Миссионерская православная газета. 2013 г. № 9-10. Октябрь.
Ю М иссионерская православная газета № 9 - 1 0 , О К ТЯ Б Р Ь 2013 В М он чегор ске с о с то я л а с ь встр еча п р е п о д авател ей «О снов пр аво славн о й культуры» с ар хи еп и ско п ом СИМОНОМ Вот уже второй год Осно вы православной культуры могут изучаться в четвертых классах общеобразователь ных школ, наряду с основа ми светской этики, мировых религиозных культур, исла ма и буддизма. И перед тем как в школах нашей области началось преподавание но- По сути, к этому меня под толкнула дочка, которая стала задавать вопросы, на которые я не могла отве тить. Поэтому записалась на Свято-Феодоритовские курсы и уже потом пред ложила директору школы набрать желающих изучать Основы православия. Сна- если один из модулей вы брали меньше 20 человек из класса. В этом случае школа имеет право отказать роди телям и предложить поду мать над другим вариантом. То есть преподавание любо го модуля возможно, если его выберет подавляющее большинство. В Мончегор- Педагоги за сохранение национальных традиций в образовании вых предметов, родителям четвероклассников было предложено выбрать то, что именно будут изучать их чада. Впервый год практиче ски половина из них выбра ла светскую этику и только 5% — «Основы православ ной культуры» (ОПК). В этом учебном году си туация повторилась, только выбравших изучение право славия стало еще меньше — 3%. Причин таких измене ний несколько. Во-первых, меняется позиция родите лей, которая является опре деляющей. — Первая группа — это родители, которые наотрез отказываются от преподава ния детям всего, что связано с религией. Никаких объяс нений они не слушают. Вто рая группа —это православ ные родители, ходящие в храм. Они не доверяют ком петенции учителей и счита ют, что сами научат ребенка или отдадут его в воскресную школу. И третья группа —это те, кому все равно. Они го лосуют по принципу «куда все туда и я», —пояснила до цент областного института повышения квалификации учителей Ольга Нефёдова. которая занимается подго товкой преподавателей но вого предмета. Второй причиной можно назвать отсутствие у боль шинства учителей желания преподавать Основы пра вославия. По словам Ольги Нефедовой, они вздыхают с облегчением, когда ро дители выбирают светскую этику, так как считают, что преподавать её просто, не напрягаясь, по учебнику. А вот для освоения курса православия необходимо самим знать его основы, верить в Бога, ходить в цер ковь. Иначе дети им просто не поверят! Но если учитель именно такой, то у него все получается. Например, как у Ларисы Давенко из Канда лакши. В прошлом году она вела Основы православия в одном классе, а сейчас уже в двух. Получается, что Лари се родители ей доверяют. —Я шла к преподаванию Основ православия долго. чала смогла уговорить ро дителей своего класса, а в этом году ещё и параллель ного. Просто объясняла на собрании зачем это нужно детям, используя очень хо рошие ролики из Интер нета, — рассказала Лариса Давенко. Еще одной причиной низких результатов при вы боре Основ православия, учителя называют отно шение директоров школ и руководителей Управлений образования. Часть из них, мягко говоря, не содейству ет внедрению нового курса. —Например, в Кировске и Апатитах такие руково дители запрещали священ никам приходить на уроки ОПК и водить детей в храм на экскурсии в рамках пре подавания модуля. Были подобные случаи и в других городах, —отметила в своем докладе заместитель руко водителя Епархиального от дела образования и катехи зации Наталья Грацианова. Но чаще всего родители жалуются, что на собраниях их открыто призывают вы бирать курс светской этики, мол, так всем будет проще и лучше. К нему даже зара нее закупаются учебники, чтобы потом предъявить их как весомый аргумент —вот деньги потрачены, надо ис пользовать. — Подобные действия руководителей незаконны. Мы не имеем права при зывать к выбору того или иного курса. Другое дело, ске, например, выбраны только Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур, — поясняет заместитель на чальника Управления об разованием Мончегорска Валентина Шульгина. Таким образом, препо давание Основ православия сейчас налажено только в тех школах, где учителя и директора захотели это сде лать. Причем, практически все эти учителя окончили курсы при епархии, препо дают в воскресных школах, посещают храмы и являются активными прихожанами. Их, конечно, очень беспоко ит сложившаяся ситуация. Поэтому участники встречи предложили Вла дыке предпринять несколь ко важных шагов. Самый главный из них —совместно с Министерством образова ния организовать встречи священников с директора ми школ и начальниками Управлений образования. При этом речь не идет о ка кой-то агитации за ОПК. Необходимо хотя бы убе дить их не мешать родите лям сделать самостоятель ный выбор. В своем ответном слове владыка Симон поблагода рил преподавателей «Основ православной культуры» за огромный труд и посове товал другим учителям не бояться трудностей и брать пример со своих коллег, на деясь на помощь Господа. Павел КОНДРАТЬЕВ Начало в N7-8,2013 г. П равитель знал, что слепая судьба выво дит на вершину вла сти разных людей: как тех, у кого семь пядей во лбу, так и откровенных дураков. «Наивны те, кто дума ет, что на вершине власти обязательно стоит какой-то выдающийся человек. Во все нет. Как раз наоборот. Выдающиеся люди бывают здесь крайне редко. ‘‘Не боги горшки обжигают, далеко не Однако Правитель всегда знал, что Он есть, хотя и на зывал это судьбой или выс шими силами. Мало того, что знал, он с этим глубоко считался, а это, если серьез но говорить, делает не каж дый человек, называющий себя верующим. Келейник ехал в аэропорт в машине сопровождения и думал о том, как он собрал «тревожный чемоданчик» Правителя. Ничего не забыл положить? Надо бы сразу на месте первым делом оты- Келейник боги’’,— вспомнилась ему фраза из Ницше.— Как это верно», — подумал Прави тель и откинулся на спинку кресла автомобиля, который мчал его в аэропорт, откуда он должен был вылетать на очередной саммит. «Вот так, стремишься пе ределать мир, оставить след в истории, а самолет возь мет и упадет. Какой-нибудь невыспавшийся, уставший диспетчер даст не ту коман ду. И где оно —все твое гро- мадье?» «Да и доверять нельзя ни кому. Нельзя... А приходится столько доверять... Не толь ко дела, но и жизнь свою. Людям доверять. А человек —что? Игрушка в руках судь бы, сам от всего зависим. Вот и живем мы в паутине взаи мозависимостей. У всякого свой расчет, а уж будет одо брен твой расчет Оттуда — одному Богу и известно. Од нако без расчета никак. Надо жить, надо осуществляться». Если бы Правителю кто-нибудь сказал, что он — человек, глубоко верующий, то он бы даже удивился. Он? Который хитрил, изворачи вался, на каждом шагу мани пулировал людьми? Для ко торого подлость и ложь были практически нормой жизни? Он —верующий? А как еще назвать чело века, который, в конечном итоге, не доверяет себе и своим расчетам? Как назвать человека, который оконча тельное решение оставляет за неведомой высшей силой, даже не называя ее Богом. Который принимает эту не ведомую высшую силу в са мый серьезный расчет? Разумеется, Правитель, когда это нужно, играл роль верующего человека. Он по сещал по большим праздни кам храм, стоял на почетном месте, молился. Это было частью его имиджа. Сам же всегда использовал религию для вполне конкретных по литических целей и Бога при этом совершенно не боялся. скать гладильню. Костюм наверняка помнется, ох уж эти южные страны со свои ми облегченными вариан тами одежды... Так, щетки для обуви все взял, запасную пару обуви тоже. При мысли о паре обуви он недовольно поморщился, вспомнив ин цидент со следами грязных подошв на белом ковре. Келейник бы очень уди вился, если бы ему сказали, что он —человек злопамят ный, совершенно не умею щий прощать. А уж если бы ему сказали, что он —человек неверующий... Ему? Кото рый соблюдал все посты, ре гулярно жертвовал на храм? У него с собой даже всегда был маленький молитвослов, по которому он старательно молился утром и перед сном. Он, который не развратни чал, не пьянствовал, не крал, не убивал, никогда не врал... Он —неверующий? Но дело заключалось в том, что Келейник всегда и во всем привык полагаться только на себя. Он искрен не считал, что все зависит только от него самого, от его правильных действий и решений. Тут его сознание было скалой. А Богу... Богу не было места даже где-нибудь рядышком с этой скалой. Он для Келейника был далеким, неведомым судьей, который по делам будет определять по смертную участьдобросовест ной Келейниковой души. Ну, в виде такого начальства, что ли, которое потом примет его жизненную работу. И то, та кое видение Бога у Келейника было больше умозрительным, теоретизированным, если можно так выразиться, напо добие списка его должност ных обязанностей. Одним словом, ни Бога, ни живой воли Божией Келейник, бу дем прямо говорить, не знал и знать не собирался. А не собирался знать именно из- за уверенности, что уже и так все, что необходимо, знает, да еще и других поучить может. Людей неверующих
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz