Миссионерская православная газета. 2014 г. № 1. Январь.

М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га з е т а И Н Т Е Р В Ь Ю №1 , ЯНВАРЬ 2014 5 Р о ж д е с т в е н с к и е т р а д и ц и и На радость и на удивление митрополит, но и остаетесь архиереем Мурманской и Мончегорской епархии? Что-то кардинальное со статусом митрополита изменится вВашей деятельности? —Роли в данной ситуации нет, но есть служение: Богу, народу Божьему, служение в Церкви, осуществляемое способом послушания. Моё настоящее послушание в должности правящего епи­ скопа (митрополит тоже епи­ скоп) Мурманской и Монче­ горской епархии и, вместе с тем, главы Мурманского ми­ трополичьего округа, кото­ рый объединяет две епархии, Североморскую и Умбскую в том числе, расположенные на Кольском полуострове и вверенные моему митропо­ личьему управлению. Если говорить о карди­ нальном изменении в моей деятельности, то оно, дума­ ется, лучше всего выражает­ ся словом «координация». Центральная, то есть Мурманская и Мончегорская епархия, по всем параметрам более состоятельная, чем Се­ вероморская , пребывающая в самой начальной стадии становления, работы в кото­ рой, как говорится, «непо­ чатый край» во всех сферах церковной жизни: организа­ ционной, образовательной, миссионерской, социальной и так далее. Её необходимо, что назы­ вается «поднимать». Конечно же, материнская (Мурман­ ская) епархия будет способ­ ствовать этому Северомор­ ской, являя собой образец и оказывая реальную, всесто­ роннюю и посильную по­ мощь. В этой ситуации нужен координатор, которым как раз и является митрополит. Какие для меня тут измене­ ния? Больше работы, больше ответственности, налажива­ ние отношений, в общем — то, что уже сделано у себя, теперь необходимо помочь сделать епархии дочерней. - Икак же теперь будетстроить­ ся взаимодействие епархий? Ведь, насколько мне известно, епархиальная структура подра­ зумевает, чтодолжен бытьсвой Епархиальный совет, Епархиаль­ ное собрание, епархиальный секретарь, отдел религиозного образования, проводиться работа по разным религиоз­ ным направлениям, наконец, свой печатный орган? Или всё созданное уже будетраспро­ страняться на обе епархии, а митрополия явится только коор­ динатором деятельности обеих епархий. —Свой Епархиальный со­ вет, Епархиальное собрание, епархиальный секретарь уже есть в обеих епархиях. Есть также Архиерейский совет митрополии. А вот с отде­ лами Североморской епар­ хии ситуация сложнее: они лишь только создаются и пока представлены каждый одним человеком. Данные представители работают в епархиальных отделах Мур­ манской епархии. Для своей епархии они станут сначала «саженцами», а затем, воз­ можно, и руководителями. С «печатным органом» тоже не следует торопиться. Наша миссионерская «Православ­ ная газета» распространяет­ ся на всю митрополию. Но мне бы хотелось, чтобы и в Североморске появилась своя епархиальная газета и распространялась бы она тоже на всю митрополию. Она бы стала альтернатив­ ной нашей «Православной газете». - Создание новой епархии на территории Мурманской обла­ сти должно наверно привести и кувеличению числа приходов, это может произойти толькоиз дробления старых? —На первом десятке лет учрежденной в 1995 году Мурманской и Мончегор­ ской епархии я считал, что на Кольском полуострове будет не более пятидесяти храмов (по количеству горо­ дов и крупных населенных пунктов). На сегодняшний день их более семидесяти. Вопрос о строительстве хра­ мов и открытии приходов возникает и в совсем неболь­ ших поселениях (Лопарская, Шонгуй, на Терском берегу. застройках в окрестностях Мурманска, в военных ча­ стях и т.д.) В такой ситуации нельзя говорить об искус­ ственном увеличении при­ ходов, в том числе и путём дробления. У нас идет нор­ мальный естественный про­ цесс утверждения Правосла­ вия на Кольском Севере. - Со времени Поместного Собора 2009 года вРоссии образовано 88 новыхепархий, а всего ихвнастоящее время насчитывается - 247 епархий и 33 митрополии. Вошла ли Севе­ роморская иУмбская епархия и Мурманская митрополия вих число или еще нет? — Конечно же, вошли и митрополия, и епархия. Так­ же как вошли и те, которые были образованы позже, на заседании Священного Си­ нода Русской Православной Церкви в декабре 2013 года. - Ячитала, что одной из офи­ циальныхпричинукрупнения епархий является повышение эффективности процесса церковного управления и еще большая близость архиерея к пастве. Но насколько язнаю, в нашей епархии ваши службы проходятдаже всамых отдален­ ныхуголках области, на самых маленьких приходах. Иархи­ ерейскую службу знаюту нас прекрасно все священники, так стоило ли разделяться? — Один раз вгодпослужить на приходе—это уставнаяобя­ занность правящего архиерея и тот формальный мизер, ко­ торый уже может определять близость архипастыря к своей пастве и паствы к архиерею. В обширных епархиях Русской Православной Церкви даже этот мизер не всегда выпол­ няется по причине больших расстояний, труднодоступ- ности и большого количе­ ства приходов (в году 364-365 дней, а приходов до тысячи). Но ведь потребность в ду­ ховном общении никогда не удовлетворится мизером, ми­ нимумом, одним разом. - Дорогой владыка, а не поя­ вится ли у вас чувство опусто­ шения, может жалости, что, например, жемчужина Русского Севера знаменитая Варзуга или столица моряков Североморск теперь будутуправляться новым архиереем? Мы же говорим о духов­ ном общении, которое мож­ но переживать чаще! Какое же тут опустошение, когда Христос посреди нас, а мы с Ним, вокруг Него?! Варзуга — это законная «невеста» владыки Митрофа­ на, он обручён был ей еще до посвящения в сан епископа. Я был там больше гостем, им и остаюсь. А владыка Митро­ фан и дальше пусть остаётся верным ей. И то, что Севе­ роморск будет управляться новым архиереем, совсем не лишает меня возможности осуществлять духовное по­ печение о Северном флоте, о жителях города, о военных моряках. Жалеть не о чем. Опусто­ шение приходит от незаня­ тости и безделья, что мне не грозит. И никакого разделе­ ния у нас не произошло. А что совершилось, то это, как в любой доброй семье. Роди­ тели, у них дети, которые вы­ растают, женятся и рожают своих детей. Таким образом, появляются новые семьи, новые уделы (свои кварти­ ры, дома, участки). Никому от этого не плохо, наоборот, этим они радуются, этим все счастливы, этим живут. Тако­ ва динамика жизни, в кото­ рой наше спасение. - Огромное спасибо, дорогой владыка, что Выоченьподробно ипопулярно объяснили нашим православным христианам нынешнюю ситуацию с вновь образованной на Кольском полуострове Мурманской ми­ трополией. Думаю, всем и всё стало предельно ясно. Успехов Вам и владыке Митрофану на ва­ шем духовном поприще и храни Вас Господь. Интервью взяла Надежда БОЛЬШАКОВА К РОЖДЕСТВУ Христову в студии народного творче­ ства, что действует вотделе эстетического развития «Ковчег» Молодежного со ­ циального центра г. Апатиты, готовятся заранее - хлопот у хозяек всегда хватает, тем более перед таким праздником. И глубокая мистическая суть - Господь воплотился! И традиции, сопровождающие праздно­ вание этого события, - всё требует вдумчивого отноше­ ния и трудов. Рукодельницы, кото­ рым дает уроки мастер­ ства Татьяна Ноздрачёва, решили возродить тради­ ции вертепного театра. Как показывает практика, понятие о нём в обществе сейчас почти утеряно, а ведь были времена, когда это кукольное представ­ ление было любимым народным развлечением на Рождество. Вертеп — небольшая деревянная или (сейчас) картонная коробка с прорезями для того, чтобы можно было водить там кукол, и сами куклы, конечно, — вот и все, что нужно, чтобы приглашать гостей или устраивать «гастроли» по домам. Святое Се­ мейство, волхвы, пасту­ хи, Рахиль с младенцем, Ирод и чёрт, смерть —все они шьются мастерицами и надеваются на длинные палочки, которые и по­ зволят этими куклами ру­ ководить во время спек­ такля. Зрителями этого представления становят­ ся дети, которые прихо­ дят заниматься в «Ков­ чег». Увидели это действо и дети воскресной школы Успенского храма и тоже захотели сделать нечто подобное! Мастерицы вызвались им помочь не только советом, но и с изготовлением кукол. А еще в студии обя­ зательно пекут в канун Рождества традиционные архангельские пряники и украшают их глазурью, делают поморские козули из ржаного теста и мезен­ ские —из жгутиков. Укра­ шать собираются целой компанией и приглашают поучаствовать в этом же­ лающих. Нет лучше по­ дарка на Рождество, чем такой пряник, сделанный и подаренный сдушевным теплом! И, конечно, традици­ онный мастер-класс, без которого не обходится подготовка к Рождеству — изготовление ангелов. Сколько их «разлетелось» из студии Татьяны — не счесть! И воскресную школу тоже не обошли вниманием — здесь нын­ че дети вместе с родите­ лями учились «вертеть» из белоснежной материи и красивой тесьмы этих вестников праздника. А сразу после Рож­ дества соберутся они на праздник у себя в студии, откуда пойдут колядовать — вместе с фольклорным ансамблем «Долинушка». Пройдутся по городским улицам, с Рождествен­ ской звездой под краси­ вые колядки, у городской ёлки поиграют, поколя- дуют, может и вертепное представление покажут! Светлана АБРАМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz