Миссионерская православная газета. 2011 г. № 11-12. Декабрь.

Ю Миссионерская православная газета № 1 1 - 1 2 Д Е К А Б Р Ь 2 0 1 1 К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я Протоиерей Валерий КОМАРОВ Облик современного военного священника (духовный, нравственный и образовательный аспекты) Начало на стр. 3 Да, духовность невоз­ можна без евангельской нравственности. Нравс­ твенность же может быть без духовности, и тогда эта нравственность, как прави­ ло, превращает человека, по выражению профессора А.И. Осипова, в «святого» сатану. Нравственность без духов­ ности губительна для чело­ века. Мы можем научить верить солдата в правоту своего во­ инского долга, в патриотизм, в силу оруж ия. Но это вос­ питание нравственных ка­ честв в человеке, а никак не духовных. Как видно из приведен­ ных выше примеров, сегодня в Армии ждут от священни­ ков духовного воспитания военнослужащих, но при этом в обществе подменя­ ется само понятие «духов­ ности», смешивая его с по­ нятиями «нравственности» и «морали». Можно научить человека нравственным принципам, но при этом оставить его вне влияния Духа Божия. Без­ духовные же пастыри упо­ добляются слепым вождям слепых, «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14). О таких «никуда не годных» пастырях писал последний протопресвитер русской Армии и Флота Ге­ оргий Шавельский, называя их «молебствователями» и «панихидствователями», за требоисполнительством ко­ торых не было ни пастырс­ кого опыта, ни знаний. Священник призывает­ ся быть для воина «духов­ ным отцом», а не учителем нравственности или этики. Пастырь должен научить бойца не просто любить свой народ, но прежде все­ го, любить Бога. Без любви к Небесному Отечеству невоз­ можно научиться любить и защищать Отечество земное. Духовно опытный наставник будет способен дать воину ту крепкую основу, которая по­ может ему лично вырасти до понимания святости своего воинского долга, а если это необходимо, и до самопо­ жертвования за Родину. В связи с вышесказан­ ным, в Министерстве оборо­ ны РФ, командирам и стар­ шим офицерам в в/ч нужно определиться с понимани­ ем — чего ждать от работы военных священников в Во­ оруженных Силах—подмены замполитов, в обязанности которых входило решать за­ дачи морального воспита­ ния военнослужащих на ос­ нове марксистко-ленинской философии или духовного наставничества, задача кото­ рого воспитать в людях пос­ ледователей духа Христова. Совершенно очевид­ но, что духовный пастырь представляет собой и высо­ конравственную личность, способную проявить такие качества, которые необхо­ димы военному священнику для серьезной и грамотной работы в Вооруженных Си­ лах. В военное время роль военного священства ста­ новилась еще важнее и от­ ветственнее, а вместе с тем и плодотворнее. Такой ее делала сама обстановка во­ енного времени. Огромная напряженность военной ра­ боты в боевой обстановке требовала духовной подде­ ржки для воинов со стороны пастыря Церкви. Главной за­ дачей священника в военное время, кроме совершения богослужений и треб, было влияние на свою паству лич­ ным примером, твердостью духа в сложнейших ситуаци­ ях, стойкостью в исполнении воинского долга. Другими словами, не словом и прика­ зом, а делом и показом. Думается, что и сейчас, в относительно мирное время, военный священник должен отличаться своими нравс­ твенными качествами, чтобы среди своей паствы распро­ странять христианскую веру и благочестие, поддерживать и воспитывать в воинах прав­ ду, праведность, долг и честь, быть для них примером. Это будет лучшим продолжением пастырской проповеди. У апостола Павла есть такие слова: «Духовный су­ дит обо всем, а о нем судить никто не может» (1 Кор. 2, 15). Третий аспект —уровень образования современного военного священника. Пастырь призывается пастырствовать в различных культурных слоях мира. Его обязанность - овладеть уров­ нем понятий каждой среды. С учителями быть учителем, с простецами быть просте­ цом, с военными быть во­ енным. Другими словами, пастырь должен возгревать в себе «дар языков» (1 Кор. 12, 10) — дар уметь близко подходить к каждой душе, пользуясь ее понятиями, ее психологией. По слову архи­ епископа Иоанна Шаховско­ го, «истинный пастырь, если так можно сказать, —всегда говорит с человеком на его языке, а не на своем. «Для всех» делается всем, чтобы спасти, по крайней мере, не­ которых» (1 Кор. 9, 22). Сегодня в Армии нуж­ ны военные священники. Это должны быть лучшие из лучших — с пастырским опытом и с опытом воинс­ кого служения, с хорошим здоровьем, с блестящим образованием. Думается, что из всех сторон в облике современного военного свя­ щенника заслуживает осо­ бого внимания именно та, которая наиболее отвечает духу пастырского служения - его духовная зрелость. Интервью с представителем Министерства Обороны РФ Борисом Михайловичем Лукичевым —Борис Михайлович, ска­ жите, пожалуйста, вы первый раз в Мурманске? —Второй, по служебным делам приезжал весной это­ го года, а сегодня приехал уже, как приглашенный на конференцию «Возможности служения духовенства в ус­ ловиях современных Воору­ женных Сил Российской Фе­ дерации», как бы в развитии той моей весенней работы. —Отметили для себя ка­ кое-то отличие нашего реги­ она от других регионов Рос­ сии в военном отношении? —В первую очередь это, конечно же, условия, в ко­ торых военным здесь прихо­ дится служить. Географичес­ кое положение определяет свои стратегические задачи, которые и выполняет Север­ ный флот по охране наших рубежей. Естественно это Отпечаток Севера в душе у каждого Борис Лукичев накладывает отпечаток и на характер людей, и на их де­ ятельность, и на их поступ­ ки, да и в целом на жизнь. — В каких гарнизонах удалось побывать? —Пока только в Северо­ морске, потому что рабо­ тал с руководством Флота, а вот с офицерами удалось встретиться со многими. Так получилось, что их в Североморске собирали на подведение полугодовых итогов, и помимо моего выступления, с офицера­ ми было много разговоров, вопросов и ответов... Состо­ ялся нормальный свобод­ ный обмен мнениями. Ведь введение в армию военных священников дело новое, и важно было услышать мнение людей, у которых есть своя практика, свой опыт. И я порадовался, что у всех убеждение, что штат­ ные военные священники быть должны. Сложнос­ ти заключаются в том, как организовать их работу без ущерба боевой готовности, как врастить деятельность священника в жизнь подче- ненного воинского коллек­ тива. И в этом смысле Флот имеет свои особенности, не на всех кораблях есть воз­ можность размещения для священника х р ам а. Вот эти особенности и надо учиты­ вать. — А владыку Симона раньше знали, или познако­ мились только в свой пер­ вый приезд на Мурман? — Давно. Он уже давно проявил себя, как человек, любящий моряков, оказыва­ ющий им всемерную подде­ ржку и помощь, уделяющий много внимания работе с ними, в том числе, в подго­ товке для Флота кандидатов для назначения их военны­ ми священниками. —А пообщаться с наши­ ми священниками удалось? — Пока только с теми батюшками, которые рань­ ше были военнослужащи­ ми. Особенно интересным человеком показался мне протоиерей Андрей Аме­ лин. Сильный и характера серьезного, опыт военной службы имеет, поэтому и эту работу организует конкрет­ но, интересно, с глубоким понимаем дела. Его опыт для нас особенно бесценен. Отец Александр Козачук, окормляющий в Северо­ морске храм святого апос­ тола Андрея Первозванно­ го, тоже бывший военный. Видно сразу, что северный край на людей свой отпе­ чаток накладывает, особен­ но на волевые качества, на преодоление трудностей, но это качества военного, а как люди, они все очень добро­ желательные, искренние, стремящиеся дело делать по-настоящему качествен­ но, вот так бы я сказал. Интервью взяла Надежда БОЛЬШАКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz