Миссионерская православная газета. 2012 г. № 10. Октябрь.

Миссионерская православная газета И С Т О Р И Я № 10, октябрь 2012 7 Воспоминания участника Дмит рий ЕРМОЛАЕВ Видимое воплощение идея Славянского хода по­ лучила благодаря писателю Виталию Маслову. Именно он сумел разглядеть в зату­ хающем кострище рядово­ го писательского сборища едва тлеющий уголек неза­ урядного замысла. Задумка проехать через все православные славян­ ские страны с призывом к братскому единению при­ шлась ему по душе. Через неделю он говорил всем и каждому, что эта поездка включена в план писатель­ ской организации на теку­ щий 1997 год, а через месяц чиновники самого высокого ранга ломали головы, пыта­ ясь изыскать средства для организации столь далекого путешествия. Ход стартовал с площади Первоучителей от памят­ ника равноапостольным Кириллу и Мефодию. П е­ ред дорогой «ходоков» бла­ гословил владыка Симон и напутствовал мэр Мурман­ ска Олег Найденов. Участ­ никами экспедиции стали литераторы, учителя, общ е­ ственные деятели. Мы посе­ тили Белоруссию, Украину, Молдавию, Приднестровье, Румынию, Болгарию, Сер­ бию, Республику Сербскую в Боснии и Герцеговине, Черногорию, побывали в Косово. В пути присоединя­ лись посланцы Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Белгорода, а также тех стран, через которые прошел ход. В рамках экспедиции состо­ ялись встречи с политичес­ кими, общественными и ду­ ховными деятелями, в числе которых — президент При­ днестровья Игорь Смирнов, вице-премьер Республики Сербской Алекс Буха, пат­ риарх Болгарский Максим, патриарх Сербский Павел. В военной столице Респуб­ лики Сербской городе Пале в дар местному университе­ ту были переданы книги на русском языке, специально собранныевМурманске. Ко­ нечной точкой хода явился черногорский город Пераст, в котором некогда по указу Петра Великого в морской школе Марка Мартиновича обучались боярские дети из России. Здесь в воды Адри­ атики был опущен венок от моряков Северного флота. Отсюда ход повернул обрат­ но, к Мурманску. По прошествии времени думаю, что цель Славянско­ го хода лежала не в светской, а в духовной сфере. Надо было проехать из конца в конец великого славянского материка , чтобы ощутить неразрывную связь наших народов, почувствовать братское единство. В пер­ вую очередь единство веры. В заповедном уголке сер­ дца храню события, встречи, лица. Иные воспоминания поныне вызывают у меня чувство духовного подъема. Погружаюсь в прошлое и вижу: панихида по воинам, павшим в русско-турецкой войне 1877-78 годов, от­ служенная на героическом Шипкинском перевале тре­ мя митрополитами — Вели- котырновским Григорием, Старозагорским Панкрати- ем, Волоколамским и Юрь­ евским Питиримом. На Шипке, как за 120 лет до того в знаменитом донесении ге­ нерала Радецкого «все спо­ койно». В каменном храме- памятнике холодно и сыро, но на душе тепло. «Во бла­ женном успении вечный по­ кой», —возглашает диакон- болгарин, и неизъяснимым трепетом, светлой печалью, горней любовью наполняет­ ся сердце. И верится: солдат, положивших живот за други своя, погибших за освобож­ дение Болгарии от многове­ кового турецкого рабства, упокоит Господь в селениях праведных. А потом взял слово вла­ дыка Питирим. «В этот свя­ щенный день, — говорит он, — когда мы совместно совершили нашу братскую молитву на могилах павших воинов, кровью своей со­ единивших извечную древ­ нюю дружбу наших народов, мы снова вместе свидетельс­ твуем наше братское единс­ тво. Мы возгласили вечную память тем, кто отдал жизнь свою, но мы также молит­ венно желаем многая лета всем, кто скрепляет сейчас трудом и молитвой, лю бо­ вью и верностью единство нашей Православной веры, вечный союз наших наро­ дов во всех поколениях и на все врем ена. Никакая внешняя сила не сможет сравниться с той духовной силой, которую несут наши народы в своем сердце. Мо­ литва наших церквей, раз­ деленная и растворенная любовью, молитва наших народов, терпящих трудные дни в своей истории, как раз и является той несокру­ шимой силой, которая есть весть свидетельства и тор­ жества нашей православной веры и верности друг другу... Наша любовь неотделима от вашей!» Вспоминается встреча с патриархом Сербским Пав­ лом в его белградской ре­ зиденции. Почему-то я не помню, как он приходил и уходил. Только что окружа­ ющее пространство было пусто — и вот он уже здесь; разговаривает, улыбается. А потом его опять нет. Патри­ арх невысок, сух почти до прозрачности и легок, воз­ душен до того, что, чудится, его может унести ветром. Говорит негромко, шелес­ тит, точно листва под вет­ ром. Но странным образом за хрупкой внешностью и слабым голосом чувствуют­ ся былинные сила и мощь... А еще он оставляет впечат­ ление какой-то лучезарной чистоты, и после несколь­ ких минут беседы с ним, из которой я не запомнил ни единого слова, огонек ра­ дости зажигается в утомлен­ ной душе (надеюсь, не толь­ ко моей). Святейший Павел —из тех, кто зажигал вдушах пламя любви и веры не толь­ ко словом, но и самим обли­ ком своим, который иначе чем духоносным, пожалуй, не назовешь. Среди многих встреч памятен прием у министра иностранных дел Республи­ ки Сербской в Боснии и Гер­ цеговине Алексом Бухой. Пямятен и Цетиньский монастырь, куда мы прибы- Митрополит Вееикотырнноский Григорий, митрополит Старозагорский Панкратий и митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим ли глубокой ночью с почти двухдневным опозданием. Черные во тьме, будто бар­ хатом обитые, монастырс­ кие стены. Гулкие коридоры на пути к трапезной. Митро­ полит Черногорский и При­ морский Амфилохий, изва­ янием застывший в кресле во главе накрытого стола. Дав ходокам немного пере­ кусить, он повел нас в храм. Измученное тело валится с ног, но на душе светло, как будто там, вопреки давным- давно наступившей осени, сияет летнее незаходящее, полярное солнце. Владыка Амфилохий ушел, а потом возвратился, держа в руках то, что я сначала принял за ларец. Он поставил его пе­ ред нами и просто, словно речь идет о чем-то самом обычном, пояснил: — Десница Иоанна Пред­ течи. Солнце в душе вспых­ нуло, подобно сверхновой звезде, заблистало с удеся­ теренной силой, рассеи­ вая вокруг яркие, ласковые лучи. Все тяготы и мытарс­ тва, пережитые на протяже­ нии Славянского хода, ра­ зом обрели иной, высокий смысл. Владыка рассказал о долгом пути реликвии: через века, страны и народы; по­ бывав и в России, святыня очутилась в Цетинье. Мы с трепетом прикладываемся к Деснице... А потом выходим во тьму и едем дальше. И снова — путь. На сей раз в мятежное Косово, где тогда сверкали лишь первые зарницы приближавшейся грозы. Заснеженный гор­ ный перевал, спуск по об­ леденевшему «серпантину», колеса автобуса, повисаю­ щие над пропастью, молит­ ва «Господи, спаси, сохрани, помилуй», и —Печский мо­ настырь с усыпальницами тринадцати сербских свя­ тителей, в том числе семи патриархов. Здесь одна из главных святынь сербов — чудотворная икона Печской Божией Матери, при одном взгляде на которую нисхо­ дит на душу мир и покой, забываются волнения, уга­ сают страсти. И роза из камня (поклон от мурман­ чан), положенная нами к иконе... Конечно, любые слова — только отражение. Они не в силах выразить подлинных чувств, мыслей, пережива­ ний. И все же пусть будут слова — благодарной па­ мяти. Время идет. Косово оторвали от Сербии. Печ­ скую обитель охраняют от лютующих албанцев между­ народные силы, призванные поддерживать стабильность в крае, который сами же и ввергли в кровавый хаос. Закончилась земная жизнь упомянутых мной владык Питирима и Панкратия, Святейших Павла и Мак­ сима. Да и некоторых «хо­ доков» уже нет с нами. И, проецируя события осени 97-го на день сегодняшний, вижу, что призыв к едине­ нию славянских народов по-прежнему актуален. Что вопреки торжествующей ныне «ненавистной розни­ це мира» с неослабевающей силой продолжает действо­ вать любовь. Что на пре­ дельно разобщенной сейчас планете создание какого- либо православного межго­ сударственного объедине­ ния насущно необходимо. Но главное —живет во мне, не оставляет появившееся после хода ощущение це­ лостности всех православ­ ных народов, особенно сла­ вянских. Мы словно звенья одной цепи: качнешь с од­ ного края —тут же дрогнет, отзовется на другой сторо­ не. А соединяет нас —Бог. Славянский ход - зарубки на сердце 4 о ктября 1997 года из Мурманска в Черногорию по инициативе общ ественно-политического движе­ ния «Возрождение Мурмана и О течества» отправился Международный Славянский ход, проведенный в рам­ ках Года единения славян и посвященный 120-летию победы над Турцией. Впервые мысль о нем возникла во время посиделок мурманских писателей после очередной творческой поездки по области. Теперь уже и не припомнить, к т о именно первым подал идею. Тем более ч т о мелькнула она ярким лучом и исчезла, была забы та. Воплощение ее в жизнь и сейчас воспринимается как чудо. Чем же еще объяснить невероятно благоприятное стечение о б с то я те л ь с тв , поддержку м нож ества людей самых разных долж ностей и званий?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz