Миссионерская православная газета. 2012 г. № 9. Сентябрь.
6 М иссионерская православная газета №9СЕНТЯБРЬ2 0 1 2 М А Л Ы Е П Р И Х О Д Ы Морем шествовал владыка Начало на стр.1 П о к а я н н а я тр о п а В а р л а а м а ...Какой страх мог обуять сердце будущего подвижни ка благочестия, женоубий цы отца Василия, когда он получил епитимию ходить от Колы до Керети на утлом суденышке до тех пор, пока не истлеет тело убиенной ма тушки... Какое дерзновение должен был найти он в самом себе, чтобы все исполнить... Подвиг чудного старца Вар- лаама вспоминаешь всякий раз, как выходишь в Барен цево море и вглядываешься в черноту морской пучины. И вспоминается старая по морская присказка: «Кто в море не хаживал, тот Бога не маливал»... Дорога в Гремиху начина ется в тихом, хотя и немного пасмурном порту Мурманск. Единственным судном, иду щим до портопункта Йо- каньга, является теплоход «Клавдия Еланская», пост роенный много лет назад в Югославии и когда-то бороз дивший океанские просторы до Кубы. Разместившись на борту судна, сталкиваемся с первой трудностью: выход из Кольского залива на неопре деленное время закрыт воен ными —остается ждать. Для гремиханца это «штатная си туация». Светскому человеку тоже, пожалуй, нет поводов для беспокойства. Однако цель поездки — совершение Божественной литургии и причастие людей. Задержан- ацию — все приступают к подготовке богослужения. За час до полуночи объяв ляют об отходе «Еланской». Путь теплохода лежит мимо зловещего из-за своего ша манского прошлого Кильди- на и заброшенных колоний полоской появляется длин ный гранитный выступ по луострова. Погода ясная, и мы можем четко разглядеть старинный маяк на оконеч ности Святого Носа, а ровно по его середине — перевал, использовавшийся древни ми мореходами, чтобы избе жать столкновения течений у самого мыса (здесь-то, по преданию, и совершил свое чудо преподобный Варлаам Керетский). В третьем часу дня паро ход прибыл в Гремиху. Литургия: приидите вси вернии... В Никольской часовне владыка обратился к соб равшимся с вопросом: «Кто готовился к Причастию?» Отозвалось несколько че ловек. Это означало, что литургия служиться будет. Проскомидию совершал ие рей Евгений Коливатов, ис поведовал настоятель отец Александр. Причастились все, кто исповедовался и был допущен священником. Божественная литургия Литургия в Островном. Великий вход ный выход означает позднее прибытие, в то время как ли тургию не принято служить после полудня. Ощущается некоторая тревожность на стоятеля и иподиаконов, но владыка внешне спокоен, и это умиротворяет ситу- Еще через полчаса наконец- то вышли из Мурманска. К моменту выхода в открытое море все уже спали и поч ти не заметили качки. Бог милостив к нам: когда вла дыка на борту, качки не бы вает либо она минимальная. Страницы истории Православия на Йоканьге ГОРОД Островной раскинулся по со пкам западнее полуострова Святой Нос. Некогда эти места населяли саамы-язычники, позже пришел с проповедью преподобный Фео- дорит. И где-то здесь молитвами святого Варлаама Керетского свер шилось чудо - изгнание «морских червей». Такова легендарная и давно забытая предыстория. К 1611 году чуть выше совре менной Гремихи возникло первое постоянное поселение - Йокань- гский погост, место сбора дани государевыми людьми с лопарей и духовного окормления понойс- кими священниками. Вообще до своего исчезновения Йоканьга от носилась к понойскому приходу, в разные времена имевшему престол то во имя первоверховных апосто лов Петра и Павла, то во имя Воз движения Креста Господня. Вместе с Поноем Йоканьга была вотчиной Соловецкого монастыря, а позже - лично патриарха Никона. С начала XV III века монастырское подворье преобразовалось в обычный при ход. Собственно Йоканьга стала развиваться с колониальной поли тикой правительства Сергея Витте, много способствовавшей засе лению Мурманского берега и его промышленному освоению. Поной и Йоканьга пережили настоящий расцвет, превратившись в крупные поморские и колонистские поселе ния. Поной стал на время центром I I -го Кольского благочиния, ко- торое возглавил один из деятель нейших пресвитеров нашего края отец Николай Шмаков (Старший). Именно при нем строится первая церковь в Йоканьге во имя святи теля Алексия Московского. Немно го позже при впадении реки в море, недалеко от Йоканьгской тюрьмы, отец Николай освятил часовню во имя пророка Илии (перестроенную потом в церковь). Время расцвета сменилось тяжелыми потрясениями вследс твие революции и гражданской войны. Йоканьга была оккупи рована англо-французскими ин тервентами и превращена в концен трационный лагерь. Затем наступил период запустения и разрухи. Но вую жизнь этому региону - как ни страшно это звучит - дала война. Здесь был создан форпостСеверно го флота - база подводных лодок. В разное время в Гремихе проживало от 18 до 40 тысяч человек. Поселок превратился в город. Однако деми литаризация и общий кризис эко номики привели в упадок некогда большой город, и он «сжался», по добно шагреневой коже. Именно в период кризиса сюда вернулась Церковь, чтобы, как и прежде, бла- говествовать о Христе. Мурманского берега. Неког да развитый промысловый район теперь нежилой. Утром вглядываемся в Ле довитый океан, непривычно нежно покачивающий судно. Все нетерпеливо ждут появ ления Святого Носа —знака, что путешествие близится к завершению. И вот узкой прошла на одном дыхании. Кроме протоиерея Алек сандра Козачука и иерея Евгения Коливатова, архи епископу Симону сослужил диакон Илия Слащенко, помогали иподиаконы и алтарник. Пел хор прихо да святого апостола Андрея Первозванного г. Северо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz