Миссионерская православная газета. 2013 г. № 3-4. Апрель.

М и с с и о н е р с ка я п р ав осл авн ая га з е т а № 3-4, апрель 2013 П А Л О М Н И Ч Е С Т В О Г Р У З И Я Еще одна ось «Лапландия - Иверия»: знаки, символы, перспективы И нет уже здесь ни язычника, ни иудея, нет обрезания или необрезания, нет ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного, но есть Христос, Он —все и во всем. Кол. 3:11 То, что состоялось общи­ ми усилиями жителей севе­ ра России и гостеприимных грузин в начале октября про­ шлого года недооценивать нельзя, ввиду важности и ак­ туальности осуществленного. Но и такие события, порой, проходят скромно, без лиш­ ней помпы, без пиара. Начнем с предыстории, хотя в «Миссионерской га­ зете» уже публиковались ма­ териалы о нашем приходе. В 2008 году получил благо­ словение архипастыря и был зарегистрирован в юстиции новый православный приход, именованный в честь святой равноапостольной Нины. Так в Кандалакше сложи- лись обстоятельства, тако­ ва была конъюктура жизни города и жизни настоятеля, таково было благословение архиерея. Приход проявился сразу как общность едино­ мышленников, сложился из самого надежного в природе «материала» —живых нерав­ нодушных людей. Сегодня нередко можно видеть, как здания монастырей или хра­ мов ждут наполнения; здесь же все было наоборот —спло­ ченная группа, полноценная евхаристическая община по­ лучала благословение, искала и нашла «жилплощадь», про­ ходила испытания и, состояв­ шись, —выстояла. Одним из испытаний было очевидное и почти повальное непонима­ ние того, почему мы пошли столь странным путем и не стали реставрировать старину —именовать приход Николь­ ским или в честь Рождества Божьей Матери, т.е. храмов, уже бытовавших на кандалак­ шской земле. Но посылом и импульсом тех, кто работал и работает над формированием концепции прихода святой Нины, является понимание разницы между реставраци­ ей и ренессансом, между му­ мификацией и воскресени­ ем, между восстановлением утраченного и возрождением жизни как таковой. Почув­ ствовавший разницу приве­ денных понятий, несомнен­ но, поймет и мысль автора этих строк. На данном эта­ пе приходской актив сумел дать понять горожанам то, что идея такого прихода не была искусственной и наса­ жденной «сверху», а явилась результатом молитвенного усилия и желания перемен к лучшему. В 2012 году, после более чем года полноценной евхаристической жизни в приспособленном помеще­ нии, накануне начала работ по согласованиям, предше­ ствующим строительству храма, было принято реше­ ние принести Богу молит­ ву на месте, «идеже стоясте нози» (Пс.131:7) ее, на месте, где проповедовала, осталась честными мощами и сердцем равноапостольная Нина, т. е. поехать в Грузию. Нашлись люди, готовые ехать в страну, с которой у России отсутствуютдиплома­ тические отношения. Почти сразу появился человек, гото­ вый оплатить некоторые из­ держки, и это было огромным подспорьем. Остальную часть расходов взял на себя приход и участники предприятия. Желающих поехать было до­ вольно много, но реально до гробницы святой Нины дое­ хало пять человек, плюс автор этих строк —остальные оста­ лись дома по тем или иным причинам. Итак, 31-го сентября группа паломников выеха­ ла в направлении Москвы, откуда через аэропорт сто­ лицы Украины лежал путь в Тбилиси. У меня, как руко­ водителя группы, в период разработки маршрута и про­ граммы возникла дилемма: либо Тбилиси, Мцхета и Бод- би, —программа, предложен­ ная кандалакшской грузин­ ской диаспорой, с которой, к слову сказать, у нас сложи­ лись удивительно добрые от­ ношения; либо более широ­ кая программа, включающая и запад Грузии (Ахалцихскую епархию), предложенная мо­ ими давними добрыми зна­ комыми — Надеждой Боль­ шаковой и Ниной Глущенко. Выбрали последнее. Нина имеет давние и замечатель­ ные связи в Тбилиси, кото­ рыми наша группа весьма успешно воспользовалась. Связи эти замыкались на Кларе Бараташвили —писа­ тельнице, журналистке, че­ ловеке, который всей душой любил и Грузию, и Россию. К общей скорби, через месяц после нашего возвращения из Иверии, Клара отошла в мир иной. Сложно судить о том, вернали была сделаннаямной ставка и верно ли мы выбрали маршрут следования, но есть смысл сказать о том, что все мы получили уникальный опыт подлинной и разноо­ бразной Грузии. Замечу, что неизменной, конкретной и простой целью группы в па­ ломничестве была молитва, молитва у гробницы нашей небесной покровительницы; все остальное: люди, встречи, пейзажи, впечатления —было золотым обрамлением для бриллианта —коленопрекло­ ненной молитвы в Бодбий- ском монастыре у мощей ве­ ликой и уникальной святой. Дневной рейс из Киева прибыл в Тбилиси по распи­ санию. Прилет 1-го октября. Парламентские выборы в Грузии. Всеобщее напряже­ ние и тревога, повисшая в воздухе, ощущаемая уже по выходе из самолета в гла­ зах техперсонала аэропорта. Мы сами встревожены, еще до прилета многие предо­ стерегали от подобного рода поездки, да еще в день пар­ ламентских выборов. Но мы надеемся на покров Божий, на благодать архиерейского благословения. При прохож­ дении паспортного контроля каждому говорят по-англий­ ски: «welcome», что значит «добро пожаловать» и дарят по небольшой бутылочке прекрасного, как выясни­ лось позднее, грузинского вина. В зоне прилета встре­ чает Клара, которая уди­ вилась тому, что я был одет обычно, в джинсы и рубаш­ ку. Но хорошо, что еще они на мне были, ведь в Тбилиси было плюс тридцать. Далее, гостиница и ожидание за­ втрашнего марш-броска на 250 километров. Утром груп­ па выехала в Абастумани — удивительное, уникальное местечко, где из крана бежит «Боржоми», а воздух насы­ щен целебными ароматами горной флоры. Было бы хорошо описать каждого из тех людей, кто столь радушно принимал нас, и нам сопутствовал, но для этого подойдет не фор­ мат газетной публикации, а масштаб и вместимость от­ дельной, среднего объема книги. Многие те милейшие люди имели сыновнее отно­ шение к архимандриту Мак­ симу (фамилию его мы так и не спросили), настоятелю легендарного храма святого Александра Невского, что в Абастумани, наместнику двух тамошних монастырей. Именно отец Максим и его забота сделали наше пребы­ вание на западе Грузии бла­ годатным, познавательным и, что немаловажно —сытым. Поделюсь одной истори­ ей, которую трудно оставить при себе. На границе с Тур­ цией, в древнем монастыре, который величественно и в то же время удивитель­ но эстетично вписывается в ландшафт высокогорного села Зарзма, нас очень теп­ ло принимала немногочис­ ленная, но толковая братия обители. Много интересного рассказали монахи и в хра­ ме, и за его пределами. Было несказанно приятно, когда увиденную и отмеченную мной в алтаре храма аналой­ ную икону равноапостоль­ ной Нины нашей делегации «вдруг» вручили в качестве подарка от отца наместни­ ка. Икона была отнюдь не рядовая, но отлично испол­ ненная в окладе из серебра с золочением. Мы рассредоточились по храму, а мое внимание при­ влекли древние фрески. Ка­ ково же было изумление (это слово не передает всей гам­ мы чувств), когда на стене храма мой взгляд выхватил автограф хулигана, удиви­ тельно напоминавший набо­ ром и чередованием русских букв слово «Кандалакша». Подумалось: «Не мы здесь первые!». Присмотревшись, увидел, что то было лишь сходство в написании слов. Жаль! Была бы маленькая сенсация! Мимолетное же ощущение таинственной общности судеб этих мест и наших северных пределов, чувство реальности мечты о тесном общении —осталось. Участники паломничества были в большом волнении от увиденного «петроглифа», который напомнил о доме. Кто был автором этих слов, мы уже никогда не узнаем, но он восемьдесят лет назад нацарапал на фреске то, что стало для актива маленького прихода на Кольском севере мимолетным знаком и сим­ волом, короткой визуали­ зацией нити, связывающей наше дело с чем-то большим, чем зыбкая обыденность. Продолж ение следует И гум е н Силуан (Н и к о л а е в ) Издательство Мурманской и Мончегорскойепархии Московского Патриархата. Адресиздателя: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Адрес редакции: 183010, Мурманск, ул. Зеленая, 11. Главныйредактор Сергей Гейзатулин Газетазарегистрированав Северо-Западном Комитете РФ по печати. Свидетельство о регистрации № П3448 от 17.12.98 г Одобрено Синодальныминформационным отделом Русской Православной Церкви N 131 от 05.09.2011 г Учредитель—Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Издатель —Мурманскаяи Мончегорскаяепархия. Отпечатано в ОАО МИПП «Север», г Мурманск, ул. К. Маркса, 1 Времяподписанияв печать фактическое 19ч. 25мин. Времяподписания впечатьпо графику 19ч. 30мин. Датавыпуска 26.04.2013. Заказ № 661. Цена свободная. Тираж 7.000экз.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz