Рыбный Мурман. 1951 г. Декабрь.
РЫБНЫЙ MVPMAH “ Г * " ""ТВ № 1 9 ; 18 декабря 1 9 5 1 г. ■ іи т и н ■ .1 .< ■ IW , штя in і • г и і— д я т г ш ш т г г .-— inn м н и — ^ ы д д р .— . . гггш ПРОИЗВОДСТВЕННО- ТЕХНИЧЕСКОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ФЛОТА В 1951 ГОДУ Итоги селЬдяной экспедиции (Из доклада начальника экспедиции Я. А. ГУНИНА). Управление «Мурмансельдь» обмен информацией, принимались начало подготовку к экспедиции решения, имеющие значение для 1951 года сразу же после окон- всего флота. чания экспедиции 1 9 5 0 года, | Широкий размах социалистиче- учитывая недостатки прошлогод- ского соревнования явился осноз- ней организации. В связи с уве- ным фактором успешной работы з личением числа рыболовных су- экспедиции. В начале экспедиции дов необходимо было изыскать суда обрабатывали по 70 сетей все возможности для того, чтобы ежедневно. Позднее это количе- своевременно укомплектовать ко- ство возросло до 110 . Благодаря рабли кадрами. (четкой организации труда экипа- С помощью областной партий-|жи кораблей убирали и обрабаты- ной организации эта трудность вали до 40 тонн ежедневно, не была разрешена. Были организо-, теряя дрейфа, ваны курсы дрифмейстеров, меха- і Недостаточный промысловый ников, штурманов. Капитанам су-1 опыт молодых кадров и отсутст- дов читались лекции по методам вие резерва командного состава промысла сельди. В помошь мо-, приводили к частым перемеще- лодым судоводителям на каждую ниям судоводителей и механиков Обработка сельди в экспедиции (Из выступления главного технолога экспедиции Л. М. ОБРАЗЦОВА). Вылов высококачественной солыциков и матросов, не имею- сельди «полярный залом» про- щих специальной подготовки. Пе- мысловым флотом «Мурмансель- ди» ежегодно возрастает. Сорт ность сданной нами сельди харак теризуется следующими цифрами: ИГ В-сорт I сорт іі сорт |сорт группу судов были назначены ин структоры по орудиям лова, кото рые впоследствии принесли боль шую пользу на промысле. Промысловые суда были раз делены на 4 отряда, в каждом из с траулера на траулер. Это явля лось, несомненно, отрицательным моментом в работе экспедиции. Только за время экспедиции на СРТ-1і44 сменилось пять капита нов, три старших штурмана; на ка; на СРТ-153 — четыре капи тана и четыре вторых механика. В экспедиции приняло участие значительное число членов и которых был назначен капитан- СРТ-147 — три старших механи- флагман из числа наиболее опыт ных промысловиков: тт. Голубин, Корольков, Ульянов и Сниккер. Руководство поисковым флотом было возложено на заместителя начальника экспедиции по пром разведке тов. Едемского. В середине июня поисковый траулер № 131 (капитан тов. Безгин) обнаружил мощную кон центрацию сельди. Под’емы *зача стую были настолько большими, что отдельные корабли не справ- По плану 1 ,8 8 6 , 4 11 »8 — Фактически 0 ,7 95 , 6 3 , 3 0 , 4 Дальнейшее повышение сортно сти за счет понижения солености сельди вполне осуществимо при условии снабжения промысловых кораблей высококачественной та рой. - Для снижения солености сель ди и улучшения ее качества необ ходимо обрабатывать сельдь по схеме так называемого «прерван ного посола». * Обработка сельди в управлении 4-Мурмансельдь» организована неудовлетворительно. Отсутствует отдел обработки, ведающий техно логией обработки сельди. Это де ло осуществляется одним челове ком — инженером промыслового отдела. Отсутствует и сдаточный цех, «который контролировал бы приемные цехи Мурманского рьь кандидатов ВКП(б) и комсомоль- бокомбината по системе, принятой цев. Коммунисты и комсомольцы Jв траловом флоте. — члены команд поисковых и про-! Подавляющее большинство р мысловых судов и пловучих баз * acJep2? на .судах М<^??ДЬ>ы^ — явились застрельщиками со циалистического соревнования, первыми помощниками командова ния по мобилизации промыслови ков в борьбе за высокие уловы и лялись с обработкой своего по-'за качество продукции, за досроч- рядка и им на помощь приходили ]ное выполнение обязательств, дан- другие суда. Среди капитанов вы-;ных в письме товарищу Сталину. работалась товарищеская взаимо помощь. Этими мерами были спа сены от затопления сотни сетей с рыбой. В июле суда продвигались на север, следуя за косяками сель ди. В августе промысловый флот сосредоточился на мощной кон центрации сельди, обнаруженной поисковым траулером «Орочен» (капитан тов. Малков). Это была самая мощная сырьевая база за все время экспедиции. Успешный облов этих косяков позволил зна чительно перевыполнить план ав густа и сентября. Уловы на сеть в сентябре, несмотря на шторм, непосредственной помощью моря- были наивысшими за все время ков-коммунистов, позволили завер- экследиции и достигли в среднем ‘шить сельдяную экспедицию за месяц 139 килограммов на 1951 года со значительным пре- сеть. івыпгением всех показателей. Научно-исследовательскими и' Несмотря на достигнутые в Инициатором социалистического соревнования был экипаж СРТ-180 , руководимый коммуни стом Корольковым. Этот почин подхватили все суда экспедиции. Трудовой под’ем вызвала кам пания по сбору подписей под Об ращением Всемирного Совета Ми ра. Моряки единодушно подписы вались под обращением и, став на стахановскую вахту мира, взя ли на себя дополнительные обяза тельства. Высокая трудовая активность бообработчики, выдвинутые из за- ред выходом в море все мастера прошли инструктаж по технологии обработки сельди. Корабли были снабжены инструкциями. В ре зультате социалистического сорев нования рыбмастер СРТ-2 18 Продченко доставил 9 9 , 9 процен та полуфабриката первым сортом; мастер СРТ-155 Катеров сдал 99 , 7 процента сельди первым сортом. Мастер СРТ-420 Баба- рыгин первым сортом сдавал 99 процентов. Для обеспечения продуктивной работы флота необходимо снаб жать промысловые корабли не ме нее как 7 0 0—8 0 0 штуками бо чек и для этого не позже мая 1 9 5 2 года надо создать оператив ные запасы бочек до 3 5 0 тысяч штук. В I квартале 1 9 5 2 года нужно организовать курсы масте- роЕ-обработчиков и издать типо графским способом инструкцию по обработке сельди. В этом году мы доставили не сколько партий свежей сельди. Этот опыт позволяет планировать регулярную доставку охлажденной сельди в 1952. году. Повышение требовательности к капитанам и рыбмастерам, безу словно, даст возможность исполь зовать наши резервы в улучшении качества обработки сельди. промысловиков,^ стахановский труд, реХоде в порт и на промысел не !просушиваются, в результате сете- гт°"Ап,'л" ~ ~ материалы подвергаются гниению, увеличивается их износ. Немало утерь сетей произошло из-за плохого качества вожаково- го троса. Пеньковый вожаковый трос, которым снабжали почти поисковыми судами, входившими, экспедиции успехи, работа моря- весь флот, после 2 0—23 дрейфов в состав экспедиции, были обнару- ков тормозилась неполадками, жены три мощных концентрации значительно снижавшими эффек- сельди, обеспечивших сырьевую тивность промысла. Готовясь к базу и выполнение и перевыпол- промыслу 1 9 5 2 года, необходимо нение плана добычи рыбы. Хоро- учесть и устранить эти недочеты. шо провел перспективную и пои- Основным тормозом в работе сковую разведку СРТ «Корабле- явилось малое количество плову- строитель» (капитан тов. Танин), чих баз. По этой причине про- на борту которого находился зам. мысловые суда теряли на перехо- начальника экспедиции по науч- ды и на стоянки в порту не менее ной части кандидат биологических 30 процентов промыслового вре- подготовке дрифмейстерского со- наук тов. Юданов. Капитаны мени. 64 процента улова было става необходимо отнестись со поисковых судов тт. Малков, Без-1 доставлено судами непосредствен- всей серьезностью, гин, Михайлов, Лысков, Межуев но в порт. Эти непроизводитель- и выделенные позднее для поиска ные затраты времени привели к тт. Штейнгольд, Сухоруков хи потере не менее 80 тысяч цент- Патанен настойчиво производили неров рыбы. поиски сельди. | Учитывая опыт работы двух Поисковые и научно-исследова- последних экспедиций, следует тельские суда открыли в этом го- признать, что сырьевая база Устранить н е до с т а т к и в снабжении (Из выступления капитана СРТ-331 В. 3 . ШТЕИНГОЛЬДА). Подготовка к экспедиции 1951 года прошла неорганизованно и до сего времени в вопросах снабже ния не изжита штурмовщина. Орудия лова и другие виды снаб жения промысловики получают буквально за несколько часов до отхода судна в море. Такой метод снабжения создает неразбериху, и порой капитан не знает, что у не го есть на борту и что необходи мо дополучить из снаряжения для ведения промысла. Сети выдаются без учета заявок и сезона про мысла/ Промысловый флот ощущал большой недостаток в поверхност ных термометрах, планктонных сетках и других предметах, без которых морякам трудно произве сти микроразведку и выбрать правильную позицию для выметки сетей. Неблагополучно обстояло снаб жение промысловиков бочкотарой. В самое напряженное время лова, когда была хорошая сырьевая ба за, морякам приходилось ожидать тару в порту по 10—15 суток. Но и потеряв столько промысло вого времени, они все же могли добиться только по 4 0 0—5 0 0 бочек на судно. Бывали случаи, когда судам выдавалась недобро качественная тара, что снижало сортность сельди. О поисковом флоте (Из выступления капитана СРТ-1 4 3 П. В. СЕРГЕЕВА). Из-за отсутствия достаточного количества поисковых кораблей в эксцедиции 1951 года промыс ловым судам часто приходилось заниматься поисками сельди. По исковые траулеры больше были заинтересованы в добыче рыбы, чем в обеспечении флота сырье вой базой. Это получилось пото му, что система оплаты поиско вым судам не была достаточно продумана. В будущем году это упущение следует устранить — не устанав ливать поисковому флоту план до бычи, а разработать такую систе му оплаты, которая стимулирова ла бы поисковую работу спе циально выделенных для этой це ли судов. Необходимо обратить серьезное внимание на подбор кадров пои сковых траулеров. На эти Kopafr ли должны назначаться опытные промысловики. Создать пловучую мастерскую (Из выступления главного' механика экспедиция • В. К., КАЛАНДАРИШВИЛИ). В этом году мы могли оказы вать в море судам экспедиции весьма скромную техническую по мощь. Нехватало запасных ча- * „ ^ 1стей, инструментов и многого дру- Промысловик я малоопытный, | Для того, чтобы точно знать необходимого для ремонта. Эксплоатация орудий лова (Из выступления инструктора по орудиям лова П. С. ОКУЛОВА). За девять месяцев 1951 года. Непростительную медлитель- судами «Мурмансельди» было по'ность допустил промысловый от- разным причинам утеряно 1 638 ! дел в освоении кошелькового не- сетей. Часть сетей была утеряна! вода. В этом году был специально по халатности отдельных команди- оборудован один траулер для <>с- ров судов: например, на трауле рах № 8 4 4 (капитан тов. Хлы стун), № 2 2 2 {бывший капитан тов. Масюкевич), «Кораблестрои тель» і(капитан тов. Танин). Некоторые капитаны бесхозяй ственно относятся к хранению орудий лова. При снабжении трау леров в порту сети с палубы свое временно не убираются, а на пе- к дальнейшему употреблению был непригоден. Экспедиция этого года показа ла, что промысловый отдел уделял недостаточно внимания подготовке дрифмейстеров. Были случаи, когда направлялись «а суда люди, мало знакомые с техникой дриф терного лова сельди. В будущем тов. Бочкову к профессиональной воения кошелькового лова. Но за весь 1951 год СРТ-416 работ по освоению кошелькового невода не вел. Не всеми судами применялся поддон Артамонова. Там, где я его применял, результаты положи тельные. Приспособление это сбе регает 7—10 процентов сельди, которая осыпается с сетей во вре мя выборки порядка. Нужно обя зать капитанов судов, чтобы в бу дущем году они обязательно при меняли это приспособление. Испытание в 1951 году капро новых сетей с утолщенной ниткой показало хорошие результаты. Уловы на капроновую сеть выше, примерно, на 3 0 0—4 0 0 кг., чем на хлопчатобумажную. Руковод ству «Мурмансельди» нужно сме лее внедрять капроновые сети в промысел сельди. Существующий плав из балберы нужно заменить плавом из пенопласта, который имёет высокую пловучесть. Руководителям отделов «Мур мансельди» не нужно бояться нов шеств, а глубже внедрять " их в промысел. ѵ’ О навигационных пособиях (Из выступления капитана СРТ-846 Ф. Г. ГУРНАК). Iсельдь прежде никогда не ловил, і свое место, определять направле- d г, ние движения косяков, скорость тт ^ - і полнил успешно. В этом, в первую 0 * тально изучить сельдяные богат- ди». Необходимо четче отработать очередь заслуга начальника | Дрейфа судна, нам необходимо экспедиции тов. Гунина, умело знать морские течения. Мы не мо- ду новые районы промысла, их вполне обеспечивает работу про і Эквпаж нашего траулера план вы- работа позволила еще более де- мыслового флота «Мурмансель-1 ства Северной Атлантики. организацию управления промыс- Средний вылов на один траулер лом в море, улучшить связь. Во- руководившего нами, возрос по сравнению с пропілым прос о базах имеет исключительно годом на 1 7 ,8 процента. Рекорд- важное значение для дальнейшего Мы могли бы добыть рыбы го- ного вылова добился экипаж увеличения добычи рыбы. Во вре- СРТ-218 (капитан тов. Ивасенко) мя наибольшего лова сельди — 4 7 1 7 центнеров, что на 5 6 7 промысловые суда должны быть центнеров превышает наивысший избавлены от необходимости воз- вылов, достигнутый в 1 9 4 9 году вращаться в порт для сдачи про- экипажем СРТ «Кораблестрои- дукции и для снабжения, тель». I Подготовку к экспедиции 1 9 5 2 Большую роль на промысле года необходимо начать уже сей- сыграл совет капитанов, регуляр- час. В этом — залог успешного но проводившийся по радио. На выполнения и перевыполнения го- нем выяснилась промысловая об- сударственного плана добычи ры- становка, производился взаимный, бы на 1 9 5 2 год. жем одновременно ловить рыбу и заниматься гидрологическими ис- раздо больше, если бы грамотнее jследованиями. Это дело научных ловили. Научные работники не J работников и в будущем году они рассказали нам, новичкам, каковы особенности лова сельди, для че го, например, измерять температу ру воды, как брать планктон, ка кую пищу предпочитает сельдь, какие температурные режимы во ды для нее наиболее благо приятны. должны восполнить этот пробел. Корабли «Мурмансельди» нуж даются также в подробных и точ ных картах и в высококачествен ных и совершенных навигацион ных приборах. Радиопеленгаторы должны быть на всех кораблях, они оказывают большую помощь в ходе промысла. Никто не побеспокоился о том, чтобы на плову их базах был хо тя бы один приличный токарный станок. Для того, чтобы устранить это упущение, необходимо в экспеди ции 1 9 5 2 года организовать пло вучую мастерскую либо на одной из баз, либо на специальном ко рабле. Эту пловучую мастерскую надо снабдить современным токар ным станком, фрезерным и стро гальным стайками, газосварочным аппаратом. На борту пловучей ма стерской должны быть также во долазы. И. о. редактора Л. Я. СОБОЛЕВ. Адрес редакция: г. Мурманск, Рыбный порт, управление «Мурмансельдь». Тел. 33-04. Отпечатано в типографик «Полярная правда». 4989. Тир, 800 Щ 06068
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz