Миссионерская православная газета. 2011 г. № 9-10. Октябрь.
М иссио н ерская право славн ая г а з е т а ^ № 9 - 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 1 / Т Е М А Н О М Е Р А ' Православные и светские СМИ: точки соприкосновения ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ От крытого епархиального фору ма «Православные и светские СМИ: точки соприкоснове ния» родилась после поез дки в Москву на Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Там говорили опоявлении множества безликих статей о Церкви, представляющих ее как некий общественно политический институт или « л у б о ч н о -этн о гр аф и ч ес кий» реликт, отнюдь не спо собствующий повышению интереса читателей светс ких СМИ к теме Правосла вия. Было странно услы шать предложения оградить деятельность православных журналистов от неусыпного контроля правящих архи ереев и жесткую критику в адрес светскихжурналистов, якобы искажающих жизнь Церкви в СМИ. Не буду от рицать ни первое, ни второе. И архиереи люди, со своим субъективным взглядом на епархиальные СМИ, встре чаются и журналисты, ру ководимые только погоней за сенсациями. Необходимо активизировать священно служителей, ведь потреб ность читателей узнать Православие очень велика, нужно искать точки сопри косновения верующих и не верующих, осознавать свою ответственность, так как и светские, и православные СМИ являются колоссаль ным источником влияния на умы людей. В последние годы в свет ских СМИ появилось много слов с приставкой «анти», ха рактеризующих те или иные явления нашей жизни: ан- тицерковные, антигосударс твенные, антиобщественные, антисоциальные, антихрис тианские, антиправослав ные... В 2000 году, приехав в Вар- зугу с участниками областно го историко-литературного конкурса «Берег России», я услышала возмущение педа- гогов-поморян: к ним приеха ли люди с антинаркотической пропагандой, развесили по всему селу рекламные пла каты со шприцами и стали в школе в подробностях рас сказывать и показывать, как «уберечься от наркотиков». Этим «антипропагандистам» было невдомек, что в старин ном поморском селе о нарко тиках люди знать не знают и не знали бы дальше, если бы не их «благой» приезд. Сегодня сила воздействия средств массовой информа ции огромна, но, как любая власть, она может быть как пагубной для народа, так и благодетельной. Чем дольше мы будем бороться против чего-то, тем больше будем этот негатив притягивать к себе. На мой взгляд, светские СМИ отличаются от право славных именно этой самой борьбой, броскими лозун гами с приставкой «анти», а православные СМИ стара ются возбуждать интерес сво их читателей к христианским истинам, к жизни святых. Деятельность современ ных СМИ, особенно телеви дения, можно рассматривать сегодня, как покушение на личное пространство, на сво боду человека жить нравс твенно, поскольку навязыва ниекультабезнравственности так же ограничивает свободу человеческого выбора, как и жестокая цензура. Поэтому, сознавая себя гражданами ве ликой России, наследниками ее православной культуры, мы можем и должны проти востоять пошлости, цинизму, бездуховности современной жизни, кем бы ни были, чем бы ни занимались, где бы ни работали: в газете, в журна ле, на радио, на телевидении. Не дать душе человеческой погрязнуть в повседневных заботах, напоминать о ее ис конном призвании достигать божественных высот —вот та, на мой взгляд, важная состав ляющая журналистского слу жения обществу. Патриарх Алексий II на путствовал православных журналистов такими слова ми: «К сожалению, большая часть информации, которую мы получаем — негативного характера. И эта негативная информация отражается на сознании людей. Им начи нает казаться, что ничего положительного не проис ходит в жизни нашего наро да». Патриарх считал, что на этом фоне именно церковные СМИ должны донести до лю дей информацию положи тельную. Будучи светским писате лем, не имеющим никакого журналистского опыта, я, придя работать в «Право славную газету», в лице ар хиепископа Мурманского и Мончегорского Симона нашла не только мудрого со ветчика, но и внимательно го, дальновидного пастыря, ненавязчиво учившего меня правильно выбрать для пуб ликации ту или иную тему, где и на чем сделать акцент. Заявления некоторых право славных редакторов на Фес тивале православных СМИ в Москве я не восприняла, да и с критикой светских СМИ была согласна только отчас ти. По опыту работы журна листов Мурманской области знаю, что благодаря именно светским СМИ жизнь нашей епархии освящается вовремя и широко, во многих газетах звучит слово пастыря и еван гельская проповедь. Возьмем, к примеру, ра диовещание. Сколько появ лялось за последние двадцать лет замечательных радиопе редач, которые затем неза метно исчезали, а слово пас тыря, слово владыки каждую неделю десятиминутной про граммой выходит более 15 лет и не становится менее востре бованным. Интересна светским журналистам личность ар хиепископа Симона. Бо лее десятка светских газет и журналов за эти годы взяли у владыки интервью. Осо бо отмечу интервью газеты «Мурманский вестник». 1996 год —«Что радует и что тре вожит епископа Симона», «Господь всякому хочет спа сения»; 2000 год —«Всем от рожденья дарованы чистые души», «Постепенно воцер- ковляться»; 2003 год —«Все мы призваны к святости». Наша епархия молодая, она еще не вырастила своих православных киножурна листов и операторов, и здесь на помощь приходят опера торы и режиссеры светских телекомпаний, которые сни мают фильмы о епархии. В своем архиве я обна ружила статью профессора И.Ф. Ушакова из газеты «По лярная правда» 19// года под названием «Каменный пер венец Колы». Это одна из его ранних статей, посвященная Благовещенскому храму. В 1989 году в трех номерах газе ты «Комсомолец Заполярья» прошел его большой очерк «Наследие Трифона», в 1990- м в этой же газете появилась статья «Легенда о колоколе». Но самая большая работа Ушакова началась в 1992 году с газетой «Советский Мур- ман», позже переименован ной в «Мурманский вестник». За пять лет Иван Федорович издал серии материалов о церквях и часовнях Мурма- на, вышли его обстоятельные статьи о священниках Геор гии Терентьеве, Константине Щеколдине, Авраамии Пали- цине, серии статей «Мир ико ны», «Душеполезное чтение», «Что читали поморы». Не ради красного словца назвали Ушакова патриархом края, он по-настоящему заслужил это звание. Без его сотрудничест вас газетами областногоуров ня, вряд ли жители Заполярья знали бы историю Кольского края, как знают ее сегодня. Именно на его трудах вырос молодой профессор Павел Федоров, написал свои книги кандидат наукигумен Митро фан (Баданин). Посредством газет Ушаков нес жителям края знания о духовной пра вославной культуре наших предков, о храмах, которых жители Мурмана были прак тически лишены. Исследуя статьи мурманс ких СМИ, я обнаружила, что большинство из них прихо дится на Трифонов Печенг- ский монастырь, о котором писали «Рыбный Мурман» и «Полярная правда» с 1989 года, с 1990 года —«Советс кий Мурман», «Моряк Се вера», «Комсомолец Заполя рья», «Печенга», «Кольское слово», «Ловозерская прав да», «Мурманский вестник», «Полярка плюс», «Нива», «Северная субботняя газета», «Славянский ход», «Северо морские вести», «Терский бе рег», «Всегда кстати», «РИО Североморск», «Погранич ник Арктики», «Комсомоль ская правда», «Вечерний Мурманск», «МК Заполя рье», газета «Вера» и журнал «Русский дом». Двадцать на именований газет! Если говорить о храмах Варзуги, Умбы, Кашкаран- цев — здесь приоритет при надлежит газете «Терский бе рег». Ни одна районная газета в области не уделяет столько внимания своим храмам, православным святым и свя тыням, сколько «Терский бе рег». Постояннымиавторами, пишущими на православные темы, являются Маргарита Карвонен, Людмила Пано ва, Владимир Асеев, Любовь Цветкова, Николай Кушков, настоятели приходов игумен Митрофан (Баданин) и иеро монах Давид (Дубинин). Продолжение на стр. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz