Миссионерская православная газета. 2011 г. № 9-10. Октябрь.

М иссионерская православная газета №9- 10 октябрь 201 1 П Р А В ОС ЛА В НАЯ В С ЕЛ Е ННА Я В р а м к а х фо р ума «Пр аво сл авные и с в е т с к и е СМИ: точки с о п р и к о с н о в е н и я » «Делом, словом, помышлением...» ВЫСТАВКА работ юных ху­ дожников школы искусств имени В.И. Воробья стала украшением Православного епархиального форума. Ко­ локола и колокольчики —ос­ новная тема творчества юных художников школы искусств, среди представленных —ра­ боты учеников, получившие признание на городском, областном и всероссийском уровне. Детская школа искусств Мончегорска не только вы­ полняет свои основные фун­ кции по художественному образованию детей, но давно и целенаправленно создает условия духовного и нравс­ твенно-патриотического рос­ та, что становится возмож­ ным благодаря сближению светского и православного учреждений: детской школы искусств и Свято-Вознесен- ского кафедрального собора. Есть немало точек соприкос­ новения: понимание высоких целей воспитаниядуховности и нравственности, общность взглядов на проблемы вос­ питания подрастающего по­ коления, желание исправить нынешнее положение вещей и общие устремления, на­ правленные на создание нуж­ ных условий и ситуаций. Такое взаимодействие — это работа, которая требует внимания и немалых усилий от каждой из сторон, и нахо­ дится впостоянном развитии. Итогом многолетней работы стала программа совместных мероприятий, которая регла­ ментирует работу как внутри школы, так и вне ее. В стенах нашего учрежде­ ния проходят встречи, беседы с настоятелем Свято-Возне- сенского кафедрального со­ бора протоиереем Иоанном Баюром —«Уроки правосла­ вия». Это не проповедь, это повествования, которые для детей нашей школы искусств стали незабываемыми. Слу­ шая рассказы о православ­ ных праздниках и житиях православных святых, ребя­ та, сознательно или бессозна­ тельно, извлекают пользу из полученных сведений, заин­ тересовываются услышан­ ным, желают понять истину, их сердца горячо откликают­ ся —и это прекрасно! Главная задача этих бесед — посеять добрые мысли, показать по­ ложительные примерыжизни человека на благо других лю­ дей, помочь понять цельжиз­ ни, которая не заканчивается на земле, но продолжается в вечности. Огромно влияние на де­ тей самого настоятеля собора отца Иоанна. Отнего веетспо­ койствием, уверенностью, а мягкий голос и сердечные интонации настоятеля рас­ полагают к нему детей. Лю­ бое общение со священником для ребят —благо, особенно, если оно проходит в храме. В этом убеждаешься, когда ви­ дишь реакцию детей. Бурный и эмоциональный отклик де­ тских сердец говорит об инте­ ресе к теме православия. Ученикам школы были интересны встречи с худож­ ником, расписывающим придел нашего храма, и его профессиональный рассказ о стиле росписей икон и фре­ сок. Благим итогом таких бе­ сед стало то, что некоторые ученики стали задумываться о возможной профессии ико­ нописца... Уже не первый год совмес­ тно с отделом культуры Мон­ чегорска, детской школой искусств им. В.И. Воробья и настоятелем кафедрального собора протоиереем Иоан­ ном Баюром проходит го­ родской конкурс детского изобразительного творчес­ тва «Мой храм». Конкурс с каждым годом привлекает все больше и больше детей, которые учатся в школах и детских садах, занимаются в кружках и студиях. Велико участие самого настоятеля, который при очень большой занятости находит время для работы по организации этого конкурса. Он принимаетлич­ ное участиеи в отборелучших картин, и в выборе подарков для победителей. Трогательно его внимание к ребятам, его желание отметить как можно больше детских рисунков. Школа искусств имеет не­ малые фонды детских работ на тему православия. Ихмож­ но и нужно показывать. Для этого нашему городу давно необходим художественный музей, или хотя бы зал с пос­ тоянной экспозицией. Там могли бы быть представлены работы, созданные как взрос­ лыми гражданами города, так и детьми. Что же делают преподава­ телинашейшколы восновной работе с детьми? Если взять для примера практическую творческую работу ученика по созданию композиции по теме православия, то она не возможна без прочтения библии, евангелия, жития святых. К сожалению, на за­ нятиях выясняется, что мало кто из детей владеет хотя бы минимумом таких знаний. «Воскресную школу», кото­ рая дает эти знания специ­ ально и основательно, посе­ щают единицы. Не все дети с энтузиазмом приступают к работе над композицией по теме православия, но поиск сюжета для картины все- таки заставляет их проявить интерес, сосредоточить вни­ мание на теме, обратить вни­ мание на частности. Ребята работают над од­ ной темой, но результат у всех разный. Для кого-то простое приближение к теме, даже без учета художественных достоинств картины — уже прогресс. Те же, кто владеет нужными знаниями и умени­ ями, становятся участника­ ми православных конкурсов изобразительного творчества (регионального, российского и международного уровней). Ученики нашей школы при­ нимали участие в конкурсе «Святые Кольского Севе­ ра», проходившем в рамках епархиального фестиваля, во всероссийском творческом конкурсе «Святые заступни­ ки Руси». Еще одной формой со­ прикосновения с правосла­ вием является школьный праздник «Колядки» («Свя­ тые вечера», «Святки»). Он проходил накануне или пос­ ле Нового года и Рождества и совмещал в себе настроение и знание всех других зимних праздников, как народных, так и православных. Участие в празднике принимали все отделения школы: изобрази­ тельное, хореографическое и музыкальное. Готовясь, уче­ ники школы разучивали и пели колядные песни, стави­ ли сценки на тему Рождества Христова, читали стихи, тан­ цевали и играли на фортепь­ яно и гитаре. Эти знания они затем могли использовать в домашнем кругу. К сожале­ нию, сейчас этот праздник утрачивает свои прежние качества и становится более камерным. Дело в том, что с каждым годом нагрузки уче­ ников в общеобразователь­ ных школах все увеличивают­ ся, и это не всегда позволяет им находить время даже на обычные занятия в школе искусств. В 2011 году нашу школу искусств посетил владыка Симон. Он с большим внима­ нием смотрел выставки работ учеников. В беседе с директо­ ром школы владыка проявил интерес к возможным точкам соприкосновения в работе по духовно-нравственному воспитанию детей, ведь мы несем ответственность не только за качество художес­ твенного образования, но и за нравственное воспитание, и стараемся делать для этого все, что возможно. Татьяна КУГАВДА, преподават ель ДШИ им. В.И .Воробья

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz