Миссионерская православная газета. 2013 г. № 3-4. Апрель.
М и с с и о н е р с ка я п р ав осл авн ая га з е т а № 3-4, апрель 2013 П А Л О М Н И Ч Е С Т В О Г Р У З И Я Еще одна ось «Лапландия - Иверия»: знаки, символы, перспективы И нет уже здесь ни язычника, ни иудея, нет обрезания или необрезания, нет ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но есть Христос, Он —все и во всем. Кол. 3:11 То, что состоялось общи ми усилиями жителей севе ра России и гостеприимных грузин в начале октября про шлого года недооценивать нельзя, ввиду важности и ак туальности осуществленного. Но и такие события, порой, проходят скромно, без лиш ней помпы, без пиара. Начнем с предыстории, хотя в «Миссионерской га зете» уже публиковались ма териалы о нашем приходе. В 2008 году получил благо словение архипастыря и был зарегистрирован в юстиции новый православный приход, именованный в честь святой равноапостольной Нины. Так в Кандалакше сложи- лись обстоятельства, тако ва была конъюктура жизни города и жизни настоятеля, таково было благословение архиерея. Приход проявился сразу как общность едино мышленников, сложился из самого надежного в природе «материала» —живых нерав нодушных людей. Сегодня нередко можно видеть, как здания монастырей или хра мов ждут наполнения; здесь же все было наоборот —спло ченная группа, полноценная евхаристическая община по лучала благословение, искала и нашла «жилплощадь», про ходила испытания и, состояв шись, —выстояла. Одним из испытаний было очевидное и почти повальное непонима ние того, почему мы пошли столь странным путем и не стали реставрировать старину —именовать приход Николь ским или в честь Рождества Божьей Матери, т.е. храмов, уже бытовавших на кандалак шской земле. Но посылом и импульсом тех, кто работал и работает над формированием концепции прихода святой Нины, является понимание разницы между реставраци ей и ренессансом, между му мификацией и воскресени ем, между восстановлением утраченного и возрождением жизни как таковой. Почув ствовавший разницу приве денных понятий, несомнен но, поймет и мысль автора этих строк. На данном эта пе приходской актив сумел дать понять горожанам то, что идея такого прихода не была искусственной и наса жденной «сверху», а явилась результатом молитвенного усилия и желания перемен к лучшему. В 2012 году, после более чем года полноценной евхаристической жизни в приспособленном помеще нии, накануне начала работ по согласованиям, предше ствующим строительству храма, было принято реше ние принести Богу молит ву на месте, «идеже стоясте нози» (Пс.131:7) ее, на месте, где проповедовала, осталась честными мощами и сердцем равноапостольная Нина, т. е. поехать в Грузию. Нашлись люди, готовые ехать в страну, с которой у России отсутствуютдиплома тические отношения. Почти сразу появился человек, гото вый оплатить некоторые из держки, и это было огромным подспорьем. Остальную часть расходов взял на себя приход и участники предприятия. Желающих поехать было до вольно много, но реально до гробницы святой Нины дое хало пять человек, плюс автор этих строк —остальные оста лись дома по тем или иным причинам. Итак, 31-го сентября группа паломников выеха ла в направлении Москвы, откуда через аэропорт сто лицы Украины лежал путь в Тбилиси. У меня, как руко водителя группы, в период разработки маршрута и про граммы возникла дилемма: либо Тбилиси, Мцхета и Бод- би, —программа, предложен ная кандалакшской грузин ской диаспорой, с которой, к слову сказать, у нас сложи лись удивительно добрые от ношения; либо более широ кая программа, включающая и запад Грузии (Ахалцихскую епархию), предложенная мо ими давними добрыми зна комыми — Надеждой Боль шаковой и Ниной Глущенко. Выбрали последнее. Нина имеет давние и замечатель ные связи в Тбилиси, кото рыми наша группа весьма успешно воспользовалась. Связи эти замыкались на Кларе Бараташвили —писа тельнице, журналистке, че ловеке, который всей душой любил и Грузию, и Россию. К общей скорби, через месяц после нашего возвращения из Иверии, Клара отошла в мир иной. Сложно судить о том, вернали была сделаннаямной ставка и верно ли мы выбрали маршрут следования, но есть смысл сказать о том, что все мы получили уникальный опыт подлинной и разноо бразной Грузии. Замечу, что неизменной, конкретной и простой целью группы в па ломничестве была молитва, молитва у гробницы нашей небесной покровительницы; все остальное: люди, встречи, пейзажи, впечатления —было золотым обрамлением для бриллианта —коленопрекло ненной молитвы в Бодбий- ском монастыре у мощей ве ликой и уникальной святой. Дневной рейс из Киева прибыл в Тбилиси по распи санию. Прилет 1-го октября. Парламентские выборы в Грузии. Всеобщее напряже ние и тревога, повисшая в воздухе, ощущаемая уже по выходе из самолета в гла зах техперсонала аэропорта. Мы сами встревожены, еще до прилета многие предо стерегали от подобного рода поездки, да еще в день пар ламентских выборов. Но мы надеемся на покров Божий, на благодать архиерейского благословения. При прохож дении паспортного контроля каждому говорят по-англий ски: «welcome», что значит «добро пожаловать» и дарят по небольшой бутылочке прекрасного, как выясни лось позднее, грузинского вина. В зоне прилета встре чает Клара, которая уди вилась тому, что я был одет обычно, в джинсы и рубаш ку. Но хорошо, что еще они на мне были, ведь в Тбилиси было плюс тридцать. Далее, гостиница и ожидание за втрашнего марш-броска на 250 километров. Утром груп па выехала в Абастумани — удивительное, уникальное местечко, где из крана бежит «Боржоми», а воздух насы щен целебными ароматами горной флоры. Было бы хорошо описать каждого из тех людей, кто столь радушно принимал нас, и нам сопутствовал, но для этого подойдет не фор мат газетной публикации, а масштаб и вместимость от дельной, среднего объема книги. Многие те милейшие люди имели сыновнее отно шение к архимандриту Мак симу (фамилию его мы так и не спросили), настоятелю легендарного храма святого Александра Невского, что в Абастумани, наместнику двух тамошних монастырей. Именно отец Максим и его забота сделали наше пребы вание на западе Грузии бла годатным, познавательным и, что немаловажно —сытым. Поделюсь одной истори ей, которую трудно оставить при себе. На границе с Тур цией, в древнем монастыре, который величественно и в то же время удивитель но эстетично вписывается в ландшафт высокогорного села Зарзма, нас очень теп ло принимала немногочис ленная, но толковая братия обители. Много интересного рассказали монахи и в хра ме, и за его пределами. Было несказанно приятно, когда увиденную и отмеченную мной в алтаре храма аналой ную икону равноапостоль ной Нины нашей делегации «вдруг» вручили в качестве подарка от отца наместни ка. Икона была отнюдь не рядовая, но отлично испол ненная в окладе из серебра с золочением. Мы рассредоточились по храму, а мое внимание при влекли древние фрески. Ка ково же было изумление (это слово не передает всей гам мы чувств), когда на стене храма мой взгляд выхватил автограф хулигана, удиви тельно напоминавший набо ром и чередованием русских букв слово «Кандалакша». Подумалось: «Не мы здесь первые!». Присмотревшись, увидел, что то было лишь сходство в написании слов. Жаль! Была бы маленькая сенсация! Мимолетное же ощущение таинственной общности судеб этих мест и наших северных пределов, чувство реальности мечты о тесном общении —осталось. Участники паломничества были в большом волнении от увиденного «петроглифа», который напомнил о доме. Кто был автором этих слов, мы уже никогда не узнаем, но он восемьдесят лет назад нацарапал на фреске то, что стало для актива маленького прихода на Кольском севере мимолетным знаком и сим волом, короткой визуали зацией нити, связывающей наше дело с чем-то большим, чем зыбкая обыденность. Продолж ение следует И гум е н Силуан (Н и к о л а е в ) Издательство Мурманской и Мончегорскойепархии Московского Патриархата. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адрес редакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор Сергей Гейзатулин Газетазарегистрированав Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г Одобрено Синодальныминформационным отделом Русской Православной Церкви N 131 от 05.09.2011 г Учредитель—Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г Мурманск, ул. К. Маркса, 1 Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписания впечатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 26.04.2013. Заказ № 661. Цена свободная. Тираж 7.000экз.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz