Миссионерская православная газета. 2013 г. № 5-6. Июнь.
6 М исси оне рская православная га зе та № 5-6, июнь 2013 П А Л О М Н И Ч Е С Т В О Д е л о б л а г о ч е с т и я В постчеловек углубляет ся в мысли о Боге, размыш ляет о терпении и Страстях Христа. В пост как бы стра даешь вместе со Господом, а потом вместе с Ним вос кресаешь. Душа во время поста стремится ввысь и становится «Благодатной почвой» для восприятия Слова Божия. Очень по- пезе, что день начинается и заканчивается совместной молитвой. Это для неко торых ребят ново, так как часто (слава Богу) в вос кресные школы приходят дети из невоцерковленных семей, и поэтому еще более важно именно таким детям попадать в паломнические поездки, где они соприка- тургия начиналась в семь часов утра. Вдруг, заголоси ли птицы, которые никог да, ни в одном уголке земли не могут сидеть тихо перед восходом солнца и начина ют гомон. Серое утреннее небо прорезал первый, яр ко-розовый луч восходяще го солнца. И сразу закрича ли петухи. «Это что, мы до / f * H зк*? ” Л Врачевание духовное лезно в таком благодатном состоянии совершить па ломническую поездку, пом ня, что: «Пост, молитва, паломничество — это дела благочестия или иное ‘‘вра чевание духовное’’». Следует помнить, что православное паломниче ство существенно отлича ется от туризма или от раз влекательных путешествий. Православное паломниче ство —это труд. Паломники принимают осмысленное участие в богослужениях, причащаются Святых Хри стовых Тайн, молятся у свя тых чудотворных икон и по кланяются святым мощам угодников Божиих. Особенно полезно и незаменимо паломниче ство для детей. Поэтому во многих воскресных школах Мурманской и Мончегор ской Епархии стало тради цией совершать паломни ческие поездки совместно с учителями, учениками и родителями. Одно из таких палом ничеств было совершено воскресной школой храма Всех Святых Мурманской и Мончегорской Епархии в шестую неделю Великого поста на Псковскую землю. В Пскове и его округе великое множество древних храмов и монастырей, хра нящих чудотворные иконы и мощи псковских святых. Паломники посетили Святогорский мужской мо настырь, основанный в 1569 году. Этот монастырь изве стен молитвенным подви гом святого блаженного Тимофея Святогорского. Монастырь окормляет множество паломников. Здесь и остановились па ломники из Мурманска в первую ночь. Всех разме стили в комнатах — кельях для паломников. Здесь же была приготовлена скром ная, постная, но такая вкус ная монастырская трапеза. Польза такого паломниче ства для детей еще и в том, что они на четыре дня ока зались в условиях, когда без молитвы и благословения никто не приступает к тра саются святыням и живут по новым для себя, но самым верным правилам. Утром в Лазареву суббо ту, после знакомства с мо настырем, его святынями, участия в Божественной литургии, паломники от правились в Псков. Псковский кафедраль- петухов встали?», — удив лялись дети. Затем просну лись и заквакали лягушки. Удивленные, переполнен ные открытием раннего пробуждения природы, шли дети в монастырь на службу. Все, слава Богу, смогли причаститься Святых Хри стовых Тайн. После литур- С самого начала бытия Христовой Церкви хри стиане посещали места, связанные с жизнью и под вигами Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, а позднее — святых угодников Божиих. Эти места стали называться «святыми». Само слово «паломник» происходит от латинского слова palmarius —пальмовник, то есть человек, держащий пальмовую ветвь, так как паломники, посещавшие Святую Землю, передвигались по ней с пальмовыми ветвями в руках. И очень часто с этими ветвями возвращались домой, неся их как освященный пред мет, как святыню. ный Троицкий собор, по ражающий своим величием и красотой. Уже в 1242 году перед началом Ледового по боища в этом соборе вместе с псковичами молился о по беде над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский. В этом же соборе покоятся мощи святого До- вмонта. Далее паломники от правились на всенощную в Свято-Успенский Пско во-Печерский мужской мо настырь. Свято-Успенский Псково-Печерский муж ской монастырь никогда не закрывался с момента сво его основания в 1473 году. являясь не только оплотом православной веры, но и крупным центром культуры, мощной крепостью на севе ро-западе русских земель. Паломники участвовали во всенощной накануне Верб ного воскресенья — Вхо да Господня в Иерусалим — в Михайловском соборе. Приложились к чудотвор ным иконам, деснице свя той мученицы Татьяны. Все исповедовались. Думаю, что многим де тям запомниться ранняя литургия, которая прохо дила в «ископанном в горе» храме Успения Богороди цы. Вышли засветло — ли гии (по благословению) наша группа паломников посетила Богом зданные пещеры — место погребе ния более десяти тысяч че ловек — братии обители, защитников крепости, бла гочестивых мирян. Еще до начала строи тельства обители местные жители заготавливали лес у подножия горы, на которой теперь стоит монастырь. Однажды, после сильной грозы, упало огромное де рево, под корнями кото рого открылась пещера. Когда жители Печер зашли в пещеру, то увидели уди вительно ровный песчаный свод, на котором было на чертано «Богом зданные пе щеры» —«Богом сделанные пещеры». В этих пещерах располагается монастыр ское кладбище, где погре бены и мощи многих святых подвижников. За последние полгода было совершено семь погребений, но запаха тления нет. В пещерах бла гоухает миро, источающее ся от святых мощей. На территории Свято Успенского Псково-Печер ского монастыря семь хра мов, мы побывали только в трех. В монастыре особенно чувствуешь силу величия Божия и Его особой любви к каждому человеку. Там ни кто не разговаривает гром ко. На душе «поют ангелы». С небольшой грустью мы покидали обитель. Далее мы отправились в Камно — удивительный уголок Псковской земли, место древнего поселения, существовавшего еще с на чала новой эры. Нас туда привлек храм св. Георгия Победоносца, построен ный в XV веке. В этом хра ме долгие годы подвизался удивительный проповедник Слова Божия протоиерей Валентин Мордасов, моги ла которого у алтарной ча сти храма. Отец Валентин был достаточно образован, начитан и отлично знал тру ды многих святых отцов, но всегда говорил проповеди просто, стараясь прибли зить свою речь к понима нию обычного человека, не обученного премудростям наук. Зримые чудеса проис ходят по молитвам батюш ки. Неподалеку от храма бьет благодатный святой источник. Вечером третьего дня нашего паломничества мы прибыли в Иоанно-Бого- словский мужской мона стырь. Удивительная оби тель, основанная в середине XV века в глухом лесу (и сейчас сюда очень трудно добираться), среди топких болот преподобным Саввой Крыпецким. В стенах Кры- пецкого монастыря под визался прп. Нил Столо- бенский (XVI в.), Никандр Пустынножитель (XVI в.) и много пророчествовавший о судьбах России в XX веке Корнилий Крыпецкий (XIX в.). Всю дорогу в поезде, в автобусе мамы-паломницы вязали в подарок настояте лю Крыпецкого монастыря одеяло. Перед отъездом из обители от нашей группы одеяло передали настояте лю Святой обители. Хочется пожелать всем, повозможности, чаще свер шайте паломнические по ездки. Берите с собой детей, так как многие из них лише ны возможности прикос нуться к святыням, напол ниться благодатью и миром. Нас в поездке везде со провождало Благословение Божие. Первое, что при встрече услышали мы от представителя паломниче ского центра Вертоград (го род Псков): «Господь очень любит вас!». В ответ на наше удивление она объяс нила: «Каждый монастырь с радушием готов вас при нять, везде вам открывают двери, нигде мы не видели препятствий, когда догова ривались о вашем посеще нии...». Причиной такого особого благословения яв ляется конечно то, что по ловина группы паломников состояла из детей разного возраста. Господь говорит: «Пустите ко Мне детей и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Не бесное.». Христос Воскресе! М ария ЦИРУЛЬ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz