Миссионерская православная газета. 2013 г. № 5-6. Июнь.
12 Миссионерская православная газета № 5-6, июнь 2013 К Р У П Н Ы М П Л А Н О М Киселев А.А., доктор исторических наук, проф ессор МГГУ заслуженный работник высшей школы России, почетный гражданин г М урманска Несколько слов о книге «Икона Великого Князя» организован госпиталь, и од нажды там перед ранеными выступал великий русский бас Федор Шаляпин. После его концерта жена Великого Князя Михаила Александро вича Наталья Сергеевна пода рила бабушке отца Митрофа на Марии коробку сливочных Годы сталинско-хрущев ского и постсталинского го сударственного атеизма и гонений на церковь, на право славную веру, на священнос лужителей еще не забыты, а я родился, рос и работал именно в это время. Моя мачеха была староверкой, и каждые выбо ры в Советы в 30-е годы (как общероссийские, так и мест ные) она пряталась от агита торов и членов избирательных комиссий —вера и убеждения не позволяли ей ходить на вы боры. Я смотрел на эту игру взрослых в «прятки» (одним нужна была стопроцентная явка избирателей, а другие — по разным соображениям —не хотели идти на выборы) и про себя возмущался: «А где же свобода совести?». Прошли десятилетия, кон чилась эпоха атеизма, мы ви дим, как возрождается в Рос сии православная вера, как много стало храмов и их возве- дение продолжается. Но меня заинтересовал вопрос: «Как (вот это, пожалуй, главное) пополняется армия служите - лей церкви?» И вот после прочтения книги игумена Митрофана (Баданина) «Икона Великого Князя» (ее полное название «Сказание о Великом Князе Михаиле Александровиче Ро манове и его молельной ико не Божьей Матери Казанская, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафима Са ровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербур га») я понял — священники выходят из тех верующих семей, которых не смогли уничтожить семьдесят лет во инствующего атеизма, их го товит вся предшествующая жизнь. Вот так пришел к Богу и отрок Алексей Баданин. Все его предки (и прадед Степан Никитич Пименов, и его ба бушки — Мария и Анна, и родители) и всё окружение из числа исконных петербурж цев воспитывали Баданина в духе высокой нравственности и глубокой веры в Бога. При чем этот процесс воспитания практически никак не направ лялся, не контролировался. он был в традициях семьи, об этом не говорили, но он жил сам собой, его чувствовали. Что парадоксально —в то В2011 году вышла в свет новая книга игу мена Митрофана (Баданина) «Икона Вели кого князя». Повесть посвящена брату Стра стотерпца Николая, Великому князю ^хаилу Александровичу Романову и его молельной Казанской иконе Божией Матери, что ныне пребывает в церкви преподобного Серафи маСаровского наСерафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Восновукнигиположеносемейное преда ние о спасенной и тайно сохраняемой втече ние гонений XX века иконе, принадлежавшей семье Императора Александра III. Удивительная история сбережения этой иконы раскрывается на фоне истории жизни Великого князя, судеб его ближайшего окру жения, верных друзей и слуг, мира лучших представителей Российской державы, лю- дей, выросших и воспитанных втысячелетней традиции Православной веры. Книга ясно свидетельствуето безмерной величине наших потерь и масштабе духовной катастрофы, пе режитой Россией вXX веке. время как советская власть и правящая в СССР партия коммунистов тщательно го товили кадры атеистов и вели настоящую идеологическую войну с верующими (времена ми усиливаясь —в 30-е и 50-е годы, иногда ослабляя эти свои действия), то результаты этой борьбы были мизерны — люди все равно шли в церковь: креститься, венчаться, отпе вать, поминать умерших. Ответ на этот вопрос дала мне книга отца Митрофана — как люди приходят к Богу, как некоторые из них становятся священнослужителями. В книге есть три главных сюжета —история семьи Ро мановых (не только Великого Князя Михаила, но и его близ ких), рассказ о семье автора и судьба самой иконы. Так как я не являюсь специалистом в церковных вопросах и иконографии, к томуже в книге есть много ма териала, касающегося иконы, то не буду касаться последней темы. Но хочу подчеркнуть, молельная икона М.А. Рома нова является духовной подо плекой всего происходящего, она питает ауру всего сочине ния, связывает разные поко ления, различные слои обще ства на протяжении XIX, XX и XXI веков. А с какими любовью и уважением выписан в книге прадед игумена Митрофана Степан Никитич Пименов, сын саратовского крестьяни на, матрос военно-морского царского флота, заведующий хозяйством дворца Великого Князя в Петербурге. Вот на таких честных и преданных делу людях и держалась ста рая Россия! Замечу, что из книги чи татели узнают много част ностей, деталей, мелочей, которые раньше им были не известны. Вот только три из них. Отец Митрофан расска зывает о службе прадеда в царском флоте и повествует о чарке. Это небольшой ков шик емкостью в одну сотую ведра, то есть около 120 грам мов. В русском флоте во вре мя дальнего плаванья таковой была ежедневная норма выда чи водки матросам. Причем выдавали вдва приема —пол- чарки в обед, остальное —в ужин. Если же матрос был непьющий, ему полагалась компенсация —шесть копе ек в день. И представляете, сколько рублей на счету ма тросов скапливалось за время многомесячного плаванья! Кстати говоря, такого разъяснения о чарке я не на шел даже у В.И. Даля. Там дается только соотношение: чарка —кружка («мерная чар ка, по 16-ти на кружку»). Рассказывая о службе пра деда в чине минного кондук тора, отец Митрофан восста навливаетисторию этого чина и слова в дореволюционные времена: это подданные и вер ные царю, православной вере и отечеству морские специа листы высшей категории. И третья деталь. В доме Великого Князя Михаила в Первую мировую войну был тянучек, и отец Митрофан в книге замечает: «"Дореволю ционные” сливочные тянучки ничего общего с ныне нам из вестными конфетами подтаким названием не имеют, поскольку изготавливались из настоящих сгущенных сливок». В разделах, посвященных императорской семье, я нашел массу неизвестного мне мате риала —о гвардии и лейб-гвар дии, о батальонах и полках Его Величества. Я не знал, что Ве ликий Князь Михаил коман довал «Дикой дивизией» и что в её составе были черкесский, дагестанский, чеченский, ин гушский, кабардинский и та тарский полки. Из книги отца Митрофана (Баданина) я впервые узнал, что из семи тысяч горцев, во евавших в «Дикой дивизии», половина была георгиевски ми кавалерами (не слышал я раньше и того, что у кавказ ских джигитов не было обра щения на «вы»). Оказывается, что эпи зод, описанный академиком И.И. Минцем в «Истории Великого Октября», о том, что один из Романовых вы вел свой флотский экипаж на улицы Петрограда с красны ми бантами —очередной миф 1917 года. И даже в оценке Керенского в период рево люции 1917 г. я нашел у отца Митрофана неизвестные мне характеристики последнего русского царя: «обезоружива юще обаятельный человек» и «а ведь Николай II далеко не глуп, вопреки тому, что мы о нем думали». Для меня, ученого, иссле дующего историю России в царствование последнего рус ского царя, было интересно узнать о сложности взаимоот ношений братьев Романовых, о причинах опалы Великого Князя Михаила в 1912—1914 годах, о любви и браке Миха ила Александровича и Ната льи Сергеевны Вульферт, о её дальнейшей судьбе. И всё это на базе последних открытий и публикаций. Несколько опечаток не умаляют ценности книги (кстати, они замечены не мной, а моей супругой —кор ректором Н.В. Голиковой). Труд отца Митрофана (Ба- данина) написан хорошим литературным словом, легко читаемым, почти разговор ным языком. Главы, или разделы (а их в книге более 70-ти), неболь шие, рассказ автора сопрово жден многочисленными ил люстрациями. Тут же ссылки на источники, разные пояс нения и комментарии. Они расположены сбоку от ос новного текста и не застав ляют читателя отвлекаться от текста, чтобы найти сноску внизу страницы или в конце книги. Если в предыдущих сочи нениях отец Митрофан по казал себя глубоким иссле дователем духовных истин и жизнеописаний кольских святых (Феодорита Кольско го, Трифона Печенгского, Варлаама Керетского), то в рецензируемой книге он вы ступает как ученый-историк, как член Союза писателей России. Сколько им пере читано, пересмотрено книг, какие документы найдены в архивах, сколько нового фак тического материала подаре но нам, читателям! Автором широко исполь зованы публикации послед него времени, книги, по явившиеся в заграничных издательствах. Ссылается ав тор и на архивы (ГАРФ, РГИА, Государственные архивы в Лондоне, Перми, Твери). И хотя у других читателей могут быть свои оценки кни ги «Икона Великого Кня зя», например — зачем дан материал о деятеле 1918 г Мясникове, нужно ли было возвращаться вновь и вновь к Распутину, нет ли опреде ленной политической идеа лизации обстановки в России в конце XIX —начале XX ве ков, мы все должны быть бла годарны игумену Митрофану (Баданину) за его труд, за то, что он поведал нам еще одну страницу истории России. Издательство Мурманской и Мончегорскойепархии Московского Патриархата. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адресредакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главный редактор Сергей Вадимович Гейзатулин. Газетазарегистрированав Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г Одобрено Синодальныминформационным отделом Русской Православной Церкви N 131 от 05.09.2011 г Учредитель—Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г Мурманск, ул. К. Маркса, 1 Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписания впечатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 10.06.2013. Заказ № 917.^ ^ ^ ^ ^ ^ ^ Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz