Миссионерская православная газета. 2012 г. № 1-2. Февраль.
14 Миссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 П Л О ДЫ И К О Р Н И П О С В Я Щ Е Н И Е М А Р Г А Р И Т Е К А Р В О Н Е Н Простая поморская женщина - просвятитель Осталась в памяти людей Стираются лица и даты Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, кто когда-то Хоть чем-то согрели меня... Юлия Друнина При жизни Маргарита Александровна Карвонен писала о нашем приходе хра ма Воскресения Христова. А сейчас нам нужно написать о ней. Написать о той, кото рая была профессиональным журналистом, на восьмом десятке лет организовала вы пуск православной страницы «Благовест» в районной га зете «Терский берег». Это ее послушание длилось 8 лет. Мы с нетерпением ждали очередной выпуск «Благо веста», особенно материалы о событиях в жизни прихо да. Несмотря на то, что сами участвовали в праздниках воскресной школы, в палом нических поездках по святым местам области, страны, всег да было интересно прочитать, как это видела Маргарита Александровна. Традицией стало в каждом номере «Благовеста» поме щать календарь церковных праздников и памятных дат на следующий месяц. К под готовке очередного выпуска Маргарита Александровна старалась привлекать и при хожан. Поговорит, убедит в необходимости поделиться впечатлениями, знаниями. Трудно ей приходилось. Ведь хотелось и материалы разно образить, и традиции сохра нить. Очень любила она книги, одно время у нее в приходе было даже послушание —от вечать за библиотеку. Мно гих пристрастила к чтению духовной литературы. Ко нечно, и батюшки старались пополнить церковную лавку и библиотеку прихода, но Маргарита Александровна сама успевала узнавать о пра вославных новинках, стара ясь приобрести их, пореко мендовать прихожанам. Особенно ей интересны были книги благочинно го Терского берега игумена Митрофана. В районной биб лиотеке, в музее поморского быта проходили презентации его книг. Маргарита Алек сандровна всегда приглашала нас на такие встречи. Видно было, что она уже прочитала книгу, задавала автору вопро сы, участвовала в разговоре о произведении. Была она и слушательни цей Феодоритовских чтений в Варзуге, а затем мы читали ее репортажи о них. Вообще о Варзуге, ее людях, варзужс- ком Поморском хоре, Успен ской церкви статей у Карво- нен очень много и не только в районной газете, но и в об ластной «Полярной правде». Больше половины своей жизни занималась она жур налистским трудом, являлась членом союза журналистов Российской Федерации. Когда же она все успева ла? Бывала на всех службах в храме, навещала лежащих в больнице знакомых, встреча лась с паломниками. Кто, как не она, мог так увлекательно рассказывать о деревне Умбе. Часами можно было слушать ее речь. Она и по-поморски умела говорить очень артис тично. А на дне именинника в приходе никто лучше ее не мог поздравить виновника торжества. К каждому из нас у нее имелся свой подход, находились теплые слова. В каждом приходе есть особые дни —приготовление к праз дникам. Даже при своей заня тости Маргарита Александ ровна эти дни не пропускала. Трудилась наравне со всеми. Значимоесобытиев нашей жизни — приходское собра ние. Присутствие ее не прос то формальное — это всегда выступление, дельные пред ложения. Не отказывалась она и от паломнических поез док по святым местам, Севера и России, а затем делилась с нами впечатлениями. Воистину, одному челове ку в 79 лет столько делать не под силу, но с Богом возмож но все. Можно перечислять и перечислять заслуги Марга риты Александровны, ее ме дали, значки, десятки грамот, звания, должности, но не это главное. Главное то, что в Тер ском районе вышло 96 стра ниц «Благовеста». Значит, Господь допустил, доверил. Она не была героиней —она была просто нужной. Радуйся, наша Маргарита! Мы сестры и братья, прихо жане нашего храма молимся о даровании встречи с тобой в Вечности. Вера , п.Умба Духовные строки Пушкина И с с л е д о в а н и е т в о р ч е с т в а С ИМЕНЕМ Пушкина связано у нас многое, его стихи русский ребенок слышит первыми в сво ей жизни. Пушкин первым скомпоновал знания о русской природе и русской душе, изложив ее в своей поэзии. Достаточно прочитать несколько строк Пушкина, чтобы иметь понятие, что такое русский народ его времени. Многие его строки ды шат христианством, православием. Другие —тос кой по вере, сожалением, что ему недостает ее. Во многом отражает его взгляды стихотво рение, опубликованное Анненковым уже после смерти поэта: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основаны от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. Эти строки нужно слагать в сердце и пронес ти через всю жизнь. Залог величия человеческой души —это связь с прошлым, связь с корнями. Мы не пришельцы в этом мире. Этот мир —наш дом, единственное, что нам принадлежит. У дома есть история, во всем мироздании есть смысл и разум. «Любите отеческие могилы», —загляните в историю своего рода, и найдетедля себя источник мудрости, вдохновения и Православной веры. Другое известное стихотворение —«Отцы пус тынники и жены непорочны», о молитве дней Ве ликого поста, которую мы по сей день слышим на вечерних службах в церкви. «.В сех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи». Это еще одна грань русской души времен Пушкина. Эта черта —Православие, искреннее желание верить. Христианская вера способна «падшего укрепить неведомою силой», обновить душу, дать новые силы. В поисках веры, в тридцатилетнем возрасте написано стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» о том, как бедный рыцарь, путешествуя в Женеву увидел видение Пресвятой Девы. «С той поры стальной решетки Он с лица не подымал, И себе на шею четки Вместо шарфа привязал. Проводил он целы ночи Перед ликом пресвятой, Устремив к ней скорбны очи, Тихо слезы лья рекой. Полон верой и любовью, Верен набожной мечте, Ave, Mater Dei кровью Написал он на щите. Между тем как паладины В встречу трепетным врагам По равнинам Палестины Мчались, именуя дам, Lumen coelum, sancta rosa! Восклицал всех громче он, И гнала его угроза Мусульман со всех сторон. Дальше нарисован комический образ лука вого духа, который пришел за душой бедного рыцаря: «Он —де Богу не молился, он не ве дал —де поста, непутем де волочился он за ма тушкой Христа». Но Пречистая Дева заступает ся за своего паладина, и он попадает в «царство вечно». Пушкин рассказывает удивительную историю рыцаря, историю человека, который не молился и не ведал поста, но достиг вечно го блаженства одной верой и любовью. Это не только сказка, легенда, пересказанная Пушки ным, это еще и размышление о вере и христи анском подвиге. Список стихотворений, затрагивающих христианство можно бесконечно продолжать. Наталья СТУПАК
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz