Рыбак Заполярья. 1958, Ноябрь

РЫБАК ЗАПОЛЯРЬЯ 27 ноября 1958 г. № 95 (780) Новый этап в жизни советской школы Фридрих -is Энгельс й- 28-го ноября исполняется 138 лет со дня рождения ве­ личайшего мыслителя и за­ мечательного ученого Фрид­ риха Энгельса. Великий учи­ тель пролетариата, друг и со- ѵ ратник Маркса, Фридрих Эн- с гѳльс вместе с ним создавал ( теорию научного коммунизма / и боролся за освобождение ; рабочего класса. S Коммунисты обсуждают материалы Пленума ЦККПСС КоллективРетиноких судо­ ремонтных мастерских горячо одобрил тезисы доклада тов. И.О. Хрущева на XXI съезде КПСС. Сейчас в цехах прохо­ дят беседы. Агитаторы под­ робно рассказывают рабочим о величественной программе на­ шей семилетки. С большой активностью в поселке Ретішское прошло пар­ тийное собрание. С докладом об итогах ноябрьского Плену­ ма ЦК КПСС и задачах пар­ тийной организации выступил директор базы т. Бурков. Коммунисты по-деловому об­ судили этот важный вопрос. Они говорили о грандиозных планах нашей семилетки, о за­ дачах, стоящих перед коллек­ тивом. —В 1960 году внашейстра­ не,—говорит помощник капи­ тана коммунист т. Котенко, —намечается завершить пере­ вод рабочих и служащих на семичасовой рабочий день,а с 1964 года начнется пе­ реход на пятидневную неделю. К этому надо готовиться уже сейчас. С переходом на сокра­ щенный рабочий день у рыба­ ков будет много свободного времени. Хозяйской заботойо производстве, о быте рыбаков должны быть проникнуты все наши действия. Выступившие на собрании коммунисты т.т.Тимченко,Вой­ това, Аксенова и другие с большой благодарностью гово­ рилио том,что партия и пра­ вительство неустанно забо­ тятся о благе народа, обулуч­ шении условий труда и быта рабочих. Собрание единодушно одоб­ рило решения, принятые на ноябрьском Пленуме ЦК КПС. Коммунисты наметили кон­ кретные мероприятия по про­ паганде и разъяснению этих исторических документов. С.'ИКОННИКОВ. Секретарь парторганизации Опублико­ ванные 16 но­ ября в «Прав­ де» тезисыЦК КПСС и Сове­ та Министров СССР «Об ук­ реплении свя­ зи школы с жизнью и о дальнейшем развитии сис­ темынародно­ го образова­ ния встране», о до брепные II ле н у мо м. Центрального Комитета Ком­ му н ис т ич ес ­ койпартии Со- ветского Сою­ за, являются документом огромного значе­ ния. Выдвинутая в тезисах про­ грамма перестройки средней и высшей школы самым тесным образом связана с новымиве­ личественными задачами ком­ мунистического строительства, намеченными в тезисах докла­ да товарища П. С. Хрущева о контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Советская школа подготови­ ла миллионы образованных, культурных граждан, актив­ ных участников социалистиче­ ского строительства. Она вы­ растила замечательные кадры выдающихся ученых, инжене­ ров, конструкторов, чьи иска­ ния и творческий труд вопло­ щены в исторических научно- технических победах Советско­ го Союза. Но советские люди по могут успокаиваться до­ стигнутым. Жизнь выдвигает перед школойновые возросшие задачи. Мы вступаем в период раз­ вернутого строительства ком­ мунистического общества. Бли­ жайшие и дальние перспекти­ вы тохнико-эконом ич ес к о г о развития Советского Союза предъявляют все более высо­ кие требования ко всем тру- женикам нашего общества. Между тем общеобразователь­ ная и высшая школы отстают от требований коммунистиче­ ского строительства, имеют серьезные недостатки. Вотчет­ номдокладе ЦККПСС XX съез­ ду партии указывалось, что серьезным недостатком нашей школы является известныйот­ рыв обучения отжизни,плохая подготовленность оканчиваю­ щихшколу к практическойдея­ тельности. Пути перестройки школы были намеченыв запи­ ске товарища Н. С.Хрущева в Президиум ЦККПСС«Об укреп­ лениисвязи школы с жизнью и о дальнейшем развитии си­ стемы народного образования в стране». Изложенные в этой записке предложения былиодо­ брены Президиумом ЦК KUCC п нашли горячую поддержку советской общественности. Суть намеченной партией и правительством перест р ойк и средней и высшей школы за­ ключается в соединении обуче­ ния с производительным тру­ дом при непременном повыше­ нии уровня как обучения, так и воспитания нашего подрас­ тающего поколения. В истори­ ческой речи на III съезде ком­ сомола В. И. Ленинразъяснял, что молодежь не должна за­ мыкаться в школах, а все свое учение и образование соеди­ нять с трудом рабочих и кре­ стьян. Принципсоединения обу­ чения с производительным тру­ домсформулирован в важней- шйх документах Коммунисти­ ческой партии, развит и кон- і с ретизирован в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР. В этом историческом до­ кументе подчеркнуто, что с оп­ ределенного возраста вся мо­ лодежь должна включиться в общественно полезный труд,ее обучение основам наук связы­ вается спроизводительным тру­ дом в промышленности или сельском хозяйстве. Бесспорно, ценными перс­ пективным,является уже на­ копленныйпервыйопыт соеди­ нения обучения с производи­ тельным трудом в ряде школ РСФСР, Украины и других со­ юзных республик. В Ставро­ польском крае, например, ро­ дилась замечательная инициа­ тива создания учен ически х бригад в колхозах. Они комп­ лектуются из учащихся 8—9-х классов. Глубокое изучение опыта передовых школ, соеди­ няющих обучение с производ­ ством и трудом, поможет ус­ пешномупроведениюперестрой­ ки народного образования. Втезисах рекомендуется раз­ делить среднее образование на два этапа. Первым этапомсред­ него образования должна быть обязательная в осьмилетняя школа, создаваемая вместо существующей теперьсемилет­ ней школы. Обязательная восьмилетняя школа явится по сравнению с семилетней шко­ лой значительным шагом впе­ ред в развитии народного об­ разования. По окончании восьмилетнейшколывся моло­ дежь должна включаться воб­ щественно полезный труд на предприятиях,в колхозах и т.п. Полное среднее образование молодежь будет получать -на втором этапе обучения. Завер­ шение среднего образования на основе соединения обучения с производительным трудом мо­ жет быть осуществлено вшко­ лах рабочей икрестьянскоймо­ лодежи, в средней общеобра­ зовательнойтрудовой политех­ ническойшколе с производ­ ственным обучением(типа школ фабрично-заводского исельско­ хозяйственного ученичества), в техникумах, работающих на базе восьмилетки. Все большее развитие пору­ чат школы-интернаты, в кото­ рых создаются наиболее бла­ гоприятные условия для обу­ ченияикоммунистического вос­ питания подрастающего поко­ ления. Кроме указазанных вы­ ше школ второго этапа сред­ него образования,целесообраз­ но сохранить школы для де­ тей, наиболее способных в об­ ласти музыки, хореографичес­ кого и изобразительного ис­ кусства. Тезисы рекомендуют обсудить вопрос о создании специальных школ для моло­ дежи, имеющей особые склон­ ности и способности к мате­ матике, физике, химии, биоло­ гии. В результате перестройки школы отнюдь не должно быть сокращено или ослаблено гу­ манитарное образование, име­ ющее весьма важное значение для формирования коммунис­ тического мировоззрения уча­ щихся. Еще более возрастают воспитательные задачишколы, роль школьных пионерских и комсомольских организаций. При этом следует преодолеть недооценку физического и эс­ тетического воспитанияшколь­ ников, более широко развивать различные формысамодеятель­ ности молодежи вобласти тех­ ники, искусства, натуралисти­ ческой работы, физкультуры и спорта, туризма.- В тезисах подчеркнуто, что перестройку системы народно­ го образования необходимо осу­ ществлять планомерно и орга­ низованно в течение несколь­ ких лет с максимальным уче­ том местных особенностей.При этом не только не должно быть допущено какого-либо ухудше­ ния обслуживания населения школами, а, напротив, необ­ ходимо все сделать для того, чтобыболее широкие массы молодежи получали полное среднее образование в наибо­ лее удобных для них формах. Партия стремится к тому, чтобы все рабочие и ра­ ботницы, колхозники икол­ хозницы имели среднее об­ разование, рассматривает эту задачу как условие не­ прерывного п о выше ния производительности труда и, следовательно, как одно из важнейших условий ус­ пешного с тр оительства коммунизма. В тезисах товарища Н. С. Хрущева о контрольных циф­ рах развития народного хозяй­ ства СССР на 1959-1965 го­ ды намечается значительное развитие народного образова­ ния. Число учащихся вначаль­ ных, семилетних и средних школах в 1965 году увеличит­ ся до 38—40 миллионов чело­ век против 30 миллионовчело­ век в 1958 году. Должно быть значительно увеличено число учащихся в школах рабочейи сельской молодежи, в профес­ сионально-технических шко­ лах, а также в школах взрос­ лых.Численность учащихся в школах-интернатах составит в 1965 году не менёе 2 миллио­ нов 500 тысяч человек против 180 тысяч человек в 1958году, то есть увеличитсяв 14 раз. За 1959—1965 годы будет выпу­ щено из высших учебных за­ ведений 2 миллиона 300 ты­ сяч специалистов против 1мил­ лиона 700 тысяч человек за 1952—1958 годы. Большое место в тезисах уделяется дальнейшему совер­ шенствованию системы высше­ го образования в СССР. Пере­ стройка системы высшего об­ разования должна быть на­ правлена на обеспечение луч­ шей практической и теорети­ ческой подготовки специалис­ тов,должна содействовать зна­ чительному улучшению изуче­ ния общественных наук, ком­ мунистическому воспитанию, студенчества. В высшие учеб­ ные заведения нужно в пер­ вую очередь принимать моло­ дежь, имеющую стаж практи­ ческой работы, создать луч­ шие условия молодымрабочим и колхозникам для подготов­ ки к поступлению ввузы. Кон­ кретные формы соединения обу­ чения в высшей школе с прак­ тикой, с трудом -должны оп­ ределяться в зависимости от профиля вуза, от состава сту­ дентов, а также от ряда на­ циональных и местных особен­ ностей. В развитии нашейвыс­ шей школы все возрастающую роль будет играть вечернее и заочное образование. В тезисах подчеркнута необ­ ходимость улучшения препода­ вания общественных дисцип­ лин. Преподавание марксиз­ ма-ленинизма должно носить творческий, наступательный, боевой характер. Надо воспи­ тывать нашу молодежь в духе непримиримости к буржуазной идеологии и любым проявле­ нием ревизионизма. Перестройка среднейи выс­ шей школы затрагивает инте­ ресы миллионов людей, всего советского народа. Поэтому ЦентральныйКомитет КПСС и Совет Министров СССР призна­ ли необходимым поставить те­ зисы но данному вопросу на всенародное обсуждение. Это даст возможность при оконча­ тельном определении конкрет­ ных путей перестройки систе­ мы народного образования пол­ нее использовать практику пе­ редовых шкод и вузов, уже добившихся известных успехов в трудовом воспитании моло­ дежи, и предложения широких кругов советской обществен­ ности. Намеченная перестройка по­ высит роль школы в образова­ нии и воспитании молодежи, обеспечит более высокую под­ готовку квалифицированных кадров для всех отраслей на­ родного хозяйства, науки и культуры, для осуществления величественных созидательных планов в период развернутого коммунистического строитель­ ства в СССР. Открыта подписка на 1959 год на сельскохозяйственные плакаты Издательство М и н и с т е р с т в а сельского хозяйства СССР выпус­ кает многокрасочные иллюстриро­ ванные газеты-плакаты— „Агротех- советы колхозам и совхозам", „Зоовѳтсоветы колхозам и совхо­ зам* и учебные плакаты по меха­ низации сельского хозяйства. „Агротехсоветы колхозам и сов­ хозам* дают рекомендации по вы­ ращиванию высоких урожаев сель­ скохозяйственных культур, пере­ работке и хранению их и вопро­ сам повышения культуры земле­ делия. „Зооветсоветы колхозам и совхо­ зам" рассказывают о прогрессив­ ных методах выращивания, корм­ ления и содержания сельскохозяй­ ственных животных, птиц, рыбы; о способах повышения качества кормов; о профилактике различных заболеваний животных. Газеты-плакаты—это пособие для агротехнических и зоотехниче­ ских курсов и кружков, для заня­ тий в средних школах. Выходят они два раза в месяц. Издательство Министерства сельского хозяйства СССР. Редактор П.Ф. ЗАЙКОВ Адрес редакции: г. Полярный, ул. Советская, дом 16, телефоны: редактор— 38, ответ, секретарь— 25, райиздательство— 96. Тип. .Рыбак Заполярья” . Тир. 843 Зак. 6 6 2

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz