Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.

Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 СОБЫТИЕ Итальянское путешествие мироточивой иконы «Умягчение злых сердец» Конференции прошли в университетах, монастыряхи семинариях севера Италии и пользовались большим вни­ манием участников и СМИ. Организатор конференции монах-францисканец про­ фессор Фьоренцо Эмилио Реати известен своими пе­ реводами с итальянского и на итальянский творений святых отцов древней нераз­ деленной Церкви. Особую симпатию к отцу Фьоренцо вызывает его очень важная книга: «Православие. Взгляд сочувствующего католика». Сейчас профессор Реати го­ товит к изданию в Италии «Житие прмц. Великой кня­ гини ЕлизаветыФедоровны». В дальнейших его планах пе­ ревод пятидесяти избранных житий новомучеников и ис­ поведников Российских для итальянских христиан. С Российской стороны в конференции принимали участие профессор Санкт- Петербургской духовной академии доктор историчес­ ких наук М. В. Шкаровский и я, автор этих строк. Был приглашен, но не смог при­ ехать, профессор, протоие­ рей Георгий Митрофанов. Непременным условием организаторов было пре­ бывание на конференции нашей мироточивой ико­ ны. Присутствие Царицы Небесной при столь важ­ ном разговоре о духовном наследии новомучеников, о необходимости войти в драгоценный опыт их стра­ даний за Христа, поднимало духовный «градус» наших встреч, не позволяя ска­ титься до традиционного поиска виновных и бичева­ ния тоталитарного режима. Пришедшие на конферен­ цию христиане-католики с благоговением подходили к иконе и, прикасаясь к исте­ кающему миро, многие на­ чинали плакать. Кроме наших докладов о новомучениках РПЦ, было предложено исследование профессора Реати о постра­ давших за Христа на терри­ тории России представите­ лях Католической церкви. Надо сказать, что к началу гонений число верующих католиков в России прибли­ жалось к пяти миллионам. Изучение следственных дел НКВД позволило выбрать достойные примеры ясного исповедания веры христиа- нами-католиками и их стра­ даний за Христа до смерти. Ряд пострадавших на се­ годняшний день отобраны Католической церковью для процесса беатификации (прославления). Было удивительно в воп­ росах зала, в комментариях к докладам, в этой внешне спокойной и благополучной стране Запада слышать оче­ видную тревогу и даже страх. Христиане Католической церкви не скрывали своей глубокой внутренней трево­ ги от происходящего в мире, от нарастающего безбожия, от атеистичности властей, от либеральной идеологии об­ щества, подчас агрессивно направленной именно про­ тив христианства. Следует признать, что христиане За­ пада с огромным внимани­ ем и даже трепетом воспри­ нимают примеры стойкого стояния за веру наших ново- мучеников, их опыт проти­ востояния идеологической и репрессивной машине бого­ борцев. На каждой конференции мы непременно касались истории давнего почитания католиками Италии иконы «Умягчение злых сердец», хотя до настоящего време­ ни они знали этот образ под именем «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). « М а д о н н а д е л ь Д он» Во время Второй Миро­ вой войны на правом берегу Дона, близ города Павловс­ ка, стояли воевавшие на сто­ роне Германии итальянские горнострелковые части. Во второй половине дека­ бря 1942 года рядовой диви­ зии «Тридентина» итальян­ ского Альпийского корпуса Уго Бальзареидругиесолдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего, укрываясь от страш­ ных бомбардировок в одной из меловых пещер старинно­ го русского монастыря, об­ наружили икону «Умягчение злых сердец». Этому обрете­ нию иконы предшествова­ ло явление Божьей Матери итальянским солдатам, под­ робностей которого мы пока не знаем. Найденная икона была передана в походную церковь военному священ- нику-капеллану отцу Поли­ карпо из Вальданьи. Местные жители расска­ зали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенско­ го Белогорского мужского монастыря. Последним на­ стоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного об­ раза, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали при­ ходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помо­ щи Божьей Матери — Ма­ донны дель Дон. После Острогожско-Рос­ сошанского наступления со­ ветских войск в январе 1943 года, несмотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, води­ мые иконой «Мадонна дель Дон», сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию. Многие ветераны альпийского кор­ пуса вспоминали удивитель­ ное милосердие, которое яв­ ляли им русские женщины. Большинство итальянцев были обморожены и не име­ ли еды. Если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветера­ ны до сих пор помнят рус­ ское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того вре­ мени. Капеллан Поликарпо привез «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (мате­ риковая часть Венеции), где специально для нее была уст­ роена часовня. У этой иконы до сих пор собираются вете­ раны, родные и близкие ита­ льянских солдат, участников тех событий, погибших в той страшной войне. В подлинности этой ис­ тории мы сумели убедиться, прибыв в Венецию с нашим чудотворным образом. На молебне у стоящих рядом двухудивительных икон при­ сутствовали как наши пра­ вославные прихожане, так и итальянцы. Это была очень важная встреча. Важная для умягчения наших сердец, так ожесточенных страшным XX веком. Икона «Донская Мадон­ на» из русского Белогорс­ кого монастыря украшена богатым серебряным окла­ дом, на котором отчеканены розетки со сценами событий 1943 года. По обеим сторо­ нам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода и земля с Дона. На прощание всех соб­ равшихся помазывали ис­ текшим миром. Стоявшие несколько поодаль и наблю­ давшие за происходящим со стороны католические мона­ хи-доминиканцы, не выдер­ жали и тоже подошли под помазание. Д ухо вн ы й опыт Каждый раз, подъезжая к храму, где икону ждали толпы людей, мы станови­ лись свидетелями отклика иконы на людское чаяние. Лишь мы выходили из ма­ шины и начинали движение к людям —миро выступало на всей поверхности киота. Надо сказать, что сам киот во время поездок никогда не вскрывается — таково условие хранителя иконы, продиктованное заботой о сохранности образа. Напом­ ню, чудная икона — лишь бумажное изображение, пре­ дельно пропитанное миром. Полость в раме под иконой, куда стекает миро, осво­ бождается лишь в домаш­ них условиях. Именно тогда многочисленные флакончи­ ки наполняются чистейшей благоухающей жидкостью. Как мы убедились, зако­ ны тяготения, например, тут не властны —миро столь же легко течет и вверх по киоту. Оно с легкостью увеличива­ ется в количестве, и столь же неожиданно может исчезнуть из флакончика. Маленького стеклянного пузырька с ми­ ром легко хватаетдля помаза­ ния многих сотен желающих. Можно привести великое множество различных свиде­ тельств благодатной помощи от Царицы небесной в эти дни, чудесных исцелений, явлений, знамений... Вспо­ минается молодой цыган, за­ шедший в храм. Когда он по­ дошел к иконе стали слышны его вопли и рыдания. Цыган стоял, схватившись за киот и рыдая в голос, и все вре­ мя повторял какие-то слова. Прихожане-молдаване пере­ вели —он кричал: «Что это!? Что со мною происходит!?» Надо сказать, что каждый, оказавшийся рядом с этой святыней, готов был произ­ носить слова изумления. Столь долгое пребывание в тесном общении с этой жи­ вой иконой, в ежедневном предстоянии перед окном раскрытым в райские сады Горнего мира, с обильным вдыханием ароматов не зем­ ного происхождения — все это вызывало желание вслед за апостолами произнести: «Господи! Хорошо нам здесь быть, сделаем здесь три кущ и .» (Мф.17,4). Пути Го сп о д н и Когда пришло время рас­ ставания, и надо было под­ нимать образ и выходить из Миланского храма, запом­ нилась наступившая полная тишина. Все в храме стояли на коленях, склонив голо­ вы, и молились. Наверное, это был главный итог этих дней. Не было ни пения, ни прикладывания иконок, ни протягивания рук за м иром . Люди в полной тишине при­ слушивались к своим серд­ цам, умягченным любовью Сына Божьего и Пречистой Его Матери. Когда я спросил храни­ теля иконы Сергея, куда дальше лежит путь Богоро­ дицы, он ответил, что этого никто не знает, кроме Нее Самой. Путь этот открыва­ ется просто и естественно, и часто вопреки всем на­ шим суетным планам. Под­ час, поездки, казавшиеся нашему мирскому разуму очевидными и легкими, не совершаются вовсе, а пред­ ставляющиеся невозмож­ ными и уже отмененные, совершаются легко. История продолжается, ибо эти же слова любил пов­ торять и другой, приснопа­ мятный хранитель мирото­ чивой иконы, брат Иосиф Муньос: «Икона идет туда, куда хочет». Игумен Митрофан ( Баданин)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz