Миссионерская православная газета. 2013 г. № 5-6. Июнь.
М исси оне рская православная га з е та ^ П А Л О М Н И Ч Е С Т В О №5-6, июнь 2013 / С ч и с т ы м с е р д ц е м В гости к святому Антонию Из Хургады выезжаем но чью. Автобус собирает нас, сонных, некоторых еще не протрезвевших от радостей «ол инклюзива», по отелям. Публика садится самая раз ная — одни явно со знани ем дела выбирали маршрут, стремясь к святым местам, многие из которых уже по видали. Есть те, кто купил экскурсию случайно, что называется, ткнув пальцем. Пока мы дремлем, за ок ном один и тот же скучный вид — пустыня, пустыня... Рано утром, пока нет изну ряющей жары, мы наконец подъезжаем к воротам мона стыря святого Антония. Че ловека, которого историки без лишней скромности на зывают отцом монашества. Здесь, в египетской пусты не, среди гор Аравийского хребта, в четвертом веке на шей эры в уединении, посте и молитве последние сорок четыре года своей жизни прожил Антоний Великий. Правда, удивительной истории его жизни пред шествовала другая: когда в Египет с соседней Святой Земли с проповедью учения о Христе пришел евангелист Марк. Он проповедовал в Александрии, позже был замучен римлянами (кста ти говоря, часть его мощей и сегодня хранится в копт ском храме в Александрии). Шесть столетий христи анство было официальной религией Египта, а самого Марка считают основате лем коптской православной церкви. Само слово «копт» происходит от греческо го «айгюптос», то есть «египтянин». Копты очень почитались в Египте, но со временем под притеснением мусульман их становилось всё меньше. Сейчас копты составляют около девяти процентов населения стра ны; они самая многочислен ная христианская община на Ближнем Востоке. Живут копты по преимуществу го родами и районами. В Каи ре есть несколько коптских районов, их можно отличить от других по обилию храмов (а всего в Египте их около 1000). Несколько городов страны в большинстве своем населены коптами. На территории страны действует 21 мужской и 8 женских монастырей. Один из них, самый древний, ле жит на полпути между Ка иром и Хургадой. Это мы с комфортом, кондиционе ром, под хрумканье сухим завтраком добрались сюда за четыре часа. А первые наши соотечественники из Русской Духовной Миссии в Иерусалиме побывали здесь только в середине XIX века, неделю добираясь к мона стырю из Каира. Дорогу к обители вообще проложи ли только столетие спустя, в 1953-ем. Монастырские уставы коптов настолько строги, что женщины на их территории сталидопускать ся лишь в начале XX века, да и те —лишь на один день и в сопровождении мужчины. И вот она —сама древность — перед нами. «Тезтуров- ские» гиды заранее преду предили — в Великий Пост попасть в монастырь можно только один день в неделю —в субботу. Автобус плавно подкатывает к основанию каменистой горы Аль-Коль- зом. Гид Ремон (тоже копт, в подтверждение чему по казывает нам татуировку в виде коптского креста на запястье) легко командует: «Все идем к пещере святого Антония!». Не подозревая, что нам предстоить топать вверх /00 метров, мы отваж но бросаемся вслед за ним, чтобы через 30-40 ступеней снова вспомнить, что дары Господни не всегда даются просто так. Потом нам расскажут, что все сорок с лишним лет жиз ни здесь Антоний раз в не делю спускался из пещеры за водой и финиками. По том по уступам поднимался в гору, где и ступеней-то ни каких не было, чтобы жить и молиться Богу в полном одиночестве. Поскольку ни что другое, кроме спасения души, его не интересовало. В эти места Антоний при шел уже зрелым человеком. Он родился в богатой семье в местечке Коме в 250 году. Ещё в юности раздал свою часть наследства бедным и ушел в пустынную мест ность, чтобы посвятить себя молитвам и аскетическому образу жизни. Вскоре слава о его безгрешности вышла далеко за пределы пустыни и привлекла тысячи сторон ников, из которых позже сформировались целые со общества отшельников и мо нахов. Сам Антоний прожил очень долгую жизнь и умер в возрасте 105 лет, и, согласно завещанию, был похоронен учениками в непомеченной могиле. Где она находится, неизвестнодо сих пор. Хотя в монастыре, основанном его учениками у подножия горы Аль-Кользом ниже пещеры, где жил святой и названном в его честь, уверены, что его останки покоятся где-то под полом алтаря храма святого Антония. Конечно, своим появле нием древняя обитель обяза на святому. А еще —роднику. который течет из расселин скалы, где на десятки кило метров вокруг нет никаких водных артерий, которые могли бы питать родник. Да еще на высоте в 400 м над уровнем моря. Он дает 100 кубометров воды в день, и благодаря этому монастырь стал настоящим оазисом, полным зелени, цветов, оливковых деревьев, фини ковых пальм. За долгие века его строения и храмы пови дали многое —обитель разо ряли, жгли кочующие беду ины, потом воинственные мусульмане. За толстенные, 6-метровой высоты стены так просто не попадешь. Сначала наученные горьким опытом монахи смотрели на тех, кто стучался в мона стырские ворота, и лишь по том с высоты спускали подъ емник —веревку с петлей на конце, которая поднималась специальным воротом. Ко нечно, сейчас в монастырь можно пройти через позже построенные ворота. Но дух древности, как и теплой, физически ощутимой мо литвы, какого-то нереально близкого присутствия Бога здесь ощущаешь во всем. В обустройстве храмов, где вот так, запросто, можно подой ти к царским вратам, закры тым красной завесой.Такчто кажется —вот сейчас отдер нешь ее, и... В старинных, недавно отреставрирован ных итальянскими масте рами фресках храма святого Антония, похожих на рисун ки детей —с плоскими фи гурами людей с огромными глазами и крошечными рта- ми. В красных, синих, жел тых, зеленых стеклышках, встроенных в купол храма, которые в солнечный день преломляются и снопом ра дуги льются вниз. В улыбчи- вости степенных монахов, угостивших нас пресным, но таким вкусным, каким бы вает только монастырский, хлебом. Нам показали нетленные мощи святых людей, жив ших в монастыре. И кельи тех, кто молился в неболь ших пещерах под полом храма святого Антония. Ста ринные Евангелия на ана лое, которые можно просто подойти и потрогать. Пред меты бедного монашеского быта —лодку, которую на ос лике дважды в год перевози ли за 15 километров к Крас ному морю, чтобы наловить, а потом засолить и засушить рыбу для братии (хоть ка кое-то разнообразие, кро ме воды, хлеба и фиников). И монашескую трапезную, стол и скамьи которой вы тесаны из камня. И скудную посуду, среди которой мы углядели старинное подобие турки для варки кофе. Пока зали тщательно сберегаемые старинные жернова и прес сы, с помощью которых мо лоли муку и отжимали олив ковое масло. «Между нами и русской церковью всегда была и есть связующая нить», —на про щание говорит Ремон на во прос об отношении коптов к русскому православию. Уже позже я прочту у одного из православных историков прямое подтверждение его словам. По удивительному совпадению и на Руси ро доначальником монашеско го жития тоже был человек по имени Антоний, и тоже великий — преподобный Антоний Киево-Печер ский. Монашеская жизнь в России расцвела благодаря многим славным именам — Феодосию Печерскому. Сергию Радонежскому, Ки риллу Белозерскому, Сер гию и Герману Валаамским, Серафиму Саровскому. Многие другие известные и неизвестные последователи святого Антония продолжи ли духовный труд древнего подвижника. Как и в далекой России, сейчас копты готовятся к Пасхе. Правда, называют ее по-другому —Жам эн-Нес- сим —праздник весны, что с арабского переводится как «аромат западного ветра». В этот день принято ехать за город, на пикники. В копт ских храмах — просторных из-за того, что прихожане, сняв обувь у входа, расса живаются у стен прямо на пол, начнутся праздничные службы. Коптские священ нослужители немного иначе одеты, чуть по-иному кре стятся, есть некоторые от личия в том, как они служат литургию, как причащают паству. Но в конечном счете всё это не столь важно. Глав ное, что радость нас всех со греет общая. И нна КОПТЕВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz