Миссионерская православная газета. 2014 г. № 1. Январь.

М иссионерская православная га зе та ^ Ц Е Р К О В Ь И О Б Щ Е С Т В О №1, ЯНВАРЬ2014 3 В М У Р М А Н С К Е П Р О Ш Ё Л П Е Р В ЫЙ Ф Е С Т И В А Л Ь П Р А В О С Л А В Н О Й П Е С Н И « П О Д С Е Н Ь Ю Т Р И Ф О Н А » Дай Бог, не последний! МНЕ НЕ РАЗ доводилось слышать скептические от­ зывы о таких понятиях, как православная песня, право­ славная поэзия, живопись... Дескать, где найти чёткие каноны, разделяющие «про­ сто» песни, стихи, картины от православных песен, сти­ хов, картин. Действительно. если подходить с чисто ис­ кусствоведческих позиций, то практически все произ­ ведения, которые «марки­ руются» авторами, как пра­ вославные, создаются по тем же художественным за­ конам, что и произведения «светские». С другой стороны, по­ вторённое несколько раз в стихотворении или песне слово «Бог» не делает его автоматически духовным и православным. Думается, что единствен­ ный критерий, по которому можно разделять творчество на православное и не право­ славное, это его способность очистить, возвысить челове­ ческую душу, приближая её тем самым к Богу. И в этом смысле фести­ вали православного творче­ ства, ставшие в последние годы определённым явле­ нием в духовно-культурной жизни России, выполняют важную задачу: поддержи­ вают тех, кто воспринимает своё творчество как способ духовного самосовершен­ ствования. Как себя лично, так и своих зрителей, слуша­ телей, читателей. Прошедший в последних числах декабря в Мурманске первый фестиваль право­ славной песни «Под сенью Трифона», на мой взгляд, в целом справился с этой за­ дачей. Напутствуя участников фестиваля по окончании ар­ хиерейского богослужения в Храме преподобного Трифо­ на Печенгского 22 декабря, митрополит Мурманский и Мончегорский Симон ска­ зал о важности того, что­ бы песни, исполненные на фестивале, служили не для утешения честолюбия их ав­ торов, а средством помощи и утешения людям. И слова эти не случай­ но пересеклись, «сриф- мовались» со словами Ли­ лии Евсеевой, известной православной певицы из Санкт-Петербурга, прие­ хавшей на фестиваль в ка­ честве гостьи. Представляя себя и своё творчество, она сказала как раз о том, что для неё важнее всего имен­ но служение людям. Потому так часто выступает она с благотворительными кон­ цертами в детских домах, воинских частях, тюрьмах. Гала-концерту предше­ ствовали два конкурсных концерта, прошедших в Мурманских Техническом и Гуманитарном универси­ тетах. Исполнители самого разного уровня представля­ ли свои песни на суд жюри. Были среди них и те, кого без преувеличения можно назвать профессионала­ ми, достойными выступать на престижных площадках страны. К таковым, на мой взгляд, относится вокаль­ ный ансамбль «Северные акварели». Были и те, для кого пение — просто отду­ шина, потребность припод­ няться над серым течением повседневности. На сцене сменяли друг друга те, кто в «обычной» жизни работают преподавателями, слесаря­ ми, чиновниками, строи­ телями. Слушая самые раз­ ноплановые песни, я не раз ловил себя на мысли о том, как же всё-таки неистреби­ мо в человеке, и особенно в человеке русском, творче­ ское начало, желание вы­ разить свою душу в слове, мелодии. Вообще, перед жюри стояла довольно непростая задача: из 29 участников, подавляющее большинство которых выступили достой­ но, выбрать лучших. О том, что жюри это удалось, говорит уровень гала-концерта, состоявше­ гося 25 декабря в зале Мур­ манской областной филар­ монии. На его открытии митрополит Симон вручил награды всем лауреатам и дипломантам конкурса. Жюри, кстати, проявило практически новогоднюю щедрость: победителями конкурса стали 10 исполни­ телей и коллективов. Кро- ме того, трое участников были отмечены специаль­ ными призами. Подводя итоги фестиваля, Владыка поблагодарил его органи­ заторов — настоятеля Вве­ денского и Трифоновского храмов города Мурманска священника Сергия Полив- цева и руководителя Палом­ нического духовно-куль­ турного просветительского центра Ирину Поливцеву. По его словам, этот фести­ валь, хоть и был первым, не получился «комом». «Дай Бог, не последний», —улыб­ нулся Митрополит, вызвав аплодисменты зала своей аналогией с теми тостами, которые скоро зазвучат за праздничными столами. Гала-концерт стал при­ мером «единства непохо­ жестей». И в этом смысле песня Лилии Евсеевой, на­ писанная специально для фестиваля, и имеющая все шансы стать его гимном, что называется, уловила сам дух происходящего на сцене. Моя душа, была ты призвана Воспеть Творца под сенью Трифона. Соединил угодник Божий всех, Да будет нам сопутствовать успех. Мы все такие разные, Живём мы этим праздником, У каждого свой крест. Во многом всё же схожи мы, И милостию Божией На Небо путь отверст. Казалось бы, много ли общего между гостем фе­ стиваля, «свободным ху­ дожником», как он сам себя охарактеризовал, Германом Шлихтовым, исполняющим русские народные песни в несколько психоделическом стиле и проникновенным ро- мансовым пением вокально­ го дуэта Надежды Гриценко и Марины Единюк? Могут ли гармонично прозвучать в рамках одного концерта ансамбль «Северные аква- рели» с его отточенно-кон- серваторским исполнением духовных произведений, за­ дорные наигрыши ансамбля народно-духовной музыки «Паломник» и философ- ски-образные песни гостя фестиваля из Череповца Ва- лерия Виноградова? Оказа­ лось, очень даже могут. Не случайно слушатели в зале филармонии не раз устраива­ ли артистам бурные овации. Можно сказать, что фе­ стиваль православной песни «Под сенью Трифона», как новорождённый ребёнок сделал первый, в чём-то ещё неуверенный шаг. Думается, со временем он может при­ обрести свои традиции, своё неповторимое очертание, которое пока только наме­ тилось после прошедших фестивальных дней. Мне доводилось слы­ шать в кулуарах фестиваля мнение о том, что первому «трифоновскому» фестива­ лю не хватило творческой кухни, когда в некоем об­ щем пространстве, будь то лесная поляна или турбаза, участники общаются друг с другом и с известными ис­ полнителями. Как правило, при таком формате общения творческие люди многое мо­ гут почерпнуть друг у друга. Позволю внести в копил­ ку предложений по будуще­ му развитию фестиваля и свои «пять копеек». Пред­ ставляется, что по аналогии с православным фестива­ лем в подмосковной Дубне «Серебряная Псалтирь», его мурманский новорожден­ ный собрат мог бы со време­ нем стать фестивалем пра­ вославной песни и поэзии. Это расширило бы масштаб мероприятия, помогло бы музыкантам и поэтам Мур­ манской области, и не толь­ ко, лучше узнать друг друга, могло бы стать стимулом для создания новых творческих союзов и проектов. А лек сей ПОЛУБОТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz