Миссионерская православная газета. 2012 г. № 1-2. Февраль.
М иссионерская православная газета Л Л П А Л О М Н И Ч Е С Т В О №1-2 ФЕВРАЛЬ 2012 1 1 помня, что он лишь творе ние, что «без поддержки Бо- жией он и минуты прожить не может” [1, с.767], что его ко нечному разуму недоступны все тайны Божии, в том чис ле и тайны мироустроения [1, с.791]. Развивая ту или иную теорию, исследователь дол жен знать границы ее при менимости и не выходить из них. В особенности это отно сится к таким областям, где мир материальный «сопри касается» с миром духовным. Исследования естественно научными методами святых предметов, святой воды, измерения Божественных энергий суть не что иное, как подглядывание оком челове ческим в замочную скважи ну Божественной Тайны. То же относится к разного рода эзотерическим «теориям», имеющим иногда «научную» форму. Все это опасно, о чем предупреждал в свое время святитель Тихон: «Берегись, человече, испытывать, чего тебе не надо знать» [1, с.92- 93]. К сожалению, в наше время такого рода деятель ностью занимаются многие. Поэтому учителю-естествен- нику следует предостеречь своих учеников от соблазна таких занятий, равно как и чтения соответствующей ли тературы. Научные знания, в от личие от Божественных истин, принципиально не могут быть полными, они развиваются, увеличивают ся в объеме, видоизменя ются, но никогда не могут достичь предела. Слово Бо- жие абсолютно, оно вечное. И если что-либо в Священ ном Писании нам кажется противоречащим данным науки, то это значит, что на ука еще не доросла до пони мания вечных слов Божиих или вообще не способна их объяснить. Это касается как рациональной, так и эмпи рической стороны познания мира; и в этой связи хоте лось бы привести столь для нас важные слова святителя Тихона Задонского: «Свя тое Писание есть истинное Божие слово, которое пре льстить и солгать не может, как и Сам Бог. Ему верить должно более, нежели своим чувствам и всему свету. Чувс тва наши и весь свет удобнее нас могут обмануть, нежели Святое Писание. Утверждай убо веру твою на сем твердом и непоколебимом основа нии» [1, с.895]. 1. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М. 2003. П У Т Е Ш Е С Т В И Е П О С В Я Т О Й З Е М Л Е Путешествие к святым местам - это важная часть православного обра за жизни. Сю да, всамое желанное место на земле, взяв «посох и краюш ку хлеба», по благословению нашего архиепископа Симона устремились и мы, паломники Мурманской и Монче горской епархии. Группа собралась большая: слушатели воскресной школы для взрослых Кандалакшского благочи ния, для которых и планировалась эта поездка, прихожане нашего храма, а также присоединившиеся православ ные христиане из Мурманска и Умбы, священники, духовно окормлявшие нас в поездке. всего человечества райские двери. Идем к гробуГосподню в Кувуклию, затем Литургия, причастие. Возгласы и ектинии часто слышны на русском языке. Объясняется это тем, что поток русских паломников преобладает над всеми остальными. Уходить не хочет ся. Здесь великие святыни —Голгофа, камень Помазания и многие другие. В это календарное время палом ников съезжается не так много, никто не теснится, хотя всегда наблюдается присутствие представителей разных народов и конфессий. Не забудутся и ранние службы, в 6 часов утра в Виф- лить. Путешествия по Иерусалиму, Вифлеему и окрестностям Палести ны, в Галилею, через Лидду, Яффо, вдоль берега Средиземного моря к древнему Назарету и горе Фавор, к горе Блаженств, Иерихону, Тверии и долгожданной реке Иордан. Иордан! Святые воды, освященные крещенской купелью Господа нашего Иисуса Христа. Погода теплая, а вода всего 7-8 градусов —холодно! Но все наши паломники совершили омове ние, трижды погружаясь в воды Иор дана, хотя для многих это было очень непросто сделать. А сколько радости Встреча человека с Богом О Святой Земле сегодня, наверное, знает каждый человек, верующий или неверующий. О ней много написано и снято документальных фильмов. Но увидев ее своими глазами впервые, невозможно забыть эту необычай ную красоту и особенную атмосферу. Здесь протекала большая часть ветхо заветной Священной истории. Земля Авраама, Исаака и Иакова, пророков Исаии, Илии, Елисея и многих дру гих. Это земная родина Господа на шего Иисуса Христа. Итак —Святая Земля. Из холодной январской зимы в России мы прилете ли в теплую «весну» Израиля. Вопреки всем прогнозам сети Интернет, кото рая обещала нам непрерывные дожди и всего 6-8 градусов тепла, Святая Зем ля встречала нас, как родных. Было тепло, почти как наше северное лето. Дожди прошли кратковременные, как говорят синоптики, и всего 2-3 раза. Все это радовало и сопутствовало нам в паломничестве. Программа поездки была доста точно объемной и невероятно инте ресной. Мы увидели Святую Землю, как на ладони, ее святые места, при роду, сменяющиеся ландшафты мес тности. Были там, где ходил, пропо ведовал, творил чудеса Господь наш Иисус Христос. Там, где Он родился, жил, пострадал за нас, умер, воскрес и вознесся на Небеса. В первый вечер сразу после приез да, мы были на всенощном бдении на Александровском подворье Русской Духовной Миссии и «окунулись» в родную, привычную для нас, обста новку храма, русской речи и таинства исповеди. Русская Духовная Мис сия — это официальное представи тельство Русской Православной Цер кви на Святой Земле, кусочек нашей Родины. Здесь мы почти дома, но уже в атмосфере другого духа време ни. Здесь сам воздух пронизан живым Евангельским благовествованием и древней Библейской историей. И в эту же ночь, в храме Воскресения служба у Гроба Господня, где каждые сутки ров но в 12 часов ночи совершаются три литургии: православная - служат гре ки, причем сам Гроб служит жертвен ником, а на камень в приделе Ангела, кладется напрестольная доска и он служит престолом; потом служат ар мяне, а после них католики. Этот все мирный алтарь служит для всех, как и Воскресший здесь Господь открыл для лееме, на месте Рождества Христова, и в русском Горненском монастыре. А древние монастыри! Мы посети ли монастырь Феодосия Великого не далеко от Вифлеема, где в некоторых местах оставлены древние раскопки. Период расцвета этой обители прихо дится на 4 век. Монастыри Герасима Иорданского и Саввы Освященного, о котором у всех наших паломниц ос тались самые благодатные воспоми нания. Вход женщинам в этот монас тырь запрещен. Подъезжая к нему, мы думали, что, дожидаясь наших отцов и братьев из обители, будем просто ос матривать и фотографировать окрес тности монастыря. Но к нам вышел монах Ефрем, не выходя за ворота, и через открытое пространство стал об щаться с нами, рассказывая об обите ли. Более того, нам вынесли частицу мощей прп. Саввы, святое масло для всех и воду из святого источника, и мы имели возможность писать записки о своих родных и близких и осмотреть окрестности. В монастыре есть паль ма, листья которой по молитвам св. Саввы способствуют деторождению у бесплодных супругов. Такие листочки многие из нас получили от отца Еф рема вместе с назиданиями и молит вами. В четырех километрах от Иерусали ма располагается русский Горненский женский монастырь в Айн-Кареме («Источник в винограднике»).Своим возникновением монастырь обязан начальнику Русской Духовной Мис сии архимандриту Антонину (Капус тину). В 1871 году он купил здесь 2 дома и обширную плантацию олив ковых деревьев, а затем, расширив участок покупкой смежных земель, построил приют для русских палом ников. В последствии здесь стали селиться русские инокини, и приют стал монастырем. По уставу архиман дрита Антонина все паломники, же лающие поселится в Горней, должны были на свои деньги возвести себе дом и разбить вокруг него сад. По этому по склону горы и разбросаны маленькие домики, в которых и жи вут насельницы монастыря. Здесь же, на месте Горней обители, произносил свою проповедь Иоанн Креститель, здесь был его дом — праведных ро дителей Захария и Елизаветы. Здесь дева Мария встретилась с праведной Елизаветой... Сколько мы увидели, не перечис и впечатлений после таких необы чайных событий! Мы радовались, как дети. В пределах Израиля расположе но и Галилейское озеро или море, где рыбачили апостолы и ходил по воде Христос. И еще были Евангельские места —Кана Галилейская, гора Сион, Силоамская купель, где Господь исце лил слепорожденного, Овчая купель Вифезды. Древнейшие памятники в долине Кедрон или Иоасафатовой долине, могилы пророков и другие захороне ния, относящиеся к Ветхозаветной эпохе первого Храма. Гефсимания — гробница Богородицы и Приснодевы Марии. Елеонская гора и все святыни, связанные с Евангельскими события ми, происходящими на ней. Мамв- рийский дуб, находящийся на участке Русской Духовной Миссии в Хевроне, и многое другое. Хочу рассказать небольшую исто рию, которая произошла с нашей па ломницей, и какие наверняка случа ются с многими путешественниками. Наша группа поднялась на Елеонс- кую гору в Спасо-Вознесенский жен ский православный монастырь (ныне имеющий подчинение Московскому патриархату). Одна наша деятельная паломница, фотограф-любитель, по терялась. Обнаружили ее в закрытом храме Вознесения Христова, кото рый мы покинули, поклонясь святы ням. Монахиня закрыла храм и ушла. Нисколько не смутившись своего за творничества, наша паломница спо койно написала записки о всех своих родных и близких и стала фотогра фировать в тишине храма. За это вре мя разыскали ключницу. «Ну, милая, раз тебя в храме закрыли, оставайся у нас! Монашкой будешь», —сказала пришедшая монахиня. Поблагодарив за гостеприимство, паломница на шла нас в часовне и, включаясь уже в другие события , стала продолжать фотографировать, но в храмах мы ее больше не оставляли. Закончилось путешествие. Впе чатлений столько, что обо всем сразу и не рассказать. Вот и мы, стремящи еся ближе познакомится со Святой Землей, с земной родиной Христа Спасителя, с «открытым Евангели ем», как ее иногда называют, ближе подошли к пониманию Священного Писания, освящая этим нашу пов седневную жизнь. Елена АНИСИМОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz