Миссионерская православная газета. 2012 г. № 10. Октябрь.
Миссионерская православная газета И С Т О Р И Я № 10, октябрь 2012 7 Воспоминания участника Дмит рий ЕРМОЛАЕВ Видимое воплощение идея Славянского хода по лучила благодаря писателю Виталию Маслову. Именно он сумел разглядеть в зату хающем кострище рядово го писательского сборища едва тлеющий уголек неза урядного замысла. Задумка проехать через все православные славян ские страны с призывом к братскому единению при шлась ему по душе. Через неделю он говорил всем и каждому, что эта поездка включена в план писатель ской организации на теку щий 1997 год, а через месяц чиновники самого высокого ранга ломали головы, пыта ясь изыскать средства для организации столь далекого путешествия. Ход стартовал с площади Первоучителей от памят ника равноапостольным Кириллу и Мефодию. П е ред дорогой «ходоков» бла гословил владыка Симон и напутствовал мэр Мурман ска Олег Найденов. Участ никами экспедиции стали литераторы, учителя, общ е ственные деятели. Мы посе тили Белоруссию, Украину, Молдавию, Приднестровье, Румынию, Болгарию, Сер бию, Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине, Черногорию, побывали в Косово. В пути присоединя лись посланцы Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, а также тех стран, через которые прошел ход. В рамках экспедиции состо ялись встречи с политичес кими, общественными и ду ховными деятелями, в числе которых — президент При днестровья Игорь Смирнов, вице-премьер Республики Сербской Алекс Буха, пат риарх Болгарский Максим, патриарх Сербский Павел. В военной столице Респуб лики Сербской городе Пале в дар местному университе ту были переданы книги на русском языке, специально собранныевМурманске. Ко нечной точкой хода явился черногорский город Пераст, в котором некогда по указу Петра Великого в морской школе Марка Мартиновича обучались боярские дети из России. Здесь в воды Адри атики был опущен венок от моряков Северного флота. Отсюда ход повернул обрат но, к Мурманску. По прошествии времени думаю, что цель Славянско го хода лежала не в светской, а в духовной сфере. Надо было проехать из конца в конец великого славянского материка , чтобы ощутить неразрывную связь наших народов, почувствовать братское единство. В пер вую очередь единство веры. В заповедном уголке сер дца храню события, встречи, лица. Иные воспоминания поныне вызывают у меня чувство духовного подъема. Погружаюсь в прошлое и вижу: панихида по воинам, павшим в русско-турецкой войне 1877-78 годов, от служенная на героическом Шипкинском перевале тре мя митрополитами — Вели- котырновским Григорием, Старозагорским Панкрати- ем, Волоколамским и Юрь евским Питиримом. На Шипке, как за 120 лет до того в знаменитом донесении ге нерала Радецкого «все спо койно». В каменном храме- памятнике холодно и сыро, но на душе тепло. «Во бла женном успении вечный по кой», —возглашает диакон- болгарин, и неизъяснимым трепетом, светлой печалью, горней любовью наполняет ся сердце. И верится: солдат, положивших живот за други своя, погибших за освобож дение Болгарии от многове кового турецкого рабства, упокоит Господь в селениях праведных. А потом взял слово вла дыка Питирим. «В этот свя щенный день, — говорит он, — когда мы совместно совершили нашу братскую молитву на могилах павших воинов, кровью своей со единивших извечную древ нюю дружбу наших народов, мы снова вместе свидетельс твуем наше братское единс тво. Мы возгласили вечную память тем, кто отдал жизнь свою, но мы также молит венно желаем многая лета всем, кто скрепляет сейчас трудом и молитвой, лю бо вью и верностью единство нашей Православной веры, вечный союз наших наро дов во всех поколениях и на все врем ена. Никакая внешняя сила не сможет сравниться с той духовной силой, которую несут наши народы в своем сердце. Мо литва наших церквей, раз деленная и растворенная любовью, молитва наших народов, терпящих трудные дни в своей истории, как раз и является той несокру шимой силой, которая есть весть свидетельства и тор жества нашей православной веры и верности друг другу... Наша любовь неотделима от вашей!» Вспоминается встреча с патриархом Сербским Пав лом в его белградской ре зиденции. Почему-то я не помню, как он приходил и уходил. Только что окружа ющее пространство было пусто — и вот он уже здесь; разговаривает, улыбается. А потом его опять нет. Патри арх невысок, сух почти до прозрачности и легок, воз душен до того, что, чудится, его может унести ветром. Говорит негромко, шелес тит, точно листва под вет ром. Но странным образом за хрупкой внешностью и слабым голосом чувствуют ся былинные сила и мощь... А еще он оставляет впечат ление какой-то лучезарной чистоты, и после несколь ких минут беседы с ним, из которой я не запомнил ни единого слова, огонек ра дости зажигается в утомлен ной душе (надеюсь, не толь ко моей). Святейший Павел —из тех, кто зажигал вдушах пламя любви и веры не толь ко словом, но и самим обли ком своим, который иначе чем духоносным, пожалуй, не назовешь. Среди многих встреч памятен прием у министра иностранных дел Республи ки Сербской в Боснии и Гер цеговине Алексом Бухой. Пямятен и Цетиньский монастырь, куда мы прибы- Митрополит Вееикотырнноский Григорий, митрополит Старозагорский Панкратий и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим ли глубокой ночью с почти двухдневным опозданием. Черные во тьме, будто бар хатом обитые, монастырс кие стены. Гулкие коридоры на пути к трапезной. Митро полит Черногорский и При морский Амфилохий, изва янием застывший в кресле во главе накрытого стола. Дав ходокам немного пере кусить, он повел нас в храм. Измученное тело валится с ног, но на душе светло, как будто там, вопреки давным- давно наступившей осени, сияет летнее незаходящее, полярное солнце. Владыка Амфилохий ушел, а потом возвратился, держа в руках то, что я сначала принял за ларец. Он поставил его пе ред нами и просто, словно речь идет о чем-то самом обычном, пояснил: — Десница Иоанна Пред течи. Солнце в душе вспых нуло, подобно сверхновой звезде, заблистало с удеся теренной силой, рассеи вая вокруг яркие, ласковые лучи. Все тяготы и мытарс тва, пережитые на протяже нии Славянского хода, ра зом обрели иной, высокий смысл. Владыка рассказал о долгом пути реликвии: через века, страны и народы; по бывав и в России, святыня очутилась в Цетинье. Мы с трепетом прикладываемся к Деснице... А потом выходим во тьму и едем дальше. И снова — путь. На сей раз в мятежное Косово, где тогда сверкали лишь первые зарницы приближавшейся грозы. Заснеженный гор ный перевал, спуск по об леденевшему «серпантину», колеса автобуса, повисаю щие над пропастью, молит ва «Господи, спаси, сохрани, помилуй», и —Печский мо настырь с усыпальницами тринадцати сербских свя тителей, в том числе семи патриархов. Здесь одна из главных святынь сербов — чудотворная икона Печской Божией Матери, при одном взгляде на которую нисхо дит на душу мир и покой, забываются волнения, уга сают страсти. И роза из камня (поклон от мурман чан), положенная нами к иконе... Конечно, любые слова — только отражение. Они не в силах выразить подлинных чувств, мыслей, пережива ний. И все же пусть будут слова — благодарной па мяти. Время идет. Косово оторвали от Сербии. Печ скую обитель охраняют от лютующих албанцев между народные силы, призванные поддерживать стабильность в крае, который сами же и ввергли в кровавый хаос. Закончилась земная жизнь упомянутых мной владык Питирима и Панкратия, Святейших Павла и Мак сима. Да и некоторых «хо доков» уже нет с нами. И, проецируя события осени 97-го на день сегодняшний, вижу, что призыв к едине нию славянских народов по-прежнему актуален. Что вопреки торжествующей ныне «ненавистной розни це мира» с неослабевающей силой продолжает действо вать любовь. Что на пре дельно разобщенной сейчас планете создание какого- либо православного межго сударственного объедине ния насущно необходимо. Но главное —живет во мне, не оставляет появившееся после хода ощущение це лостности всех православ ных народов, особенно сла вянских. Мы словно звенья одной цепи: качнешь с од ного края —тут же дрогнет, отзовется на другой сторо не. А соединяет нас —Бог. Славянский ход - зарубки на сердце 4 о ктября 1997 года из Мурманска в Черногорию по инициативе общ ественно-политического движе ния «Возрождение Мурмана и О течества» отправился Международный Славянский ход, проведенный в рам ках Года единения славян и посвященный 120-летию победы над Турцией. Впервые мысль о нем возникла во время посиделок мурманских писателей после очередной творческой поездки по области. Теперь уже и не припомнить, к т о именно первым подал идею. Тем более ч т о мелькнула она ярким лучом и исчезла, была забы та. Воплощение ее в жизнь и сейчас воспринимается как чудо. Чем же еще объяснить невероятно благоприятное стечение о б с то я те л ь с тв , поддержку м нож ества людей самых разных долж ностей и званий?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz