Миссионерская православная газета. 2013 г. № 11-12. Декабрь.

У Р ОК И С Т О Р И И М и сси о н е р ск а я п р аво славн ая га з е та №11-12, ДЕКАБРЬ 2013 БОГАТЫЙ материал об истории Церкви на Коль­ ском Севере до Октябрьско­ го переворота содержится в фондах Государственного архива Мурманской обла­ сти. Благодаря тому, что священники ответственно и грамотно (удивительным «была переоборудована в церковь грамотою Архиерея смиреннаго Георгия в 1844 году». Устройство церкви проведено в 1845 году. Освя­ щена священником Варзуж- ского Успенского прихода Алексеевским и окружных: Варзужского Петропавлов- воспитанник Архангель­ ской Духовной Семинарии. Отец Клеоник был боль­ шого роста, имел весьма хороший голос — бас, был в певчих и регентом Архие­ рейского хора. «С Высшего учебного класса Архангель­ ского Духовного училища, О других священниках Тетринского прихода на­ пишем в будущем, а сейчас несколько интересных сооб­ щений о епископе Варлааме (Успенском), по распоряже­ нию которого было заведено летописание в Архангель­ ской епархии. Запись о нем Г Л KJ оаметки о православной жизни на Кольском Севере в XIX веке каллиграфическим почер­ ком) заполняли метриче­ ские и обысковые книги, духовные росписи и алтар­ ные книги, можно узнать не только свою родословную до 10-го колена, но и почув­ ствовать церковный дух и быт давно минувших дней. Интересен тот факт, что при правлении Преосвя­ щенного епископа Архан­ гельского и Холмогорско­ го Варлаама (Успенского), который святительствовал с 1845 по 1854 год, по его распоряжению в приходах епархии в 1852 году были заведены книги «для запи­ си важнейших событий по приходу». Таким образом, на каждом приходе велась летопись. После закрытия церквей в 1930-е годы эти книги вме­ сте со всем церковным иму- посвятил тетринскаго дьяч­ ка Золотова [фамилия на­ писана неясно —прот. В.] в стихарь, дав наставление и благословение Божие. На­ конец произнес назидатель­ ное слово о важности и силе великаго Таинства Святаго Причастия, которым тронул сердца слушателей до глу­ бины сердца и расположил, как жить и оплакивать свою греховность». Черезнескольколетпосле этого события священник Николай Истомин сделал еще одну интересную запись: «Преосвященный Александр, подобно Варлааму, тоже изволил быть в Тетринском приходе. Говорят, что будто бы Преосвященный Варлаам приезжал в торосовое время, и, когда отказался от извозчиков, роптали на него и спешили на промысел, то он предрек небывалый улов зверей, обратившиськ морю, благословил крестьян, знаменательно сказал: «Умножь, Господи, умножь, Господи», что и сбылось вскоре. Народ столько промышлял зверей, что и Так выглядятосквернен­ ные храмы с. Тетрино сегодня (справа - Свято-Троицкая церковь, слева - Свт. Василия Великого). ществом перешли в ведение сельских советов, а от них вместе с другими докумен­ тами —в Госархив. Причем. например, по Чаваньгскому приходу, как следует из ма­ териалов Кировского архи­ ва, такая книга была изъята, но до архива она не дошла, а скорее всего, пошла на рас­ топку печей в сельсовете. Сохранилась «Книга для записей важнейших событий по приходу» села Тетрина. Записи велись с 1852 до 1882 года. «Заведе­ на по распоряжению Его Преосвященства Варлаама, епископа Архангельского и Холмогорского, 7 февраля 1852 г.» Вся история налицо. Сначала в Тетринской сло­ бодке была часовня в честь Святой Троицы, которая принадлежала Варзужскому Успенскому приходу. Затем В некогда многолюдном селе на зимусейчас не остается ни одного человека. ского —Василием Гурьевым и Понойского Петропавлов­ ского — Гавриилом Гурье­ вым. Освящение состоялось 17 декабря 1845 г. —в день Триех отроков и пророка Да­ ниила. Был заведен обычай — праздновать и почитать этот день совершением Бо­ жественной литургии и «мо­ лебствием храмовой иконе Святой и Живоначальной Троице в прошении мира, здравия, жития и спокой­ ствия общественнаго, во еже благоугождати Богови». Первый священник —из диаконов г. Архангельска, Воскресенской церкви диа­ кон Клеоник Семенов сын Митрофанов (сын дьячка), по окончании в нем учения, обучался в Олонецкой се­ минарии, откуда по окон­ чании философского курса вызван в Архангельскую семинарию собственно для усиления Архиерейского хора и продолжал учиться и слушал богословский курс в Архангельской семинарии, но не кончил полного бого­ словского курса». Отец Кле- оник утонул, купаясь в реке Коле. Возможно, что он был похоронен в ограде Благо­ вещенского собора, так как, по воспоминаниям старых колян, там было несколько священнических могил. В конце XIX в. 4-й свя­ щенник Тетринского прихо­ да Николай Истомин сделал запись об отце Клеонике, что тот ошибся с землей для причта, когда при образо­ вании прихода выделяли землю для церкви, чтобы клирикам косить траву для скота. Отец Клеоник при выборе земли руководство­ вался теми соображениями, чтобы взять землю поближе к селу, хотя крестьяне были согласны дать то, что хоте­ лось. «Но земля оказалась неудобренная, трава растет плохо, и в результате боль­ ше половины нарезанных земель для причта —опусто­ шению, а в настоящее время уже что-либо изменить воз­ можности нет». сделал отец Клеоник Ми­ трофанов. Воспроизводим ее, несколько непривычную по стилю для современного читателя, в оригинале. «Епископ Варлаам с 1852 г. в течение 6 лет обо­ зревал паству из одного конца в другой. Дух Христов и направление их [людей — прот. В.] жизни узнано. Усердие и ревность к благо­ лепию нововоздвиженнаго в Тетринском приходе храма во имя Святыя и Живона- чальныя Троицы поощрены отеческим благословением и желанием успеха, еще в большем виду украшения. Варлаам изволил даже совершить Преждеосвящен- ную Литургию в Тетринском приходе, где, напутствовах верных чад говеющих хри­ стиан сообщением Святаго Тела и Крови Христовой и словом Божиим, яко мле­ ком, оставил памятник пер- ваго и для предшественни­ ков своих бытия служащаго, и для малых детей началом памяти, а для Церкви поло­ жил в вечное воспоминание Святое Евангелие за свое­ ручною своею подписью. День, в который была со­ вершена Преждеосвящен- ная Литургия, был среда 1-я седмицы Великаго Поста. К счастию, при весьма зна­ чительном стечении народа к Литургии и их видимости по сие время вспоминают «архиерейские годы», да и, наверно, по преданиюдолго­ долго будут вспоминать тот промышленный год. Во время приезда Преосвященнаго Алек­ сандра год тоже был промышленный. Народ в приездах и в посещении Преосвященных видит благословение Божие, явно подтверждающееся обстоятельствами». Что заставило епископа Варлаама на первой седми­ це Великого поста оставить свой кафедральный собор и пуститься в путешествие в зимнюю пору в далекое село Тетрино надругом берегу Бе­ лого моря (а ему пришлось объехать вдоль берега около 1000 км), для нас остается тайной Промысла Божия. Видимо, именно в то время жители Тетрина особо нуж­ дались в архиерейском бла­ гословении и молитве перед началом торосового про­ мысла, который был связан со многими опасностями. Ясно одно: Господь Про­ мыслитель Сам руководил епископом Варлаамом. Подготовил протоиерей В а с и л и й ВОЛЬСКИЙ (Продолжение следует) Ф о т о гр а ф и и Д м и т р и я ЛОСКУТОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz