Рыбный Мурман. 1951 г. Октябрь.

РЫБНЫЙ МУРМАН № 12. 30 октября 1951 г. Ка к мы ведем п р омы с е л с е л ь д и За время работы в водах Север­ ной Атлантики у моряков «Мурмая- сельди» накопился богатый промы­ словый опыт. Я, как п всякпй дру­ гой капитан, стараюсь изучить этот опыт, обобщить его и использовать в своей повседневной деятельности. В докладе мне хочется подвести не­ которые итоги проделанной работы, рассказать, за счет чего мне и моим товарищам удается доживаться высо­ ких уловов. Сокращенный текст доклада капитана среднего рыболовного траулера „С. Дежнев“ лауреата Сталинской премии Г. П. Королькова на первом занятии стахановской школы газеты „Полярная правда “ уточнить, куда судно сдрейфовало с момента постановки сетей до момен­ та их выборки. Выяснив все эти данные, необхо­ димо зайти к тому месту, где сред­ ний траулер, имеющий хороший ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ Успех всякого промыслового рейса зависит, прежде всего, от того, как моряки подготовятся к нему, как, будет снаряжен корабль. Подготовка судна к рейсу у нас начинается в порту. На правом бор­ ту корабля на планшире, сзади но­ совых вант, устанавливается рол, предназначенный для выборки сетей с уловом. Рол вращается при помо­ щи привода, который состоит из шкивов на шпиле и роле. Через шкивы пропускается стальной или геркулесовый трос, срощенный пет­ лей. При вращении шпиля, с по­ мощью этого троса движение пере­ дается на шкив рола. Это приспо­ собление значительно облегчает труд моряков. С его помощью команда наг шего судна выбирала дрифтерные порядки с уловом, доходящим до 500 килограммов сельди на одну сеть. В носовой части судна на план­ шире устанавливается ролик, (маль- гогер), через который проходит во- жаковый трос, выбираемый на шпиль. Перед выходом в море следует об­ ратить самое серьезное внимание на правильное и полное снабжение суд­ на. Мы обычно берем с собой 150— 180 дрифтерных сетей с раз­ мерами ячеи в 30— 32— 34 милли­ метра, 12 бухт вожакового троса диаметром в 90— 100 миллиметров длиной 3000 метров. Кроме того, бе­ рется шесть бухт поводцового троса диаметром в 45— 50 миллиметров. Необходимо также иметь не менее 150 резиновых кухтылей (буев), а также парусиновые чехлы и спе­ циальные предохранительные сетки к ним. На промысле необходимы также термометр для измерения поверхно­ стной температуры воды и планк­ тонная сеть. С выходом в море на корабле на­ чинается подготовка орудий лова. Мы набираем сети на палубе левого улов, выметывал сети. Прежде чем [ ходит на вожаке вторая марка. К приступить к постановке порядка, ней подвязывается нижний поводец, нужно измерить температуру воды,' который соединяет первую и вторую проверить наличие в ней планктона, сети. На соединении верхней подбо- первой сети я продолжает вытравли-. Борясь за увеличение уловов, мо- вать вожак за борт. Матрос, между тем, выбрасывает нижнюю подбо­ ру сети, другой матрос выбрасывает в это время верхнюю подбору и всю сеть за борт. Через 28 метров под- проследить за поведением чаек. Измерив температуру поверх­ ностного слоя воды, нужно отыскать такое место, где она увеличивается пли уменьшается на 0,3— 0,5 градуса. При этом необходимо пом­ нить, что сельдь никогда не захо­ дит в холодную воду и что поэтому сети нужно ставить в теплую воду. Слой холодной воды является для сельди своеобразным барьером, через который она не переходит, а накап­ ливается в теплой воде. Чтобы судно с сетями не былоі занесено в струю холодной воды, необходимо отойти от нее на 2— 3 мили и только тогда выметать сети. Необходимо также перед постанов­ кой дрифтерного порядка проверить, имеются ли в данном месте калянус, рачки, мальки, служащие пищей для рыбы. Для этого берется планк­ тонная сетка, представляющая со­ бой конусообразный сачок из белой редкой материи, прикрепленной к обручу диаметром в 0,5 метра и дли­ ной 0,8 — 1 метр. Этот сачок на тонком тросе опускается за борт на глубину 2— 3 и более метров. Наличие в воде калянуса может служить свидетельством того, что в этом районе имеются сельдяные кон­ центрации. Иногда в планктонную сеть по­ падают очень мелкие водоросли, представляющие собой тонкие нити. В период цветения они имеют зеле­ ный цвет, в период отмирания — желтый. Сельдь никогда не скапли­ вается в районах, где имеются эти водоросли, и всегда держится в сто­ роне от них. Поэтому, обнаружив водоросли, никогда не следует ста­ вить в этом месте сети. Нельзя их ставить также, если в воде имеется мелкая медуза (гребневик), имею­ щая форму огурца светлого цвета. Каждый капитан, прежде чем приступить к постановке порядка, должен выбрать направление, по ко­ ры первой и второй сетей подвязы­ вается верхний поводец и к нему третий матрос подвязывает резино­ вый буй. Матрос, который выбрасы­ вает верхнюю подбору, также выб­ расывает за борт и буи. Четвертый матрос подносит буи и передает их третьему, который их подвязывает к повюдцу. На каждой марке вожака подвя­ зывается нижний поводец. Вся опе­ рация последовательно повторяется ряки «С. Дежнева» не забывают и о том, что в письме рыбников Мурмана на имя товарища Сталина кол­ лектив «Мурмансельди» обязался улучшить качество продукции. По­ этому весь экипаж корабля, начи­ ная от рыбного мастера и кончая матросами, старается обработать сельдь как можно лучше. Засолен­ ную в бочки рыбу мы выдержива­ ем сутки или двое, а потом добавля­ ем бочки новой рыбой и опускаем их в трюм. Нередко моряки жалуют­ ся на то, что их снабжают плохой тарой и что, в связи с этим, из бо­ чек часто вытекает тузлук и сельдь портится. Чтобы не допускать утеч­ ки тузлука из тары, мы располагаем щать ночью выборку сетей, и начи­ наем ее только с рассветом. Конвейерный лов сельди позво­ ляет добывать рыбы значительно больше, чем обычный метод промыс­ ла. При этом методе орудия лова все время находятся в экснлоата- цни, а не лежат на палубе. , ПОД ЗНАМЕНЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ Приняв на себя при подписании письма рыбников Мурмана великому Сталину социалистическое обязатель­ ство выполнить к 7-му ноября го­ довой план и добыть за время сель­ дяной экспедиции вместо 2600 цент­ неров рыбы, предусмотренных зада­ нием, 3750 центнеров, моряки сред­ него траулера «С. Дежнев» не жа­ леют сил в труде. Весь экипаж на­ шего корабля соревнуется. Палубная команда соревнуется с механиками и мотористами. В свободное время мо- бочки в трюме не на боку, как это ряки машинной команды помогают принято делать, а стоймя. Это по-1матросам обрабатывать рыбу, подии- могает нам лучше сохранять каче- до тех пор, пока не будет поставлен; огво продукции. весь порядок. При этом пятый, ше­ стой и седьмой матросы подтягивают вожак пз трюма до борта, где дриф- мейстер подвязывает водцы. ' Из-за нехватки тары часть пой­ манной сельди на средних рыболов- мать из воды сети. іГлавная машина и вспомогатель­ ные механизмы действуют четко и бесперебойно. Если случается необ­ ходимость произвести какой-либо ре- ных траулерах, в том числе и на нижние по- j «С. Дежневе», засаливается в чаны.|монт, механики и мотористы делают Обычно через 1,5— 2 суток после' его в то время, когда судно находит- случае обрыва вожака он не утонул и не увлек за собой под воду весь порядок сетей. Если во время выметки сетей ду- третея о стенки чанов, теряет сорт- качество После вымегки сетей необходимо выбрать свободный вожак и к нему через каждые пятьдесят метров под­ вязать на 20-метровых поводцах буп. При хорошей погоде следует вытравить 150— 200 метров вожака ность. Чтобы сохранить и закрепить его за кнехты. При свежей погоде нужно вы­ травливать до 400— 500 метров во­ жака, при этом нужно подвязывать к тросу буп до 'самого судна. Это не­ обходимо делать для того, чтобы в засолки рыб'ы в чанах образуется ся в дрейфе, т. е. без ущерба про­ тузлук. В штормовую погоду при мыслу. Особенно хорошо трудятся сильной качке корабля сельдь в старший механик тов. - Щербина, тузлуке начинает «ходить». Она1третий механик тов. Аврахов, мото­ рист тов. Турчанинов и другие. Соревнуясь друг с другом, моря- продукции, мы во время шторма от- ки нашего корабля одновременно со- качнваем тузлук из чанов. Как' ревнуются с экипажем среднего тра- толвко качка утихает, тузлук вновь Іулера № 831 . Регулярно подводя наливается в чаны. Сортность рыбы таким образом сохраняется. итоги своей работы, мы сообщаем их своим-товарищам по соревнованию, они, в свею очередь, информируют нас о своих трудовых успехах. Кро­ ме того, я и капитан среднего трау- ВЫБ0Р МЕСТА ЛОВА Как только корабль подходит к району лова, я и мои помощники внимательно изучаем промысловые сводки, анализируем сообщения, ко­ торые делаются промысловиками на радиосовещании капитанов. Таким образом, мы определяем, какое суд­ но имеет наивысшпѳ уловы. Зная такой корабль, необходимо подойти в нему, уточнить, при какой темпе­ ратуре воды его экипаж выметывает сети, узнать, имеется ли в данном Лучшим направлением, как установ- борта. На месте соединения сетей, _ привязывается у верхней подборы \ сети, верхний поводец длиной в 5 метров, и у нижней подборы сети — ниж­ ний поводец длиной в 10 метров. Обычно дрифтерный порядок состоит из 100— 120 сетей. Вожаковый трос тщательно разби­ вается (маркируется). Марка наби­ вается через каждые 28 метров пз расчета, что длина сети равняется 30 метрам. КОНВЕЙЕРНЫЙ ЛОВ СЕЛЬДИ іКроме обычных методов лова сельди дрифтерными сетями, о кото-!лера N» 831 тов. Эрманбрик Несе­ рых я говорил ранее, существует |дуем по радио, советуемся, как луч- ет ветер, мы ставим паруса: стак- j еще так называемый конвейерный ше вести промысел. Однажды, вос- сель и бизань, регулируя их смотря! лов. Этот метод дрифтерного про- пользовавшись удобным случаем, мы по тому, как движется судно. При мысла был применен впервые в ’ подвели корабли друг к другу и я прошлом году в Северной Атлантике. ■лично встретился с тов. Эрманбрик. Когда в сети попадает много сель- Личная беседа помогла цам еще луч- ди и экипаж судна не в состоянии ше обменяться опытом, выяснить за день обработать весь порядок, мы1недостатки и затем устранить их. штилевой погоде судно движется с помощью машины малым ходом или отдельными толчками. ВЫБОРКА СЕТЕЙ И ОБРАБОТКА УЛОВА Продрейфовав ночь с порядком, мы с утра приступаем к выборке сетей. Заранее готовится главная машина, приводится в действие шпиль. Матросы занимают свои ме­ ста. Вожак выбирается шпилем, при этом главной машине, по мере дви­ жения судна, дают ход вперед, свое- проведенная с востока на запад. Об’ясняется это тем, что в весенний период косяки сельди движутся с юга на север, а с июля — с севера на юг. Поэтому за весь период лова, при расположении порядка с востока на запад в него будет попадать боль­ ше всего рыбы, так как порядок бу- -дет поставлен как раз поперек дви­ жущегося косяка. ПОСТАНОВКА ДРИФТЕРНОГО ПОРЯДКА Когда место лова выбрано и опре­ делено направление, по которому „ временно останавливая его. Выбрав лено практикой, является линия, , „„ свободный вожак, моряки поднимают первую сеть. Отвязав первый пово­ дец от вожака, матросы передают его на рол и первая сеть за нижнюю и верхнюю подборы поднимается че­ рез вращающийся ірол на палубу. В это время рыбный мастер с од­ ним из матросов укладывают сельдь в бочки и засаливают ее.* При боль­ ших уловах обрабатывать рыбу по­ могают члены машинной команды и штурманы. В свежую погоду, когда становит­ ся трудно одновременно поднимать на борт сети и вытряхивать из них сельдь, работа на корабле органи- прибегаем в целях экономии про­ мыслового времени к следующему способу работы. Выбрав сетей шестьдесят за день с хорошим уло­ вом и видя, что всего порядка не­ возможно выбрать, т. к. наступает ночь, мы переводим свой корабль ко второму концу порядка. После этого поднимаем за крайний буй вожако- вый трос и начинаем выметывать сети. Выметав уже поднятую на палубу и освобожденную от рыбы в течение дня часть порядка, возвра­ щаемся к первому концу и продол­ жаем выборку сетей с рыбой. Применяя этот метод, можно вы­ бирать сети круглые сутки, продол­ жая в то же времіРлов рыбы. В осеннее темное время работа в море сильно затрудняется. Для осве­ щения дрифтерного порядка необхо­ димы прожекторы, но, к сожалению, руководство «Мурмансельди» не по­ заботилось обеспечить промыслови­ ков этими приборами. Не имея про­ жекторов, мы вынуждены щрекра- следует выметать сети, помощник зуется иначе. Подняв на палубу не- капитана по промысловой части (дрифмейстер), расставив всех чле­ нов команды по своим местам, при­ ступает к выбрасыванию за борт во­ жака, предварительно привязав к концу троса первый буй. К первой районе моря планктон (калянус, j марке на вожаковом тросе дрпфмей- рачки и т. д.). Кроме того, следует і стер подвязывает нижний поводец которое количество сетей с рыбой, мы разъединяем порядок и вновь становимся на вожак. После того, как вся поднятая на борт рыба уло>- жена в бочки, мы снова приступаем к выборке сетей из воды и так до тех пор, пока порядок не будет под­ нят на борт. Борясь .за высокие уловы, экипаж «С. Дежнева» старается всемерно снижать себестоимость продукции. Дрифмейстер тов. Леонов вместе со своим учеником тов. Софроненко и другими матросами тщательно сле­ дит за состоянием сетей. Если из воды поднимается поврежденная сеть, она немедленно заменяется но­ вой, просушивается и сдается в ре­ монт. Для сохранения сетей от гние­ ния мы периодически сушим и пе­ ресыпаем их солью. Благодаря этому на корабле уже сэкономлено боле© 100 сетей. Наши механики и мотористы изо дня в день борются .за экономию топлива. На корабле сэкономлено много торючего и смазочных мате­ риалов. Все моряки нашего корабля еди­ нодушно поставили свои подписи под Обращением Всемирного Совета Ми­ ра о заключении Пакта Мира между пятью великими державами и под­ крепляют их стахановским трудом. Слово, данное великому Сталину,—выполнено! Широко развернув социалистическое соревнование за достой­ ную встречу 34-й годовщины Великого Октября, промысловики «Мурмансельди» не снижают темпов добычи рыбы. Вчера подведены итоги работы флота в октябре. 2 8 октября моряки сельдяного промысла одержали выдающуюся трудовую победу — на 6 4 дня раньше срока выполнили обязательство, данное в письме на имя великого Сталина. На 2 9 октября выловлено 78 тысяч 7 3 4 центнера рыбы сверх плана. И. о. редактора JI. Я. СОБОЛЕВ, Адрес редакции: Рыбный порт, управление «Мурмансельдь», Отпечатано в типографии «Полярная правда». Заказ 4177. Тир. 800. ЛН 05889,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz