Миссионерская православная газета. 2014 г. № 1. Январь.
М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га з е т а И Н Т Е Р В Ь Ю №1 , ЯНВАРЬ 2014 5 Р о ж д е с т в е н с к и е т р а д и ц и и На радость и на удивление митрополит, но и остаетесь архиереем Мурманской и Мончегорской епархии? Что-то кардинальное со статусом митрополита изменится вВашей деятельности? —Роли в данной ситуации нет, но есть служение: Богу, народу Божьему, служение в Церкви, осуществляемое способом послушания. Моё настоящее послушание в должности правящего епи скопа (митрополит тоже епи скоп) Мурманской и Монче горской епархии и, вместе с тем, главы Мурманского ми трополичьего округа, кото рый объединяет две епархии, Североморскую и Умбскую в том числе, расположенные на Кольском полуострове и вверенные моему митропо личьему управлению. Если говорить о карди нальном изменении в моей деятельности, то оно, дума ется, лучше всего выражает ся словом «координация». Центральная, то есть Мурманская и Мончегорская епархия, по всем параметрам более состоятельная, чем Се вероморская , пребывающая в самой начальной стадии становления, работы в кото рой, как говорится, «непо чатый край» во всех сферах церковной жизни: организа ционной, образовательной, миссионерской, социальной и так далее. Её необходимо, что назы вается «поднимать». Конечно же, материнская (Мурман ская) епархия будет способ ствовать этому Северомор ской, являя собой образец и оказывая реальную, всесто роннюю и посильную по мощь. В этой ситуации нужен координатор, которым как раз и является митрополит. Какие для меня тут измене ния? Больше работы, больше ответственности, налажива ние отношений, в общем — то, что уже сделано у себя, теперь необходимо помочь сделать епархии дочерней. - Икак же теперь будетстроить ся взаимодействие епархий? Ведь, насколько мне известно, епархиальная структура подра зумевает, чтодолжен бытьсвой Епархиальный совет, Епархиаль ное собрание, епархиальный секретарь, отдел религиозного образования, проводиться работа по разным религиоз ным направлениям, наконец, свой печатный орган? Или всё созданное уже будетраспро страняться на обе епархии, а митрополия явится только коор динатором деятельности обеих епархий. —Свой Епархиальный со вет, Епархиальное собрание, епархиальный секретарь уже есть в обеих епархиях. Есть также Архиерейский совет митрополии. А вот с отде лами Североморской епар хии ситуация сложнее: они лишь только создаются и пока представлены каждый одним человеком. Данные представители работают в епархиальных отделах Мур манской епархии. Для своей епархии они станут сначала «саженцами», а затем, воз можно, и руководителями. С «печатным органом» тоже не следует торопиться. Наша миссионерская «Православ ная газета» распространяет ся на всю митрополию. Но мне бы хотелось, чтобы и в Североморске появилась своя епархиальная газета и распространялась бы она тоже на всю митрополию. Она бы стала альтернатив ной нашей «Православной газете». - Создание новой епархии на территории Мурманской обла сти должно наверно привести и кувеличению числа приходов, это может произойти толькоиз дробления старых? —На первом десятке лет учрежденной в 1995 году Мурманской и Мончегор ской епархии я считал, что на Кольском полуострове будет не более пятидесяти храмов (по количеству горо дов и крупных населенных пунктов). На сегодняшний день их более семидесяти. Вопрос о строительстве хра мов и открытии приходов возникает и в совсем неболь ших поселениях (Лопарская, Шонгуй, на Терском берегу. застройках в окрестностях Мурманска, в военных ча стях и т.д.) В такой ситуации нельзя говорить об искус ственном увеличении при ходов, в том числе и путём дробления. У нас идет нор мальный естественный про цесс утверждения Правосла вия на Кольском Севере. - Со времени Поместного Собора 2009 года вРоссии образовано 88 новыхепархий, а всего ихвнастоящее время насчитывается - 247 епархий и 33 митрополии. Вошла ли Севе роморская иУмбская епархия и Мурманская митрополия вих число или еще нет? — Конечно же, вошли и митрополия, и епархия. Так же как вошли и те, которые были образованы позже, на заседании Священного Си нода Русской Православной Церкви в декабре 2013 года. - Ячитала, что одной из офи циальныхпричинукрупнения епархий является повышение эффективности процесса церковного управления и еще большая близость архиерея к пастве. Но насколько язнаю, в нашей епархии ваши службы проходятдаже всамых отдален ныхуголках области, на самых маленьких приходах. Иархи ерейскую службу знаюту нас прекрасно все священники, так стоило ли разделяться? — Один раз вгодпослужить на приходе—это уставнаяобя занность правящего архиерея и тот формальный мизер, ко торый уже может определять близость архипастыря к своей пастве и паствы к архиерею. В обширных епархиях Русской Православной Церкви даже этот мизер не всегда выпол няется по причине больших расстояний, труднодоступ- ности и большого количе ства приходов (в году 364-365 дней, а приходов до тысячи). Но ведь потребность в ду ховном общении никогда не удовлетворится мизером, ми нимумом, одним разом. - Дорогой владыка, а не поя вится ли у вас чувство опусто шения, может жалости, что, например, жемчужина Русского Севера знаменитая Варзуга или столица моряков Североморск теперь будутуправляться новым архиереем? Мы же говорим о духов ном общении, которое мож но переживать чаще! Какое же тут опустошение, когда Христос посреди нас, а мы с Ним, вокруг Него?! Варзуга — это законная «невеста» владыки Митрофа на, он обручён был ей еще до посвящения в сан епископа. Я был там больше гостем, им и остаюсь. А владыка Митро фан и дальше пусть остаётся верным ей. И то, что Севе роморск будет управляться новым архиереем, совсем не лишает меня возможности осуществлять духовное по печение о Северном флоте, о жителях города, о военных моряках. Жалеть не о чем. Опусто шение приходит от незаня тости и безделья, что мне не грозит. И никакого разделе ния у нас не произошло. А что совершилось, то это, как в любой доброй семье. Роди тели, у них дети, которые вы растают, женятся и рожают своих детей. Таким образом, появляются новые семьи, новые уделы (свои кварти ры, дома, участки). Никому от этого не плохо, наоборот, этим они радуются, этим все счастливы, этим живут. Тако ва динамика жизни, в кото рой наше спасение. - Огромное спасибо, дорогой владыка, что Выоченьподробно ипопулярно объяснили нашим православным христианам нынешнюю ситуацию с вновь образованной на Кольском полуострове Мурманской ми трополией. Думаю, всем и всё стало предельно ясно. Успехов Вам и владыке Митрофану на ва шем духовном поприще и храни Вас Господь. Интервью взяла Надежда БОЛЬШАКОВА К РОЖДЕСТВУ Христову в студии народного творче ства, что действует вотделе эстетического развития «Ковчег» Молодежного со циального центра г. Апатиты, готовятся заранее - хлопот у хозяек всегда хватает, тем более перед таким праздником. И глубокая мистическая суть - Господь воплотился! И традиции, сопровождающие праздно вание этого события, - всё требует вдумчивого отноше ния и трудов. Рукодельницы, кото рым дает уроки мастер ства Татьяна Ноздрачёва, решили возродить тради ции вертепного театра. Как показывает практика, понятие о нём в обществе сейчас почти утеряно, а ведь были времена, когда это кукольное представ ление было любимым народным развлечением на Рождество. Вертеп — небольшая деревянная или (сейчас) картонная коробка с прорезями для того, чтобы можно было водить там кукол, и сами куклы, конечно, — вот и все, что нужно, чтобы приглашать гостей или устраивать «гастроли» по домам. Святое Се мейство, волхвы, пасту хи, Рахиль с младенцем, Ирод и чёрт, смерть —все они шьются мастерицами и надеваются на длинные палочки, которые и по зволят этими куклами ру ководить во время спек такля. Зрителями этого представления становят ся дети, которые прихо дят заниматься в «Ков чег». Увидели это действо и дети воскресной школы Успенского храма и тоже захотели сделать нечто подобное! Мастерицы вызвались им помочь не только советом, но и с изготовлением кукол. А еще в студии обя зательно пекут в канун Рождества традиционные архангельские пряники и украшают их глазурью, делают поморские козули из ржаного теста и мезен ские —из жгутиков. Укра шать собираются целой компанией и приглашают поучаствовать в этом же лающих. Нет лучше по дарка на Рождество, чем такой пряник, сделанный и подаренный сдушевным теплом! И, конечно, традици онный мастер-класс, без которого не обходится подготовка к Рождеству — изготовление ангелов. Сколько их «разлетелось» из студии Татьяны — не счесть! И воскресную школу тоже не обошли вниманием — здесь нын че дети вместе с родите лями учились «вертеть» из белоснежной материи и красивой тесьмы этих вестников праздника. А сразу после Рож дества соберутся они на праздник у себя в студии, откуда пойдут колядовать — вместе с фольклорным ансамблем «Долинушка». Пройдутся по городским улицам, с Рождествен ской звездой под краси вые колядки, у городской ёлки поиграют, поколя- дуют, может и вертепное представление покажут! Светлана АБРАМОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz