Миссионерская православная газета. 2012 г. № 5-6. Июнь.

4 М иссионерская православная газета № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 2 Д О Б Р Ы Е П А С Т Ы Р И Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области История православной церкви на Кольском полу­ острове корнями уходит в глубь столетий. Со страниц исторических документов, хранящихся в Государс­ твенном архиве Мурман­ ской области, сквозь тьму времен проступают очер­ тания человеческих судеб. Остановимся на судьбах двух кольских свящ енни­ ков. Л О П А Р С К И Й З А С Т У П Н И К До XVIII века прихожа­ не сами выбирали себе свя­ щеннослужителей. Архи­ ерей утверждал выбор, если не встречалось серьезных к тому препятствий. От кан­ дидата требовалась твердая вера, беспорочное поведе­ ние, знание службы. Заслу­ жить доверие людей было непросто. Вот только один пример. В 1676 году прожи­ вающие на Кольском полу­ острове саамы (в ту пору их называли лопарями) захо­ тели пожаловаться царю на чинимые им притеснения. Однако сами они, малогра­ мотные, несведущие в зако­ нах, не могли этого сделать. И все же выход был найден. Вместе с «делегатами» от ло­ парей в Москву решили пос­ лать верного помощника из грамотных колян. Выбор пал на кольского посадского че­ ловека Петра Приданникова. «Се аз коленин Петр Епима- хов сын Придаников, —со­ общал будущий ходок в порядной записи, —подря- дилса есмь Нотозерского да Соньяльского погостов ста­ ростам Василью Яковлеву да Василью Осипову и всем нотозерским и соньяльским дву погостов лопарям: в ны­ нешнем во 1676 году идти мне Петру от них, лопарей, к Москве с их людми с Ыва- ном Колпаком да з Григорь- ем Фефиловым в товарищах бить челом великому госу­ дарю по их заручным и не заручным челобитным... о всяких нужах». О результатах путешес­ твия, предпринятого При- данниковым, нам ничего не известно. Однако в 1677 и 1678 годах царь Федор Алек­ сеевич послал «две грамоты с прочетом в Кольский ос­ трог — велено старинным лопским всяким угодьем вла­ деть тем лопарям (Нотозерс- кого и Сонгельского погос­ тов —Д.Е.) по-прежнему по писцовым книгам Василия Агалина. и по прежним. государевым грамотам». По­ этому вполне возможно, что миссия Петра Приданнико- ва увенчалась успехом. Во всяком случае, репу­ тацию заступника лопарей он приобрел точно. И когда через несколько лет в Коль­ скую церковь Алексия чело­ века Божия, окормлявшую в основном население саамс- ких погостов, понадобился священник, прихожане «из­ любили» на это место имен­ но Петра Епимахова сына. А в 1687 году специальным архиерейским распоряже­ нием — «памятью» было подтверждено, что алексе- евский священник должен окормлять лопарей Ното- зерского и Сонгельского погостов. Тех самых, за ко­ торых он когда-то ходил за­ ступаться в Москву. Со временем Петр Епи- махов (фамилии в ту пору были еще не распространены и людей чаще называли по имени-отчеству) своей рев­ ностной службой привлек к себе внимание начальства. Наш край входил в ту пору в состав Архангельской епар­ хии, и кольского батюшку перевели в архангельский Свято-Троицкий кафедраль­ ный собор. Сохранился до­ кумент, датированный 1697 годом, свидетельствующий о служении Петра Епимахо- ва в главном храме епархии. В то время такие переводы были редкостью. Оценкой деятельности Петра При- данникова как священника может служить и факт воз­ ведения его там же, в Архан­ гельске, в сан протоиерея. Но прошло еще несколь­ ко лет — и Петр Епимахов сын вновь вернулся в Колу. Связано это было с начав­ шимися в конце XVII сто­ летия в Кольском остроге волнениями, вызванными суровым нравом кольского воеводы Ивана Воронецко­ го, о котором стрельцы со­ общали царю в 1699 году, что он «ведя их к се6е на двор, бьет своими руками и палка­ ми, ... сажает их в холодные тюрьмы и в железах держит по году и полугоду напрасно для своих больших прибыт­ ков». Первому архангель- скому архипастырю, влады­ ке Афанасию (Любимову), понадобился в главном и единственном на тот момент городе нашего края свой до­ веренный человек, чтобы утихомирить смуту, успоко­ ить брожение умов. И таким человеком стал протоиерей Петр Приданников. В архи­ епископском указе от 10 ян ­ варя 1699 года пояснялось, что для церковного соборно­ го священнослужения «от­ пущен он, протопресвитер, от нас в Колский острог.» Можно не сомневаться, что, вернувшись в Колу, Петр Епимахов служил в собор­ ном городском храме Вос­ кресения Христова так же достойно, как до того в цер­ кви Алексия человека Бо- жия и в архангельском Свя­ то-Троицком кафедральном соборе. Обстоятельства его кончины неизвестны. Пос­ ледний раз он упоминается в документе, датированном 1705 годом. «СЛУЖИТЬ... ДО КОНЦА ЖИЗНИ» Пропустим на шкале времени целый век и пере­ несемся в XIX столетие. И вновь —кризисная ситуация в Коле, на сей раз вдуховном ведомстве. Кольский полу­ остров тогда был объединен в единое благочиние. Это время охарактеризовалось отсутствием стабильности: благочинные священники сменяли другдруга едвали не ежегодно. Дошло до того, что в 1811-1813 годах обязаннос­ ти благочинного исполнял священник административ­ но не подчинявшегося Коле прихода — иерей кемского Успенского собора Андрей Ануфриев. И вот на фоне этой управленческой нераз­ берихи епископ Парфений (Петров) в марте 1812 года в кафедральном Троицком соборе рукополагает онежс­ кого пономаря Иоанна Дья­ конова сперва в дьяконы, а спустя несколько дней —29 числа — во священники в кольский Воскресенский со­ бор. Еще год спустя, 8 апреля 1813 года, священник Иоанн Дьяконов становится Коль­ ским благочинным и служит в этой должности четверть века —до самой смерти. Деятельность Иоанна Дьяконова многогранна. Попытаемся кратко осве­ тить наиболее заметные мо­ менты его служения. Пер­ вый каменный храм на Кольском полуострове — Благовещенский. Он был построен еще в 1807 году, но Окормители лопского народа Кольский поклонный крест (XVII век)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz