Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.
Т Е М А Н О М Е Р А Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 Взаимодействие Церкви и военных- приносит добрые плоды 9 декабря в г. Мурманске прошла научно-практическая конференция «Возможности служения духовенства в условиях современных Вооруженных Сил Российской Федерации» Конференция подготов лена и проведена епархи альным отделом по взаимо действию с Вооруженными Силами и ее руководителем протоиереем Андреем Аме линым. Среди участников конференции были предста витель Министерства Обо роны РФ Борис Михайлович Лукичев, заведующий кан целярией Синодального от дела МП по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными ор ганами РФ, кандидат бого- Протоиерей Андрей Амелин словия протоиерей Сергий Привалов, начальник отдела по работе сличным составом Северного Флота, капитан I ранга Максим Валентино вич Ратников, писатель-аф ганец Виктор Николаевич Николаев, представители епархиальных отделов, ко мандиры в/ч, духовенство епархии, окормляющие во еннослужащих в вверенных им приходах. В своем приветственном слове правящий архиерей Мурманской и Мончегор ской епархии архиепископ Симон обратил внимание участников конференции на необходимость сотруд ничества Армии и Церкви, а также указал на опреде ленные причины, которые мешают полноценной ра боте в пастырском окорм- лении военнослужащих. После выступления пра вящего архиерея свой до клад по теме конференции предложил слушателям ру ководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Андрей Амелин. Главный вопрос, заявленный в теме, обсуждался в различ ных аспектах - возрождение структуры военного духо венства, возможности, про блемы, востребованность, практическая деятельность, философское осмысление. В целом, конференция показала, что взаимодейс твие между Армией и Фло том уже на данном этапе приносит свои добрые пло ды. И даже, несмотря на определенные трудности в возрождении института во енного духовенства, в це лом это не отражается на сотрудничестве, а наоборот, дает возможность приобре тения ценного опыта, кото рый должен стать основой в дальнейшей работе пасты рей и командиров. П Р О Т О И Е Р Е Й В А Л Е Р И Й К О М А Р О В Д О К Л А Д Н А К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И Облик современного военного священника (духовный, нравственный и образовательный аспекты) В «ОСНОВАХ социальной концепции Русской Право славной Церкви» говорится: «Православные пастыри - как несущие послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на прихо дах — призваны неукосни тельно окормлять военно служащих, заботясь об их нравственном состоянии». Без нравственных основ Армия перестанет быть спло ченным социальным инсти тутом, а превратится в сбо рище вооруженных людей, способных на самые страш ные злодеяния. Поэтому так важно, чтобы воинство вос питывалось в духе верности высоким нравственным иде алам. Воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравс твенной платформе. Это отмечали все выдающиеся полководцы. Любой социальный инс титут, прежде всего Армия, достойны уважения и пас тырского внимания Церкви. Задача священника в Армии помочь воину с религиоз но-нравственной точки зре ния правильно осмыслить дело, которым он занима ется, чтобы он осознал его нравственно оправданным и даже делом святым; научить служить нравственным иде алам, чтобы оправдать те жертвы, которые приносит человек в армейских услови ях — значительные ограни чения человеческих свобод: свободы творчества, слова, социально-экономического права. Эта одинаково общая для Церкви и Армии задача ста вит, прежде всего, перед са мой Церковью ряд вопросов, один из которых —КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЕН НЫЙ СВЯЩЕННИК, что бы помочь верующему воен нослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации в деле его духовно-нравс твенного становления. Чтобы обозначить ориен тиры в решении этого вопро са, необходимо рассмотреть идеал современного военно го священника в его духов ном, нравственном, образо вательном аспектах. Духовность пастыря есть отличительная черта его, как священнослужителя, подра жающего своему Единому Пастырю — Господу Иисусу Христу. Архиепископ Ио анн Шаховской, рассуждая в своей книге о философии православного пастырства, указывает на существенное условие, при котором свя щенник может стать насто ящей солью для мира, всех его слоев - пастырь «должен быть духовно выше своей паствы», быть «в мире, но не от мира». Он не должен быть «обмирщенным». «Из лишества в естественных потребностях, посещение развлечений, занятие поли тическими злободневными вопросами и т.п. — невоз можные явления в жизни пастыря. Священникдолжен быть светло-беспристрастен ко всем людям, судить о них лишь евангельским оком... Евангельская необмирщен- ность - несвязанность пасты ря ни с какими ценностями земными, как материальны ми, так и идейными, может сделать пастыря свободным во Христе». Свободным от греха. Внутренняядуховная сво бода для военного священ ника —это залог его успеха в общении с военнослужащим любого ранга —от солдатадо генерала. К такому пастырю будет легок приход человека всяких убеждений, потому что такой пастырь во всех случаях общения беспри страстно «зрит на бессмер тную душу», чтобы помочь всякой душе прийти к очи щению, к Церкви. Цель во енного священника —быть действительно «отцом ду ховным» и для солдат, и для офицеров, ведя их к Единому Отцу Небесному. Философия такого пастыря — «сделать все, чтобы поставить себя в условия одинаковой близос ти ко всем и всех поставить одинаково близко к себе». Совершенно очевидно, что имеющийдуховный опыт в молитве и в постоянной борьбе с собственной грехо вностью священник сможет помочь преодолеть духовные недуги и научить молиться своих пасомых. Умеренный аскетизм такого священнос лужителя не испугает и не отвратит от духовной жизни воинов земных, возводя их в степень воинов духовных, способных противостоять невидимому врагу, дьяволу. Мы много раз употреби ли слово «духовность», «ду ховный». Но как понимает ся это слово в современном обществе, в самой Армии? Под «духовностью» по нимается все, что угод но — мораль, нравствен ность, этические установки. А между тем, Православие под духовностью разумеет вещи иного порядка. Пони мание Православия исходит из того, что Духом является Бог, и духовность —это Бо- гоподобие. Духовность чело века определяется степенью уподобления его Богу. Не зря в Православной Церк ви существует официальное обращение к священнику (иерею) «Ваше преподобие», указывающее на цель пас тырского служения. Пастырь в своем служении должен приобретать те качества, ко торые уподобляют его Богу, по слову ап. Павла: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), и вести за собой людей ко Христу. Чтобы понять разницу между понятиями «духов ность» и «нравственность», попробуем вспомнить, кто осудил и распял Христа. Первосвященники, закон ники, фарисеи - люди, к которым с нравственной точки зрения нельзя предъ явить никаких обвинений, морально они были чисты, т.е. как положено исполня ли закон: они не воровали, не пьянствовали, не убива ли, не грабили, они, кажет ся, были чисты, но страш ная гордыня обуревала их в связи с этой добродетель ностью. Кто-то скажет — «А как же евангельская нравствен ность? Разве недостаточно только знать этот закон, чтобы быть духовным?» Продолжение на стр. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz