Миссионерская православная газета. 2013 г. № 5-6. Июнь.

12 Миссионерская православная газета № 5-6, июнь 2013 К Р У П Н Ы М П Л А Н О М Киселев А.А., доктор исторических наук, проф ессор МГГУ заслуженный работник высшей школы России, почетный гражданин г М урманска Несколько слов о книге «Икона Великого Князя» организован госпиталь, и од­ нажды там перед ранеными выступал великий русский бас Федор Шаляпин. После его концерта жена Великого Князя Михаила Александро­ вича Наталья Сергеевна пода­ рила бабушке отца Митрофа­ на Марии коробку сливочных Годы сталинско-хрущев­ ского и постсталинского го­ сударственного атеизма и гонений на церковь, на право­ славную веру, на священнос­ лужителей еще не забыты, а я родился, рос и работал именно в это время. Моя мачеха была староверкой, и каждые выбо­ ры в Советы в 30-е годы (как общероссийские, так и мест­ ные) она пряталась от агита­ торов и членов избирательных комиссий —вера и убеждения не позволяли ей ходить на вы­ боры. Я смотрел на эту игру взрослых в «прятки» (одним нужна была стопроцентная явка избирателей, а другие — по разным соображениям —не хотели идти на выборы) и про себя возмущался: «А где же свобода совести?». Прошли десятилетия, кон­ чилась эпоха атеизма, мы ви­ дим, как возрождается в Рос­ сии православная вера, как много стало храмов и их возве- дение продолжается. Но меня заинтересовал вопрос: «Как (вот это, пожалуй, главное) пополняется армия служите - лей церкви?» И вот после прочтения книги игумена Митрофана (Баданина) «Икона Великого Князя» (ее полное название «Сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Ро­ манове и его молельной ико­ не Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Са­ ровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербур­ га») я понял — священники выходят из тех верующих семей, которых не смогли уничтожить семьдесят лет во­ инствующего атеизма, их го­ товит вся предшествующая жизнь. Вот так пришел к Богу и отрок Алексей Баданин. Все его предки (и прадед Степан Никитич Пименов, и его ба­ бушки — Мария и Анна, и родители) и всё окружение из числа исконных петербурж­ цев воспитывали Баданина в духе высокой нравственности и глубокой веры в Бога. При­ чем этот процесс воспитания практически никак не направ­ лялся, не контролировался. он был в традициях семьи, об этом не говорили, но он жил сам собой, его чувствовали. Что парадоксально —в то В2011 году вышла в свет новая книга игу­ мена Митрофана (Баданина) «Икона Вели­ кого князя». Повесть посвящена брату Стра­ стотерпца Николая, Великому князю ^хаилу Александровичу Романову и его молельной Казанской иконе Божией Матери, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафи­ маСаровского наСерафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Восновукнигиположеносемейное преда­ ние о спасенной и тайно сохраняемой втече­ ние гонений XX века иконе, принадлежавшей семье Императора Александра III. Удивительная история сбережения этой иконы раскрывается на фоне истории жизни Великого князя, судеб его ближайшего окру­ жения, верных друзей и слуг, мира лучших представителей Российской державы, лю- дей, выросших и воспитанных втысячелетней традиции Православной веры. Книга ясно свидетельствуето безмерной величине наших потерь и масштабе духовной катастрофы, пе­ режитой Россией вXX веке. время как советская власть и правящая в СССР партия коммунистов тщательно го­ товили кадры атеистов и вели настоящую идеологическую войну с верующими (времена­ ми усиливаясь —в 30-е и 50-е годы, иногда ослабляя эти свои действия), то результаты этой борьбы были мизерны — люди все равно шли в церковь: креститься, венчаться, отпе­ вать, поминать умерших. Ответ на этот вопрос дала мне книга отца Митрофана — как люди приходят к Богу, как некоторые из них становятся священнослужителями. В книге есть три главных сюжета —история семьи Ро­ мановых (не только Великого Князя Михаила, но и его близ­ ких), рассказ о семье автора и судьба самой иконы. Так как я не являюсь специалистом в церковных вопросах и иконографии, к томуже в книге есть много ма­ териала, касающегося иконы, то не буду касаться последней темы. Но хочу подчеркнуть, молельная икона М.А. Рома­ нова является духовной подо­ плекой всего происходящего, она питает ауру всего сочине­ ния, связывает разные поко­ ления, различные слои обще­ ства на протяжении XIX, XX и XXI веков. А с какими любовью и уважением выписан в книге прадед игумена Митрофана Степан Никитич Пименов, сын саратовского крестьяни­ на, матрос военно-морского царского флота, заведующий хозяйством дворца Великого Князя в Петербурге. Вот на таких честных и преданных делу людях и держалась ста­ рая Россия! Замечу, что из книги чи­ татели узнают много част­ ностей, деталей, мелочей, которые раньше им были не­ известны. Вот только три из них. Отец Митрофан расска­ зывает о службе прадеда в царском флоте и повествует о чарке. Это небольшой ков­ шик емкостью в одну сотую ведра, то есть около 120 грам­ мов. В русском флоте во вре­ мя дальнего плаванья таковой была ежедневная норма выда­ чи водки матросам. Причем выдавали вдва приема —пол- чарки в обед, остальное —в ужин. Если же матрос был непьющий, ему полагалась компенсация —шесть копе­ ек в день. И представляете, сколько рублей на счету ма­ тросов скапливалось за время многомесячного плаванья! Кстати говоря, такого разъяснения о чарке я не на­ шел даже у В.И. Даля. Там дается только соотношение: чарка —кружка («мерная чар­ ка, по 16-ти на кружку»). Рассказывая о службе пра­ деда в чине минного кондук­ тора, отец Митрофан восста­ навливаетисторию этого чина и слова в дореволюционные времена: это подданные и вер­ ные царю, православной вере и отечеству морские специа­ листы высшей категории. И третья деталь. В доме Великого Князя Михаила в Первую мировую войну был тянучек, и отец Митрофан в книге замечает: «"Дореволю­ ционные” сливочные тянучки ничего общего с ныне нам из­ вестными конфетами подтаким названием не имеют, поскольку изготавливались из настоящих сгущенных сливок». В разделах, посвященных императорской семье, я нашел массу неизвестного мне мате­ риала —о гвардии и лейб-гвар­ дии, о батальонах и полках Его Величества. Я не знал, что Ве­ ликий Князь Михаил коман­ довал «Дикой дивизией» и что в её составе были черкесский, дагестанский, чеченский, ин­ гушский, кабардинский и та­ тарский полки. Из книги отца Митрофана (Баданина) я впервые узнал, что из семи тысяч горцев, во­ евавших в «Дикой дивизии», половина была георгиевски­ ми кавалерами (не слышал я раньше и того, что у кавказ­ ских джигитов не было обра­ щения на «вы»). Оказывается, что эпи­ зод, описанный академиком И.И. Минцем в «Истории Великого Октября», о том, что один из Романовых вы­ вел свой флотский экипаж на улицы Петрограда с красны­ ми бантами —очередной миф 1917 года. И даже в оценке Керенского в период рево­ люции 1917 г. я нашел у отца Митрофана неизвестные мне характеристики последнего русского царя: «обезоружива­ юще обаятельный человек» и «а ведь Николай II далеко не глуп, вопреки тому, что мы о нем думали». Для меня, ученого, иссле­ дующего историю России в царствование последнего рус­ ского царя, было интересно узнать о сложности взаимоот­ ношений братьев Романовых, о причинах опалы Великого Князя Михаила в 1912—1914 годах, о любви и браке Миха­ ила Александровича и Ната­ льи Сергеевны Вульферт, о её дальнейшей судьбе. И всё это на базе последних открытий и публикаций. Несколько опечаток не умаляют ценности книги (кстати, они замечены не мной, а моей супругой —кор­ ректором Н.В. Голиковой). Труд отца Митрофана (Ба- данина) написан хорошим литературным словом, легко читаемым, почти разговор­ ным языком. Главы, или разделы (а их в книге более 70-ти), неболь­ шие, рассказ автора сопрово­ жден многочисленными ил­ люстрациями. Тут же ссылки на источники, разные пояс­ нения и комментарии. Они расположены сбоку от ос­ новного текста и не застав­ ляют читателя отвлекаться от текста, чтобы найти сноску внизу страницы или в конце книги. Если в предыдущих сочи­ нениях отец Митрофан по­ казал себя глубоким иссле­ дователем духовных истин и жизнеописаний кольских святых (Феодорита Кольско­ го, Трифона Печенгского, Варлаама Керетского), то в рецензируемой книге он вы­ ступает как ученый-историк, как член Союза писателей России. Сколько им пере­ читано, пересмотрено книг, какие документы найдены в архивах, сколько нового фак­ тического материала подаре­ но нам, читателям! Автором широко исполь­ зованы публикации послед­ него времени, книги, по­ явившиеся в заграничных издательствах. Ссылается ав­ тор и на архивы (ГАРФ, РГИА, Государственные архивы в Лондоне, Перми, Твери). И хотя у других читателей могут быть свои оценки кни­ ги «Икона Великого Кня­ зя», например — зачем дан материал о деятеле 1918 г Мясникове, нужно ли было возвращаться вновь и вновь к Распутину, нет ли опреде­ ленной политической идеа­ лизации обстановки в России в конце XIX —начале XX ве­ ков, мы все должны быть бла­ годарны игумену Митрофану (Баданину) за его труд, за то, что он поведал нам еще одну страницу истории России. Издательство Мурманской и Мончегорскойепархии Московского Патриархата. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главный редактор Сергей Вадимович Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г Одобрено Синодальныминформационным отделом Русской Православной Церкви N 131 от 05.09.2011 г Учредитель—Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г Мурманск, ул. К. Маркса, 1 Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписания впечатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 10.06.2013. Заказ № 917.^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ Цена свободная. Тираж 7.000экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz