Миссионерская православная газета. 2012 г. № 5-6. Июнь.
4 М иссионерская православная газета № 5 - 6 И Ю Н Ь 2 0 1 2 Д О Б Р Ы Е П А С Т Ы Р И Дмитрий ЕРМОЛАЕВ, сотрудник Государственного архива Мурманской области История православной церкви на Кольском полу острове корнями уходит в глубь столетий. Со страниц исторических документов, хранящихся в Государс твенном архиве Мурман ской области, сквозь тьму времен проступают очер тания человеческих судеб. Остановимся на судьбах двух кольских свящ енни ков. Л О П А Р С К И Й З А С Т У П Н И К До XVIII века прихожа не сами выбирали себе свя щеннослужителей. Архи ерей утверждал выбор, если не встречалось серьезных к тому препятствий. От кан дидата требовалась твердая вера, беспорочное поведе ние, знание службы. Заслу жить доверие людей было непросто. Вот только один пример. В 1676 году прожи вающие на Кольском полу острове саамы (в ту пору их называли лопарями) захо тели пожаловаться царю на чинимые им притеснения. Однако сами они, малогра мотные, несведущие в зако нах, не могли этого сделать. И все же выход был найден. Вместе с «делегатами» от ло парей в Москву решили пос лать верного помощника из грамотных колян. Выбор пал на кольского посадского че ловека Петра Приданникова. «Се аз коленин Петр Епима- хов сын Придаников, —со общал будущий ходок в порядной записи, —подря- дилса есмь Нотозерского да Соньяльского погостов ста ростам Василью Яковлеву да Василью Осипову и всем нотозерским и соньяльским дву погостов лопарям: в ны нешнем во 1676 году идти мне Петру от них, лопарей, к Москве с их людми с Ыва- ном Колпаком да з Григорь- ем Фефиловым в товарищах бить челом великому госу дарю по их заручным и не заручным челобитным... о всяких нужах». О результатах путешес твия, предпринятого При- данниковым, нам ничего не известно. Однако в 1677 и 1678 годах царь Федор Алек сеевич послал «две грамоты с прочетом в Кольский ос трог — велено старинным лопским всяким угодьем вла деть тем лопарям (Нотозерс- кого и Сонгельского погос тов —Д.Е.) по-прежнему по писцовым книгам Василия Агалина. и по прежним. государевым грамотам». По этому вполне возможно, что миссия Петра Приданнико- ва увенчалась успехом. Во всяком случае, репу тацию заступника лопарей он приобрел точно. И когда через несколько лет в Коль скую церковь Алексия чело века Божия, окормлявшую в основном население саамс- ких погостов, понадобился священник, прихожане «из любили» на это место имен но Петра Епимахова сына. А в 1687 году специальным архиерейским распоряже нием — «памятью» было подтверждено, что алексе- евский священник должен окормлять лопарей Ното- зерского и Сонгельского погостов. Тех самых, за ко торых он когда-то ходил за ступаться в Москву. Со временем Петр Епи- махов (фамилии в ту пору были еще не распространены и людей чаще называли по имени-отчеству) своей рев ностной службой привлек к себе внимание начальства. Наш край входил в ту пору в состав Архангельской епар хии, и кольского батюшку перевели в архангельский Свято-Троицкий кафедраль ный собор. Сохранился до кумент, датированный 1697 годом, свидетельствующий о служении Петра Епимахо- ва в главном храме епархии. В то время такие переводы были редкостью. Оценкой деятельности Петра При- данникова как священника может служить и факт воз ведения его там же, в Архан гельске, в сан протоиерея. Но прошло еще несколь ко лет — и Петр Епимахов сын вновь вернулся в Колу. Связано это было с начав шимися в конце XVII сто летия в Кольском остроге волнениями, вызванными суровым нравом кольского воеводы Ивана Воронецко го, о котором стрельцы со общали царю в 1699 году, что он «ведя их к се6е на двор, бьет своими руками и палка ми, ... сажает их в холодные тюрьмы и в железах держит по году и полугоду напрасно для своих больших прибыт ков». Первому архангель- скому архипастырю, влады ке Афанасию (Любимову), понадобился в главном и единственном на тот момент городе нашего края свой до веренный человек, чтобы утихомирить смуту, успоко ить брожение умов. И таким человеком стал протоиерей Петр Приданников. В архи епископском указе от 10 ян варя 1699 года пояснялось, что для церковного соборно го священнослужения «от пущен он, протопресвитер, от нас в Колский острог.» Можно не сомневаться, что, вернувшись в Колу, Петр Епимахов служил в собор ном городском храме Вос кресения Христова так же достойно, как до того в цер кви Алексия человека Бо- жия и в архангельском Свя то-Троицком кафедральном соборе. Обстоятельства его кончины неизвестны. Пос ледний раз он упоминается в документе, датированном 1705 годом. «СЛУЖИТЬ... ДО КОНЦА ЖИЗНИ» Пропустим на шкале времени целый век и пере несемся в XIX столетие. И вновь —кризисная ситуация в Коле, на сей раз вдуховном ведомстве. Кольский полу остров тогда был объединен в единое благочиние. Это время охарактеризовалось отсутствием стабильности: благочинные священники сменяли другдруга едвали не ежегодно. Дошло до того, что в 1811-1813 годах обязаннос ти благочинного исполнял священник административ но не подчинявшегося Коле прихода — иерей кемского Успенского собора Андрей Ануфриев. И вот на фоне этой управленческой нераз берихи епископ Парфений (Петров) в марте 1812 года в кафедральном Троицком соборе рукополагает онежс кого пономаря Иоанна Дья конова сперва в дьяконы, а спустя несколько дней —29 числа — во священники в кольский Воскресенский со бор. Еще год спустя, 8 апреля 1813 года, священник Иоанн Дьяконов становится Коль ским благочинным и служит в этой должности четверть века —до самой смерти. Деятельность Иоанна Дьяконова многогранна. Попытаемся кратко осве тить наиболее заметные мо менты его служения. Пер вый каменный храм на Кольском полуострове — Благовещенский. Он был построен еще в 1807 году, но Окормители лопского народа Кольский поклонный крест (XVII век)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz