Миссионерская православная газета. 2014 г. № 2. Февраль.
Н А П Р И Х О Д А Х М иссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2014 и назначили благочинным Мур манского округа Архангельской епархии. Он очень сильно пере живал за нерадивых священни ков: увещевал, умолял, а порой и грозил. Бывало, вечером напишет рапорт владыке, а утром порвет. Эти переживания сильно сказа лись на его и так подорванном в советском концлагере здоровье. Отец Илия заболел атеросклеро зом, стали отказывать ноги, но служил он до конца (последний год жизни служил в буквальном смысле сидя). За все 22 года служения в свя щенном сане протоиерей Илия ни одного раза не был в отпуске, служил он беспрерывно. «Как же я не буду служить? —говорил он, когда ему предлагали отдох нуть. —Если хоть неделю не по служу — умру, не могу я не слу жить». Так и произошло: когда у отца Илии случился сердечный приступ и его забрали в больницу, больше недели он и не прожил. Отошел отец Илия Кутузов ко Господу 23 октября 1968 г. в воз расте 65 лет, а еще 17 октября, в день рождения дочери Валенти ны, служил Литургию и молебен о ее здравии, после чего написал дочери письмо. В день, когда отец Илия преставился, он явил ся дочери во сне, прошел как бы сквозь стену и прощался с ней, был он в подряснике и как-то весь светился. В тот же день Ва лентина получила телеграмму о его смерти. Похоронен отец Илия в Ки- ровске в одной оградке с супру гой митрофорного протоиерея Иоанна Шастова — матушкой Агафией. Верующие из Кировска рассказывали мне, что некоторые из них на могиле его получали исцеления. Знаю, что при отце Михаиле Сыплывом каждый год 2 августа, в Ильин день, на мо гиле его совершалась панихида. Хотелось бы, чтобы эта традиция продолжалась и дальше. Собирая воспоминания о протоиерее Илии Кутузове, я как-то спросил митрофорного протоиерея Георгия Мельника (1931 — 2005), не знал ли тот его. Отец Георгий многозначи тельно посмотрел и сказал: «О! Отец Илия очень верующий был батюшка». Вера —верность —доверие — понятия одного порядка, то, что позволило выстоять отцу Илии и не сломаться в условиях ате истического советского режи ма. Такие люди, как протоиерей Илия Кутузов, — единственное бесспорное богатство России. люди, которые на практике в жизни осуществили нравствен ные идеалы христианства. И чем больше вокруг себя мы видим оскудение веры, падение нрав ственности и умножение греха, тем ярче светит их жизнь нашим обмирщенным душам. PS.: При подготовке статьи использованы воспоминания до чери протоиерея Илии Кутузова Валентины Ильиничны Шевчен ко, его внука Сергия, а также жи телей с. Ковды и г. Кировска. Протоиерей Василий Вольский 15 ФЕВРАЛЯ 1533 ГОДА НА РЕКЕ ПЕЧЕНГА НА МУРМАНЕ БЫЛА О СВЯЩ ЕН А САМ А Я СЕВЕРНАЯ В МИРЕ ОБИТЕЛЬ - МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, СО ЗД АННЫ Й СВЯТЫМ ТРИФОНОМ ПЕЧЕНГСКИМ , КРЕСТИТЕЛЕМ ЛОПАРЕЙ Днем ранее, 14 февра ля строитель монастыря (в миру —Митрофан) был пострижен в монашество с именем мученика Трифо на Апамейского, память которого совершается в этот день. Мы чтим свято го Трифона как Преподоб ного, но его подвиг сродни подвигу апостолов — он окрестил в водах Печенги на праздник Сретения це лый народ. Давайте вспомним, чем отличался всегда ха- Свет миру —иноки рактер истинно русских людей, лучших людей на Руси. Это, во-первых, цельность личности. Сын священника из древнего Торжка, Трифон вырастал набожным и целомудрен ным. Глас Божий призвал его к делу проповеди, как говорит об этом Житие Преподобного. С амоотверж енность, великодушие и трудо любие было присуще русским православным людям всегда. Святой Трифон во время строи тельства монастыря на Печенге сам носил брев на за две версты, и до 80 лет он нес самые тяжелые физически труды, как простой послушник. Главное качество лю бого настоящего русско го — глубокое смирение, воспитанное тысячелет ним Православием. Мы знаем из Жития, что именно в силу своего сми рения Трифон отказался от священного сана, всю жизнь оставаясь простым монахом. Кротость русского человека тоже всем из вестна, и наши кроткие прадеды наследовали об ширные просторы от Ба ренцева до Черного моря, от Балтики до Тихого оке ана. Эти смирение и кро тость основателя дали ду ховный плод: множество монахов, верных Христу даже до смерти. Как предсказал пред своей кончиной Препо добный, наделенный да ром прозорливости, в 1589 году, то есть спустя шесть лет после смерти Трифо на, на созданную им оби тель напали шведы и уби ли безвинно 116 русских монахов, послушников и трудников, которые уже в наше время причисле ны к лику святых. Имен но духовное окормление старца Трифона дало воз можность возрасти в меру духовную преподобному- ченикам Гурию, Герману, Ионе и другим. Они были послушливы до смерти, и смерти мученической: игумен Гурий благосло вил их не проливать кро ви при нападении, пусть даже и вражеской, так как они иноки и отреклись от мира. Учеником святого Трифона можно назвать отца Ионафана, возоб- новителя монастыря на рубеже XIX-XX веков. Он дважды удостаивался аудиенции царя-муче- ника Николая Второго. Учениками святого Три фона были и новомуче- ники, иноки и послуш ники, репрессированные советской властью. Н а пример, последний на стоятель монастыря, ие ромонах Паисий (Рябов) был расстрелян в день памяти святого Трифона Печенгского —28 декабря 1940 года в Левашово под Ленинградом. Сейчас есть надежда, что он будет канонизи рован. Уже причислен к лику святых послушник Феодор Абросимов, при нявший мученическую смерть в сталинских ла герях. Можно с уверенно стью сказать, что и се годня есть ученики у святого Трифона. Когда смотришь на аскетич ные, одухотворенные лица священников и монахов возрожденной в наше время обители, то невольно приходят на па мять строки стихотворе ния поэта-белогвардей- ца Арсения Несмелова о России: Родников ее недруг не выскреб. Не в глуши ли болот и лесов Загораются первые искры Затаенных до сроков скитов? Как в татарщину, в годы глухие, Как в те темные годы, когда В дыме битв зачиналась Россия, Собирала свои города. Нелюдима она, невидима. Темный бор замыкает кольцо. Закрывает бесстрастная схима Молодое, худое лицо... Хочется от всего серд ца на праздник Трифонов Печенгского монастыря, который приходится на Сретение Господне, по здравить игумена Дании ла с братией. Как гласит русская народная посло вица: «Свет миру —иноки, свет инокам —Ангелы». Очень доброжелатель но принимают печенгские иноки паломников. С цер ковно-приходской шко лой Введенского храма мы ежегодно ездим в па ломничество на Печенгу. Как рады наши детишки возможности помолиться в святом месте! В прошлом году зимой мы приехали в морозную пору —стужа была 30 гра дусов. Все намерзлись. Но какая красота нас окружала! Заснеженные сопки, смиренная моги ла святого Трифона, где под спудом почивают его мощи. Словно былинная древнерусская крепость из сосновых бревен —сте ны, храмы и часовни мо настыря. Долгое, уставное монашеское богослуже ние. Радость Исповеди и Причастия — когда и дети, и родители прича стились. Вкусный обед в монастырской трапезной. Но не только посто янным трудам игумена Даниила и строителя ие ромонаха Геронтия обя зан монастырь своим воз рождением. Бог воздвиг его по горячим молитвам многочисленных палом ников, простых русских людей. И в этом есть за слуга Паломнического центра «Под сенью Три фона». Его создали по благословению Владыки Симона и трудятся в нем настоятель Введенского храма священник Сергий Поливцев и его супруга Ирина Андреевна Полив- цева. Несколько столетий (за исключением советского периода) и православные русские, и православные лопари свято соблюдали традицию: на Сретение ехали в паломничество на Печенгу помолиться у могилки Преподобно го Трифона, отслужить в храме обедню. Радостно, многолюдно было здесь в середине февраля. И Господь подавал северя нам Свою благодать по молитвам Преподобного. Кроме того, в эпоху про цветания обители здесь проводились ярмарки. Паломнический центр старается сегодня воз родить древние обычаи Северной Руси и уже не первый год 14 февраля проводит Трифоновскую ярмарку. И сегодня наш мона стырь — духовный фор пост Православия на крайних северныхрубежах необъятной России. Всег да с удовольствием пере читываю книгу священ ника Сергия Поливцева «Трифонов Печенгский монастырь», 2007 года издания (она переиздава лась затем в Москве). Отец Сергий приводит строки о монастыре архангель ского губернатора Ивана Васильевича Сосновско- го: «С чувством глубокого умиления посетил я вновь славную Трифонов Пе- ченгскую обитель —оплот Русской государственно сти и культуры на нашем Крайнем Севере. Поисти- не изумительно, как много создано трудами простых русских людей, верных сынов святой церкви и преданных слуг Царя...». Это сказано в 1908 году о трудах наших дедов и пра дедов по возрождению мо настыря. Сегодня великие тру ды несут новые монахи обители. Молитвами их Господь незримо охраня ет и оберегает Север Руси и нас всех. Галина Сиротинская, преподаватель воскресной школы Введенского храма г. Мурманска
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz