Миссионерская православная газета. 2014 г. № 2. Февраль.

Н А П Р И Х О Д А Х М иссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2014 и назначили благочинным Мур­ манского округа Архангельской епархии. Он очень сильно пере­ живал за нерадивых священни­ ков: увещевал, умолял, а порой и грозил. Бывало, вечером напишет рапорт владыке, а утром порвет. Эти переживания сильно сказа­ лись на его и так подорванном в советском концлагере здоровье. Отец Илия заболел атеросклеро­ зом, стали отказывать ноги, но служил он до конца (последний год жизни служил в буквальном смысле сидя). За все 22 года служения в свя­ щенном сане протоиерей Илия ни одного раза не был в отпуске, служил он беспрерывно. «Как же я не буду служить? —говорил он, когда ему предлагали отдох­ нуть. —Если хоть неделю не по­ служу — умру, не могу я не слу­ жить». Так и произошло: когда у отца Илии случился сердечный приступ и его забрали в больницу, больше недели он и не прожил. Отошел отец Илия Кутузов ко Господу 23 октября 1968 г. в воз­ расте 65 лет, а еще 17 октября, в день рождения дочери Валенти­ ны, служил Литургию и молебен о ее здравии, после чего написал дочери письмо. В день, когда отец Илия преставился, он явил­ ся дочери во сне, прошел как бы сквозь стену и прощался с ней, был он в подряснике и как-то весь светился. В тот же день Ва­ лентина получила телеграмму о его смерти. Похоронен отец Илия в Ки- ровске в одной оградке с супру­ гой митрофорного протоиерея Иоанна Шастова — матушкой Агафией. Верующие из Кировска рассказывали мне, что некоторые из них на могиле его получали исцеления. Знаю, что при отце Михаиле Сыплывом каждый год 2 августа, в Ильин день, на мо­ гиле его совершалась панихида. Хотелось бы, чтобы эта традиция продолжалась и дальше. Собирая воспоминания о протоиерее Илии Кутузове, я как-то спросил митрофорного протоиерея Георгия Мельника (1931 — 2005), не знал ли тот его. Отец Георгий многозначи­ тельно посмотрел и сказал: «О! Отец Илия очень верующий был батюшка». Вера —верность —доверие — понятия одного порядка, то, что позволило выстоять отцу Илии и не сломаться в условиях ате­ истического советского режи­ ма. Такие люди, как протоиерей Илия Кутузов, — единственное бесспорное богатство России. люди, которые на практике в жизни осуществили нравствен­ ные идеалы христианства. И чем больше вокруг себя мы видим оскудение веры, падение нрав­ ственности и умножение греха, тем ярче светит их жизнь нашим обмирщенным душам. PS.: При подготовке статьи использованы воспоминания до­ чери протоиерея Илии Кутузова Валентины Ильиничны Шевчен­ ко, его внука Сергия, а также жи­ телей с. Ковды и г. Кировска. Протоиерей Василий Вольский 15 ФЕВРАЛЯ 1533 ГОДА НА РЕКЕ ПЕЧЕНГА НА МУРМАНЕ БЫЛА О СВЯЩ ЕН А САМ А Я СЕВЕРНАЯ В МИРЕ ОБИТЕЛЬ - МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, СО ЗД АННЫ Й СВЯТЫМ ТРИФОНОМ ПЕЧЕНГСКИМ , КРЕСТИТЕЛЕМ ЛОПАРЕЙ Днем ранее, 14 февра­ ля строитель монастыря (в миру —Митрофан) был пострижен в монашество с именем мученика Трифо­ на Апамейского, память которого совершается в этот день. Мы чтим свято­ го Трифона как Преподоб­ ного, но его подвиг сродни подвигу апостолов — он окрестил в водах Печенги на праздник Сретения це­ лый народ. Давайте вспомним, чем отличался всегда ха- Свет миру —иноки рактер истинно русских людей, лучших людей на Руси. Это, во-первых, цельность личности. Сын священника из древнего Торжка, Трифон вырастал набожным и целомудрен­ ным. Глас Божий призвал его к делу проповеди, как говорит об этом Житие Преподобного. С амоотверж енность, великодушие и трудо­ любие было присуще русским православным людям всегда. Святой Трифон во время строи­ тельства монастыря на Печенге сам носил брев­ на за две версты, и до 80 лет он нес самые тяжелые физически труды, как простой послушник. Главное качество лю ­ бого настоящего русско­ го — глубокое смирение, воспитанное тысячелет­ ним Православием. Мы знаем из Жития, что именно в силу своего сми­ рения Трифон отказался от священного сана, всю жизнь оставаясь простым монахом. Кротость русского человека тоже всем из­ вестна, и наши кроткие прадеды наследовали об­ ширные просторы от Ба­ ренцева до Черного моря, от Балтики до Тихого оке­ ана. Эти смирение и кро­ тость основателя дали ду­ ховный плод: множество монахов, верных Христу даже до смерти. Как предсказал пред своей кончиной Препо­ добный, наделенный да­ ром прозорливости, в 1589 году, то есть спустя шесть лет после смерти Трифо­ на, на созданную им оби­ тель напали шведы и уби­ ли безвинно 116 русских монахов, послушников и трудников, которые уже в наше время причисле­ ны к лику святых. Имен­ но духовное окормление старца Трифона дало воз­ можность возрасти в меру духовную преподобному- ченикам Гурию, Герману, Ионе и другим. Они были послушливы до смерти, и смерти мученической: игумен Гурий благосло­ вил их не проливать кро­ ви при нападении, пусть даже и вражеской, так как они иноки и отреклись от мира. Учеником святого Трифона можно назвать отца Ионафана, возоб- новителя монастыря на рубеже XIX-XX веков. Он дважды удостаивался аудиенции царя-муче- ника Николая Второго. Учениками святого Три­ фона были и новомуче- ники, иноки и послуш­ ники, репрессированные советской властью. Н а­ пример, последний на­ стоятель монастыря, ие­ ромонах Паисий (Рябов) был расстрелян в день памяти святого Трифона Печенгского —28 декабря 1940 года в Левашово под Ленинградом. Сейчас есть надежда, что он будет канонизи­ рован. Уже причислен к лику святых послушник Феодор Абросимов, при­ нявший мученическую смерть в сталинских ла­ герях. Можно с уверенно­ стью сказать, что и се­ годня есть ученики у святого Трифона. Когда смотришь на аскетич­ ные, одухотворенные лица священников и монахов возрожденной в наше время обители, то невольно приходят на па­ мять строки стихотворе­ ния поэта-белогвардей- ца Арсения Несмелова о России: Родников ее недруг не выскреб. Не в глуши ли болот и лесов Загораются первые искры Затаенных до сроков скитов? Как в татарщину, в годы глухие, Как в те темные годы, когда В дыме битв зачиналась Россия, Собирала свои города. Нелюдима она, невидима. Темный бор замыкает кольцо. Закрывает бесстрастная схима Молодое, худое лицо... Хочется от всего серд­ ца на праздник Трифонов Печенгского монастыря, который приходится на Сретение Господне, по­ здравить игумена Дании­ ла с братией. Как гласит русская народная посло­ вица: «Свет миру —иноки, свет инокам —Ангелы». Очень доброжелатель­ но принимают печенгские иноки паломников. С цер­ ковно-приходской шко­ лой Введенского храма мы ежегодно ездим в па­ ломничество на Печенгу. Как рады наши детишки возможности помолиться в святом месте! В прошлом году зимой мы приехали в морозную пору —стужа была 30 гра­ дусов. Все намерзлись. Но какая красота нас окружала! Заснеженные сопки, смиренная моги­ ла святого Трифона, где под спудом почивают его мощи. Словно былинная древнерусская крепость из сосновых бревен —сте­ ны, храмы и часовни мо­ настыря. Долгое, уставное монашеское богослуже­ ние. Радость Исповеди и Причастия — когда и дети, и родители прича­ стились. Вкусный обед в монастырской трапезной. Но не только посто­ янным трудам игумена Даниила и строителя ие­ ромонаха Геронтия обя­ зан монастырь своим воз­ рождением. Бог воздвиг его по горячим молитвам многочисленных палом­ ников, простых русских людей. И в этом есть за­ слуга Паломнического центра «Под сенью Три­ фона». Его создали по благословению Владыки Симона и трудятся в нем настоятель Введенского храма священник Сергий Поливцев и его супруга Ирина Андреевна Полив- цева. Несколько столетий (за исключением советского периода) и православные русские, и православные лопари свято соблюдали традицию: на Сретение ехали в паломничество на Печенгу помолиться у могилки Преподобно­ го Трифона, отслужить в храме обедню. Радостно, многолюдно было здесь в середине февраля. И Господь подавал северя­ нам Свою благодать по молитвам Преподобного. Кроме того, в эпоху про­ цветания обители здесь проводились ярмарки. Паломнический центр старается сегодня воз­ родить древние обычаи Северной Руси и уже не первый год 14 февраля проводит Трифоновскую ярмарку. И сегодня наш мона­ стырь — духовный фор­ пост Православия на крайних северныхрубежах необъятной России. Всег­ да с удовольствием пере­ читываю книгу священ­ ника Сергия Поливцева «Трифонов Печенгский монастырь», 2007 года издания (она переиздава­ лась затем в Москве). Отец Сергий приводит строки о монастыре архангель­ ского губернатора Ивана Васильевича Сосновско- го: «С чувством глубокого умиления посетил я вновь славную Трифонов Пе- ченгскую обитель —оплот Русской государственно­ сти и культуры на нашем Крайнем Севере. Поисти- не изумительно, как много создано трудами простых русских людей, верных сынов святой церкви и преданных слуг Царя...». Это сказано в 1908 году о трудах наших дедов и пра­ дедов по возрождению мо­ настыря. Сегодня великие тру­ ды несут новые монахи обители. Молитвами их Господь незримо охраня­ ет и оберегает Север Руси и нас всех. Галина Сиротинская, преподаватель воскресной школы Введенского храма г. Мурманска

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz