Миссионерская православная газета. 2011 г. № 9-10. Октябрь.

Миссионерская православная газета Q С О Б Ы Т И Е № 9 - 1 0 о к т я б р ь 2 0 1 1 9 Свято-Феодоритовским курсам - 5 лет! Каким будет наше «завтра»? Начало на стр. 4 Опыт наших соседей-нор- вежцев в этом смысле бо­ лее однозначен. По крайней мере, такое впечатление оста­ лось от выступления госпожи Ранди Андреассен — редак­ тора газеты «Сёр-Варангер», что издается у наших бли­ жайших соседей по ту сторо­ ну норвежской границы —в Киркенесе. По ее словам, их газета —типичное районное издание, которое старается освещать все стороны жиз­ ни своего муниципалитета. Именно поэтому очень часто на страницах издания появ­ ляются новости и репортажи, извещающие о жизни разных приходов Киркенеса — про­ тестантского, лютеранского, баптистского. Равно как ос­ вещаются и важные события в жизни православной общи­ ны Трифона Печенгского. «Среди наших читате­ лей практически нет людей, равнодушных к вопросам веры, — отметила она. — У нас не страна религиозных фанатиков, но все главные события в жизни людей свя­ заны с церковью —здесь про­ водят конфирмацию детей, крестят, венчают, отпевают... Христианское наследие глу­ боко в наших корнях». Конечно, некий простор для обсуждения, в какой же форме светские СМИ могут рассказывать ожизни Церкви и освещать вопросы религи­ озной жизни, есть. В общем- то, прямой проповеди никто от общественно-политичес­ ких газет и не требует — Это не их миссия, — высказал свой взгляд за­ меститель ответственного редактора журнала Москов­ ской патриархии Евгений Стрельчик. — Религиозная тема в светских СМИ —это особый жанр. Здесь, как и везде, нужен, прежде всего, информационный повод. На мой взгляд, движение долж­ но быть такое: православные СМИ должны расти в про­ фессионализме: того, что ты — православный, вовсе не достаточно для того, чтобы считаться хорошим журна­ листом. Этого мы требуем, в частности, от сотрудников своего журнала, задача ко­ торого — помогать строить Церковь. И мы должны де­ лать это на хорошем профес­ сиональном журналистском уровне. А светские СМИ пусть растут в понимании темы, чтобы не было разных ляпов и несусветицы в осве­ щении каких-либо событий церковной жизни. С этой схемой трудно не согласиться, однако стоит признать, что проблема взаи­ модействия обозначается по­ рой более резко. Со стороны светских журналистов часто можно услышать претензии к Церкви в том, что замал­ чиваются острые проблемы взаимодействия Церкви и общества. Об этом говори­ ла, например, журналистка «Московского комсомольца» Екатерина Сажнева, приведя конкретные примеры из сво­ ей практики. Ее коллега, известный ве­ дущий Андрей Малахов, ко­ торый принял участие в тре­ тьем, последнем, дне работы форума, прибыв в Монче­ горск на встречу с молодежью и интеллигенцией города, за­ острять тему не стал. Однако отметил, что на его взгляд телевиденье действительно очень мало уделяет времени православным передачам. «Да, в «Пусть говорят» сюже­ ты совсем другого плана, но —таков запрос общества, лю­ дям это интересно, - сказал он, отвечая на вопрос, поче­ му такие жутковатые сюжеты проходят в его передаче. - И потом, далеко не все люди, в том числе православные, со­ глашаются идти на контакт и говорить в нашей студии на духовные темы, хотя такие попытки мы делаем». По-настоящему набатные нотки зазвучали в выступле­ ниях петербургского писа­ теля Николая Коняева и его московского коллеги Васи­ лия Дворцова. «Объем невыраженных национальных идей достиг критической точки, глухим, безъязыким молчанием поч­ ти задавив страну, - сказал в своем выступлении Николай Михайлович. - Сегодня мы должны совместными усили­ ями восстановить нравствен­ ные ориентиры, и роль СМИ в этом нельзя преуменьшать. У меня есть и конкретное предложение —ввести в СМИ жанр нравственной рецензии: давать разным значимым яв­ лениям общественной жизни оценку с позиции христианс­ кой морали». О необходимости взять другой информационный курс говорил писатель и пуб­ лицист Дворцов, ведя речь о конце трехсотлетней цивили­ зации материализма. Он счи­ тает, что следующий цивили­ зационный строй может быть только религиозным. Боль­ шую роль он отводит СМИ: «Формированиеинформации сегодня —это формирование нашего общего «завтра». Если придет это понимание, то не будетразличия междуцерков­ ными и светскими средства­ ми массовой информации». Действительно, если пос­ тавить проблему так, то на самом деле уже не будет нуж­ ды спорить, например, кто же формирует нынешнее не­ гативное информационное поле: действительно этого требует читатель и зритель, или же его ведут «на поводке» сами СМИ? Точки сопри- косновения найдутся сами собой, если помнить, что «за­ втра» у журналистов и читате­ лей —общее. Зоя КАБЫШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz