Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.
Ю Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я Протоиерей Валерий КОМАРОВ Облик современного военного священника (духовный, нравственный и образовательный аспекты) Начало на стр. 3 Да, духовность невоз можна без евангельской нравственности. Нравс твенность же может быть без духовности, и тогда эта нравственность, как прави ло, превращает человека, по выражению профессора А.И. Осипова, в «святого» сатану. Нравственность без духов ности губительна для чело века. Мы можем научить верить солдата в правоту своего во инского долга, в патриотизм, в силу оруж ия. Но это вос питание нравственных ка честв в человеке, а никак не духовных. Как видно из приведен ных выше примеров, сегодня в Армии ждут от священни ков духовного воспитания военнослужащих, но при этом в обществе подменя ется само понятие «духов ности», смешивая его с по нятиями «нравственности» и «морали». Можно научить человека нравственным принципам, но при этом оставить его вне влияния Духа Божия. Без духовные же пастыри упо добляются слепым вождям слепых, «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). О таких «никуда не годных» пастырях писал последний протопресвитер русской Армии и Флота Ге оргий Шавельский, называя их «молебствователями» и «панихидствователями», за требоисполнительством ко торых не было ни пастырс кого опыта, ни знаний. Священник призывает ся быть для воина «духов ным отцом», а не учителем нравственности или этики. Пастырь должен научить бойца не просто любить свой народ, но прежде все го, любить Бога. Без любви к Небесному Отечеству невоз можно научиться любить и защищать Отечество земное. Духовно опытный наставник будет способен дать воину ту крепкую основу, которая по может ему лично вырасти до понимания святости своего воинского долга, а если это необходимо, и до самопо жертвования за Родину. В связи с вышесказан ным, в Министерстве оборо ны РФ, командирам и стар шим офицерам в в/ч нужно определиться с понимани ем — чего ждать от работы военных священников в Во оруженных Силах—подмены замполитов, в обязанности которых входило решать за дачи морального воспита ния военнослужащих на ос нове марксистко-ленинской философии или духовного наставничества, задача кото рого воспитать в людях пос ледователей духа Христова. Совершенно очевид но, что духовный пастырь представляет собой и высо конравственную личность, способную проявить такие качества, которые необхо димы военному священнику для серьезной и грамотной работы в Вооруженных Си лах. В военное время роль военного священства ста новилась еще важнее и от ветственнее, а вместе с тем и плодотворнее. Такой ее делала сама обстановка во енного времени. Огромная напряженность военной ра боты в боевой обстановке требовала духовной подде ржки для воинов со стороны пастыря Церкви. Главной за дачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству лич ным примером, твердостью духа в сложнейших ситуаци ях, стойкостью в исполнении воинского долга. Другими словами, не словом и прика зом, а делом и показом. Думается, что и сейчас, в относительно мирное время, военный священник должен отличаться своими нравс твенными качествами, чтобы среди своей паствы распро странять христианскую веру и благочестие, поддерживать и воспитывать в воинах прав ду, праведность, долг и честь, быть для них примером. Это будет лучшим продолжением пастырской проповеди. У апостола Павла есть такие слова: «Духовный су дит обо всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 15). Третий аспект —уровень образования современного военного священника. Пастырь призывается пастырствовать в различных культурных слоях мира. Его обязанность - овладеть уров нем понятий каждой среды. С учителями быть учителем, с простецами быть просте цом, с военными быть во енным. Другими словами, пастырь должен возгревать в себе «дар языков» (1 Кор. 12, 10) — дар уметь близко подходить к каждой душе, пользуясь ее понятиями, ее психологией. По слову архи епископа Иоанна Шаховско го, «истинный пастырь, если так можно сказать, —всегда говорит с человеком на его языке, а не на своем. «Для всех» делается всем, чтобы спасти, по крайней мере, не которых» (1 Кор. 9, 22). Сегодня в Армии нуж ны военные священники. Это должны быть лучшие из лучших — с пастырским опытом и с опытом воинс кого служения, с хорошим здоровьем, с блестящим образованием. Думается, что из всех сторон в облике современного военного свя щенника заслуживает осо бого внимания именно та, которая наиболее отвечает духу пастырского служения - его духовная зрелость. Интервью с представителем Министерства Обороны РФ Борисом Михайловичем Лукичевым —Борис Михайлович, ска жите, пожалуйста, вы первый раз в Мурманске? —Второй, по служебным делам приезжал весной это го года, а сегодня приехал уже, как приглашенный на конференцию «Возможности служения духовенства в ус ловиях современных Воору женных Сил Российской Фе дерации», как бы в развитии той моей весенней работы. —Отметили для себя ка кое-то отличие нашего реги она от других регионов Рос сии в военном отношении? —В первую очередь это, конечно же, условия, в ко торых военным здесь прихо дится служить. Географичес кое положение определяет свои стратегические задачи, которые и выполняет Север ный флот по охране наших рубежей. Естественно это Отпечаток Севера в душе у каждого Борис Лукичев накладывает отпечаток и на характер людей, и на их де ятельность, и на их поступ ки, да и в целом на жизнь. — В каких гарнизонах удалось побывать? —Пока только в Северо морске, потому что рабо тал с руководством Флота, а вот с офицерами удалось встретиться со многими. Так получилось, что их в Североморске собирали на подведение полугодовых итогов, и помимо моего выступления, с офицера ми было много разговоров, вопросов и ответов... Состо ялся нормальный свобод ный обмен мнениями. Ведь введение в армию военных священников дело новое, и важно было услышать мнение людей, у которых есть своя практика, свой опыт. И я порадовался, что у всех убеждение, что штат ные военные священники быть должны. Сложнос ти заключаются в том, как организовать их работу без ущерба боевой готовности, как врастить деятельность священника в жизнь подче- ненного воинского коллек тива. И в этом смысле Флот имеет свои особенности, не на всех кораблях есть воз можность размещения для священника х р ам а. Вот эти особенности и надо учиты вать. — А владыку Симона раньше знали, или познако мились только в свой пер вый приезд на Мурман? — Давно. Он уже давно проявил себя, как человек, любящий моряков, оказыва ющий им всемерную подде ржку и помощь, уделяющий много внимания работе с ними, в том числе, в подго товке для Флота кандидатов для назначения их военны ми священниками. —А пообщаться с наши ми священниками удалось? — Пока только с теми батюшками, которые рань ше были военнослужащи ми. Особенно интересным человеком показался мне протоиерей Андрей Аме лин. Сильный и характера серьезного, опыт военной службы имеет, поэтому и эту работу организует конкрет но, интересно, с глубоким понимаем дела. Его опыт для нас особенно бесценен. Отец Александр Козачук, окормляющий в Северо морске храм святого апос тола Андрея Первозванно го, тоже бывший военный. Видно сразу, что северный край на людей свой отпе чаток накладывает, особен но на волевые качества, на преодоление трудностей, но это качества военного, а как люди, они все очень добро желательные, искренние, стремящиеся дело делать по-настоящему качествен но, вот так бы я сказал. Интервью взяла Надежда БОЛЬШАКОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz