Миссионерская православная газета. 2012 г. № 3-4. Апрель.
М иссионерская православная газета ^ Ч А С Т Н О Е М Н Е Н И Е № 3 - 4 АПРЕЛЬ 2012 7 О ВВЕДЕНИИ в программу общеобразовательных школ модуля «Основы православ ной культуры» (ОПК) су ществует множество разных мнений. Противники нового предмета ссылаются нато, что введение этого модуля якобы нарушает конституционный принцип отделения церкви от государства. Нередко звучит мысль, что «Основы право славной культуры» навязыва ются школам искусственно; говорят также, что надо еще посмотреть, как курс ОПК будет укладываться в образо вательную программу и как вообще это явление «впи шется» в культурную жизнь общества. Можно встретить и такие доводы: прежде чем на чинать преподавание ОПК, надо подготовить законода тельную базу, отработать еди ную для всех школ методику преподавания и т.д. Однако школьное образо вание не может быть лише но устойчивой ценностной основы. В противном случае у обучающихся вырабатыва ется легкомысленное, пот ребительское, утилитарное отношение к образованию: учатся они только ради ат тестата или диплома, трудят ся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осу ществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации уча щихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения. Преподавание ОПК в рам ках комплексного курса, а в перспективе - в рамках новой предметной областидуховно нравственного содержания (группы учебных предме тов по выбору) в школьном учебном плане имеет целью формирование мировоззре ния, установок и ценностей, обеспечивающих осознан ный нравственный выбор. Изучение основ религиозной культуры многое предлагает растущей личности не только со стороны пополнения зна ний, но и со стороны разви тия личных дарований и спо собностей, формирования целостной картины мира, са мостоятельной ориентации в духовныхвопросах. Содержа ние курса ОПК не противо речит общепризнанным в на шем обществе нравственным ценностям и нормам, закреп ленным в Конституции и в за коне «Об образовании». Курс ОПК —это воспитание рос сийской гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам других людей . Содержание учебного модуля ОПК имеет много численные межпредметные связи с содержанием основ ных школьных гуманитар- ных дисциплин: русского языка, литературы, исто рии. Изучение православ ной культуры явится серь езным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит школьникам луч- ше и легче учиться по гу манитарным дисциплинам. Учить основам православ ной культуры должны пра вославные люди, учителя светских школ, прошедшие подготовку с участием пред ставителей или специалис тов от церкви, сознающие свою принадлежность к ней и получившие от церковной организации соответствую щую рекомендацию. Курс «Основы религи озных культур и светской этики» включает 6 учебных предметов (или модулей) по выбору семьи ребенка. Это 4 предмета по религиозным культурам: православного христианства, ислама, буд дизма и иудаизма и 2 модуля нерелигиозного содержания: светской (гражданской) эти ки («Основы светской эти ки») и религиоведения («Ос новы мировых религиозных культур»). Возникает вопрос: а не опасно ли делить детей по религиозной принадлежнос ти или преимущественному отношению к определенной религии или нерелигиозной группе общества? Не вносим ли мы разделение в школьные и детские коллективы и не создаем ли почву для возбуж дения неприязни и вражды по религиозному признаку? Религиозные или —шире — мировоззренческие различия существуют в обществе неза висимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начинают их замечать и осмысливать. И нередко это происходит ещё до школы: в семье, в детских коллективах. Так пусть лучше разница религиозных миро воззрений осмысливается детьми в рамках организо ванного и контролируемого школой, семьей, государс твом учебно-воспитательно го процесса, а не стихийно, под воздействием различных, в том числе деструктивных, факторов «на улице». ОПК —это еще и средс тво от экстремизма, основан ного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру, никогда не пойдет «громить» другую культуру и ее носителей только потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней, от традиционной морали —ду ховные «босяки», гораздо бо- лее способны на такие мысли и действия. Указанные здесь учеб ные предметы в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Иными словами, родители не могут отказаться от изучения всех предметов, а обязаны выбрать один из них. Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у большинства граждан, семей в нашем об ществе, в том, что духовно нравственное образование и воспитание в школе так или иначе необходимо, что без этого компонента общее об разование не может достичь своей цели. Родителям и ученикам необходимо обду манно сделать выбор модуля. Причем в этом выборе целе сообразно руководствовать ся исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возмож ностями школы, рекоменда циями или «советами» ее ад министрации. Большинство опрошен ных молодых людей считает, Реальная жизнь требует не разрушения, а созидания, не отрицания светской куль туры, а воцерковления ее. А что мы зачастую видим? Только-только воцерковив- шиеся родители начинают «кормить» своих детей ис ключительно высокодухов ной пищей. Молитвы, тво рения святых отцов, жития святых, служба —и все. Лет до 12-ти это получается, а потом начинается катастро фа. Ведь человек состоит из духа, души и тела. Дух ре бенка вроде бы напитан, с физической точки зрения, он накормлен, обут, одет, а вот душа его голодна. А свя то место, как известно, пусто не бывает. Его занимают не прекрасные детские сказки, потому что их якобы запад ные люди написали, не худо жественные произведения что изучение православной культуры в школе будет спо собствовать духовно-нравс твенному воспитанию уче ников, получению ими новых знаний о культуре и традициях своего народа, уважительному отношению к вере, культуре, мировоззрен ческим особенностям других людей. Взаимодействие цер кви и школы позволит вос становить воспитательные функции школы, повысить уровень общественной мо рали в стране, обеспечить не только «самосохранение», но и возрождение нашего наро да, устойчивое развитие Рос сийского государства. Отвечая на вопрос, с како го возраста нужно начинать говорить с детьми о Боге, о вере в Бога, о Церкви, один священник заметил: «Чем раньше —тем лучше».С этим мнением нельзя не согла ситься. Дети должны знать и понимать основы веры своего народа. Изучение ос нов православной культуры позволит сформировать у де тей духовно-нравственный стержень, «построить храм» в душе ребенка, воспитать в нем патриота. Тогда среди подрастающего поколения господствующим будет не принцип «Бери от жизни все», а «Возлюби ближне- наших гениев — Пушкина, Гоголя, Достоевского, не великие европейские пи сатели, произведения ко торых воспитывают в душе подростка добро и отвагу, а то, что лезет из всех щелей и лживо именуется «совре менной культурой». Ведь от этого никакими высокими заборами не отгородишь ся! Родители поражаются: как же так, мы-то привива ли детям совсем другое! А в душе ребенка начинается тяжкий кризис, потому что, с одной стороны, он не мо жет забыть того, чему учили его родители, учителя в вос кресной школе, а с другой стороны, эмоциональная сторона его существа уже не может обойтись без соблаз нов масс-культуры, к кото рым его быстро приучили, как к наркотику. А за духов- го твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Родители школьника, из бравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помощи ребенку в освоении нового для него предмета, внимательного и бережного отношения к его чувствам и эмоциям, свя занным с этим предметом, выделения отдельного вре мени на общение с ребен ком по вопросам изучения им Православия. При этом как родителям, так и препо давателям следует избегать «ниспровергательства», т.е. отрицания всего нецерков ного в светской культуре. Русский народ родился как историческая нация под Ликом Христа, и мы не пре увеличим, если скажем, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Ти хого океана, создана прежде всего трудами и подвигами множества поколений пра вославного русского наро да. Поэтому и сегодня опора на православие, отечест венные традиции и культу ру дает возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания молодого поколения в рос сийской школе. ным наркотиком, как прави ло, следует настоящий —так уж устроена эта «культура». И оказывается, что в душе у подростка нет внутренней защиты, которую дает ис тинная культура. Ведь душу ребенка нужно готовить к органическому восприятию таких высоких духовных ценностей, как любовь, доб рота, помощь ближнему, са мопожертвование, любовь к Родине. В итоге «ниспро вергатели» ниспровергают самих себя. Пройдет вре мя — эмоции неофитства ослабеют, и с человеком может произойти духовная катастрофа. Конечно, это не значит, что нужно бросаться в другую крайность и пре возносить так называемые «общечеловеческие ценнос ти». Верующий, старающий ся трезво мыслить человек всегда ощутит четкую грань между ними и ценностями истинно духовными. А л е к с е й К и з е е в Необходимы ли Основы православной культуры в школе? В З Г Л Я Д Б О Г О С Л О В А Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Московсковского Сретенского ставропигиального мужского монастыря
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz