Миссионерская православная газета. 2012 г. № 5-6. Июнь.

М иссионерская православная газета ^ Д О Б Р Ы Е П А С Т Ы Р И № 5 - 6 и ю н ь 2 0 1 2 5 около 10 лет стоял неосвя­ щенным: не было иконоста­ са. То, что в храме наконец начались богослужения, яв­ ляется заслугой отца Иоан­ на. «По определении моем и посвящении во священ­ ника в город Колу., и по приезде моем в оный, — вспоминал он позже, — кольский купец Алексей Иванов П о п о в. был убеж­ ден моею просьбою о при- сутствие опубликованных работ, можно назвать одним из первых кольских крае­ ведов. Так, в 1815 году по заданию Кемского духов­ ного правления он собирал сведения о святых мощах, находящихся в его благочи­ нии, оставив не имеющее аналогов развернутое опи­ сание мощей в Печенге, Ке- рети и Кашкаранцах. В 1822 году, ратуя за сохранение ведении церкви в совер­ шенство... в 1815 году.. сказал мне сими словами: «Ежели Вы примете сию обязанность в постройке иконостаса на себя, деньги у меня готовы ». И перво­ начально в тот же час выдал мне 500 рублей . И тогда вызвал я известных мне двух человек мастеров — столяра и резчика из Онеж­ ской округи». Мастера ра­ ботали в Коле с 1 июля 1815 по 15 декабря 1816 года. Иконостас был готов, но не было икон. Тогда Дьяконов, по его собственным словам, «в том же 816-м году быв в Архангельске и обратно едучи из оного, во Онежс­ ком уезде сыскал иконопис­ ца, привез в Колу, который, занявшись письмом икон апреля с 1-го и по 15 августа месяца 1817-го года, ...необ­ ходимо нужные иконы на­ писал и по части старые по­ новил. И та означенная каменная церковь по благо­ словению. преосвященно­ го Парфения мною с при­ глашением двух уездных священников того ж 1817 генваря 25 освящена, и за таковой мой труд в том году Преосвященного получил благодарность». Живя в Коле и совершая по долгу службы многоднев­ ные поездки по благочинию, кольский благочинный зна­ комился с историей церквей и часовен края, собирал дан­ ные об их прошлом, изучал сохранившиеся предания. Архангельская духовная консистория и епархиаль­ ные архиереи постоянно об­ ращались к нему, как к зна­ току местных древностей. Думается, что отца Иоанна Дьяконова, несмотря на от­ Троицкая церковь в Коле (фотография начала XXвека) стоявшего в верхнем конце уездного центра, неподалеку от часовни Всемилостивого Спаса, старинного поклон­ ного креста, отец Иоанн составил первое дошедшее до нас его описание, сделал рисунок и записал связан­ ные с крестом предания. Тогда же на деньги Архан­ гельского купца Степана Попова над святыней со­ орудили «сень», призванную уберечь ее от непогоды. Не в последнюю очередь усилия­ ми отца Иоанна этот крест, поставленный в 1635 году и являющийся древнейшим деревянным памятником Кольского края, сохранился до наших дней. Много времени и сил отнимала у протоиерея Иоанна Дьяконова адми­ нистративная сторона его деятельности: руководство благочинием, надзор за уез­ дным духовенством. Еже­ годно зимой он объезжал все подведомственные ему приходы — весь Кольский полуостров, требовал отчета, вникал в дела, разбирался в спорных ситуациях. Поезд­ ки эти были подчас сопря­ жены с риском для жизни. Приведу здесь два фрагмен­ та из рапорта отца Иоанна, составленного 10 марта 1830 года, посвященных описа­ нию дорожных происшес­ твий: «На последней стан­ ции к Понойскому приходу ночью в темноте ехавши на оленях, которые упали под угор. Обыкновенная кережа, в коей я лежал, остановилась не столько сама по себе на угоре, а более к щастью мое­ му привязанный позади оной олень удержал, а ежели бы кережа упала, и я в ней тог­ да едва ли мог быть бы жив. А по сей причине принуж­ ден был ночевать при самом сильном морозе на дороге. Едучи у лежащаго по жесто­ кости дороги телесный мой весь корпус растрясло, ляд- вия и ноги отбило, отчего я на ногах стоять и не мог. Ибо каждой член состава дрожит, и более суток никакой пищи принимать не мог». Второй фрагмент также повествует о превратностях путешес­ твия по уезду: «Случилась пресильная погода и во время оной. лучший один ямщик от меня и другого ямщика отлучился, уехал с кладовым возком, на коем был положен ящик и в нем потребные для меня бумаги, платье, казенные деньги и малая часть. хлебных при­ пасов. И принуждены были на том месте остановиться, довольно кричали, но без­ успешно наше желание ока­ залось, от него ответа ника­ кого получить не могли по причине сильной погоды, а потому принуждены были на том месте остановиться и ожидать чрез всю целую ночь свету. Во время же сего ноч­ легу. в кережу снегу столько нанесло, что из оной встать и поворотиться с боку на бок было неможно. И наконец того снег начал от дыхания на мне таять и бывшая подо мною оленья кожа напита­ лась водою, от чего и быв­ шее на мне платье зделалось мокро. И в дожиданье свету с ямщиком надеялись, что, может, утерявший нас ям ­ щик уехал прежде в следую­ щее селение, но по приезде нашем в то селение ямщика не оказалось. Вот тогда я был в великом прискорбии: ли ­ шился казенных денег, свое­ го имения, а паче за утрату дел, сверх того еще человека утерял —и как буду ответс­ твовать начальству моему. И между тем, обождавши свету, занялся в том Пялицком се­ лении крещением двух мла­ денцев, а . оный ямщик в 9 часов пополуночи 16-го чис­ ла явился благополучен». В ту пору в ведении Коль­ ского соборного прихода на­ ходилось десять лопарских погостов. Окормлению их священник Иоанн Дьяконов уделял немалое внимание. Вот его описание исповеди и крещения детей в одном из таких лопарских селений: «Таинства. исполняются в земляных хатах, называемых вежами, в коих всегда бывает на средине оных пожог огня, от чего, и по низмянности оных, а паче от множества дыму ни священнику, ни вос­ приемникам, а при исповеди ни исповедавшемуся, стоять на ногах никак не возмож­ но. А все то содействуется на камнях, а иногда и сидя». Можно представить, в каких непростых условиях прихо­ дилось ему нести полукоче­ вому оленному народу свет Православия. К сожалению, о том, что составляет суть жизни свя­ щенника (как молился отец Иоанн, как совершал бого­ служения, насколько горя­ ча была его вера), мы зна­ ем очень мало. Искреннее христианское чувство редко оставляет следы на бума­ ге. Отдельные косвенные свидетельства, намеки, об­ молвки могут подтолкнуть к догадкам. Один из таких намеков содержится в отве­ те епископа Архангельского и Холмогорского Неофита (Докучаева-Платонова) на прошении об увольнении от должности благочинного, которое тяжело заболевший отец Иоанн направил ему в 1823 году. Резолюция архи­ ерея гласила: «Благочинным служить до конца жизни». И свидетельствует она не толь­ ко о том, что в отдаленный и бедный Кольский уезд тяже­ ло было найти подходящего человека на место благочин­ ного, но и о том, как высо­ ко ценило епархиальное начальство ревностное слу­ жение Богу, Церкви и людям кольского протоиерея. Слова владыки Неофита оказались пророческими. Отец Иоанн Дьяконов оста­ вался благочинным до кон­ ца своей жизни —при пяти архиереях! Внешне канва его службы выглядит сле­ дующим образом: с июля 1813 года — член уездного Оспенного комитета, в том же году назначен депутатом Кольских присутственных мест, 12 марта 1816 года на­ гражден набедренником, 14 февраля 1818 года —напер­ сным крестом, 6 марта 1818 года возведен в сан прото­ иерея, 17 декабря 1818 года стал духовником по Коль­ ской округе Архангельского попечительства о бедных ду­ ховного звания, 22 декабря 1825 года пожалован фиоле­ товой бархатной скуфьей за ревностное отправление по­ рученной ему должности. Конец его трудам и забо­ там положила только смерть. 11 июня 1838 года священ­ ник Симеон Плотников из­ вестил Архангельскую ду­ ховную консисторию, что «Кольскаго Собора Благо­ чинный Протоиерей Иоанн Дьяконов с миром от сего жития тленнаго к вечному блаженству отыде сего числа 4-го июня. А тело же его пре­ дано земли, того ж месяца 8­ го числа». Было тогда отцу Иоанну 64 года. Кольские пастыри пре­ жних л е т . Их вера была высокой, труды нелегкими, а служение — ревностным и самозабвенным. Награда им —вечная память у Бога и признательность благодар­ ных потомков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz