Миссионерская православная газета. 2012 г. № 3-4. Апрель.

М иссионерская православная газета ^ Ч А С Т Н О Е М Н Е Н И Е № 3 - 4 АПРЕЛЬ 2012 7 О ВВЕДЕНИИ в программу общеобразовательных школ модуля «Основы православ­ ной культуры» (ОПК) су­ ществует множество разных мнений. Противники нового предмета ссылаются нато, что введение этого модуля якобы нарушает конституционный принцип отделения церкви от государства. Нередко звучит мысль, что «Основы право­ славной культуры» навязыва­ ются школам искусственно; говорят также, что надо еще посмотреть, как курс ОПК будет укладываться в образо­ вательную программу и как вообще это явление «впи­ шется» в культурную жизнь общества. Можно встретить и такие доводы: прежде чем на­ чинать преподавание ОПК, надо подготовить законода­ тельную базу, отработать еди­ ную для всех школ методику преподавания и т.д. Однако школьное образо­ вание не может быть лише­ но устойчивой ценностной основы. В противном случае у обучающихся вырабатыва­ ется легкомысленное, пот­ ребительское, утилитарное отношение к образованию: учатся они только ради ат­ тестата или диплома, трудят­ ся только ради денег, живут только ради удовольствий. Школа обязана не только осу­ ществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации уча­ щихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения. Преподавание ОПК в рам­ ках комплексного курса, а в перспективе - в рамках новой предметной областидуховно­ нравственного содержания (группы учебных предме­ тов по выбору) в школьном учебном плане имеет целью формирование мировоззре­ ния, установок и ценностей, обеспечивающих осознан­ ный нравственный выбор. Изучение основ религиозной культуры многое предлагает растущей личности не только со стороны пополнения зна­ ний, но и со стороны разви­ тия личных дарований и спо­ собностей, формирования целостной картины мира, са­ мостоятельной ориентации в духовныхвопросах. Содержа­ ние курса ОПК не противо­ речит общепризнанным в на­ шем обществе нравственным ценностям и нормам, закреп­ ленным в Конституции и в за­ коне «Об образовании». Курс ОПК —это воспитание рос­ сийской гражданственности, патриотизма, любви к семье, природе, Родине, уважения к правам других людей . Содержание учебного модуля ОПК имеет много­ численные межпредметные связи с содержанием основ­ ных школьных гуманитар- ных дисциплин: русского языка, литературы, исто­ рии. Изучение православ­ ной культуры явится серь­ езным подспорьем в общем гуманитарном образовании, позволит школьникам луч- ше и легче учиться по гу­ манитарным дисциплинам. Учить основам православ­ ной культуры должны пра­ вославные люди, учителя светских школ, прошедшие подготовку с участием пред­ ставителей или специалис­ тов от церкви, сознающие свою принадлежность к ней и получившие от церковной организации соответствую­ щую рекомендацию. Курс «Основы религи­ озных культур и светской этики» включает 6 учебных предметов (или модулей) по выбору семьи ребенка. Это 4 предмета по религиозным культурам: православного христианства, ислама, буд­ дизма и иудаизма и 2 модуля нерелигиозного содержания: светской (гражданской) эти­ ки («Основы светской эти­ ки») и религиоведения («Ос­ новы мировых религиозных культур»). Возникает вопрос: а не опасно ли делить детей по религиозной принадлежнос­ ти или преимущественному отношению к определенной религии или нерелигиозной группе общества? Не вносим ли мы разделение в школьные и детские коллективы и не создаем ли почву для возбуж­ дения неприязни и вражды по религиозному признаку? Религиозные или —шире — мировоззренческие различия существуют в обществе неза­ висимо от того, говорим мы о них в школе или нет. Рано или поздно дети начинают их замечать и осмысливать. И нередко это происходит ещё до школы: в семье, в детских коллективах. Так пусть лучше разница религиозных миро­ воззрений осмысливается детьми в рамках организо­ ванного и контролируемого школой, семьей, государс­ твом учебно-воспитательно­ го процесса, а не стихийно, под воздействием различных, в том числе деструктивных, факторов «на улице». ОПК —это еще и средс­ тво от экстремизма, основан­ ного на невежестве. Человек, действительно любящий и ценящий свою духовную культуру, никогда не пойдет «громить» другую культуру и ее носителей только потому, что они «другие». А вот люди, искусственно оторванные или сами оторвавшиеся от своих культурных корней, от традиционной морали —ду­ ховные «босяки», гораздо бо- лее способны на такие мысли и действия. Указанные здесь учеб­ ные предметы в школьном учебном плане вводятся на элективной основе. Иными словами, родители не могут отказаться от изучения всех предметов, а обязаны выбрать один из них. Такое решение Министерства образования и науки связано с наличием убеждения у большинства граждан, семей в нашем об­ ществе, в том, что духовно­ нравственное образование и воспитание в школе так или иначе необходимо, что без этого компонента общее об­ разование не может достичь своей цели. Родителям и ученикам необходимо обду­ манно сделать выбор модуля. Причем в этом выборе целе­ сообразно руководствовать­ ся исключительно своими внутренними убеждениями и потребностями, а не возмож­ ностями школы, рекоменда­ циями или «советами» ее ад­ министрации. Большинство опрошен­ ных молодых людей считает, Реальная жизнь требует не разрушения, а созидания, не отрицания светской куль­ туры, а воцерковления ее. А что мы зачастую видим? Только-только воцерковив- шиеся родители начинают «кормить» своих детей ис­ ключительно высокодухов­ ной пищей. Молитвы, тво­ рения святых отцов, жития святых, служба —и все. Лет до 12-ти это получается, а потом начинается катастро­ фа. Ведь человек состоит из духа, души и тела. Дух ре­ бенка вроде бы напитан, с физической точки зрения, он накормлен, обут, одет, а вот душа его голодна. А свя­ то место, как известно, пусто не бывает. Его занимают не прекрасные детские сказки, потому что их якобы запад­ ные люди написали, не худо­ жественные произведения что изучение православной культуры в школе будет спо­ собствовать духовно-нравс­ твенному воспитанию уче­ ников, получению ими новых знаний о культуре и традициях своего народа, уважительному отношению к вере, культуре, мировоззрен­ ческим особенностям других людей. Взаимодействие цер­ кви и школы позволит вос­ становить воспитательные функции школы, повысить уровень общественной мо­ рали в стране, обеспечить не только «самосохранение», но и возрождение нашего наро­ да, устойчивое развитие Рос­ сийского государства. Отвечая на вопрос, с како­ го возраста нужно начинать говорить с детьми о Боге, о вере в Бога, о Церкви, один священник заметил: «Чем раньше —тем лучше».С этим мнением нельзя не согла­ ситься. Дети должны знать и понимать основы веры своего народа. Изучение ос­ нов православной культуры позволит сформировать у де­ тей духовно-нравственный стержень, «построить храм» в душе ребенка, воспитать в нем патриота. Тогда среди подрастающего поколения господствующим будет не принцип «Бери от жизни все», а «Возлюби ближне- наших гениев — Пушкина, Гоголя, Достоевского, не великие европейские пи­ сатели, произведения ко­ торых воспитывают в душе подростка добро и отвагу, а то, что лезет из всех щелей и лживо именуется «совре­ менной культурой». Ведь от этого никакими высокими заборами не отгородишь­ ся! Родители поражаются: как же так, мы-то привива­ ли детям совсем другое! А в душе ребенка начинается тяжкий кризис, потому что, с одной стороны, он не мо­ жет забыть того, чему учили его родители, учителя в вос­ кресной школе, а с другой стороны, эмоциональная сторона его существа уже не может обойтись без соблаз­ нов масс-культуры, к кото­ рым его быстро приучили, как к наркотику. А за духов- го твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Родители школьника, из­ бравшие для него изучение ОПК, должны сознавать, что это может потребовать от них помощи ребенку в освоении нового для него предмета, внимательного и бережного отношения к его чувствам и эмоциям, свя­ занным с этим предметом, выделения отдельного вре­ мени на общение с ребен­ ком по вопросам изучения им Православия. При этом как родителям, так и препо­ давателям следует избегать «ниспровергательства», т.е. отрицания всего нецерков­ ного в светской культуре. Русский народ родился как историческая нация под Ликом Христа, и мы не пре­ увеличим, если скажем, что Россия, которую мы знаем сегодня, от Балтики до Ти­ хого океана, создана прежде всего трудами и подвигами множества поколений пра­ вославного русского наро­ да. Поэтому и сегодня опора на православие, отечест­ венные традиции и культу­ ру дает возможность для формирования правильных ориентиров в процессах образования и воспитания молодого поколения в рос­ сийской школе. ным наркотиком, как прави­ ло, следует настоящий —так уж устроена эта «культура». И оказывается, что в душе у подростка нет внутренней защиты, которую дает ис­ тинная культура. Ведь душу ребенка нужно готовить к органическому восприятию таких высоких духовных ценностей, как любовь, доб­ рота, помощь ближнему, са­ мопожертвование, любовь к Родине. В итоге «ниспро­ вергатели» ниспровергают самих себя. Пройдет вре­ мя — эмоции неофитства ослабеют, и с человеком может произойти духовная катастрофа. Конечно, это не значит, что нужно бросаться в другую крайность и пре­ возносить так называемые «общечеловеческие ценнос­ ти». Верующий, старающий­ ся трезво мыслить человек всегда ощутит четкую грань между ними и ценностями истинно духовными. А л е к с е й К и з е е в Необходимы ли Основы православной культуры в школе? В З Г Л Я Д Б О Г О С Л О В А Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Московсковского Сретенского ставропигиального мужского монастыря

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz