Рыбный Мурман. 1951 г. Декабрь.

РЫБНЫЙ MVPMAH “ Г * " ""ТВ № 1 9 ; 18 декабря 1 9 5 1 г. ■ іи т и н ■ .1 .< ■ IW , штя in і • г и і— д я т г ш ш т г г .-— inn м н и — ^ ы д д р .— . . гггш ПРОИЗВОДСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ФЛОТА В 1951 ГОДУ Итоги селЬдяной экспедиции (Из доклада начальника экспедиции Я. А. ГУНИНА). Управление «Мурмансельдь» обмен информацией, принимались начало подготовку к экспедиции решения, имеющие значение для 1951 года сразу же после окон- всего флота. чания экспедиции 1 9 5 0 года, | Широкий размах социалистиче- учитывая недостатки прошлогод- ского соревнования явился осноз- ней организации. В связи с уве- ным фактором успешной работы з личением числа рыболовных су- экспедиции. В начале экспедиции дов необходимо было изыскать суда обрабатывали по 70 сетей все возможности для того, чтобы ежедневно. Позднее это количе- своевременно укомплектовать ко- ство возросло до 110 . Благодаря рабли кадрами. (четкой организации труда экипа- С помощью областной партий-|жи кораблей убирали и обрабаты- ной организации эта трудность вали до 40 тонн ежедневно, не была разрешена. Были организо-, теряя дрейфа, ваны курсы дрифмейстеров, меха- і Недостаточный промысловый ников, штурманов. Капитанам су-1 опыт молодых кадров и отсутст- дов читались лекции по методам вие резерва командного состава промысла сельди. В помошь мо-, приводили к частым перемеще- лодым судоводителям на каждую ниям судоводителей и механиков Обработка сельди в экспедиции (Из выступления главного технолога экспедиции Л. М. ОБРАЗЦОВА). Вылов высококачественной солыциков и матросов, не имею- сельди «полярный залом» про- щих специальной подготовки. Пе- мысловым флотом «Мурмансель- ди» ежегодно возрастает. Сорт­ ность сданной нами сельди харак­ теризуется следующими цифрами: ИГ В-сорт I сорт іі сорт |сорт группу судов были назначены ин­ структоры по орудиям лова, кото­ рые впоследствии принесли боль­ шую пользу на промысле. Промысловые суда были раз­ делены на 4 отряда, в каждом из с траулера на траулер. Это явля­ лось, несомненно, отрицательным моментом в работе экспедиции. Только за время экспедиции на СРТ-1і44 сменилось пять капита­ нов, три старших штурмана; на ка; на СРТ-153 — четыре капи­ тана и четыре вторых механика. В экспедиции приняло участие значительное число членов и которых был назначен капитан- СРТ-147 — три старших механи- флагман из числа наиболее опыт­ ных промысловиков: тт. Голубин, Корольков, Ульянов и Сниккер. Руководство поисковым флотом было возложено на заместителя начальника экспедиции по пром­ разведке тов. Едемского. В середине июня поисковый траулер № 131 (капитан тов. Безгин) обнаружил мощную кон­ центрацию сельди. Под’емы *зача­ стую были настолько большими, что отдельные корабли не справ- По плану 1 ,8 8 6 , 4 11 »8 — Фактически 0 ,7 95 , 6 3 , 3 0 , 4 Дальнейшее повышение сортно­ сти за счет понижения солености сельди вполне осуществимо при условии снабжения промысловых кораблей высококачественной та­ рой. - Для снижения солености сель­ ди и улучшения ее качества необ­ ходимо обрабатывать сельдь по схеме так называемого «прерван­ ного посола». * Обработка сельди в управлении 4-Мурмансельдь» организована неудовлетворительно. Отсутствует отдел обработки, ведающий техно­ логией обработки сельди. Это де­ ло осуществляется одним челове­ ком — инженером промыслового отдела. Отсутствует и сдаточный цех, «который контролировал бы приемные цехи Мурманского рьь кандидатов ВКП(б) и комсомоль- бокомбината по системе, принятой цев. Коммунисты и комсомольцы Jв траловом флоте. — члены команд поисковых и про-! Подавляющее большинство р мысловых судов и пловучих баз * acJep2? на .судах М<^??ДЬ>ы^ — явились застрельщиками со­ циалистического соревнования, первыми помощниками командова­ ния по мобилизации промыслови­ ков в борьбе за высокие уловы и лялись с обработкой своего по-'за качество продукции, за досроч- рядка и им на помощь приходили ]ное выполнение обязательств, дан- другие суда. Среди капитанов вы-;ных в письме товарищу Сталину. работалась товарищеская взаимо­ помощь. Этими мерами были спа­ сены от затопления сотни сетей с рыбой. В июле суда продвигались на север, следуя за косяками сель­ ди. В августе промысловый флот сосредоточился на мощной кон­ центрации сельди, обнаруженной поисковым траулером «Орочен» (капитан тов. Малков). Это была самая мощная сырьевая база за все время экспедиции. Успешный облов этих косяков позволил зна­ чительно перевыполнить план ав­ густа и сентября. Уловы на сеть в сентябре, несмотря на шторм, непосредственной помощью моря- были наивысшими за все время ков-коммунистов, позволили завер- экследиции и достигли в среднем ‘шить сельдяную экспедицию за месяц 139 килограммов на 1951 года со значительным пре- сеть. івыпгением всех показателей. Научно-исследовательскими и' Несмотря на достигнутые в Инициатором социалистического соревнования был экипаж СРТ-180 , руководимый коммуни­ стом Корольковым. Этот почин подхватили все суда экспедиции. Трудовой под’ем вызвала кам­ пания по сбору подписей под Об­ ращением Всемирного Совета Ми­ ра. Моряки единодушно подписы­ вались под обращением и, став на стахановскую вахту мира, взя­ ли на себя дополнительные обяза­ тельства. Высокая трудовая активность бообработчики, выдвинутые из за- ред выходом в море все мастера прошли инструктаж по технологии обработки сельди. Корабли были снабжены инструкциями. В ре­ зультате социалистического сорев­ нования рыбмастер СРТ-2 18 Продченко доставил 9 9 , 9 процен­ та полуфабриката первым сортом; мастер СРТ-155 Катеров сдал 99 , 7 процента сельди первым сортом. Мастер СРТ-420 Баба- рыгин первым сортом сдавал 99 процентов. Для обеспечения продуктивной работы флота необходимо снаб­ жать промысловые корабли не ме­ нее как 7 0 0—8 0 0 штуками бо­ чек и для этого не позже мая 1 9 5 2 года надо создать оператив­ ные запасы бочек до 3 5 0 тысяч штук. В I квартале 1 9 5 2 года нужно организовать курсы масте- роЕ-обработчиков и издать типо­ графским способом инструкцию по обработке сельди. В этом году мы доставили не­ сколько партий свежей сельди. Этот опыт позволяет планировать регулярную доставку охлажденной сельди в 1952. году. Повышение требовательности к капитанам и рыбмастерам, безу­ словно, даст возможность исполь­ зовать наши резервы в улучшении качества обработки сельди. промысловиков,^ стахановский труд, реХоде в порт и на промысел не !просушиваются, в результате сете- гт°"Ап,'л" ~ ~ материалы подвергаются гниению, увеличивается их износ. Немало утерь сетей произошло из-за плохого качества вожаково- го троса. Пеньковый вожаковый трос, которым снабжали почти поисковыми судами, входившими, экспедиции успехи, работа моря- весь флот, после 2 0—23 дрейфов в состав экспедиции, были обнару- ков тормозилась неполадками, жены три мощных концентрации значительно снижавшими эффек- сельди, обеспечивших сырьевую тивность промысла. Готовясь к базу и выполнение и перевыпол- промыслу 1 9 5 2 года, необходимо нение плана добычи рыбы. Хоро- учесть и устранить эти недочеты. шо провел перспективную и пои- Основным тормозом в работе сковую разведку СРТ «Корабле- явилось малое количество плову- строитель» (капитан тов. Танин), чих баз. По этой причине про- на борту которого находился зам. мысловые суда теряли на перехо- начальника экспедиции по науч- ды и на стоянки в порту не менее ной части кандидат биологических 30 процентов промыслового вре- подготовке дрифмейстерского со- наук тов. Юданов. Капитаны мени. 64 процента улова было става необходимо отнестись со поисковых судов тт. Малков, Без-1 доставлено судами непосредствен- всей серьезностью, гин, Михайлов, Лысков, Межуев но в порт. Эти непроизводитель- и выделенные позднее для поиска ные затраты времени привели к тт. Штейнгольд, Сухоруков хи потере не менее 80 тысяч цент- Патанен настойчиво производили неров рыбы. поиски сельди. | Учитывая опыт работы двух Поисковые и научно-исследова- последних экспедиций, следует тельские суда открыли в этом го- признать, что сырьевая база Устранить н е до с т а т к и в снабжении (Из выступления капитана СРТ-331 В. 3 . ШТЕИНГОЛЬДА). Подготовка к экспедиции 1951 года прошла неорганизованно и до сего времени в вопросах снабже­ ния не изжита штурмовщина. Орудия лова и другие виды снаб­ жения промысловики получают буквально за несколько часов до отхода судна в море. Такой метод снабжения создает неразбериху, и порой капитан не знает, что у не­ го есть на борту и что необходи­ мо дополучить из снаряжения для ведения промысла. Сети выдаются без учета заявок и сезона про­ мысла/ Промысловый флот ощущал большой недостаток в поверхност­ ных термометрах, планктонных сетках и других предметах, без которых морякам трудно произве­ сти микроразведку и выбрать правильную позицию для выметки сетей. Неблагополучно обстояло снаб­ жение промысловиков бочкотарой. В самое напряженное время лова, когда была хорошая сырьевая ба­ за, морякам приходилось ожидать тару в порту по 10—15 суток. Но и потеряв столько промысло­ вого времени, они все же могли добиться только по 4 0 0—5 0 0 бочек на судно. Бывали случаи, когда судам выдавалась недобро­ качественная тара, что снижало сортность сельди. О поисковом флоте (Из выступления капитана СРТ-1 4 3 П. В. СЕРГЕЕВА). Из-за отсутствия достаточного количества поисковых кораблей в эксцедиции 1951 года промыс­ ловым судам часто приходилось заниматься поисками сельди. По­ исковые траулеры больше были заинтересованы в добыче рыбы, чем в обеспечении флота сырье­ вой базой. Это получилось пото­ му, что система оплаты поиско­ вым судам не была достаточно продумана. В будущем году это упущение следует устранить — не устанав­ ливать поисковому флоту план до­ бычи, а разработать такую систе­ му оплаты, которая стимулирова­ ла бы поисковую работу спе­ циально выделенных для этой це­ ли судов. Необходимо обратить серьезное внимание на подбор кадров пои­ сковых траулеров. На эти Kopafr ли должны назначаться опытные промысловики. Создать пловучую мастерскую (Из выступления главного' механика экспедиция • В. К., КАЛАНДАРИШВИЛИ). В этом году мы могли оказы­ вать в море судам экспедиции весьма скромную техническую по­ мощь. Нехватало запасных ча- * „ ^ 1стей, инструментов и многого дру- Промысловик я малоопытный, | Для того, чтобы точно знать необходимого для ремонта. Эксплоатация орудий лова (Из выступления инструктора по орудиям лова П. С. ОКУЛОВА). За девять месяцев 1951 года. Непростительную медлитель- судами «Мурмансельди» было по'ность допустил промысловый от- разным причинам утеряно 1 638 ! дел в освоении кошелькового не- сетей. Часть сетей была утеряна! вода. В этом году был специально по халатности отдельных команди- оборудован один траулер для <>с- ров судов: например, на трауле­ рах № 8 4 4 (капитан тов. Хлы­ стун), № 2 2 2 {бывший капитан тов. Масюкевич), «Кораблестрои­ тель» і(капитан тов. Танин). Некоторые капитаны бесхозяй­ ственно относятся к хранению орудий лова. При снабжении трау­ леров в порту сети с палубы свое­ временно не убираются, а на пе- к дальнейшему употреблению был непригоден. Экспедиция этого года показа­ ла, что промысловый отдел уделял недостаточно внимания подготовке дрифмейстеров. Были случаи, когда направлялись «а суда люди, мало знакомые с техникой дриф­ терного лова сельди. В будущем тов. Бочкову к профессиональной воения кошелькового лова. Но за весь 1951 год СРТ-416 работ по освоению кошелькового невода не вел. Не всеми судами применялся поддон Артамонова. Там, где я его применял, результаты положи­ тельные. Приспособление это сбе­ регает 7—10 процентов сельди, которая осыпается с сетей во вре­ мя выборки порядка. Нужно обя­ зать капитанов судов, чтобы в бу­ дущем году они обязательно при­ меняли это приспособление. Испытание в 1951 году капро­ новых сетей с утолщенной ниткой показало хорошие результаты. Уловы на капроновую сеть выше, примерно, на 3 0 0—4 0 0 кг., чем на хлопчатобумажную. Руковод­ ству «Мурмансельди» нужно сме­ лее внедрять капроновые сети в промысел сельди. Существующий плав из балберы нужно заменить плавом из пенопласта, который имёет высокую пловучесть. Руководителям отделов «Мур­ мансельди» не нужно бояться нов­ шеств, а глубже внедрять " их в промысел. ѵ’ О навигационных пособиях (Из выступления капитана СРТ-846 Ф. Г. ГУРНАК). Iсельдь прежде никогда не ловил, і свое место, определять направле- d г, ние движения косяков, скорость тт ^ - і полнил успешно. В этом, в первую 0 * тально изучить сельдяные богат- ди». Необходимо четче отработать очередь заслуга начальника | Дрейфа судна, нам необходимо экспедиции тов. Гунина, умело знать морские течения. Мы не мо- ду новые районы промысла, их вполне обеспечивает работу про і Эквпаж нашего траулера план вы- работа позволила еще более де- мыслового флота «Мурмансель-1 ства Северной Атлантики. организацию управления промыс- Средний вылов на один траулер лом в море, улучшить связь. Во- руководившего нами, возрос по сравнению с пропілым прос о базах имеет исключительно годом на 1 7 ,8 процента. Рекорд- важное значение для дальнейшего Мы могли бы добыть рыбы го- ного вылова добился экипаж увеличения добычи рыбы. Во вре- СРТ-218 (капитан тов. Ивасенко) мя наибольшего лова сельди — 4 7 1 7 центнеров, что на 5 6 7 промысловые суда должны быть центнеров превышает наивысший избавлены от необходимости воз- вылов, достигнутый в 1 9 4 9 году вращаться в порт для сдачи про- экипажем СРТ «Кораблестрои- дукции и для снабжения, тель». I Подготовку к экспедиции 1 9 5 2 Большую роль на промысле года необходимо начать уже сей- сыграл совет капитанов, регуляр- час. В этом — залог успешного но проводившийся по радио. На выполнения и перевыполнения го- нем выяснилась промысловая об- сударственного плана добычи ры- становка, производился взаимный, бы на 1 9 5 2 год. жем одновременно ловить рыбу и заниматься гидрологическими ис- раздо больше, если бы грамотнее jследованиями. Это дело научных ловили. Научные работники не J работников и в будущем году они рассказали нам, новичкам, каковы особенности лова сельди, для че­ го, например, измерять температу­ ру воды, как брать планктон, ка­ кую пищу предпочитает сельдь, какие температурные режимы во­ ды для нее наиболее благо­ приятны. должны восполнить этот пробел. Корабли «Мурмансельди» нуж­ даются также в подробных и точ­ ных картах и в высококачествен­ ных и совершенных навигацион­ ных приборах. Радиопеленгаторы должны быть на всех кораблях, они оказывают большую помощь в ходе промысла. Никто не побеспокоился о том, чтобы на плову их базах был хо­ тя бы один приличный токарный станок. Для того, чтобы устранить это упущение, необходимо в экспеди­ ции 1 9 5 2 года организовать пло­ вучую мастерскую либо на одной из баз, либо на специальном ко­ рабле. Эту пловучую мастерскую надо снабдить современным токар­ ным станком, фрезерным и стро­ гальным стайками, газосварочным аппаратом. На борту пловучей ма­ стерской должны быть также во­ долазы. И. о. редактора Л. Я. СОБОЛЕВ. Адрес редакция: г. Мурманск, Рыбный порт, управление «Мурмансельдь». Тел. 33-04. Отпечатано в типографик «Полярная правда». 4989. Тир, 800 Щ 06068

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz