Миссионерская православная газета. 2014 г. № 2. Февраль.
Л У Г Д У Х О В Н Ы Й М иссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2014 Светлая печаль великопостного времени верг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Вели кого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре ча сти канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета открывается сквозь призму состо яний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образ но представляют все многообразие духовной жизни человека: от раб ства безобразию страстей и порабо щения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, дару емой Богом. Православная Русь свято чтила Великий пост. В эти дни смолкали все песни, оскудевал только что ло мившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя как подвиг, добровольно, для спасения души, пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церк ви к покаянию... ВXVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став частью са мой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шум ная русская столица словно засыпа ла. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не прода вал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Право славный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Особое внимание древние про поведники уделяли принятию Свя тых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, что бы не дать диаволу доступа к душе. Наивысшим подвигом во вре мя поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять по стоянную заботу о своих братьях, на ходящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, при дающая ему нравственную ценность. Мы вступаем сейчас в благоприятное для нашего спасения время святой Четыредесятницы, время духовного испытания, оздоровления и укрепления, осуществляемого путем говения, Исповеди и Святого Причащения. Мы редко слышим и употребляем это слово «говение», чаще всего отождествляем его с постом, знаем, что говение предшествует таинству Святого Причащения, но в чем состоит суть говения не все понимаем, а это значит, что у многих не бывает настоящего говения. О Говении ВЕЛИКИЙ ПОСТ, установленный в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне, является самым строгим и длительным из всех постов, которые есть в Право славной церкви. Во время Великого поста изме няется весь строй повседневной жизни православного христиани на. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения, закры вались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной сед мице прекращались занятия в учеб ных заведениях, были закрыты все государственные учреждения. Для состоящих в браке на все время Ве ликого поста устанавливается брач ный пост, для детей сознательного возраста —некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непо хожести поста на все прочее время церковного года. Существенные изменения про исходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения заменяются на тем ные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопро вождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и чет- ГОВЕНИЕ —это прежде всего бла гочестивый обычай, установленный в Православной церкви с древних времен. Он состоит в том, что в одну из седмиц какого-либо поста, чаще Великого, если не всю седмицу, то 2-3 дня ее, перед исповедью и При чащением Святых Таин, христиа нин постоянно ходит в Церковь, усердно молится, держит строгий пост и внимательно следит за сво им духовно-нравственным состоя нием. Постоянное хождение в храм, усиленная молитва, строгий пост и внимание к себе —все это внешняя сторона, внешнее оформление уста новленного церковного обычая. Но это и новые условия жизни, благодаря которым Святая Церковь как бы берет нас из среды этого мира, где так много простора на шим своевольным мечтам, порывам и действиям, преследуя при этом конкретную цель: подготовку к Ис поведи и Святому Причащению. Храм Божий является нашим убе жищем от житейской суеты, забот и занятий, имеющих связь с удовлет ворением плотских пожеланий. Это место молитвы, в которой мы полу чаем благодатную помощь Божию, молитвы, которая наставляет нас на «всякую истину», открывает доступ в сердце дарам Святого Духа. Говение требует не только обще ственной, но и чистой домашней молитвы; мы должны молиться от глубины сердца, искренне призна вая свою виновность перед Богом и имея решимость непременно ис правиться. Телесный и духовный пост до полняет предыдущие условия. Им мы усмиряем свое греховное тело с тем, чтобы сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10). Внимание к себе, познание сво ей греховности есть не только не отъемлемое условие говения, но и самое главное в этом спасительном деле; и присутствие на богослуже нии, и молитва, и пост включает в себя это занятие. Познание себя — это необхо димость построже разобраться, поглубже вникнуть в себя, чтобы определить, кто мы есть. Похожи ли мы на христиан ис тинных, твердо ли содержим веру Христову и всегда ли стараемся поступать по заповедям Евангель ским? Есть преступления разитель ные, и есть падения, на первый раз почти не ощутимые. Первые страш ны, но и последние не менее опас ны. Много нужно внимания к себе, чтобы обнаруживать свои пороч ные наклонности и страсти, чтобы суметь вовремя остановить устрем ление своей воли на широкий путь, вводящий в погибель ( Мф. 7, 7 13). Говение же ставит нас на тесный путь, который вводит в жизнь веч ную, то есть на путь христианского подвига. Таким образом, говение — это бодренное и действенное состоя ние души, при котором все духов ные силы человека: разум, воля, чувствования со всем вниманием и усердием заняты деятельностью, направленной на спасение души. Это подвиг, который совместно с таинством Покаяния восстанав ливает для нас способность приоб щения Божеского естества (2 Пет. 1, 4), способность соединения во «единый дух с Господом». Будем помнить это, потому что в говении мы готовим себя к Святому При чащению. Но если мы приступаем к Пречистым Тайнам с нечистым сердцем, недостойно, то причаща емся в суд и в осуждение себе, а по сле причастия нисколько не станем лучше, но напротив, сделаемся еще хуже. Не исключено, что некоторые из нас говеют теперь в последний раз, и, может быть, смерть скоро неча янно настигнет некоторых, и им не придется еще раз исповедаться и причаститься Святых Таин пе ред смертью. С каким вниманием к себе нужно каждому совершать свое говение, чтобы непременно очиститься от грехов своих. Блажен, кого никакие житей ские попечения не отвлекут от спа сительного подвига говения! Он «вкусит хлеба в царствии Божьем» (Лк.14,15). П Р А В О С Л А В Н А Я СЕМ ЬЯ Пусть светит среди нас Библейская любовь! «Если разрушаются семьи, падут города и низвергнутся государства» Свт. Иоанн Златоуст «Семья. Брак. Православное понимание и современные под мены» . Под таким названием 26 января в читальном зале Мончегорской центральной городской библиотеки прошли ежегодные Рождественские чтения. В работе чтений при няли участие духовенство Свято- Вознесенского кафе дрального собора, представи тели учреждений образования и культуры. Совместный проект Управ- ления образования города Мончегорска и Свято-Воз- несенского собора призван к консолидации сил в деле рас пространения Слова Божьего. Только совместные усилия и двусторонний диалог Церкви и общества способны стать зало гом созидательной работы. В христианской традиции союз мужа и жены —это малая Церковь. Только основанная на религиозном чувстве семья есть та среда, в которой человек мо жет получить достойное воспи тание и развитие. Кризис современной семьи невозможно объяснить лишь экономическими причинами. Глубинные корни этих явле ний уходят в духовную сферу. Потеря человеком духовных ориентиров, нравственной си стемы координат, эгоизм поро дили отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты от ношений между мужчиной и женщиной. Только брак, стро ящийся на библейской любви, взаимной поддержке супругами друг друга, самопожертвова нии, воспитании детей в послу шании родителям, побужда ющий родителей заботиться о чадах, может служить основой добрых семейных отношений и демографического благополу чия. Кризис семьи — это кри зис любви. В мире обнищала любовь, охладело человеческое сердце. Традиционные Рождествен ские чтения способствуют не только повышению образова тельного уровня населения, но и привлечению внимания общественности к ценностям Православия. В завершении работы Чте ний с праздничным концертом выступил хор Свято-Вознесен- ского кафедрального собора. Иерей Константин Жданович
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz