Миссионерская православная газета. 2012 г. № 9. Сентябрь.

ОТ П Е Р В О Г О Л И Ц А М иссионерская православная газета № 9 , С Е Н Т Я Б Р Ь , 2 0 1 2 ИНТЕРВЬЮ С ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ СИМОНОМ , АРХИЕПИСКОПОМ МУРМАНСКИМ И МОНЧЕГОРСКИМ Теплоход «Клавдия Еланская» задержался, поэтому удается улу­ чить минутку и побеседовать с вла­ дыкой Симоном о визите в Греми- ху и вообще о малых приходах... - Владыка, этот номер газе­ ты будет посвящен малым при­ ходам, поэтому хотелось бы коснуться темы их развития на Крайнем Севере, у нас в реги­ оне. Какие проблемы встреча­ ются, как они преодолеваются и каковы перспективы развития малых приходов Мурманской и Мончегорской епархии? —Малые приходы —пре­ жде всего новые, находящи­ еся на расстоянии, на пери- ков Российских протоиерея Василия Данильца. Фунда­ мент церковного строения уже сделан. Теперь следует заложить основание при­ хода как евхаристической общины. Малые приходы со вре­ менем становятся боль­ шими. Например, община Трифоновской церкви в Мончегорске за несколь­ ко лет выросла, созрела и преобразилась в один из крупнейших приходов епархии — Вознесенский кафедральный собор, а пер­ воначальная церковь ста­ ла приписной. Маленькая мления (Гремиха, Красноще- лье)... — Сложно найти пастыря для дальнего прихода. Люди не могут материально обес­ печить священника. П оэ­ тому выход из положения такой: есть община — она окормляется священником другого прихода. Богослу­ жения там совершаются сначала один раз в год, п о­ том раз в квартал, затем и чаще. Хорошо, если бы это происходило регулярно один раз в месяц. Я стара­ юсь ежегодно посещать ма­ лые приходы. В каждом из них есть свои особенности. Все начинается с малого... ферии. Но они могут быть и в городе, к примеру, вновь образованные. Эти общины окормляются настоятеля­ ми других приходов. Три­ фоновская и Введенская церкви в Мурманске — это тоже малые приходы. Такой статус первоначально был даже у Свято-Никольско- го кафедрального собора. Поэтому существует оп­ ределенная схема развития подобных образований. Епархия начала жить с 1995 года, и первой ее задачей стало духовное окормление, создание организационной структуры — приходского совета и собрания, ревизи­ онной комиссии. Сначала создается община и какая- то «крыша над головой». Это дает возможность со­ вершать богослужения. Потом постепенно начи­ нается воцерковление при­ хода, совершенствование богослужебной стороны. Развиваются воскресная школа, хор, устав и хозяйс­ твенная сторона. Эта схема применяется в отношении всех приходов, которые от­ крываются (их, как прави­ ло, 2-3 ежегодно). Сначала предполагалось, что у нас будет не более 50 приходов, потому что ориентир был такой: в каждом городе или населенном пункте должен быть храм. Сейчас мы при­ шли к тому, что одного хра­ ма в городе недостаточно. Например, в Апатитах бу­ дет строиться третий храм. Сейчас у него пока нет сво­ ей общины. Когда нет воз­ можности ее создать, храмы делаются приписными. За­ дача созидания новой церк­ ви и ее общины возложена на настоятеля прихода Но- вомучеников и исповедни- церковь в Апатитах была деревянная Успенская. От нее пошла новая ветвь — церковь Новомучеников и исповедников Российских. Это большая поросль, храм, превзошедший Успенскую, «материнскую» церковь. Таких примеров можно привести много. - Поговорим о возрожде­ нии древних церквей Терско­ го берега. Есть целевые про­ граммы по восстановлению храмов. Каково участие епар­ хии в этом процессе? - Если говорить о воз­ рож дении поморских хра­ мов, то здесь ситуация очень сложная. Храмы на­ ходятся в селах, где корен­ ного населения почти не осталось. В силу того что люди покинули свои ж и ­ лища, храмы были разграб­ лены, порушены или сами пришли к разруш ению. О полном восстановлении говорить сложно. Сейчас церкви необходимы пре­ ж де всего там, где живут люди, где храмы им д о ­ роги. В Ковду, например, приезжают только дачни­ ки. Но если свящ енник приедет в один из древних храмов на Кольской зем ­ ле, то люди съезжаются со всей округи. Трудно вести речь о создании общины, которая взяла бы на себя содерж ание духовенства, храма и обеспечение бого­ служения. Н едостаточно и средств для реставрации. Епархия не может взять на баланс все церкви. Бу­ дем восстанавливать хра­ мы Терского берега по мере сил и потребностей. - Другая крайность: насе­ ление есть, а храмов нет, либо нет регулярной системы окор- В Краснощелье, например, население невоцерковлен- ное. Туда добираться еще сложнее, чем в Гремиху. Вертолетом — дорого, по зимнику —много опаснос­ тей. Сейчас храм строится. Надеюсь, в дальнейшем службы будут совершаться раз в месяц. Идеальным для таких приходов было бы воспитание духовенс­ тва на месте - тогда больше шансов, что священник ос­ танется в родном селе (так было до революции). - Вы являетесь окормляю- щим архиереем Киркенесско- го прихода. Там другая специ­ фика - эмигрантская. Как Вы ощущаете это пространство деятельности? —Действуют те же при­ нципы, что и везде. Сна­ чала ездили и служили в Генеральном консульстве в вестибюле. От свечей сра­ батывала пожарная сиг­ нализация — приходилось объяснять, что все в п о ­ рядке. Совершали богослу­ жения в помещ ении люте­ ранской церкви, которая предоставляла нам такую возможность в субботние дни. Сейчас арендуется зда­ ние, приспособленное под храм. Службы там соверш а­ лись сначала один раз в год, затем раз в квартал. Сейчас они приобрели регуляр­ ный характер — один раз в месяц и чаще. Появился свой настоятель, протои­ ерей Геннадий Буздуган. Архиерейские службы бы­ вают там ежеквартально. Они проходят на хорошем уровне. Общину составля­ ют эмигранты из Мурман­ ска и других городов. Это люди воцерковленные, в отличие от жителей Терс­ кого берега, например. На­ верное, тех православных, которыми славился Терс­ кий берег, уже нет: умерли или разъехались. - Есть прихожане норвеж­ цы? —Практически нет. Они приходят на службу, им ин­ тересно, они молятся, но прихожанами не становят­ ся — они преданы своей вере. - Хотелось бы также кос­ нуться и других аспектов жиз­ ни епархии. Для обсуждения предложены семь документов, которые будут рассматривать­ ся на епархиальном собрании. Если можно, охарактеризуйте их и расскажите о процессе дискуссии? — Предметный разго­ вор будет 18 сентября. Имеющиеся документы проработаны в епархии скрупулезно, квалифици­ рованно. Мы своевремен­ но дадим отзывы. Первая дискуссия состоялась в июне. Специально со ­ зданным рабочим группам были даны ссылки. Груп­ пы сформировались, и в их рамках проходило изу­ чение и выработка проекта отзывов на эти документы. Руководители групп пред­ ставляли свои проекты на епархиальном совете. За­ тем мы рассуждали; были внесены поправки и устра­ нены недоработки. После этого документы будут представлены на следу­ ющем этапе дискуссии — епархиальном собрании духовенства. На этом же собрании будет создана экспертная группа, кото­ рая представит конкрет­ ные отзывы. Такая система дискуссии мне нравится: кто-то внесет рациональ­ ное зерно. Если человек готовится к дискуссии, он осмысливает материал, определяется в отнош ении этих вопросов, обретает позицию . - Последнее заседание сессии Синода содержит по­ ложение пригласить Вас на заседание зимней сессии Си­ нода. Как это происходит тех­ нически? — Есть установленный порядок. Священный Си­ нод состоит из постоян­ ных и временных членов. Я участвую в осенней сес­ сии этого года с сентября по февраль. И так уже не в первый раз. - Различаются ли функции постоянных и временных чле­ нов? — Смотря по каким признакам. По существу нет. Особенностью работы постоянных членов явля­ ется подготовка справок, информации. А так — дискуссия, разговоры, общ ение — все обычно. - Сейчас в Интернете раз­ вернута серьезная дискус­ сия по поводу разделения епархий. На всех ли это р ас­ пространено, и видите ли Вы возможным деление нашей епархии или учреждение в ней викариатства? —Это касается больших и «взрослых» епархий. Смысл разделения практический: чтоб управлять по принци­ пу «где город — там епис­ коп». Мы еще не достигли такой степени зрелости, не «переросли» себя. Пришло время готовиться к службе, теплоход подходил к пор- топункту Йоканьга. Поблагодарив Его Высокопреосвященство, я вышел из каюты с мыслью о том, как много уже сделано и сколь­ ко еще придется сделать в нашей епархии. Иерей Евгений Коливатов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz