Миссионерская православная газета. 2012 г. № 5-6. Июнь.
М иссионерская православная газета ^ Д О Б Р Ы Е П А С Т Ы Р И № 5 - 6 и ю н ь 2 0 1 2 5 около 10 лет стоял неосвя щенным: не было иконоста са. То, что в храме наконец начались богослужения, яв ляется заслугой отца Иоан на. «По определении моем и посвящении во священ ника в город Колу., и по приезде моем в оный, — вспоминал он позже, — кольский купец Алексей Иванов П о п о в. был убеж ден моею просьбою о при- сутствие опубликованных работ, можно назвать одним из первых кольских крае ведов. Так, в 1815 году по заданию Кемского духов ного правления он собирал сведения о святых мощах, находящихся в его благочи нии, оставив не имеющее аналогов развернутое опи сание мощей в Печенге, Ке- рети и Кашкаранцах. В 1822 году, ратуя за сохранение ведении церкви в совер шенство... в 1815 году.. сказал мне сими словами: «Ежели Вы примете сию обязанность в постройке иконостаса на себя, деньги у меня готовы ». И перво начально в тот же час выдал мне 500 рублей . И тогда вызвал я известных мне двух человек мастеров — столяра и резчика из Онеж ской округи». Мастера ра ботали в Коле с 1 июля 1815 по 15 декабря 1816 года. Иконостас был готов, но не было икон. Тогда Дьяконов, по его собственным словам, «в том же 816-м году быв в Архангельске и обратно едучи из оного, во Онежс ком уезде сыскал иконопис ца, привез в Колу, который, занявшись письмом икон апреля с 1-го и по 15 августа месяца 1817-го года, ...необ ходимо нужные иконы на писал и по части старые по новил. И та означенная каменная церковь по благо словению. преосвященно го Парфения мною с при глашением двух уездных священников того ж 1817 генваря 25 освящена, и за таковой мой труд в том году Преосвященного получил благодарность». Живя в Коле и совершая по долгу службы многоднев ные поездки по благочинию, кольский благочинный зна комился с историей церквей и часовен края, собирал дан ные об их прошлом, изучал сохранившиеся предания. Архангельская духовная консистория и епархиаль ные архиереи постоянно об ращались к нему, как к зна току местных древностей. Думается, что отца Иоанна Дьяконова, несмотря на от Троицкая церковь в Коле (фотография начала XXвека) стоявшего в верхнем конце уездного центра, неподалеку от часовни Всемилостивого Спаса, старинного поклон ного креста, отец Иоанн составил первое дошедшее до нас его описание, сделал рисунок и записал связан ные с крестом предания. Тогда же на деньги Архан гельского купца Степана Попова над святыней со орудили «сень», призванную уберечь ее от непогоды. Не в последнюю очередь усилия ми отца Иоанна этот крест, поставленный в 1635 году и являющийся древнейшим деревянным памятником Кольского края, сохранился до наших дней. Много времени и сил отнимала у протоиерея Иоанна Дьяконова адми нистративная сторона его деятельности: руководство благочинием, надзор за уез дным духовенством. Еже годно зимой он объезжал все подведомственные ему приходы — весь Кольский полуостров, требовал отчета, вникал в дела, разбирался в спорных ситуациях. Поезд ки эти были подчас сопря жены с риском для жизни. Приведу здесь два фрагмен та из рапорта отца Иоанна, составленного 10 марта 1830 года, посвященных описа нию дорожных происшес твий: «На последней стан ции к Понойскому приходу ночью в темноте ехавши на оленях, которые упали под угор. Обыкновенная кережа, в коей я лежал, остановилась не столько сама по себе на угоре, а более к щастью мое му привязанный позади оной олень удержал, а ежели бы кережа упала, и я в ней тог да едва ли мог быть бы жив. А по сей причине принуж ден был ночевать при самом сильном морозе на дороге. Едучи у лежащаго по жесто кости дороги телесный мой весь корпус растрясло, ляд- вия и ноги отбило, отчего я на ногах стоять и не мог. Ибо каждой член состава дрожит, и более суток никакой пищи принимать не мог». Второй фрагмент также повествует о превратностях путешес твия по уезду: «Случилась пресильная погода и во время оной. лучший один ямщик от меня и другого ямщика отлучился, уехал с кладовым возком, на коем был положен ящик и в нем потребные для меня бумаги, платье, казенные деньги и малая часть. хлебных при пасов. И принуждены были на том месте остановиться, довольно кричали, но без успешно наше желание ока залось, от него ответа ника кого получить не могли по причине сильной погоды, а потому принуждены были на том месте остановиться и ожидать чрез всю целую ночь свету. Во время же сего ноч легу. в кережу снегу столько нанесло, что из оной встать и поворотиться с боку на бок было неможно. И наконец того снег начал от дыхания на мне таять и бывшая подо мною оленья кожа напита лась водою, от чего и быв шее на мне платье зделалось мокро. И в дожиданье свету с ямщиком надеялись, что, может, утерявший нас ям щик уехал прежде в следую щее селение, но по приезде нашем в то селение ямщика не оказалось. Вот тогда я был в великом прискорбии: ли шился казенных денег, свое го имения, а паче за утрату дел, сверх того еще человека утерял —и как буду ответс твовать начальству моему. И между тем, обождавши свету, занялся в том Пялицком се лении крещением двух мла денцев, а . оный ямщик в 9 часов пополуночи 16-го чис ла явился благополучен». В ту пору в ведении Коль ского соборного прихода на ходилось десять лопарских погостов. Окормлению их священник Иоанн Дьяконов уделял немалое внимание. Вот его описание исповеди и крещения детей в одном из таких лопарских селений: «Таинства. исполняются в земляных хатах, называемых вежами, в коих всегда бывает на средине оных пожог огня, от чего, и по низмянности оных, а паче от множества дыму ни священнику, ни вос приемникам, а при исповеди ни исповедавшемуся, стоять на ногах никак не возмож но. А все то содействуется на камнях, а иногда и сидя». Можно представить, в каких непростых условиях прихо дилось ему нести полукоче вому оленному народу свет Православия. К сожалению, о том, что составляет суть жизни свя щенника (как молился отец Иоанн, как совершал бого служения, насколько горя ча была его вера), мы зна ем очень мало. Искреннее христианское чувство редко оставляет следы на бума ге. Отдельные косвенные свидетельства, намеки, об молвки могут подтолкнуть к догадкам. Один из таких намеков содержится в отве те епископа Архангельского и Холмогорского Неофита (Докучаева-Платонова) на прошении об увольнении от должности благочинного, которое тяжело заболевший отец Иоанн направил ему в 1823 году. Резолюция архи ерея гласила: «Благочинным служить до конца жизни». И свидетельствует она не толь ко о том, что в отдаленный и бедный Кольский уезд тяже ло было найти подходящего человека на место благочин ного, но и о том, как высо ко ценило епархиальное начальство ревностное слу жение Богу, Церкви и людям кольского протоиерея. Слова владыки Неофита оказались пророческими. Отец Иоанн Дьяконов оста вался благочинным до кон ца своей жизни —при пяти архиереях! Внешне канва его службы выглядит сле дующим образом: с июля 1813 года — член уездного Оспенного комитета, в том же году назначен депутатом Кольских присутственных мест, 12 марта 1816 года на гражден набедренником, 14 февраля 1818 года —напер сным крестом, 6 марта 1818 года возведен в сан прото иерея, 17 декабря 1818 года стал духовником по Коль ской округе Архангельского попечительства о бедных ду ховного звания, 22 декабря 1825 года пожалован фиоле товой бархатной скуфьей за ревностное отправление по рученной ему должности. Конец его трудам и забо там положила только смерть. 11 июня 1838 года священ ник Симеон Плотников из вестил Архангельскую ду ховную консисторию, что «Кольскаго Собора Благо чинный Протоиерей Иоанн Дьяконов с миром от сего жития тленнаго к вечному блаженству отыде сего числа 4-го июня. А тело же его пре дано земли, того ж месяца 8 го числа». Было тогда отцу Иоанну 64 года. Кольские пастыри пре жних л е т . Их вера была высокой, труды нелегкими, а служение — ревностным и самозабвенным. Награда им —вечная память у Бога и признательность благодар ных потомков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz