Миссионерская православная газета. 2012 г. № 1-2. Февраль.

Ю М иссионерская православная газета № 1 - 2 Ф Е В Р А Л Ь 2 0 1 2 ЛУГ Д У Х О В НЫ Й ИЗУЧЕНИЕ естественно­ научных дисциплин, как оно ведется на протяжении более двух столетий, не дает целостного представления о мироздании, какое име­ ли святые Отцы Христовой Церкви. Если современному человеку мир представляет­ ся в виде нагромождения отдельных кусков, в каждом из которых действуют свои законы, то святые Отцы ви­ дели мир в его целостности, красоте и целесообразнос­ ти. Причина столь разного видения мира — в разных исходных посылках. Для современного исследова­ теля мироздание — изо­ лированный объект, не связанный с его Творцом и Промыслителем. Святые Отцы исходят из теоцентри- ческой модели мира, соглас­ но которой мир наш, будучи сотворенным Богом, не яв­ ляется самодостаточным; вне связи со своим Творцом он не может существовать, и эта связь определяет все мироустройство: его струк­ туру, действующие в нем Богом установленные зако­ ны, их взаимозависимость. Отказавшись от идеи Бога в познавательном процессе, человек не может стройно и неискаженно описать даже материальный мир. Учите- лю-физику, химику, биоло­ гу, также как и гуманитарию, нужно быть воцерковлен- ным —и не только в целях личного спасения, но непос­ редственно для своей препо­ давательской деятельности, чтобы не просто знать свой предмет, но понимать его глубже и в более широком охвате. И здесь большую помощь учителю-естествен- нику может оказать чтение творений святых Отцов. Не говоря о том, что само это чтение душеполезно, оно позволяет взглянуть на пре­ подаваемый предмет глаза­ ми христианина и увидеть в нем нечто большее, чем это видится на сугубо матери­ альной плоскости. В свете сказанного рассмотрим в качестве “учебного посо­ бия” для учителей-естест- венников составленную схи- архимандритом Иоанном (Масловым) “Симфонию по творениям святителя Ти­ хона Задонского” [1]. Святитель Тихон (1724­ 1783) жил в то время, когда в России стала зарождаться наука, он был младшим сов­ ременником М.В. Ломоно­ сова, выдающегося ученого и глубоко верующего чело­ века. Нам неведомо, знали ли они друг друга и в какой степени. Но вот что интерес­ но: оба они говорят о естес­ твенном Откровении Божи- ем, используя один и тот же образ книги. «Создатель дал роду человеческому две кни­ ги. В одной Он показал Свое величество, вдругой —Свою волю.Первая —видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, смотря на огром­ ность, красоту и стройность его зданий, признал Божес­ твенное всемогущество, по вере ему дарованного поня­ тия. Вторая книга —Священ­ ное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению», —чи­ таем мы у М.В. Ломоносова. А вот что пишет св. Тихон Задонский: “Бог творит мир, как книгу. Якоже бо сочини­ тель книги из разума своего износит слова, и написует их на хартии, и тако сочиняет книгу, и как бы из ничего не­ что делает: тако премудрый и всемогущий Создатель, что в Божественном Своем разуме имел, и что восхотел, все сотворил, и как бы книгу из двух листов, то есть неба и земли состоящую, сочи­ нил” [1, с.519]. И еще: “Из видимого мира как из книги видна благость Божия” [1, с.71]. Приведенные цитаты показывают общность ми­ ровоззрения обоих авторов. М.В. Ломоносов потому и был универсальным ученым, что видел в устроении мира руку Творца. Также и святи­ тель Тихон, не имея специ­ ального естественнонаучно­ го образования, выстраивал правильную иерархическую картину устройства миро­ здания. Это мы увидим из его творений. В предлагаемой книге [1] для освещения рассматрива­ емой темы можно рекомен­ довать следующие разделы: Бог —Творец мира и человека (с.68-69); Мир — Вселенная (с.518-522); Творение (с.1034- 1035) а также отдельные воп­ росы (с.с. 71, 73, 74; 92-93; 101; 454; 763; 767; 791). Сде­ лаем обзор указанных мест «Симфонии», обращаясь по ходу изложения к данным современной науки. Бог—Творецмира [1, с.68]. Это положение сразу же оп­ ределяет ход всего дальней­ шего изучения нашего мира, действующих в нем законов. Если наш мир имеет Творца, то можно говорить о причи­ не и цели создания мира, о плане, по которому он был сотворен. И действительно, «в мире существует дивная гармония» [1, с.1034], в его устроении виден план, видна красота и целесообразность — видимый мир сам свиде­ тельствует о своем Творце, и не только о Его существова­ нии, но и о таких Его свойс­ твах, как Всемогущество [1, с.519], Премудрость [1, с.68- 69, 763], Благость [1, с.71, 520-521], Любовь [1, с.454]. Бог сотворил мир «из ни­ чего и без всякого труда, еди­ ным хотением и словом» [1, с.519]. «Ничто» — это нуль материального и духовного, действуя на который, Бог, Существо бесконечное, Сво­ ей бесконечной Энергией со­ здал единожды тварный мир. Такое объяснение, заимство­ ванное из математическо­ го анализа, приводят неза­ висимо пришедшие к нему св. Игнатий (Брянчанинов) и французский математик Рэнэ де Клере. В созданном мире Творец установил зако­ ны, чтобы они действовали в течение “седьмого дня”. Это законы сохранения и закон возрастания энтро­ пии. Оба они справедливы для замкнутых систем, ка­ ковой в физическом смысле и является наша Вселенная. Законы сохранения указыва­ ют на симметрию и красоту мироздания. Так сохранение энергии связано с однород­ ностью времени, сохранение импульса —с однородностью пространства, сохранение момента импульса —с изот­ ропностью пространства. Это обеспечивает независимость экспериментов от места и времени их проведения. Все сказанное имеет подтвержде­ ние в Священном Писании: Бог творил наше мироздание шесть «дней», а затем «почил отдел Своих» (Быт. 2:3), т.е. от дел творения; и сколько Им сотворено, столько и оста­ лось, потому что “у Него нич­ то не выбывает” (Ис. 40:26), и без вмешательства Божия, созданный Им мир сам со­ бою не может обратиться в «ничто». Но он может раз­ рушиться, обратиться в хаос — согласно закону увеличе­ ния энтропии (беспорядка) в замкнутых системах. Поэ­ тому для сохранения Богом установленного порядка во Вселенной необходим Про­ мысл Божий, т.е. постоянная связь творения с Творцом, постоянное воздействие Бо- жие, корректирующее все процессы, происходящие в мире и сохраняющее красо­ ту и благолепие мироздания. Это значит, что наш мир, бу­ дучи системой замкнутой в физическом смысле, не яв­ ляется таковой в смысле ду­ ховном: он открыт действию Божию. Промысл Божий — это управление Божие ми­ ром, и «все, что ни бывает, по Божию святому Промыслу бывает» [1, с. 768]. Рассмат­ риваемый закон действует не только в физическом, но и в духовном мире: если чело­ век эгоистичен, себялюбив, стремится к удовольствиям (гедонизм), то он дегради­ рует как личность. Также и сообщество людей, культи­ вирующих свою исключи­ тельность (национальную, религиозную, социальную), не может быть стабильным. Атеистическое общество, оторвавшееся от Бога, рано или поздно разваливается и перестает существовать. Это законы, установленные Бо­ гом, и знать их должен каж­ дый человек. Отталкиваясь от начала термодинамики, учитель физики может под­ вести своих слушателей к их пониманию. Перейдем теперь к воп­ росу о человеке, о его месте в тварном мире. Святитель Тихон говорит: “Мир сотво­ рен ради человека” [1, с. 71, 519-520]. На языке естест­ венных наук это утверждение имеет название «Антропный принцип». В конце прошло­ го столетия было установ­ лено, что численные значе­ ния мировых физических констант (гравитационной постоянной, заряда и массы электрона, скорости света, постоянной Планка и проч.) таковы, что обеспечивают существование плотных об­ разований (атомов, молекул, планет) —первого и необхо­ димого условия жизни чело­ века; малейшее изменение хотя бы одной константы делает существование таких образований невозможным. Можно привести примеры расширения этого принципа на область химии, биологии, астрофизики. Таким обра­ зом, именно человек —цель создания материального мира, и земля наша —центр Вселенной, не в физическом смысле, а с точки зрения зна­ чимости в очах Божиих. Это указывает на иерархичность мироустроения, которую кратко можно определить словами святителя Тихона Задонского: «Нам вся тварь повелением Божиим слу­ жит» [1, с.74]. Человек познает окру­ жающий мир по повелению Божию (Еккл. 1:13). Как царь Вселенной, господин, отвечающий перед Богом за порядок в своем доме, че­ ловек должен хорошо раз­ бираться в своем хозяйстве; как раб Божий, он призван познавать Бога, и в этом ему помогает изучение мира. «Все вещи в мире суть как следы Божии, и свидетель­ ствуют человеку о Боге. Из них мы познаем Божествен­ ное Его шествие и Самого Бога» [1, с.520-521]. Про­ цесс познания всегда идет под наблюдением Божиим, т.к. Промысл Его действу­ ет непрестанно. Но опти­ мальным он является в том случае, когда познаватель­ ная деятельность человека совпадает с волей Божией. В противном случае Гос­ подь попускает человеку — для его научения — делать ошибки, которые иногда приводят к тупиковым на­ правлениям (деятельность советских академиков А.И. Опарина, Т.Д. Лысенко), а иногда могут быть и прямо опасны (расщепление ато­ мов и изучение ядерных ре­ акций, приведшие к созда­ нию атомной и водородной бомбы). В своей познавательной деятельности человеку сле­ дует быть осмотрительным, «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» как пособие при изучении естественных наук

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz