Миссионерская православная газета. 2011 г. № 9-10. Октябрь.

М иссио н ерская право славн ая г а з е т а ^ № 9 - 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 1 / Т Е М А Н О М Е Р А ' Православные и светские СМИ: точки соприкосновения ИДЕЯ ПРОВЕДЕНИЯ От­ крытого епархиального фору­ ма «Православные и светские СМИ: точки соприкоснове­ ния» родилась после поез­ дки в Москву на Фестиваль православных СМИ «Вера и слово». Там говорили опоявлении множества безликих статей о Церкви, представляющих ее как некий общественно­ политический институт или « л у б о ч н о -этн о гр аф и ч ес­ кий» реликт, отнюдь не спо­ собствующий повышению интереса читателей светс­ ких СМИ к теме Правосла­ вия. Было странно услы­ шать предложения оградить деятельность православных журналистов от неусыпного контроля правящих архи­ ереев и жесткую критику в адрес светскихжурналистов, якобы искажающих жизнь Церкви в СМИ. Не буду от­ рицать ни первое, ни второе. И архиереи люди, со своим субъективным взглядом на епархиальные СМИ, встре­ чаются и журналисты, ру­ ководимые только погоней за сенсациями. Необходимо активизировать священно­ служителей, ведь потреб­ ность читателей узнать Православие очень велика, нужно искать точки сопри­ косновения верующих и не­ верующих, осознавать свою ответственность, так как и светские, и православные СМИ являются колоссаль­ ным источником влияния на умы людей. В последние годы в свет­ ских СМИ появилось много слов с приставкой «анти», ха­ рактеризующих те или иные явления нашей жизни: ан- тицерковные, антигосударс­ твенные, антиобщественные, антисоциальные, антихрис­ тианские, антиправослав­ ные... В 2000 году, приехав в Вар- зугу с участниками областно­ го историко-литературного конкурса «Берег России», я услышала возмущение педа- гогов-поморян: к ним приеха­ ли люди с антинаркотической пропагандой, развесили по всему селу рекламные пла­ каты со шприцами и стали в школе в подробностях рас­ сказывать и показывать, как «уберечься от наркотиков». Этим «антипропагандистам» было невдомек, что в старин­ ном поморском селе о нарко­ тиках люди знать не знают и не знали бы дальше, если бы не их «благой» приезд. Сегодня сила воздействия средств массовой информа­ ции огромна, но, как любая власть, она может быть как пагубной для народа, так и благодетельной. Чем дольше мы будем бороться против чего-то, тем больше будем этот негатив притягивать к себе. На мой взгляд, светские СМИ отличаются от право­ славных именно этой самой борьбой, броскими лозун­ гами с приставкой «анти», а православные СМИ стара­ ются возбуждать интерес сво­ их читателей к христианским истинам, к жизни святых. Деятельность современ­ ных СМИ, особенно телеви­ дения, можно рассматривать сегодня, как покушение на личное пространство, на сво­ боду человека жить нравс­ твенно, поскольку навязыва­ ниекультабезнравственности так же ограничивает свободу человеческого выбора, как и жестокая цензура. Поэтому, сознавая себя гражданами ве­ ликой России, наследниками ее православной культуры, мы можем и должны проти­ востоять пошлости, цинизму, бездуховности современной жизни, кем бы ни были, чем бы ни занимались, где бы ни работали: в газете, в журна­ ле, на радио, на телевидении. Не дать душе человеческой погрязнуть в повседневных заботах, напоминать о ее ис­ конном призвании достигать божественных высот —вот та, на мой взгляд, важная состав­ ляющая журналистского слу­ жения обществу. Патриарх Алексий II на­ путствовал православных журналистов такими слова­ ми: «К сожалению, большая часть информации, которую мы получаем — негативного характера. И эта негативная информация отражается на сознании людей. Им начи­ нает казаться, что ничего положительного не проис­ ходит в жизни нашего наро­ да». Патриарх считал, что на этом фоне именно церковные СМИ должны донести до лю­ дей информацию положи­ тельную. Будучи светским писате­ лем, не имеющим никакого журналистского опыта, я, придя работать в «Право­ славную газету», в лице ар­ хиепископа Мурманского и Мончегорского Симона нашла не только мудрого со­ ветчика, но и внимательно­ го, дальновидного пастыря, ненавязчиво учившего меня правильно выбрать для пуб­ ликации ту или иную тему, где и на чем сделать акцент. Заявления некоторых право­ славных редакторов на Фес­ тивале православных СМИ в Москве я не восприняла, да и с критикой светских СМИ была согласна только отчас­ ти. По опыту работы журна­ листов Мурманской области знаю, что благодаря именно светским СМИ жизнь нашей епархии освящается вовремя и широко, во многих газетах звучит слово пастыря и еван­ гельская проповедь. Возьмем, к примеру, ра­ диовещание. Сколько появ­ лялось за последние двадцать лет замечательных радиопе­ редач, которые затем неза­ метно исчезали, а слово пас­ тыря, слово владыки каждую неделю десятиминутной про­ граммой выходит более 15 лет и не становится менее востре­ бованным. Интересна светским журналистам личность ар­ хиепископа Симона. Бо­ лее десятка светских газет и журналов за эти годы взяли у владыки интервью. Осо­ бо отмечу интервью газеты «Мурманский вестник». 1996 год —«Что радует и что тре­ вожит епископа Симона», «Господь всякому хочет спа­ сения»; 2000 год —«Всем от рожденья дарованы чистые души», «Постепенно воцер- ковляться»; 2003 год —«Все мы призваны к святости». Наша епархия молодая, она еще не вырастила своих православных киножурна­ листов и операторов, и здесь на помощь приходят опера­ торы и режиссеры светских телекомпаний, которые сни­ мают фильмы о епархии. В своем архиве я обна­ ружила статью профессора И.Ф. Ушакова из газеты «По­ лярная правда» 19// года под названием «Каменный пер­ венец Колы». Это одна из его ранних статей, посвященная Благовещенскому храму. В 1989 году в трех номерах газе­ ты «Комсомолец Заполярья» прошел его большой очерк «Наследие Трифона», в 1990- м в этой же газете появилась статья «Легенда о колоколе». Но самая большая работа Ушакова началась в 1992 году с газетой «Советский Мур- ман», позже переименован­ ной в «Мурманский вестник». За пять лет Иван Федорович издал серии материалов о церквях и часовнях Мурма- на, вышли его обстоятельные статьи о священниках Геор­ гии Терентьеве, Константине Щеколдине, Авраамии Пали- цине, серии статей «Мир ико­ ны», «Душеполезное чтение», «Что читали поморы». Не ради красного словца назвали Ушакова патриархом края, он по-настоящему заслужил это звание. Без его сотрудничест­ вас газетами областногоуров­ ня, вряд ли жители Заполярья знали бы историю Кольского края, как знают ее сегодня. Именно на его трудах вырос молодой профессор Павел Федоров, написал свои книги кандидат наукигумен Митро­ фан (Баданин). Посредством газет Ушаков нес жителям края знания о духовной пра­ вославной культуре наших предков, о храмах, которых жители Мурмана были прак­ тически лишены. Исследуя статьи мурманс­ ких СМИ, я обнаружила, что большинство из них прихо­ дится на Трифонов Печенг- ский монастырь, о котором писали «Рыбный Мурман» и «Полярная правда» с 1989 года, с 1990 года —«Советс­ кий Мурман», «Моряк Се­ вера», «Комсомолец Заполя­ рья», «Печенга», «Кольское слово», «Ловозерская прав­ да», «Мурманский вестник», «Полярка плюс», «Нива», «Северная субботняя газета», «Славянский ход», «Северо­ морские вести», «Терский бе­ рег», «Всегда кстати», «РИО Североморск», «Погранич­ ник Арктики», «Комсомоль­ ская правда», «Вечерний Мурманск», «МК Заполя­ рье», газета «Вера» и журнал «Русский дом». Двадцать на­ именований газет! Если говорить о храмах Варзуги, Умбы, Кашкаран- цев — здесь приоритет при­ надлежит газете «Терский бе­ рег». Ни одна районная газета в области не уделяет столько внимания своим храмам, православным святым и свя­ тыням, сколько «Терский бе­ рег». Постояннымиавторами, пишущими на православные темы, являются Маргарита Карвонен, Людмила Пано­ ва, Владимир Асеев, Любовь Цветкова, Николай Кушков, настоятели приходов игумен Митрофан (Баданин) и иеро­ монах Давид (Дубинин). Продолжение на стр. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz