Миссионерская православная газета. 2013 г. № 9-10. Октябрь.

Ю М иссионерская православная газета № 9 - 1 0 , О К ТЯ Б Р Ь 2013 В М он чегор ске с о с то я л а с ь встр еча п р е п о д авател ей «О снов пр аво славн о й культуры» с ар хи еп и ско п ом СИМОНОМ Вот уже второй год Осно­ вы православной культуры могут изучаться в четвертых классах общеобразователь­ ных школ, наряду с основа­ ми светской этики, мировых религиозных культур, исла­ ма и буддизма. И перед тем как в школах нашей области началось преподавание но- По сути, к этому меня под­ толкнула дочка, которая стала задавать вопросы, на которые я не могла отве­ тить. Поэтому записалась на Свято-Феодоритовские курсы и уже потом пред­ ложила директору школы набрать желающих изучать Основы православия. Сна- если один из модулей вы­ брали меньше 20 человек из класса. В этом случае школа имеет право отказать роди­ телям и предложить поду­ мать над другим вариантом. То есть преподавание любо­ го модуля возможно, если его выберет подавляющее большинство. В Мончегор- Педагоги за сохранение национальных традиций в образовании вых предметов, родителям четвероклассников было предложено выбрать то, что именно будут изучать их чада. Впервый год практиче­ ски половина из них выбра­ ла светскую этику и только 5% — «Основы православ­ ной культуры» (ОПК). В этом учебном году си­ туация повторилась, только выбравших изучение право­ славия стало еще меньше — 3%. Причин таких измене­ ний несколько. Во-первых, меняется позиция родите­ лей, которая является опре­ деляющей. — Первая группа — это родители, которые наотрез отказываются от преподава­ ния детям всего, что связано с религией. Никаких объяс­ нений они не слушают. Вто­ рая группа —это православ­ ные родители, ходящие в храм. Они не доверяют ком­ петенции учителей и счита­ ют, что сами научат ребенка или отдадут его в воскресную школу. И третья группа —это те, кому все равно. Они го­ лосуют по принципу «куда все туда и я», —пояснила до­ цент областного института повышения квалификации учителей Ольга Нефёдова. которая занимается подго­ товкой преподавателей но­ вого предмета. Второй причиной можно назвать отсутствие у боль­ шинства учителей желания преподавать Основы пра­ вославия. По словам Ольги Нефедовой, они вздыхают с облегчением, когда ро­ дители выбирают светскую этику, так как считают, что преподавать её просто, не напрягаясь, по учебнику. А вот для освоения курса православия необходимо самим знать его основы, верить в Бога, ходить в цер­ ковь. Иначе дети им просто не поверят! Но если учитель именно такой, то у него все получается. Например, как у Ларисы Давенко из Канда­ лакши. В прошлом году она вела Основы православия в одном классе, а сейчас уже в двух. Получается, что Лари­ се родители ей доверяют. —Я шла к преподаванию Основ православия долго. чала смогла уговорить ро­ дителей своего класса, а в этом году ещё и параллель­ ного. Просто объясняла на собрании зачем это нужно детям, используя очень хо­ рошие ролики из Интер­ нета, — рассказала Лариса Давенко. Еще одной причиной низких результатов при вы­ боре Основ православия, учителя называют отно­ шение директоров школ и руководителей Управлений образования. Часть из них, мягко говоря, не содейству­ ет внедрению нового курса. —Например, в Кировске и Апатитах такие руково­ дители запрещали священ­ никам приходить на уроки ОПК и водить детей в храм на экскурсии в рамках пре­ подавания модуля. Были подобные случаи и в других городах, —отметила в своем докладе заместитель руко­ водителя Епархиального от­ дела образования и катехи­ зации Наталья Грацианова. Но чаще всего родители жалуются, что на собраниях их открыто призывают вы­ бирать курс светской этики, мол, так всем будет проще и лучше. К нему даже зара­ нее закупаются учебники, чтобы потом предъявить их как весомый аргумент —вот деньги потрачены, надо ис­ пользовать. — Подобные действия руководителей незаконны. Мы не имеем права при­ зывать к выбору того или иного курса. Другое дело, ске, например, выбраны только Основы светской этики и Основы мировых религиозных культур, — поясняет заместитель на­ чальника Управления об­ разованием Мончегорска Валентина Шульгина. Таким образом, препо­ давание Основ православия сейчас налажено только в тех школах, где учителя и директора захотели это сде­ лать. Причем, практически все эти учителя окончили курсы при епархии, препо­ дают в воскресных школах, посещают храмы и являются активными прихожанами. Их, конечно, очень беспоко­ ит сложившаяся ситуация. Поэтому участники встречи предложили Вла­ дыке предпринять несколь­ ко важных шагов. Самый главный из них —совместно с Министерством образова­ ния организовать встречи священников с директора­ ми школ и начальниками Управлений образования. При этом речь не идет о ка­ кой-то агитации за ОПК. Необходимо хотя бы убе­ дить их не мешать родите­ лям сделать самостоятель­ ный выбор. В своем ответном слове владыка Симон поблагода­ рил преподавателей «Основ православной культуры» за огромный труд и посове­ товал другим учителям не бояться трудностей и брать пример со своих коллег, на­ деясь на помощь Господа. Павел КОНДРАТЬЕВ Начало в N7-8,2013 г. П равитель знал, что слепая судьба выво­ дит на вершину вла­ сти разных людей: как тех, у кого семь пядей во лбу, так и откровенных дураков. «Наивны те, кто дума­ ет, что на вершине власти обязательно стоит какой-то выдающийся человек. Во­ все нет. Как раз наоборот. Выдающиеся люди бывают здесь крайне редко. ‘‘Не боги горшки обжигают, далеко не Однако Правитель всегда знал, что Он есть, хотя и на­ зывал это судьбой или выс­ шими силами. Мало того, что знал, он с этим глубоко считался, а это, если серьез­ но говорить, делает не каж­ дый человек, называющий себя верующим. Келейник ехал в аэропорт в машине сопровождения и думал о том, как он собрал «тревожный чемоданчик» Правителя. Ничего не забыл положить? Надо бы сразу на месте первым делом оты- Келейник боги’’,— вспомнилась ему фраза из Ницше.— Как это верно», — подумал Прави­ тель и откинулся на спинку кресла автомобиля, который мчал его в аэропорт, откуда он должен был вылетать на очередной саммит. «Вот так, стремишься пе­ ределать мир, оставить след в истории, а самолет возь­ мет и упадет. Какой-нибудь невыспавшийся, уставший диспетчер даст не ту коман­ ду. И где оно —все твое гро- мадье?» «Да и доверять нельзя ни­ кому. Нельзя... А приходится столько доверять... Не толь­ ко дела, но и жизнь свою. Людям доверять. А человек —что? Игрушка в руках судь­ бы, сам от всего зависим. Вот и живем мы в паутине взаи­ мозависимостей. У всякого свой расчет, а уж будет одо­ брен твой расчет Оттуда — одному Богу и известно. Од­ нако без расчета никак. Надо жить, надо осуществляться». Если бы Правителю кто-нибудь сказал, что он — человек, глубоко верующий, то он бы даже удивился. Он? Который хитрил, изворачи­ вался, на каждом шагу мани­ пулировал людьми? Для ко­ торого подлость и ложь были практически нормой жизни? Он —верующий? А как еще назвать чело­ века, который, в конечном итоге, не доверяет себе и своим расчетам? Как назвать человека, который оконча­ тельное решение оставляет за неведомой высшей силой, даже не называя ее Богом. Который принимает эту не­ ведомую высшую силу в са­ мый серьезный расчет? Разумеется, Правитель, когда это нужно, играл роль верующего человека. Он по­ сещал по большим праздни­ кам храм, стоял на почетном месте, молился. Это было частью его имиджа. Сам же всегда использовал религию для вполне конкретных по­ литических целей и Бога при этом совершенно не боялся. скать гладильню. Костюм наверняка помнется, ох уж эти южные страны со свои­ ми облегченными вариан­ тами одежды... Так, щетки для обуви все взял, запасную пару обуви тоже. При мысли о паре обуви он недовольно поморщился, вспомнив ин­ цидент со следами грязных подошв на белом ковре. Келейник бы очень уди­ вился, если бы ему сказали, что он —человек злопамят­ ный, совершенно не умею­ щий прощать. А уж если бы ему сказали, что он —человек неверующий... Ему? Кото­ рый соблюдал все посты, ре­ гулярно жертвовал на храм? У него с собой даже всегда был маленький молитвослов, по которому он старательно молился утром и перед сном. Он, который не развратни­ чал, не пьянствовал, не крал, не убивал, никогда не врал... Он —неверующий? Но дело заключалось в том, что Келейник всегда и во всем привык полагаться только на себя. Он искрен­ не считал, что все зависит только от него самого, от его правильных действий и решений. Тут его сознание было скалой. А Богу... Богу не было места даже где-нибудь рядышком с этой скалой. Он для Келейника был далеким, неведомым судьей, который по делам будет определять по­ смертную участьдобросовест­ ной Келейниковой души. Ну, в виде такого начальства, что ли, которое потом примет его жизненную работу. И то, та­ кое видение Бога у Келейника было больше умозрительным, теоретизированным, если можно так выразиться, напо­ добие списка его должност­ ных обязанностей. Одним словом, ни Бога, ни живой воли Божией Келейник, бу­ дем прямо говорить, не знал и знать не собирался. А не собирался знать именно из- за уверенности, что уже и так все, что необходимо, знает, да еще и других поучить может. Людей неверующих

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz