Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.
Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 СОБЫТИЕ Итальянское путешествие мироточивой иконы «Умягчение злых сердец» Конференции прошли в университетах, монастыряхи семинариях севера Италии и пользовались большим вни манием участников и СМИ. Организатор конференции монах-францисканец про фессор Фьоренцо Эмилио Реати известен своими пе реводами с итальянского и на итальянский творений святых отцов древней нераз деленной Церкви. Особую симпатию к отцу Фьоренцо вызывает его очень важная книга: «Православие. Взгляд сочувствующего католика». Сейчас профессор Реати го товит к изданию в Италии «Житие прмц. Великой кня гини ЕлизаветыФедоровны». В дальнейших его планах пе ревод пятидесяти избранных житий новомучеников и ис поведников Российских для итальянских христиан. С Российской стороны в конференции принимали участие профессор Санкт- Петербургской духовной академии доктор историчес ких наук М. В. Шкаровский и я, автор этих строк. Был приглашен, но не смог при ехать, профессор, протоие рей Георгий Митрофанов. Непременным условием организаторов было пре бывание на конференции нашей мироточивой ико ны. Присутствие Царицы Небесной при столь важ ном разговоре о духовном наследии новомучеников, о необходимости войти в драгоценный опыт их стра даний за Христа, поднимало духовный «градус» наших встреч, не позволяя ска титься до традиционного поиска виновных и бичева ния тоталитарного режима. Пришедшие на конферен цию христиане-католики с благоговением подходили к иконе и, прикасаясь к исте кающему миро, многие на чинали плакать. Кроме наших докладов о новомучениках РПЦ, было предложено исследование профессора Реати о постра давших за Христа на терри тории России представите лях Католической церкви. Надо сказать, что к началу гонений число верующих католиков в России прибли жалось к пяти миллионам. Изучение следственных дел НКВД позволило выбрать достойные примеры ясного исповедания веры христиа- нами-католиками и их стра даний за Христа до смерти. Ряд пострадавших на се годняшний день отобраны Католической церковью для процесса беатификации (прославления). Было удивительно в воп росах зала, в комментариях к докладам, в этой внешне спокойной и благополучной стране Запада слышать оче видную тревогу и даже страх. Христиане Католической церкви не скрывали своей глубокой внутренней трево ги от происходящего в мире, от нарастающего безбожия, от атеистичности властей, от либеральной идеологии об щества, подчас агрессивно направленной именно про тив христианства. Следует признать, что христиане За пада с огромным внимани ем и даже трепетом воспри нимают примеры стойкого стояния за веру наших ново- мучеников, их опыт проти востояния идеологической и репрессивной машине бого борцев. На каждой конференции мы непременно касались истории давнего почитания католиками Италии иконы «Умягчение злых сердец», хотя до настоящего време ни они знали этот образ под именем «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). « М а д о н н а д е л ь Д он» Во время Второй Миро вой войны на правом берегу Дона, близ города Павловс ка, стояли воевавшие на сто роне Германии итальянские горнострелковые части. Во второй половине дека бря 1942 года рядовой диви зии «Тридентина» итальян ского Альпийского корпуса Уго Бальзареидругиесолдаты взвода лейтенанта Джузеппе Перего, укрываясь от страш ных бомбардировок в одной из меловых пещер старинно го русского монастыря, об наружили икону «Умягчение злых сердец». Этому обрете нию иконы предшествова ло явление Божьей Матери итальянским солдатам, под робностей которого мы пока не знаем. Найденная икона была передана в походную церковь военному священ- нику-капеллану отцу Поли карпо из Вальданьи. Местные жители расска зали отцу Поликарпу, что эта икона из разоренного и взорванного большевиками пещерного Воскресенско го Белогорского мужского монастыря. Последним на стоятелем монастыря был игумен Поликарп. Не зная названия обретенного об раза, итальянцы называли икону «Madonna del Don» («Донская Мадонна»). В Альпийском корпусе вскоре все узнали об этой святой находке и стали при ходить к иконе помолиться о своем спасении. Многие потом были твердо уверены, что уцелели в тех страшных боях лишь благодаря помо щи Божьей Матери — Ма донны дель Дон. После Острогожско-Рос сошанского наступления со ветских войск в январе 1943 года, несмотря на явную угрозу окружения, остатки итальянского корпуса, води мые иконой «Мадонна дель Дон», сумели благополучно покинуть пределы России и вернуться в Италию. Многие ветераны альпийского кор пуса вспоминали удивитель ное милосердие, которое яв ляли им русские женщины. Большинство итальянцев были обморожены и не име ли еды. Если бы не доброта и помощь русского населения, они бы все погибли. Ветера ны до сих пор помнят рус ское слово «картошка», ибо это была единственная еда в русских селениях того вре мени. Капеллан Поликарпо привез «Донскую Мадонну» в Италию, в Местре (мате риковая часть Венеции), где специально для нее была уст роена часовня. У этой иконы до сих пор собираются вете раны, родные и близкие ита льянских солдат, участников тех событий, погибших в той страшной войне. В подлинности этой ис тории мы сумели убедиться, прибыв в Венецию с нашим чудотворным образом. На молебне у стоящих рядом двухудивительных икон при сутствовали как наши пра вославные прихожане, так и итальянцы. Это была очень важная встреча. Важная для умягчения наших сердец, так ожесточенных страшным XX веком. Икона «Донская Мадон на» из русского Белогорс кого монастыря украшена богатым серебряным окла дом, на котором отчеканены розетки со сценами событий 1943 года. По обеим сторо нам иконы стоят стеклянные чаши, в которых хранится вода и земля с Дона. На прощание всех соб равшихся помазывали ис текшим миром. Стоявшие несколько поодаль и наблю давшие за происходящим со стороны католические мона хи-доминиканцы, не выдер жали и тоже подошли под помазание. Д ухо вн ы й опыт Каждый раз, подъезжая к храму, где икону ждали толпы людей, мы станови лись свидетелями отклика иконы на людское чаяние. Лишь мы выходили из ма шины и начинали движение к людям —миро выступало на всей поверхности киота. Надо сказать, что сам киот во время поездок никогда не вскрывается — таково условие хранителя иконы, продиктованное заботой о сохранности образа. Напом ню, чудная икона — лишь бумажное изображение, пре дельно пропитанное миром. Полость в раме под иконой, куда стекает миро, осво бождается лишь в домаш них условиях. Именно тогда многочисленные флакончи ки наполняются чистейшей благоухающей жидкостью. Как мы убедились, зако ны тяготения, например, тут не властны —миро столь же легко течет и вверх по киоту. Оно с легкостью увеличива ется в количестве, и столь же неожиданно может исчезнуть из флакончика. Маленького стеклянного пузырька с ми ром легко хватаетдля помаза ния многих сотен желающих. Можно привести великое множество различных свиде тельств благодатной помощи от Царицы небесной в эти дни, чудесных исцелений, явлений, знамений... Вспо минается молодой цыган, за шедший в храм. Когда он по дошел к иконе стали слышны его вопли и рыдания. Цыган стоял, схватившись за киот и рыдая в голос, и все вре мя повторял какие-то слова. Прихожане-молдаване пере вели —он кричал: «Что это!? Что со мною происходит!?» Надо сказать, что каждый, оказавшийся рядом с этой святыней, готов был произ носить слова изумления. Столь долгое пребывание в тесном общении с этой жи вой иконой, в ежедневном предстоянии перед окном раскрытым в райские сады Горнего мира, с обильным вдыханием ароматов не зем ного происхождения — все это вызывало желание вслед за апостолами произнести: «Господи! Хорошо нам здесь быть, сделаем здесь три кущ и .» (Мф.17,4). Пути Го сп о д н и Когда пришло время рас ставания, и надо было под нимать образ и выходить из Миланского храма, запом нилась наступившая полная тишина. Все в храме стояли на коленях, склонив голо вы, и молились. Наверное, это был главный итог этих дней. Не было ни пения, ни прикладывания иконок, ни протягивания рук за м иром . Люди в полной тишине при слушивались к своим серд цам, умягченным любовью Сына Божьего и Пречистой Его Матери. Когда я спросил храни теля иконы Сергея, куда дальше лежит путь Богоро дицы, он ответил, что этого никто не знает, кроме Нее Самой. Путь этот открыва ется просто и естественно, и часто вопреки всем на шим суетным планам. Под час, поездки, казавшиеся нашему мирскому разуму очевидными и легкими, не совершаются вовсе, а пред ставляющиеся невозмож ными и уже отмененные, совершаются легко. История продолжается, ибо эти же слова любил пов торять и другой, приснопа мятный хранитель мирото чивой иконы, брат Иосиф Муньос: «Икона идет туда, куда хочет». Игумен Митрофан ( Баданин)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz