Миссионерская православная газета. 2012 г. № 9. Сентябрь.
ОТ П Е Р В О Г О Л И Ц А М иссионерская православная газета № 9 , С Е Н Т Я Б Р Ь , 2 0 1 2 ИНТЕРВЬЮ С ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ СИМОНОМ , АРХИЕПИСКОПОМ МУРМАНСКИМ И МОНЧЕГОРСКИМ Теплоход «Клавдия Еланская» задержался, поэтому удается улу чить минутку и побеседовать с вла дыкой Симоном о визите в Греми- ху и вообще о малых приходах... - Владыка, этот номер газе ты будет посвящен малым при ходам, поэтому хотелось бы коснуться темы их развития на Крайнем Севере, у нас в реги оне. Какие проблемы встреча ются, как они преодолеваются и каковы перспективы развития малых приходов Мурманской и Мончегорской епархии? —Малые приходы —пре жде всего новые, находящи еся на расстоянии, на пери- ков Российских протоиерея Василия Данильца. Фунда мент церковного строения уже сделан. Теперь следует заложить основание при хода как евхаристической общины. Малые приходы со вре менем становятся боль шими. Например, община Трифоновской церкви в Мончегорске за несколь ко лет выросла, созрела и преобразилась в один из крупнейших приходов епархии — Вознесенский кафедральный собор, а пер воначальная церковь ста ла приписной. Маленькая мления (Гремиха, Красноще- лье)... — Сложно найти пастыря для дальнего прихода. Люди не могут материально обес печить священника. П оэ тому выход из положения такой: есть община — она окормляется священником другого прихода. Богослу жения там совершаются сначала один раз в год, п о том раз в квартал, затем и чаще. Хорошо, если бы это происходило регулярно один раз в месяц. Я стара юсь ежегодно посещать ма лые приходы. В каждом из них есть свои особенности. Все начинается с малого... ферии. Но они могут быть и в городе, к примеру, вновь образованные. Эти общины окормляются настоятеля ми других приходов. Три фоновская и Введенская церкви в Мурманске — это тоже малые приходы. Такой статус первоначально был даже у Свято-Никольско- го кафедрального собора. Поэтому существует оп ределенная схема развития подобных образований. Епархия начала жить с 1995 года, и первой ее задачей стало духовное окормление, создание организационной структуры — приходского совета и собрания, ревизи онной комиссии. Сначала создается община и какая- то «крыша над головой». Это дает возможность со вершать богослужения. Потом постепенно начи нается воцерковление при хода, совершенствование богослужебной стороны. Развиваются воскресная школа, хор, устав и хозяйс твенная сторона. Эта схема применяется в отношении всех приходов, которые от крываются (их, как прави ло, 2-3 ежегодно). Сначала предполагалось, что у нас будет не более 50 приходов, потому что ориентир был такой: в каждом городе или населенном пункте должен быть храм. Сейчас мы при шли к тому, что одного хра ма в городе недостаточно. Например, в Апатитах бу дет строиться третий храм. Сейчас у него пока нет сво ей общины. Когда нет воз можности ее создать, храмы делаются приписными. За дача созидания новой церк ви и ее общины возложена на настоятеля прихода Но- вомучеников и исповедни- церковь в Апатитах была деревянная Успенская. От нее пошла новая ветвь — церковь Новомучеников и исповедников Российских. Это большая поросль, храм, превзошедший Успенскую, «материнскую» церковь. Таких примеров можно привести много. - Поговорим о возрожде нии древних церквей Терско го берега. Есть целевые про граммы по восстановлению храмов. Каково участие епар хии в этом процессе? - Если говорить о воз рож дении поморских хра мов, то здесь ситуация очень сложная. Храмы на ходятся в селах, где корен ного населения почти не осталось. В силу того что люди покинули свои ж и лища, храмы были разграб лены, порушены или сами пришли к разруш ению. О полном восстановлении говорить сложно. Сейчас церкви необходимы пре ж де всего там, где живут люди, где храмы им д о роги. В Ковду, например, приезжают только дачни ки. Но если свящ енник приедет в один из древних храмов на Кольской зем ле, то люди съезжаются со всей округи. Трудно вести речь о создании общины, которая взяла бы на себя содерж ание духовенства, храма и обеспечение бого служения. Н едостаточно и средств для реставрации. Епархия не может взять на баланс все церкви. Бу дем восстанавливать хра мы Терского берега по мере сил и потребностей. - Другая крайность: насе ление есть, а храмов нет, либо нет регулярной системы окор- В Краснощелье, например, население невоцерковлен- ное. Туда добираться еще сложнее, чем в Гремиху. Вертолетом — дорого, по зимнику —много опаснос тей. Сейчас храм строится. Надеюсь, в дальнейшем службы будут совершаться раз в месяц. Идеальным для таких приходов было бы воспитание духовенс тва на месте - тогда больше шансов, что священник ос танется в родном селе (так было до революции). - Вы являетесь окормляю- щим архиереем Киркенесско- го прихода. Там другая специ фика - эмигрантская. Как Вы ощущаете это пространство деятельности? —Действуют те же при нципы, что и везде. Сна чала ездили и служили в Генеральном консульстве в вестибюле. От свечей сра батывала пожарная сиг нализация — приходилось объяснять, что все в п о рядке. Совершали богослу жения в помещ ении люте ранской церкви, которая предоставляла нам такую возможность в субботние дни. Сейчас арендуется зда ние, приспособленное под храм. Службы там соверш а лись сначала один раз в год, затем раз в квартал. Сейчас они приобрели регуляр ный характер — один раз в месяц и чаще. Появился свой настоятель, протои ерей Геннадий Буздуган. Архиерейские службы бы вают там ежеквартально. Они проходят на хорошем уровне. Общину составля ют эмигранты из Мурман ска и других городов. Это люди воцерковленные, в отличие от жителей Терс кого берега, например. На верное, тех православных, которыми славился Терс кий берег, уже нет: умерли или разъехались. - Есть прихожане норвеж цы? —Практически нет. Они приходят на службу, им ин тересно, они молятся, но прихожанами не становят ся — они преданы своей вере. - Хотелось бы также кос нуться и других аспектов жиз ни епархии. Для обсуждения предложены семь документов, которые будут рассматривать ся на епархиальном собрании. Если можно, охарактеризуйте их и расскажите о процессе дискуссии? — Предметный разго вор будет 18 сентября. Имеющиеся документы проработаны в епархии скрупулезно, квалифици рованно. Мы своевремен но дадим отзывы. Первая дискуссия состоялась в июне. Специально со зданным рабочим группам были даны ссылки. Груп пы сформировались, и в их рамках проходило изу чение и выработка проекта отзывов на эти документы. Руководители групп пред ставляли свои проекты на епархиальном совете. За тем мы рассуждали; были внесены поправки и устра нены недоработки. После этого документы будут представлены на следу ющем этапе дискуссии — епархиальном собрании духовенства. На этом же собрании будет создана экспертная группа, кото рая представит конкрет ные отзывы. Такая система дискуссии мне нравится: кто-то внесет рациональ ное зерно. Если человек готовится к дискуссии, он осмысливает материал, определяется в отнош ении этих вопросов, обретает позицию . - Последнее заседание сессии Синода содержит по ложение пригласить Вас на заседание зимней сессии Си нода. Как это происходит тех нически? — Есть установленный порядок. Священный Си нод состоит из постоян ных и временных членов. Я участвую в осенней сес сии этого года с сентября по февраль. И так уже не в первый раз. - Различаются ли функции постоянных и временных чле нов? — Смотря по каким признакам. По существу нет. Особенностью работы постоянных членов явля ется подготовка справок, информации. А так — дискуссия, разговоры, общ ение — все обычно. - Сейчас в Интернете раз вернута серьезная дискус сия по поводу разделения епархий. На всех ли это р ас пространено, и видите ли Вы возможным деление нашей епархии или учреждение в ней викариатства? —Это касается больших и «взрослых» епархий. Смысл разделения практический: чтоб управлять по принци пу «где город — там епис коп». Мы еще не достигли такой степени зрелости, не «переросли» себя. Пришло время готовиться к службе, теплоход подходил к пор- топункту Йоканьга. Поблагодарив Его Высокопреосвященство, я вышел из каюты с мыслью о том, как много уже сделано и сколь ко еще придется сделать в нашей епархии. Иерей Евгений Коливатов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz