Миссионерская православная газета. 2012 г. № 1-2. Февраль.

М иссионерская православная газета Л Л П А Л О М Н И Ч Е С Т В О №1-2 ФЕВРАЛЬ 2012 1 1 помня, что он лишь творе­ ние, что «без поддержки Бо- жией он и минуты прожить не может” [1, с.767], что его ко­ нечному разуму недоступны все тайны Божии, в том чис­ ле и тайны мироустроения [1, с.791]. Развивая ту или иную теорию, исследователь дол­ жен знать границы ее при­ менимости и не выходить из них. В особенности это отно­ сится к таким областям, где мир материальный «сопри­ касается» с миром духовным. Исследования естественно­ научными методами святых предметов, святой воды, измерения Божественных энергий суть не что иное, как подглядывание оком челове­ ческим в замочную скважи­ ну Божественной Тайны. То же относится к разного рода эзотерическим «теориям», имеющим иногда «научную» форму. Все это опасно, о чем предупреждал в свое время святитель Тихон: «Берегись, человече, испытывать, чего тебе не надо знать» [1, с.92- 93]. К сожалению, в наше время такого рода деятель­ ностью занимаются многие. Поэтому учителю-естествен- нику следует предостеречь своих учеников от соблазна таких занятий, равно как и чтения соответствующей ли­ тературы. Научные знания, в от­ личие от Божественных истин, принципиально не могут быть полными, они развиваются, увеличивают­ ся в объеме, видоизменя­ ются, но никогда не могут достичь предела. Слово Бо- жие абсолютно, оно вечное. И если что-либо в Священ­ ном Писании нам кажется противоречащим данным науки, то это значит, что на­ ука еще не доросла до пони­ мания вечных слов Божиих или вообще не способна их объяснить. Это касается как рациональной, так и эмпи­ рической стороны познания мира; и в этой связи хоте­ лось бы привести столь для нас важные слова святителя Тихона Задонского: «Свя­ тое Писание есть истинное Божие слово, которое пре­ льстить и солгать не может, как и Сам Бог. Ему верить должно более, нежели своим чувствам и всему свету. Чувс­ тва наши и весь свет удобнее нас могут обмануть, нежели Святое Писание. Утверждай убо веру твою на сем твердом и непоколебимом основа­ нии» [1, с.895]. 1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. 2003. П У Т Е Ш Е С Т В И Е П О С В Я Т О Й З Е М Л Е Путешествие к святым местам - это важная часть православного обра­ за жизни. Сю да, всамое желанное место на земле, взяв «посох и краюш­ ку хлеба», по благословению нашего архиепископа Симона устремились и мы, паломники Мурманской и Монче­ горской епархии. Группа собралась большая: слушатели воскресной школы для взрослых Кандалакшского благочи­ ния, для которых и планировалась эта поездка, прихожане нашего храма, а также присоединившиеся православ­ ные христиане из Мурманска и Умбы, священники, духовно окормлявшие нас в поездке. всего человечества райские двери. Идем к гробуГосподню в Кувуклию, затем Литургия, причастие. Возгласы и ектинии часто слышны на русском языке. Объясняется это тем, что поток русских паломников преобладает над всеми остальными. Уходить не хочет­ ся. Здесь великие святыни —Голгофа, камень Помазания и многие другие. В это календарное время палом­ ников съезжается не так много, никто не теснится, хотя всегда наблюдается присутствие представителей разных народов и конфессий. Не забудутся и ранние службы, в 6 часов утра в Виф- лить. Путешествия по Иерусалиму, Вифлеему и окрестностям Палести­ ны, в Галилею, через Лидду, Яффо, вдоль берега Средиземного моря к древнему Назарету и горе Фавор, к горе Блаженств, Иерихону, Тверии и долгожданной реке Иордан. Иордан! Святые воды, освященные крещенской купелью Господа нашего Иисуса Христа. Погода теплая, а вода всего 7-8 градусов —холодно! Но все наши паломники совершили омове­ ние, трижды погружаясь в воды Иор­ дана, хотя для многих это было очень непросто сделать. А сколько радости Встреча человека с Богом О Святой Земле сегодня, наверное, знает каждый человек, верующий или неверующий. О ней много написано и снято документальных фильмов. Но увидев ее своими глазами впервые, невозможно забыть эту необычай­ ную красоту и особенную атмосферу. Здесь протекала большая часть ветхо­ заветной Священной истории. Земля Авраама, Исаака и Иакова, пророков Исаии, Илии, Елисея и многих дру­ гих. Это земная родина Господа на­ шего Иисуса Христа. Итак —Святая Земля. Из холодной январской зимы в России мы прилете­ ли в теплую «весну» Израиля. Вопреки всем прогнозам сети Интернет, кото­ рая обещала нам непрерывные дожди и всего 6-8 градусов тепла, Святая Зем­ ля встречала нас, как родных. Было тепло, почти как наше северное лето. Дожди прошли кратковременные, как говорят синоптики, и всего 2-3 раза. Все это радовало и сопутствовало нам в паломничестве. Программа поездки была доста­ точно объемной и невероятно инте­ ресной. Мы увидели Святую Землю, как на ладони, ее святые места, при­ роду, сменяющиеся ландшафты мес­ тности. Были там, где ходил, пропо­ ведовал, творил чудеса Господь наш Иисус Христос. Там, где Он родился, жил, пострадал за нас, умер, воскрес и вознесся на Небеса. В первый вечер сразу после приез­ да, мы были на всенощном бдении на Александровском подворье Русской Духовной Миссии и «окунулись» в родную, привычную для нас, обста­ новку храма, русской речи и таинства исповеди. Русская Духовная Мис­ сия — это официальное представи­ тельство Русской Православной Цер­ кви на Святой Земле, кусочек нашей Родины. Здесь мы почти дома, но уже в атмосфере другого духа време­ ни. Здесь сам воздух пронизан живым Евангельским благовествованием и древней Библейской историей. И в эту же ночь, в храме Воскресения служба у Гроба Господня, где каждые сутки ров­ но в 12 часов ночи совершаются три литургии: православная - служат гре­ ки, причем сам Гроб служит жертвен­ ником, а на камень в приделе Ангела, кладется напрестольная доска и он служит престолом; потом служат ар­ мяне, а после них католики. Этот все­ мирный алтарь служит для всех, как и Воскресший здесь Господь открыл для лееме, на месте Рождества Христова, и в русском Горненском монастыре. А древние монастыри! Мы посети­ ли монастырь Феодосия Великого не­ далеко от Вифлеема, где в некоторых местах оставлены древние раскопки. Период расцвета этой обители прихо­ дится на 4 век. Монастыри Герасима Иорданского и Саввы Освященного, о котором у всех наших паломниц ос­ тались самые благодатные воспоми­ нания. Вход женщинам в этот монас­ тырь запрещен. Подъезжая к нему, мы думали, что, дожидаясь наших отцов и братьев из обители, будем просто ос­ матривать и фотографировать окрес­ тности монастыря. Но к нам вышел монах Ефрем, не выходя за ворота, и через открытое пространство стал об­ щаться с нами, рассказывая об обите­ ли. Более того, нам вынесли частицу мощей прп. Саввы, святое масло для всех и воду из святого источника, и мы имели возможность писать записки о своих родных и близких и осмотреть окрестности. В монастыре есть паль­ ма, листья которой по молитвам св. Саввы способствуют деторождению у бесплодных супругов. Такие листочки многие из нас получили от отца Еф­ рема вместе с назиданиями и молит­ вами. В четырех километрах от Иерусали­ ма располагается русский Горненский женский монастырь в Айн-Кареме («Источник в винограднике»).Своим возникновением монастырь обязан начальнику Русской Духовной Мис­ сии архимандриту Антонину (Капус­ тину). В 1871 году он купил здесь 2 дома и обширную плантацию олив­ ковых деревьев, а затем, расширив участок покупкой смежных земель, построил приют для русских палом­ ников. В последствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архиман­ дрита Антонина все паломники, же­ лающие поселится в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. По­ этому по склону горы и разбросаны маленькие домики, в которых и жи­ вут насельницы монастыря. Здесь же, на месте Горней обители, произносил свою проповедь Иоанн Креститель, здесь был его дом — праведных ро­ дителей Захария и Елизаветы. Здесь дева Мария встретилась с праведной Елизаветой... Сколько мы увидели, не перечис­ и впечатлений после таких необы­ чайных событий! Мы радовались, как дети. В пределах Израиля расположе­ но и Галилейское озеро или море, где рыбачили апостолы и ходил по воде Христос. И еще были Евангельские места —Кана Галилейская, гора Сион, Силоамская купель, где Господь исце­ лил слепорожденного, Овчая купель Вифезды. Древнейшие памятники в долине Кедрон или Иоасафатовой долине, могилы пророков и другие захороне­ ния, относящиеся к Ветхозаветной эпохе первого Храма. Гефсимания — гробница Богородицы и Приснодевы Марии. Елеонская гора и все святыни, связанные с Евангельскими события­ ми, происходящими на ней. Мамв- рийский дуб, находящийся на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне, и многое другое. Хочу рассказать небольшую исто­ рию, которая произошла с нашей па­ ломницей, и какие наверняка случа­ ются с многими путешественниками. Наша группа поднялась на Елеонс- кую гору в Спасо-Вознесенский жен­ ский православный монастырь (ныне имеющий подчинение Московскому патриархату). Одна наша деятельная паломница, фотограф-любитель, по­ терялась. Обнаружили ее в закрытом храме Вознесения Христова, кото­ рый мы покинули, поклонясь святы­ ням. Монахиня закрыла храм и ушла. Нисколько не смутившись своего за­ творничества, наша паломница спо­ койно написала записки о всех своих родных и близких и стала фотогра­ фировать в тишине храма. За это вре­ мя разыскали ключницу. «Ну, милая, раз тебя в храме закрыли, оставайся у нас! Монашкой будешь», —сказала пришедшая монахиня. Поблагодарив за гостеприимство, паломница на­ шла нас в часовне и, включаясь уже в другие события , стала продолжать фотографировать, но в храмах мы ее больше не оставляли. Закончилось путешествие. Впе­ чатлений столько, что обо всем сразу и не рассказать. Вот и мы, стремящи­ еся ближе познакомится со Святой Землей, с земной родиной Христа Спасителя, с «открытым Евангели­ ем», как ее иногда называют, ближе подошли к пониманию Священного Писания, освящая этим нашу пов­ седневную жизнь. Елена АНИСИМОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz