Миссионерская православная газета. 2012 г. № 1-2. Февраль.
Ю М иссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 2 ЛУГ Д У Х О В НЫ Й ИЗУЧЕНИЕ естественно научных дисциплин, как оно ведется на протяжении более двух столетий, не дает целостного представления о мироздании, какое име ли святые Отцы Христовой Церкви. Если современному человеку мир представляет ся в виде нагромождения отдельных кусков, в каждом из которых действуют свои законы, то святые Отцы ви дели мир в его целостности, красоте и целесообразнос ти. Причина столь разного видения мира — в разных исходных посылках. Для современного исследова теля мироздание — изо лированный объект, не связанный с его Творцом и Промыслителем. Святые Отцы исходят из теоцентри- ческой модели мира, соглас но которой мир наш, будучи сотворенным Богом, не яв ляется самодостаточным; вне связи со своим Творцом он не может существовать, и эта связь определяет все мироустройство: его струк туру, действующие в нем Богом установленные зако ны, их взаимозависимость. Отказавшись от идеи Бога в познавательном процессе, человек не может стройно и неискаженно описать даже материальный мир. Учите- лю-физику, химику, биоло гу, также как и гуманитарию, нужно быть воцерковлен- ным —и не только в целях личного спасения, но непос редственно для своей препо давательской деятельности, чтобы не просто знать свой предмет, но понимать его глубже и в более широком охвате. И здесь большую помощь учителю-естествен- нику может оказать чтение творений святых Отцов. Не говоря о том, что само это чтение душеполезно, оно позволяет взглянуть на пре подаваемый предмет глаза ми христианина и увидеть в нем нечто большее, чем это видится на сугубо матери альной плоскости. В свете сказанного рассмотрим в качестве “учебного посо бия” для учителей-естест- венников составленную схи- архимандритом Иоанном (Масловым) “Симфонию по творениям святителя Ти хона Задонского” [1]. Святитель Тихон (1724 1783) жил в то время, когда в России стала зарождаться наука, он был младшим сов ременником М.В. Ломоно сова, выдающегося ученого и глубоко верующего чело века. Нам неведомо, знали ли они друг друга и в какой степени. Но вот что интерес но: оба они говорят о естес твенном Откровении Божи- ем, используя один и тот же образ книги. «Создатель дал роду человеческому две кни ги. В одной Он показал Свое величество, вдругой —Свою волю.Первая —видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огром ность, красоту и стройность его зданий, признал Божес твенное всемогущество, по вере ему дарованного поня тия. Вторая книга —Священ ное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению», —чи таем мы у М.В. Ломоносова. А вот что пишет св. Тихон Задонский: “Бог творит мир, как книгу. Якоже бо сочини тель книги из разума своего износит слова, и написует их на хартии, и тако сочиняет книгу, и как бы из ничего не что делает: тако премудрый и всемогущий Создатель, что в Божественном Своем разуме имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, то есть неба и земли состоящую, сочи нил” [1, с.519]. И еще: “Из видимого мира как из книги видна благость Божия” [1, с.71]. Приведенные цитаты показывают общность ми ровоззрения обоих авторов. М.В. Ломоносов потому и был универсальным ученым, что видел в устроении мира руку Творца. Также и святи тель Тихон, не имея специ ального естественнонаучно го образования, выстраивал правильную иерархическую картину устройства миро здания. Это мы увидим из его творений. В предлагаемой книге [1] для освещения рассматрива емой темы можно рекомен довать следующие разделы: Бог —Творец мира и человека (с.68-69); Мир — Вселенная (с.518-522); Творение (с.1034- 1035) а также отдельные воп росы (с.с. 71, 73, 74; 92-93; 101; 454; 763; 767; 791). Сде лаем обзор указанных мест «Симфонии», обращаясь по ходу изложения к данным современной науки. Бог—Творецмира [1, с.68]. Это положение сразу же оп ределяет ход всего дальней шего изучения нашего мира, действующих в нем законов. Если наш мир имеет Творца, то можно говорить о причи не и цели создания мира, о плане, по которому он был сотворен. И действительно, «в мире существует дивная гармония» [1, с.1034], в его устроении виден план, видна красота и целесообразность — видимый мир сам свиде тельствует о своем Творце, и не только о Его существова нии, но и о таких Его свойс твах, как Всемогущество [1, с.519], Премудрость [1, с.68- 69, 763], Благость [1, с.71, 520-521], Любовь [1, с.454]. Бог сотворил мир «из ни чего и без всякого труда, еди ным хотением и словом» [1, с.519]. «Ничто» — это нуль материального и духовного, действуя на который, Бог, Существо бесконечное, Сво ей бесконечной Энергией со здал единожды тварный мир. Такое объяснение, заимство ванное из математическо го анализа, приводят неза висимо пришедшие к нему св. Игнатий (Брянчанинов) и французский математик Рэнэ де Клере. В созданном мире Творец установил зако ны, чтобы они действовали в течение “седьмого дня”. Это законы сохранения и закон возрастания энтро пии. Оба они справедливы для замкнутых систем, ка ковой в физическом смысле и является наша Вселенная. Законы сохранения указыва ют на симметрию и красоту мироздания. Так сохранение энергии связано с однород ностью времени, сохранение импульса —с однородностью пространства, сохранение момента импульса —с изот ропностью пространства. Это обеспечивает независимость экспериментов от места и времени их проведения. Все сказанное имеет подтвержде ние в Священном Писании: Бог творил наше мироздание шесть «дней», а затем «почил отдел Своих» (Быт. 2:3), т.е. от дел творения; и сколько Им сотворено, столько и оста лось, потому что “у Него нич то не выбывает” (Ис. 40:26), и без вмешательства Божия, созданный Им мир сам со бою не может обратиться в «ничто». Но он может раз рушиться, обратиться в хаос — согласно закону увеличе ния энтропии (беспорядка) в замкнутых системах. Поэ тому для сохранения Богом установленного порядка во Вселенной необходим Про мысл Божий, т.е. постоянная связь творения с Творцом, постоянное воздействие Бо- жие, корректирующее все процессы, происходящие в мире и сохраняющее красо ту и благолепие мироздания. Это значит, что наш мир, бу дучи системой замкнутой в физическом смысле, не яв ляется таковой в смысле ду ховном: он открыт действию Божию. Промысл Божий — это управление Божие ми ром, и «все, что ни бывает, по Божию святому Промыслу бывает» [1, с. 768]. Рассмат риваемый закон действует не только в физическом, но и в духовном мире: если чело век эгоистичен, себялюбив, стремится к удовольствиям (гедонизм), то он дегради рует как личность. Также и сообщество людей, культи вирующих свою исключи тельность (национальную, религиозную, социальную), не может быть стабильным. Атеистическое общество, оторвавшееся от Бога, рано или поздно разваливается и перестает существовать. Это законы, установленные Бо гом, и знать их должен каж дый человек. Отталкиваясь от начала термодинамики, учитель физики может под вести своих слушателей к их пониманию. Перейдем теперь к воп росу о человеке, о его месте в тварном мире. Святитель Тихон говорит: “Мир сотво рен ради человека” [1, с. 71, 519-520]. На языке естест венных наук это утверждение имеет название «Антропный принцип». В конце прошло го столетия было установ лено, что численные значе ния мировых физических констант (гравитационной постоянной, заряда и массы электрона, скорости света, постоянной Планка и проч.) таковы, что обеспечивают существование плотных об разований (атомов, молекул, планет) —первого и необхо димого условия жизни чело века; малейшее изменение хотя бы одной константы делает существование таких образований невозможным. Можно привести примеры расширения этого принципа на область химии, биологии, астрофизики. Таким обра зом, именно человек —цель создания материального мира, и земля наша —центр Вселенной, не в физическом смысле, а с точки зрения зна чимости в очах Божиих. Это указывает на иерархичность мироустроения, которую кратко можно определить словами святителя Тихона Задонского: «Нам вся тварь повелением Божиим слу жит» [1, с.74]. Человек познает окру жающий мир по повелению Божию (Еккл. 1:13). Как царь Вселенной, господин, отвечающий перед Богом за порядок в своем доме, че ловек должен хорошо раз бираться в своем хозяйстве; как раб Божий, он призван познавать Бога, и в этом ему помогает изучение мира. «Все вещи в мире суть как следы Божии, и свидетель ствуют человеку о Боге. Из них мы познаем Божествен ное Его шествие и Самого Бога» [1, с.520-521]. Про цесс познания всегда идет под наблюдением Божиим, т.к. Промысл Его действу ет непрестанно. Но опти мальным он является в том случае, когда познаватель ная деятельность человека совпадает с волей Божией. В противном случае Гос подь попускает человеку — для его научения — делать ошибки, которые иногда приводят к тупиковым на правлениям (деятельность советских академиков А.И. Опарина, Т.Д. Лысенко), а иногда могут быть и прямо опасны (расщепление ато мов и изучение ядерных ре акций, приведшие к созда нию атомной и водородной бомбы). В своей познавательной деятельности человеку сле дует быть осмотрительным, «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» как пособие при изучении естественных наук
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz