботников рыбной промышленности Мурманска начальник строитель ной конторы управления «Мур- •мансельдь» Николай Григорьевич Бацких. Родился Николай Григорьевич в 1901 году в селе Ново-Клён- ское, Мичуринского района, Там бовской области. Трудовая жизнь Н. Г. Бацких началась в 19 1 6 году. В 1 9 1 8 году Николай Гри горьевич вступил добровольцем в ряды1 Красной Армии. Ленинградском строительном ин ституте тов. Бацких работал на руководящих должностях в строи тельных организациях Севгосрыб- треста и об*единения «Мурман- рьгба». С начала Великой Отечествен ной войны Н. Г. Бацких — офи- іцер Северного флота. После де мобилизации он вернулся в об’е- динение «Мурманрыба», где ра ботал начальником отдела капи тального строительства. Правительство высоко оценило труд Николая Григорьевича Бац- тготтттп„ іпоуі ™ и.гтллтгпч, них. Он награжден орденом Крас- Начиная с 1 9 2 4 года, Николаи іной Звезды и двумя медаляМи Григорьевич работал в различных строительных организациях сперва в Тамбове, затем в Ленин граде, а с 1 9 3 0 года — в Мур манске. С 1 9 3 3 года — после* учебы в Моряки сельдяного промысла потеряли в лице Н. Г. Бацких энергичного работника и хорошего товарища. Группа товарищей. ПО СЛіВДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ Зажимщик критики РИС.2 Следует отметить, что поста новка порядка таким способом требует особого внимания от ру левого и хорошей натренирован ности всего личного состава. * Я* ❖ Эти три способа постановки j сетей рассмотрены здесь только ' тов. ^Бочкова, при наличии ветра, значительной волны и зыби. В штилевую пого ду приходится принимать в рас- чет течение и направление движе ния сельди. В этом случае поря док можно располагать в любом требуемом направлении, подраба тывая машиной с таким расчетом, чтобы судно не теряло инерции, во время выметки. В. ЗЕМСКОВ. Капитан СРТ-837. Газета «Рыбный Мурман» неодно кратно помещала ш своих страни цах материалы, (критикующие недо статки в работе производственного отдела управления «Мурмансельдь». Так, © «номере 5 была помещеаа кюррешоодениря главного технолога экспедиции тов. Образцова «Школа» то©. іБочкоіва», рассказывающая о том, что производственный отдел плохо организовывает техническую учебу судоводетелей-дромыісло^иков. В ‘номере 7. кашей газеты была, опубликована корреспонденция мас тера по обработке ірыбы тов. Баты гина под названием, «Изменить стиль работы 'Производственного от дела», в которой подвергаются де ловой критике методы руководства промыслом «со стороны производст венного отдела и -его начальника- 2. Набор и вЬіічешка с е т е й (Из опыта! работы экипажа СРТ «Аксай») Техника набора сетей и расста новка людей имеет большое зна чение для успешной и безопасной постановки порядка. Организация этой операции на нашем судне от- ;мейстера, выкидывает работана с достаточной четкостью подборы. верхние происходит. По окончании вымет ки сетей порядок располагается в воде вертикально. Выметка сетей, произведенная таким образом, занимает сравни тельно мало времени. В тихую таким образом, что постановка порядка проходит быстро и без помех. Набор сетей производится че рез стрелу к левому фальшборту. Первые сети (т. е. те, которые бу дут выметаны в последнюю оче редь) складываются в половину их высоты. Поводцы обязательно сворачиваются заранее в бухточ ки, чтобы при выбрасывании сети за борт не было никаких задер жек. После того, как таким образом набраны 15—20 сетей в полови ну полотна, мы кладем следую щие сети по всей их высоте. Под боры также сворачиваются в бух ты і(скайливаются). Вожаковый канат, свернутый в бухту, помещается в одном из Первых чердаков носового трюма. Все неровности на планшире и фальшборте левого борта заранее удаляются, чтобы при выметке порядка не задерживалась работа и не рвались сети. Во время выметки сетей люди расстанавливаются следующим об разом: дрифмейстср подвязывает нижние поводцы к вожаку. Один из опытных матросов выбрасывает нижние подборы сетей за борт, другой, обычно, помощник дриф- Двое матросов готовят кухтыли (погоду при слабом волнении и и третий матрос подвязывает их ■к поводцам. На эту последнюю {операцию ставится один из наибо лее опытных моряков, так как она требует быстроты и сноровки. Следующая пара матросов следит за ходом вожака и предупреждает дрифмейстера о сростах вожако- вого троса. Когда работает ма шина и вращается винт, двое мат росов стоят у борта и специаль^ ными шестами отталкивают сетное полотно от борта для того, чтобы избежать повреждения сетей и намотки их на винт. При выметке сетей вожак из клюза идет свободно, огибая же лезный стержень, который встав ляется на это время в специаль ное отверстие в планшире. Поводцы нижней подборы гото вятся заранее. Они подвязывают ся к вожаку в тот момент, когда верхняя подбора уже закончена выметкой. Ходом вожакового ка ната петли поводцов захлестыва ются и вожак как бы вырывает поводцы из рук дрифмейстера. Сети и вожак идут за 'борт од новременно, но обязательно выше уровня расположения гребного винта. Поэтому намотки сетного полотна на винт, как правило, не ветре не более 4-х баллов поста новка порядка из 100 сетей про должается 15—20 минут. При этих метеорологических ус ловиях положенйе судна относи тельно направления ветра практи чески не имеет значения. При ветре большей силы мы мечем сети по ветру. При сильном ветре и малой волне наиболее удобное положение для постановки поряд ка — носом на ветер; в этом слу чае, после окончания выброски сетей необходимо обойти порядок и стать на противоположный ко нец вожака — для того, чтобы не перепутать сети. А. ЖУКОВ. Капитан СРТ «Аксай». * * От редакции: Публикуя сегодня статьи капитана СРТ-837 тов. Земскова — «(О способах поста новки дрифтерного порядка» и ка питана СРТ «Аксай» тов. Жуко ва — «Набор и выметка сетей» редакция газеты просит судоводи тельский состав и дрифмейстеров, капитанов-наставников и каіпита- нов-флагманов промыслового фло та «Мурмансельди» дать свои от зывы о напечатанных статьях. Можно было ожидать, что тов. Боч ков не оставит без внимания сигна лы газеты, обсудит помещенные © ней корреспонденции вместе & со трудниками отдела и наметит меры для того, чтобы улучшить работу. Однако вм<есто этого начальник, производственного отдела, івстал ш неправильный, в корне порочный путь зажима, критики. На следую щий день после опубликования -в газете «статьи «Изменить стиль ра боты производственного отдела» тов. Бо-чков обратился к аівтору статьи, своему подчиненному то®. Барыгину с грубым выговором и угрозами ва то, что Вары-гш «посмел» крити ковать в печати его, Бочкова, ра- бюту. Общественность управления «Мур мансельдь», несомненно, сурово осу дит попытку тов. Бочкот оажать критику в ивой адрес, попытку, по зорящую руководителя. П И С Ь М А В Р Е А А К Ц И Ю Почему простаивал „Аксай“ 27 февраля средний траулер «Аксай» вернулся в порт после ус пешного промыслового рейса. Сразу же по возвращении на базу старший механик «Аксая» тов. Малетин зая вил групповому механику тов. Один цову, что машина не развивает нуж ного числа оборотов и это затрудня ет промысловую работу. Вместо того, чтобы помочь машин ной команде «Аксая» найти и устра-! нить причины ненормальной работы двигателя, то®. Одинцов ограничился ни к чему не обязывающими «сове тами» и- за. ©се время стоянки «Ак- тов. Одинцов) потеряно .более трех сая» в порту — на протяжении 8 суток драгоценного промыслового суток — не смог івыбрать івремя для .времени. того, чтобы 'проверить •машину вра-і Г. ПЕРУНОВ, бочем состоянии^ | Помполит группы судов. Когда будут выданы расчетные книжки? Работа, расчетной части управде- j ные «об’ективные» причины, пре ния «Мурмансельдь» вызывает мно- пятствующие их {введению, го справедливых нареканий со сто -1 Обязательное применение расчет- роны моряков. Здесь зачастую задер- ных книжек при выдаче зарплаты Тов. Одинцов появился на судне только тогда, когда срок междурей совой стоянки «Аксая» прошел. 6 марта-, т. е. в день, назначенный для выхода в море, начались поспешные поиски причин неисправности двига теля. Обнаружение и устранение дефек тов в работе главного двигателя с успехом м-ожно было провести во время междурейсовой стоянки, не за тягивая пребывания в порту стаха новского корабля. По вине техниче ского отдела (групповой механик живают выдачу зарплаты, расчеты грешат многочисленными ошибками. Моряк, получающий зарплату, ли шен возможности проверить правиль ность ее начисления, так как ни расчетных листков, ни расчетных книжек бухгалтерия не выдает. Вопрос о расчетных листках ставился много раз. Руководители бухгалтерии неоднократно обещали выполнить это законное требование, но до сих пор все их обещания не претворены в жизнь. Всякий раз, когда заходит разговор о расчетных книжках, обнаруживаются различ- иредусмотрено советским трудовым законодательством. В то же время введение этих документов предот вратит много недоразумений при расчетах с промысловиками^ Глав ный бухгалтер тов. Алферов и его подчиненные должны изыскать спо собы для того, чтобы удоівлетворить законные требования моряков «Мур- мансельди» — ввести ікак можно скорее расчетные книжки. В. МАТИЙНО. Ученик-моторист СРТ-222. И. о. редактора Л. Я. СОБОЛЕВ. Адірес редакции: г. Мурманск, Рыбный иорт, 15-й /причал, 2-й этане. Тел.: Рыси. 0 - 4 2 , О тм ч а т ам о в типографии «Полярная лравда». Зак. 1 3 5 8 Тир. 8 0 0 ;ПН 0 3 9 9 5
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz