Миссионерская православная газета. 2014 г. № 1. Январь.

4 М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га зе та ml, январь 2014 И Н Т Е Р В Ь Ю В ОКТЯБРЕ 2013 года на Кольском полуострове ор­ ганизована Мурманская ми­ трополия и новая Северо­ морская и Умбская епархия. Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон воз­ веден в сан митрополита, а архимандрит Митрофан в сан епископа. Почему прои­ зошло это деление, и как бу­ дет складываться работа двух епархий, мы решили узнать у главы митрополии владыки Симона. - Дорогой владыка, спасибо, чтосогласились дать исчерпы­ вающие ответы на интересую­ щие читателей «Православной газеты» вопросы. Мне кажется, всем, прежде всего, будет интересно узнать, с чем же сегодня связано создание на территории России не просто новыхепархий, а именно ми­ трополий? — Это естественная, об­ условленная многими фак­ торами и самим ходом (по­ требностью) развития новая для России стадия и форма структурной организации (самоорганизации) церков­ ной жизни, и для этого у нас сейчас образовалась весьма благоприятная ситуация. В конце X века (после крещения народа в Киеве) на территории Киевской Руси Константинополь­ ским патриархатом была учреждена первая Киевская митрополия, на которую был поставлен греческий митрополит Михаил. Затем, по мере распро­ странения и утвержде­ ния христианства на Руси (Новгород, Ростов, Муром. Полоцк и т.д.) были уч­ реждены первые русские епархии: Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владимир -Волынская, Бе­ логородская. Епископы присылались из Констан­ тинополя. Они были греки, иногда болгары. Русские князья заботились о рас­ пространении веры в своих уделах, подражая великому князю. Каждый уездный город, по примеру Киева, становился центром христи­ анства. Таким образом, хри­ стианство распространялось на юг, на север, по Волге, на запад. А в 1165 году богатый Новгород выхлопотал у гре­ ков своему владыке еще и титул архиепископа. В середине XIII века епархий на Руси было уже пятнадцать. Монголо-та­ тарское нашествие на Киев разорило город и митропо­ личий дом. Митрополит Ио­ сиф (грек) пропал без вести. И тогда константинополь­ ский патриарх на Киевскую кафедру ставит митрополита Кирилла из русских. Андрей Боголюбский создает Влади­ мирское княжество, туда же переезжает и митрополит. Город Владимир становит­ ся епархиальным городом, и преемник митрополита Кирилла митрополит Мак­ сим, оставив Киев, делает Владимир своей митрополи­ чьей кафедрой, а епископа Владимирского переводит в Ростов. Третий русский ми­ трополит Пётр, осознавая возвышающееся значение Московского княжества, поселяется на жительство в Москве (1325 г.), строит Успенский собор. Постепен­ но и митрополичья кафедра перемещается в Москву. - Это, владыка, наверно то вре­ мя, когда преподобный Лазарь Муромский крестил наших саамов на Карельской земле. Ведь именно он из Цареграда приходит на служение кНовго­ родскому епископу Василию и приноситвдар ему от Патри­ арха белый клобук, которым и давалось право пользоваться вдальнейшем тольконовго­ родским епископам. Папа, поняв, чтов Риме вте годы стали пренебрегать белым клобуком, посылает его вКонстантино­ польпатриарху Филофею, а тот, всвою очередь, предвидя грядущее падение Нового Рима, передаёт его русскому епископу Василиюв Великий Новгород. — Вы прекрасно осве­ домлены об истории бело­ го клобука, но вернемся к Московской Руси, которая в XVI веке стала богатым могущественным государ­ ством, а Великий князь Иван Васильевич Грозный получает титул царя и цар­ ское коронование. - Простите, владыка, чтопере­ бью Вас, но ведь это удивитель­ но - один святой, крестивший саамов приносит на Русь белый клобук, другой, я имею ввиду преподобного Феодорита Кольского, добываетподписи почти трех десятков восточных православных иерархов, Раз­ решительную грамоту Патриар­ ха Царьградского и, наконец, царские бармы-оплечья и возлагает ихна плечи Иоанна Грозного. Ведь именно после этого Великие князья москов­ ские становятся официально признанными царями, а Россия обретает царственное досто­ инство. —Да, это была настоя­ щая российская победа того времени, которая позволяет затем царю Федору Иоан­ новичу открыть в Москве патриаршую кафедру. 1589 год для России —учрежде­ ние Патриаршества, и пер­ вым патриархом избирает­ ся московский митрополит Иов. В России появляются четыре митрополии: Нов­ городская, Ростовская, Ка­ занская и Крутицкая, шесть архиепископий и восемь епископий. - Понятно, это всё история, а с чемже связано создание новой епархии у нас на Кольском полуострове? Попричине Поло­ жения о Создание новыхмитро­ полий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла или все же с особенностью нашего края и удаленностью Епархиального центра от некоторыхприходов? — Положение положе­ нием, а у нас конкретная и благоприятная ситуация, требование жизни, обуслов­ ленное созиданием Право­ славия на Кольской земле, его распространением и утверждением. - Тогда чемже обусловлено именно такое разделение - побережная зона ицентр? — Спецификой исто­ рического развития насе­ ленных пунктов, а значит и приходов, на территории нашего региона является их концентрация по двум до­ статочно самостоятельным географическим направле­ ниям. Первое — это мате­ риковая часть Кольского полуострова: центральные промышленные и сель­ скохозяйственные районы тундры; второе — морское побережье, где базируется Северный флот, а также ры­ боловецкие поселения. При этом центральная часть от населенных пунктов побе­ режья отстоит на весьма зна­ чительном расстоянии, по­ рой превышающим 500 км. Многие приходы побережья относятся к труднодоступ­ ным, до каких-то правящему архиерею можно добраться только вертолетом. Серьезно усложняет си­ туацию еще и то, что на мор­ ском побережье сосредото- чены военно-морские базы и гарнизоны, где начинают работать «военные» священ­ ники, служение которых имеет свои особенности: в отдаленности и оторванно­ сти от правящего архиерея они со временем начинают терять навыки пастырства и становятся больше «воспи­ тателями», чем пастырями. И это происходит именно в начальный период станов­ ления там церковной жизни. - Владыка, а можноузнать, чем Выруководствовались, выбирая епископом новой епархии отца Митрофана? Тольколи тем, что он впрежней жизни офицер или по каким-тодругим качествам? Игде будет находиться управ­ ление новой епархии: вУмбе или вСевероморске? — Отец Митрофан, а се­ годня уже владыка Митро­ фан оказался для данной цели наиболее зрелым, а зна­ чит и подходящим, чтобы са­ мостоятельно и ответствен­ но управлять епархией и духовенством —и утверждать ее. Он имеет полноценный жизненный опыт, является хорошим примером для па­ ствы и пастырей, имеет до­ брое свидетельство отлюдей. Потомственный военный моряк, 26 лет отдал службе в Военно-Морском флоте, а также его вполне можно назвать и потомственным священником, так как дед его был протоиереем на Во­ логодчине. А придя к вере, он сам решил безраздельно служить Господу. Получил ученую степень кандидата богословия. Кто сегодня из православных нашей митро­ полии не знает трудов вла­ дыки Митрофана, его книг из серий «Кольский пате­ рик», «Святыни Кольского Севера», других. Он член Союза писателей России, ла­ уреат нескольких премий, но самое главное, что при всех многочисленных достиже­ ниях владыки Митрофана (Баданина) в нем остается еще значительный задел для становления и укрепления духовной составляющей его личности, а значит и паствы. А насчет того, где будет на­ ходиться управление новой епархии, то, конечно же, в Североморске. - Владыка, так чемже все-таки митрополия кардинально отли­ чается от епархии? — Мурманская митропо­ лия (митрополичий округ) - это две епархии: Мурман­ ская и Мончегорская —пер­ вая (именно как епархия мы зарегистрированы в Мини­ стерстве Юстиции РФ); вторая — Североморская и Умбская. - Какова же будет теперь Ваша роль? Ведь выне только Такова динамика жизни, в которой наше спасение Щ т ш

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz