Миссионерская православная газета. 2012 г. № 7-8. Август.
4 М иссионерская православная га зе та № 7 - 8 а в г у с т 2 0 1 2 К Р У П Н Ы М П Л А Н О М ПЯТЫЕ М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Е Ф Е О Д О Р И Т О В С К И Е ЧТЕНИЯ Стопами преподобного Феодорита Кольского Слово игумена Митрофана к участникам конференции Начало на 1 стр. Книга прекрасно оформ лена ,изобилуетинтересными иллюстрациями и написана легким, несколько романи ческим стилем. Некоторую субъективность исследова нию придает связь объекта изучения с автором — по сути говоря, мы имеем дело с судьбой его семьи. Но именно этот субъективизм и придает особенную прелесть всей книге. Перед нами не отрешенный архивист, а жи вой участник истории. Представители местного научного сообщества: один из основателей мурманско го краеведения профессор Алексей Киселев и его уче ник Павел Федоров —в своих сообщениях раскрыли роль дома Романовых в истории Мурмана, сделав акцент на периоде конца XIX —начала XX века. Академик Киселев предложил восстановить ис торическую справедливость и поставить в областном центре памятник его основа телю —Николаю II. В продолжение Пятых Феодоритовских чтений было заслушано более двад цати докладов. Наиболее ак туальными стали сообщения по истории династии Рома новых. Так, преподаватель Александровского универ ситета в Хельсинки Элина Кохла рассказала о житии, мученичестве и иконогра фии преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. Той же темы, но с позиции благотворитель ности и учреждения институ та диаконис в Марфо-Мари- инской обители, коснулась кандидат исторических наук Елена Козлова. Частных ас Романовых», в котором рас сказывалось о находящихся в фондах библиотеки ред ких книгах, входивших до 1917 года в личные собрания представителей династии Романовых. Серьезный резонанс на конференции имела тема ка нонизации новомучеников и исповедников Российских. С разных сторон эту тему рас сматривали кандидат бого словия Андрей Кострюков, искусствовед Ирина Языко ва, профессор Монтерейс кого института международ ных исследований Владислав Краснов и писательница признанных «зарубежни ками». Следует напомнить: основным противоречием в вопросе канонизации явля ется проблема критериев, по которым ее следует совер шать. Если Русская Церковь за границей причисляла к лику новомучеников вообще всех по факту гонения от без божной власти, без разбора жития, то Московская Пат риархия предпочитает инди видуальное решение данного вопроса по каждому святому, рассматривая не только об стоятельства смерти, но и жизни в целом. Так, напри мер, Николай II и его семья зя не была образцом хрис тианского жития, а в годы испытаний Михаил оказал ся «непозволительным де мократом», передав судьбу страны в руки временного правительства и так и не собранного Учредительного собрания. Он пострадал как политический конкурент, как представитель свергну той династии. Ставя на один уровень судьбы царственных страстотерпцев и великого князя Михаила, мы рискуем девальвировать христианс кий идеал святости, низве дя его к сиюминутным по литическим пристрастиям. Именно поэтому, как и в случае с некоторыми алапа- евскими жертвами больше виков, Михаил Романов до сих пор не канонизирован Церковью. На данный мо мент синодальная комис сия по канонизации сдела ла запрос о прославленных Зарубежной Церковью святых, и после получения необходимых материалов будет принято окончатель ное решение Архиерейским собором. Еще одним аспектом, рассмотренным в рамках конференции, стали судь бы и смыслы монархичес ких систем — как в конк ретно-историческом, так и в философском осмысле- пектов истории Романовых коснулись профессора Игорь Зимин и Михаил Шкаров- ский, писательница Алина Чадаева, сотрудник Свято Тихоновского университета Дина Трофимова и другие. Особое научное значение и неподдельный интерес при влекло сообщение сотрудни цы Мурманской областной научной библиотеки Елены Кузнецовой «Книга в семье Алина Чадаева. Основной проблемой стало непонима ние светских ученых, поче му канонизированные Рус ской зарубежной Церковью новомученики остаются не прославленными в Русской Церкви в Отечестве. Игуме ну Митрофану приходилось несколько раз повторять, что Русская Православная Цер ковь еще рассматривает воп рос о канонизации святых, были канонизированы не просто как страстотерпцы, но прежде всего как малая Церковь, претерпевшая все до конца ради Христа и ради единства во Христе. Кроме того, Николай II был по мазанником Божиим, а его убийство для безбожников носило откровенно риту альный характер. Иной воп рос —канонизация великого князя Михаила. Жизнь кня нии. О раннехристианских монархиях рассказал на стоятель прихода в Мила не архимандрит Амвросий (Макар); игумен Арсений (Соколов) из Лиссабона по ведал слушателям о трагедии португальской монархии; княжна Ирина Багратион- Мухранелли вскрыла свое образную историю грузинс кого царского дома в новое время. Наконец, кандидат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz