Миссионерская православная газета. 2014 г. № 1. Январь.
4 М и сси он е р ска я п р авосл авн ая га зе та ml, январь 2014 И Н Т Е Р В Ь Ю В ОКТЯБРЕ 2013 года на Кольском полуострове ор ганизована Мурманская ми трополия и новая Северо морская и Умбская епархия. Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон воз веден в сан митрополита, а архимандрит Митрофан в сан епископа. Почему прои зошло это деление, и как бу дет складываться работа двух епархий, мы решили узнать у главы митрополии владыки Симона. - Дорогой владыка, спасибо, чтосогласились дать исчерпы вающие ответы на интересую щие читателей «Православной газеты» вопросы. Мне кажется, всем, прежде всего, будет интересно узнать, с чем же сегодня связано создание на территории России не просто новыхепархий, а именно ми трополий? — Это естественная, об условленная многими фак торами и самим ходом (по требностью) развития новая для России стадия и форма структурной организации (самоорганизации) церков ной жизни, и для этого у нас сейчас образовалась весьма благоприятная ситуация. В конце X века (после крещения народа в Киеве) на территории Киевской Руси Константинополь ским патриархатом была учреждена первая Киевская митрополия, на которую был поставлен греческий митрополит Михаил. Затем, по мере распро странения и утвержде ния христианства на Руси (Новгород, Ростов, Муром. Полоцк и т.д.) были уч реждены первые русские епархии: Новгородская, Черниговская, Ростовская, Владимир -Волынская, Бе логородская. Епископы присылались из Констан тинополя. Они были греки, иногда болгары. Русские князья заботились о рас пространении веры в своих уделах, подражая великому князю. Каждый уездный город, по примеру Киева, становился центром христи анства. Таким образом, хри стианство распространялось на юг, на север, по Волге, на запад. А в 1165 году богатый Новгород выхлопотал у гре ков своему владыке еще и титул архиепископа. В середине XIII века епархий на Руси было уже пятнадцать. Монголо-та тарское нашествие на Киев разорило город и митропо личий дом. Митрополит Ио сиф (грек) пропал без вести. И тогда константинополь ский патриарх на Киевскую кафедру ставит митрополита Кирилла из русских. Андрей Боголюбский создает Влади мирское княжество, туда же переезжает и митрополит. Город Владимир становит ся епархиальным городом, и преемник митрополита Кирилла митрополит Мак сим, оставив Киев, делает Владимир своей митрополи чьей кафедрой, а епископа Владимирского переводит в Ростов. Третий русский ми трополит Пётр, осознавая возвышающееся значение Московского княжества, поселяется на жительство в Москве (1325 г.), строит Успенский собор. Постепен но и митрополичья кафедра перемещается в Москву. - Это, владыка, наверно то вре мя, когда преподобный Лазарь Муромский крестил наших саамов на Карельской земле. Ведь именно он из Цареграда приходит на служение кНовго родскому епископу Василию и приноситвдар ему от Патри арха белый клобук, которым и давалось право пользоваться вдальнейшем тольконовго родским епископам. Папа, поняв, чтов Риме вте годы стали пренебрегать белым клобуком, посылает его вКонстантино польпатриарху Филофею, а тот, всвою очередь, предвидя грядущее падение Нового Рима, передаёт его русскому епископу Василиюв Великий Новгород. — Вы прекрасно осве домлены об истории бело го клобука, но вернемся к Московской Руси, которая в XVI веке стала богатым могущественным государ ством, а Великий князь Иван Васильевич Грозный получает титул царя и цар ское коронование. - Простите, владыка, чтопере бью Вас, но ведь это удивитель но - один святой, крестивший саамов приносит на Русь белый клобук, другой, я имею ввиду преподобного Феодорита Кольского, добываетподписи почти трех десятков восточных православных иерархов, Раз решительную грамоту Патриар ха Царьградского и, наконец, царские бармы-оплечья и возлагает ихна плечи Иоанна Грозного. Ведь именно после этого Великие князья москов ские становятся официально признанными царями, а Россия обретает царственное досто инство. —Да, это была настоя щая российская победа того времени, которая позволяет затем царю Федору Иоан новичу открыть в Москве патриаршую кафедру. 1589 год для России —учрежде ние Патриаршества, и пер вым патриархом избирает ся московский митрополит Иов. В России появляются четыре митрополии: Нов городская, Ростовская, Ка занская и Крутицкая, шесть архиепископий и восемь епископий. - Понятно, это всё история, а с чемже связано создание новой епархии у нас на Кольском полуострове? Попричине Поло жения о Создание новыхмитро полий Патриарха Московского и всея Руси Кирилла или все же с особенностью нашего края и удаленностью Епархиального центра от некоторыхприходов? — Положение положе нием, а у нас конкретная и благоприятная ситуация, требование жизни, обуслов ленное созиданием Право славия на Кольской земле, его распространением и утверждением. - Тогда чемже обусловлено именно такое разделение - побережная зона ицентр? — Спецификой исто рического развития насе ленных пунктов, а значит и приходов, на территории нашего региона является их концентрация по двум до статочно самостоятельным географическим направле ниям. Первое — это мате риковая часть Кольского полуострова: центральные промышленные и сель скохозяйственные районы тундры; второе — морское побережье, где базируется Северный флот, а также ры боловецкие поселения. При этом центральная часть от населенных пунктов побе режья отстоит на весьма зна чительном расстоянии, по рой превышающим 500 км. Многие приходы побережья относятся к труднодоступ ным, до каких-то правящему архиерею можно добраться только вертолетом. Серьезно усложняет си туацию еще и то, что на мор ском побережье сосредото- чены военно-морские базы и гарнизоны, где начинают работать «военные» священ ники, служение которых имеет свои особенности: в отдаленности и оторванно сти от правящего архиерея они со временем начинают терять навыки пастырства и становятся больше «воспи тателями», чем пастырями. И это происходит именно в начальный период станов ления там церковной жизни. - Владыка, а можноузнать, чем Выруководствовались, выбирая епископом новой епархии отца Митрофана? Тольколи тем, что он впрежней жизни офицер или по каким-тодругим качествам? Игде будет находиться управ ление новой епархии: вУмбе или вСевероморске? — Отец Митрофан, а се годня уже владыка Митро фан оказался для данной цели наиболее зрелым, а зна чит и подходящим, чтобы са мостоятельно и ответствен но управлять епархией и духовенством —и утверждать ее. Он имеет полноценный жизненный опыт, является хорошим примером для па ствы и пастырей, имеет до брое свидетельство отлюдей. Потомственный военный моряк, 26 лет отдал службе в Военно-Морском флоте, а также его вполне можно назвать и потомственным священником, так как дед его был протоиереем на Во логодчине. А придя к вере, он сам решил безраздельно служить Господу. Получил ученую степень кандидата богословия. Кто сегодня из православных нашей митро полии не знает трудов вла дыки Митрофана, его книг из серий «Кольский пате рик», «Святыни Кольского Севера», других. Он член Союза писателей России, ла уреат нескольких премий, но самое главное, что при всех многочисленных достиже ниях владыки Митрофана (Баданина) в нем остается еще значительный задел для становления и укрепления духовной составляющей его личности, а значит и паствы. А насчет того, где будет на ходиться управление новой епархии, то, конечно же, в Североморске. - Владыка, так чемже все-таки митрополия кардинально отли чается от епархии? — Мурманская митропо лия (митрополичий округ) - это две епархии: Мурман ская и Мончегорская —пер вая (именно как епархия мы зарегистрированы в Мини стерстве Юстиции РФ); вторая — Североморская и Умбская. - Какова же будет теперь Ваша роль? Ведь выне только Такова динамика жизни, в которой наше спасение Щ т ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz