Миссионерская православная газета. 2012 г. № 9. Сентябрь.

6 М иссионерская православная газета №9СЕНТЯБРЬ2 0 1 2 М А Л Ы Е П Р И Х О Д Ы Морем шествовал владыка Начало на стр.1 П о к а я н н а я тр о п а В а р л а а м а ...Какой страх мог обуять сердце будущего подвижни­ ка благочестия, женоубий­ цы отца Василия, когда он получил епитимию ходить от Колы до Керети на утлом суденышке до тех пор, пока не истлеет тело убиенной ма­ тушки... Какое дерзновение должен был найти он в самом себе, чтобы все исполнить... Подвиг чудного старца Вар- лаама вспоминаешь всякий раз, как выходишь в Барен­ цево море и вглядываешься в черноту морской пучины. И вспоминается старая по­ морская присказка: «Кто в море не хаживал, тот Бога не маливал»... Дорога в Гремиху начина­ ется в тихом, хотя и немного пасмурном порту Мурманск. Единственным судном, иду­ щим до портопункта Йо- каньга, является теплоход «Клавдия Еланская», пост­ роенный много лет назад в Югославии и когда-то бороз­ дивший океанские просторы до Кубы. Разместившись на борту судна, сталкиваемся с первой трудностью: выход из Кольского залива на неопре­ деленное время закрыт воен­ ными —остается ждать. Для гремиханца это «штатная си­ туация». Светскому человеку тоже, пожалуй, нет поводов для беспокойства. Однако цель поездки — совершение Божественной литургии и причастие людей. Задержан- ацию — все приступают к подготовке богослужения. За час до полуночи объяв­ ляют об отходе «Еланской». Путь теплохода лежит мимо зловещего из-за своего ша­ манского прошлого Кильди- на и заброшенных колоний полоской появляется длин­ ный гранитный выступ по­ луострова. Погода ясная, и мы можем четко разглядеть старинный маяк на оконеч­ ности Святого Носа, а ровно по его середине — перевал, использовавшийся древни­ ми мореходами, чтобы избе­ жать столкновения течений у самого мыса (здесь-то, по преданию, и совершил свое чудо преподобный Варлаам Керетский). В третьем часу дня паро­ ход прибыл в Гремиху. Литургия: приидите вси вернии... В Никольской часовне владыка обратился к соб­ равшимся с вопросом: «Кто готовился к Причастию?» Отозвалось несколько че­ ловек. Это означало, что литургия служиться будет. Проскомидию совершал ие­ рей Евгений Коливатов, ис­ поведовал настоятель отец Александр. Причастились все, кто исповедовался и был допущен священником. Божественная литургия Литургия в Островном. Великий вход ный выход означает позднее прибытие, в то время как ли­ тургию не принято служить после полудня. Ощущается некоторая тревожность на­ стоятеля и иподиаконов, но владыка внешне спокоен, и это умиротворяет ситу- Еще через полчаса наконец- то вышли из Мурманска. К моменту выхода в открытое море все уже спали и поч­ ти не заметили качки. Бог милостив к нам: когда вла­ дыка на борту, качки не бы­ вает либо она минимальная. Страницы истории Православия на Йоканьге ГОРОД Островной раскинулся по со­ пкам западнее полуострова Святой Нос. Некогда эти места населяли саамы-язычники, позже пришел с проповедью преподобный Фео- дорит. И где-то здесь молитвами святого Варлаама Керетского свер­ шилось чудо - изгнание «морских червей». Такова легендарная и давно забытая предыстория. К 1611 году чуть выше совре­ менной Гремихи возникло первое постоянное поселение - Йокань- гский погост, место сбора дани государевыми людьми с лопарей и духовного окормления понойс- кими священниками. Вообще до своего исчезновения Йоканьга от­ носилась к понойскому приходу, в разные времена имевшему престол то во имя первоверховных апосто­ лов Петра и Павла, то во имя Воз­ движения Креста Господня. Вместе с Поноем Йоканьга была вотчиной Соловецкого монастыря, а позже - лично патриарха Никона. С начала XV III века монастырское подворье преобразовалось в обычный при­ ход. Собственно Йоканьга стала развиваться с колониальной поли­ тикой правительства Сергея Витте, много способствовавшей засе­ лению Мурманского берега и его промышленному освоению. Поной и Йоканьга пережили настоящий расцвет, превратившись в крупные поморские и колонистские поселе­ ния. Поной стал на время центром I I -го Кольского благочиния, ко- торое возглавил один из деятель­ нейших пресвитеров нашего края отец Николай Шмаков (Старший). Именно при нем строится первая церковь в Йоканьге во имя святи­ теля Алексия Московского. Немно­ го позже при впадении реки в море, недалеко от Йоканьгской тюрьмы, отец Николай освятил часовню во имя пророка Илии (перестроенную потом в церковь). Время расцвета сменилось тяжелыми потрясениями вследс­ твие революции и гражданской войны. Йоканьга была оккупи­ рована англо-французскими ин­ тервентами и превращена в концен­ трационный лагерь. Затем наступил период запустения и разрухи. Но­ вую жизнь этому региону - как ни страшно это звучит - дала война. Здесь был создан форпостСеверно­ го флота - база подводных лодок. В разное время в Гремихе проживало от 18 до 40 тысяч человек. Поселок превратился в город. Однако деми­ литаризация и общий кризис эко­ номики привели в упадок некогда большой город, и он «сжался», по­ добно шагреневой коже. Именно в период кризиса сюда вернулась Церковь, чтобы, как и прежде, бла- говествовать о Христе. Мурманского берега. Неког­ да развитый промысловый район теперь нежилой. Утром вглядываемся в Ле­ довитый океан, непривычно нежно покачивающий судно. Все нетерпеливо ждут появ­ ления Святого Носа —знака, что путешествие близится к завершению. И вот узкой прошла на одном дыхании. Кроме протоиерея Алек­ сандра Козачука и иерея Евгения Коливатова, архи­ епископу Симону сослужил диакон Илия Слащенко, помогали иподиаконы и алтарник. Пел хор прихо­ да святого апостола Андрея Первозванного г. Северо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz