Рыбный Мурман. 1951 г. Октябрь.
РЫБНЫЙ МУРМАН № 12. 30 октября 1951 г. Ка к мы ведем п р омы с е л с е л ь д и За время работы в водах Север ной Атлантики у моряков «Мурмая- сельди» накопился богатый промы словый опыт. Я, как п всякпй дру гой капитан, стараюсь изучить этот опыт, обобщить его и использовать в своей повседневной деятельности. В докладе мне хочется подвести не которые итоги проделанной работы, рассказать, за счет чего мне и моим товарищам удается доживаться высо ких уловов. Сокращенный текст доклада капитана среднего рыболовного траулера „С. Дежнев“ лауреата Сталинской премии Г. П. Королькова на первом занятии стахановской школы газеты „Полярная правда “ уточнить, куда судно сдрейфовало с момента постановки сетей до момен та их выборки. Выяснив все эти данные, необхо димо зайти к тому месту, где сред ний траулер, имеющий хороший ПОДГОТОВКА К ПРОМЫСЛУ Успех всякого промыслового рейса зависит, прежде всего, от того, как моряки подготовятся к нему, как, будет снаряжен корабль. Подготовка судна к рейсу у нас начинается в порту. На правом бор ту корабля на планшире, сзади но совых вант, устанавливается рол, предназначенный для выборки сетей с уловом. Рол вращается при помо щи привода, который состоит из шкивов на шпиле и роле. Через шкивы пропускается стальной или геркулесовый трос, срощенный пет лей. При вращении шпиля, с по мощью этого троса движение пере дается на шкив рола. Это приспо собление значительно облегчает труд моряков. С его помощью команда наг шего судна выбирала дрифтерные порядки с уловом, доходящим до 500 килограммов сельди на одну сеть. В носовой части судна на план шире устанавливается ролик, (маль- гогер), через который проходит во- жаковый трос, выбираемый на шпиль. Перед выходом в море следует об ратить самое серьезное внимание на правильное и полное снабжение суд на. Мы обычно берем с собой 150— 180 дрифтерных сетей с раз мерами ячеи в 30— 32— 34 милли метра, 12 бухт вожакового троса диаметром в 90— 100 миллиметров длиной 3000 метров. Кроме того, бе рется шесть бухт поводцового троса диаметром в 45— 50 миллиметров. Необходимо также иметь не менее 150 резиновых кухтылей (буев), а также парусиновые чехлы и спе циальные предохранительные сетки к ним. На промысле необходимы также термометр для измерения поверхно стной температуры воды и планк тонная сеть. С выходом в море на корабле на чинается подготовка орудий лова. Мы набираем сети на палубе левого улов, выметывал сети. Прежде чем [ ходит на вожаке вторая марка. К приступить к постановке порядка, ней подвязывается нижний поводец, нужно измерить температуру воды,' который соединяет первую и вторую проверить наличие в ней планктона, сети. На соединении верхней подбо- первой сети я продолжает вытравли-. Борясь за увеличение уловов, мо- вать вожак за борт. Матрос, между тем, выбрасывает нижнюю подбо ру сети, другой матрос выбрасывает в это время верхнюю подбору и всю сеть за борт. Через 28 метров под- проследить за поведением чаек. Измерив температуру поверх ностного слоя воды, нужно отыскать такое место, где она увеличивается пли уменьшается на 0,3— 0,5 градуса. При этом необходимо пом нить, что сельдь никогда не захо дит в холодную воду и что поэтому сети нужно ставить в теплую воду. Слой холодной воды является для сельди своеобразным барьером, через который она не переходит, а накап ливается в теплой воде. Чтобы судно с сетями не былоі занесено в струю холодной воды, необходимо отойти от нее на 2— 3 мили и только тогда выметать сети. Необходимо также перед постанов кой дрифтерного порядка проверить, имеются ли в данном месте калянус, рачки, мальки, служащие пищей для рыбы. Для этого берется планк тонная сетка, представляющая со бой конусообразный сачок из белой редкой материи, прикрепленной к обручу диаметром в 0,5 метра и дли ной 0,8 — 1 метр. Этот сачок на тонком тросе опускается за борт на глубину 2— 3 и более метров. Наличие в воде калянуса может служить свидетельством того, что в этом районе имеются сельдяные кон центрации. Иногда в планктонную сеть по падают очень мелкие водоросли, представляющие собой тонкие нити. В период цветения они имеют зеле ный цвет, в период отмирания — желтый. Сельдь никогда не скапли вается в районах, где имеются эти водоросли, и всегда держится в сто роне от них. Поэтому, обнаружив водоросли, никогда не следует ста вить в этом месте сети. Нельзя их ставить также, если в воде имеется мелкая медуза (гребневик), имею щая форму огурца светлого цвета. Каждый капитан, прежде чем приступить к постановке порядка, должен выбрать направление, по ко ры первой и второй сетей подвязы вается верхний поводец и к нему третий матрос подвязывает резино вый буй. Матрос, который выбрасы вает верхнюю подбору, также выб расывает за борт и буи. Четвертый матрос подносит буи и передает их третьему, который их подвязывает к повюдцу. На каждой марке вожака подвя зывается нижний поводец. Вся опе рация последовательно повторяется ряки «С. Дежнева» не забывают и о том, что в письме рыбников Мурмана на имя товарища Сталина кол лектив «Мурмансельди» обязался улучшить качество продукции. По этому весь экипаж корабля, начи ная от рыбного мастера и кончая матросами, старается обработать сельдь как можно лучше. Засолен ную в бочки рыбу мы выдержива ем сутки или двое, а потом добавля ем бочки новой рыбой и опускаем их в трюм. Нередко моряки жалуют ся на то, что их снабжают плохой тарой и что, в связи с этим, из бо чек часто вытекает тузлук и сельдь портится. Чтобы не допускать утеч ки тузлука из тары, мы располагаем щать ночью выборку сетей, и начи наем ее только с рассветом. Конвейерный лов сельди позво ляет добывать рыбы значительно больше, чем обычный метод промыс ла. При этом методе орудия лова все время находятся в экснлоата- цни, а не лежат на палубе. , ПОД ЗНАМЕНЕМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ Приняв на себя при подписании письма рыбников Мурмана великому Сталину социалистическое обязатель ство выполнить к 7-му ноября го довой план и добыть за время сель дяной экспедиции вместо 2600 цент неров рыбы, предусмотренных зада нием, 3750 центнеров, моряки сред него траулера «С. Дежнев» не жа леют сил в труде. Весь экипаж на шего корабля соревнуется. Палубная команда соревнуется с механиками и мотористами. В свободное время мо- бочки в трюме не на боку, как это ряки машинной команды помогают принято делать, а стоймя. Это по-1матросам обрабатывать рыбу, подии- могает нам лучше сохранять каче- до тех пор, пока не будет поставлен; огво продукции. весь порядок. При этом пятый, ше стой и седьмой матросы подтягивают вожак пз трюма до борта, где дриф- мейстер подвязывает водцы. ' Из-за нехватки тары часть пой манной сельди на средних рыболов- мать из воды сети. іГлавная машина и вспомогатель ные механизмы действуют четко и бесперебойно. Если случается необ ходимость произвести какой-либо ре- ных траулерах, в том числе и на нижние по- j «С. Дежневе», засаливается в чаны.|монт, механики и мотористы делают Обычно через 1,5— 2 суток после' его в то время, когда судно находит- случае обрыва вожака он не утонул и не увлек за собой под воду весь порядок сетей. Если во время выметки сетей ду- третея о стенки чанов, теряет сорт- качество После вымегки сетей необходимо выбрать свободный вожак и к нему через каждые пятьдесят метров под вязать на 20-метровых поводцах буп. При хорошей погоде следует вытравить 150— 200 метров вожака ность. Чтобы сохранить и закрепить его за кнехты. При свежей погоде нужно вы травливать до 400— 500 метров во жака, при этом нужно подвязывать к тросу буп до 'самого судна. Это не обходимо делать для того, чтобы в засолки рыб'ы в чанах образуется ся в дрейфе, т. е. без ущерба про тузлук. В штормовую погоду при мыслу. Особенно хорошо трудятся сильной качке корабля сельдь в старший механик тов. - Щербина, тузлуке начинает «ходить». Она1третий механик тов. Аврахов, мото рист тов. Турчанинов и другие. Соревнуясь друг с другом, моря- продукции, мы во время шторма от- ки нашего корабля одновременно со- качнваем тузлук из чанов. Как' ревнуются с экипажем среднего тра- толвко качка утихает, тузлук вновь Іулера № 831 . Регулярно подводя наливается в чаны. Сортность рыбы таким образом сохраняется. итоги своей работы, мы сообщаем их своим-товарищам по соревнованию, они, в свею очередь, информируют нас о своих трудовых успехах. Кро ме того, я и капитан среднего трау- ВЫБ0Р МЕСТА ЛОВА Как только корабль подходит к району лова, я и мои помощники внимательно изучаем промысловые сводки, анализируем сообщения, ко торые делаются промысловиками на радиосовещании капитанов. Таким образом, мы определяем, какое суд но имеет наивысшпѳ уловы. Зная такой корабль, необходимо подойти в нему, уточнить, при какой темпе ратуре воды его экипаж выметывает сети, узнать, имеется ли в данном Лучшим направлением, как установ- борта. На месте соединения сетей, _ привязывается у верхней подборы \ сети, верхний поводец длиной в 5 метров, и у нижней подборы сети — ниж ний поводец длиной в 10 метров. Обычно дрифтерный порядок состоит из 100— 120 сетей. Вожаковый трос тщательно разби вается (маркируется). Марка наби вается через каждые 28 метров пз расчета, что длина сети равняется 30 метрам. КОНВЕЙЕРНЫЙ ЛОВ СЕЛЬДИ іКроме обычных методов лова сельди дрифтерными сетями, о кото-!лера N» 831 тов. Эрманбрик Несе рых я говорил ранее, существует |дуем по радио, советуемся, как луч- ет ветер, мы ставим паруса: стак- j еще так называемый конвейерный ше вести промысел. Однажды, вос- сель и бизань, регулируя их смотря! лов. Этот метод дрифтерного про- пользовавшись удобным случаем, мы по тому, как движется судно. При мысла был применен впервые в ’ подвели корабли друг к другу и я прошлом году в Северной Атлантике. ■лично встретился с тов. Эрманбрик. Когда в сети попадает много сель- Личная беседа помогла цам еще луч- ди и экипаж судна не в состоянии ше обменяться опытом, выяснить за день обработать весь порядок, мы1недостатки и затем устранить их. штилевой погоде судно движется с помощью машины малым ходом или отдельными толчками. ВЫБОРКА СЕТЕЙ И ОБРАБОТКА УЛОВА Продрейфовав ночь с порядком, мы с утра приступаем к выборке сетей. Заранее готовится главная машина, приводится в действие шпиль. Матросы занимают свои ме ста. Вожак выбирается шпилем, при этом главной машине, по мере дви жения судна, дают ход вперед, свое- проведенная с востока на запад. Об’ясняется это тем, что в весенний период косяки сельди движутся с юга на север, а с июля — с севера на юг. Поэтому за весь период лова, при расположении порядка с востока на запад в него будет попадать боль ше всего рыбы, так как порядок бу- -дет поставлен как раз поперек дви жущегося косяка. ПОСТАНОВКА ДРИФТЕРНОГО ПОРЯДКА Когда место лова выбрано и опре делено направление, по которому „ временно останавливая его. Выбрав лено практикой, является линия, , „„ свободный вожак, моряки поднимают первую сеть. Отвязав первый пово дец от вожака, матросы передают его на рол и первая сеть за нижнюю и верхнюю подборы поднимается че рез вращающийся ірол на палубу. В это время рыбный мастер с од ним из матросов укладывают сельдь в бочки и засаливают ее.* При боль ших уловах обрабатывать рыбу по могают члены машинной команды и штурманы. В свежую погоду, когда становит ся трудно одновременно поднимать на борт сети и вытряхивать из них сельдь, работа на корабле органи- прибегаем в целях экономии про мыслового времени к следующему способу работы. Выбрав сетей шестьдесят за день с хорошим уло вом и видя, что всего порядка не возможно выбрать, т. к. наступает ночь, мы переводим свой корабль ко второму концу порядка. После этого поднимаем за крайний буй вожако- вый трос и начинаем выметывать сети. Выметав уже поднятую на палубу и освобожденную от рыбы в течение дня часть порядка, возвра щаемся к первому концу и продол жаем выборку сетей с рыбой. Применяя этот метод, можно вы бирать сети круглые сутки, продол жая в то же времіРлов рыбы. В осеннее темное время работа в море сильно затрудняется. Для осве щения дрифтерного порядка необхо димы прожекторы, но, к сожалению, руководство «Мурмансельди» не по заботилось обеспечить промыслови ков этими приборами. Не имея про жекторов, мы вынуждены щрекра- следует выметать сети, помощник зуется иначе. Подняв на палубу не- капитана по промысловой части (дрифмейстер), расставив всех чле нов команды по своим местам, при ступает к выбрасыванию за борт во жака, предварительно привязав к концу троса первый буй. К первой районе моря планктон (калянус, j марке на вожаковом тросе дрпфмей- рачки и т. д.). Кроме того, следует і стер подвязывает нижний поводец которое количество сетей с рыбой, мы разъединяем порядок и вновь становимся на вожак. После того, как вся поднятая на борт рыба уло>- жена в бочки, мы снова приступаем к выборке сетей из воды и так до тех пор, пока порядок не будет под нят на борт. Борясь .за высокие уловы, экипаж «С. Дежнева» старается всемерно снижать себестоимость продукции. Дрифмейстер тов. Леонов вместе со своим учеником тов. Софроненко и другими матросами тщательно сле дит за состоянием сетей. Если из воды поднимается поврежденная сеть, она немедленно заменяется но вой, просушивается и сдается в ре монт. Для сохранения сетей от гние ния мы периодически сушим и пе ресыпаем их солью. Благодаря этому на корабле уже сэкономлено боле© 100 сетей. Наши механики и мотористы изо дня в день борются .за экономию топлива. На корабле сэкономлено много торючего и смазочных мате риалов. Все моряки нашего корабля еди нодушно поставили свои подписи под Обращением Всемирного Совета Ми ра о заключении Пакта Мира между пятью великими державами и под крепляют их стахановским трудом. Слово, данное великому Сталину,—выполнено! Широко развернув социалистическое соревнование за достой ную встречу 34-й годовщины Великого Октября, промысловики «Мурмансельди» не снижают темпов добычи рыбы. Вчера подведены итоги работы флота в октябре. 2 8 октября моряки сельдяного промысла одержали выдающуюся трудовую победу — на 6 4 дня раньше срока выполнили обязательство, данное в письме на имя великого Сталина. На 2 9 октября выловлено 78 тысяч 7 3 4 центнера рыбы сверх плана. И. о. редактора JI. Я. СОБОЛЕВ, Адрес редакции: Рыбный порт, управление «Мурмансельдь», Отпечатано в типографии «Полярная правда». Заказ 4177. Тир. 800. ЛН 05889,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz