Миссионерская православная газета. 2013 г. № 11-12. Декабрь.
У Р ОК И С Т О Р И И М и сси о н е р ск а я п р аво славн ая га з е та №11-12, ДЕКАБРЬ 2013 БОГАТЫЙ материал об истории Церкви на Коль ском Севере до Октябрьско го переворота содержится в фондах Государственного архива Мурманской обла сти. Благодаря тому, что священники ответственно и грамотно (удивительным «была переоборудована в церковь грамотою Архиерея смиреннаго Георгия в 1844 году». Устройство церкви проведено в 1845 году. Освя щена священником Варзуж- ского Успенского прихода Алексеевским и окружных: Варзужского Петропавлов- воспитанник Архангель ской Духовной Семинарии. Отец Клеоник был боль шого роста, имел весьма хороший голос — бас, был в певчих и регентом Архие рейского хора. «С Высшего учебного класса Архангель ского Духовного училища, О других священниках Тетринского прихода на пишем в будущем, а сейчас несколько интересных сооб щений о епископе Варлааме (Успенском), по распоряже нию которого было заведено летописание в Архангель ской епархии. Запись о нем Г Л KJ оаметки о православной жизни на Кольском Севере в XIX веке каллиграфическим почер ком) заполняли метриче ские и обысковые книги, духовные росписи и алтар ные книги, можно узнать не только свою родословную до 10-го колена, но и почув ствовать церковный дух и быт давно минувших дней. Интересен тот факт, что при правлении Преосвя щенного епископа Архан гельского и Холмогорско го Варлаама (Успенского), который святительствовал с 1845 по 1854 год, по его распоряжению в приходах епархии в 1852 году были заведены книги «для запи си важнейших событий по приходу». Таким образом, на каждом приходе велась летопись. После закрытия церквей в 1930-е годы эти книги вме сте со всем церковным иму- посвятил тетринскаго дьяч ка Золотова [фамилия на писана неясно —прот. В.] в стихарь, дав наставление и благословение Божие. На конец произнес назидатель ное слово о важности и силе великаго Таинства Святаго Причастия, которым тронул сердца слушателей до глу бины сердца и расположил, как жить и оплакивать свою греховность». Черезнескольколетпосле этого события священник Николай Истомин сделал еще одну интересную запись: «Преосвященный Александр, подобно Варлааму, тоже изволил быть в Тетринском приходе. Говорят, что будто бы Преосвященный Варлаам приезжал в торосовое время, и, когда отказался от извозчиков, роптали на него и спешили на промысел, то он предрек небывалый улов зверей, обратившиськ морю, благословил крестьян, знаменательно сказал: «Умножь, Господи, умножь, Господи», что и сбылось вскоре. Народ столько промышлял зверей, что и Так выглядятосквернен ные храмы с. Тетрино сегодня (справа - Свято-Троицкая церковь, слева - Свт. Василия Великого). ществом перешли в ведение сельских советов, а от них вместе с другими докумен тами —в Госархив. Причем. например, по Чаваньгскому приходу, как следует из ма териалов Кировского архи ва, такая книга была изъята, но до архива она не дошла, а скорее всего, пошла на рас топку печей в сельсовете. Сохранилась «Книга для записей важнейших событий по приходу» села Тетрина. Записи велись с 1852 до 1882 года. «Заведе на по распоряжению Его Преосвященства Варлаама, епископа Архангельского и Холмогорского, 7 февраля 1852 г.» Вся история налицо. Сначала в Тетринской сло бодке была часовня в честь Святой Троицы, которая принадлежала Варзужскому Успенскому приходу. Затем В некогда многолюдном селе на зимусейчас не остается ни одного человека. ского —Василием Гурьевым и Понойского Петропавлов ского — Гавриилом Гурье вым. Освящение состоялось 17 декабря 1845 г. —в день Триех отроков и пророка Да ниила. Был заведен обычай — праздновать и почитать этот день совершением Бо жественной литургии и «мо лебствием храмовой иконе Святой и Живоначальной Троице в прошении мира, здравия, жития и спокой ствия общественнаго, во еже благоугождати Богови». Первый священник —из диаконов г. Архангельска, Воскресенской церкви диа кон Клеоник Семенов сын Митрофанов (сын дьячка), по окончании в нем учения, обучался в Олонецкой се минарии, откуда по окон чании философского курса вызван в Архангельскую семинарию собственно для усиления Архиерейского хора и продолжал учиться и слушал богословский курс в Архангельской семинарии, но не кончил полного бого словского курса». Отец Кле- оник утонул, купаясь в реке Коле. Возможно, что он был похоронен в ограде Благо вещенского собора, так как, по воспоминаниям старых колян, там было несколько священнических могил. В конце XIX в. 4-й свя щенник Тетринского прихо да Николай Истомин сделал запись об отце Клеонике, что тот ошибся с землей для причта, когда при образо вании прихода выделяли землю для церкви, чтобы клирикам косить траву для скота. Отец Клеоник при выборе земли руководство вался теми соображениями, чтобы взять землю поближе к селу, хотя крестьяне были согласны дать то, что хоте лось. «Но земля оказалась неудобренная, трава растет плохо, и в результате боль ше половины нарезанных земель для причта —опусто шению, а в настоящее время уже что-либо изменить воз можности нет». сделал отец Клеоник Ми трофанов. Воспроизводим ее, несколько непривычную по стилю для современного читателя, в оригинале. «Епископ Варлаам с 1852 г. в течение 6 лет обо зревал паству из одного конца в другой. Дух Христов и направление их [людей — прот. В.] жизни узнано. Усердие и ревность к благо лепию нововоздвиженнаго в Тетринском приходе храма во имя Святыя и Живона- чальныя Троицы поощрены отеческим благословением и желанием успеха, еще в большем виду украшения. Варлаам изволил даже совершить Преждеосвящен- ную Литургию в Тетринском приходе, где, напутствовах верных чад говеющих хри стиан сообщением Святаго Тела и Крови Христовой и словом Божиим, яко мле ком, оставил памятник пер- ваго и для предшественни ков своих бытия служащаго, и для малых детей началом памяти, а для Церкви поло жил в вечное воспоминание Святое Евангелие за свое ручною своею подписью. День, в который была со вершена Преждеосвящен- ная Литургия, был среда 1-я седмицы Великаго Поста. К счастию, при весьма зна чительном стечении народа к Литургии и их видимости по сие время вспоминают «архиерейские годы», да и, наверно, по преданиюдолго долго будут вспоминать тот промышленный год. Во время приезда Преосвященнаго Алек сандра год тоже был промышленный. Народ в приездах и в посещении Преосвященных видит благословение Божие, явно подтверждающееся обстоятельствами». Что заставило епископа Варлаама на первой седми це Великого поста оставить свой кафедральный собор и пуститься в путешествие в зимнюю пору в далекое село Тетрино надругом берегу Бе лого моря (а ему пришлось объехать вдоль берега около 1000 км), для нас остается тайной Промысла Божия. Видимо, именно в то время жители Тетрина особо нуж дались в архиерейском бла гословении и молитве перед началом торосового про мысла, который был связан со многими опасностями. Ясно одно: Господь Про мыслитель Сам руководил епископом Варлаамом. Подготовил протоиерей В а с и л и й ВОЛЬСКИЙ (Продолжение следует) Ф о т о гр а ф и и Д м и т р и я ЛОСКУТОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz