Миссионерская православная газета. 2014 г. № 3. Март.

2 М иссионерская православная газета №3, март 2014 Ж И З Н Ь Е П А Р Х И И Время задуматься о себе, или для чего мы постимся? Начало на стр. 1 В течение года природа проходит определенный цикл: возрастание, затем цветение, зрелость, увяда­ ние и долгая изнурительная зима. Это можно сравнить с состоянием нашей души. Бывают времена, когда душа наша возрождается, расцветает, но потом снова охладевает, мы становимся равнодушнее, погрязаем в наших земных делах: на­ ступает осень, затем зима души. Но всякий раз Вели­ кий пост приходит как но­ вая духовная весна, давая нам возможность духовно обновиться, процвести цве­ тами добродетелей, прине­ сти плоды покаяния. Великий пост готовит к Страстной седмице, к встрече со Христом. Смысл. цель и сердцевина поста за­ ключается именно в том, чтобы, подражая Христу, мы все более и более к Нему приближались; в том, что­ бы, очищая душу и тело, мы оказывались все более спо­ собными воспринять в себя ту духовную Весть —преоб­ ражающую, исцеляющую и воскрешающую —которую приносит нам Господь Ии­ сус Христос. В пасхальную ночь мы услышим слова Иоанна Златоуста о том, что и постившиеся и не постившиеся должны на­ сладиться духовным пиром и напитаться от духовного Агнца, Который есть Хри­ стос. Но я думаю, что мно­ гие из вас по собственному опыту знают, насколько полнее бывает восприятие служб Страстной седмицы и радость праздника Пасхи, если мы достойно и по-хри­ стиански провели пост; на­ сколько лучше чувствует себя наша душа, насколько охотнее откликается она на все то,что слышит в Церкви в страстные и пасхальные дни, если мы прошли через подвиг поста. ВВеликом посту каждый из нас может взять на себя какой-то духовный подвиг. Можно, например, дать себе зарок в течение поста никого вслух не осуждать. Если нам удастся шесть не­ дель продержаться, никого не осуждая, это уже будет великое дело. Конечно, это не значит, что мы должны воздерживаться от осужде­ ния лишь во время Велико­ го поста, но поскольку мы осуждаем друг друга еже­ дневно, дадим себе шанс и возможность хотя бынавре­ мя замкнуть уста для всяко­ го слова осуждения. И если нам это удастся, мы увидим, насколько изменится наше отношение к другим людям после нескольких недель такого духовного упражне­ ния. У нас есть сердце и уста, то есть наш внутренний человек и то орудие, через которое этот внутренний человек себя проявляет. И если нам не удается сразу же преобразить нашего вну­ треннего человека, то нуж­ но хотя бы поработать над его орудием. Часто люди спрашивают, как справить­ ся с раздражением, как сде­ лать, чтобы не позволить себе выплеснуть гнев на другого человека. Один из способов: в тот момент, ког­ да гнев подступает к вашему сердцу, уже захлестнул его и готов вылиться в слова, зам­ кнуть свои уста и не дать им раскрыться до тех пор, пока приступ гнева не пройдет. Подавить в себе гнев, «про­ глотить» его — это, быть может, процедура неприят­ ная и болезненная, но если научиться хотя бы этому, то затем можно переходить и к работе над собственным сердцем. И время Велико­ го поста идеально подходит для того, чтобы сделать пер­ вый шаг. Это то самое вре­ мя, когда, если мы еще не начали работу над собой, мы можем ее начать. В Великом посту можно взять себе и другие дела­ ния, например, прочитать все четыре Евангелия. Не­ редко мы, православные христиане, думая, что Свя­ щенное Писание мы знаем едва ли не наизусть, не­ делями и месяцами его не открываем. И не замечаем того, что, даже если и сохра­ няются в нашей памяти ка­ кие-то евангельские эпизо­ ды, Евангелие все меньше и меньше становится книгой нашей собственной жизни, мы все реже видим в нем отражение собственного духовного опыта. Поэтому, если нам не хватает време­ ни в обычные дни читать Евангелие, то хотя бы в дни Великого поста перечитаем эти страницы, на которых Сам Господь обращается к нам. В дни Великого поста полезно также читать Вет­ хий Завет. Не случайно на великопостных богослуже­ ниях читаются и Книга Бы­ тия, и Книга Иова, и Кни­ га Притчей Соломоновых. Церковь избрала эти кни­ ги потому, что они имеют особое назидательное зна­ чение. Из Книги Бытия мы узнаем о сотворении мира, о смысле его существова­ ния. Книга Иова говорит нам о том, как Бог утеша­ ет человека в страданиях и скорбях. Из Книги Прит­ чей мы можем получить множество полезнейших нравственных уроков. В течение Великого по­ ста полезно обратиться и к духовной святоотеческой литературе. Не случайно во вторую неделю поста Цер­ ковь вспоминает святителя Григория Паламу, в четвер­ тую неделю —преподобно­ го Иоанна Лествичника, в пятую — преподобную Марию Египетскую. Опыт, отраженный в житии Ма­ рии Египетской, в книгах Иоанна Лествичника и Григория Паламы, а также других Отцов Церкви мо­ жет стать и нашим опытом, если мы будем вчитывать­ ся в их слова и стараться воплощать в жизнь то, что они говорят. Серьезное отношение к посту означает прежде все­ го, что мы отнесемся к нему на самом глубоком уровне нашего сознания — вос­ примем его как духовный призыв, требующий отве­ та, решения, постоянного усилия. Именно для этой цели Церковь установила подготовительные недели к Великому посту. И луч­ ший, и самый легкий спо­ соб для этого — отдаться руководительству Церкви, хотя бы размышлением над пятью евангельскими чтениями, которые Цер­ ковь предлагает нам в тече­ ние пяти недель, предше­ ствующих посту: желание (Закхей), смирение (Мы­ тарь и фарисей), возвра­ щение из изгнания (Блуд­ ный сын), суд (Страшный суд) и прощение (Про­ щеное воскресение). Эти евангельские чтения надо не только прослушать в церкви, но принести их с собой домой и сопоставить со своей жизнью, своим семейным положением, своими профессиональ­ ными обязанностями, сво­ ей заботой о материальной стороне жизни, своим от­ ношением к определен­ ным людям, с которыми мы живем. ^ В МОНЧЕГОРСКЕ ДЕЙСТВУЕТ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ДЕТИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» 23 февраля, в день Защит­ ника Отечества, гостями Воскресной школы стали члены Мончегорской об­ щественной организации «Дети войны». «Нет боль­ ше той любви, как если кто положит душу свою за дру­ зей своих» (Ин. 15:13). Эту евангельскую истину во­ площают в жизнь те, кто са­ моотверженно отдает себя ради благополучия своего Отечества, являя пример жертвенной любви. Гости рассказали о том, как в их жизнь вошла вой­ на, о том, какие лишения и потери пришлось пережить в годы войны. Воспитан­ ники и преподаватели Вос­ кресной школы с интере­ сом внимали их рассказу и задавали вопросы. Осенью 2011 года настоя­ телем Вознесенского собора протоиереем Иоанном Ба- юром был освящен Музей ВСТРЕЧА ПРАВОСЛАВНОЙ МОЛОДЕЖИ В НЕДЕЛЮ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ 9 марта текущего года в по­ селке Мурмаши в помещении Духовно-просветительского центра «Анастасиос» прошла встреча православной моло­ дежи. На встрече присутство­ вали руководитель отдела по работе с молодежью иерей Илья Ванюхин, ответствен­ ный за работу с молодежью в Мурманском благочинии иеромонах Трифон (Ми­ хайловский) , координатор Мурманской региональной детско-молодежной об­ щественной организации «Кольские скауты» иеро­ монах Иоанн (Суходолов) и православная молодежь, всего более 20 человек. Участники встречи обсу­ дили статью к. и. н. доктора философских наук, заведу­ ющего сектором философии религии Института филосо­ фии Российской Академии Наук В.К. Шохина «Христи­ анство как религия полит- корректности в современной Европе: иллюзии и реальные «Дети войны». Тогда отец Иоанн назвал музей «храмом памяти». С этого времени между руководством музея и Вознесенским собором складываются тёплые дру­ жеские отношения. В городе Мончегорске на сегодняшний день 4200 детей войны. Кто-то ска­ жет, что нет в России такого официального статуса. Есть ветераны войны, труженики тыла, адети —они и естьдети. Но на самом деле их милли­ оны. Миллионы теперь уже довольно пожилых людей, чье детство опалено чудо­ вищной войной. На их долю выпала потеря самых родных на свете людей, ушедших на фронт отцов. Голод, разруха, неустроенность, бедность — вот отметины тех лет. Труд­ ностей в их жизни хватило с лихвой. Не проходят раны дет­ ства... Наверное, поэтому очевидцы тех лет, сплочен­ ные общей целью, стремят­ ся не прервать нить памяти и поделиться воспоминани­ ями с подрастающим поко­ лением. перспективы». Автор рас­ суждает над тем, что несмо­ тря на очевидный кризис авторитета христианства в Европе, оно не может не со­ храниться в центре мировой цивилизации на том лишь основании, что Европа была христианской всегда и пото­ му не может перестать быть ею по определению, какие бы временные явления ни создавали противоположно- го впечатления. Были при­ ведены факты о тяжелом по­ ложении христиан в Европе: увольнении людей с работы, если руководство узнает о ношении ими нательных крестов, упразднении хри­ стианской символики, по­ давлении манифестаций против исламизации евро­ пейских стран и т.д. После совместного об­ суждения, был определен ряд мероприятий на текущий 2014 год: создание мобиль­ ных молодежных миссио­ нерских групп, подготовка листовок с информацией о празднике Пасхи Христовой для раздачи в храмах на Свет­ лой Седмице и др. Д м и т р и й Г Л А Д Ы Ш Е В

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz