Миссионерская православная газета. 2014 г. № 3. Март.
авославная Периодическое издание Мурманской и Мончегорской епархии Московского патриархата, издается с 1998 года газета №3 М А Р Т 2 0 1 4 к а к о й с м ы с л з а н а б о р о м с т р о г и х п р а в и л ? Время задуматься о себе, или для чего мы постимся? H v t ESKS ( ■—Л Шк Щ в як' ■ ш — д ? 1 V I L - m i Ж — ^ _ Если мы обратимся к исто кам, то увидим, что уже в ветхозаветные времена пост составлял один из основных элементов аскетической жиз ни. Постились люди в знак покаяния, постились проро ки и учители Израилевы пе ред выходом на проповедь и служение. Постились и цари, и простолюдины для того, чтобы примириться с Богом, принести покаяние и через воздержание явить Богу свою любовь. Мы знаем, что Христос начал Свое общественное служение после Крещения с того, что удалился в пустыню и провел там сорок дней в по сте, после чего был искушаем диаволом. Иисус Христос, Который был Богом Вопло тившимся, по человеческому Своему естеству нуждался в укреплении, в подготовке ду ховной, душевной и телесной к Своему служению. И имен но поэтому перед выходом на проповедь Он удалился в пу стыню и там постился. Чтожетакоепост? Если го ворить о внешней стороне, то пост —это телесное воздержа ние, воздержание от той или иной пищи. В современной практике это, прежде всего, воздержание от скоромной пищи, то есть мясных, мо лочных и вообще животных продуктов. За исключением строгих постов разрешается, впрочем, вкушение рыбы. В строгие посты, кроме того, не разрешается употребление алкогольных напитков. Пост сопряжен также с воздержа нием в брачных отношениях. Но все это —лишь внеш няя сторона дела. И мы долж ны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того, чтобы достичь успехов на нашем духовном пути. Невкушение той или иной пищи не долж но быть самоцелью. Ведь су ществует много причин, по которым человек не может соблюдать телесный пост, например, болезнь, старость, нищета. Пост предназначен длялюдей здоровых,для боль ных же постом является сама болезнь. Во многих случаях врачи запрещают больным отказываться от скоромной пищи. И нужно помнить, что Церковь никогда и никому не предписывает совершать насилие над своим естеством, не призывает нарушать пред писания врачей. Уже в ветхозаветные вре мена существовало ясное представление о том, в чем должен заключаться пост. «Почему мы постимся, а Ты не видишь?» — вопрошает Бога постящийся. Это про исходит потому, что на первое место поставлено не главное. Пророк говорит, что если че ловек постится «для ссор и распрей, и для того, чтобы В посте - святая тишина. Она молитвою богата. Читаю с ней в лучах заката, Какая спит во мне вина. Какая совести нужда, Какая мука сердце трепет, Какой порок глаза мне слепит, И с кем забытая вражда. В посте живет печаль Христа, Его страданье и смиренье, И на Голгофу восхожденье Живого к вечности моста. В посте - святая тишина. Она услышать помогает, Как ближний рядышком страдает. Ах, как порой нужна она! дерзкою рукою бить других», то такой пост не угоден Богу. Нередко в христианской среде можно наблюдать та кую картину. Люди живут весело, дружно, но наступа ет пост —и они озлобляют ся, раздражаются, ссорятся друг с другом. Происходит это отчасти потому, что, воз держиваясь от пищи, люди тем самым смиряют свое физическое естество, при глушают телесные страсти. А страстная энергия требует какого-то выхода; и вот, она выплескивается на других людей. Если такое проис ходит, постящийся должен понимать: его пост —имен но тот неугодный Богу пост, о котором говорит пророк Исаия. Мы должны постить ся не для «распрей и ссор», но для того, чтобы примирить ся с Богом и друг с другом. Пост должен высвобождать нашу духовную энергию для добрых дел. По словам пророка, пост заключается в том, чтобы одеть нагого, накормить го лодного, разделить хлеб свой с ближними. Сущность по ста выражена в словах: «от дай голодному душу твою». Пост —это время, когда мы должны забыть о себе, на учиться жертвовать собою ради других. Время Великого поста дано нам именно для того, чтобы мы пересмотрели свою жизнь в этой перспек тиве. Это гораздо важнее и гораздо труднее, чем просто воздерживаться от какой-то пищи. Если в несоблюдении поста телесного мы нередко можем найти себе оправда ние (болезнь, путешествие, недостаток материальных средств и т. д.), то в том, что мы не работаем по-настоя щему над своей душой, над своим сердцем, нам нет из винения. О смысле постного под вига напоминают нам также стихиры, которые поются в начале Великого поста: «Бра- тие, постясь телесно, будем поститься и духовно: развя жем всякие союзы неправ ды, расторгнем препятствия к необходимым изменениям, разорвем неправедные писа ния, дадим алчущим хлеб и приютим нищих и бездомных, дабы получить отХриставели кую милость... Придите, веру ющие, и будем во свете делать дела Божии, как днем, будем ходить честно, благообразно, избавимся от несправедли вого обвинения ближнего, не стараясь столкнуть его с пути на соблазн другим. Оставим сладострастие плоти, возрас тим данные нашей душедаро вания, и приступим ко Христу, в покаянии взывая: Боже наш, помилуй нас». Церковь призывает нас отнестись к посту творчески: «возрастим данные нашей душе дарования». Пост —это время, когда мы высвобожда ем себя для того, чтобы душа наша раскрылась по отноше нию к Богу, к Церкви и к лю дям. Великий пост этому осо бенно помогает. Не случайно он по времени выпадает на весну. Продолжение на стр. 2 ИЗ КНИГИ ПРОРОКА ИСАИИ «Почему мы постимся, а Ты не видишь? Смиряем души свои, а Ты не знаешь? Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не пости тесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, - день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Го споду? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голод ным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопрово ждать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и бу дет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают» (Ис. 58: 3 -1 1 ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz