Миссионерская православная газета. 2014 г. № 2. Февраль.
6 М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га зе та №2, фЕврлль 2014 Ц Е Р К О В Ь И О БЩЕ С Т В О 9 февраля — празднование С обор а новомучеников и исповедников Церкви Русской «Возложат на вас руки и будут гнать, предавая в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства». (Лк. 21: 12-13) В день памяти Собора но вомучеников и исповедников Церкви Русской мы помина ем прославленных святых и всех пострадавших в годину гонений за веру Христову; Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагичен для земли Русской, потеряв шей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от соб ственных гонителей — бо гоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений — неисчисли мое множество священнослу жителей, монашествующих и мирян, в вину которым вме нялась вера в Бога и верность Ему. Они прославили Госпо да мученической кончиной, безропотным перенесением страданий влагерях, тюрьмах, ссылках и сейчас молятся за нас, будят память архивными делами, тюремными фото графиями, воспоминаниями. Мы не знаем имен всех их, хотя многие из них были нашими современниками, но чудесным образом открывает Господь нам их имена, чтобы, как пишет апостол Павел, мы, «взирая на кончину их жизни, подражали вере их» (Евр. 13, 7). Наш рассказ об одном из таких героев духа — протои ерее Илии Васильевиче Ку тузове (1903 — 1968), не про славленном пока Церковью, но оставшемся в памяти уже немногих помнящих его жи телей Мурманска, Кировска и Ковды. Родился Илия Васильевич Кутузов 2 августа 1903 г. вбли зи Полтавы. Вскоре семья переехала в с. Ивановское Рыльского уезда Курской гу бернии. Родители отца Илии были простые верующие люди. Мать, Александра, была хорошей портнихой, шила не только одежду, но и священнические облачения. Отец, Василий, — простой ремесленник, погиб в 1905 г в Русско-японскую войну. Илия был единственным сыном в семье. После гибели отца мальчик воспитывался мамой и бабушкой Ольгой. Будучи еще маленьким, Илюша любил наблюдать, как мать шила облачения, часто одевался в изготовлен ные мамой ризы, ходил по комнате, изображая из себя батюшку, кадил иконы мни мым кадилом и как бы совер шал службу. С малых лет Илия вместе с мамой и бабушкой посещал храм, с детства хорошо знал порядок службы и молитвы и в отроческом возрасте уже прислуживал в сельском хра ме в алтаре, твердо решив, что станет священником. По окончании школьного образования Илия поступил в Курскую Духовную семи нарию, но успел закончить только 1 класс — шальные годы Гражданской войны по- — 58.10, 11. Так и Илья Ку тузов со многими своими товарищами попал под эту статью и был приговорен к работе в советском концла гере. Многих его товарищей сослали в Казахстан, он же попал в Карелию. И тут про изошло еще одно вмеша тельство Промысла Божия, который уберег жизнь моло дого семинариста. Весь этот этап под Ладогой выстроили и отобрали через одного, т. е. разделили на 2 этапа. Одних отправили на Беломорканал («стройку века»), а других — на лесоповал в Архангель скую область. Илья Кутузов попал во второй, а из первого этапа почти никто не выжил. На лесоповале бок о бок работали епископы, священ- ветской власти раскулачили, всех разбросали по разным сторонам, дом отобрали под городскую больницу. 17 октября 1939 г. в семье Ильи и Юлии Кутузовых в Архангельске родилась дочь Валентина (сейчас она живет в г. Очаков Николаевской об ласти на Украине). 1941 год — война. И. В. Кутузов рабо тает в это время на лесозаводе рубщиком-браковщиком и, т. к. считался высококласс ным специалистом, попал под категорию «брони». Но жизнь в военном Архангель ске была очень тяжелая: го лод, а пайка «политическим» была меньше, чем остальным рабочим. Зимой 1942 г. от го лода умирает жена Ильи Ва сильевича Юлия, и он остает- рошо, были очень привет ливые, вера в них не угасла. Никольский храм — един ственный в это время на всю округу; территория, которую окормлял отец Илия, огром ная: Кандалакша, Княжая, Зеленоборский, Лесозавод ский, Кереть, Белое Море и др. Отец Илия ездил крестить, исповедовать, причащать, отпевать по разным населен ным пунктам района. Если учесть, что железная дорога проходит в 12 км от Ковды, идти надо лесом, то можно представить, какой это труд. Проникал отец Илия даже на закрытые секретные объек ты (тогда шло везде по рекам строительство ГЭС), чтобы по просьбам верующих окре стить детей. И однажды его Протоиерей-исповедник Илия Кутузов (1903 —1968) мешали осуществить детские мечты. Во время Гражданской во йны при наступлении Крас ной Армии на Украину в селе Ивановском остановился от ряд красноармейцев и в доме Кутузовых расквартировался красный командир —статный молодец с усами и в кожанке. Здесь и началось испытание для юной христианской души Ильи. Часто этот командир проводил «политинформа ции» и агитировал мальчика оставить «мракобесие»: бро сить семинарию и поступить в школу красных командиров (мол, семинарии и так скоро закроют, а школа командиров рядом, в Рыльске, и он готов помочь с поступлением). Илья уже было согласил ся на такое предложение, но вскоре заболел тяжелой фор мой брюшного тифа, был уже на грани жизни и смерти, но милостью Божией выжил. Восприняв это как Промысл Божий, после выздоровления уже и не помышлял о школе красных командиров. Семинарию действитель но вскоре закрыли, а тех се минаристов, кто отказался менять свои убеждения, осу дили по распространенной тогда политической статье ники, монахи, семинаристы. Работа была очень тяжелая, а пайку давали очень скудную. Духовенство было распре делено среди уголовников, которые отказывались выхо дить на работы, а пайку всегда отнимали у «политических». В таких суровых условиях за калялась и крепла вера буду щего пастыря. Через некоторое время по литзаключенных перевели на вольное поселение. Так как многие были хорошо обра зованы, то поставили на ад министративные должности. Илию Васильевича постави ли сначала бригадиром, по том браковщиком. Как вспо минал впоследствии отец Илия, на лесозаводе у них бухгалтером был епископ, а кассиром —иеромонах. В 1937 г. в возрасте 34-х лет Илья Васильевич Кутузов женился на ссыльной —Ло гиновой Юлии Яковлевне. Она дочь известного до рево люции в Архангельске купца Якова Логинова, у которого было 10детей (Юлия —млад шая). Он занимался рыбным промыслом и поставлял рыбу в Петербург. Логиновы имели большой дом в Архангельске, все дети с малолетства были приучены к труду, но при Со ся один с трехлетней дочкой на руках. Во время всеобщей эвакуации детей в тыл была возможность отправить ма ленькую Валю на пароходе, но Илья Васильевич наотрез отказался это делать. Как оказалось позже, белый па роход с большими красными крестами с эвакуированными детьми на борту был атакован фашистскими бомбардиров щиками, и вседети погибли в Белом море. Илье Васильевичу при ходилось брать маленькую дочь с собой на работу, а в ночные вахты оставлять одну дома. Питались очень скудно: Вале —что получше, а сам ел варево из прокисшей ботвы и гнилую картошку. При лю бой возможности Илья Куту зов ходил в храм и даже был псаломщиком в Ильинском соборе г. Архангельска. В 1946 г. полностью сгорел лесозавод, где работал Илья Васильевич, и много людей осталось без работы. Именно в это время епископ Архан гельский и ХолмогорскийЛе- онтий (Смирнов) предложил Илье Васильевичу рукополо жение в сан диакона, а через год, в 1947-м, рукополагает его во пресвитера и назначает настоятелем Свято-Николь- ской церкви с. Ковда Кан далакшского района. Этот старинный храм в течение 14 лет — после ареста в 1933 г. священника Александра Красильникова — стоял без службы. Взяв две буханки ржано го хлеба и узелок с детскими вещами, отец Илия с дочкой Валей переезжает на новое место службы. В Ковде люди, истосковавшиеся за столько лет без службы и без Таинств Исповеди и Причащения, приняли батюшку очень хо один партийный босс чуть не посадил в тюрьму. До сих пор в воспомина ниях жителей Ковды сохра нилась память о том, как в большие праздники в 40-е — 50-е годы отец Илия орга низовывал крестные ходы по селу, заходили вдома к верую щим, совершали краткий мо лебен, кропили святой водой. Колхозники жили бедно и всегда приходили к батюшке занимать деньги. А когда их заставляли покупать облига ции государственного займа, то отец Илия на церковные деньги все скупал, чтобы из людей никто не пострадал. При закрытии церкви у при хода было изъято много таких билетов. В 1958 году государство усилило атеистическую про паганду, стали вновь закры ваться храмы. Не осталась в стороне и Никольская церковь. В эти годы моло дежь уезжает из села от кол хозного рабства, остаются в основном пенсионеры. Многие люди разъехались по большим городам. Как вспоминает дочь отца Илии, были службы, когда в церк ви они были только вдвоем с отцом: он правил службу и сам же пел за хор. Жителей обработали поодиночке, за пугали, но собрать подписи от ковдян не смогли. Тогда собрали подписи жителей пос. Лесозаводский (там жило пришлое население) и в 1959 г. церковь в Ковде за крыли. Какое-то время отец Илия еще оставался в селе, а потом его перевели в Казан скую церковь г. Кировска, где его тоже очень полюбили за его богобоязненность и сильную веру. Примерно в 1965 годуотца Илию перевели в Мурманск
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz