Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.

Т Е М А Н О М Е Р А Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 Взаимодействие Церкви и военных- приносит добрые плоды 9 декабря в г. Мурманске прошла научно-практическая конференция «Возможности служения духовенства в условиях современных Вооруженных Сил Российской Федерации» Конференция подготов­ лена и проведена епархи­ альным отделом по взаимо­ действию с Вооруженными Силами и ее руководителем протоиереем Андреем Аме­ линым. Среди участников конференции были предста­ витель Министерства Обо­ роны РФ Борис Михайлович Лукичев, заведующий кан­ целярией Синодального от­ дела МП по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными ор­ ганами РФ, кандидат бого- Протоиерей Андрей Амелин словия протоиерей Сергий Привалов, начальник отдела по работе сличным составом Северного Флота, капитан I ранга Максим Валентино­ вич Ратников, писатель-аф­ ганец Виктор Николаевич Николаев, представители епархиальных отделов, ко­ мандиры в/ч, духовенство епархии, окормляющие во­ еннослужащих в вверенных им приходах. В своем приветственном слове правящий архиерей Мурманской и Мончегор­ ской епархии архиепископ Симон обратил внимание участников конференции на необходимость сотруд­ ничества Армии и Церкви, а также указал на опреде­ ленные причины, которые мешают полноценной ра­ боте в пастырском окорм- лении военнослужащих. После выступления пра­ вящего архиерея свой до­ клад по теме конференции предложил слушателям ру­ ководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Андрей Амелин. Главный вопрос, заявленный в теме, обсуждался в различ­ ных аспектах - возрождение структуры военного духо­ венства, возможности, про­ блемы, востребованность, практическая деятельность, философское осмысление. В целом, конференция показала, что взаимодейс­ твие между Армией и Фло­ том уже на данном этапе приносит свои добрые пло­ ды. И даже, несмотря на определенные трудности в возрождении института во­ енного духовенства, в це­ лом это не отражается на сотрудничестве, а наоборот, дает возможность приобре­ тения ценного опыта, кото­ рый должен стать основой в дальнейшей работе пасты­ рей и командиров. П Р О Т О И Е Р Е Й В А Л Е Р И Й К О М А Р О В Д О К Л А Д Н А К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И Облик современного военного священника (духовный, нравственный и образовательный аспекты) В «ОСНОВАХ социальной концепции Русской Право­ славной Церкви» говорится: «Православные пастыри - как несущие послушание в войсках, так и служащие в монастырях или на прихо­ дах — призваны неукосни­ тельно окормлять военно­ служащих, заботясь об их нравственном состоянии». Без нравственных основ Армия перестанет быть спло­ ченным социальным инсти­ тутом, а превратится в сбо­ рище вооруженных людей, способных на самые страш­ ные злодеяния. Поэтому так важно, чтобы воинство вос­ питывалось в духе верности высоким нравственным иде­ алам. Воинское служение и исполнение воинского долга возможны исключительно на высокой духовно-нравс­ твенной платформе. Это отмечали все выдающиеся полководцы. Любой социальный инс­ титут, прежде всего Армия, достойны уважения и пас­ тырского внимания Церкви. Задача священника в Армии помочь воину с религиоз­ но-нравственной точки зре­ ния правильно осмыслить дело, которым он занима­ ется, чтобы он осознал его нравственно оправданным и даже делом святым; научить служить нравственным иде­ алам, чтобы оправдать те жертвы, которые приносит человек в армейских услови­ ях — значительные ограни­ чения человеческих свобод: свободы творчества, слова, социально-экономического права. Эта одинаково общая для Церкви и Армии задача ста­ вит, прежде всего, перед са­ мой Церковью ряд вопросов, один из которых —КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЕН­ НЫЙ СВЯЩЕННИК, что­ бы помочь верующему воен­ нослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации в деле его духовно-нравс­ твенного становления. Чтобы обозначить ориен­ тиры в решении этого вопро­ са, необходимо рассмотреть идеал современного военно­ го священника в его духов­ ном, нравственном, образо­ вательном аспектах. Духовность пастыря есть отличительная черта его, как священнослужителя, подра­ жающего своему Единому Пастырю — Господу Иисусу Христу. Архиепископ Ио­ анн Шаховской, рассуждая в своей книге о философии православного пастырства, указывает на существенное условие, при котором свя­ щенник может стать насто­ ящей солью для мира, всех его слоев - пастырь «должен быть духовно выше своей паствы», быть «в мире, но не от мира». Он не должен быть «обмирщенным». «Из­ лишества в естественных потребностях, посещение развлечений, занятие поли­ тическими злободневными вопросами и т.п. — невоз­ можные явления в жизни пастыря. Священникдолжен быть светло-беспристрастен ко всем людям, судить о них лишь евангельским оком... Евангельская необмирщен- ность - несвязанность пасты­ ря ни с какими ценностями земными, как материальны­ ми, так и идейными, может сделать пастыря свободным во Христе». Свободным от греха. Внутренняядуховная сво­ бода для военного священ­ ника —это залог его успеха в общении с военнослужащим любого ранга —от солдатадо генерала. К такому пастырю будет легок приход человека всяких убеждений, потому что такой пастырь во всех случаях общения беспри­ страстно «зрит на бессмер­ тную душу», чтобы помочь всякой душе прийти к очи­ щению, к Церкви. Цель во­ енного священника —быть действительно «отцом ду­ ховным» и для солдат, и для офицеров, ведя их к Единому Отцу Небесному. Философия такого пастыря — «сделать все, чтобы поставить себя в условия одинаковой близос­ ти ко всем и всех поставить одинаково близко к себе». Совершенно очевидно, что имеющийдуховный опыт в молитве и в постоянной борьбе с собственной грехо­ вностью священник сможет помочь преодолеть духовные недуги и научить молиться своих пасомых. Умеренный аскетизм такого священнос­ лужителя не испугает и не отвратит от духовной жизни воинов земных, возводя их в степень воинов духовных, способных противостоять невидимому врагу, дьяволу. Мы много раз употреби­ ли слово «духовность», «ду­ ховный». Но как понимает­ ся это слово в современном обществе, в самой Армии? Под «духовностью» по­ нимается все, что угод­ но — мораль, нравствен­ ность, этические установки. А между тем, Православие под духовностью разумеет вещи иного порядка. Пони­ мание Православия исходит из того, что Духом является Бог, и духовность —это Бо- гоподобие. Духовность чело­ века определяется степенью уподобления его Богу. Не зря в Православной Церк­ ви существует официальное обращение к священнику (иерею) «Ваше преподобие», указывающее на цель пас­ тырского служения. Пастырь в своем служении должен приобретать те качества, ко­ торые уподобляют его Богу, по слову ап. Павла: «и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), и вести за собой людей ко Христу. Чтобы понять разницу между понятиями «духов­ ность» и «нравственность», попробуем вспомнить, кто осудил и распял Христа. Первосвященники, закон­ ники, фарисеи - люди, к которым с нравственной точки зрения нельзя предъ­ явить никаких обвинений, морально они были чисты, т.е. как положено исполня­ ли закон: они не воровали, не пьянствовали, не убива­ ли, не грабили, они, кажет­ ся, были чисты, но страш­ ная гордыня обуревала их в связи с этой добродетель­ ностью. Кто-то скажет — «А как же евангельская нравствен­ ность? Разве недостаточно только знать этот закон, чтобы быть духовным?» Продолжение на стр. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz