Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.
В З Г Л Я Д П И С А Т Е Л Я Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 11 В Р А М К А Х Н А У Ч Н О - П Р А К Т И Ч Е С К О Й К О Н Ф Е Р Е Н Ц И И ВПЕРВЫЕ я увидела писа теля, лауреата литературных премий, участника войны в Афганистане и в горя чих точках бывшего СССР, кавалера ордена Красной Звезды, майора в отставке, а теперь алтарника одного из московских храмов Вик тора Николаева год назад. Вот тогда-то я и узнала, что известность к нему пришла жены, которая находилась за тысячи километров от меня. Мы не были людьми крещенными, но я считаю, если в роду хоть один кре щенный был, то состояние веры начнет передаваться из рода в род. Видимо, этот момент настал. Жена на чала читать молитву в тот момент, когда я ползал по минному полю. Ее молитва сула гнойника величиной с куриное яйцо, прилепив шаяся к серому полушарию, была цела. Гнойник лопнул в сантиметре от головы толь ко тогда, когда врач, точно сапер, вынул опасный ша рик наружу. Такого за свою тридцатилетнюю практику хирург еще не встречал. После реабилитации я стал потихоньку приходить матери — Герои Советского Союза, а родной брат имел две тяжелые судимости за разбой, а в итоге убит. Так война и тюрьма ему стали знакомы не понаслышке. Писатель говорил: — В России каждый жи тель постоянно стоит перед выбором между добром и злом, между вечной смер тью и Вечной Жизнью с Гос- о непростых людских судь бах, доверенных ему в Ша- мординской обители. В перерыве я спрашиваю у него: —Который раз вы уже в Мурманске? Как вам город, Север? —Я приехал сюда уже в третий раз. Есть епархии, куда приезжаешь с удоволь ствием. Чем хороша, на- В книге должна быть только правда сразу после издания «Жи- вый в помощи», книги, вер нувшей людям веру в силу русского духа, гордость за своих соотечественников — рядовых и оф ицеров. Представив его слуша телям семинара для воен нослужащих и священнос лужителей, протоиерей Андрей Амелин, настоятель мурманского храма Спас на водах, попросил в зале ти шины, объяснив тем, что из-за контузии этот человек не может говорить громко. К кафедре вышел среднего роста мужчина, на первый взгляд, сугубо штатский, и речь свою начал спокойно, без пафоса, но с каждым произнесенным им словом, я чувствовала, какой силы и мощи стоит передо мной человек, остальное дорисо вало воображение. Тогда, в ноябре 2010 года, его выступление поразило меня до глубины души, осо бенно история о силе молит вы женщины, матери, жены. Когда он служил в Афганис тане, у него была своя поис ково-десантная группа. Уже под конец войны ребята из спецназа были зажаты ду хами в горах на высоте 3200 метров, и нужно было их срочно оттуда вытаскивать. Из двадцати несколько уже убиты, многие ранены. Виктор Николаев рас сказывал: — Забирали мы своих всегда и в любом состоянии. Местонахождение опре деляли по факелу, но сесть вертолет не смог. Сброси ли тросы, забрали ребят на борт, пересчитали по голо вам и поспешили на базу, но при заходе на посадку были сбиты возле своего же аэродрома. Я упал на кучу наших ребят, что в боль шей степени и спасло мне жизнь, хотя и не обошлось без серьезной контузии. Помню, как выбрался из вертолета и около двадцати минут ползал по минному полю. Каждые 40 сантимет ров —мина. Когда я весь в крови вылез из вертолета, я оказался на сердце у моей была чем-то похожа на мо литву «Отче наш». Закончилась война, я вернулся домой, поступил в Военную академию в Мос кве, где и дал знать о себе результат моей контузии. На третьем курсе, отвечая на вопрос преподавателя, я потерял сознание. Меня доставили в госпиталь в нейрохирургию, где опре делили рак —опухоль в виде гнойника величиной с ку риное яйцо находилась у меня в левой височной доле и имела очень нестабиль ное состояние, в некоторых местах, видимо, гной начал просачиваться в мозговую оболочку. Врачи пригласили мою жену и сказали, что де лать операцию смысла нет, потому как я все равно умру, максимум проживу месяц. Каким мужеством в крити ческий момент может обла дать женщина, принимаю щая на себя удар, который и мужчине-то не всегда уда ется принять. Жена сказала врачам операцию делать, а там, будь, что будет. У нас дома была бумаж ная иконка Владимирской Божией Матери и поясок «Живый в помощи», кото рый мы однажды, гуляя по Москве, купили в одном из монастырей. И видимо эти святыни были приобретены как раз для этого момента. Когда началась операция, моя жена встала на молит ву. Восемь часов шла опера ция, и восемь часов она бес престанно читала молитву «Живый в помощи» с этого пояска. Только заканчива ла и начинала снова. А моя дочь, ей тогда всего шесть лет было, взяла бумажную иконку Владимирской Бо- жией Матери, прижала к себе и таким образом в углу квартиры просидела всю операцию, не прося у мате ри ни пить, ни есть (казалось бы, что может понимать ребенок в таком возрасте). Когда на шестом часу опера ции мне вскрыли голову, то оказалось, гноя в мозгу нет. Хирург стал свидетелем на стоящего чуда: зыбкая кап- Книгу надо выносить, посеять, как хлеб: сначала озимые прорасти должны, затем росточкам взойти нужно. Книга, как хлеб, ухода тре бует, вырвать сорня ки, ненужные мысли, отлежаться дать, а уж затем время сб о ра урожая приходит, и опять нужно дать отлежаться хлебушку в себя, вновь учиться ходить, разговаривать. А восстано вившись физически, решил написать книгу о той вой не, которую увидел. Войну, где были не просто кровь и разбой, как нам пытаются сегодня это навязать, а где, прежде всего, был подвиг, мужество нашего человека, героизм. Мужество наших женщин, потому что воевать гораздо легче, чем ждать... Виктор Николаев напи салдокументальную повесть «Из рода в род», рассказыва ющую о людях, находящих ся в заключении. Сегодня «мутной» литературы хоть отбавляй, не то, что раньше. Русские классики Достоев ский, Толстой своих героев выискивали среди каторж ников и убийц. Да только в тюрьмах современную «тю ремную» литературу сами уголовники не читают, а вот рукопись книги Виктора Николаева «авторитетные заключенные» прочитали за ночь и вынесли вердикт: на общие деньги закупить кни гу в количестве 300 экземп ляров. И прочитав, впервые перешагнули церковный п орог. В звенящей тишине про шлогодней конференции Виктор Николаевич говорил нам о том, почему взялся за эту тему. «Из рода в род» — книга о родовом грехе. Два деда писателя по отцу и по подом. Даже в русских по говорках запечатлена тема словесно-генетической па мяти народа: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся.», «Кому война, а кому —мать родн а.» Говорят: «Бесплатный сыр бывает только в мыше ловке». Виктору Николаеву один заключенный сказал: «Передай на волю, что бес платного сыра в мышеловке не бывает, потому что крыса за него платит самым доро гим — жизнью». Поэтому все, что с нами происходит, всегда имеет определенную цену. Третья книга В. Никола ева вышла под названием «БезОтцовщина», где рас сказывается уже о нелегкой судьбе подростков из де тских колоний, где писатель рассуждает о проблемах де тства и нравственного вос питания в России. Уже на научно-практи ческой конференции этого года по теме «Возможности служения духовенства в ус ловиях современных Воо руженных Сил Российской Федерации» Виктор Нико лаевич вновь выступает пе ред уважаемым собранием военных и священников. В этот раз он рассказал о войне во имя жизни, пред ставляя свою новую книгу «Время подумать о главном. Шамординские истории», пример, Мурманская епар хия? Тем, что здесь сразу все как-то по душе: прием вла дыки, общение с людьми, народ простой, несмотря на сложные климатические ус ловия, непростую финансо вую ж и зн ь . Поэтому любое общение с ними доставляет духовное удовольствие. У меня здесь проходили очень хорошие встречи, надеюсь, приехать еще. —Вы выступали у каде тов, на ваш взгляд, отлича ются дети Севера от столич ных? — Отличаются. Здесь более терпеливые, спокой ные, рассудительные, более внимательные к жизнен но-сложным вещам, более послушны родителям. Ви димо, трудности жизни на Севере накладывают хоро ший отпечаток на их пове дение. Некоторые, задавая мне вопрос, даже краснели, что сегодня явление крайне редкое. Говорит это и о хоро шем родительском воспита нии. Особенно дети воен ных Севера —это, конечно же, не дети военных столи цы. В Москве жизнь проще. — Виктор Николаевич, из-за контузии вы говорите тихо, в выступлениях вам это не мешает? —Да, речь у меня негром кая, но, в каких бы местах я не выступал, встречаясь с са мой разной категорией лю дей: студентами, военными, заключенными, подростка ми в тюрьме, практически везде, когда веду неспеш ный, спокойный разговор, меня слушают в звенящей тишине. Просто в разгово ре не нужно заискивать, не нужно нравиться слушате лям. Очень быстро в разго воре воспринимают фальшь и желание быть своим, осо бенно подростки и заклю ченные, поэтому с ними всегда нужно разговаривать предельно откровенно. — А сколько лет вашей дочери? Когда она перед операцией молилась за вас, ей было шесть. Продолжение на стр. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz