Миссионерская православная газета. 2014 г. № 2. Февраль.

Л У Г Д У Х О В Н Ы Й М иссионерская православная газета №2, ФЕВРАЛЬ 2014 Светлая печаль великопостного времени верг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Вели­ кого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре ча­ сти канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета открывается сквозь призму состо­ яний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образ­ но представляют все многообразие духовной жизни человека: от раб­ ства безобразию страстей и порабо­ щения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, дару­ емой Богом. Православная Русь свято чтила Великий пост. В эти дни смолкали все песни, оскудевал только что ло­ мившийся от вкусных и обильных яств стол. Принятый на себя как подвиг, добровольно, для спасения души, пост просветляет душу, дает новые силы и открывает путь на небо, к Богу. Потому так радостно откликается душа на призыв Церк­ ви к покаянию... ВXVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став частью са­ мой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шум­ ная русская столица словно засыпа­ ла. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не прода­ вал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Право­ славный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Особое внимание древние про­ поведники уделяли принятию Свя­ тых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, что­ бы не дать диаволу доступа к душе. Наивысшим подвигом во вре­ мя поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять по­ стоянную заботу о своих братьях, на­ ходящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, при­ дающая ему нравственную ценность. Мы вступаем сейчас в благоприятное для нашего спасения время святой Четыредесятницы, время духовного испытания, оздоровления и укрепления, осуществляемого путем говения, Исповеди и Святого Причащения. Мы редко слышим и употребляем это слово «говение», чаще всего отождествляем его с постом, знаем, что говение предшествует таинству Святого Причащения, но в чем состоит суть говения не все понимаем, а это значит, что у многих не бывает настоящего говения. О Говении ВЕЛИКИЙ ПОСТ, установленный в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне, является самым строгим и длительным из всех постов, которые есть в Право­ славной церкви. Во время Великого поста изме­ няется весь строй повседневной жизни православного христиани­ на. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения, закры­ вались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной сед­ мице прекращались занятия в учеб­ ных заведениях, были закрыты все государственные учреждения. Для состоящих в браке на все время Ве­ ликого поста устанавливается брач­ ный пост, для детей сознательного возраста —некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непо­ хожести поста на все прочее время церковного года. Существенные изменения про­ исходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения заменяются на тем­ ные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопро­ вождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и чет- ГОВЕНИЕ —это прежде всего бла­ гочестивый обычай, установленный в Православной церкви с древних времен. Он состоит в том, что в одну из седмиц какого-либо поста, чаще Великого, если не всю седмицу, то 2-3 дня ее, перед исповедью и При­ чащением Святых Таин, христиа­ нин постоянно ходит в Церковь, усердно молится, держит строгий пост и внимательно следит за сво­ им духовно-нравственным состоя­ нием. Постоянное хождение в храм, усиленная молитва, строгий пост и внимание к себе —все это внешняя сторона, внешнее оформление уста­ новленного церковного обычая. Но это и новые условия жизни, благодаря которым Святая Церковь как бы берет нас из среды этого мира, где так много простора на­ шим своевольным мечтам, порывам и действиям, преследуя при этом конкретную цель: подготовку к Ис­ поведи и Святому Причащению. Храм Божий является нашим убе­ жищем от житейской суеты, забот и занятий, имеющих связь с удовлет­ ворением плотских пожеланий. Это место молитвы, в которой мы полу­ чаем благодатную помощь Божию, молитвы, которая наставляет нас на «всякую истину», открывает доступ в сердце дарам Святого Духа. Говение требует не только обще­ ственной, но и чистой домашней молитвы; мы должны молиться от глубины сердца, искренне призна­ вая свою виновность перед Богом и имея решимость непременно ис­ правиться. Телесный и духовный пост до­ полняет предыдущие условия. Им мы усмиряем свое греховное тело с тем, чтобы сделать его немощным для страстей, по слову апостола: «Когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12, 10). Внимание к себе, познание сво­ ей греховности есть не только не­ отъемлемое условие говения, но и самое главное в этом спасительном деле; и присутствие на богослуже­ нии, и молитва, и пост включает в себя это занятие. Познание себя — это необхо­ димость построже разобраться, поглубже вникнуть в себя, чтобы определить, кто мы есть. Похожи ли мы на христиан ис­ тинных, твердо ли содержим веру Христову и всегда ли стараемся поступать по заповедям Евангель­ ским? Есть преступления разитель­ ные, и есть падения, на первый раз почти не ощутимые. Первые страш­ ны, но и последние не менее опас­ ны. Много нужно внимания к себе, чтобы обнаруживать свои пороч­ ные наклонности и страсти, чтобы суметь вовремя остановить устрем­ ление своей воли на широкий путь, вводящий в погибель ( Мф. 7, 7 13). Говение же ставит нас на тесный путь, который вводит в жизнь веч­ ную, то есть на путь христианского подвига. Таким образом, говение — это бодренное и действенное состоя­ ние души, при котором все духов­ ные силы человека: разум, воля, чувствования со всем вниманием и усердием заняты деятельностью, направленной на спасение души. Это подвиг, который совместно с таинством Покаяния восстанав­ ливает для нас способность приоб­ щения Божеского естества (2 Пет. 1, 4), способность соединения во «единый дух с Господом». Будем помнить это, потому что в говении мы готовим себя к Святому При­ чащению. Но если мы приступаем к Пречистым Тайнам с нечистым сердцем, недостойно, то причаща­ емся в суд и в осуждение себе, а по­ сле причастия нисколько не станем лучше, но напротив, сделаемся еще хуже. Не исключено, что некоторые из нас говеют теперь в последний раз, и, может быть, смерть скоро неча­ янно настигнет некоторых, и им не придется еще раз исповедаться и причаститься Святых Таин пе­ ред смертью. С каким вниманием к себе нужно каждому совершать свое говение, чтобы непременно очиститься от грехов своих. Блажен, кого никакие житей­ ские попечения не отвлекут от спа­ сительного подвига говения! Он «вкусит хлеба в царствии Божьем» (Лк.14,15). П Р А В О С Л А В Н А Я СЕМ ЬЯ Пусть светит среди нас Библейская любовь! «Если разрушаются семьи, падут города и низвергнутся государства» Свт. Иоанн Златоуст «Семья. Брак. Православное понимание и современные под­ мены» . Под таким названием 26 января в читальном зале Мончегорской центральной городской библиотеки прошли ежегодные Рождественские чтения. В работе чтений при­ няли участие духовенство Свято- Вознесенского кафе­ дрального собора, представи­ тели учреждений образования и культуры. Совместный проект Управ- ления образования города Мончегорска и Свято-Воз- несенского собора призван к консолидации сил в деле рас­ пространения Слова Божьего. Только совместные усилия и двусторонний диалог Церкви и общества способны стать зало­ гом созидательной работы. В христианской традиции союз мужа и жены —это малая Церковь. Только основанная на религиозном чувстве семья есть та среда, в которой человек мо­ жет получить достойное воспи­ тание и развитие. Кризис современной семьи невозможно объяснить лишь экономическими причинами. Глубинные корни этих явле­ ний уходят в духовную сферу. Потеря человеком духовных ориентиров, нравственной си­ стемы координат, эгоизм поро­ дили отход от идеалов святости семейной жизни, чистоты от­ ношений между мужчиной и женщиной. Только брак, стро­ ящийся на библейской любви, взаимной поддержке супругами друг друга, самопожертвова­ нии, воспитании детей в послу­ шании родителям, побужда­ ющий родителей заботиться о чадах, может служить основой добрых семейных отношений и демографического благополу­ чия. Кризис семьи — это кри­ зис любви. В мире обнищала любовь, охладело человеческое сердце. Традиционные Рождествен­ ские чтения способствуют не только повышению образова­ тельного уровня населения, но и привлечению внимания общественности к ценностям Православия. В завершении работы Чте­ ний с праздничным концертом выступил хор Свято-Вознесен- ского кафедрального собора. Иерей Константин Жданович

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz