Миссионерская православная газета. 2012 г. № 1-2. Февраль.

14 Миссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 1 П Л О ДЫ И К О Р Н И П О С В Я Щ Е Н И Е М А Р Г А Р И Т Е К А Р В О Н Е Н Простая поморская женщина - просвятитель Осталась в памяти людей Стираются лица и даты Но все ж до последнего дня Мне помнить о тех, кто когда-то Хоть чем-то согрели меня... Юлия Друнина При жизни Маргарита Александровна Карвонен писала о нашем приходе хра­ ма Воскресения Христова. А сейчас нам нужно написать о ней. Написать о той, кото­ рая была профессиональным журналистом, на восьмом десятке лет организовала вы­ пуск православной страницы «Благовест» в районной га­ зете «Терский берег». Это ее послушание длилось 8 лет. Мы с нетерпением ждали очередной выпуск «Благо­ веста», особенно материалы о событиях в жизни прихо­ да. Несмотря на то, что сами участвовали в праздниках воскресной школы, в палом­ нических поездках по святым местам области, страны, всег­ да было интересно прочитать, как это видела Маргарита Александровна. Традицией стало в каждом номере «Благовеста» поме­ щать календарь церковных праздников и памятных дат на следующий месяц. К под­ готовке очередного выпуска Маргарита Александровна старалась привлекать и при­ хожан. Поговорит, убедит в необходимости поделиться впечатлениями, знаниями. Трудно ей приходилось. Ведь хотелось и материалы разно­ образить, и традиции сохра­ нить. Очень любила она книги, одно время у нее в приходе было даже послушание —от­ вечать за библиотеку. Мно­ гих пристрастила к чтению духовной литературы. Ко­ нечно, и батюшки старались пополнить церковную лавку и библиотеку прихода, но Маргарита Александровна сама успевала узнавать о пра­ вославных новинках, стара­ ясь приобрести их, пореко­ мендовать прихожанам. Особенно ей интересны были книги благочинно­ го Терского берега игумена Митрофана. В районной биб­ лиотеке, в музее поморского быта проходили презентации его книг. Маргарита Алек­ сандровна всегда приглашала нас на такие встречи. Видно было, что она уже прочитала книгу, задавала автору вопро­ сы, участвовала в разговоре о произведении. Была она и слушательни­ цей Феодоритовских чтений в Варзуге, а затем мы читали ее репортажи о них. Вообще о Варзуге, ее людях, варзужс- ком Поморском хоре, Успен­ ской церкви статей у Карво- нен очень много и не только в районной газете, но и в об­ ластной «Полярной правде». Больше половины своей жизни занималась она жур­ налистским трудом, являлась членом союза журналистов Российской Федерации. Когда же она все успева­ ла? Бывала на всех службах в храме, навещала лежащих в больнице знакомых, встреча­ лась с паломниками. Кто, как не она, мог так увлекательно рассказывать о деревне Умбе. Часами можно было слушать ее речь. Она и по-поморски умела говорить очень артис­ тично. А на дне именинника в приходе никто лучше ее не мог поздравить виновника торжества. К каждому из нас у нее имелся свой подход, находились теплые слова. В каждом приходе есть особые дни —приготовление к праз­ дникам. Даже при своей заня­ тости Маргарита Александ­ ровна эти дни не пропускала. Трудилась наравне со всеми. Значимоесобытиев нашей жизни — приходское собра­ ние. Присутствие ее не прос­ то формальное — это всегда выступление, дельные пред­ ложения. Не отказывалась она и от паломнических поез­ док по святым местам, Севера и России, а затем делилась с нами впечатлениями. Воистину, одному челове­ ку в 79 лет столько делать не под силу, но с Богом возмож­ но все. Можно перечислять и перечислять заслуги Марга­ риты Александровны, ее ме­ дали, значки, десятки грамот, звания, должности, но не это главное. Главное то, что в Тер­ ском районе вышло 96 стра­ ниц «Благовеста». Значит, Господь допустил, доверил. Она не была героиней —она была просто нужной. Радуйся, наша Маргарита! Мы сестры и братья, прихо­ жане нашего храма молимся о даровании встречи с тобой в Вечности. Вера , п.Умба Духовные строки Пушкина И с с л е д о в а н и е т в о р ч е с т в а С ИМЕНЕМ Пушкина связано у нас многое, его стихи русский ребенок слышит первыми в сво­ ей жизни. Пушкин первым скомпоновал знания о русской природе и русской душе, изложив ее в своей поэзии. Достаточно прочитать несколько строк Пушкина, чтобы иметь понятие, что такое русский народ его времени. Многие его строки ды­ шат христианством, православием. Другие —тос­ кой по вере, сожалением, что ему недостает ее. Во многом отражает его взгляды стихотво­ рение, опубликованное Анненковым уже после смерти поэта: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основаны от века По воле Бога самого Самостоянье человека, Залог величия его. Эти строки нужно слагать в сердце и пронес­ ти через всю жизнь. Залог величия человеческой души —это связь с прошлым, связь с корнями. Мы не пришельцы в этом мире. Этот мир —наш дом, единственное, что нам принадлежит. У дома есть история, во всем мироздании есть смысл и разум. «Любите отеческие могилы», —загляните в историю своего рода, и найдетедля себя источник мудрости, вдохновения и Православной веры. Другое известное стихотворение —«Отцы пус­ тынники и жены непорочны», о молитве дней Ве­ ликого поста, которую мы по сей день слышим на вечерних службах в церкви. «.В сех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи». Это еще одна грань русской души времен Пушкина. Эта черта —Православие, искреннее желание верить. Христианская вера способна «падшего укрепить неведомою силой», обновить душу, дать новые силы. В поисках веры, в тридцатилетнем возрасте написано стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный» о том, как бедный рыцарь, путешествуя в Женеву увидел видение Пресвятой Девы. «С той поры стальной решетки Он с лица не подымал, И себе на шею четки Вместо шарфа привязал. Проводил он целы ночи Перед ликом пресвятой, Устремив к ней скорбны очи, Тихо слезы лья рекой. Полон верой и любовью, Верен набожной мечте, Ave, Mater Dei кровью Написал он на щите. Между тем как паладины В встречу трепетным врагам По равнинам Палестины Мчались, именуя дам, Lumen coelum, sancta rosa! Восклицал всех громче он, И гнала его угроза Мусульман со всех сторон. Дальше нарисован комический образ лука­ вого духа, который пришел за душой бедного рыцаря: «Он —де Богу не молился, он не ве­ дал —де поста, непутем де волочился он за ма­ тушкой Христа». Но Пречистая Дева заступает­ ся за своего паладина, и он попадает в «царство вечно». Пушкин рассказывает удивительную историю рыцаря, историю человека, который не молился и не ведал поста, но достиг вечно­ го блаженства одной верой и любовью. Это не только сказка, легенда, пересказанная Пушки­ ным, это еще и размышление о вере и христи­ анском подвиге. Список стихотворений, затрагивающих христианство можно бесконечно продолжать. Наталья СТУПАК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz