Миссионерская православная газета. 2011 г. № 9-10. Октябрь.

М иссионерская православная газета № 9 - 1 0 О К Т Я Б Р Ь 2 0 1 1 Ф О Р У М Д И С К У С С И Я Каким будет наше «завтра»? Начал свою работу Откры­ тый епархиальный форум в Мурманской областной детс­ ко-юношеской библиотеке. «У писателей и журналистов один объект воздействия — человек, и где, как не здесь, начинать разговор о нашей работе и наших задачах», — подчеркнула в приветствен­ ном слове директор библи­ отеки Валентина Павловна Махаева. Начало разговору положил архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. — Средства массовой ин­ формации — это тоже поле духовной брани, здесь четко различим дух времени, —ска­ зал он. —Какой он? Божий, Христов? «Да» не ответишь. Человеческий, искаженный грехом. А два главных ис­ точника греха —плоть и гор­ дыня, причем гордыня имеет много образов, и бороться с ней труднее, чем с плотью. Предназначение СМИ ви­ дится в том, чтобы помочь войти человеку в полноту че­ ловеческого опыта, в полноту истинной жизни, которая со Христом... В этом оправдание средств массовой информа­ ции как человеческого изоб­ ретения. Разговор о взаимодейс­ твии православных СМИ и светских очень быстро полу­ чил преломление в несколько Какое «завтра» мы все вместе формируем се­ годня? И как это «вместе» можно осуществить? Об этом шла речь на Форуме православных и светских СМИ в октябре этого года, организованном инфор­ м ационно-издательским отделом М урманской и Мончегорской епархии. В М урманск были приглаше­ ны видные журналисты, как работающие на ниве пра­ вославия, так и светские акулы пера. Чтобы услы­ шать их мнение и поучас­ твовать в мастер-классах, собрались представители многих приходов области, а также те, кто занимается или собирается заняться выпуском изданий с пра­ вославной тематикой. ином ракурсе — опыт взаи­ модействия светских СМИ и Церкви. Кстати, в этом смысле опыт мурманских региональных, районных, городских средств массовой информации получил в це­ лом положительную оценку: конфликтов и непонимания, характерных для столичных изданий, у нас нет. Как отме­ тила руководитель информа­ ционно-издательского отдела епархии Надежда Большако­ ва, история православного Мурмана исследуется с дав­ них пор, и эта информация всегда находила место на пе­ чатных страницах. И первым за это нужно благодарить про­ фессора Ивана Федоровича Ушакова, немало сделавшего для того, чтобы история эта не канула в Лету. Сегодня жизнь православных приходов ре­ гиона находит полное отра­ жение на страницах местных газет. Кроме того, с 1998 года издается епархиальная «Пра­ вославная газета», и здесь порой тоже можно встретить имена светских журналистов. Тем не менее, вопросов у светских СМИ осталось мно­ го. Тогда как районные газе­ ты, как правило, легко отдают площади под православные публикации —от бесед с мест­ ными иереями до привычных советов, как правильно встре­ тить церковный праздник, то у «больших» газет сомнения еще остаются. Так, редактор «Мурманского вестника» Марина Гончаренко подели­ лась своими мыслями: — Владыка говорил се­ годня о том поле брани, на котором мы все работаем . Конечно, не хочется быть по разные его стороны, так где же нам найти точки со­ прикосновения? Где в беско­ нечной череде коммуналь­ ных и прочих проблем, что ежедневно волнуют наших читателей, найти место для разговора о вечных истинах? Журналисту трудно найти этот баланс сил, тем более, не будем забывать, история Мурманска и Мурмана во­ обще в сознании современ­ ного человека, как правило, связывается почти исклю­ чительно с советским перио­ дом, связь времен почти рас­ палась. Как мне видится поле деятельности светских СМИ в той сфере, о которой мы се­ годня ведем речь —это вместе с Церковью работать с непод­ готовленной аудиторией. Это должно быть именно живое слово Церкви, живой голос, обращенный к душе и совес­ ти человека, который только еще интересуется вопросами веры и хочет получить откро­ венные ответы на актуальные жизненные вопросы. Продолжение на стр. 9 В МИНУВШЕЕ воскресенье в рам­ ках открытого епархиального ф о­ рума «Православные и светские СМИ: точки соприкосновения» в Мончегорске состоялась творчес­ кая встреча участников форума с интеллигенцией и молодежью города. Честно сказать, впечат­ ление от нее осталось очень не­ однозначное. С одной стороны, открывал встречу архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон, что под­ черкивало ее высокий статус. С другой - организация мероприятия невольно заставила в этом усом­ ниться. Прежде всего, для собрав­ шихся так и осталась загадкой тема встречи: с темой форума она вро­ де бы не очень перекликалась, но и никакую другую внятно никто не обозначил. Правда, выступающие по этому поводу нисколько не рас­ страивались, многословно говоря каждый о своем, а больше всего о себе, любимых. Особенно преуспел в этом шо­ умен Андрей Малахов - первая часть встречи была, можно сказать, его бенефисом. Многие с удив­ лением узнали, что телезвезда, оказывается, верующий человек и регулярно ходит в церковь. Более того - он призывает «пропаган­ дировать» православную веру и считает, что именно она - та самая национальная идея, которая может объединить людей. «Трудности же «пропаганды», - говорит Андрей Малахов, - заключаются в том, что настоящие герои нашего вре­ мени - люди, пришедшие к Богу, отказываются говорить об этом на камеру. Тема веры - очень личная, и никто не хочет выносить ее на всеобщее обозрение. Мы могли бы пригласить Ирину Муравьеву рас­ сказать, как она пришла к Богу, но она не захочет. Точно так же отказы­ вается говорить об этом Екатерина Градова, сыгравшая радистку Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Оксана Федорова рассказывает ин­ тереснейшие истории про Дивеевс- кий монастырь, но только в личной беседе». В отличие от этих женщин, сам Андрей Малахов о том, как он при­ шел к вере, говорил много и охотно, учил собравшихся тому, что самое главное - хранить гармонию в душе, тогда и мир вокруг станет лучше. Но какой вклад в «гармониза­ цию» мира вносят его ток-шоу - об этом Андрей Малахов предпочел умолчать. На прямые вопросы зала, например, такой: «За последнее вре­ мя вы провели немало передач, где учителей мажут черной краской. За­ чем?» - шоумен отвечал уклончиво, якобы усиленно вспоминая, о каких именно программах идет речь, но не находя в них ничего плохого... В кон­ це концов, он договорился до того, что это просто телезрители смотрят его программы в неподходящем на­ строении, а вот если пересмотреть их еще раз - так и вообще окажется, что он сеет разумное, доброе, веч­ ное... Вот только сомневаюсь, что у кого-то может возникнуть желание еще раз смотреть это безобразие под названием «Пусть говорят!» Да и не попутал ли часом господин Ма­ лахов телеподделки Первого канала с шедеврами мирового кинематогра­ фа, которые сколько ни смотришь - каждый раз открываешь для себя что-то новое? На вопрос, почему даже в цикле его передач о святых слишком мно­ го скабрезностей, шоумен невнятно ответил, что, дескать, это формат у телевидения такой, диктует свои правила. Спасибо еще, не сказал, что это якобы публика требует жа­ реных фактов, а ТВ - оно что? Оно только отвечает запросам аудито­ рии, а так-то оно белое и пушистое, даром, что само эти нездоровые за­ просы и формирует... Совершенно непонятным оста­ лось главное: как в господине Ма­ лахове его вера сочетается с его деятельностью... Такое впечатле­ ние, что и то, и другое просто счас­ тливо не пересекаются - и никаких проблем. Но, честно говоря, больше все­ го удивил не Андрей Малахов - в конце концов, чего еще ждать от шоумена? Удивили, да что там, по­ коробили слова одного из органи­ заторов форума, редактора «Пра­ вославной газеты» Мурманской и Мончегорской епархии Надежды Большаковой, которая чуть ли не с придыханием и на полном серь­ езе объясняла, как нам несказанно повезло, что мы смогли «вживую» пообщаться с Малаховым. Не буду даже говорить о том, что на роль властителя дум шоумен не тянет ни при каком раскладе, и как насчет библейской заповеди «Не сотвори себе кумира»? По-моему, редактор «Православной газеты» в этот ве­ чер о ней явно подзабыла... Когда же после часа доволь­ но нудных откровений господин Малахов благополучно отбыл, встреча продолжала катиться по той же колее - с невнятными вы­ ступлениями обо всем сразу и ни о чем конкретно. Пожалуй, одной из немногих заслуживающих вни­ мания была мысль, высказанная прозаиком и публицистом Васили­ ем Дворцовым: «Православные и светские СМИ должна объединять ответственность: нужно отдавать себе отчет в том, какие мысли и чувства мы формируем у читателя и телезрителя». Жаль, господин Малахов его уже не слышал... Лариса АЛЕКСЕЕВА «Мончегорский рабочий» от 15 октября 2011 года «Гармония» от Малахова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz